Массово-информационная природа СМИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Массовая информация, наряду со специальной (соответствую­щей профессиональным занятиям, общественной деятельности, любительским увлечениям и пр.) и индивидуально-личностной (вклю­чающей неповторимый, уникальный личный опыт, знания, пред­ставления) в их своеобразном для каждого человека сочетании и взаимоотношениях, создает основу духовного мира личности.

Роль информации играют любые произведения: статьи и очерки, телефильмы и радиоспектакли, рекламные видеоклипы и музыкальные заставки. Более того, информационный смысл имеют и характер заголовка, и место произведения на полосе или в программе, и интонация ведущего или диктора, и шрифтовые выделения, линейки, отбивки и т.п. — они как бы дополняют текст самого произведения, подчеркивают его значение для аудитории или роль, которую придают ему жур­налисты.

Термином «информация» в наше время следу­ет пользоваться в широком смысле — это вся совокупность сведе­ний (вербально [словесно] и невербально зафиксированных), ко­торую несет журналистика аудитории. А то, что в журналистике традиционно принято называть «информацией», — это только часть информации в широком смысле этого слова, а именно событий­ная информация, сведения о новых фактах. Наряду с событийной в информационном потоке журналистики присутствует комменти­рованная и фундаментальная, художественная и публицистическая информация. И это принципиально важно знать для понимания журналистики как массово-информационной деятельности: СМИ ни в коем случае не могут ограничить свою деятельность только сообщением новостей — событийной информацией.

Рассматривать текст (ста­тьи, радиообозрения или телеинтервью) следует только в системе отношений «журналист— аудитория». Текст лишь посредник в системе Действительность -> Журналист —> Текст -> Аудитория. Журналист, собирая и осмысливая сведения о действительно­сти, создает свое произведение и фиксирует его текст на каком-то материальном носителе (бумаге, кино- или магнитной пленке и т.д.). Затем этот текст, отредактированный и скомпонованный с други­ми в номер газеты или программу ТВ (РВ), передается в аудито­рию. Текст в системе Д -> Ж -> Т -> А может рассматриваться лишь в качестве носителя потенциальной информации, поскольку хотя он и рассчитан на аудиторию, но до «встречи» с ней неизвестно, будет ли он «работать».

В самом деле, если текст произведения выступает материаль­ным посредником в информационном процессе, то «неполуче­ние» аудиторией содержащихся в нем сведений (не подписался на газету, не включил телевизор, так как не счел передачу интерес­ной, при чтении обнаружил много непонятных слов, отвлекся от фильма и т.п.) нарушает или блокирует результативное функцио­нирование всей системы Д —>Ж —> Т —> А. Если текст «не получен» аудиторией или дошел до нее сильно искаженным, то можно го­ворить о серьезных нарушениях в течении информационного про­цесса или о его прерывании. Следовательно, потенциальная ин­формация сработает лишь в том случае, если «достигнет» аудито­рии. Поэтому собственно информацией в тексте оказывается лишь то, что и как принято и освоено аудиторией.

Не случайно в науке об информации это положение является отправным моментом, а разделение сообщения и информации прин­ципиальным. Сообщение — это еще не информация, только в со­прикосновении его с «потребителем» появляется информация; информацией является сработавшее в сообщении, использованное аудиторией.

Во взаимодействии текста с аудиторией (Т -> А) объективно выделяются два акта:

1) Отбор из номера газеты (программы ТВ) нужных аудитории тек­стов (сообщений), и отбор из этого текста того, что ока­залось интересным, понятным, полезным, важным для аудитории. Часть текста, которая «взята» аудиторией, — это принятая инфор­мация. Принятая информация всегда составляет какую-то часть объема потенциальной информации (лишь в идеальном случае, ког­да без потерь «взято» все сообщение, принятая информация равна потенциальной).

2) Переработка принятой информации, пере­стройка сознания и поведения аудитории под ее влиянием. Сло­жившиеся представления, взгляды, суждения и т.д. под воздей­ствием принятой информации в той или иной мере преобразуют­ся — систематизируются, развиваются, углубляются, уточняются или, наоборот, разрушаются, обесцениваются, дезинтегрируются, деградируют. Измеряется этот процесс уже не количественной мерой, как в первом акте, а качественной оценкой, характером и степенью изменений состояния сознания аудитории под влиянием принятой информации. «Перестроения» в сознании аудитории под воздействием принятой информации есть реальная информация.

Принято считать, что главный признак массовой информации то, что ею хотя бы в начале ее жизни, на первой стадии, оперировали или оперируют массы. Однако это не главный признак: в отличие от разных видов специализированной информации массовая – общезначима (несет в себе сведения, которые в той или иной степени касаются всех) и общедоступна (распространяется по открытым каналам, а фиксируется либо в естественном языке, либо в таких искусственных, которыми владеют массы – от простейшего языка светофора до весьма сложных языков искусств).

Производство, распространение и потребление – три проявления деятельности и в вещественно-энергетической сфере, и в сфере информационной. Они обусловливают друг друга, зависят друг от друга, тесно связаны, но не тождественны.

Производство массовой информации. С тех пор как началось разделение труда и появились устойчивые социальные институты, производство массовой информации всегда осуществляется на двух уровнях: спонтанно и организованно.

- спонтанно – создателем ее может стать практически каждый в силу генетической программы человека, в силу его творческой природы, его исконной ориентации на общение;

- организованно – значит институционально, создается разными видами профессиональной творческой деятельности, уже оформившимися в соответствующие социальные институты.

В результате в обществе образуются как бы два слоя массовой информации: один – спонтанно производимый и стихийно распространяемый самими массами (анекдоты, слухи, всякие сплетни, ранние песни Окуджавы или Высоцкого), другой – производимый специалистами и распространяемый по специально созданным открытым каналам, выходящим в рассредоточенную аудиторию.

Сегодня тексты массовой информации многолики: их столько же видов, сколько видов массового информационного производства. И каждому из этих видов соответствует определенная профессия.

Свойства массовой информации:

1. Один из путей обеспечения надежности механизмов саморегуляции: выбор знаний, норм и ценностей для «камеры эталонов».

2. Массовая информация, как и вся социальная информация, обладает свойством «консервироваться» и потому накапливается во времени, оседая в информационных хранилищах общества: библиотеках, фонотеках, фильмотеках и тому подобное.

3. На всем протяжении истории человечества прослеживается тенденция, с одной стороны, к дифференциации производства массовых информационных продуктов, а с другой – к его интеграции.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 344.