Тема 2. Правовые источники регулирования предпринимательской деятельности в РК
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель лекций – изучение правовых источников регулирования предпринимательства в РК.

 

План лекций:

  1. История становления законодательства Казахстана
  2. Система предпринимательского законодательства в РК

 

1) Становление законодательства Казахстана о предпринимательской деятельности началось еще в советский период в 80-е годы ХХ в., когда, так называемая «перестройка» привела к появлению кооперативного движения и активизации хозяйственной деятельности. Законы СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19 ноября 1986 г. и «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г. определили правовые основы осуществления индивидуальной деятельности граждан и юридических лиц и узаконили право на занятие деятельностью, направленной на получение личного дохода. Хотя эта деятельность и не называлась предпринимательской, но она впервые была легализована. Многие годы в СССР (за исключением небольшого периода НЭП (1921-1927 гг.), когда допускалось участие частных лиц в экономике советского государства) занятие предпринимательством было запрещено и зачастую влекло за собой самые суровые меры уголовной ответственности – многие предприимчивые граждане СССР были приговорены к длительным срокам лишения свободы, а наиболее «успешные» из них, сумевшие «заработать» несколько десятков тысяч и сотен тысяч рублей – к расстрелу. Партия и правительство принимали серьезные шаги в деле борьбы с «незаконным» личным обогащением наших граждан – в системе МВД создавались специальные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями – ОБХСС, ужесточались меры ответственности за хищения социалистической собственности и др. Все это привело к тому, что когда в середине 80-х г.г. «предприимчивость» наших граждан была узаконена, у многих из них еще остался страх, что все это временно и делается только для того, чтобы выявить наиболее слабых и менее приверженных идеям социализма и коммунизма граждан, даже находились такие, кто не просто «сигнализировал» о новоявленных богачах – кооператорах в соответствующие органы, а собирал и обобщал эту информацию в течение ряда лет в ожидании того времени, когда произойдет очередная смена курса коммунистической партии. Однако вопреки ожиданиям ситуация в стране стала еще более либеральной и на смену кооператорам – первым вестникам частного капитала, пришли предприниматели – коммерсанты.

В начале 90-х г.г. начался процесс распада СССР и становления новых суверенных государств, который охарактеризовался также и бурным развитием хозяйственной деятельности. 11 декабря 1990 г. принимается Закон Казахской ССР «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР» (аналогичные законодательные акты были приняты тогда во всех союзных республиках), которым впервые в новейшей истории Казахстана был провозглашен принцип свободы предпринимательской деятельности. В соответствии с новым законом к участию в предпринимательской деятельности были допущены не только граждане и юридические лица Казахской ССР, но и граждане иностранных государств и иностранные юридические лица, а также лица без гражданства. Несколькими днями ранее был принят Закон Казахской ССР «Об иностранных инвестициях» от 7 декабря 1990 г., который был направлен на формирование в республике экономики открытого типа и должен был способствовать скорейшему переходу страны на общепринятые в мировой практике принципы хозяйствования. В этот же период был заключен один из крупнейших внешнеэкономических договоров на всем постсоветском пространстве, сторонами которого являлись Советский Союз и американская корпорация «Шеврон» (в 1993 г. данный договор был перезаключен между Республикой Казахстан и корпорацией «Шеврон»).

Первый этап в развитии предпринимательского законодательства характеризуется тем, что в этот период практически с нуля создавалась правовая база для осуществления деятельности субъектами предпринимательства. Об этом свидетельствуют принятые тогда законодательные акты, такие как Закон РК «Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Республике Казахстан» от 11 июня 1991 г.; Закон РК «О хозяйственных товариществах и акционерных обществах» от 21 июня 1991 г.; Закон РК «О концессиях в Республике Казахстан» от 23 декабря 1991 г.; Закон РК «О налоговой системе в Республике Казахстан» от 25 декабря 1991 г. и др.

Особое влияние на процесс развития предпринимательской деятельности в этот период оказал Закон РК «О защите и поддержке частного предпринимательства» от 4 июля 1992 г. № 1543-ХII, который определил основные формы и способы защиты частного предпринимательства и его поддержки, закрепил политику отказа от прямого вмешательства государства в частную предпринимательскую деятельность, максимальную свободу частных предпринимателей, охрану коммерческой тайны и ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение прав частных предпринимателей.

Важную роль в становлении национальной системы законодательства сыграла кодификация гражданского законодательства. Гражданский кодекс РК (общая часть) был принят 27 декабря 1994 г. (одновременно с Законом РК «Об иностранных инвестициях»), с момента введения его в действие (с 1 марта 1995 г.) были признаны утратившими силу преамбула, ст.ст. 1-223 Гражданского кодекса Казахской ССР 1963 г.; ст.ст. 1-73 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (остальные статьи Гражданского кодекса и Основ гражданского законодательства продолжали действовать до 1 июля 1999 г., т.е. до введения в действие Особенной части Гражданского кодекса РК); Законы РК «О собственности», «О предприятиях», «О залоге» 1991 г. Гражданский кодекс представляет собой основной специальный нормативный акт в области регулирования частно-правовых отношений (в том числе и предпринимательских отношений).

Таким образом, данный период представляет собой начальный этап развития рыночных отношений вн6 Республике Казахстан и создания совершенно новой законодательной системы независимого и суверенного государства в целом; и системы предпринимательского законодательства Казахстана в частности.

Началом второго этапа в развитии предпринимательского законодательства послужило введение в действие Законов Республики Казахстан «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19 июня 1997 г. № 131-I и «Об индивидуальном предпринимательстве» от 19 июня 1997 г. № 135-I. Закон о государственной поддержке малого предпринимательства закрепил следующие принципы государственной поддержки малого предпринимательства: принцип приоритета развития малого предпринимательства в РК; принцип комплексности государственной поддержки малого предпринимательства; принцип доступности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и осуществляемых мер для всех субъектов малого предпринимательства; принцип международного сотрудничества в области поддержки и развития малого предпринимательства. Закон об индивидуальном предпринимательстве был направлен на реализацию установленного Конституцией РК права граждан на свободу предпринимательской деятельности, формирование системы государственных гарантий для индивидуального предпринимательства.

В качестве законодательного акта, оказавшего позитивное воздействие на предпринимательские отношения, можно назвать Закон РК «О государственной поддержке прямых инвестиций» от 28 февраля 1997 г., которым определялись такие основные задачи, как: внедрение новых технологий, передовой техники и ноу-хау; насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами; государственная поддержка и стимулирование отечественных производителей; развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств; создание новых рабочих мест; улучшение окружающей природной среды; и т.п. В соответствии с данным актом предоставлялись серьезные преференции и льготы при осуществлении инвестирования в приоритетных секторах экономики (том числе, инвестиционные налоговые преференции, освобождение от уплаты таможенных платежей, предоставление натурных грантов). Приоритетными секторами экономики были признаны: 1) производственная инфраструктура; 2) обрабатывающая промышленность; 3) объекты города Акмолы (Астаны); 4) жилье, объекты социальной сферы и туризма; 5) сельское хозяйство. Государство определило те сектора экономики, развитие которых является приоритетным, и те меры стимулирования и поддержки, которые будут предоставлены в этом случае, все это активизировало предпринимателей и способствовало планомерному развитию экономики.

Также в определенной мере стимулировал предпринимательскую деятельность с участием субъектов малого предпринимательства Закон РК «О государственных закупках» от 16 июля 1997 г. № 163- I, который в качестве меры поддержки субъектов малого предпринимательства при осуществлении государственных закупок закрепил обязательное резервирование до 10% от общего объема государственных закупок отдельных видов товаров (работ, услуг) для организации закупок у субъектов малого предпринимательства (п. 1 ст. 25-2).

Третий этап берет свое начало с введения в действие Закона РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г., который систематизировал нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, и объединил их в едином законодательном акте. На смену многочисленных актов, регулировавших предпринимательские отношения, был принят один законодательный акт, установивший общие начала осуществления частного предпринимательства в РК.

 

2) В результате, в нашей стране сложилась монистическая система частного права – есть Гражданский кодекс, который является основным законодательным актом, регулирующим рыночные отношения, и специальное законодательство о предпринимательстве. Такое соотношение способствует единообразному применению правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения, и свидетельствует о единстве частно-правового регулирования, тогда как в отдельных странах СНГ наряду с Гражданским кодексом принят и действует Хозяйственный кодекс (например, в Украине), т.е. сложилась дуалистическая система частного права. Вместе с тем, дуализм частного права вряд ли будет способствовать совершенствованию и повышению эффективности, как гражданского, так и предпринимательского законодательства, поскольку Хозяйственный кодекс является специальным актом, регулирующим отношения в сфере предпринимательской деятельности, а Гражданскому кодексу уготована роль общего закона в сфере предпринимательства. Исходя из принципа приоритета норм специального законодательства перед нормами общего законодательства, значение Гражданского кодекса в условиях дуалистической системы частного права существенно снижается, что вряд ли оправданно. На данном этапе развития рыночных отношений не столь актуально, чтобы процесс развития законодательства о предпринимательстве обязательно завершился его кодификацией, более значимым является приведение его в соответствие с международными стандартами и реалиями сегодняшнего дня.

В соответствии с конституционным положением: "Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности".

Поэтому государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку.

В настоящее время систему предпринимательского законодательства РК составляют Конституция РК, Гражданский кодекс РК и другие нормативные правовые акты. В частности, нормативные правовые акты:

- устанавливающие основные начала осуществления предпринимательской деятельности (Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г. № 124-III; Закон РК «О лицензировании» от 11 января 2007 г. № 214- III; Закон РК «О конкуренции» от 25 декабря 2008 г. № 112-IV ЗРК и др.);

- нормативные правовые акты о государственной поддержке малого предпринимательства (постановление Правительства РК «Об утверждении Правил проведения государственными органами проверок деятельности субъектов малого предпринимательства» от 17 июня 2003 г. № 572; постановление Правительства РК «Об утверждении Правил предоставления субъектам малого предпринимательства в имущественный наем (аренду) или доверительное управление с правом последующей безвозмездной передачи в собственность неиспользуемых объектов республиканской государственной собственности» от 4 апреля 2003 г. № 327; и др.);

- нормативные правовые акты о государственной поддержке инновационной деятельности (Закон РК «О науке» от 9 июля 2001 г. № 225-II; Закон РК «О государственной поддержке инновационной деятельности» от 23 марта 2006 г. № 135-III; Указ Президента РК «О мерах по дальнейшему повышению конкурентоспособности национальной экономики в рамках индустриально-инновационной политики Республики Казахстан» от 16 марта 2006 г. № 65; и др.);

- нормативные правовые акты о защите прав потребителей (Закон Казахской ССР «О защите прав потребителей» от 5 июня 1991 г. № 640-XII; Закон РК «О потребительском кооперативе» от 8 мая 2001 г. № 197-II; Закон РК «О сельском потребительском кооперативе водопользователей» от 8 апреля 2003 г. № 404-II; Закон РК «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 8 апреля 2004 г. № 543-II; и др.);

- нормативные правовые акты о поддержке отечественных товаропроизводителей (Закон РК «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров» от 28 декабря 1998 г. № 337-I; Закон РК «Об антидемпинговых мерах» от 13 июля 1999 г. № 421-I; Закон РК «О субсидиях и компенсационных мерах» от 16 июля 1999 г. № 441-I; Закон РК «О государственном оборонном заказе» от 19 января 2001 г. № 146-II; Закон РК «О государственных закупках» от 16 мая 2002 г. № 321-II и др.);

- нормативные правовые акты, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности(Закон РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 г. № 2444; Закон РК «Об аудиторской деятельности» от 20 ноября 1998 г. № 304-I; Закон РК «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000 г. № 126-II; Закон РК «О туристской деятельности в Республике Казахстан» от 13 июня 2001 г. № 211-II; и др.);

- нормативные правовые акты общего характера, регулирующие отдельные аспекты предпринимательской деятельности (Уголовный кодекс РК от 16 июля 1997 г. № 167-I; Кодекс РК об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. № 155-II; Таможенный кодекс РК от 5 апреля 2003 г. № 401-II; Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10 декабря 2008 г. № 99-IV ЗРК и др.).

Вопросам государственной поддержки малого предпринимательства в РК уделяется серьезное внимание с 1997 г. и тогда же впервые встал вопрос о том, как определить какой субъект может быть отнесен к субъектам малого предпринимательства, а какой – к субъектам среднего или крупного предпринимательства. Подходы не раз менялись – то количественный критерий выделялся в качестве основного, то качественный. До сих пор ситуация остается неоднозначной, поскольку законодатель учитывает как количественные, так и качественные показатели осуществляемой предпринимателем деятельности.

Так, в соответствии с Законом о частном предпринимательстве субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более 50-ти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 50-ти человек и среднегодовой стоимостью активов за год не выше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя (далее – МРП), установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, а среднегодовая численность работников субъектов малого предпринимательства определяется с учетом всех работников, включая работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта).

В случае превышения одного из названных условий, на субъекты малого предпринимательства не распространяются льготы, предусмотренные для субъектов малого предпринимательства. Речь идет как о мерах государственной поддержки малого предпринимательства, так и о других льготах (в частности об упрощенной форме ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности).

Также законодательством специально выделены те субъекты частного предпринимательства, которые, хотя и отвечают указанным условиям, но они не могут быть признаны субъектами малого предпринимательства. В частности, к ним отнесены индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие: 1) деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; 2) производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции; 3) деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах; 4) проведение лотереи; 5) деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса; 6) деятельность в области сертификации, метрологии и управления качеством; 7) деятельность по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергии; 8) деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов; 9) банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента); 10) аудиторскую деятельность; 11) профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг (п. 4 ст. 6 Закона о частном предпринимательстве). Такие ограничения введены не случайно, предполагается, что эти субъекты не нуждаются в предоставлении мер государственной поддержки.

Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников свыше пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников свыше пятидесяти, но не более двухсот пятидесяти человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше трехсотдвадцатипятитысячекратного МРП, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год (п. 7 ст. 6 Закона о частном предпринимательстве).

Субъектами крупного предпринимательства являются юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников более двухсот пятидесяти человек или общей стоимостью активов за год свыше трехсотдвадцатипятитысячекратного МРП, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год (п. 8 ст. 6 Закона о частном предпринимательстве).

Таким образом, согласно законодательной концепции:

1) индивидуальные предприниматели могут быть только субъектами малого или среднего предпринимательства;

2) субъектами малого предпринимательства признаются индивидуальные предприниматели со среднегодовой численностью работников не более 50 человек независимо от среднегодовой стоимости их активов;

3) субъектами среднего предпринимательства признаются индивидуальные предприниматели со среднегодовой численностью работников свыше 50 человек независимо от среднегодовой стоимости их активов.

Следовательно, для индивидуальных предпринимателей в отличие от юридических лиц главным критерием является количественный (до 50 или свыше 50 человек), тогда как для юридических лиц – количественный и качественный критерии применяются в совокупности.

Методы правового регулирования - это совокупность способов и приемов регулирующие отношения в предпринимательском праве. Виды методов в предпринимательском праве:

- метод дозволения

- метод предписания

- метод запрета.

Несмотря на разделение по видам, все субъекты частного предпринимательства имеют одинаковые права, а именно они вправе:

1) осуществлять любые виды частного предпринимательства, если иное не установлено законами Республики Казахстан;

2) осуществлять частное предпринимательство с использованием наемного труда в соответствии с законами Республики Казахстан;

3) создавать филиалы и представительства в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан;

4) самостоятельно устанавливать цены на производимые товары (работы, услуги), за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан;

5) предоставлять средства (займы) субъектам частного предпринимательства на возмездной основе;

6) осуществлять внешнеэкономическую деятельность в пределах своей правоспособности;

7) учреждать объединения субъектов частного предпринимательства;

8) участвовать в работе экспертных советов через аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства;

9) обращаться в правоохранительные и государственные органы, осуществляющие контрольные и надзорные функции по вопросам привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении прав субъектов частного предпринимательства;

10) обращаться в судебные органы для защиты своих прав и законных интересов;

11) вносить для рассмотрения в государственные органы предложения об устранении причин и условий, способствующих неисполнению или ненадлежащему исполнению нормативных правовых актов по вопросам поддержки и защиты частного предпринимательства;

12) применять в своей деятельности меры социальной ответственности бизнеса путем реализации или участия в реализации проектов в социальной, экономической и экологической сферах.

Также у них и одинаковые обязанности:

1) соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и охраняемые законом интересы физических и юридических лиц;

2) обеспечивать соответствие производимой продукции (работ, услуг) требованиям законодательства Республики Казахстан;

3) получать лицензии на осуществление видов частного предпринимательства, подлежащих лицензированию, в соответствии с законом Республики Казахстан о лицензировании;

4) осуществлять обязательное страхование гражданско-правовой ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 277.