1) в форме пассивной, когда она представлена в обществе как тексты «до востребования»: живущие в информационных хранилищах, они ждут своего часа – возникновения коммуникативной ситуации, когда смогут передать адресату «законсервированную» в них информацию.
2) в форме непроизвольной активности, когда она циркулирует по каналам неструктурированных межличностных коммуникаций, попадая туда непосредственно от создателей, чаще всего остающихся неизвестными, и варьируясь в зависимости от условий коммуникативных ситуаций.
3) в форме произвольной активности, когда ее предлагают членам общества специально созданные социальные институты в виде динамичной, регулярно пополняющейся совокупности информационных продуктов, движущейся по открытым, определенным образом структурированным каналам коммуникаций, принципиально доступным для всех. Обозначая эту совокупность, исследователи все чаще употребляют понятие «массовые информационные потоки». Здесь представлены главным образом тексты современные, институционально созданные, однако по мере необходимости сюда вовлекаются и тексты из «глубинных пластов» массовой информации, и тексты, родившиеся спонтанно. Массовые информационные потоки – это способ актуального существования массовой информации, каково бы ни было ее происхождение, к какому бы слою она ни относилась.
Массовыми они называются потому, что принципиально ориентированы на охват бесконечно обширной аудитории. Это отличает их от СМИ, у каждого из которых есть целевая аудитория. СМИ выходят периодически, а массовые информационные потоки создаются и распространяются непрерывно.
Индивидуум отдает себе отчет в своем взаимодействии со СМИ: купил газету, прослушал радиопередачу, посмотрел телевизор и т.д. Напротив, присутствие МИП далеко не всегда осознается.
Первостепенные потребности, разрешение которых недостижимо без массовой информации, образуют вполне обозримый ряд, и значительная часть из них Вам уже известна. Однако для полноты картины перечислим их все, одну за другой. Это потребности:
1) в формировании массового сознания – инварианта общественного сознания, который, как мы видели, играет роль «камеры эталонов» при освоении вновь поступающей информации;
2) в приеме и оперативном распространении сведений об общественно значимых изменениях действительности;
3) в самоопределении общественного мнения – оперативной программы реагирования общества на изменение условий существования;
4) в своевременной выработке и распространении «команд» – разного рода управленческих решений, принимаемых специальными институтами управления с целью побудить массы к соответствующим практическим действиям;
5) в поддержании необходимого жизненного тонуса общества – такого психофизического состояния людей, при котором в случае нужды легко возникает и реализуется готовность к действиям;
6) в поддержании необходимого уровня межгрупповых контактов – оно служит гармонизации общественных и групповых интересов, повышающей степень согласованности общественных практических действий;
7) в оказании помощи членам общества в связи с возникающими у них проблемами делового или частного характера, поскольку они способны нарушать гармонию общественных, корпоративных и личных интересов, отрицательно сказываясь на согласованности практических действий масс.
Структура массовых информационных потоков:
1 группа - тексты, нужные для того, чтобы стимулировать духовные искания людей, ведущие к формированию массового сознания.
2 группа – тексты, оповещающие об изменениях действительности. Только стоит подчеркнуть: об изменениях и на очевидном уровне (события), и на неочевидном (проблемы).
3 группа – тексты, знакомящие с разными мнениями о происходящем.
4 группа - управленческие тексты: в них – те или иные решения институтов власти, рассчитанные на управление поведением масс.
5 группа – тексты, обеспечивающие должный жизненный тонус (рекреативные). Их можно назвать развлекательными: развлечения помогают человеку разрядиться, восстановиться, то есть выполняют рекреативную функцию.
6 группа - тексты, которые дают возможность знакомиться с знаниями, нормами и ценностями разных групп людей, со специфическими групповыми ценностями, скажем национальными, профессиональными, возрастными. В том числе с ценностями общественных лидеров.
7 группа - тексты, способные помогать в решении личных или деловых проблем. В данном случае речь идет о помощи в преодолении типовых проблем деловой и частной жизни, разного рода производственных и бытовых трудностей. Этому служат справочные, рекламные, эпистолярные и тому подобные тексты.
Каналы распространения массовых информационных потоков:
1) книга;
2) периодическая печать;
3) радио;
4) телевидение;
5) кино;
6) компьютерные сети.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 336.