Методика формирования диалогической речи на английском языке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методика формирования диалогической речи на английском языке содержит:  1) Диалогическое единство;  2) Обучение диалогическому общению с помощью коммуникативных заданий и упражнений; 3) Обучение диалогическому общению с помощью ролевых игр.

Каждому преподавателю необходимо научить школьников правильно организовывать ход диалогического общения. Во-первых, ученик может стимулировать своего партнёра на высказывания с помощью различных наводящих вопросов: Are you going for a walk? Does Marina live close to the University? Can you play hockey? Во-вторых, с помощью просьбы: Close the door, please. Give me your autograph. Let's read the text. В третьих, с помощью утверждения: I'm going to the hospital. Эта фраза стимулирует на различные реакции: Why? OK. Good luck!

1) Диалогическое единство – это реплика-стимул, реплика-реакция. Выделяют четыре вида единства диалогической речи:

- Вопрос и утверждение: Are you going to school? - No, I'm sick или Yes, of course.

- Утверждение и вопрос: I don't want to go to school. - Why do not you want to go to school?

- Вопрос на вопрос: Do you play guitar? - Why are you interested? Where have you been? - Why do you ask?

- Два утверждения: I like to eat potatoes and meat. - And I like to eat rice with sausage.

2) В настоящее время можно выделить несколько видов самых популярных и полезных коммуникативных упражнения для школьников. Эти упражнения на вопрос-ответ, на реплики и на условную, свободную беседу.

а) Задания на вопрос-ответ являются самыми эффективными и самыми популярными упражнениями для обучения детей устной английской диалогической речи. Ведь главная цель вопросительного предложения - это запросить определённую информацию. Каждый вопрос нацелен на партнёра по общению, на его реакцию, на побуждение к речевому отклику отвечающего. Существует два вида вопроса: реальный и условный. Если преподаватель хочет узнать у школьника Why did not you do your homework, Nick?, значит, это реальный вопрос, так как Никола, действительно, пришёл в школу, не сделав своего домашнего задания. Если учителю интересно What color are the walls in the classroom?, то это условный вопрос, так как преподаватель изначально знал на него ответ. Это всего лишь учебный процесс, в котором дети осознанно принимают участие, и поэтому с полной серьёзностью дают ответ на данный вопрос.

Во время педагогической практике в МБОУ СОШ № 18 мы применяли упражнения на вопрос-ответ. Как показал мой опыт работы на практике, один из самых эффективных методов мотивации к обучению устной диалогической речи у учеников на уроках английского языка в школе – это нетрадиционный метод, к которому непосредственно относится ролевая игра. Поэтому для школьников в восьмом классе была выбрана ролевая игра под названием “Important interview”. По сюжету один из учеников является репортёром из популярной газеты. После окончания спектакля он должен выяснить, понравилось ли театральному критику представление. Второй ученик - это известный критик, которому не понравился спектакль:

- Did you like theatrical performance?

- Unfortunately no. I do not like Tchaikovsky [33, c. 74].

В последнее время стали очень популярными джазовые мелодии, которые звучат во время проговаривания мини-диалогов, которые с помощью придания им мелодичности и ритма запоминаются легче и на более долгое время, кроме этого мы можем этим совершенствовать фонетические навыки нашей англоязычной речи. Для детей в пятом классе мы использовали вот этот мини-диалог под спокойную джазовую мелодию:

- Good morning. How are you?

- I'm good. And how are you?

- I'm great. Thank you! [2, c. 96].

Ученики были разделены на пары, сначала они проговаривали это, кидая друг другу мяч или же хлопая в ладошки после окончания своей реплики. Потом они пели мини-диалог под джазовую музыку, попеременно меняясь ролями и не забывая показывать свою мимику и жесты.

Так как школьников обязательно надо научить быстро и правильно реагировать на разнообразные стимулирующие вопросы, мы применяли игру "ping-pong".

- Do you like to play football?

- Yes, I do.

- Can you play it professionally?

- Yes I can.

- Is it easy to play it?

- Yes, it is.

- Did you play it in the sports school?

- Yes I did.

- Can I learn to play football? "Will you teach me?

 - Yes, I will do it quickly and easily! [32, с. 113]

Следующую игру мы использовали на педагогической практике под названием «Guess». Кто-то из ребят задаёт свой вопрос классу, и тот ученик, кто угадывает ответ, становится ведущим и задаёт уже другой, интересный вопрос, тем самым игра продолжается:

 - Where was Igor on Monday?

P1 - I'm sure he was at the cinema

P2 - I know that he was in the theater

P3 - I guess he went to visit a friend

P4 - I think he went to another city.

P5 - he was sick … .

Игра «Guess 2». Нам понравилось проводить эту игу вместе со школьниками в седьмом классе. План игры состоит в следующем: когда один их учеников выходит из кабинета, школьники загадывают какой-то предмет. Задача учащегося – отгадать предмет, задавая классу разные наводящие вопросы. Например, Is it big or small? Is it edible or inedible? Is it colored or not? How much does it cost? Do you use it every day? [36, с. 176].

Когда ученики научились быстро и легко реагировать на стимул всего лишь одной репликой, мы показывали детям, как можно увеличить свои реплики и использовать уже по нескольку предложений в своём ответе:

- What time of year you like, Marina?

- I like autumn. I have a cool, cloudy, rainy weather. I see a beautiful yellow, red and orange trees. And you, Julia? [24, с. 141]

б) Существует так же огромное количество репликовых заданий, так как в свободной беседе не всегда бывает вопросно-ответной структуры диалога. Дети должны научиться реагировать не только на вопрос, но и на утверждение, возмущение, приказ, приглашение и так далее. В таких заданиях дети сами придумывают содержание и форму своего ответа, учитывая конечно ранее изученную лексику и грамматику. Следует отметить важные разновидности упражнений на различные реплики:

1. Утверждение и вопрос. Человек перепрашивает партнёра или отвечает с сомнением, предположением, удивлением и так далее.

2. Два утверждения. Человек реагирует на реплику собеседника согласием, обещанием, своим мнением, заверением и так далее.

3. Утверждение и отрицание. Партнёр отвечает несогласием, протестом, опровержением, недовольством и ещё многим другим [8, с. 84].

Во время педагогической практике в МБОУ СОШ № 18 мы учили детей реагировать не только на вопросы, но и на утверждения. Например, нами предлагалось несколько реплик – реакций, а ученики старались подобрать к ним подходящие фразы стимулы, которые бы соответствовали нашей реакции.

T - With whom were you yesterday morning?

Различные стимулы учеников:

- I went to Red Square

- I went to a pizzeria yesterday

- I went to the city center yesterday

- I went to the Dolphinarium on Tuesday

- I went to the village last Wednesday

Далее учащиеся увеличивали свои реплики-стимулы, прибавив к ним ещё хотя бы одно или два дополнительных предложений:

- The weather was warm and Sunny yesterday. I wanted to buy a new beautiful and expensive dress. I went to the city center yesterday.

- I like to eat pizza every week. I went to a pizzeria yesterday.

- I've never seen dolphins. I went to the Dolphinarium on Tuesday.

- I love my grandmother very much. I went to the village last Wednesday.

в) Упражнения на свободную беседу. В живом общении между людьми условная беседа возникает свободно, непринуждённо, естественно в сочетании с множеством различных реплик между партнёров. В такой    беседе присутствуют разные коммуникативные стимулы и темы для разговора, и их постоянная смена. Такая беседа искусственно создаётся в школах, и, обычно, темы ученикам дают сами преподаватели. На уроках её проводят во второй части, когда у школьников пропадает излишняя речевая англоязычная скованность, напряжение, неуверенность, возникает инициативность, непринуждённость, спонтанность. При благоприятных условиях общения (интересная тема, не лимитированное время, речевая раскованность и инициативность школьников) условная беседа превращается в естественную, основанную на актуальных проблематиках, интересующих многих учеников. Такая беседа является идеалом, к которому стремятся все хорошие преподаватели английского языка в школах.

3) Нетрадиционные методы, вовлекающие в диалогическое общение, мотивируют учеников изучать английский язык, готовят коммуникативную среду, близкую к естественной. Ученики удачно и продуктивно используют на практике изученную ими ранее лексику и грамматику, речевые конструкции и устойчивые выражения. Во время педагогической практике в средней общеобразовательной школе нам нравилось использовать на уроках английского языка ролевые игры, как один из самых популярных, важных и полезных нетрадиционных методов. Ролевые игры успешно применяются на всех этапах изучения иностранного языка. В таких играх раскрываются способности школьников, они посильны даже самым слабым ученикам. Доказано, что ролевые игры повышают интерес к английскому языку, к тому же школьники начинают больше верить в себя, меньше стесняться [37, с. 68].

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 231.