Характеристика ролевых игр и их эффективное использование на уроках английского языка в школах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время ролевые игры пользуются большим спросом в методике преподавания английского языка в средних общеобразовательных школах. Ролевые игры в школе способствуют обучению диалогической речи, активизации речемыслительной деятельности школьников на начальном, среднем и старшем этапе обучения английскому языку и формированию навыков и умений самостоятельного выражения своих мыслей на иностранном языке. Ролевая игра включает в себя следующие главные функции: мотивационную, воспитательную, ориентировочную, обучающую и компенсаторную функции [25, c.63]. Далее следует расшифровка вышеперечисленных функций:

1) Мотивационно-побудительная функция. Мотивация помогает продуктивнее усвоить учениками новый материал и активнее включиться им в учебную деятельность. Использование игровых ситуаций во время речевого межличностного общения подогревает желание, стимул, мотив к общению, что ведёт к повышению эффективности обучения англоязычному говорению.

2) Обучающая функция. Ролевая игра рассматривается в качестве упражнения или задания по овладению умениями и навыками диалогической речи при межличностном общении. Ролевая игра предусматривает выбор учениками языковых средств, развитие у детей речевых умений и навыков и моделирование общения в разных речевых ситуациях.

3) Воспитательная функция. Ролевая игра сплачивает детей, учит правильно и продуктивно работать в коллективе. Даже самые стеснительные, робкие и неуверенные в себе дети самоутверждаются и самореализуются в коллективе сверстников. Ролевые игры воспитывают у детей дисциплину, инициативность, активность, самостоятельность, трудолюбие, взаимовыручку, поддержку, учат высказывать и отстаивать свою точку зрения. Большинству детей, конечно же, нравится играть положительных персонажей, но учитель не редко рекомендует сыграть детям и отрицательных героев, чтобы на их примере показать, как нельзя вести себя в подобных ситуациях.

4) Компенсаторная функция. Большинству подростков присуще противоречие потребности действия и невозможности выполнения операции, диктуемой действием. Эта проблема может разрешиться только в процессе игровой деятельности. Подростки хотят больше общаться и поскорее стать взрослым. Ролевая игра помогает им выйти за пределы своей привычной деятельности и расширить её, тем самым осуществляя желания детей подросткового возраста.

5) Ориентировочная функция. В ролевой игре школьники играют роли разных людей, могут видеть себя с позиции собеседника, партнёра по диалогу. Они планируют своё речевое поведение и поведение их партнёра, контролируют свои действия и объективно оценивают поступки других людей [2, c. 29].

Структура ролевых игр включает в себя три главных компонента: роли, ролевые действия и исходная ситуация.

1) Роли могут быть социальными, межличностными и психологическими:

а) Социальные роли определяют место гражданина в системе объективных социальных отношений. На уроках существует только профессионально трудовая среда общения: учёба, занятия. Другие среды общения являются воображаемыми: сфера игр и развлечений, социально-бытовая, семейная и так далее. Социальные роли могут быть не только обобщёнными: учёный, продавец, врач, музыкант, космонавт и тому подобное, но и конкретными: Владимир Путин, Дональд Трамп, Ломоносов, Алла Пугачёва и так далее.

б) Межличностные роли указывают место человека в системе межличностных взаимоотношений: друг, враг, соперник, лидер и так далее. Реакции людей зависят оттого, какими качествами обладает их собеседник. Межличностные роли накладываются на социальные, тем самым более полно, конкретно раскрывая характер общения: не только сосед по парте, но и друг, не просто одногруппник в институте, но и лидер в коллективе.

в) Психологические роли наиболее полно и ярко отражают индивидуальные особенности личности. Их можно разделить на три группы: роли, характеризующие личность отрицательно, нейтрально и положительно. Ученики, примерившие на себя все виды психологических ролей, могут оценивать события и факты с разных точек зрения, расширяя свой социальный опыт и поверхностные знания в сфере общения.

Все сказочные персонажи имеют конкретную, чёткую, определённую психологическую характеристику. Литературные персонажи тоже имеют определённый стереотип поведения, но их психологическая характеристика более разнообразна. Герои из текстов учебных материалов не имеют ярко выраженной психологической характеристики, но зато в тексте можно найти образцы их речевого поведения. Уловив логику поступков текстовых персонажей, школьники могут домыслить, придумать дальнейший ход их истории. С помощью этого развиваются и совершенствуются воображение и речевая способность учеников. 

2) Речевые действия выполняются детьми, играющими определённые роли. Они состоят из невербальных и вербальных действий, из бутафории.

3) При создании исходной ситуации необходимо помнить об обстоятельствах реальной действительности и об различных взаимоотношениях, сложившихся между собеседниками. В обучении английскому языку следует различать учебно-речевые и естественные речевые ситуации. Первые ситуации создаются искусственно, а вторые возникают сами по себе. Но все они способны вызывать речевую реакцию у школьников [14, с. 64].

Процесс организации ролевых игр состоит из трёх главных этапов: подготовка, проведение игры и подведение итогов. В ролевых играх в основном осуществляется парное и групповое участие школьников. Действия учителя и учеников включают условно четыре этапа:

1) Этап подготовки. Учитель должен разработать сценарий и составить подробный план игры для учащихся, а так же иметь общее описание процедуры игры и хорошо представлять характерные особенности действующих лиц;

 2) Этап объяснения. Учитель вводит в игру детей, определяется режим работы. Коллективно разрабатываются цели урока, обсуждаются проблемы и выбираются ситуации. Преподаватель раздаёт необходимые материалы, инструкции и правила для детей. Иногда дети рисуют и устанавливают декорации в классе, выбирают и изготавливают себе костюмы. Подготовка к ролевой игре может быть индивидуальной, парной или групповой;

 3) Этап проведения – это сама игра. Дети разыгрывают выбранную ими ситуацию, выполняя свои роли;

 4) Этап анализа и обобщения. Преподаватель и ученики делают выводы, анализируют ситуацию. Дети оценивают свою работу, таким образом, проводится рефлексия. Учитель ставит оценку каждому ученику за подготовку и проведение конкретной ролевой игры на уроке. Так же учитель даёт свои рекомендации учащимся по итогам игры [17, c. 41].

Можно назвать пять основных видов ролевой игры в средней общеобразовательной школе:

 1) Контролируемая ролевая игра. Преподаватель раздаёт реплики каждому из его учеников. Это самый простой вид ролевых игр, который построен на основе различных диалогов из учебников;

 2) Умеренно контролируемая ролевая игра. Учитель в целом рассказывает о сюжете игры и ролей учащихся;

3)Эпизодическая ролевая игра;

4) Длительная игра, состоящая из нескольких эпизодов;

5) Свободная ролевая игра. Это один из самых сложных видов ролевой игры, так как преподаватель называет только тему игра, ученики должны сами придумать сценарий конкретной игры и свои собственные реплики к ней. Дети сами выбирают, какую именно лексику они должны использовать в своих диалогах [9, c. 289].

Согласно школьной системе обучения английскому языку, ролевые игры можно разделить на два типа:

Первый тип – это лексические и грамматические ролевые игры, формирующие речевые навыки учеников. По-другому их можно назвать подготовительными. Тренировка школьников в употреблении грамматических конструкций очень скучна, утомительна, однообразна и требует многократных повторений. Ролевые игры помогают сделать работу по изучению и отработки грамматике и лексике более интересной, увлекательной и неординарной. Ведь хорошее владение грамматикой способствует активной и раскрепощённой речи учащихся. Лексические игры помогают сделать речь более разнообразной, богатой, красивой и эстетичной.

Второй тип – это творческие ролевые игры, их цель заключается в дальнейшем развитии и творческом использовании коммуникативных умений и навыков. Они межтемны, поэтому используются на уроках английского языка при повторении материала. Для них характерны импровизация, быстрая реакция в общении у школьников и максимальная мобилизация речевых умений и навыков.

Правильное распределение времени для ролевых игр на уроках английского языка играет немаловажную роль в обучении в школах. Если данные игры используются при введении нового материала или как тренировочные упражнения при первичном закреплении определённого материала, им следует отвести 20 минут урока, если они служат для повторения уже пройденной темы, им уделяют 3 или 5 минут [12, с. 16].

Наиболее актуальными формами ролевых игр в школе можно считать интервью и импровизацию. Самая простая форма – это интервью. Для интервью можно использовать любую тему на английском языке. Одна группа учеников отвечает на вопросы, предварительно вжившись в свою роль, а другая группа детей задаёт определённые вопросы, выступая в качестве интервьюеров. Зато более сложная форма ролевых игр – это импровизация, она проводится у учеников старших классов. Школьники должны иметь хорошее воображение, так как в эту игру дети играют без сценариев и реплик, они сами додумывают ситуацию, личностные качества и поведение их персонажей, их возможные вопросы или ответы, согласно какой-то роли.

Существуют определённые требования, предъявляемых к ролевой игре: 1) Игра должна способствовать росту мотивации школьников; 2) Необходимо хорошо продумать содержание и сюжет игры, правильно организовать её последовательность, школьникам следует хорошо сыграть свои роли, они очень стараются быть убедительными, естественными в речевом аспекте; 3) Выбранная ролевая игра должна устраивать всех учеников; 4) Игра должна проходить в доброжелательной, располагающей к общению, непринуждённой, творческой, лёгкой атмосфере; 5) Ребята с максимальной эффективностью отрабатывают пройденный речевой материал; 6) Сам преподаватель верит в эффективность проводимой ролевой игры; 7) Умение преподавателя находить общий язык и ладить со школьником [3, c. 15].

При этом особое значение имеет выбор адекватных для определенной возрастной группы учащихся форм ролевой игры. Для младшего школьного возраста характерны сюжетные ролевые игры сказочного и бытового содержания, а так же обиходного содержания (речевой этикет, культура поведения). Для детей среднего школьного возраста подходят сюжетные ролевые игры бытового содержания и ролевые игры обиходного содержания (речевой этикет, культура поведения). Для старших классов проводятся имитационная ролевая игра познавательного и мировоззренческого содержания и имитационная деловая игра.

Ролевая игра создает речевые ситуации на уроке английского языка. Происходит живая коммуникация на иностранном языке между учителем и детьми, учителем и ребенком, учеником и несколькими учащимися, между двумя учащимися. Ролевая игра способствует реальному общению между людьми в комфортной, непринуждённой и благоприятной атмосфере. Это очень мотивирует учеников, добавляет интереса к изучению английского, к выполнению различных упражнений и заданий, которые им дает учитель.

Во время проведения на уроках ролевых игр происходит вторичная социализация детей, которая необходима для хорошего овладения английским языком. Мы воссоздаем искусственные условия и социальную среду для детей. Например, дети играют сказочных, литературных героев, невыдуманных личностей, которые живут в нашем мире.

Любая правильная ролевая игра на уроке очень эффективна, ведь каждый ребёнок в процессе живого речевого общения с партнёром проверяет свои полученные на уроках знания на практике, отрабатывает старую и новую лексику, грамматические конструкции, произношение, иногда местами импровизирует [27, с. 74].

Роль преподавателя на разных этапах ролевой игры различна. На подготовительном этапе к ролевой игре учитель очень активен. Он контролирует процесс игры, помогает слабым участникам редактировать их работу. В начале игры учитель может взять себе небольшую роль, чтобы направить учеников в правильное русло, на правильный вид работы. На последующей стадии игры преподаватель становится наблюдателем за ходом игры. Он внимательно записывает ошибки детей, чтобы на следующем уроке рассказать о них ребятам. При подготовке к ролевой игре нельзя также забывать об актёрском мастерстве, вербальных и невербальных средствах общения, о декорациях, сценических костюмах для детей. Учитель раздаёт учащимся листы со списком ролей и информацией о каждом персонаже. Но описание персонажа не должно быть слишком подробным, чтобы ребята могли додумать образ своего героя. Перед игрой каждый ребёнок должен постараться вжиться в свою роль, представить себя героем из мультфильма, сказки, фильма или пьесы и т. д. Сам преподаватель иногда раздает учащимся или позволяет ученикам выбрать понравившиеся, подходящие им роли. Выбор самого учителя может зависеть от определённых личностных качеств учащихся, от их уровня знания английского языка.

При подведении итогов проведенной ролевой игры, преподаватель не должен начинать обсуждение с негативной оценки игровой деятельности учащихся, с чрезмерной критики их ошибок. Всё это может привести к снижению мотивации в изучении иностранного языка, потере интереса к ролевым играм. Учителю надо начинать с обсуждения положительных моментов ролевой игры, с поощрения хорошо показавших себя учеников в процессе игры, с благодарения детей за их проделанную работу. Только в самом конце учитель напоминает учащимся о негативных моментах игры, об их неудачах. Также учителю не стоит забывать предлагать школьникам самим проводить рефлексию по итогам проведённых ими ролевых игр на английском языке.

Учителю стоит проводить ролевые игры не только на уроках иностранного языка, но и во время внеклассной работы с детьми, чтобы сформировать прочные речевые навыки и высокие лингвострановедческие компетенции. Но преподаватель не должен слишком часто использовать ролевые игры на уроках, так как они могут легко и быстро войти в привычку у учеников, следовательно, уровень их эффективности у школьников постепенно снизится [22, c. 688].

Ролевая игра способна мотивировать живое общение между людьми. На обычных уроках английского языка, когда ученики проходят различные темы: "Weather in Russia", "Climate in London", дети отвечают тексты с использованием новых выученных слов и словосочетаний, грамматических конструкций, но их мотив состоит только в том, чтобы правильно ответить учителю. Они не за мотивированны в выражении своих собственных мыслей, в выражении своего отношения к определённой ситуации общения. Зато ролевая игра способна создавать побудительный фон и субъективную мотивацию общения детей. Например, по сюжету ролевой игры у мальчика из России есть хороший друг в Лондоне. Парень хочет, чтобы англичанин приехал к нему в Россию на каникулы. Он должен рассказать своему другу о погоде в его городе и убедить приехать на летние каникулы в Россию, чтобы хорошо провести время вместе. Следовательно, в ролевой игре дети вживаются в свои роли, пропускают через себя и лично переживают определённые ситуации своего общения с партнёром.

Ролевая игра подразумевает взаимодействие между людьми. Например, в диалоге дети слаженно работают, различают меняющиеся реакции своего партнёра, помогают друг другу, когда кто-то забыл свою роль или сказал реплику, не прописанную в сценарии. Дети подстраиваются друг под друга в процессе ролевой игры, умеют слушать каждого во время общения. Опытные дети умеют правильно распределять между собой роли, так как они знают свои возможности и способности. Кто-то хорошо изобразить пантомиму, а кто-то более ярок и естественен в вербальном общении [28, c. 52].

Таким образом, ролевая игра благотворно влияет на формирование познавательных интересов учеников, на их осознанное усвоение английского языка. В учениках развивается самостоятельность, инициативность. Они активно и с неподдельным интересом работают в коллективе, внимательно слушают и помогают друг другу, а учитель непосредственно управляет учебным процессом.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 281.