В 50-х гг. XIV в. политическая и церковная ситуация в Византии изменилась. Стабилизировалась государственная власть (в 1347 г. вышел победителем в гражданской войне и взошел на трон Иоанн Кантакузин), кончились церковные споры, и на соборе 1351 г. полную победу одержал свт. Григорий Палама. Его богословская концепция Божественной сущности и Божественных энергий, его учение об исихии как пути к наиболее глубокому духовному созерцанию, — стали общепризнанными. Новый император Иоанн Кантакузин и новый патриарх Филофей были почитателями и сподвижниками Паламы. Эпоха Палеологовского Ренессанса уходит в прошлое, так же как и религиозные споры 30 — 40-х гг. Наступивший период обычно называют «позднепалеологовским». Это было время торжества исихазма, или «паламизма», когда вопросы веры стали едва ли не главными в обществе, период сосредоточенности на проблемах молитвы, возможности видения Бога, личной встречи с Ним (Богообщение), обсуждения путей внутренней жизни человека. Монашеский способ существования понимается как идеал.
Изменяется и отношение к иконе. Маленькие изысканные иконки, которые создавались во времена Палеологовского Ренессанса, исчезают. Иконы увеличиваются в размерах, иногда достигают больших масштабов. Крупные образы с большими цельными силуэтами легко читаются в церковном интерьере. Присущий иконе смысл моленного образа как важнейшего факта церковного культа возрастает. Именно икона, наравне с богословским трактатом и проповедью, призвана выразить сущность учения о Божественных энергиях, с которыми может соприкасаться духовно зрелый человек.
После середины XIV в., когда исихазм стал общепризнанной доктриной не только в монашеской жизни, но и во всей Церкви, византийское искусство переживает большой подъем, который совершенно отличается от Возрождения начала века, так как опирается не на подражание классике, а на духовные ценности. Одна из лучших икон этого времени — «Христос Пантократор» из Эрмитажа, созданная в Константинополе около 1З63 г. как главная храмовая икона для монастыря Пантократора на Афоне. Столь точная датировка возможна благодаря тому что на полях в нижних углах помещены маленькие фшурки двух важных государственных деятелей: великого примикирия Иоанна (справа) и великого стратопедарха Алексия (слева; фигура утрачена, сохранилась только надпись). Оба они, как выяснили исследователи, были вкладчиками монастыря на Афоне, посвященного Пантократору, или его основателями, или ктиторами — строителями собора Пантократора в этом монастыре, быть может, существовавшем и ранее в виде небольшой обители или скита. Так или иначе, собор Пантократора в нем был освящен в 1363 г. Поясное изображение Христа — крупное, монументальное, впечатляющее величием и красотой. Весь облик Спасителя — лик и фигура — как будто светятся. Образ в прямом смысле окружен сиянием, исходящим и от взгляда, и от самой красочной поверхности. Облик Христа — по-человечески близкий, очень индивидуальный. Ничего отстраненного и отрешенного. Полное спокойствие, ясность и прямота взора. Взгляд совершенно живой, конкретный. Никакого особого подчеркивания достоинства личности нет, И при всем том — поражающая, редкая даже для византийского искусства красота иконы. Голова, лик, руки написаны с подлинным пластическим совершенством. Шея обладает столь правильной округлостью, что вызывает ассоциации с античной статуей. Краски лежат сообразно скруглениям формы. Цветность ни в малой мере не снижена, разнообразие тонов соответствует цветению природы и жизни. В колорите — полная гармония, и в ней доминирует мажорное звучание. Будто воспевается красота человеческого облика, совершенной формы и красок мира.
На такой великолепной живописной поверхности лежат белые штрихи — лучи Божественного света, одухотворяющего образ и материю. Это — Божественные энергии, которые, по учению Григория Паламы, могут сообщаться человеку. Этот свет падает на лик и руки Христа поверх прекрасной формы, одухотворяет ее, но не формирует, ибо она существует сама по себе, во всей своей зримой красоте. Глубоким свечением насыщен синий цвет одежд Христа; сама краска кажется изнутри светящейся. Свет может сильными вспышками ложиться на материю (таковы белые блики на лике, шее, руках) и становиться доступным зрению, видимым; а может войти в материю и заставить ее светиться. Тот и другой способ обитания Божественного света в мире будет часто использоваться в позднем византийском искусстве. Это были, несомненно, специальные приемы, найденные художниками для сколько-нибудь адекватной передачи учения о Божественных энергиях, столь важного для этого времени.
Замысел такого искусства — созерцание преображенных плоти и материи, сохраненных во всем своем природном составе, но осененных Божественным светом; полнота бытия, поднятого благодаря Божественному присутствию на такую, уже неземную высоту, где все — совершенство. Торжественный, сияющий, этот образ кажется исполненным победы и праздничным. И всё это — после художественных созданий предыдущих десятилетий, с их беспокойством и даже тревогой, таких как «Иоанн Креститель» из Эрмитажа, Сравнение этих икон обнаруживает разительные перемены, произошедшие в атмосфере жизни. Впечатление, что в 60-х гг. снова наконец утверждаются положительные идеалы.
Икона святого Григория Паламы из пушкинского музея— маленькая, вероятно, одна из многих писавшихся в то время образов недавно скончавшегося (1358) и новоканонизированного (1368) святого. Возможно, она возникла в Фессалониках, где Палама в последние годы своей жизни был архиепископом. Быть может, была одной из многих, предназначавшихся для паломников. Конечно, это только предположения. По самому своему замыслу она гораздо более скромная, чем икона «Христа Пантократора» 1363 г. Живопись ее — проще и строже, краски — темнее и аскетичнее. Однако главное— энергия света, одухотворяющего форму сияние взора и всего облика — такого же характера, что и в образе Христа. Икона возникла после канонизации Григория Паламы, то есть после 1368 г. и несомненно на протяжении второй половины века, теоретически — в любое из десятилетий этого периода: стилистическое направление, к которому она принадлежит, существовало в течение всего этого времени.
Похожий смысл образа и сходные особенности стиля можно видеть в иконе «Архангела Михаила» из Византийского музея в Афинах. Художественный строй ее очень близок иконе «Христа Пантократора» 1363 г.: крупный масштаб, великолепный царственный образ со скипетром и сферой в руках, прекрасный, дик, наделенный земной красотой цветущей юности и в то же время совершенно светоносный, осененный лучами Божественных энергий, светящиеся, переливающиеся и золотым светом, и множеством тонких цветовых оттенков одежды — все слагается в мажорную и триумфальную тему, подобную литургическому гимну
Стилистические приемы очень похожи на классическое искусство Палеологовского Ренессанса. В это время происходит явное возрождение его принципов, несколько утраченных в предыдущий период 30—40-х гг. XIV в. Однако реставрация классицизма начала века, или лучше сказать — его естественное продолжение, про исходит на совершенно другой основе, где цель — не подражание античным моделям, но при сохранении их уникальной красоты полное их преображение путем насыщения Божественным светом.
К тому же направлению в позднепалеологовском искусстве относится икона «Богоматерь Перивлепта» из Сергиево-Посадского музея. В ней -воплощение классического греческого типа: удлиненные пропорции лика, крупные точеные черты, совершенная во всем строении и деликатная в деталях пластика. Своими классическими особенностями эта икона напоминает образы Палеологовского Ренессанса. Однако, как и в иконе «Христа Пантократора» 1363 г., в образе доминирует духовная сосредоточенность; в живописи — сильное сияние лучей света, а также слитность цвета, отбросившего многокрасочность и ставшего гораздо более темным. Видоизменение приемов, отступление от классических устоев заметно во многих нюансах; все они необходимы для главной задачи — прославления темы Преображения, торжественного и победного сияния образа.
Все эти иконы, при всех их индивидуальных различиях, принадлежат к одному большому направлению искусства второй половины XIV в., сформировавшемуся в 60-х гг. под несомненным воздействием паламизма и остававшемуся актуальным на протяжении нескольких десятилетий.
Это направление было главным, но отнюдь не единственным. Существовали и другие, вполне оригинальные художественные явления: идеи своего времени художники стремились выразить разными способами. Таково, например, «Успение» из Эрмитажа, произведение высокого качества и большой символической осмысленности. Сохранность его весьма плохая: краски сильно стерты, на ликах местами почти полностью; правая часть композиции утрачена, так как доска обломана. Однако и в таком виде икона производит сильное впечатление мистической насыщенностью содержания и эффектностью его выражения. Композиция по-классически уравновешена. Великолепный архитектурный фон в виде крупной вогнутой ниши, обрамленной симметричными зданиями (правое не сохранилось), создает иллюзию замкнутого пространства. Все это как будто повторяет композиции в живописи Македонского Ренессанса Х в. и Палеологовского Ренессанса раннего XIV в., и в этом чувствуется преданность моделям классического искусства. Однако общий смысл — совсем иной, ибо главное в композиции — сосредоточенность на ее центре, превращенном в сферическое светящееся пространство. Кульминация этого мистического пространства — Христос с душой Богоматери; от Его фигуры исходят полукружиями сияние и голубые полосы мандорлы славы и изливается радиальными лучами золотой свет. Сильное, излучающееся из одной точки свечение создает иллюзию некой невидимой и непостижимой глубины, из которой поднимается Христос. Светлая, облаченная в золотистые одежды, Его фигура образует фокус голубо-золотой сферы. Такой акцент на символике Божественного света, совершенно оригинально претворенной в этой иконе, мог появиться именно во второй половине XIV в., и скорее всего — в начале этого периода, возможно в 60-е гг.
Лекция 17 Иконопись Домонгольской Руси
КИЕВСКАЯ РУСЬ И РУССКИЕ ЦЕНТРЫ XI-XIII ВВ.
Христианское искусство Древней Руси развивалось на протяжении семи столетий, от 988 г., когда Русь получила христианство из Византии, и до рубежа XVII—XVIII вв., когда благодаря реформам царя Петра Великого русская культура, в своих основных течениях, приобрела светский характер и западноевропейскую ориентацию.
Икона в Древней Руси играла значительную роль. Именно при посредстве икон, привозимых из Византии, знакомилась на первых порах Русь с основными нормами и канонами христианской живописи. Подавляющее число храмов строилось не из камня, а из дерева, поэтому в них не было ни мозаик, ни фресковых росписей, и все необходимые для православного храма изображения исполнялись как иконы. Сосредоточенное предстояние перед иконой — моленным образом в храме, монашеской келье или личной домашней молельне было исключительно важным в русском Православии. Древнюю Русь можно было бы назвать страной икон, подобно тому как Сербию и славянскую Македонию называют страной фресок. Иконопись Древней Руси имела свои отличительные особенности. Большие, просторные русские храмы, строившиеся по заказам князей, царей и церковных иерархов для многолюдных общин, нуждались в особой четкости живописных изображений. Поэтому уже самые ранние русские иконы отличаются выразительностью силуэта и ясностью сочетаний больших цветовых плоскостей. С конца XIV в. на Руси утверждается обычай помещать в храме высокий многоярусный иконостас. Поскольку русские храмы и в этот период были, как правило, значительно больших размеров, чем храмы Византии и других стран православного мира, то русские иконостасы оказались более крупными: в них входило больше ярусов, а в каждый ярус — больше икон. В результате в русской иконописи возрастает обобщение форм, роль силуэта, ритм контуров и цветовых пятен, благодаря чему весь ансамбль иконостасаприобретает композиционную цельность. А это, в свою очередь, определяет художественную структуру каждой отдельной иконы. Относительно рано начали формироваться своеобразные оттенки русской религиозности с ее особым интересом к теме преодоления страданий, надежды на спасение для грядущей вечной жизни и райского блаженства. Задумчивые лики ангелов из русских икон XII в. предвосхищают образы икон Андрея Рублева, их безмятежную красоту и кроткую добросердечность. Вместе с тем в древнерусской иконописи отразились и многие народные верования. Святые в русских иконах нередко наделены той особой силой выразительности, в которой христианская духовность ярко показывает и власть святых над космическими силами природы. Образы русских икон обладают большей открытостью и непосредственностью в отличие от утонченного интеллектуализма византийского искусства, сильнее использовавшего эллинистическую традицию и более дистанцированного от сферы повседневных переживаний.
Русское государство с центром в Киеве занимало в конце X — середине XI в. огромную территорию: оно включало на севере Новгород и окружающие его земли, на северо-востоке — Ярославль на Волге, на северо-западе — Полоцк. Оно просуществовало лишь до 1054 г., когда после смерти князя Ярослава Мудрого было разделено между его сыновьями, однако, оказало огромное воздействие на всю последующую историю и культуру Древней Руси. Культура Киевской Руси стала основополагающей базой для развития культуры трех славянских стран — России, Украины и Белоруссии. Самые ранние русские иконы сохранились не в древнейших храмах юга, разоренного татарами в XIII в., а в соборе Св. Софии в Новгороде, построенном в 1045— 1050 гг. Иконное убранство этого храма появилось или сразу после завершения строительства, или чуть позже. Вероятно, именно из Софии Новгородской происходит двусторонняя икона, оказавшаяся с XVI в. в Успенском соборе Москвы: московские правители, и более всего царь Иван Грозный, почитая древние святыни других городов, приказывали собирать их в столицу для повышения значимости Москвы. Это очень крупное произведение (174x122 см) должно было располагаться на особом постаменте в просторном интерьере новгородского собора. На лицевой стороне помещено изображение Богоматери Одигитрии (почти вся живопись ис полнена заново в XIV в.), на оборотной — св. Георгия . Св. Георгий был одним из св. патронов византийских императоров, покровителем русской княжеской семьи и лично князя Ярослава Мудрого, носившего скрещения христианское имя Георгий Св. Георгий изоб ражен на обороте иконы «Богоматерь Одигитрия» и юн защитник христианской веры, пострадавший за Спасителя и в мучениях своих имевший образец в страстям Христовых. Мужественная и достойная осанка храброго воина, его идеально красивое лицо, широко открытые глаза создают представление о бесстрашном христианине, готовом на любые страдания ради своей веры, — образ, известный еще во времена раннего христианства и часто встречавшийся в византийском искусстве в последующие столетия, в том числе в мозаиках и фресках Софийского собора в Киеве (около 1037—1046 гг.). Лик св. Георгия в иконе отличается от них более глубокой задумчивостью, более тонкой одухотворенностью, особым светлым тоном, который словно навеян тем незримым светом христианской истины, который видит св. Георгий своим внутренним, духовным взором. Другие древнейшие иконы Софии Новгородской располагались у предалтарных столбов (или, как некоторые думают, в интерколумниях алтарной преграды). От нескольких огромных икон (размер каждой был 236x147 см) одна — «Спас Златая риза» — сохранилась лишь в виде древней доски, перевезенной в Успенский собор Москвы; старая композиция на ней повторена иконописцем Кириллом Улановым в 1700 г. Другая икона — «Апостолы Петр и Павел» — пострадала меньше: лики, кисти рук и ступни ног апостолов заново написаны в XVI в., но с попыткой повторить древний образ. Спаситель, изображенный вверху, в небесах, обращается к апостолам, которые прислушиваются, готовясь нести людям свет истины. Различие жестов, выражающих внимание и готовность к речи, варьирующийся рисунок драпировок вносят в композицию разнообразие ритма. Глубокий синий цвет хитонов, тонкая ткань которых ложится мелкими складочками, красиво сочетается с очень светлыми гиматиями — розовым у Павла и желтым у Петра. Изображение апостола Павла, а не Петра на более почетном месте — по правую руку Спасителя, встречающееся в византийском искусстве X—XI вв., выделяет особую роль апостола Павла, которого святые отцы называли «уста Господа», в распространении христианского учения. Русские иконы XI в., подчеркнуто монументальные, большие по размеру, величественные, знакомили верующих с основами христианской догматики и являли им образцы глубокой религиозной морали, христианского идеала. Если ранние храмы Киева и его окрестностей были в XI в., сразу после постройки, украшены мозаиками и фресками, то в новгородском Софийском соборе в 1050 г. стенописей еще не было, и иконы несли особо важную смысловую функцию, будучи в храме единственными изображениями. В силу прочных культурных связей Киевской Руси с Константинополем сюда попадали художники исключительно высокого уровня, в чьем творчестве отразились стилистические течения искусства византийской столицы, с его благородством форм и пропорций, колористической гармонией, разнообразием ритма.
Начиная со второй половины XI в. каждый князь, владевший той или иной областью после распада Киевской Руси, стремился украсить свое владение храмами, а для храмов в свою очередь требовались иконы. Несмотря на огромность территории, русская иконопись сохраняла в Х1-Х11 вв. свое единство благодаря обучению у приезжавших сюда греческих художников, привозу византийских икон, становившихся образцами для копирования, а также благодаря скрепляющей роли Киева, на культуру которого продолжали ориентироваться русские земли. Приведем лишь некоторые примеры. В 1073 г. в Киеве было начато строительство каменной Успенской церкви Киево-Печерского монастыря (освящена в 1089 г.). Строители и художники, прибывшие для этого из Византии, имели в качестве ориентиров произведения из знаменитого Влахернского монастыря в Константинополе и привезли оттуда в Киев икону Богородицы, которая стала главной в новопостроенном монастыре. Незадолго до 1132 г. из Константинополя на одном и том же корабле были привезены в Киев две иконы Богородицы: одна, впоследствии получившая название «Владимирская», была помещена в Вышгороде, близ Киева, где находились княжеский дворец и особо почитавшийся храм, а для другой, до нашего времени не сохранившейся, с загадочным названием «Пирогощая», в Киеве в 1132—1136 гг. была построена специальная церковь. В 1155 г. князь Андрей Боголюбский забрал икону из Вышгорода у своего отца, киевского князя Юрия, и отвез в свое княжество, город Владимир, где поместил в Успенском соборе (Ипатьевская летопись). Около 1158 г. в Боголюбове, имении князя Андрея близ города Владимира, появилась византийская икона с изображением Богоматери в рост, молящейся перед Христом в облаках, так называемая Боголюбская (Летопись Боголюбова монастыря). Сейчас эта икона находится в Успенском Княгинином женском монастыре во Владимире. Между 1156 и 1158 гг. посланцы преподобной Ев-фросинии, княгини Полоцкой, привезли, как сообщает ее Житие, из Константинополя, непосредственно от императора Мануила и от патриарха Луки Хризоверга, икону Богоматери Одигитрии, помещенную в церкви Богородицы в Полоцке, а впоследствии перевезенную в город Торопец (не сохранилась или сильно переписана). В 1197 г. для князя Всеволода, брата и наследника князя Андрея Боголюбского, из Салоник, из базилики Св. Димитрия, была привезена икона св. Димитрия в образевоина, доска которой источала целебное миро (Лаврентьевская летопись). Икона была поставлена в недавно построенной церкви Св. Димитрия во Владимире, а впоследствии перевезена в Успенский собор Москвы, где и стоит, в переписанном виде, в иконостасе. Храмы Киева, согласно выражению митрополита Иллариона о Софийском соборе, «блистали иконами». В большей части из них повторялась византийская иконография, но были и оригинальные, поскольку уже в XI в. на Руси появляются собственные святые и возникает потребность в их изображении. Это прежде всего братья князья Борис и Глеб, сыновья крестившего Русь князя Владимира. Они приняли мученическую смерть в 1017 г. от руки убийц, подосланных их братом Святополком. Другой их брат — Ярослав Мудрый, унаследовавший престол своего отца, строит близ Киева, в Вышгороде, как предполагают в 1026 г., деревянный храм, который впоследствии был заменен монументальным каменным сооружением. В нем стояли гробницы св. братьев и икона с их изображением, чтобы, согласно каноническим установлениям, «входящие в храм верующие люди видели бы их написанное изображение, как если бы они видели их самих, и чтобы с верою и любовью поклонялись бы им, и целовали бы их образ» («Чтение о Борисе и Глебе», составленное Нестором). В Киево-Печерском монастыре почитание его основателей, св. иноков Феодосия и Антония, началось уже в XI в. Как сообщает Киево-Печерский патерик, их посмертные изображения были показаны греческим художникам, которые приехали расписывать храм, видимо, перед его освящением в 1089 г. К сожалению, иконы Киева полностью уничтожены многочисленными войнами и разорениями. В других же городах, и более всего в Новгороде, сохранилось несколько замечательных произведений XII в. Иконография почти каждой из них связана с самыми животрепещущими для византийской культуры того времени темами: с Богородицей, через посредство Которой был явлен миру воплотившийся Христос Логос; с Воплощением Спасителя; единосущием Его Божественной и человеческой природы; с Его искупительной Жертвой. Большое «Благовещение» (размер 238x168 см) происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде (здание начато постройкой в 1119 г.). но, не исключено, попало туда из основанной тем же князем в 1103 г. церкви Благовещения, находившейся напротив монастыря, на другом берегу реки Волхов, либо воспроизводит главную икону этой церкви. На груди Богоматери изображен воплотившийся Эммануил, а Богоматерь, придерживая нить пурпурной пряжи, правой рукой словно оберегает его. Вверху, в облаках представлен Ветхий Денми, а от его фигуры к изображению Богоматери шел луч света (ныне утрачен) со Святым Духом в виде голубя. Новгородская икона — одно из первых произведений в живописи всего византийского круга, где догма о Воплощении Христа, стоявшая в центре многочисленных богословских дискуссий, отражена с такой выразительной наглядностью. Плавные силуэты, печально склоненная голова Богоматери и ее грустный лик выражают скорбное предчувствие грядущих крестных мук Спасителя. Двусторонняя прецессионная икона «Богоматерь Знамение» особо прославилась как чудотворная в 1169 г, когда она спасла Новгород от осаждавших его войск князя Андрея Боголюбского. На лицевой стороне (живопись по большей части заменена в XVI и XVII вв.) представлена Богоматерь в молитвенной позе, с поднятыми руками, на груди — сияние с фигурой воплотившегося Эммануила. Эта иконография, родственная идее новгородского «Благовещения», перекликается с текстом пророчества Исайи (7:14) о предзнаменовании грядущего воплощения Спасителя. Наиболее вероятно, что композиция воспроизводит одну из чтимых византийских икон, хранившуюся в Константинополе, во Влахернах. Епископ Нифонт, грек по происхождению, уделявший большое внимание просвещению Новгородской епархии и церковному строительству, заказал для Новгорода копию влахернской святыни. На обороте (ил. 4) имена обоих изображенных не сохранились, но наиболее вероятно, что это «богоотцы» Иоаким и Анна, родители Богородицы, через посредство которой воплотился Христос. Представленные как олицетворение всего человеческого рода, они молят Христа о спасении человечества. Благородный ярко-синий цвет мафория Богоматери на лицевой стороне, как и золотые контуры, свидетельствуют о близости изображения к лучшим произведениям византийской живописи. Фигуры же на обороте (золотой фон заменен оливковым в XVI в.) с их упрощенными контурами и выразившейся на ликах открытой скорбью отразили повышенную эмоциональность одного из направлений византийской живописи и вместе с тем непосредственность восприятия происходящего, что было характерно для новгородской культуры.
Композиции на второй новгородской двусторонней прецессионной иконе (ил. 5, 6) прославляют триумф крестной Жертвы Спасителя и вместе с тем воспроизводят две величайшие реликвии Константинополя: Мандилион, Нерукотворенный образ из Едессы, с чудесно запечатлевшимся ликом Спасителя, хранившийся в особой церкви императорского дворца (церкви Феотокос Фарос), и Св.Крест, находившийся в ризнице Св.Софии, о чем сообщает Константин Порфирогенет в своей книге «О церемониях». В изображении Христа своеобразие новгородской культуры сказывается в необычайном лаконизме линий и пластики, в геометрической структуре композиции, в особо приподнятой, героической интонации. В композиции на обороте новгородский вкус проявляется в контрастности цвета, энергии красочных мазков и белильных бликов, в замерших фигурах ангелов, которые поклоняются Голгофскому Кресту, поднимая покровенными руками орудия Страстей, в их вдохновенных и сосредоточенных ликах. Равно как и в облике парящих херувимов и серафимов. Оба изображения на иконе очень похожи на фрески церкви Св. Георгия в Старой Ладоге близ Новгорода и исполнены одним из главных мастеров этой росписи и его помощником в последней трети XII в., возможно, для деревянной церкви Св.Образа, построенной в Новгороде в 1191 г.
В конце XII в., возможно, для построенной в том же, 1191 г. по княжескому заказу деревянной церкви Св. Николая, была написана икона Святителя, с имитацией серебряного оклада в виде фигур святых на полях. Внушительная фигура, запоминающийся жест тонкой руки, одухотворенный лик создают представление не только о властности и энергии знаменитого епископа Мир Ликийских и не только о его доброте и сердечной отзывчивости — качествах, запечатленных и во многих других изображениях св. Николая. Исключительность новгородской иконы в том, что она передает его глубочайшую интеллектуальность, которая позволила св. Николаю, как сообщает его Житие, в 325 г. на Первом Вселенском соборе христианских иерархов выступить против ереси Ария, защитить догму о божестве Иисуса Христа.
На протяжении XII в. в русской иконописи складывается особая разновидность общевизантийского стиля того времени, так называемого комниновского. В ряде сохранившихся новгородских икон, в том числе и созданных, может быть, уже на рубеже XII—XIII вв., мы видим спокойные фигуры, задумчивые лики, полные молитвенной сосредоточенности, плавные гибкие очертания, деликатно намеченный рельеф и лишь слегка выявленные пространственные соотношения. В колорите превалируют светлые, прозрачные тона, среди которых ведущую роль играют лазурно-синий цвет и золото, символизирующие небесный свет Божественной благодати. Такова икона «Бо гоматерь Умиление» с ее оригинальной — словно зеркальной — иконографией (Христос благословляет левой рукой). Темный платок, наброшенный поверх голубого мафория Богородицы, напоминает о грядущем погребении Христа и отвечает ее скорбному лику, а положение края мафория, которым Богоматерь словно стремится прикрыть, защитить Младенца, содержит намек на чудесную, защитительную силу Ее святой одежды. К тому же художественному течению относится «Успение» из новгородского монастыря Рождества Богородицы «на Десятине». Икона отличается исключительной красотой силуэтов, причем не только в главной зоне композиции, с фигурами Христа и апостолов у ложа Богоматери, но и в верхней, с изображениями апостолов, которые на облаках летят со всех концов света, а ангелы указывают им путь. В XII в. в русских церквах помимо икон с, изображением Христа и Богоматери, а также того святого или евангельского события, которым посвящен данный храм, находились и группы иконных изображений, составлявших ансамбль алтарной преграды, причем не только в ее нижнем ярусе, в интерколумниях или по сторонам, но и во втором регистре, то есть на темплоне-ар-хитраве, который лежал поверх аркады, отделяющей алтарь от наоса. Обычно там помещался так называемый деисус («дейсис» — по-греч.), то есть композиция с Христом в центре и Богоматерью, Иоанном Предтечей и архангелами по сторонам, которые молят Христа о спасении человеческого рода. В Киево-Печерском .цатерике сообщается о том, что некйй-щзистолюбец заказал иконописцу Алимпию, работавшему в Киеве в конце XI в., для новопостроенной церкви семь икон: две для нижнего ряда (вероятно, изображения Христа и Богоматери) и пять икон «Деисуса».
Среди икон Московского Кремля сохранилось четыре произведения XII — начала XIII в., которые были привезены туда из каких:то неизвестных нам русских городов, вероятно, в XVI в. В одном случае это типичный Де исусный чин со Спасом, Богоматерью и Иоанном Предтечей, в другом — особая композиция со Спа сом Эммануилом и двумя архангелами, посвященная грядущей крестной жертве и славе Божественного Логоса. Изображение архангела Гавриила, часто называемое «Ангел Златые власы», из-за золотых контуров прядей его волос может происходить или из традиционного деисуса с пятью фигурами, или из композиции со Спасом Эммануилом и двумя архангелами. «Спас Златые власы» (ил. 11), где изображение выделяется очень светлым тоном волос, имитацией золотых украшений на одежде, нимбе и зеленом фоне, а также текстом о Христе-Свете, написанном на раме вокруг иконы, возможно, был центром ансамбля. Перечисленные иконы имеют интересную особенность: все фигуры обрезаны чуть ниже ключиц, поэтому руки не изображены, а лица даны очень крупным планом.
Из рассмотрения сохранившихся русских икон XII в., которые происходят в основном из Новгорода, становится очевидным, что одни и те же художники писали не только иконы, но также и фрески, и книжные миниатюры. Так, «Благовещение» перекликается по многим особенностям с фресками Софии Новгородской (1108 — 1109) и миниатюрами Мстиславова Евангелия (между 1103 и 1117 гг.). Двусторонняя икона «Зна мения» епископа Нифонта родственна росписям Спасского собора Мирожского монастыря во Пскове (начало 1140-х гг.). Двусторонняя икона со «Спасом Неруко творным» исполнена, как уже говорилось, мастерами, работавшими над росписью церкви Св. Георгия в Старой Ладоге, а «Ангел Златые власы» обнаруживает удивительное сходство с могучими образами в стенописи церкви Спаса на Нередице (1199), хотя, в сравнении с фресками, икона написана тоньше, тщательней и сдержанней.
Поэтическая тонкость русской иконописи XII в. не была утрачена в последующие века. Икона «Спас Вседер житель» из Ярославского музея, исполненная около второй четверти —середины XIII в., имеет несколько схематизированную композицию и фронтальный разворот фигуры, в духе искусства XIII в., но прозрачная живопись лика, как и красота небесной лазури и благородного золота в изображении одежд, воспроизводят живописную традицию «комниновского». искусства. Лик Христа в этом произведении охарактеризован с такой мягкостью, наделен столь тихой человечностью и сосредоточенной созерцательностью, что на иконе мог бы быть написан один из греческих эпитетов Христа: «Елеемон», то есть «Милостивый», «Милосердный». Эта икона — словно вне времени, она содержит в себе то «извечно русское» представление о Спасителе, которое зависело от складывавшихся в глубокой древности оттенков русской религиозности и проявлялось не только в иконописи Древней Руси, но и в культуре Нового времени.
С XIII в., особенно после завоевания значительной части Руси татаро-монгольскими ордами в 1237—1241 гг., южные области Древней Руси, дотла разоренные, в том числе и Киев, надолго выключаются из активного развития православной культуры. На северо-западе русских территорий Новгород и Псков держат напряженную оборону от наступления немецких рыцарских орденов. Культурные связи с Византией крайне затрудняются падением в 1204 г. Константинополя и образованием Латинской империи . После первой трети XIII в. и почти вплоть до конца столетия на Руси прекращается каменное строительство, а потому не создаются и фрески. Особенно большое значение приобретает иконопись. В сравнении с «комниновской» эпохой в XIII в. меняется внутренняя интонация изображений и стиль живописи. Почти все иконы впечатляют выражением силы, непреклонности, мужества, духовной цельности и твердости, несокрушимой мощи. Они отличаются обобщенностью форм, простотой и четкостью композиций, ясностью контрастных цветовых сопоставлений. На протяжении XIII в. активнее, чем прежде, выявляются национальные особенности русской иконописи: более заметная, чем в византийском искусстве, обобщенность линий и рельефа, тенденция к плоскостной композиции, к сопоставлению крупных и колористически насыщенных цветовых поверхностей, открытость и известная прямолинейность внутренней, психологической характеристики. Одновременно в иконописи все яснее становятся местные различия, которые в других сферах художественной культуры достаточно ярко сформировались уже в XII в. В иконах Новгорода лики святых более суровые, формальная структура более абстрактная, колорит — более резкий. В другом регионе, на месте разрушенного Владимирского княжества, где возрождаются и заново вырастают Ростов и Ярославль, в иконных изображениях более заметно лирическое начало, деликатность живописи, гармония ритма. В свою очередь в многочисленных северных провинциях формируются свои стилистические варианты. Все эти различия, надолго сохраняющиеся и впоследствии, зависели от местных социальных условий и культурных традиций, от характера художественных связей и контактов того или иного центра, наконец, от складывающихся в разных русских областях оттенков религиозного сознания. Разделение на локальные художественные школы никогда не носило абсолютного характера. Степень своеобразия произведений зависела от индивидуального творчества мастеров, от образцов, от контактов с иными художественными центрами. В XIII в. региональные особенности нередко отступают на второй план перед общерусскими тенденциями.
Новгородская двусторонняя икона из собрания П.Д. Корина имеет на лицевой стороне изображение «Богоматери Знамение» — возможно, реплику чудотворной иконы второй четверти XII в., но с другими пропорциями и с новым символическим элементом: розетки и складки мафория на плечах Богоматери напоминают очертания крестов — грядущих крестных страданий Христа. Имя св. мученицы на обороте стерто. Весьма возможно, что это св. Параскева, прозванная Пятницей, которая, по преданию, особо почитала Крест Господень и Страстную Пятницу. Осанка мученицы, полная достоинства, ее вдохновенный горящий взор, красный фон, напоминающий о Страстях Христовых, сообщают иконе героическую, патетическую интонацию. Она же ощутима и в иконе с фигурами прп. Иоан на Лествичника, свв. Георгия и Власия Севастийского. Их взоры направлены как бы поверх земного мира, в неопределенную даль, где им открывается небесное видение христианского идеала, которому они преданно служат. Подбор изображенных в этом произведении связан с посвящением храма либо с именами в семье заказчика, но вместе с тем каждый из изображенных олицетворяет разные группы святых — монахов, воинов-мучеников, св.епископов, благодаря чему икона как бы олицетворяет собой собирательный образ христианского мира. В недавние годы открыты две новгородские иконы, где лики написаны просто и сдержанно, а выразительность создается построением композиции. В «Сошествии во Ад» строго в центре изображен Христос, высоко поднимающий крест. По сторонам — фигуры праотцев и пророков, на фоне округлых холмов - слева Адам, над ним были Ева и Авель (сохранились кисти их рук, фигуры же заменены в ХУП-ХУШ вв.), справа Давид, Соломон и Иоанн Предтеча. Благодаря торжественной фронтальной позе Спасителя, симметрии композиции, красному фону центральной части иконы, а также жестам рук, простертых ко Христу, подчеркивается триумф Христа и его крестной жертвы. В «Огненном восхождении Ильи Пророка», где верхняя часть сцены пострадала при позднейших переделках, композиция строится асимметрично, в соответствии с сюжетом. Выявляется диагональное движение огненных коней, возносящих на небо колесницу Ильи-Громовержца. Укрупненная фигура самого Ильи, развернутая фронтально, жест его руки, крепко сжимающей милоть, которую он собирается оставить своему ученику Елисею, — все это превращает икону в апофеоз Ильи, триумф пророка, которого почитали как ветхозаветного провозвестника прихода Мессии, а его вознесение воспринимали как прообраз вознесения Христа.
Стремление к торжественности и величественности иконного изображения достигает своего апогея в «Св. Николе» 1294 г.— главной иконе Никольской церкви, построенной по заказу новгородского архиепископа Климента близ Новгорода на острове, мимо которого проплывали все корабли местных и иноземных купцов. Не только гигантский размер (высота иконы с поясным изображением — 184 см), но и уплотненная, перегруженная композиция, роскошное епископское облачение, имитация драгоценных украшений нимба, Евангелия и одежд, бесстрастный и властный взор, внушительный жест, многочисленные фигуры святых на полях превращают икону в своего рода апофеоз великого святителя. Иконографическим прототипом этого образа явилась икона конца XII в., откуда приблизительно скопирован рисунок бровей и запоминающийся жест правой руки, но вместо интеллектуальной утонченности Мирликийского архиепископа подчеркивается его чудесная неземная сила. Несмотря на жестокое разорение во время татарского нашествия, в землях Северо-Восточной Руси, с их главным центром в Ростове, достаточно быстро восстановилась церковная жизнь и отчасти художественная деятельность. Начала свою работу иконописная мастер екая при дворе Ростовского епископа. Созданные там произведения отличаются от новгородских более тонкой колористической гаммой, гибкостью линий, рафинированностью орнамента. Для ростовских икон второй половины XIII в. характерны полные, округлые, с румянами лики, красивые сочетания пурпурных, зеленых и синих тонов, часто — серебряные фоны. Одна из ранних икон ростовской школы — «Богоматерь Федоровская Страстная» из Краеведческого музея Калягина. «Богоматерь Толгская, тронная» из Толгского монастыря близ отвечает вкусу XIII в. монументальной композицией, эффектным разворотом богато украшенного престола, укрупненной головой Богоматери, насыщенностью красок, своими глубокими оттенками напоминающих европейские средневековые витражи. Однако ни в каком другом регионе, кроме Средней Руси, с ее давними традициями аристократической княжеской культуры, с ее поэтическими сказаниями о красоте Русской земли, наполненной благодатью и гармонией, не создавались в конце XIII в. произведения со столь изысканными очертаниями фигур и узких драпировок, длинных и почти до манерности тонких пальцев, с таким редким благородным сочетанием изумрудно-зеленых и коричневых оттенков с серебром фона, а также с такими иконографическими особенностями, которые содержат множество аллюзий на гимнографические тексты и создают изобразительный эквивалент поэтических уподоблений Богородицы. Она представлена здесь и как «престол Божий», и как «одушевленный храм», и как «лестница,пе рекинутая с земли до неба», по которой восходит необычно изображенный — словно шагающий — Младенец. Глубоким иконографическим содержанием и утонченной красотой выделяется и икона из далекого северного города Великий Устюг, входившего в древности в территорию Ростовской епархии, — «Собор архангелов», где представлены на синем фоне, в ярких одеждах архангелы Михаил и Гавриил, держащие диск-медальон с изображением Христа Эммануила. Икона «Архангел Михаил», главная в построеннойв Ярославле в 1299 г. церкви Архангела Михаила, запоминается не только нарядностью придворных одежд архангела, словно служащего при дворе Небесного Владыки, но и особой красотой лика. Выразительность традиционных типов ростовской иконописи сохраняется и чуть позже, в конце XIII и в XIV в.
Кроме двух крупных культурных регионов — Новгорода с его северными землями и Центральной Руси, имевшей в свою очередь северные провинции, в XIII в. заявляет о себе культура Пскова. Несмотря на то, что Псковом управлял новгородский архиепископ, его иконопись отличается от новгородской, и прежде всего более сильным лирическим чувством, и созерцательностью. В иконе «Илья Пророк в пустыне» поза пророка преисполнена глубокой задумчивости, а лик — сосредоточенного, молитвенного настроения. Уравновешенная композиция, симметричные округлые холмы с цветущими кустиками, скругленные контуры, мягкие сочетания согласованных между собою оттенков красно-коричневого и серо-голубого, в совокупности с серебряным фоном, помогают создать атмосферу спокойного раздумья, напоминая о том, что данное событие из Ветхого Завета является не только прообразом Нового Завета и одним из символов Евхаристии, но и прообразом монашеского пустынножительства, аскетического служения иноков Христу. Глубокая и искренняя вера выражена и в иконе «Богоматерь Печерская (Свенская)», которая так названа по имени маленького монастыря, затерянного на юге теперешней России, близ Брянска. Возможно, икона попала туда из Киева. Изображенные в композиции свв. иноки, основатели Киево-Печерского монастыря Феодосии и Антоний, представлены в крупном масштабе и благодаря этому находятся совсем близко от престола Богородицы. Свитки с текстами их поучений непосредственно соприкасаются с колоннадой, которая поддерживает подножие престола. Пластика фигур и ликов Богоматери и Младенца условна, а одежды имеют драпировки, сложно громоздящиеся тенями и бликами, как в «Поклонении Кресту» на обороте новгородской иконы XII в. «Спас Нерукотворный». Между тем фигуры свв. иноков написаны гораздо свободнее, их рельеф мягче, а лики выражают столь искреннюю и теплую веру, столь глубокое смирение и сердечность, что заставляют вспомнить русские иконы XV в. кисти Андрея Рублева, Дионисия и других мастеров этого времени.
Конец XIII в. на Руси приблизительно совпал с концом темных дней русской истории. Однако страна, культура которой оказалась под тяжелейшим гнетом татаро-монгольского ига, все же сохранила свои художественные традиции. Огромная заслуга в этом принадлежала Православной Церкви — епископским кафедрам и многочисленным монастырям, которые были духовной опорой Руси, способствуя сохранению национальной, конфессиональной и культурной идентичности. Не случайно в нескольких лучших иконах этого времени с такой выразительностью изображены свв. иноки — Иоанн Лествичник, Антоний и Феодосии Печерские, а также Илья Пророк как прообраз монашества. Духовное обновление, наступившее в следующем столетии, зависело не только от усилий местных центров — Новгорода, Ростова, Твери, Москвы, но более всего — от единой Русской Православной Церкви и ее главы — митрополита, резиденция которого на протяжении всего XIII в. продолжала оставаться в Киеве. Город был настолько разорен и нищ в результате нашествия завоевателей, что местопребывание в нем митрополита, который должен был отсюда управлять огромными северными территориями, стало к концу XIII в. невыносимым. Под давлением обстоятельств и ведомый собственным историческим чутьем, св. Киевский митрополит Максим, грек по происхождению, перенес в 1299 г. свою резиденцию на северо-восток, в город Владимир, центр знаменитого княжества, трагически разрушенного золотоордынскими полчищами кочевников в 1237 г., туда, где в Успенском соборе продолжала храниться древняя святыня — византийская икона «Богоматерь Владимирская», привезенная сюда из-под Киева в 1155 г. Именно там, в Успенском соборе, святитель Максим и был погребен в 1305 г., и у гробницы его сохранялась замечательная икона с изображением Богоматери и его самого, так называемая «Богоматерь Мак симовская».
На очень узкой доске представлена Богоматерь в рост, а у ее ног, на башне стоит митрополит Максим, с довольно длинной бородой, в крещатых ризах. Спаситель, слегка повернувшись на руках Богоматери, простирает к св. Максиму благословляющую десницу, а сама Богоматерь протягивает митрополиту омофор, знак епископского достоинства. Эта композиция напоминает о так называемом Никейском чуде -- предании, широко распространившемся в православном мире в XIII в. и получившем известность также и на Руси. Согласно преданию, святитель Николай Мирликийский был особо выделен среди епископов тем, что знаки епископского достоинства - Евангелие и омофор — были возвращены святителю непосредственно из рук Христа и Богоматери. Предание нашло отражение и в русской иконописи: в иконе «Св. Нико ла, с избранными святыми» (1294) изображены Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором. Таким образом, истинность епископского сана митрополита Максима (митрополит относится к рангу епископов) сравнивается со святостью и истинностью епископства св. Николая Мирликийского. Тот, кто составлял иконографическую программу «Богоматери Максимовской», должен был ориентироваться и в византийском богословии, и в русских преданиях, и во всей христианской изобразительной традиции, дабы передать апофеоз русской митрополичьей кафедры. Пластика ликов, пространственность в соотношении форм отражают новшества византийской живописи XIII в. Митрополичья кафедра оказалась для русской живописи первым проводником нового стиля.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 344.