До сегодняшнего дня запоминание букв на нотном стане в виде мнемонически найденных словосочетаний ( Every Good Boy Does Fine) или слов (F A C E) считалось блестящей находкой в области музыкальной педагогики. На самом деле это изобретение приносит музыкальному чтению больше вреда, чем пользы. И вот почему.
Построение слов и предложений с помощью букв, представляющих музыкаотные звуки, сталкивает две совершенно разные логики двух языков вместо того, чтобы наоборот делать их союзниками. Если в разговорной речи важным правилом выстраивания фраз (слов ) является определенная последовательность, которую нельзя нарушать, то в музыкальном языке таких ограничений нет, потому что музыкальные звуки свободно перемещаются в любом направлении.
Связывая каждый значок – ноту на нотном стане с начальной буквой определенной последовательности ( предложения или слова ), мы даем ученику точку опоры, основанную на логике развития вербального языка. Ложную точку опоры. Прочтение Fine does boy good every является для сознания человека бессмыслицей и наше восприятие отказывается ее воспринимать и запоминать. Поэтому при прочтении нотного текста мы не свободно перемещаемся от одной ноты к другой (fine boy does good every, every does good fine boy), а находимся на коротком поводке правильно построенной литературной фразы, из-за чего страдают и скорость и качество прочтения текста. А медленное прочтение текста мешает правильному восприятию музыки – искусства временнОго и тормозит развитие слуха, музыкальной памяти и музыкального мышления.
Как система Золтана Кодая «убила» сольфеджио в странах с буквенной системы и лишило музыкальное образование точки опоры .
«Перемещаемое До – это такой же нонсенс в музыкальной науке, как перемещаемое Эй в английском аллфавите, где каждая буква может назваться Эй.» Миша Стефанюк
.
Когда то давно венгерский композитор и преподаватель Золтан Кодай изобрел релятивную систему обучения пению. Целью такого изобретения было научить музыкально неграмотные народные массы петь в хоре, не тратя времени на разучивание нот. Кодай применил в обучении самую первую стадию музыкальной грамматики – стадию озвучивания, упростив ее тем, что заменил сотни нотных знаков на письме семью знаками руки дирижера. Весь мир музыки был как бы собран в простейшее соотношение семи ступеней лада. Эта система как нельзя лучше вписалась в хоровую практику людей, для которых музыкальное образование было недоступно.
К сожалению, изобретение Кодая, созданное с утилитарной целью – дать необразованным массам первоначальное представление о взаимоотношении 7 звуков музыкальной системы - было перенесено в музыкальные классы, которые отвечают за музыкальную грамотность детей, и невольно нанесло урон музыкальному образованию в целом. Закрепляя пение нот сольфеджио только за одним звукорядом, этот подход сделал невозможным пение сольфеджио во всех других тональностях, начинающихся не от «До». Объединие системы Кодая с системой сольфеджио в одно целое ничем не улучшило систему Кодая, которая с таким же успехом могла применять другие слоги для пропевания, но нанесло урон сольфеджио, урезав весь этот курс музыкального образования до одного уровня – стадии вокального пропевания семи нот.
Поэтому все другие тональности изучаются «всухую» исключительно с помощью буквенной системы без возможности пропевания музыки голосом.
У данной проблемы есть простое решение: отменить передвижное «До», взяв от системы Кодая самое главное - освоение лада с помощью ручных знаков. Можно и нужно начинать курс обучения лада с одной тональности – До мажор. Вполне оправданно сделать эту тональность точкой опоры для понимания взаимодействия ступеней в других тональностях.с помощью музыкального алфавита и музыкальной азбуки. Но пропевание музыки звуками сольфеджио во всех 24 тональностях мажора и минора должно быть необходимым условием обучения повсеместно и в любом возрасте.
Я написала слова «Музыкальный Алфавит» и «Музыкальная азбука» и тут же поймала себя на мысли, что, окончив музыкальную школу, музыкальное училище и консерваторию и преподавая музыку более 26 лет, я не часто встречала преподавателей, которые серьезно занимались обучением детей музыкальному алфавиту ни на Украине, ни в США.
Это невероятно, но в музыкальных классах дети не изучают музыкального алфавита!
Мы начинаем учить детей Алфавиту задолго до школы. В США даже есть специальная «Алфавитная» песенка, которую знает каждый малыш. Потом, как правило, мы подключаем зрительное запоминание каждой буквы по отдельности, связывая выученное звучание буквы с ее изображением. Затем мы учим детей, как составлять из букв слоги и слова, ну и только после этого наступает очередь грамматики или правил.
Когда же мы обучаем музыке, все построено шиворот навыворот : мы начинаем с грамматики и заучивания нот по одной, а Алфавит почему-то не учим никогда.
Давайте определимся, что такое Музыкальный Алфавит.
Музыкальный Алфавит – это последовательность звуков музыкальной системы, которую нужно уметь проговаривать голосом, а также фундаментальный этап музыкального чтения, естественная точка опоры для понимания системы соотношения музыкальных звуков на речевом и логическом уровне. Музыкальный Алфавит - это уже не просто речь человека, ибо содержит в себе фонетически – артикуляционный компонент логики музыкальной системы. И это еще не музыка, потому что не требует от голоса пропевания нот по высоте.
Знание Музыкального Алфавита – это основа музыкальной грамматики, в которой заложены все необходимые ресурсы для становления и развития музыкального слуха и голоса. В Музыкальном Алфавите заложен также ключ к пониманию соотношения нот в системе, чтения мелодий, интервалов и аккордов. Это также – необходимый ресурс к «добыванию» звуков из инструмента, потому что ни один музыкальный инструмент не обходится без организации звуков по порядку. Современная музыкальная педагогика старается «привязать» запоминание каждой ноты прежде всего к ее графическому расположению на той или иной линейке нотного стана, вне ее контекста. И это очень неразумный подход, потому что
- во первых каждая нота – это часть единого целого и находится в тесной логической взаимосвязи со всеми другими нотами системы. Вырывание одной ноты из общего контекста делает ее освоение неполным, потому что мы всегда воспринимаем музыку в системе. Так проигрывая каждую ноту учащийся не только должен точно знать ее название, пропевая голосом или внутренним слухом, но, следя за развитием на несколько шагов вперед, отдавать себе отчет в том, как будут называться последующие ноты, ведь от этого зависит понимание музыкальной логики в целом. Таким образом, знание Музыкального Алфавита поможет понять логику музыкального языка.
- во-вторых, все ноты Музыкального Алфавита находятся между собой в тесной графической связи. Поставленные по-порядку они представляют собой довольно стройную и симметричную систему, для понимания которой знание Музыкального Алфавита необходимо. Знание Музыкального Алфавита поможет понять логику графического оформления музыкального языка – или музыкальной нотации.
- В третьих, звуки Музыкального Алфавита подразумевают в своей организации мышечные закономерности его исполнения, а это помогает нашей координации не только определить направление движения, но и легко справляться с такими проблемами, как скачки мелодии, игра двойными нотами и аккорами. Знание Музыкального Алфавита подготавливает мышцы человека к музыкальному прочтению.
- В четвертых, слуховое запоминание артикуляции – один из самых устойчивых навыков человека, приобретенный от рождения. С помощью артикуляционной памяти ребенок выучился разговорной речи. И вычеркивать этот неоценимый опыт запоминания материала по слуху было бы просто глупо. (В моем классе часто дети со слабыми музыкальными данными очень эффективно запоминают наизусть музыкальные произведения, опираясь на артикуляционное запоминание системы. Это, в свою очередь, постепенно «вытягивает» развитие их музыклаьного слуха и памяти.) Знание Музыкального Алфавита способствует развитию музыкальной памяти через артикуляцию.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 260.