Тема 1. Понятие о малом и среднем предпринимательстве и его роль в экономике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Перечень приоритетных направлений для формирования региональных агрокомплексов

Алматинская Акмолинская Атырауская Актюбинская
• мясо • птицеводство • молоко •  овощи, картофель • плоды-ягоды, виноград • масличные культуры • сахарная свекла • кормовые культуры • кукуруза • рыба • шерсть • пчеловодство • птицеводство • мясо • молоко • овощи, картофель • зерно • масличные культуры • мясо • верблюдоводство • рыба • шерсть • мясо • молоко • коневодство • масличные культуры • кормовые культуры • птицеводство • шерсть
Жамбылская Западно-Казахстанская Карагандинская Кызылординская
• мясо • птицеводство • овощи, картофель • плоды-ягоды • масличные культуры • сахарная свекла • кормовые культуры • шерсть • мясо • птицеводство • рыба • шерсть • коневодство • молоко • масличные культуры • кормовые культуры • мясо • молоко      • овощи, картофель • зерно • картофель • коневодство • птицеводство • мясо • верблюдоводство •  овощи, бахчевые • кормовые культуры • рис • рыба
Костанайская Мангистауская

Павлодарская

• мясо • птицеводство • молоко • зерно • масличные культуры • картофель • мясо • верблюдоводство • рыба • шерсть

• мясо

• молоко

• масличные культуры

• кормовые культуры

• картофель

Восточно-Казахстанская Северо-Казахстанская

Южно-Казахстанская

• мясо • птицеводство •  молоко • овощи, картофель • масличные культуры • кормовые культуры • шерсть • пчеловодство • мараловодство • мясо • молоко • овощи, картофель • зерно • масличные культуры • птицеводство  

• мясо

• птицеводство

• молоко

• овощи, бахчевые

• хлопок

• плоды – ягоды, виноград

• пчеловодство

• масличные культуры   

• кормовые культуры                                                           

• шерсть

• каракульские смушки (шкуры)

Кредитование сельскохозяйственного производства посредством кредитования кредитных товариществ, сельских потребительских кооперативов и несельскохозяйственных видов предпринимательской деятельности в сельской местности

Для обеспечения сельских товаропроизводителей кредитными средствами с участием АО «Аграрная кредитная корпорация» (далее – Корпорация» были созданы 161 сельских кредитных товарищества (далее – СКТ).

Охват сельских регионов составил 89%. В состав СКТ вошли более                          6,7 тысяч сельхозформирований, имеющие посевные площади более 7,4 млн. гектар, общее поголовье скота - 1,2 млн. голов.

С 2006 года Корпорацией реализуется программа по кредитованию сельских потребительских кооперативов по созданию инфраструктуры по производству, заготовке, сбыту, переработке, хранению, транспортировке сельскохозяйственной продукции, снабжению товарно-материальными ценностями (далее - Объединения). Кредиты направлены на развитие зерновой, масличной, плодоовощной, мясной и молочной продукции, осуществление снабжения товарно-материальными ценностями в хлопковой отрасли. (см. раздел 5.6.).

С 2007 года реализуется новая программа по кредитованию несельскохозяйственного бизнеса в сельской местности. Цель выдачи кредитов на реконструкцию и строительство объектов гостиничного и туристического бизнеса, развитие придорожного сервиса; модернизация пунктов общественного питания и сельских торговых точек; приобретение оборудования по производству пищевой продукции, разведению и переработке рыбопродуктов.

Проблемы:

недостаточность финансовых ресурсов для полного удовлетворения потребности сельских товаропроизводителей в кредитных средствах;

необеспеченность сельского населения и субъектов АПК необходимым пакетом банковских услуг, в связи с отсутствием филиалов и представительств в сельской местности банков второго уровня;

неразвитость инфраструктуры сельскохозяйственного производства влияет на качество переработки, транспортировки и хранения сельхозпродукции;

отсутствие стабильной логистики движения сельхозпродукции до рынков приводит к дополнительным и непредвиденным издержкам;

отсутствие законодательно закрепленных налоговых льгот для деятельности объединений по развитию производственной инфраструктуры;

отсутствие средств и достаточных знаний у сельского населения для организации собственного бизнеса на селе.

Меры:

увеличение привлечения кредитных ресурсов Корпорации из бюджетных и внебюджетных источников;

расширение сети кредитных товариществ с созданием дополнительного количества кредитных товариществ и увеличение объемов их кредитования;

создание условий для повышения жизненного уровня сельского населения и обеспечения занятости путем выделения кредитных ресурсов на развитие несельскохозяйственного бизнеса на селе;

реализация «Второго постприватизационного проекта поддержки сельского хозяйства».

Ожидаемые результаты:

обеспечение сельских товаропроизводителей льготными кредитными ресурсами в соответствии с их потребностями для формирования конкурентоспособного, экспортоориентированного агропроизводства;

повышение эффективности государственных инвестиций в АПК путем их направления на создание высокотехнологичных производств по переработке сельскохозяйственной и рыбной продукции, получению конечных конкурентоспособных продуктов с высокой добавленной стоимостью;

развитие сельской инфраструктуры (сервисные центры, заготовительные пункты, первичная переработка сельхозпродукции, развитие промыслов, расширение сельских торговых пунктов и т.д.).

Микрокредитование сельского населения. В настоящее время обеспечение доступа сельского населения к финансовым ресурсам приобретает решающее значение для преодоления бедности и развития села. Микрокредитованию отводится роль одного из ключевых инструментов развития малого бизнеса и вовлечения малоимущих в деятельность, позволяющую повысить уровень их доходов.

Существующие микрокредитные организации в основном в крупных и малых городах и обслуживают городское население.

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, по состоянию на 1 января 2010 года, количество зарегистрированных МКО составило 1 712 единиц. Из общего количества зарегистрированных МКО 465 являются сельскими, в том числе 51 МКО, созданные с участием АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства». По сравнению с 2008 годом (1317 единиц) количество зарегистрированных МКО увеличилось на 30%».

Несмотря на рост количества МКО, снижается доля действующих МКО от числа зарегистрированных. Так, в 2006 году доля действующих МКО составляла 94% к числу зарегистрированных, в 3 квартале 2009 года – 80,0%.

Это показатели спада предоставления услуг МКО, соответственно, показатель ухудшения их развития. Основной причиной такого изменения является недостаток финансовых средств, отсутствие методической базы, и слабое техническое оснащение.

Одним из институтов, осуществляющих кредитование в сельской местности наряду с кредитными товариществами и МКО, является Фонд. Фонд осуществляет микредитование сельского населения через филиальную сеть и МКО, созданные с его долевым участием в уставном капитале, обеспечивая 100% географический охват сельских районов.

В общем объеме выданных кредитов на селе за 9 месяцев 2009 года (11,4 млрд. тенге) доля Фонда и МКО, созданных с его участием составила 32,0%.

За период с 2005 года по прямому микрокредитованию Фонда было выдано более 53,0 тыс. микрокредитов сельскому населению на сумму 9,8 млрд.тенге. На кредитование МКО были выделены средства из республиканского бюджета в размере 3 275, 9 млн. тенге.

По состоянию на 1 января 2010 г. общее количество активных заемщиков Фонда и МКО, созданных с его участием, составляет порядка 29 тыс. клиентов, из них количество конечных заемщиков МКО – более 10 тыс.

В 2005-2008 годы в рамках реализации бюджетной микрокредитования сельского населения во всех регионах республики было проведено 4 тысячи семинаров, обучающих основам предпринимательства и эффективному использованию микрокредита, с охватом более 99 тысяч сельских жителя.

Проблемы:

отсутствие средств у сельского населения для открытия собственного бизнеса на селе;

недостаток собственных средств МКО;

низкая инвестиционная привлекательность сектора для банков второго уровня, частных, международных инвесторов;

слабый уровень институционального развития МКО, в том числе недостаток квалифицированных кадров и слабая техническая база;

недостаточность залоговой базы при кредитовании МКО и сельского населения;

низкий уровень финансовой грамотности сельского населения.

Цель - развитие инфраструктуры микрокредитования для оказания услуг по комплексной поддержке сельского населения.

Меры:

выделение бюджетных средств для микрокредитования сельского населения и кредитование сельских МКО;

привлечение новых финансовых ресурсов банков второго уровня, международных финансовых организаций, пенсионных накопительных фондов;

оказание технического содействия в институциональном развитии МКО через создание Центра технической поддержки.

Ожидаемые результаты:

обеспечение доступности кредитных ресурсов экономически активному сельскому населению для развития предпринимательства на селе;

институциональное развитие МКО на селе;

охват сельских жителей микрокредитованием.

 

4) АО "Национальный управляющий холдинг «КазАгро» был создан в соответствии с Указом Президента РК от 11 декабря 2006 года №220 «О некоторых вопросах развития агропромышленного комплекса» с целью реализации государственной политики по формированию и развитию конкурентоспособного и экспортоориентированного агропромышленного комплекса (АПК).

Миссия АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» - реализация государственной политики по стимулированию развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан путем обеспечения эффективного управления инвестиционными активами и развития корпоративной культуры акционерных обществ, входящих в его состав.

Стратегические задачи Холдинга

1.Концентрация и направление инвестиций на решение приоритетных задач агропромышленного комплекса.

2.Повышение эффективности государственных инвестиций в сферу агропромышленного комплекса.

3.Развитие аграрной производственной и сервисной инфраструктуры.

4.Содействие формированию и развитию кластеров в агропромышленном комплексе.

5.Развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса.

6.Регулирование и стабилизация внутренних продовольственных рынков.

7.Повышение эффективности корпоративного управления.

В группу компаний Холдинга входят следующие акционерные общества:

· АО «Национальная компания Продовольственная контрактная корпорация»

· АО «Мал онімдері корпорациясы»

· АО «КазАгроФинанс»

· АО «Аграрная кредитная корпорация»

· АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства»

· АО «КазАгроГарант»

· АО «Казагромаркетинг»

В 1994 году на основании постановления Кабинета Министров Республики Казахстан был создан Государственный фонд финансовой поддержки сельского хозяйства. 1998 год. Реорганизация Государственного фонда финансовой поддержки сельского хозяйства» в ЗАО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства». 2004 год. АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» является реализатором Государственной программы развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004 – 2010 годы. 2005 год. АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» является реализатором Концепции развития сети МКО для кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Казахстан. 2007 год. АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» входит в структуру АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро», деятельность которого ориентирована на стимулирование развития агропромышленного сектора и повышение его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Обществом создана 51 микрокредитная организация в сельских округах республики.

Сотрудничество с Микрофинансовым Центром (МФЦ, Варшава) для проведения обучающего курса для сотрудников Общества по вопросам микрокредитования. Выдан сертификат Microfinance Information eXchange, Inc. (MIX Market) – с присвоением «4 бриллианта» (из возможных 5 бриллиантов). Сертификат подтверждает, что деятельность Общества транспарентна, качественна и вся предоставляемая информация достоверна.

2008 год. Общество прошло процесс присвоения кредитного рейтинга международной рейтинговой компанией M-CRIL (Индия), по результатам которого Обществу был присвоен рейтинг «β +» (позитивный), сотрудничество с организацией PUM (Правительство Нидерландов) по оказанию консультационной и методологической поддержки. Подписаны два соглашения с Программой развития ООН по реализации программ микрокредитования. Получен сертификат системы менеджмента качества по стандарту СТ РК ИСО-9001:2001. АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» Входит в состав Совета директоров Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана.

2009 год. Подписан трехсторонний Меморандум между Исламским Банком Развития, АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» и АО «КазАгроФинанс» о дальнейшем сотрудничестве в области. Подписан меморандум о партнерстве между Обществом и Микрофинансовым Центром (МФЦ, Варшава). Обществом были заключены соглашения с местными исполнительными органами 12 регионов на общую сумму в 1,45 млрд. тенге. Внедрена Система Менеджмента Качества в 7 (семи) филиалах и представительствах Общества. Фонд вышел из состава совета директоров АМфОК, однако при этом остался членом данной ассоциации. Фондом получен сертификат Microfinance Information eXchange, Inc. (MIX Market) с присвоением «5 бриллиантов» (из возможных 5). Сертификат подтверждает, что деятельность Общества транспарентна, качественна и вся предоставляемая информация достоверна.

2010 год. В АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» прошла процедура присвоения социального рейтинга международным рейтинговым агенством Microfinanza rating. По результатам Фонду присвоен рейтинг «ВВ+», который подтверждает способность Фонда эффективно переносить миссию на практику и развивать социальные ценности, свидетельствует о высокой вероятности достижения социальных целей. Внедрена Система Менеджмента Качества в остальных 7 (семи) филиалах и представительствах Общества по стандарту СТ РК ИСО-9001:2009. Подписано соглашение с Комитетом лесного и охотничьего хозяйства МСХ РК о реализации программы микрокредитования «Табиғи орта» в рамках проекта ПРООН по комплексному сохранению биоразнообразию.

Миссия - реализация государственной политики по обеспечению доступности финансовых и страховых услуг в сельской местности путем развития систем микрокредитования и страхования и роста профессионального уровня компании на основе внедрения стандартных внутренних процедур.

Цели в области качества на 2010 год

· Привлечение бюджетных инвестиций для кредитования микрокредитных организаций и микрокредитования сельского населения – 2 000 млн.тенге (согласно Стратегического плана МСХ РК на 2010-2014 гг., утвержденного ППРК № 2339 от 31.12.2009г.).

· Привлечение средств МИО – 500 млн.тенге (согласно СНР Общества на 2008-2012 гг.).

· Улучшение системы менеджмента качества (далее - СМК) Общества, внедрение СМК в остальных 7 филиалах и представительствах, а также сертификация по международному стандарту.

· Повышение профессионального уровня работников – охват обучением не менее 20% от общего количества работников.

· Повышение прозрачности процесса микрокредитования – коэффициент списаний 0,1% (согласно СНР Общества на 2008-2012 гг.).

· Охват микрокредитованием целевых групп – 2,3% (согласно Стратегического плана МСХ РК на 2010-2014 гг., утвержденного ППРК № 2339 от 31.12.2009г.).

· Внедрение новых программ кредитования (программы по кредитованию весенне-полевых работ, молодых специалистов).

· Получение социального рейтинга.

· Повышение качества ссудного портфеля Общества, за счет удержания уровня просроченной задолженности в пределах 12%.

· Открытие Центра технической и институциональной поддержки микрокредитных организаций.

Провозглашая своей Миссией реализацию государственной политики по обеспечению доступности финансовых и страховых услуг в сельской местности путем развития систем микрокредитования и страхования и рост профессионального уровня компании на основе внедрения стандартных внутренних процедур, АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» (далее – Общество) заявляет следующие принципы своей деятельности в области качества:

удовлетворение нужд целевых групп Общества посредством привлечения бюджетных и внебюджетных средств на микрокредитование сельского населения и кредитование МКО;

совершенствование политики предоставления финансовых услуг на основе анализа потребностей и ожиданий сельского населения;

расширение перечня оказываемых услуг;

формирование институциональной инфраструктуры микрокредитования в сельской местности;

стимулирование развития системы страхования в растениеводстве;

совершенствование корпоративного управления;

развитие знаний и компетенции работников.

Осуществление Политики и достижение целей и задач в области качества выполняются путем:

обеспечения эффективного функционирования, совершенствования и постоянного повышения результативности системы менеджмента качества;

планирования и мониторинга целей по качеству;

создания оперативного и эффективного взаимодействия между подразделениями Общества;

формирования системного подхода к подбору и развитию кадрового состава, организации процесса постоянного повышения профессиональной подготовки персонала;

четкого определения полномочий и ответственности работников Общества;

внедрения стандартов в практику корпоративного управления;

проведения внутренних и внешних аудитов системы качества, осуществления мероприятий по оперативному устранению и предупреждению несоответствий.

Руководство Общества берет на себя обязательство обеспечить единство целей и направлений деятельности Общества путем создания внутренней среды, в которой весь персонал Общества вовлекается в реализацию задач внедрения и поддержания эффективной системы менеджмента качества, и принимать решения, основываясь на достоверных фактах, постоянном мониторинге и анализе мнений кадрового потенциала. При этом существенное значение придается тому, что продуктивность труда обуславливается наличием мотивации, современных ресурсов и ответственности каждого члена коллектива.

 

Тема 1. Понятие о малом и среднем предпринимательстве и его роль в экономике

Цель лекции – ознакомить студентов сущностью и историей развития предпринимательской деятельности в мире и в РК.

 

План лекций:

  1. Понятие о малом и среднем предпринимательстве.
  2. Место малого и среднего бизнеса в экономике страны.
  3. Совокупность деятельности в малом и среднем предпринимательстве.
  4. Внутренние и внешние условия развития малого и среднего предпринимательства в РК.

 

1) Впервые понятие предприниматель встречается на арене истории возникновения рабства, когда появилась возможность использовать труд рабов, а война стала двигателем хозяйственной предприимчивости: вслед за завоевателями - полководцами пошли завоеватели – хозяйственники. История сохранила память о многих предпринимателях, деятельность которых была тесно связано с воинственными набегами, пиратством и торговлей. Первые предприниматели- промышленники были связаны с военным делом. Отец известного афинского оратора Демосфена был хозяином фабрики мечей, где трудились 32 раба. В Риме действовали школы гладиаторов, организованные на предпринимательских началах.

В средние века появились хозяйственные условия для образования нового типа предпринимателей. Начинающие предприниматели того времени были представлены купцами, торговцами, ремесленниками и миссионерами.

Высокого уровня достигла торговля в 9-12 вв. в Средней Азии. Международная торговля известна по сведениям средневековых авторов. При раскопках в кладах найдены импортные изделия – художественная посуда, монеты. Крупными центрами предпринимательства были Испиджаб, Кедер, Отрар, Тараз, Навакет, Баласагун. К ним прибавились такие города северо – восточного Семиречья, как Каллык, Ики- Огуз. В Испиджабе имелись простые рынки и рынок полотна, караван – сараи. Некоторые из караван-сараев были населены купцами из Самарканда и Нахшеба, а купцы из Испиджаба ездили с товарами в Багдад, торговцы из Исфагана имели свои караван – сараи в Шельджи. Кроме международной торговли получила развитие местная областная торговля и торговля с кочевниками. О развитии её свидетельствует находки монет, которые обслуживали международную и областную торговлю.

Для 9-12 вв. характерен рост товарно-денежных отношений, вытеснявших натуральный обмен. Работают монетные дворы в Испиджабе, Отраре, Таразе, Яссах.

С середины 16 века действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Стремление к богатству обусловливает желание получать неограниченную прибыль. В это время появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Самой первой была основана английская торговая компания, для торговли с Россией(1554год). Позже, в 1600 году была создана английская – Ост-Индская торговая компания, в 1602 году - голландская Ост-Индская компания, в 1670 году – компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики.

В конце 17 века возникают первые акционерные банки. Исторически сложилось так, что банки стали основной формой не только хранения денег вкладчиков, но и эффективного размещения финансовых средств в различных отраслях промышленности, торговли и услуг.

Наиболее крупный размах банковские операции получили в Англии, где капитализм как общественный строй победил раньше, чем в других европейских странах. Большинство современных принципов банковского дела зародилось именно в Англии. Мир обязан этой стране появлением в 1694 году прототипа современных банкнот, которые в 20 веке окончательно заменили в денежном обороте золотые и серебряные монеты, а также векселей – долговых расписок.

В конце 18- начале 19 вв. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах. В этот период собственность ранее существовавших крупных семейных фирм распадается на сотни, тысячи паёв вкладчиков – владельцев акций. Всё более расширяется пропасть между малым и крупным бизнесом. В таких условиях мелким фирмам становится всё труднее выживать, им оказывается не под силу нововведения, зато широкое развитие получают средние и крупные фирмы.

Всё громче звучит мотив получения максимальной прибыли. Для успеха предприятия уже было недостаточно только заинтересованности его владельца, необходимы были исключительные способности, которыми этот владелец часто не обладал. В этих условиях было неизбежно появление нового типа предпринимателя, имеющего особенности для организации предприятия и управления им, и новой профессии – менеджер, или организатор и руководитель крупного производства.

После второй мировой войны у банков появились такие мощные конкуренты, как страховые компании. Они сосредоточили свою деятельность на предприятиях и частных лицах, стремящихся обезопасить себя от различных форс – мажорных обстоятельств (непредвиденных обстоятельств, ведущих к банкротству предприятий или составляющих угрозу жизни частного лица). Не менее прибыльными на Западе стал бизнес брокерских домов и холдинговых компании. Первые занимались по заказу поручителей выгодным размещением акций их предприятий и скупкою акций прибыльных фирм. Холдинговыми (держательскими, от англ. слова hold – "держать") называют компании, владеющих контрольным пакетом акций других фирм. Холдингом может быть как промышленная или торговая корпорация, так и банк или страховая компания.

Через систему участий в акционерном капитале организуемых или контролируемых фирм холдинги имеют возможность диктовать своим дочерним фирмам такую стратегию развития, которая в максимальной степени соответствует, прежде всего, интересам самого холдинга.

Пирамиду разновидностей бизнеса венчают гигантские транснациональные корпорации, имеющие десятки своих филиалов внутри страны и за рубежом. Эти корпорации производят тысячи видов продукции, имеют имущество, оцениваемое как минимум в сотни миллионов долларов, обеспечивают работой десятки тысяч людей, контролируют огромный оборот капитала. Транснациональные корпорации (ТНК), среди которых известные автомобильные гиганты, как "Дженерал моторс", "Форд", "Крайслер" (США), "Тойота"(Япония), "Вольво"(Швеция), лидеры электронной промышленности "Ай-Би-Эм", "Моторола", "Диджитал"(США), "Хитачи", "Сони"(Япония), "Сименс" (Германия), уже давно вышли за рамки бизнеса в обыденном понимании этого слова. ТНК – это практически бизнес – государства, для которых нет второстепенных вопросов ни в области финансового положения страны их базирования, ни в сфере государственной политики, ни в кругу проблем, стоящих в целом перед мировой экономикой. Не зря известный афоризм одного из основателей компании мира "Дженерал Моторс": "то, что хорошо для "Дженерал Моторс", хорошо и для США" всё чаще перефразируется следующим образом: "Всё, что выгодно ТНК, хорошо для государства".

Что же такое "предпринимательство" и кто такой "предприниматель"? Эти понятия впервые употребил английский экономист конца 17- начала 18 вв. Ричард Кантильон. По его мнению, предприниматель- это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, который определяют действительную стоимость экономических благ.

Позже известный французский экономист конца 18 – начала 19 вв. Ж.Б. Сэй (1767- 1832) в книге "Трактат политической экономии" (1803) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трёх классических факторов производства – земли, капитала, труда. Он указывал также, что "талант английских предпринимателей" был одним из факторов успеха развития промышленности Англии. Основной тезис Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство, и сбыт продукции, обеспечить "дух порядка". Предприниматель, указывал он, - это лицо, которое берётся на свой счёт и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт.

К сожалению, надо отметить, что классики- основатели экономической науки не очень интересовались фигурой предпринимателя. Предпринимательская деятельность не стала предметом их научного анализа. Английские ученые-экономисты А.Смит (1723-1790) и Д.Рикардо (1772-1823) представляли экономику как саморегулирующийся механизм, в котором творческому предпринимательству не находилось места. Вместе с тем в своём основном труде "исследование о природе и причинах богатства народов"(1776) А.Смит уделил внимание характеристики предпринимателя. Предприниматель, по мнению А.Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определённой коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, поскольку вложения капиталов в то или иное дело всегда содержат в себе элемент риска. Предпринимательская прибыль и есть, по Смиту, компенсация собственника за риск. Предприниматель сам планирует, организует производство, реализует выгоды, связанные с разделением труда, а также распоряжается результатами производственной деятельности.

К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести:

Ø самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;

Ø экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

Ø хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределённость, риск остаются.

 

2) Предприниматели реализуют свои предпринимательские способности в предпринимательстве как в экономическом процессе. Сущность заключается в том, что это процесс создания предпринимательского дохода, т.е. дополнительной прибыли от инновационной рисковой деятельности. Предпринимательский доход может быть получен двумя методами. Первый метод заключается в снижении индивидуальных издержек производства. Известно, что рыночная цена формируется на основе общественных издержек производства, общественно необходимо рабочего времени. Используя новшества, рискуя, предприниматели снижают свои индивидуальные издержки, доводя их до более низкого уровня по сравнению с общественными издержками производства и с теми бизнесменами, кто ведет воспроизводство стационарными методами. Вследствие этого они получают кроме обычной прибыли еще и дополнительную прибыль, предпринимательский доход.

 Второй способ предпринимательского дохода связан с тем, что предприниматель, имея более низкие индивидуальные издержки производства по сравнению с другими продавцами, может снизить цену реализации на свои товары. Продавая значительно большую массу товаров, он может, даже при более низкой цене, получить дополнительный доход.

 Предпринимательский доход может быть получен, когда в результате нововведения производиться наиболее качественный товар. В таком случае предпринимательский доход может быть получен за счет более высокой цены и за счет большей массы продаваемого товара.

 Предпринимательство неразрывно связано с менеджментом. Менеджмент может обеспечить реализацию основной цели – получение устойчиво оптимального размера предпринимательского дохода, - если его основные функции менеджмента (планирование, организация, оперативное управление, использование персонала, экономический контроль) будут ориентированы на стратегию развития, на на постоянные изменения внутри предпринимательских структур, на адаптацию к окружающей среде. Предпринимательство требует инноваций и риска. Основная задача менеджмента – управление сложной ситуацией.

 Стратегический менеджмент инноваций требует, прежде всего, непрерывного анализа функционирования предпринимательских структур и их окружения. Анализ окружения производиться с целью определения своих шансов на успех от инновационной рисковой деятельности, с одной стороны, ухода или уменьшения неблагоприятного воздействия многочисленных видов риска на конечные результаты предпринимательской деятельности, с другой стороны. При этом производиться анализ как глобального, так и непосредственного предпринимательского окружения. К первому виду окружения относятся экономические, правовые, политические, социальные, технологические, региональные и другие рамки предпринимательской деятельности. Ко второму – поставщики, покупатели, потенциальные конкуренты, их возможности обновления продукции, интенсивность конкуренции, возможности промышленной кооперации и интеграции и т.д.

 В соответствии со стратегией менеджмента разрабатывается соответствующая организационная структура фирмы, а также производится подготовка и определяется мотивационный механизм стимулирования ее персонала. И, наконец, необходимо иметь стратегический контроль, охватывающий весь экономический процесс. Таким образом, экономический процесс предпринимательства органично переплетается с менеджментом инноваций и риска.

 

3) Предпринимательская деятельность должна осуществляться, в первую очередь, путем выполнения непосредственных производственных функций. Она охватывает, прежде всего, непосредственное материальное производство. Однако, как известно, общество нуждается и в других услугах, не являющихся материальным производством в указанном смысле: в области образования, здравоохранения, культуры.

Наряду с этим, предпринимательство связано с выполнением посреднических функций, суть которых состоит в непосредственной реализации указанных товаров и услуг, то есть в обеспечении непрерывного их движения от производителей к потребителю.

Поскольку деятельность по выполнению непосредственных производственных функций является определяющей в цепочке отношений «непосредственное производство – распределение – обмен - потребление», то во взаимодействии производителя и потребителя более активная роль принадлежит первому из них. Предпринимательская активность по отношению к потребителю проявляется двумя основными способами.

Первый из них – традиционалистский. Он характерен тем, что на различных этапах развития производства складывается ситуация, когда определенные, ставшие уже традиционными, потребности в каких-то товарах или услугах удовлетворяются не полностью. Тогда, используя имеющиеся у него ресурсы или привлекая новые, предприниматель стремится или расширить производство в целом, или изменить структуру производимых товаров или услуг.

Второй способ – инновационный. Его суть в том, что тот или иной предприниматель, осведомленный о возможностях новой техники, технологии, использования достижений науки в производстве, изучивший потенциальные потребности населения или его части, начинает производство нового, нетрадиционного товара или же товара, с принципиально новыми характеристиками, свойствами и даже сферами применения.

Именно инновационная предпринимательская деятельность является основным двигателем научно-технического прогресса, придает воспроизводственному процессу интенсивный характер, способствует удовлетворению возвышающихся личных и общественных потребностей.

В производственной предпринимательской деятельности можно выделить две сферы указанной деятельности – основную и вспомогательную. К основной относится такая, в результате которой производится продукт, годный к конечному личному или производственному потреблению. К вспомогательной деятельности относится производство комплектующих деталей, изделий, необходимых для создания конечной продукции; разработка инноваций, способствующих повышению производительности труда и качества продукции, принимающая овеществленную форму (научно-технические, конструкторские разработки); а также деятельность, результат которой непосредственно не может быть овеществлен (маркетинговая, консалтинговая и другие).

Посредническая предпринимательская деятельность осуществляется в таких формах, как:

1) агентирование (агент, как посредник, может представлять интересы, как собственника товара, так и его потребителя);

2) комиссионные операции;

3) оптовая торговля через купцов или на товарных биржах.

Следует указать на такую специфическую сферу предпринимательской деятельности, как кредитно-финансовая, центральное место, в которой занимают банки.

К банкам примыкают некоторые другие виды кредитно-финансовых учреждений (страховые, инвестиционные, финансовые компании, сберегательные кассы, пенсионные фонды и др.), в совокупности образующие кредитную систему.

4) В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических и юридических лиц, направленную на получение прибыли.

Возрождение предпринимательства в Казахстане состоялось. Действительно, до 1917 года предпринимательство в стране имело место, но в силу слабого уровня развития производительных сил тогда оно не получило должного распространения.

За годы Советской власти понятия "предпринимательство" практически было исключено из экономической лексики, а термин "предприниматель" воспринимался негативно. Сегодня многие стали понимать, что именно предпринимательство двигает развитие производства, рынка, а значит и общества в целом. Зарубежные страны процветают благодаря предпринимателям, а предприниматели - благодаря поддержке своих государств. Предприниматель – это энергия, идущая изнутри, вырывающаяся у деловых людей для достижения коммерческих результатов. Суть его состоит в том, чтобы нести всю полноту риска за начатое дело. В любом деле без рисковой предприимчивости нет жизнеспособности новых идей.

Предприниматели - это люди в деловом мире, умеющие увидеть коммерческие возможности, способные получить необходимый капитал, знающие, как провести соответствующую операцию, и готовые идти на риск, принимая на себя ответственность, как за успех, так и за провал.

Предпринимательство в Республике Казахстан получает развитие в разнообразных видах. По роду деятельности – производственное, коммерческое, финансовое. По размеру хозяйствующих субъектов – малое, среднее и крупное. По характеру собственности – частное, совместное. По организационной форме - индивидуальное и коллективное (товарищества, общества). Своеобразной организационно – правовой формой предпринимательских предприятий являются производственные кооперативы.

Словом, предпринимательство набирает силу, охватывая всё новые сферы экономики и социальные слои. Его успешное развитие может происходить при наличии таких необходимых условий, как частная собственность, свобода экономической деятельности.

Казахстан находится на стадии становлении рыночных отношений, существование которых в настоящее время немыслимо без предпринимательской деятельности – это аксиома и является актуальностью выбранной темы.

Социально-экономическое значение предпринимательства возрастает в силу того, что оно придает экономике гибкость, способствует привлечению финансовых и производственных ресурсов населения; несет в себе антимонопольный потенциал; создает предпосылки для прорыва по ряду направлений научно-технического прогресса; во многом решает проблемы занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйствования.

Развитие рыночной экономики предполагает формирование предпринимательства и воспитание предпринимателя. Решить эту задачу, сопряженную с преодолением довольно серьезных трудностей и психологических преград, непросто. Экономическая реформа, проводимая в Казахстане, открыла новые перспективы для развития предпринимательства.

"Казахстанский бизнес – это тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. До этого мало кто всерьез задумывался о том, какую мощную силу таит в себе огромный пласт невостребованного в то время человеческого энтузиазма, деловой энергии. На первую половину 90-х минувшего века пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, универсальным штрихом которого была стихийная уличная торговля, а главным девизом – "купить подешевле - продать подороже".

Периодом зарождения в стране цивилизованного бизнеса можно смело назвать 1997 г., когда был принят Указ Президента страны о мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства. С тех пор приоритетное развитие его является неотъемлемой частью государственной политики и с ним же связано большинство кардинальных изменений в обществе".

Историю возрождения отечественного предпринимательства условно можно разделить на четыре этапа. Первый формировался на основе появления и функционирования центров научно-технического творчества молодежи при комсомольских организациях. Их деятельность носила посреднический характер и была направлена на решение научно-технических проблем. Конечно, так называемое "комсомольское" предпринимательства не носило массового характера, однако многие коммерческие структуры получили первоначальное накопление капитала. Принятие закона "Об индивидуальной трудовой деятельности граждан в СССР" (1987) частично легализовало индивидуальное предпринимательство.

Второй этап формирования предпринимательства можно связать с принятием в июне 1988 г. союзного закона о кооперации. На данном этапе предпринимательство приобрело массовость.

Третий этап связан с принятием законодательных актов об аренде, совместных предприятиях, банковской деятельности, о малых предприятиях, развитии малого бизнеса, что позволило значительно разнообразить организационно- правовые предпринимательства, расширить сферы деловой активности. И, наконец, четвертый этап начинается с появлением новых суверенных государств после распада СССР и принятием собственных законов о предпринимательстве. Наиболее притягательными для предпринимательства оказались те области рынка, в которых возможно быстрое получение доходов, основанное на перепродаже, где не требуется крупных капиталовложений. В основном предприниматели занимаются торгово- посредническими операциями, скупкой и перепродажей различных товаров как за рубежом, так и в странах СНГ.

Один из первых законов, действовавших в Республике Казахстан и регулирующих предпринимательскую деятельность, назывался "О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР" (1990). В законе определялось само понятие предпринимательства – "это инициативная в рамках действующего законодательства хозяйственная или иная деятельность за счет собственных, заемных и других имуществ и средств с целью получения для всех участников этой деятельности взаимовыгодных результатов и дохода".

Основные черты, характеризующие предпринимательство. Во-первых, это хозяйственная деятельность, т.е. производство товаров, работ и услуг, предназначенных для продажи в рыночных условиях. Во-вторых, это инициативная деятельность, т.е, она осуществляется по желанию, воле, свободному выбору самого предпринимателя. Он сам открывает дело, сам решает, чем ему заниматься, сам определяет своих хозяйственных партнеров и определяет условия делового сотрудничества с ними. В-третьих, предпринимательская деятельность должна осуществляться в рамках действующего законодательства.

Предпринимательство предполагает совершение всех хозяйственных действий за счет средств самого предпринимателя. Из этого вытекает важное правило о предпринимательском риске: только на предпринимателя возлагаются все неблагоприятные последствия (убытки), вызванные изменением рыночной конъюнктуры либо случайными обстоятельствами.

Целью предпринимательской деятельности является получение доходов. Поэтому формы хозяйствования, направленные не на получение доходов (удовлетворение потребности семьи, хозяйственная взаимопомощь, благотворительная работы) не считаются предпринимательством. Допускаются различные формы участия в предпринимательстве: единолично, в составе семьи, путем привлечения других лиц и т.д.

Некоторые казахстанские специалисты, выявив такие трудности и барьеры, предлагают способы их преодоления, которые обобщены нами в нами в таблице 1.

 

1. Трудности и барьеры: рекомендуемые шаги по преодолению

Трудности, барьеры Предлагаемые способы преодоления
1.Финансовые: отсутствие основного капитала (служебных и производственных помещений, машин и оборудования, земли и др.), отсутствие или недостаток оборотных средств - Участие в завершающей стадии приватизации государственной собственности, в денежной приватизации - Продажа (возможно в рассрочку) неиспользуемых приватизированных помещений, объектов незавершенного строительства, земельных участков, выявленных по результатам инвентаризации недвижимости и земли, субъектам малого предпринимательства на тендерной основе - Передача в аренду с последующим выкупом неиспользуемых объектов, выявленных по информации предпринимателя (предусмотреть меры по совершенствованию законодательства) - Разработка институциональных основ для развития лизинга в Казахстане и его реализация, присоединение к международной Оттавской конвенции по лизингу - Подготовка предложений по стимулированию целевого использования приватизированного имущества, полученного на льготных условиях. В случае если имущество, полученное на льготных условиях, не используется, то применение меры лишения предоставленных ранее льгот предложением выкупить объект за деньги, в случае отказа – переход к процедуре изъятия (разработка соответствующих законодательных механизмов) - Привлечение займов международных финансовых, экономических, частных фондов и грантов общественных и благотворительных организаций (Всемирного банка, Международного валютного фонда, Международной финансовой корпорации, Европейского банка реконструкций и развития, Азиатского банка развития и др.) для финансирования проектов малого бизнеса - Выработка мер по стимулированию банков второго уровня в кредитовании субъектов малого предпринимательства - Целевое кредитование из Фонда развития малого предпринимательства по приоритетным направлениям - Развитие микрокредитования малого предпринимательства - Внедрение механизмов страхования рисков при финансировании проектов малого бизнеса  
2.Институциональные: недостаточное развитие института предпринимательства, неразвитая рыночная инфраструктура - Внедрение института предпринимательства в Казахстане - Разработка Кодекса предпринимателя Казахстана - Разработка Кадастра недвижимости Казахстана - Создание условий для расширения сети юридических, консультационных и аудиторских фирм - Поддержка развития коммерческих банков, специализирующихся на предоставлении кредитов и займов для малого бизнеса - Поддержка и развитие системы бирж и торговых домов  - Развитие и поддержка сети гостиничных хозяйств, коммуникационных служб - Поддержка и организация сети бизнес- центров, бизнес- инкубаторов, информационно- аналитических, информационно- выставочных, научно- исследовательских и консультационных центров 
3.Образовательные: недостаток знаний, навыков и опыта управления бизнесом - Разработка и внедрение новых программ обучения основам бизнеса; углубленные курсы подготовки, адаптация существующих программ начального и среднего, высшего образования к новым требованиям; совершенствование программ ежегодной переподготовки специалистов - Повышение эффективности использования технической помощи стран-доноров; введение для обучающихся в рамках технической помощи контрактной системы и обязательств по распространению полученных знаний - Развитие центров инкубаций знаний и опыта организаций и управления бизнесом, инновационных кластеров - Открытие в каждом областном и городском акимате дежурных консультационных пунктов для предпринимателей
4. Государственные: бюрократизм, волокита, коррупция, вымогательство - Дальнейшее углубление реформы государственной службы - Совершенствование работы Высшего дисциплинарного совета Республики Казахстан - Обеспечение строгого соблюдения и верховенства законов; введение упрощенной системы регистрации, страхования, лицензирования, бухгалтерского учета и процедур согласования для субъектов малого бизнеса - Достижение прозрачности работы всех органов государственной власти, задействованных в сфере малого и среднего бизнеса (каждый регистрирующий и контролирующий орган должен иметь список, а контролирующий – список необходимых документов, который вывешивается в доступном для посетителей месте); отмена для отдельных государственных органов прав по оказанию платных услуг, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан - Упрощение системы обслуживании субъектов малого бизнеса в соответствующих государственных органах, банках, страховых, нотариальных, юридических фирмах и др. - Обеспечение правопорядка и налаживание взаимодействия служб МВД по принятию оперативных мер по заявлениям предпринимателей на противоправные действия отдельных лиц и групп, а также по фактам вымогательства (рэкета) и шантажа под угрозой применения силы - Создание структур по защите собственности и бизнеса
5. Информационные: недостаточный уровень отражения проблем и распространения опыта в СМИ - Усиление пропаганды развития малого, среднего бизнеса в средствах массовой информации и в сети электронной информации - Издание специальных буклетов, брошюр, информационных листков, дайджестов, создание страничек бизнеса в сети Интернет - Организация специальных циклов передач по радио и телевидению - Подготовка газетных и журнальных публикаций по актуальным вопросам малого и среднего бизнеса

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 269.