Тема 6: Типология средств массовой информации.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В процессе взаимодействия журналистики с социальной практикой создается определенная структура средств информации. Oна, в свою очередь, должна быть точно отражена в типологических характеристиках, с помощью которых описывается каждое издание и вся система СМИ. Типология, вообще говоря, это классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков. Тип (греч. typos — «отпечаток, форма, образец») изданий и программ определяется устойчивой совокупностью комплекса ха­рактерных черт, появляющихся под действием типообразующих факторов.

Принципы типологии СМИ:

1) Типологические признаки носят не формальный, не частный характер. Изменение хотя бы одного из них влечет за собой целую цепь преобразований в облике и содержании издания.

2) Типология СМИ находится в зависимости от многих внешних (социальных) и внутренних (журналистских) причин и факторов. К примеру, новая для России деловая пресса (газеты «Коммерсантъ», «Экономика и время», «Континент-Сибирь» и др.) обязана своим появлением и успехом возрождению в России предпринимательства и формировании спроса на деловые издания.

3) Движение в типологии прессы происходит непрерывно. Это касается не только распределения средств информации по группам, но и самого набора критериев, принятых для описания изданий.

ПАРАМЕТРЫ ТИПОЛОГИЗАЦИИ

Регион распространения:

- транснациональные;

- общенациональные;

- региональные;

- местные (муниципальные, локальные; городские, районные);

- издания предприятий (корпоративные, многотиражные).

Принято классифицировать прессу по вертикальному принципу, в соответствии с административно-территориальным устройством государства. За основу берется не место издания, а обслуживаемая территория. Иначе классификация будет некорректной. Газеты, выходящие в провинции, нередко претендуют на распространение по всей территории государства и даже за его пределами. Например, газеты «Честное слово» или «Континент Сибирь», выходящие в Новосибирске, распространяются по нескольким областям Сибирского федерального округа. А новосибирская газета «Соседи» распространяется только на 5 районов города.

Если зона регулярного действия средства информации расширяется до международных масштабов, то оно получает статус транс­национального (или наднационального). Американский журнал «Time», например, имеет четыре зарубежных издания, предназна­ченных для разных континентов. Созданная недавно телекомпания «Всемирный русский канал» рассчитана на 200 млн. зарубежных граждан, говорящих по-русски, и с помощью организации спутниковой связи «Евтелсат» должна приниматься на территории всей Европы.

Следующий уровень — общенациональные СМИ (для нашей стра­ны общероссийские, федеральные – газеты «Российская газета», «Новая газета», «Коммерсант»; телевидение – «ТНТ», «Россия», радио «Русское радио», «Шансон», «Маяк»). Таковыми они становятся, если синхронно расходятся по всей территории страны или по преобладающей ее части. Данный критерий исключительно зна­чим не только в собственно журналистском измерении, но и в политическом и юридическом отношениях. Для примера сошлемся на федеральное законодательство о предвыборной агитации. Оно определяет особый порядок действий для СМИ, имеющих общенациональный статус. К ним относятся организации телерадиове­­щания, передачи которых уверенно принимаются в половине и более субъектов федерации, и периодические печатные издания, которые распространяются в тех же пределах.

По старинке такие СМИ все еще нередко называют централь­ными. Однако в советское время это слово несло в себе специфи­ческий, не только географический смысл. Отражая принципы устройства государства и управления, печать действовала как иерар­хическая система. Слово центральной «Правды» воспринималось на местах как голос верховной власти, критику недостатков, на­пример, в области надо было понимать как указание исправить положение дел, областные же или тем более районные газеты по имели права критиковать действия всесоюзных органов управле­ния. К тому же вышестоящие издания сами выступали в роли ру­ководящих инстанций по отношению к нижестоящим: с этой це­лью использовался специальный механизм — публикация обзором печати. С изменением системы власти и управления, а также е утратой журналистикой полномочий официального рупора власти и понятие «центральная газета» изжило себя.

В каждой стране складывается своеобразная сеть периодики. У нас под влиянием социальных обстоятельств образовался некий промежуточный тип СМИ. В самом деле, как определить положение тех бывших всесоюзных информационных каналов, которые по-прежнему пользуются спросом в республиках СНГ и Балтии. Транснациональными они вроде бы не являются, поскольку не рассчитаны на эти независимые государства, главным стимулом знакомства с ними служит интерес аудитории к России. Однако фактически передачи телекомпании ОРТ и тиражи газет «Извес­тия», «Труд», «Комсомольская правда» и других изданий регуляр­но «перешагивают» государственные границы. Очевидно, надо от­носить подобные явления к маргинальному (неопределенном} типу, и это состояние сохранится до тех пор, пока маргинальными будут оставаться сами отношения бывших советских республик.

Конкретное содержание всякий раз вкладывается и в понятие « региональные СМИ». Это могут быть и издания, обслуживающие отдельные субъекты федерации (республики, области), и периодика, рассчитанная на более крупную, исто­рически сложившуюся часть страны, отличающуюся природны­ми, экономическими, национально-культурными особенностями: Северо-Запад, Западная Сибирь, Нечерноземье и т.п.

Под местной прессой в последние годы стали понимать глав­ным образом издания, выходящие в районах и городах областного (республиканского) подчинения. Существует и аналогичная сеть радиовещания. Удовлетворяя особые интересы жителей небольших населенных пунктов, этот тип СМИ имеет надежный потреби­тельский спрос. Однако его экономическая база резко ослабла, «районки» нуждаются в адресной помощи.

В России получила «права гражданства» муниципальная прес­са — сравнительно новые у нас газеты городских районов, волос­тей и малых населенных пунктов (в пределах полномочий муници­пальной власти).

В то же время продолжают выходить газеты предпри­ятий, учреждений и учебных заведений. Сеть этих изданий в конце 1920-х годов была создана по всей стране (несколькими годами поз­же возникла подобная сеть производственных радиоредакций). В про­фессиональной среде их называли фабрично-заводскими и вузовс­кими изданиями, газетами фирм, а чаще — многотиражными газе­тами, или, по-свойски, многотиражками. В действительности тиражи этих газет очень малы, поскольку обычно они распространяются в пределах, скажем, одного завода или университета (газета завода НОВЭЗ – «Новое время», газета «Чистая вода», газета «Весь университет»).

В условиях конкуренции симпатии аудитории заметно перерас­пределяются в пользу региональных СМИ, что в большей степени характерно для печати и в меньшей — для телевидения. Это связа­но и с более полным учетом их редакциями запросов населения, и с относительно невысокой ценой «домашних» изданий (ведь в структуре цены огромную долю занимает доставка периодики к читателю), и с дотациями и льготами, которые предусматривают для своей прессы областные бюджеты. Регионализация характерна и для радио: Петербургское радио популярно у 45% жителей се­верной столицы, хотя всего в эфире для них звучат 24 станции.

Учредитель:

- частное лицо;

- объединение граждан;

- предприятие, учреждение, организация;

- государственный, муниципальный орган власти.

Законодательно установлен регистрационный (а не более жесткий разрешительный) порядок учреждения: фактически органы власти всего лишь подтверждают заявку учредителя и берут созданную им газету или канал на учет. Правда, для теле- и радиокомпании надо получить еще лицензию на вещание, на занятие определенной час­тоты в эфире. Регистрационный взнос выражается в доступных гражданам суммах: 5—7,5 минимального размера оплаты труда для обыч­ных изданий, агентств или аудиовизуальных программ, при пяти­кратном увеличении для рекламных СМИ и десятикратном — для эротических. Все это — свидетельства весьма либерального отноше­ния государства к рождению новых средств информации. В нынеш­ней России на первые по количеству места среди учредителей выш­ли сами редакции и издательства, частные лица, общественные организации, производственные предприятия. На этом фоне как небольшая группа воспринимаются партийные издания.

Не надо, однако, думать, что сегодня подавляющее большин­ство редакций не ощущает влияния каких-либо политических сил. Острота противоречий в политической жизни порождает борьбу за сферы влияния в журналистике.

тематика (аудитория):

- универсальная пресса (политематические - для всех);

- специализированная (для аудитории с более или менее четкими контурами: медицинские, военные, женские, детские и т.д.).

В самом широком плане существует деление на СМИ для всех и обо всем и специализированные (для части аудитории и по более или менее узкой тематике). В литературе прежних лет упо­треблялось наименование «общественно-политическая пресса». Так, в соответствии с реальностью советского строя, акцентировалась главная задача преобладающей части изданий — служить инстру­ментом проведения политики государства. Но, вообще говоря, вы­делять только политический аспект журналистской деятельности неправомерно, особенно сегодня, когда громко заявила о себе коммерческая, развлекательная, просветительская и прочая неполитизированная журналистика. В «старой», дореволюционной Рос­сии имело хождение понятие «универсальная газета».

Под давлением условий существования редакции сами уточня­ют свою ориентацию, выбирая адекватные и привлекательные для публики определения. Так, по данным Союза распространителей печатной продукции, в конце 90-х годов наиболее массовые по тиражу газеты («АиФ», «Комсомольская правда», «Труд») обозна­чили тематику публикаций как универсальную, политическими себя назвали только «Коммерсант-Daily», «Новые Известия» и «Правда», да еще региональные издания, каждое из которых име­ет тираж не выше 50 тыс. экземпляров.

Специализированная периодика рассчитана на аудиторию с бо­лее или менее четкими контурами, что придает ей устойчивость на рынке, хотя в большинстве случаев и не сулит грандиозного всеобщего спроса. Роль таких координат играют прежде всего со­циально-демографические характеристики (пол, возраст, образо­вание, уровень доходов, профессия, вероисповедание и др.). Обычно не составляет труда по характеру публикаций определить, что то или иное издание адресовано детям, женщинам, сельским жите­лям, православным христианам и т.п. Однако специализация берет в расчет и более детальное сегментирование рынка. Так, узко на­правленная пресса издается для групп потребителей, объединен­ных по личным интересам (для автомобилистов-любителей — «5 колесо», для спортивных болельщиков — «Советский спорт», для поклонников и служителей сцены — «Театральная газета» и т.д.). В нашей стране давно и прочно утвердилась профессионально-от­раслевая периодика: «Красная звезда» для военнослужащих, «Гу­док» для работников железнодорожного транспорта, «Учительская газета», «Медицинская газета», «Строительная газета» и т.п. И на­оборот: сравнительно коротки пока еще биографии изданий, рас­считанных на иностранцев и тех граждан России, кто проявляет интерес к контактам с зарубежными фирмами (например, еже­недельника «Иностранец» в Москве и газеты «The St. Petersburg Times» в северной столице).

Функции:

- развлекательные («Космополитан», «Жизнь»);

- аналитические («Новая газета», «Экономика и время»);

- информационные (программа «Время»);

- литературно-художественные («Литературная газета», «Сибирские огни»);

- рекламные («Ва-Банк», «Навигатор»);

- просветительские («Вокруг света», «Гео»).

Издательские характеристики:

- периодичность;

- формат;

- объем;

- техника производства;

- цветность.

Имеется в виду весь комплекс сведений о периодичности выхода, тираже и распространенности, Формате, объеме издания или программы. Это отнюдь не формаль­но атрибуты. Например, периодичность «заказывает» определенную меру оперативности информации. Различают ежедневные издания (четыре раза в неделю и чаще), выходящие два—три раза в неделю, понедельные, декадные, помесячные, ежеквартальные и тому подобные органы печати, а также не имеющие регулярной периодичности. Издания, выходящие в свет реже одного раза в год, не относятся к периодике.

Формат обозначается стандартными параметрами. В вещатель­ной журналистике этим словом обычно обозначается целостная модель программы или канала (например, музыкальный или ин­формационно-музыкальный форматы). Для прессы установлены стандартные размеры страниц: А2 (или «большой формат», как у «Известий» или «Советской России»), A3 (или «половинный фор­мат», как у «Российских вестей» и преобладающей части район­ных и городских газет) и А4 (хорошо знакомый студентам размер бумаги для принтеров, которые используются в производстве ма­лотиражных газет). Названные параметры обязаны своим проис­хождением размерам типографской бумаги, на которые настрое­ны печатные машины. Форматы газет кратны по отношению к бу­маге и друг к другу. Так, если А2 выражается соотношением 600 х 420 мм (высота и ширина листа), то A3 ровно вдвое меньше: 420 х 300. Конечно, при желании можно задать другие, произ­вольные параметры, но отклонение от стандартной наладки тех­ники чревато материальными потерями. С появлением возможнос­ти печатания тиража на зарубежной технике в издательское дело пришли и новые форматы. Особенно быстро завоевывает популяр­ность таблоид — он чуть меньше привычного A3. Таблоидный фор­мат можно встретить в еженедельниках газетного типа, новых тон­ких журналах, а также в газетах, генетически связанных со своими западными прообразами (например, в газете «Деловой Петербург», основанной шведским издательским концерном «Bonnier» по об­разцу других его изданий).

В стандартных единицах измеряются и объемы передаваемой информации. На радио и телевидении это, естественно, хроно­метраж («получасовая передача», «пятиминутка новостей» и т.п.) В прессе для указания объема приводят количество полос (а не страниц, как говорят далекие от журналистики люди): четырехпо­лосное, восьмиполосное издание и т.д. Более точные данные получаются, когда тексты измеряют в условных единицах, именуемыми печатными листами или, близко по значению, авторскими листа­ми и учетно-издательскими листами. В данном случае лист равен приблизительно 40 тыс. знаков. Если соблюдать правила машино­писи (а это один из элементов культуры труда), то на странице текста поместится 1700—1800 знаков. Лист составляет 22—24 маши­нописные страницы. При формате А2 газетная полоса составляет 1/4 долю печатного листа, A3 — 1/8 и т.д. Свободно владея этими инструментами счета, несложно бывает соотнести между собой по объему издания различных форматов.

Особое значение имеет техника производства журналистской продукции. Прогресс в этой области ощутимо увеличил разнооб­разие способов передачи текстов. Бумага перестала быть единственно возможным носителем печатного слова. Например, в Венесуэле издателям дешевле обходится пластмассовая основа для печати. Другие новаторы в погоне за читателями используют нестандарт­ные красители и даже ароматизаторы листа. Известна анекдоти­ческая история про газету «Бифштекс», которую издатель пропитывал запахом, соответствующим названию. Ее первыми «потребителями» оказывались домашние собаки, опережавшие своих хозяев. Возникают пограничные формы передачи информации, со­четающие в себе черты печатной прессы и эфирной журналистики.

Качественная и массовая пресса. Данное разделение прочно вош­ло в оборот западных теоретиков и практиков журналистики. В отечественной системе классификации оно только приживается. База для разграничения прессы мнений (качественной, элитар­ной) и прессы новостей (массовой, популярной) существует в самой практике редакций. В известном смысле это результирую­щие характеристики, поскольку они вбирают в себя особенности проблематики, аудитории, тиражирования, стиля, оформления изданий.

 

Качественная_________________Массовая______________________Бульварная

Ведомости                              АиФ

Коммерсант                             Московский комсомолец

    Российская газета                               Комсомольская правда

       Известия                                                                    Жизнь

         Новая газета                                                                             Желтая газета

 

Качественной прессе свойственны аналитичность в подходе к событиям, взвешенность оценок, спокойный тон публикаций и главное — надежность фактов и мнений. Так, парижскую «Le Monde», в которой материалы проходят тройной контроль на дос­товерность, университетские преподаватели и студенты использу­ют наряду с официально признанными учебниками. Респектабель­ностью отличается и ее внешний вид, вплоть до того, что газета избегает фотоиллюстраций, отдавая предпочтение текстовым ком­ментариям. Напротив, согласно американскому «Словарю языка средств массовой информации США», популярная (массовая) пресса — это печатные средства информации, в особенности газеты, в которых больше развлечения, чем информации, и которые предназначены менее образованной части населения; «желтая» журналистика ... это источник сенсационных, часто неточных, неприличных или вульгарных материалов, которые сочетаются с грубыми заголов­ками и иллюстрациями. Обилие изобразительных материалов, «кар­тинок» — стойкий признак их дизайна.

В последнее время специалисты начали использовать понятие смешанного типа периодики как специфического для нашей страны. Имеется в виду, что в одном издании сочетаются и полезная, развивающая аудиторию информация, развлекательные компоненты содержания, в том числе выполненные в игровой форме. Будущее покажет, насколько жизнеспособен и перспективен такой синтез. Пока что относительно больший успех выпал на долю откровенно развлекательной печати и вещательных программ. Как показывают наблюдения за рынком сбыта продукции СМИ и опросы населения, досуговая журналистика, предназначенная, условно говоря, для чтения в метро и электричке, ощутимо теснит солидную прессу мнений, поглощая львиную долю аудиторных симпатий. Нетрудно увидеть здесь параллели и с конъюнктурой информационного рынка за рубежом, и с нашим собственным историческим опытом.

Типология и эффективность СМИ. Типология помогает по­нять место изданий в системе СМИ, способствует их взаимодей­ствию, развитию здоровой, нормальной конкуренции, высвечи­вает место СМИ в рамках географического, информационного, экономического, социального пространства, будь то пределы Рос­сии, региона или города. Типология определяет особенности дея­тельности, взаимоотношений с политическими структурами, эко­номическими институтами, с потребителями информации, чита­телями, слушателями, зрителями. Типология обеспечивает наиболее эффективную реализацию информационной политики в данных условиях, помогает выработать методы общения с аудиторией.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 344.