Анализ ассортимента продукции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту. Ассортимент – это перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой, наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

– определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

– оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

– изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

– оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции [1].

Для комплексного анализа выполнения плана по ассортименту используют метод зачета, при котором рассчитывают коэффициент стабильности ассортимента (выполнения плана по ассортименту):

 

 

где Пзачт – суммарный объем продукции, зачтенный в выполнение производственной программы в соответствии с товарной стратегией (в зачет по ассортименту включаются фактические данные в пределах плана);

 – суммарный объем продукции базисного (планового) периода.

Максимально возможное значение этого показателя – 1, отклонение от которого свидетельствует о нестабильности ассортимента.

Рассмотрим пример анализа выполнения плана по ассортименту продукции на основе таблицы 1.2.3.

 

Таблица 1.2.3 – Выполнение плана по ассортименту продукции

Вид продукции

Объем производства, тыс.руб.

Темп роста, %

Зачтено по ассортименту, тыс. руб.

план факт
А 337 218 433 600 128,58 337 218
Б 113 934 131 374 115,31 113 934
В 39 195 51 325 130,95 39 195
Г 59 184 73 362 123,96 59 184
Д 17 297 22 609 130,71 17 297
Е 5 833 5 146 88,22 5 146
Итого 572 661 717 416 125,28 571 974

Коэффициент стабильности ассортимента будет равен:

Полученное значение меньше 1, значит, план по ассортименту организацией не выполнен.

При оперативном анализе выполнения плана по ассортименту используются компьютерные варианты расчетов, в которых отражается фактический выпуск за сутки (смену), определяется отставание от планового задания за день и с начала месяца по количеству выпущенных изделий в натуральном выражении или по количеству наименований.

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.) [5].

 

Анализ структуры продукции

Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

Продукция в основном различается по трудоемкости выполнения, материалоемкости и рентабельности. Поэтому изменения в структуре продукции приводят к изменению объема продажи продукции. Фактическое изменение удельного веса отдельных видов продукции в их общем объеме по сравнению с удельным весом в базисном периоде называется структурными сдвигами. О характере структурных сдвигов можно судить по данным о средней цене одного вида продукции, по количеству продукции, по затратам труда на их выполнение и т. д.

Для оценки влияния структурных сдвигов на объем продукции и финансовый результат используют зачетный метод, при котором на основе данных таблицы, аналогичной таблице 1.5, рассчитывают коэффициент структурных сдвигов по формуле:

 

 

где Пзачт – суммарный объем продукции, зачтенный в выполнение производственной программы в соответствии с товарной стратегией (в зачет по структуре включаются наименьшие значения, полученные путем сравнения фактических данных с данными отчетного периода при базисной структуре);

 – суммарный объем продукции отчетного периода.

Максимально возможное значение этого показателя – 1, которое будет получено при стабильности структуры продукции.

Рассмотрим пример оценки структурных сдвигов на основе таблицы 1.2.4.

 

Таблица 1.2.4 – Анализ структуры товарной продукции

Продукция

Структура продукции, %

Выпуск продукции, тыс. руб.

Зачтено по структуре

прошлый отчетный прошлый отчетный фактический при базисной структуре
Балки 57 67 40000 48500 37300 37300
Швеллеры 43 33 20000 11600 18400 11600
Итого 100 100 60000 60100 55700 48900

 

Коэффициент структурных сдвигов будет равен:


Полученное значение меньше 1. Основными причинами изменения структуры продукции могут быть:

– изменение спроса на продукцию;

– недостаточная обеспеченность предприятия необходимым оборудованием и материальными ресурсами;

– нехватка персонала необходимых профессий и квалификаций;

– стремление организации производить менее трудоемкие и более высокорентабельные виды продукции.

Кроме относительных показателей рассчитывают также абсолютный показатель структурных сдвигов:

 

С = Пзачт – Потч,

 

где С – величина изменения объема продукции за счет структурных сдвигов.

По данным таблицы 1.5 сокращение объема продукции под влиянием структурных сдвигов составило 11 200 тыс. руб. (48 900 – 60 100).

Для характеристики интенсивности структурных преобразований в организации используют коэффициент структурной активности, который рассчитывается по формуле:

 

 

где  – изменение удельного веса i-го вида продукции (номенклатурной группы) в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период;

n – число видов продукции (номенклатурных групп).

Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.

Таким образом, анализ влияния структуры продукции на сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели позволяет комплексно и всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия [1].

 


Анализ качества продукции

 

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции – это совокупность её свойств, которые обусловливают пригодность этой продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

в) удельный вес продукции высшей категории качества;

г) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

д) удельный вес экспортируемой продукции.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, содержание железа в руде);

б) надежность (долговечность, безотказность, ремонтопригодность);

в) технологичность (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность (внешний вид, дизайн, эргономичность).

Косвенные показатели характеризуют несколько свойств: например, штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др. [1].

В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:

1) оценивается технический уровень продукции; выявляются отклонения этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

2) анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;

3) выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня;

4) обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.

Источниками информации для комплексного анализа качества продукции могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытания, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики сдачи бездефектной продукции и др.

На первом этапе анализа требуется изучить динамику названных выше показателей, сравнить их значения с запланированными, определить причины отклонений и дать приблизительную оценку качества продукции.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы, в том числе балльный. Сущность балльного метода оценки состоит в следующем: определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения его фактического и планового уровня находится процент выполнения плана по качеству. Чаще всего в качестве планового показателя качества принимается усредненный балл качества по аналогичной продукции, производимой организациями-конкурентами.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделий в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

а) отношением количества продукции I сорта к общему количеству;

б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I сорта:

 

 

где  – суммарная стоимость продукции всех сортов;

 – суммарная стоимость всей продукции по цене I сорта.

Для примера воспользуемся таблицей 1.3.1.

 

Таблица 1.3.1 – Анализ объема выпуска продукции по сортам

Сорт

Цена за 1 ед., руб.

Объем производства, тыс. ед.

Стоимость выпуска, тыс. руб.

план

факт

план

факт

по цене I сорта

план факт
I II III 40 30 15 10,8 16,5 10,4 12,2 15,4 9,6 432 495 156 488 462 144 432 660 416 488 616 384
Итого 37,7 37,2 1083 1094 1508 1488

По данным таблицы 1.7 коэффициент сортности по плану составил 0,718 (1083/1508), фактически – 0,735 (1094/1488). План по качеству был перевыполнен на 2,4% (0,735/0,718).

Оценка выполнения плана по качеству продукции производится также по удельному весу сертифицированных изделий, удельному весу забракованной и зарекламированной продукции. Комплексный анализ отклонений от норм по качеству осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию. В зависимости от действующей в организации системы представления информации о браке анализируются потери от брака как по организации, цехам, участкам, рабочим местам, так и по конкретным изделиям и причинам. Объем недополученной продукции (∆П) вследствие возникновения брака в производстве можно приближенно оценить по формуле:

 

∆П = ГП × Дбр,

 

где Дбр – доля неисправимого брака в производственной себестоимости продукции.

Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки.

Второй этап анализа – определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия. Для этого сначала рассчитывают изменение средневзвешенной цены и себестоимости единицы продукции, а затем определяют влияние сортового состава на выпуск продукции, выручку и прибыль от ее реализации [1].

Экономический эффект от повышения качества продукции достигается в результате установления более высокой цены на продукцию. Это связано с ростом себестоимости вследствие применения более качественных материалов и сырья, приобретения современного оборудования и др. Поэтому повышение цены на продукцию высокого качества часто обоснованно.

Таким образом, повышение качества продукции обеспечивает экономию трудовых и материальных ресурсов и в то же время позволяет более полно удовлетворять потребности покупателей. Высокий уровень качества продукции выгодно выделяет ее из ряда аналогичных товаров, способствует повышению спроса на нее. Это дает основание для увеличения выручки не только за счет роста объема продаж [4].

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 230.