Массово-информационные потоки.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Массово-информационные потоки.

Система принципов журналистики

На каждом этапе журналистской деятельности действуют как частные правила (например, для этапа сбора информации), так и общие, характеризующие подход журналиста к явлениям жизни, способ их оценки, профессиональные качества автора. Такие общие правила и есть принципы журналистики – совокупность определенных норм и приемов, сформировавшаяся на основе объективных законов.

1. Принцип правдивости - строгое следование фактам – ведущий принцип журналистики.

2. Принцип объективности реализуется, во-первых, если все журналистские оценки и доводы будут строго аргументированы, то есть основаны на фактах; во-вторых, если в тексте будут представлены все стороны конфликта.

3. Принцип демократизма - свобода участия в деятельности СМИ. Этот принцип дает возможность каждому члену общества выразить публично свое мнение и быть услышанным.

4. Принцип массовости - смысл его в максимальном учете интересов и потребностей различных профессиональных и возрастных групп потенциальных читателей.

Принципы демократизма и массовости, таким образом, базируются на двух идеях: плюрализма и толерантности.

Плюрализм – точка зрения, исходящая из признания множественности позиций, взглядов, идей, представляющих объективно существующие различия между их носителями – разными социальными группами общества.

Толерантность – благожелательная терпимость к взглядам других, признаваемых равноправными. 

5. Принцип патриотизма - значит исходить из национальных интересов, стремиться своим творчеством изменить к лучшему окружающую жизнь. Уместной и даже необходимой в данном контексте будет и критика недостатков, всего того, что мешает обществу.

6. Принцип гуманизма – его смысл заключается в словосочетании «не навреди».

 

Сущностные особенности средств массовой информации различных типов

Четыре подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, Интернет-СМИ, каждая из которых состоит из огромного числа каналов — отдельных газет, журналов, альманахов, программ радио и телевидения, сетевых изданий разного типа, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах).

Каждая отдельная подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе использования своих специфических особенностей, проявляющихся, прежде всего, в способах фиксации и передачи информации.

Трансформация системы средств массовой информации

В постсоветский период

ИСТОРИЯ

Типологическая палитра средств массовой информации Рос­сии изменилась за последнее десятилетие достаточно основатель­но. Это объясняется влиянием двух основных факторов:

1) переменами в социальной структуре российского общества, которые уже зашли достаточно далеко,

2) новыми техно­логическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире.

Это сложный про­цесс, и Россия, которая в советскую эпоху почти полностью нахо­дилась вне общего потока развития СМИ, сегодня оказывается включенной и в этот поток, и тем более в собственные перестроечные и постперестроечные реформы.

От вертикальной и партийной — к горизонтальной и ком­мерческой структуре.

Советская система СМИ была вертикальной и партийной.

Вертикальной: СМИ более низкого географически уровня находились под управлением СМИ боле высокого уровня; То, что разрешалось СМИ более высокого уровня, было запрещено для других. Например, журналисты областной газеты «Советская Сибирь» могли рекомендовать журналистам газеты какого-либо района Новосибирской области поднять или, напротив, не поднимать какую-либо тему, редактор «СС» мог направлять определенные тексты для публикации в районках, сотрудники «СС» регулярно проводили обзоры районной прессы и высказывали замечания, к которым обязаны были прислушаться журналисты малых газет.

Партийной: несмотря на то, что официально, кроме партийной, то есть учрежденной коммунистической партий, прессы, была пресса советская (отраслевая), в состав учредителей которой входили различные общественные организации, трудовые коллективы, профсоюзы и т.д., все официальные СМИ того периода не могли нарушать принципы партийности и четко контролировались через цензурные комитеты партийными органами различного уровня. Кроме того, в советские годы была организована обязательная подписка на некоторые партийные издания для всех членов коммунистической партии. Главной газетой страны была газета «Правда» - самая авторитетная газета, глас партии, руководства, ее тиражи были самыми большими. Иногда доходило до абсурда: например, тиражи других изданий («Труд» на рубеже 70-80 годов) умышленно урезались, ограничивались так, чтобы не превышать показателей «Правды», поэтому читатели спешили подписываться на любимые газеты с самого начала подписной кампании – а то могли не успеть.

ТРАНСФОРМАЦИЯ 

Преобразование вертикальной и партийной парадигмы было обусловлено несколькими факторами.

1) Ушла в прошлое КПСС, определявшая основные параметры со­ветской печати, и вместе с ней исчезло подавляющее большин­ство партийных изданий, на базе которых возникли независимые газеты журналистских коллективов.

2) Распалась админи­стративно-командная система управления, определявшая многие элементы типологии газет, журналов, радиовещания и телевиде­ния. Нет больше вертикали прессы от «Правды» до районной газе­ты.

Вместо этого получила развитие горизонтальная и преимущественно коммерческая  структура, со­ответствующая современным демократическим принципам (функ­ционирование самостоятельных, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций).

Горизонтальная: теперь нет вертикальной зависимости (от центральных газет через областные к районной прессе). Возникает новая система управления – по горизонтали: сильные крупные издания открывают свои филиалы на региональном уровне, при этом центральный офис диктует, определяет редакционную политику своих филиалов. Или же образуются крупные издательские дома, выпускающие несколько изданий различных типов, при этом общее информационно-идейное, а главное – финансовое руководство осуществляет единый центр, дирекция ИД.

Ставшие независимыми издания, ранее входившие в структу­ру центральной прессы, такие, как «Труд», «Комсомольская прав­да», «Известия», распространяются по всей территории России, но тиражами, во много раз меньшими, чем в начале 90-х гг. Тип центральной газеты трансформировался, утратив директивность. Кроме того, доступ к издающимся в Москве газетам сегодня край­не ограничен, что отрицательно сказывается на цельности рос­сийского информационного пространства. Нишу, освободившую­ся таким образом, занимают региональные и местные издания, уделяющие значительно меньше внимания общероссийским и международным проблемам.

Получившие независимость газеты недолго оставались в руках журналистских коллективов и скоро в большинстве своем стали добычей банков и корпораций. На смену партийной прессе при­шли коммерческие издания, принадлежащие различного рода хол­дингам, банкам, корпорациям, а это в свою очередь привело к появлению новых типов и видов изданий.

Коммерческая: сегодня большая часть СМИ формально не принадлежит государству, органы власти не являются учредителем большинства СМИ. Кроме того, все чаще начали говорить об успешности медиа-проекта не как об идеологическом продукте, а как коммерческом предприятии. Успешный – значит прибыльный.

 

ТЕНДЕНЦИИ:

Глобализация

Глобализация и СМИ. Многие тенденции международной типологии связаны с влиянием глобализации и развития новых технологий, которые позволяют ускорить передачу сигнала в раз­ные точки земного шара. С одной стороны, создаются глобальные газеты. Их немного, всего четыре: «Wall Street Journal», «Financial Times», «USA Today», «International Herald Tribune». Все они изда­ются на английском языке — языке общения международного биз­неса.

Глобализация сопровождается также усиленным развитием местной прессы и малых по тиражу, но весьма влиятельных для небольших населенных пунктов и общин изданий. Подобная тен­денция наблюдается и в России, где растет число малотиражных газет для небольших групп.

Глобализация во многом меняет философию радиовещания. Цифровой радиосигнал позволяет соединять вещание глобальное и местное, вплоть до общинного. Одна из главных тенденций се­годня — бурный рост местного радио благодаря удешевлению рас­пространения сигнала и быстроте его передачи через Интернет или спутники связи. Типология радио также существенно измени­лась. Резко сокращается доля национальных радиовещательных компаний и увеличивается число местных станций, работающих в диапазоне FM.

В Рос­сии пока наблюдается существенная регионализация радио и его переход на местное вещание.

Регионализация СМИ

Аудитория и типологический вектор региональных и местных СМИ. Высокая степень влияния на типологию средств массовой информации осуществляется через аудиторию. Если телеви­дение и радио, несмотря на трудности, достаточно доступны для россиян, то газеты практически утратили свой когда-то универ­сальный охват населения. Значительная часть российских граждан не выписывает газеты, не покупает их в киосках, обходится толь­ко телевизионной информацией, прежде всего из-за высоких цен на газеты и журналы. Конечно, это не единственная причина па­дения тиражей газет и журналов. Немалое значение имеет и опре­деленная потеря доверия к ним со стороны аудитории. Вместе с тем и низкая покупательная способность населения мешает разви­тию тесных контактов между газетами, журналами и массовой ауди­торией. Отсутствие регулярного взаимодействия с аудиторией обед­няет прессу, делает ее еще большей заложницей в политических играх, которые ведут владельцы некоторых изданий.

Общероссийская газетная и журнальная продук­ция малодоступна для жителей регионов, где ее нишу занимают местные издания. Происходит регионализация средств массовой информации.

В рамках регионов наблюдаются очень любопытные тенденции структурного характера. Местные газеты в большинстве случаев как бы распадаются на две категории: газеты для области, рассчитан­ные не только и не столько на областной, краевой или республи­канский центр, сколько на города и поселки, находящиеся в пре­делах этой области, края или республики, и газеты городские. И они часто очень серьезно отличаются друг от друга, во-первых, ауди­торией и, во-вторых, методами своей работы. Городская газета имеет большие преимущества для поддержания контактов с аудиторией: постоянного читателя проще приобрести в рамках города, чем об­ласти.

Кроме того, в ряде регионов существует противостояние мэ­ров региональных столиц и губернаторов, которое проявляется и на уровне газет. В данном случае структуризация прессы идет по пути создания двух административных уровней: с одной стороны, газеты с участием губернатора, поддержкой губернаторской влас­ти в соучредительстве, с другой — газеты с участием городской мэрии и ее соучредительством.

Местное радио по-прежнему использует проводное веща­ние, хотя сейчас частные радиостанции развиваются все более активно.

Телевидение делится на две категории — частное, имеющее больше возможностей для развития с точки зрения капиталовло­жений, и государственное, подчиняющееся местной власти.

В условиях регионализации мы видим как бы два среза, два типа СМИ. Если в Москве при всем влиянии государства на сред­ства массовой информации эти различия не так заметны, то в рамках региональной, местной прессы деление ее на независи­мую, коммерческую, частную и государственную рождает суще­ственные отличительные признаки. И поскольку в России пока не приживается принцип создания средств массовой информации, отражающих интересы всех слоев и групп населения и носящих общественно-правовой характер, то это развитие ведет к извест­ной поляризации прессы частной и государственной, что не при­носит в целом успеха газетам ни той, ни другой ориентации. В сфере телевидения конкуренция идет более живо и активно.

Сегодня важнейшие моменты развития региональной прессы связаны также с особыми местными проблемами, которые суще­ственно отличаются в зависимости от района, географической си­туации.

Если же говорить о влиянии прессы на население, то, бес­спорно, основными носителями информации в регионах являют­ся СМИ местного уровня: местное телевидение, местные газеты, местное радио. И это было бы нормально, если бы местные СМИ соответствовали современным стандартам информирования насе­ления.

К сожалению, местная пресса, как правило, замыкается в локальных проблемах, меньше внимания уделяя общероссийским и тем более международным. В этом отношении она уступает обще­российским СМИ. Такой подход способствует не только регионализации страны, информационной фрагментации России, но и в значительной степени уменьшает возможности самой местной прессы.

На смену региональному изданию, посвященному, прежде всего местным проблемам, должны прийти такие типы изданий, кото­рые, делая основной акцент на проблемах края, области, республи­ки, могли бы вместе с тем активно освещать участие своего террито­риального образования в решении общероссийских проблем, спо­собствовать приобщению региональной аудитории к событиям и процессам общероссийского и международного характера.

Аудитория и типологические характеристики общероссий­ских СМИ. Развитие общероссийских средств массовой инфор­мации имеет два направления. Одно из них связано с попыткой доставлять газеты во все регионы, что характерно для многих из­даний. Другое представлено двумя московскими газетами — «Ком­сомольской правдой» и «Московским комсомольцем», которые стремятся издавать свои особые приложения в тех городах, где они печатаются. «Комсомольская правда» выпускает во многих регио­нах такие приложения. К этому же стремится и «Московский ком­сомолец», который перешел на выпуски своих еженедельных из­даний в различных регионах России. Новым типологическим направлением является содержательная структура этих изданий — стремление соединить московское видение общероссийских, фе­деральных, общенациональных проблем и международной жизни с проблемами региона. Складывается принципиально иной под­ход, чем тот, который существовал в Советском Союзе, когда цен­тральные газеты были сосредоточены исключительно на общесо­юзных и международных вопросах. Сегодня подобные издания мо­гут получить развитие только лишь при условии существенного повышения материального благосостояния граждан и более тес­ного экономического и информационного обмена внутри России.

Перспективы прессы во многом зависят и от использования новых технологий, прежде всего Интернета. Однако как бы актив­но ни использовались Интернет и спутниковая связь для передачи информации, успех СМИ зависит от содержания.

Обще­российские телевизионные каналы, действующие в рамках регио­на, должны обязательно дополнять свои материалы местными ин­формационными сюжетами. Телевидение распространяет не толь­ко политическую информацию, но и рассказывает о новостях кино, театра, науки, спорта, пытается ответить на вопросы, которые волнуют каждого гражданина России. Больше внимания следует уделять местным проблемам, и в этом смысле сетевая структура средств общероссийского телевидения была бы разумным выходом из тупика, в который ведет одностороннее освещение событий.

Если говорить о векторах развития российской прессы, то преж­де всего следует обратить внимание на необходимость установле­ния нормальных отношений между владельцами изданий и жур­налистскими коллективами. От этого зависит доверие к прессе, к СМИ со стороны населения. Политизация и защита узкокорыст­ных интересов отдельных лиц ведут к дискредитации СМИ, к тому, что меньше смотрят, слушают, читают общероссийские СМИ. Наиболее здоровый путь совершенствования средств массовой информации — дальнейшая их деполитизация и формирование нового понимания роли СМИ как общественного института, ко­торый не может отражать взгляды и пристрастия только владельца и послушных ему журналистов.

 

Формы беспринципности:

1) Мягкая - в стремлении обойти острые углы, избежать четкого высказывания суждений, выводов. Как правило, это результат либо неуверенности, отсутствия знаний, либо стремления избежать ошибок.

2) Жесткая беспринципность – это сознательная позиция политического флюгера, ищущего не правды и справедливости, а выгоды (по слабости, услужливости и боязни сильных мира сего, по циничному расчету и т.д.)

       С беспринципностью своеобразно смыкаются догматическая, начетническая «принципиальность» - прямолинейное, некритическое, негибкое применение позиций, отставших от жизни, не соответствующих изменившимся обстоятельствам и закономерностям действительности. Такая «принципиальность» может принести только дурные плоды, поскольку к явлениям жизни «прикладываются» неверные, устаревшие мерки, влекущие неверные суждения, выводы и предложения. Именно поэтому такая «принципиальность» сродни беспринципности – ведь в том и другом случае результат неадекватен действительности.

       Подлинная принципиальность не имеет ничего общего с догматизмом и ханжеством и стремлением нажить политический капитал. Она объединяет глубокую убежденность, основанную на осознании действующих законов общественной жизни, с умением творчески, гибко и последовательно применять их в качестве инструмента познания действительности. Не последнюю роль в проявлении подлинной принципиальности играет мужество, готовность нести ответственность за свои суждения и приговоры, терпение, чтобы пробиваться сквозь неприятие, скептическое отношение, нападки.

       Принципиальность требует внимательного отношения ко всем возражениям, высказанным пусть даже в неприятной форме, умение вести диалог, дискуссию, полемику, чтобы каждый раз, учитывая возражения, находить правильные решения. Ведь, даже исходя из верных принципов, можно ошибаться. Принципиальный журналист, обнаружив ошибку, не только должен честно признать и исправить ее, но и уметь учится на своих ошибках, извлекать из них уроки.

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА – это и мера его компетентности в сфере общественно-политической жизни, и присущая ему система представлений о месте журналистики в ней, и уровень владения им «кодексом поведения» в политической жизни, совокупностью норм политической деятельности.

Политическая культура представляет собой особое качество полити­ческой жизни в процессе ее взаимодействия с духовной культурой об­щества. Она характеризуется:

— расширенным воспроизводством — по мере накопления челове­чеством опыта в ходе материального и духовного производства,

— по мере становления гражданского общества и демократических начал бытия политическая культура осваивается все большим числом социальных групп и граждан;

— детерминированностью со стороны политической системы, социального и духовного опыта общества, воздействием внешних факторов в сочетании с национальными;

— способами выражения политических ориентации социальных
общностей и отдельных граждан;

— уровнем изученности политической культуры общества и использованием результатов изучения в практике политического управления социальными процессами.

Социальные интересы и потребности в области политической культуры проявляются в виде: во-первых, оценки действий и позиций субъектов политических отношений со стороны отдельно взятых граждан или их различного рода общностей; во-вторых, дискуссий, обсуждений — межличностных, по каналам массовой коммуникации — между представителями разных политических течений, их лидерами, теоретиками, а также рядовыми гражданами, инициативно вовлека­ющимися в публичное обсуждение актуальной политической пробле­матики; в-третьих, процедуры волеизъявления субъектами полити­ческих отношений, через которую выражаются социально-классовые потребности субъектов, их личные убеждения.

Функции политической культуры:

когнитивная, связанная с пониманием современного мира, истолкованием его реальностей и тенденций;

мотивационная, связанная с особыми, эмоционально окрашенными стимулами политического поведения;

 нормативная, связанная с выстраиванием определенного культурного (не опирающегося на правовые санкции) «законодательства» — эталонов поведения, воплощающих представление о должном и престижном;

—  проективная, связанная с ответами на вызовы будущего и представлениями о лучшем обществе, о перспективах собственной нации и всего человечества.

Правовой и политический нигилизм, равнодушие к общественной жизни — эти широко известные миру духовные болезни социальной системы в значительной степени задели современное российское общество, во многом определив облик его политической культуры. Эти же процессы не обошли стороной журналистов: в их продукции за­метна утрата интереса к глубокому и нестереотипному анализу политической жизни, место которого все ощутимей занимает исключи­тельно информационная деятельность; реализация политических по­тенций журналистов из сферы творчества отчетливо перемещается в область политического консалтинга. Как следствие — вновь приобре­ло черты смысловой неопределенности понятие политической актив­ности журналиста, одно из ключевых в процессе изучения политичес­кой культуры творческого работника СМИ и прогнозирования ее воз­можного будущего.

Политическая активность журналиста производна от его политической позиции, а последняя должна быть выработана. И выбрана осознан­но, в противоположность чувственному определению своей полити­ческой ориентации.

Область рассмотрения политической активности журналиста ограничена выделением в его деятельности тех аспектов, которые непо­средственно связаны с исполнением профессионального долга при освещении в прессе вопросов политики. Как комментарий к этому суждению выделим следующие положения:

— освещение вопросов политики включает в себя как информационную, так и аналитическую работу творческого работника СМИ;

— понятие профессионального долга шире и глубже понятия профессиональных обязанностей. Должностная инструкция эффективно обеспечивает информационную составляющую труда журналиста, но не способна столь же эффективно сделать из него аналитика в сфере политики. Последнее совершается под воз­действием внутриличностной мотивации, через осознанное по­нимание своего журналистского долга;

— проявление политической активности журналиста есть предметное выражение его политической культуры, которая вступает в непосредственное и оперативное взаимодействие с политичес­кой культурой общества;

— с одной стороны — политическая активность журналиста представляет собой сложно составленный феномен, непросто фикси­руемый в реальности, с другой — это один из наиболее удобных индикаторов, по мигающим огонькам которого можно делать достоверные заключения об уровне и характере политической культуры.

Разбирая цель и результат журналистской деятельности, И.Н. Блохин на оси «коммуникатор — СМИ» выделил несколько ключевых статусов, которые может занимать журналист. Среди них:

— журналист — часть СМИ. Основная функция такого корреспондента — беспристрастное отображение (трансляция) окружаю­щей действительности;

— журналист присваивает функцию коммуникатора — обобщение.
Здесь каждый элемент действительности встраивается в единую
систему, признаваемую журналистом;

— журналист рекомендующий. Налицо попытка повлиять на социальную действительность, но только попытка, так как аудитория все более уверяется, что власть и подконтрольные ей СМИ — сами по себе, а общество — само по себе (это то, что в аспекте функцио­нирования СМИ можно обозначить как «свободу-для-себя»);

— журналист, влияющий на ситуацию, достигающий целей, изменяющий и формирующий мир. Чаще всего такой автор — «ли­дер мнений».

       Последний статус на практике более других соответствует нашим представлениям о гражданской и политической активности журналиста, в конечном счете, о его политической культуре. Не случайно, что именно такой образ журналиста — достигающего целей, изменя­ющего мир — вызывает самые лучшие ассоциации у опытных газет­чиков, прошедших хорошую школу теории и практики, когда и жизнь, и книга формировали остающиеся навсегда гражданские идеалы и профессиональные ценности.

Предложенная Дзялошинским структура возможных вариантов профессиональной самореализации сотрудника редакции, думается, достоверна. Поэтому ее можно принять во внимание и при рассмотрении партийности как идеологической самореализации журналиста.

Отнесение журналистом себя к управляющей элите — наиболее банальный вариант. Это ориентация, организационная и идейная, на так называемую «партию власти». В былые времена это же означало непременное членство в рядах правящей партии. Здесь партийность в качестве философской категории целиком поглощается партийностью как организационной принадлежностью к политической структуре.

Отношения информирования между журналистом и аудиторией тоже несут на себе неизгладимый отпечаток партийности, так как информационная деятельность корреспондентов газет, телевидения и радио не может находиться в противоречии с целями и задачами ру­ководства редакций и тех, кто реально влияет на СМИ. Именно по­этому особенно важным представляется вывод о селективной функции массмедиа, сделанный в области социологии журналистики. В соответ­ствии с ним СМИ представляют собой некоторое подобие селектора, пропускающего для дальнейшего распространения в обществе один тип информации и задерживающего или не принимающего в расчет дру­гой. Настройку такого «селектора» следует рассматривать как непо­средственную материализацию принципа партийности журналистики.




Виды цензуры и ее функции

Цензура — контроль официальных (светских или духовных) властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции, содержанием (исполнением, показом) пьес и других сценических произведений, кино-фотопроизведений, произведений изобразительного искусства, радио- и телевизионных передач, а иногда и частной переписки, с тем чтобы не допустить или ограничить распространение идей, сведений, признаваемых этими властями нежелательными или вредными.  

Цензура — явление многоаспектное, в зависимости от выбранной точки рассмотрения выделяются различные ее виды.

1. По способу осуществления цензура делится на предварительную (разрешительную) и последующую (карательную). Предварительная цензура предполагает необходимость получить разрешение на выпуск книг, газет, теле- и радиопередач, постановку пьес и т. д. Последующая цензура заключается в оценке уже опубликованных, выпущенных изданий, поставленных пьес и принятии ограничительных или запретительных мер в отношении тех, которые нарушают установленные требования.

Предварительная цензура либо налагает запрет на распространение определенных сведений, либо вмешивается в творческий процесс. Автор/журналист, редактор и издатель перекладывают свою ответственность на цензора, который, руководствуясь интересами государства, решает судьбу того или иного материала.

Сегодня предварительная цензура трансформировалась из внешней во внутреннюю, теперь роль цензора играет редактор. Главным руководством при этом являются не государственные, а частные, «хозяйские» интересы. Суть методов осуществления цензуры сохраняется, меняется только их форма.  

Несмотря на то, что сегодня предварительная и последующая цензура формально отсутствуют, фактически существует целый комплекс государственных мер по осуществлению контроля за СМИ. Во-первых, это разрешительная система создания органов печати, их обязательная регистрация в компетентных государственных органах. Во-вторых, это отсутствие экономической свободы СМИ: для существования изданий требуются крупные денежные средства, в результате печать, телевидение и радио попадают в финансовую зависимость от правительства, различных администраций, чиновников, бизнесменов.

В конце XX века появилась новая форма цензуры периодической печати — физическое устранение неугодных журналистов, которое сопровождается шантажом и запугиванием. В списке горячей десятки стран-рекордсменов по нераскрытым преступлениям против журналистов Россия занимает первую строчку — наравне с Алжиром.

2. По ареалу распространения цензура делится на внутреннюю и иностранную. Задача внутренней цензуры заключалась в рассмотрении изданий, выходивших на территории Российской империи, затем Советского Союза на любых языках.

Иностранная цензура контролировала печатную продукцию, ввезенную в страну. Заграничные периодические издания, выписываемые через почтамт, поступали на просмотр цензорам почтового департамента. В 1797 году Павел I установил самую строгую внутреннюю цензуру, через год было издано распоряжение о тщательной проверке заграничных произведений печати и конфискации изданий, содержащих малейший намек на либерализм.    

3. По содержанию, объекту воздействия цензура бывает политической (идеологической) и нравственной (духовной). Политическая цензура касается содержания материала, качества содержащейся в нем информации.  Нравственная цензура отвечает за форму подачи материала, язык, которым пользуется автор, например, избегание ненормативных слов при переводе. Таким образом, нравственная цензура борется с пошлостью и грубостью на страницах газет, с бездарностью и безответственностью журналистов.

Показательно, что в условиях, когда государство боится показаться недемократичным, политическая цензура выступает под маской нравственной. Правка сопровождается примерно таким комментарием: «Все хорошо, только давайте устраним некоторые стилистические ошибки. Например, вот этот кусок текста выбросим, так как читателю необязательно знать все подробности и т.д.»

Таким образом, идеологическая цензура работает с фактологической стороной деятельности СМИ (тема, идея, факты, аргументы, гипотезы, суждения, выводы и т.д.), нравственная цензура работает с языковым аспектом (устранение речевых, орфографических, логических и других ошибок» как лучше сказать, чтобы читатель правильно понял; композиция материала и т.д.). Конечно, в некоторых случаях, особенно если основополагающим признаком журналистского материала является ирония, на первый план выходит форма, через которую, как намек, просачивается содержание. Подобные тексты бесполезно править, так как они разрушаются, и именно к двуплановсти иронии, возможности двоякой трактовки прибегают СМИ в период цензуры и запретов. 

4. По объекту воздействия (ограниченные свободы журналистики) цензура бывает социально-творческой, юридической и экономической. Кислород СМИ можно перекрыть, отменив творческую, юридическую и экономическую свободу. Государство методом проб и ошибок сегодня выбирает самый коварный вид цензуры. Даровав прессе, радио и телевидению формальную свободу (творческую и юридическую), за которую несколько столетий ратовала общественность, оно давит на самый важный рычаг – экономический. Экономическая зависимость уничтожает журналистику изнутри, делает ее продажной, превращает ее в специфическую сферу услуг. Также эффективной формой воздействия на СМИ являются судебные преследования (ограничения юридической свободы). На любую критику власть реагирует угрозой уголовного преследования в виде исков о защите чести и достоинства.

5. По субъекту воздействия выделяются такие виды цензуры: цензура со стороны государства, цензура со стороны «хозяина» (бизнесменов, политиков и т.д.) внутриредакционная цензура, цензура со стороны журналистского корпуса, цензура со стороны общественности (со стороны читателя, зрителя, слушателя) и самый специфический вид — самоцензура

Цензура со стороны государства заключается в прописывании юридической стороны, правового положения СМИ и обеспечения правильного исполнения этих законов. В зависимости от выбранной правительством тактики цензура будет принимать легкие или тяжелые формы, которые будут рассмотрены далее. Цензура со стороны государства должна не только на бумаге прописать права и обязанности журналиста, меры наказания в случае нарушения закона, но и не менее пристально следить за претворением этих законов в жизнь.

Также государственная цензура должна очертить круг сферы своего влияния, определить пределы, которые преступать не имеет права. Самой эффективной и необходимой мерой государственного контроля является лицензирование и аккредитация журналистов и самих изданий. 

Внутриредакционная цензура цензура со стороны «хозяина».  Превращение журналистики в бизнес и производство информации называют характерной чертой XX века. Оценив выгодность иметь в своем владении СМИ крупный капитал, а также политики стали делить между собой информационный рынок. Формула «кто владеет информацией, тот владеет миром» — девиз, современной действительности. В зависимости от позиции, мировоззрения и желаний учредителя, спонсора и т.д. меняется политика самого издания. Материалы, содержащие в себе точку зрения, расходящуюся с «хозяйской», просто не публикуются. Журналист, не меняющий точку зрения на точку опоры, не найдет себе применения в таком средстве массовой информации.

Лицо и политика издания во многом будут зависеть от уровня образования и культуры учредителя, от поставленных им целей и задач. К сожалению, чаще всего это делание денег и делание политики. Внутриредакционная цензура в нормальной рабочей обстановке является обычным явлением, так как каждое издание имеет свой формат, направленность на определенную аудиторию, определенный круг тем, поэтому такая цензура позволяет лучше планировать работу редакции, координировать действия журналиста, добиваться большей эффективности и действенности материалов.

Цензура со стороны журналистского корпуса — это оценка деятельности отдельного журналиста или целого изданий со стороны коллег. Мнение другого журналиста ценится, так как признание или осуждение в своей профессиональной среде имеет большое значение для каждого человека. Чтобы отслеживать закономерности развития СМИ, решать, возникающие проблемы, создаются профессиональные организации журналистов. Цензура со стороны журналистского корпуса чаще всего сталкивается с решением моральных и этических проблем.

Показатель профессионализма журналистов — нравственность. Журналистский корпус должен контролировать соблюдение морали, профессионального долга, ответственности и нравственности отдельных своих членов. Профессиональная нравственность оказывает воздействие на деятельность журналиста не только при помощи норм. Она регулирует поведение корреспондента его поступки, мысли, речь через систему ценностей, при этом основным контролирующим механизмом является наложение запрета (табу), то есть цензура. Цензура со стороны журналистского корпуса реализуется виде журналисткой этики (этические кодексы).

Цензура со стороны общественности является самой важной и необходимой. Аудитория является важным рычагом управления и воздействия на СМИ. Если человек не будет читать газеты, смотреть телепередачи и слушать радиопрограммы, то они потеряют самое главное — внимание адресата, возможность формировать его сознание.

Отношения между журналистом и читателем нельзя рассматривать односторонне, то есть ограничиваться активностью первого и пассивностью второго. Так, воздействуя на адресата, корреспондент сам находится под его влиянием, так как читатель (зритель, слушатель) становится посредником в отношениях журналиста с самим собой. Журналистика как форма «речевого общения» осложняется отсутствием моментальной обратной связи, причем все трудности приходится решать журналисту, который сначала должен предугадать реакцию читателя (зрителя, слушателя) на свой материал, а потом, руководствуясь этим, его написать. Следовательно, в совей деятельности журналист ориентируется, прежде всего, на своего адресата, которого воспринимает как субъекта, а не объекта.

Активность аудитории проявляется также при выборе характера и количества воспринимаемой информации. Активность журналиста проявляется чрез его отношение к предмету общения, то есть создаваемому тексту, его теме, идее, выразительным языковым средствам и т. д. 

Самоцензура  — самоконтроль, самоограничение. Журналистика — творческая профессия, творить — значит делать выбор, следовательно, ее основой является безграничная свобода. Но такую свободу можно предоставить только нравственно сформировавшейся личности, то есть человеку с хорошо развитым самоконтролем (самоцензурой). К сожалению, таких журналистов на сегодняшний момент слишком мало.

Оптимальным вариантом между безграничной свободой и жесткой цензурой является самоконтроль журналиста (советчик, который редко ошибается; внутренний цензор, нормы которого человек безоговорочно принимает, не чувствуя над собой насилия). Ориентирами для самоцензуры являются нормы, они ограничивают пространство творческой свободы журналиста, но ограничивают его собственной волей. Нормы — это выработанные в опыте профессии представления, подталкивающие к таким вариантам поведения в ходе деятельности, которые позволяют в конкретных условиях с наибольшей вероятностью достигать оптимальных отношений и добиваться хорошего результата.

Самоцензура имеет не только плюсы, но и минусы. Когда журналист не уверен в собственных силах, способностях, таланте, он, во-первых, не реализует значительное количество своих идей, связанных с разработкой новых тем и информационных поводов. Во-вторых, боится экспериментировать с формой материалов, композицией авторским стилем, то есть пишет по шаблону. В-третьих, не предлагает редакциям СМИ свои материалы, то есть пишет в стол.    

Функции цензуры

Во всех определениях цензуры присутствуют два ключевых понятия: «контроль» и «ограничение». Действительно самой важной и первостепенной функцией цензуры для ее создателей является контролирующая или ограничительная. В зависимости от мировоззрения, целей и задач личности или группы лиц, в чьих руках находится цензура, она будет ограничивать либо доступ к информации, либо возможность ее распространения, либо и то и другое. При этом контролирующая функция цензуры чаще всего работает против СМИ, ограничивая и ущемляя их права.

Такой вид цензуры, как самоцензура, конечно, тоже ограничивает журналиста. Вопрос только в чем? Самоцензура — это самоконтроль, самоограничение, это помощник в осуществлении выбора; это советчик, который редко ошибается; внутренний цензор, нормы которого безоговорочно принимаются. Такая цензура помогает сделать правильный выбор, ограничить себя, при этом журналист не чувствует над собой насилия. В данном случае проявляется другая функция цензуры — селекционная (отборочная, фильтрующая, организаторская).

Этапы развития цензуры

В России цензура зародилась в XVI веке как духовная, с 1721 года ее осуществлял Синод. Так, в регламенте Духовной Коллегии от 25 января 1721 года встречаются неоднократные указания, касающиеся печати, в частности, попытка ограждения чести и достоинства отдельных лиц.

20 марта 1721 года выходит указ «О непродаже листов разных изображений, служебников и канонов, изданных без доз­воления Синода, и об отбирании оных в церковный приказ». Все «нелегальные» издания были конфискованы, производители были оштрафованы.

Светская цензура началась при Петре I и продолжалась небольшим перерывом до октября 1905 года.

В 1720 году наблюдение за печатью осуществляла Духовная Коллегия, в 1771 году – Академии Наук, затем — «Главная Полицмейстерская Канцелярия».

Согласно указу Святейшего Синода от 18 октября 1748 года из книг должны были выниматься и отсылаться в типографии только листы, которые надлежало исправить.

15 января 1783 года был издан общий указ о «вольных» типографиях, который разрешал открывать типографии без согласований с представителями власти.

В 1796 году были закрыты все частные типографии. Также указом 1796 года для контроля над изданием и ввозом в Россию книг учреждены цензурные комитеты в Петербурге, Москве и других городах. 16 сентября 1796 года Екатерины II постановила: 1) уч­редить из одного светского лица и двух духовных цензуру в обеих столицах, в Риге, Одессе и при Радзивилловской таможне; 2) ча­стные типографии упразднить, за исключением некоторых особо привилегированных, 3) ни одна книга не может быть издана без предварительного рассмотрения цензурой и удостоверения, что в ней ничего не противоречит Закону Божию, государственным правилам и благо­нравию; 4) цензоры заграничных книг должны подвергать сожжению те из них, которые противоречат Закону Божию, верховной власти или развращают нравы».

Во время царствования Павла I возникла новая цензурная инстанция — Совет Его Императорского Величества, который согласно указу 4 июля 1797 года контролировал издание сомнительных книг и занимался ликвидацией недозволенной литературы.

31 марта 1801 года Александр I отменил указ своего отца. Указ от 9 февраля 1802 разрешал ввоз иностранной литературы, типографиям возвращен статус экономических, а не политических, предприятий, поэтому они могли открываться всеми желающими во всех города Российской империи. Единственным условием являлось предупреждение об открытии типографии городской управы благочиния.

Характерная черта печати XIX века заключается в том, что порядок осуществления цензуры определялся специальными уставами. Согласно первому цензурному уставу, изданному 9 июля 1804 года, надзор за печатью осуществляло Главное правление училищ при министерстве народного просвещения. Согласно уставу, запрещению подлежали сочинения, «противные православной религии и самодержавному строю».

Второй устав был принят 15 июня 1826 году, современники прозвали его «чугунным». Автором этого документа был министр народного просвещения адмирал Шишков. Большой объем устава (230 статей) объяснялся введением массы мелочных ограничений, которые давали цензору право запретить любое сочинение. Цензура функционировала в трех областях: 1) наука и воспитание юношества; 2) нравы и внутренняя безопасность; 3) общественное мнение, его направленность в соответствии с политическими обстоятельствами и видами прави­тельства. Последнему пункту уделялось особе внимание, под самым жестким контролем оказались СМИ, так как именно в их задачу входит формирование общественного мнения.

22 апреля 1828 года был утвержден новый устав о цензуре, его автором стал князь Ливен. В основе этого документа лежала «свобода молчания»: цензура не определяла направление развития словесности и общего мнения, а только запрещала тиражирование и продажу произведений словесности, наук и искусств, которые бросали тень на основы веры, Престола, добрых нравов и личной чести граждан. Цензура превращается в таможню, которая не допускает вниманию общества «брак» в литературе и журналистике. Для выпуска любого нового периодического издания требовалось разрешение императора Николая I.

2 апреля 1848 года по распоряжению императора Николая I был учрежден негласный комитет, который рассматривал уже вышедшие издания и докладывал обо всём, что противоречило официальной позиции правительства.

10 марта 1862 года издается указ Сенату (наблюде­ние за исполнением цензурных правил поручено мини­стру внутренних дел). Указания цензурным комитетам: 1) цензура не должна быть слабой, иначе наши периодические издания переполнятся статьями, в которых систематически осуждается все, что делает правительство, и цель которых – возбуждение общественного недовольства; 2) цензор, который будет несколько раз замечен в упущениях, будет уволен.

6 апреля 1865 года печать освобождена от предварительной цензуры, желающие издавать газеты и журналы должны были вносить залог в размере 2,5 — 5 тыс. руб.

Законом 17 октября 1866 года редакциям и сотрудникам газет и журналов, подвергнутых, вслед­ствие троекратного предостережения, временной приостановке, запрещалось в это время издавать от своего имени выпускать другое издание

Согласно закону от 14 июня 1868 года министр внутренних дел А.Е. Тимашев мог запрещать на время розничную продажу провинившихся периодических изданий.

Поло­жениями Комитета министров 1882 и 1883 годов лицам, состоящим на государственной службе, воспрещалось принимать участие в по­временных изданиях. Большое значение эти положения имели для провинциальной прессы, так как многие из них принимали активное участие в создании газет в качестве учредителей, «спонсоров» и даже журналистов.

Положение Комитета министров от 28 марта 1897 года поставило в зависимость от разрешения министра внутренних дел переход периодических изданий от од­ного издателя к другому.

Закон от 4 июня 1901 года о предельных сроках действия предостережений. На основании этого правого документа, первое предостережение, при отсутствии других, сохра­няет силу в течение года. Если в течение этого времени издание получает второе предостережение, то действие их сохраняется два года, по истечении которых, при отсутствии третьего предос­тережения, оно освобождается от всех полученных предостереже­ний.

В 8 мая 1903 года специальным указом вместо произвола губернаторов были введены должности отдельных цензоров в таких крупных городах, как Владивосток, Екатеринослав, Нижний Новгород, Ростов-на-Дон, Саратов, Томск и Харьков.

14 декабря 1904 года вышел Вы­сочайшего указа Сенату об ослаблении контроля за печатью.

Реакцией царского правительства на революцию стали манифест 17 октября 1905 года и «Временные правила» от 24 ноября 1905 года. Власть попыталась остановить начавшийся процесс освобож­дения журналистики от цензуры. 17 октября 1905 года был обнародо­ван Высочайший манифест, по которому населению «даровались незыблемые свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов».

26 апреля 1906 года отменена предварительная цензура и восстановлена ответственность авторов и издателей перед судом.

27 апреля 1917 года вышло постановление Временного правительства «О печати». Это был первый в истории России закон, провозгласивший свободный выпуск и распространение печатного органа любой партии, а также отмену цензуры: «Печать и торговля произведениями печати свободны. Применение к ним административных взысканий не допускается».

26 июля 1917 года специальным указом о военной цензуре вводится предварительная цензура подготовленных к печати материалов (особое внимание уделялось освещению боевых действий).

7 ноября 1917 года издается «Декрет о печати». Особое внимание уделяется тому, что закрытию подлежат лишь органы прессы: 1) призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению рабочему и крестьянскому правительству. 2) сеющие смуту путем явно клеветнического извращения фактов. 3) призывающие к деяниям явно преступного, то есть, уголовно-наказуемого характера.

Декрет Совета Народных комиссаров от 20 ноября 1917 года  ввел государственную монополии на объявления.

28 января 1918 года был подписан «Декрет о революционном трибунале». Теперь революционный трибунал мог подвергнуть наказанию за проступки путем использования печати практически любое издание. Несмотря на то, что трибунал печати состоял из трех лиц, избираемых на срок не более трех месяцев Советом Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, в экстренном случае решение мог принять один из членов Следственной комиссии. При этом на решение, вместо положенных 48 часов, отводилось всего 12.

Декрет о государственном издательстве от 20 мая 1919 года стал началом формирования института советской цензуры.

6 июня 1922 года функции Госиздата «Положением о Главном управлении по делам литературы и издательства» передаются Главлиту. В обязанности Главлита входит не только осуществление предварительной цензуры, но и выдача разрешений на выпуск периодических и непериодических изданий. Главлит находится в ведении Народного комиссариата просвещения. На местах он создает свои органы при губернских отделах народного образования.

В положении о Главлите точно указаны случаи (всего их пять), в которых можно запретить издание: а) агитация против Советской власти, б) разглашение военных тайн республики, в) возбуждение общественного мнения путем сообщения ложных сведений, г) возбуждение националистического и религиозного фанатизма, д) сочинения, носящие порнографический характер.

Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 «О средствах массовой информации» отменил цензуру и провозгласил свободу печати (статья 3).

 

Журналист – источник информации: регламентирующие формы получения и использования сведений и материалов, которыми располагает частное или официальное лицо. Контакты журналиста с источником информации. Могут носить «открытый» (журналист предстает перед источником информации как официальный сотрудник СМИ) или «скрытый» характер (журналист меняет профессию, выступает в роли наблюдателя, скрытое наблюдение). Журналист должен быть осторожным при вычленении из всего объема сведений тех, которые войдут в публикацию, при монтаже фото и кинокадров, видео и аудиопленки, чтобы не исказить смысла и характера полученных сведений и не вызвать этим обвинений со стороны информанта. Крайним нарушением этических норм является сознательное «выдергивание» фрагментов и сознательно извращающий истину монтаж высказываний и кадров. Журналист не имеет морального права публиковать полученные от другого лица сведения, выдавая их за свои.

Журналист – персонаж: при подготовке очерков, фельетонов, интервью. Недопустимо ироническое обыгрывание имен, фамилий, облика. Нельзя писать о родственниках, близких людях. Имея дело с реальным человеком, журналист обязан тщательно взвесить, что и как сообщить о своем герое, чтобы не нарушить известное правило «Не навреди!». Если какие-то трудные с точки этики эпизоды, факты, черты, детали журналист считает нужным ввести в произведение, ему приходиться решать вопрос об их частичном или полном «раздокументировании», т.е. следует ли изменять названия, даты, имена и т.д.

Журналист – автор: выступая как редактор и критик произведения коллег, надо согласовывать даже незначительные поправки, грамотно отвечать на письма. Работая над «чужим» текстом, журналист берет на себя ответственность помогать автору, консультировать его, совершенствовать его творческую лабораторию.

Журналист – редакционный коллектив: сохранение редакционной профессиональной тайны, выполнение того, что необходимо для функционирования редакции, не выступать без согласования в других СМИ даже под псевдонимом.

Журналист – коллеги: совместное решение проблем в коллективе конкретного СМИ, чувство солидарности и взаимопомощи не только в рамках какой-либо одной редакции, они присуще всему кругу коллег-журналистов, если речь идет о профессиональных проблемах.

Правила поведения журналиста определяются едва ли не для каждого конкретного случая. Это важно, что бы журналисты могли отличать нормы этики от юридических норм и понимать, что этичность их поведения определяется на основе общих принципов ситуативно, журналист должен обладать, зная принципы этики, высокоразвитым моральным сознанием и опытом нравственного поведения.

 

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

РОССИЙСКОГО ЖУРНАЛИСТА

1. Журналист всегда обязан действовать, исходя из принципов профессиональной этики, зафиксированных в настоящем Ко­дексе, принятие, одобрение и соблюдение которого является непремен­ным условием для его членства в Союзе журналистов России.

2. Журналист соблюдает законы своей страны, но в том, что касается выполнения профессионального долга, он признает юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было.

3. Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намерен­ным сокрытием общественно значимой информации или распростране­нием заведомо ложных сведений.

Журналист обязан четко проводить в своих сообщениях различие между фактами, о которых рассказывают, и тем, что составляет мнения, версии или предположения, в то же время в своей профессиональной деятельности он не обязан быть нейтральным.

При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения инфор­мации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы – за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена Законом.

Журналист рассматривает как тяжкие профессиональные преступления злонамеренное искажение фактов, клевету, получение при любых обстоятельствах платы за распространение ложной или сокрытие истинной информации; журналист вообще не должен принимать, ни прямо, ни косвенно, никаких вознаграждений или гонораров от третьих лиц за публикации материалов и мнений любого характера.

Убедившись в том, что он опубликовал ложный или искаженный материал, журналист обязан исправить свою ошибку, используя те же полиграфические и (или) аудиовизуальные средства, которые были применены при публикации материала. При необходимости он должен принести извинения через свой орган печати.

Журналист отвечает собственным именем и репутацией за достовер­ность всякого сообщения и справедливость всякого суждения, распро­страненных за его подписью, под его псевдонимом или анонимно, но с его ведома и согласия. Никто не вправе запретить ему снять свою подпись под сообщением или суждением, которое было хотя бы частич­но искажено против его воли.

4. Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источ­ника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к раскрытию этого источника. Право на аноним­ность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.

Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.

5.       Журналист полностью осознает опасность ограничений, преследо­вания и насилия, которые могут быть спровоцированы его деятельнос­тью. Выполняя свои профессиональные обязанности, он противодейст­вует экстремизму и ограничению гражданских прав по любым призна­кам, включая признаки пола, расы, языка, религии, политических или иных взглядов, равно как социального и национального происхождения.

Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания. Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении физического недостатка или болезни человека. Он воздерживается от публикации таких сведений, за исключением случаев, когда эти обстоя­тельства напрямую связаны с содержанием публикующегося сообщения. Журналист обязан безусловно избегать употребления оскорбительных выражений, могущих нанести вред моральному и физическому здоровью людей.

Журналист придерживается принципа, что любой человек является невиновным до тех пор, пока судом не будет доказано обратное. В своих сообщениях он воздерживается называть по именам родственников и друзей тех людей, которые были обвинены или осуждены за совершен­ные ими преступления – за исключением тех случаев, когда это необходимо для объективного изложения вопроса. Он также воздержи­вается называть по имени жертву преступления и публиковать материа­лы, ведущие к установлению личности этой жертвы. С особой строгос­тью данные нормы исполняются, когда журналистское сообщение может затронуть интересы несовершеннолетних.

Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь чело­века. Такие ограничения вмешательства неукоснительно выполняются, если речь идет о людях, помещенных в медицинские и подобные учреждения.

6.       Журналист полагает свой профессиональный статус несовмести­мым с занятием должностей в органах государственного управления, законодательной или судебной власти, а также в руководящих органах политических партий и других организаций политической направлен­ности.

Журналист сознает, что его профессиональная деятельность прекра­щается в тот момент, когда он берет в руки оружие.

7.       Журналист считает недостойным использовать свою репутацию, свой авторитет, а также свои профессиональные права и возможности для распространения информации рекламного или коммерческого ха­рактера, особенно если о таком характере не свидетельствует явно и однозначно сама форма такого сообщения. Само сочетание журналист­ской и рекламной деятельности считается этически недопустимым.

Журналист не должен использовать в личных интересах или интере­сах близких ему людей конфиденциальную информацию, которой может обладать в силу своей профессии.

8.       Журналист уважает и отстаивает профессиональные права своих коллег, соблюдает законы честной конкуренции. Журналист избегает ситуаций, когда он мог бы нанести ущерб личным или профессиональ­ным интересам своего коллеги, соглашаясь выполнять его обязанности на условиях заведомо менее благоприятных в социальном, материальном или моральном плане.

Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим. Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора.

9.       Журналист отказывается от задания, если выполнение его связано с нарушением одного из упомянутых выше принципов.

10. Журналист пользуется   и отстаивает свое право пользоваться всеми предусмотренными гражданским и уголовным законодательством гарантиями защиты в судебном и ином порядке от насилия или угрозы насилием, оскорблений, морального ущерба, диффамации.

Кодекс одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года.

Москва

 

Этапы разработки концепции издания

Содержательный менеджмент связан с разработкой и реализацией концепции издания, которая учитывает особенности информационного рынка, а также удовлетворяет интересы и потребности целевой аудитории в течение значительного промежутка времени. В основе разработки такой концепции издания лежит определенный алгоритм, состоящий из восьми этапов.

Первый этап — анализ информационного рынка (федерального, регионального, областного и т. д. уровня). Для того чтобы издание было конкурентоспособным и пользовалось спросом у целевой аудитории, необходимо верно выбрать информационную нишу. На данном этапе проводится системный анализ рынка или сегмента рынка масс-медиа (маркетинговые исследования), интервьюирование специалистов в сфере маркетинга и экономики СМИ, организуется работа экспертов.

Маркетинговые исследования позволяют определить насыщенность рынка (наличие свободных и заполненных информационных ниш); зоны перенасыщенности рынка (концентрация значительного количества изданий, относящихся к одной или разным типологическим группам); перспективы развития информационного рынка на ближайший год (пять, десять) лет; выявить информационную нишу издания и определить перспективы ее развития. Определение информационной ниши тесно связано с характеристикой целевой аудитории, ее интересами и потребностями.

Второй этап — выявление основных типологических признаков. Типологические признаки делятся на две группы: первичные (типоформирующие) и вторичные (формальные).

К типоформирующим признакам относятся:

1. Учредитель.

2. Издатель учреждение (предприятие), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства информационной продукции. В качестве издателя чаще всего выступают издательские дома. Так, редакционно-издательский дом «Сибирская пресса» издает серию газет и журналов, среди них «Соседи», «Рост», «Континент Сибирь», «Деловой квартал», «Снабжение и сбыт», «Все для офиса», «CMYK», «Инновации. Технологии. Решения» и другие.

3. Функционально-тематическая направленность издания.

В соответствии с функционально-тематической направленностью выделяются пять крупных блоков: общественно-политические, деловые, просветительские, развлекательные и рекламные издания. Данные виды прессы разграничиваются с точки зрения выбираемых редакцией целей и задач функционирования, а также тем публикаций.

4. Характеристики целевой аудитории.

Функционально-тематическая направленность издания непосредственно связана с характеристиками целевой аудитории. Для того чтобы определиться, на какую тему и в какой форме писать, редакция (как правило, на основе анкетирования или интервьюирования потенциальных читателей) составляет портрет целевой аудитории и соответствующим образом формирует коммуникативную политику. Коммуникативная политика — это набор стратегий и тактик общения журналистов издания с целевой аудиторией и героями публикаций, то есть это модель поведения корреспондента, представленная в материале (номере газеты).

Портрет целевой аудитории формируется из следующих составляющих:

§ возраст читателей;

§ гендерная характеристика;

Издания могут быть как универсальными, то есть рассчитанными на представителей обоих полов, так и специализированными (для мужчин или женщин). В формате универсальных изданий гендерная принадлежность не актуализируется, так как эксплуатируются общие интересы или потребности читателей.

§ социальное положение;

Учитывается социальный статус читателей, уровень образования, интеллектуального развития, круг интересов и потребностей, что позволяет скорректировать тематическое и жанровое разнообразие издания.

§ финансовое положение;

Этот показатель позволяет определить уровень покупательской способности целевой аудитории, что влияет на формирование ценообразования (минимальная и максимальная цена за номер газеты / журнала). Установленная цена за номер издания (подписка, розничная продажа) влияет не только на финансовый, но и содержательный менеджмент редакции (полосность, цветность, особенности иллюстрирования). 

§ психологические особенности (в том числе специфика восприятия и передачи информации);

§ предпочитаемый стиль общения.

Выбирается оптимальная модель коммуникации, в которую включается набор стратегий и тактик общения, особенности переключения стилевых регистров в текстах различной тематической направленности, принципы отбора лингвистических средств.

5. Название и слоган.

Разработка названия является важным этапом в формировании концепции газеты (журнала), так как оно отражает основные характеристики целевой аудитории, тематического и функционального направления издания.

Существует несколько вариантов разработки названия. Первый — его придумывают члены редакционного коллектива, используя метод мозгового штурма. Второй вариант — его разрабатывают эксперты, работающие в рамках фокус-группы.

Третий вариант — объявление конкурса среди потенциальной целевой аудитории издания. Четвертый — заказ на разработку названия специальным агентствам.

При разработке названия издания необходимо учесть следующее:

— оно должно быть благозвучным (удобным в произношении и написании; например, не приветствуется концентрация шипящих и сочетание более трех согласных подряд);

— оно должно быть адресным, то есть обозначать целевую аудиторию издания;

— оно должно отражать особенности содержательной модели издания (например, макротемы, функциональную направленность, жанровые предпочтения и т. д.);

— оно должно быть компактным (не более 3 слов);

— в названии приветствуется многозначность и оригинальность, базирующаяся на языковой игре.

Помимо названия, редакция издания разрабатывает слоган (месседж, лозунг) — обращение к читательской аудитории, несущее определенную целеустановку (информативное сообщение или эмоциональный настрой). Слоган может представлять собой словосочетание (слоган «Аргументов и фактов» — «Ваша газета») или предложение (слоган газеты «Рост» — «Газета для тех, кто растет»; слоган газеты «Жизнь» — «Любимая газета родного города»). Слоган является факультативным компонентом; например, в деловых изданиях, он, как правило, отсутствует. Название, слоган и комплект шрифтов, цветов, которые используются для их оформления, создают фирменный стиль издания.

К формальным признакам издания относятся:

1. Язык.

2. Локальность — территория распространения.

С точки зрения территории распространения издание может быть:

§ международным, то есть выходит на территории двух стран и более (например, журнал «Космополитен», «Newsweek»);

§  федеральным (общероссийским), то есть распространяется на всей территории Российской Федерации (например, газета «Аргументы и факты», журнал «За рулем);

§  республиканским, то есть распространяется на территории одной из республик в составе Российской Федерации (например, газета Республики Саха «Якутия»);

§  региональным, то есть распространяется на территории региона (например, региональная вкладка «Аргументы недели. Сибирь», которая выходит на базе федеральной газеты «Аргументы недели»);

§ областным, то есть распространяется на территории области (например, газета «Советская Сибирь»);

§  городским, то есть распространяется на территории города (например, газета «Вечерний Новосибирск»);

§  районным: а) распространяется на территории района(ов) города (например, газеты «Новости Левобережья» и «Молодежный вестник Октябрьского района»); б) распространяется на территории района в составе области (например, газета «Черепановские вести»);

§  корпоративным, то есть распространяется на территории социального института: завода, банка, вуза, школы и т. д. (например, газета Новосибирского государственного педагогического университета «Весь университет», газета «Авторадио», рассчитанная на сотрудников данного радиоканала).

Основную часть современного информационного рынка составляют федеральные издания, так как они работают с широкой потенциальной аудиторией, следовательно, могут приносить прибыль. Также в последние годы отмечается значительный рост доли корпоративных изданий, которые заполняют существующий информационный пробел, образовавшийся из-за дефицита прессы городского и областного уровня.

3. Периодичность — число номеров журналов, вышедших за год.

С точки зрения периодичности издания делятся на:

§ альманахи, то есть выпускающиеся один раз в год (например, научный и культурно-просветительский журнал «Гуманитарная география»; журнал творчества ветеранов последних войн «Искусство войны»);

§  издания, выходящие раз в полгода (например, научно-практический журнал «Прикладная аналитическая химия»);

§  ежеквартальные (например, журнал «Мир науки и образования», «Вестник МГУ»);

§  ежемесячные (например, журнал «Вокруг света», «Караван историй»);

§  издания, выходящие раз в две недели (например, газета «Соседи», «Студенческий город»);

§  еженедельные (например, журнал «Лиза», «Автомир»; газета «Труд», «Телесемь»);

§  ежедневные (например, газета «Комсомольская правда», «Вечерний Новосибирск»).

Альманахами, а также изданиями, выходящим раз в полгода и три месяца, являются специализированные журналы научного, литературного, литературно-исторического характера. 

4. Формат — размеры готового (обрезанного и сброшюрованного) печатного издания.

5. Цветность — количество цветов, участвующих в оформлении издания. С точки зрения цветности современные газеты могут быть одноцветными, то есть черно-белыми («Завтра», «Труд»); двуцветными, то есть в оформлении используется черный и один дополнительный цвет («Новая газета» — черный и синий, «Новая Сибирь» — черный и оранжевый); полноцветными («Комсомольская правда», «Соседи»). Сегодня особой популярностью пользуется смешанный вариант цветового оформления: для привлечения внимания читателя и рекламодателя обложка и рекламные полосы печатаются в цвете, остальные полосы являются черно-белыми. 

6. Полосность (объем) — количество страниц в газете (журнале). Количество страниц всегда четное, что обусловлено спецификой печати. В процессе разработки концепции газеты (журнала) указывается стандартное количество страниц и возможная полосность спецвыпусков.

7. Тираж — количество экземпляров одного номера издания. Тираж газеты (журнала) может варьироваться, что обусловлено увеличением или снижением читательского спроса, выпуском специальных номеров, вкладок, приложений и т. п. 

Третий этап — разработка содержательной модели издания.

В содержательной модели прописываются тематические и жанровые приоритеты издания, определяется тон повествования, характер публикаций, минимальный уровень информативности газеты (журнала) и отдельных полос. Также редакция определяет авторский состав, географию материалов, приоритетные формы организаторской деятельности и особенности их освещения. Отдельное внимание уделяется разработке системы заголовочного комплекса, начиная от названия издания и слогана, заканчивая заголовками и подзаголовками.

Четвертый этап — разработка композиционной модели издания.

Композиционная модель позволяет создать структуру издания, в частности систему рубрик, за которыми закрепляются тематические, а в некоторых случаях и жанровые направления. Рубрики распределяются по полосам или в соответствии с функционально-тематической направленностью газеты (журнала), составляется их рейтинг. Особое внимание уделяется разработке композиции первой и последней полосы, так как их восприятие закрепляет издание за сферой качественной или массовой прессы.

Пятый этап — разработка графической модели издания.

Графическая модель является главным моментом, связанным с формированием стиля издания и узнаванием его как бренда. Редакция определяется с основным набором шрифтов, видами иллюстративного материала, особенностями оформления элементов заголовочного комплекса, цветовым решением, а также вариантами верстки (классическая, ломанная, художественная).

Шестой этап — создание пилотного выпуска издания, реализация разработанной концепции.

Как правило, пилотный выпуск не является нулевым, то есть пробным вариантом, на базе которого отрабатывается система создания газеты и решаются спорные вопросы функционирования концепции. В целях экономии учредитель и руководитель редакции отрабатывают нюансы содержательной, композиционной и графической моделей на базе нескольких первых выпусков газеты (журнала). В результате «страдает» позиционирование издания на информационном рынке, так как у читателей формируется размытое представление о предлагаемом информационном продукте.

Седьмой этап анализ пилотного выпуска, выявление и устранение допущенных ошибок, корректировка отдельных элементов концепции.

Для того чтобы проверить, насколько эффективно работает созданная концепция, необходимо выпустить пилотный номер и осуществить его разноплановую оценку. Готовый информационный продукт могут оценивать потенциальные читатели (анкетирование, интервьюирование) или эксперты (фокус-группы).

Восьмой этап — регулярный мониторинг интересов и потребностей реальной и потенциальной читательской аудитории для разработки рекомендаций по трансформации содержательной, композиционной и графической моделей издания.

 

 

Массово-информационные потоки.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 295.