Объектом исследования курсовой работы является ООО «Либретик» магазин «Соседи». Сеть гастрономов «Соседи» – один из крупнейших операторов продовольственного рынка розничной торговли Беларуси представленный универсальными магазинами, распределительным центром, собственным производством [7].
Исследуемый магазин «Соседи» расположен по адресу: г. Минск, ул. Рокоссовского, 35 (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 − Экстерьер магазина «Соседи»
Общая площадь исследуемого объекта составляет 560,2 м2, в том числе площадь торгового зала – 247,6 м2. Общее число работающих в магазине 59 человек (Приложение А). Изучаемый магазин работает ежедневно без обеда и выходных с 8 до 23. Торговля осуществляется комбинированным методом (по методу самообслуживания и через прилавок). По признаку товарной специализации магазин относится к универсальным (гастроном), ассортимент которого включает в себя продовольственную и непродовольственную группы товаров.
Магазин расположен недалеко от остановок, что дает возможность привлечь дополнительных покупателей по пути на работу, либо с работы. Магазин находиться вдоль дороги, около него оборудована парковка для автотранспорта, что также привлекает покупателей, передвигающихся на машине.
Изучаемый гастроном «Соседи» – это магазин «у дома» с системой самообслуживания. Удобный торговый зал, доброжелательное обслуживание, востребованный ассортимент, грамотный мерчандайзинг способствуют не только увеличению товарооборота предприятия, но и росту аудитории лояльных покупателей, известности и популярности бренда «Соседи».
Дизайн магазина «Соседи», включающий планировку и распределение площадей, – неотъемлемая часть организации торгового процесса, которая создает среду функционирования. Принципы дизайна в магазине «Соседи»:
– обеспечение в торговом зале свободного передвижения людей, товаров и оборудования;
– создание условий экономичности и простоты санитарного ухода и технического обслуживания;
– создание привлекательного интерьера магазина путем оснащения его соответствующей мебелью, торговым оборудованием, инвентарем, подбора цветового решения, светового освещения.
Отметим, что дизайн магазина выполнен в современном стиле. Отличается гармоничным сочетанием цвета и света.
Для комфорта потребителей в торговом зале установлены кондиционеры, которые поддерживают микроклимат в должных параметрах.
В торговом зале используется комбинированное освещение (естественное и искусственное). Из недостатков следует отметить, что магазин не использует современные методы мерчендайзинга, например такие как музыкальное сопровождение и арома-маркетинг [1, c. 346].
Магазин «Соседи» предлагает ассортимент для каждой целевой группы: это и повседневные продукты (молоко, хлеб, мясные изделия и пр.), и полуфабрикаты, готовые к употреблению кулинарные изделия, продукты «для перекуса», составляющие полноценного и вкусного обеда (салаты, котлеты, блинчики собственного приготовления), продукты «сладкой» группы «для души» и праздника (конфеты, торты, шоколад, печенье) и, конечно же, сырые свежие продукты для приготовления в домашних условиях (мясо птицы, овощи, крупы и пр.).
Основными целями деятельности магазина являются:
– наиболее полное удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления путем розничной торговли, оказание оптовых и других видов услуг;
– вовлечение в торговый оборот товаров из всех источников, активное сотрудничество с поставщиками, используя преимущественно прямые связи, расширение ассортимента, обеспечение надлежащего уровня культуры торгового обслуживания;
– обеспечение материально-технической базы, внедрение прогрессивных форм и методов торговли.
Планировка магазина предусматривает соблюдение всех необходимых требований, а именно:
– обеспечение нормального движения покупателей в торговом зале и создание максимальных удобств для обслуживания;
– расположение торгового зала и помещений для подготовки товаров таким образом, чтобы по окончании рабочего дня они могли быть изолированы от других помещений;
– обеспечение кратчайшего перемещения товаров и создание благоприятных условий для хранения.
Воспользовавшись данными предприятия рассчитаем финансово-экономические показатели магазина «Соседи» (Приложение А).
Таблица 2.1 − Основные показатели финансовой деятельности магазина «Соседи» за 2016-2018 гг.
Наименование показателей | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | Отклонение | 2018 г. в % к 2016 г. | 2018 г. в % к 2017 г. | |||||
сумма | в % к обороту | сумма | в % к обороту | сумма | в % к обороту | ||||||
от 2016 г. | от 2017 г. | ||||||||||
Общая площадь, м2 | 560 | х | 560 | х | 560 | х | 0,0 | 0,0 | 100 | 100 | |
Товарооборот, тыс руб. | 645,0 | 100 | 713,0 | 100 | 899,5 | 100 | 254,5 | 186,5 | 139,5 | 126 | |
Общая сумма дохода от реализации, тыс руб. | 96,7 | 15 | 124,7 | 17,5 | 179,9 | 20 | 83,2 | 55,1 | 185,9 | 144 | |
Расходы на реализацию, тыс руб. | 72,2 | 11,2 | 91,2 | 12,8 | 108,8 | 12,1 | 36,6 | 17,6 | 150,7 | 119 | |
Прибыль от реализации товаров, тыс руб. | 24,5 | 3,8 | 33,5 | 4,7 | 71,0 | 7,9 | 46,6 | 37,6 | 289,9 | 212 | |
Чистая прибыль от реализации товаров, тыс руб. | 1,3 | 0,2 | 2,1 | 0,3 | 3,2 | 0,4 | 1,9 | 1,0 | 244,1 | 147 | |
Среднесписочная численность, чел. | 50 | х | 52 | х | 59 | х | 9,0 | 7,0 | 118,0 | 113 | |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс руб. | 114,5 | 17,8 | 27,1 | 38 | 168,4 | 18,7 | 53,9 | -102,9 | 147,1 | 62,1 | |
Товарные запасы, тыс руб. | 35,0 | 5,4 | 44,0 | 6,1 | 51,0 | 5,7 | 16,0 | 7,0 | 145,7 | 115 |
Примечание − Источник: собственная разработка на основе данных организации.
Согласно расчетам, произведенным в таблице 2.1, наблюдается тенденция увеличения товарооборота.
В 2018 году по сравнению с 2016 годом наблюдается относительный рост товарооборота. Сумма расходов в 2018 году по сравнению с 2016 годом увеличилась на 150,7 %. Прибыль от реализации в 2018 году по сравнению с 2016 годом увеличилась на 289,9 %, по сравнению с 2017 годом – на 32,5 %. Показатель чистой прибыли так же имеет тенденцию роста.
За годы работы сеть гастрономов «Соседи» выработала собственные деловые традиции ведения бизнеса, основанные на принципах стабильности, надежности, взаимного доверия и долгосрочных отношения с производителями, поставщиками и покупателями. Имея сегодня хорошие показатели по товарообороту, наладив прочные контакты с поставщиками, заменив торговое оборудование, компания постоянно в поиске дополнительных источников успеха. Так, например, для изучения покупательских запросов в магазине «Соседи» проводятся маркетинговые исследования, рекламные мероприятия, внедрение новейших программ по обслуживанию клиентов, анализу деятельности. Результаты таких исследований становятся новыми задачами для развития торговли.
Таким образом, по изученной организационно-экономической характеристике магазина «Соседи» отметим, что слаженная работа всех звеньев позволяет проводить эффективную торговую деятельность, о чем свидетельствует получение прибыли и рост товарооборота.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 898.