Первая треть Палеологовского возрождения отмечена доминантой утонченного классицизма в его наиболее гармонической фазе. Преобладает впечатление легкости, освобожденности, естественности в проявлении классических реминисценций. В отличие от искусства XIII в. здесь нет ни пафоса, ни глобальных установок, ни крупных масштабов: во всем подчеркнут человеческий, камерный, порой даже интимный характер. Культура приобретает придворный блеск, элегантность, оттенок элитарности. Возрождением отмечено не только изобразительное искусство, с периодом первой трети столетия сопряжен блестящий расцвет во всех гуманитарных областях, связанный с ориентацией на новые, гуманистические ценности. Императора окружает целая плеяда ученых, филологов, богословов, поэтов: Феодор Метохит, Никифор Григора, Георгий Пахимер, Никифор Хумн и Мануил Фил. В этой среде формируется особая атмосфера создания своего рода христианско-платониче-ской философии, а не просто увлечения эллинской культурой. Надо сказать, что и личные отношения внутри кружка интеллектуалов более всего напоминают узы дружбы, связывавшие некогда членов платоновской Академии. Центром этого кружка является Феодор Метохит. Родившийся в изгнании, в Никее, около 1260 г., Феодор стал блестящим дипломатом и ученым, занял при дворе Андроника место великого логофета империи — сделался, по его собственному шутливому определению, «кормчим прохудившегося корабля». Он был живой библиотекой и «ясной отгадкой всех загадок», «сколько людей ни прикасалось к наукам, он всех обгонял в самое короткое время». Его, по признанию современников, отличали ненасытная жажда знаний и увлечение прекрасным. Платонист по убеждениям, Феодор считал, что идеи существуют вне материи, а бессмертие можно обрести через великие материальные творения. Его отличали высокие представления об этике и эстетике. Более того, с полным правом можно сказать, что Метохит был утонченным эстетом, во всем искавшим гармонию.
Наряду с увлечением платонизмом среди византийских интеллектуалов процветали увлечения западной философской культурой: так, Дмитрий Кидонис, ученый уже следующего поколения, перевел Фому Аквинского и был хорошо знаком с западной схоластикой. Благодаря Кидонису и его единомышленникам номинализм из области неясного философского понятия перерос в отчетливую богословскую позицию. Не случайно спор гуманистов с исихастами многие западные исследователи трактовали как дискуссию номиналистов и реалистов. Логическим следствием из теории богословского номинализма стала концепция исторического символизма или аллегоризма для священных изображений, развитая в начале XIV в. Никифором Григорой. В «Омилии на Введение Богоматери во храм» Никифор последовательно доказывает, что любое евангельское изображение есть только символ, условный знак, а не реальное событие, последовательно разрушая тем самым традиционный реализм иконного образа.
Эллинизм в плеяде гуманистов, окружавших императора, был органической жизненной программой: благодаря исследованиям последнего времени то, что прежде считалось «бессодержательной игрой в античность», обрело признаки масштабного явления, ориентира в политической и идеологической жизни. Между тем гуманистическое направление, ставшее в духовной жизни Византии начала XIV в. самым блистательным культурным явлением, не было единственным. Наряду с ним продолжала жить традиционная христианская духовность. Испытавшее мощное возрождение в конце XIII в. благодаря усилиям Григо-Синаита и его учеников, мистическое аскетическое направление не ограничивалось территорией Афона. Оно было предопределено в столице не только патриархом и его окружением из константинопольских монахов, но и людьми при дворе, в том числе политиками. Широко известно, например, что во время заседания Государственного совета отец будущего ятителя Григория Паламы был занят умной молитвой. Для первой трети столетия ной была возможность мирного сосуществования этих двух, казалось бы, крайних позиций: гуманизма и аскезы. Да и в судьбах реальных личностей эти явления очень часто переплетались между собой. Юный Григорий Палама воспитывался при дворе вместе с принцем, а Максим Ласкарис, друг и сторонник гуманиста Акиндина, уехал на Афон и постригся в монахи. Гармонией между двумя этими позициями отмечено и искусство времени Андроника: они могут сосуществовать в одном памятнике, не разрушая его цельности.
Представления гуманистов, особенно личные пристрастия Феодора Метохита, определили характеристики главного ансамбля первой трети XIV в. — мозаик и фресок монастыря Хора (Кахрие-джами, 1321). Они украсили два нартекса и параклесион, построенные Феодором и примкнувшие к реставрированному после латинской оккупации храму XII в. Благодаря высокообразованному заказчику — Феодору Метохиту — мозаики и фрески Хоры получили рафинированную и изящную ориентацию. Всё здесь в высшей степени исполнено тонкого шарма, аристократической утонченности и идеального равновесия. На всем лежит оттенок «стильности», вкуса, эстетической самоценности. Роспись наиболее полно воплощала гуманистическую программу ученых философов, «видевших каппадокийцев через Прокла, Дионисия Ареопагита через Платона, а Максима Исповедника через Аристотеля». Ансамбль отличает поразительное единство замысла и исполнения, все в нем сделано на одном дыхании. Одновременно роспись Хоры явилась целой школой художественных поисков и тенденций, воплотивших различные грани и аспекты художественного видения эпохи, проблематику самых разных духовных явлений. Вместе с разницей стилистических вариантов и подходы к принципу декоративного убранства в ансамбле Хоры оказываются разлчными: наряду с компонентами, в которых выразились традиционные представления византийцев о монументальной декорации здесь нашла применение новая, изобретенная в XIV столетии «живописная» концепция декора. Вряд ли следует вслед за Бельтингом интерпретировать различия в стиле как проявления двух стадий Палеологовского возрождения — так называемых 1-го и 2-го палеологовских стилей. Хронологическое единство ансамбля не может быть подвергнуто сомнению.
В самом храме, относящемся к XII в. и лишь реставрированном в XIV в., представлены классические для византийского декора отдельные иконные образы — Спасителя и Богоматери, апостолов Петра и Павла и сцена Успения над входом. Цельность и плотность пространства упрощенного типа «вписанного креста» (без опор) определила здесь аналогичные принципы убранства. Изображения инкрустированы в драгоценную мраморную облицовку, отличаются статуарным единством и замкнутостью построения. Они рассчитаны не на движение, но на предстояние, в соответствии с которым в их композиции подчеркнута строго центрическая организация, спокойная завершенность движений, симметрия. Лишь в сцене Успения с ее по-новому иллюзорным пространством есть начатки нового принципа картинности. Классическим законам декорации соответствуют аналогичные принципы стиля — холодновато-нейтральной классики, обретшей чеканные формулировки и имеющей программный характер. Трудно считать этот стиль более монументальным по сравнению со сценическими мозаиками притворов. Его суть — в абсолютной гармонии рационального мировосприятия и внешней красоты. Красота в нем понята как разумная основа мира. В ней нет ничего эмоционального, драматического или интенсивного. Все художественные категории, все оттенки образного смысла высказаны с холодноватой рассудочностью. Интонация интеллектуальной игры в наибольшей степени отвечала личному вкусу Феодора Метохита. Этот же стиль находит воплощение и в ряде образов в притворах — изображении Спасителя Хора тон Зонтос в люнете внешнего нартекса, Деисусе с Исааком Комнином и Меланной, наконец, в строе святых воинов в нижнем ярусе параклесиона.
Спаситель Хора тон Зонтос, встречающий входящего в храм, как раз из числа таких образов. Эпитет Хора тон Зонтос (Страна Живых), приданный Спасителю, является аллюзией на стих 4-то псалма: «Буду ходить перед лицем Господним в стране Живых». (Этот же эпитет сопровождает Спасителя на престоле в ктиторской композиции.) Идеальная внешняя красота крупного полуфигурного образа Спаса соединяется с аристократической породистостью типа и неуловимостью конкретного внутреннего наполнения. Во всем — нескрытый эстетизм, достигнутая гармония. Фигура больших размеров очень свободно располагается в обширном фоне люнета, впечатление грандиозности даже подчеркнуто намеренным укрупнением торса и дланей. Пластика отличается великолепной скульптурностью объема, иллюзорной реальностью бытования образа. Тяжелые драпировки, облекающие торс, исполнены с чувством подлинного классического языка: их весомый ритм, сложность пространственных градаций позволяют показать естественное ощущение мягкой тяжелой ткани, не скрывающей, но демонстрирующей анатомическую структуру тяжелого большого тела. В проработке объема, в трактовке тканей нет и намека на укрупнение или стилизацию — они совершенно иллюзионистичны, «живоподобны». Сложная лепка личного, круглой шеи несет в себе осязательный привкус фактуры и цвета живой плоти. Столько же естественности в сложной переливчатой цветовой гамме одежд, зримо передающих сложную игру светотени в реально ощутимой материи. Это впечатление дополнено скользящим по поверхности трехмерного объема иллюзорным светом.
Однако великолепие и царственность этого образа таковы, что устраняют из его восприятия привычную «иконность». Спаситель выглядит при всей его осязательности — и в этом противоречие — слишком идеальным, слишком отвлеченным и недоступным. Сдержанность, дисциплинированность, психологическая «молчаливость» образа диктуют его отстраненность, незаинтересованность в контакте с собеседником. В образе отсутствуют не только намеки на эмоцию или экспрессию, он не предполагает и нравственной, этической компоненты. Аристократическое достоинство, недоступность и неуловимость для контакта не позволяют рассматривать Спаса тон Зонтос с точки зрения традиционных нравственных ориентиров для молящегося. В его холодной красоте и величии словно оживает олимпийская самодостаточность античных божеств. Кажется, православный тон образа сказывается лишь в идеальном бесстрастии. Духовное приравнено к интеллектуальному, причем в самой интеллектуальной основе отсутствует какой бы то ни было поиск или напряжение. Созерцание Спаса тон Зонтос возможно лишь сквозь призму абстрактного умственного общения. Художественные средства столь же неуловимы (хотя и осязательны), как и духовное, образное содержание. В них ничто не подчеркнуто, ничто не выделено, ничему не отдано преимущество. И внешне и внутренне — перед нами образец объективированного познания вещей, смысла мира.
Деисус с Исааком Комнином и Меланной в люнете внутреннего нартекса представляет еще один вариант такой же нейтральной классики. В композиции, строящейся на контрасте масштабов, подчеркнут иррациональный момент. Но образ Спасителя Халкитиса (как он назван в надписи) отличается такой же холодной, «платонической» иллюзорностью, как и Спас тон Зонтос. Более мягкие и хрупкие очертания силуэта и лика подчеркнуты движением кубиков смальты, словно сливающимся с поверхностью. Плавность переходов формы усилена мягким скольжением света. Несмотря на присутствие в фигуре ракурса, поворота, границы силуэта идеально замкнуты, соответствуя внутренней замкнутости и отрешенности Спасителя. Кроме того, самому типу, избранному для этой композиции, присущ неуловимый оттенок аристократического снобизма, прочитываемый в скользящей полуулыбке. Благодаря ей тип кажется более острым и характерным, чем Спас тон Зонтос, но степень неконкретности образа здесь еще выше, поскольку Спас из Деисуса подчеркивает сверхрациональную природу мысли. Даже предстоящая ему в молении Богоматерь исполнена нейтрального достоинства и покоя, малосовместимого с образом заступницы.
По внутренней интонации близки этим образам архангелы вокруг Богоматери из купола параклесиона и святые воины там же. Только в них, как кажется, классицизм приобретает оттенки академической элегантности и лоска. Отточенность и скульптурная выглаженность объемов рождают впечатление гипсованной формы. Красота — блестящая и холодная.
Иным принципам стиля и декорации подчинены сюжетные композиции нартекса, экзонартекса и параклесиона, а также образы Спасителя и Богородицы в куполах притворов и Спас на троне в ктиторской сцене. Сцены жизни Богоматери и Христа сгруппированы вокруг куполов с изображениями Богоматери с пророками и Спасителя с праотцами. В этих сценах намечена весьма существенная для декорации нартексов тема своеобразного историзма. Прародители Христа по плоти и провозвестники Его пришествия по духу раскрывают историческую перспективу завершения евангельской истории в событиях сегодняшнего дня, продолжения в нем домостроительства Господня. Поскольку праотцы и пророки представлены в очень глубоких нишах — сегментах куполов, их позам, одеяниям передан живой ритм, благодаря которому возникает впечатление вращения фигур.
«Движение» словно приближает нас к образам Богоматери и Спасителя. Сюжеты детства Христа, сцены жизни Богоматери, чудеса и притчи, представленные здесь, имеют подчеркнуто жизненный, достоверный характер. Сложно сплетенная система богословских аллюзий, основанная на богатстве гимнографии, ассоциациях церковного предания, помогает представить изображенное в контексте новой повествовательности, приобретшей особую популярность в искусстве начала XIV столетия. В результате христологические и богородичные эпизоды воспринимаются как единый, связный цикл, развивающийся во времени, обнимающий собою пространство двух нартексов и параклесиона.
Принципы решения убранства интерьера последовательно воплощают новый живописный тип декорации, пришедший с палеологовским временем и отразивший рационалистические воззрения гуманистов. В отличие от классического византийского декора в новом получает развитие принцип «картинности» — создания в живописи самостоятельного мира, существующего параллельно архитектурному пространству, но с ним не сливающегося. Зритель, предстоящий изображению, лишен обязательного прежде единства с ним, поскольку изобразительное пространство становится автономным. Главными в организации этого особого типа декора являются сценические композиции. Их количество резко возрастает, в их структуре подчеркивается горизонтальная протяженность, непрерывность развития, отвечающая отныне не символической, что важно отметить, но хронологической последовательности. Эпизоды непосредственно перетекают один в другой вместе с динамично организованным действием. Представленные священные образы рассматриваются отныне не как универсальные реалии, несущие свет Первообраза, но как новая условная реальность, отражающая саму протекающую рядом жизнь и являющаяся ее заменой. Сцены священной истории перестают быть промыслительными событиями, они восприняты как живой и непрерывный «номиналистический» поток самой жизни.
Основным предметом изображения становятся многофигурные динамичные композиции со сплошным ритмом, с сильными ракурсами, с эффектом передающегося из сцены в сцену движения, с единым масштабом для всего изображенного. Созерцающий впервые воспринимает представленные события сквозь призму своего личного бытия. Утрата прежней соборности восприятия — оборотная сторона камерного, картинного принципа, доминирующего в декорации.
Главными средствами достижения этого впечатления являются иллюзорное пространство и единое движение. В построении живописного пространства огромную роль начинают играть сплошные архитектурные фоны — задники, кивории, ротонды, экседры с балкончиками, объединяющие, как правило, несколько композиций. Архитектурные формы отличает отчетливая трехмерность, им придана иллюзия охвата пространства. Фигуры, целые процессии часто располагаются внутри архитектуры. Обязательной однородности пространства во всех сценах способствует принцип мультипликации — продолженного действия, вызывающего ощущение острой театрализованности всего изображенного. Большинство сюжетов — таких, как «Воскресение Христово», «Искушение Христа», сцены исцелений,— представлено как несколько картин, развивающихся во времени. Последовательно разрабатываются приемы трехмерного построения пространства — достояния палеологовского стиля. Особенное развитие получают диагонали, они побуждают взор к освоению убины и протяженности изображения. Несмотря на отсутствие единой точки схода, композиции подчинены «интерьерным» принципам решения: пространство в них предстает как сцена с открытой передней стенкой. Благодаря известной непоследовательности в проведении прямой перспективы еванельские сюжеты выглядят слегка фантастичными: в них торжествует чувство динамичсеской подвижности и легкой изменчивости мира.
Тончайшее, обостренное ритмическое чутье, проявляющееся в точных музыкальных соответствиях наклонов, поворотов, поз фигур, рождает удивитгельную согласованность целого. Особенности ритма сказываются и в том, что, несмотря на выраженность пластического начала, все изображенное кажется невесомым, взлетает и парит. Органическая легкость всего происходящего, незатрудненность, в перемещении и взаимодействии, отсутствие тяжеловесной устойчивости обязаны своим происхождением грации, изяще ству, особой утонченности. Поэтому все трехмерные и иллюзорные достоинства этой живописи оказываются обманчивыми, гаа самом деле все одухотворено, все демонстрирует пребывание в райских эмпиреях, а не реальную тяжесть жизни.
Внутренней пульсации и изменчивости ритма отвечает такая же бликующая природа скользящего света, подвижные летящие драпировки. Цвет отмечен особой культурой нюансированных оттенков, сверкающих и переливающихся. Роскошное великолепие, праздничная нарядность представленного в мозаиках ира сочетается с особой смягченностью, лиризмом. Детские типы придают изображенному оттенок игрушечности, камерности. Действие кажется приближенным к реальности, только гораздо более красивым, нарядным и сказочным.
Фрески параклесиона серьезнее и вдохновеннее. Напряжение здесь более явственно, эмоции более открыты, целое часто приобретает драматический смысл. Композициям присуща подлинная монументальность. Параклесион имел погребальную функцию, в его стенах расположены аркасолии — глубокие ниши для гробниц. Соответственно, программа росписи связана с назначением капеллы. В высоком зонтичном куполе, открывающем пространство параклесиона, изображена Богоматерь в окружении небесной архангельской стражи. Ниже, в парусах,—гимнографы, восхваляющие «Честнейшую херувим» своими песнопениями. На стенах, в люнетах и окружающих их арках —сюжеты ветхозаветной богородичной типологии: «Лествица Иакова», «Премудрость созда себе дом» и др. В центральном плоском своде — огромная композиция Страшного Суда. В конхе апсиды — «Сошествие во ад», а ниже — чин святителей из сцены «Поклонение жертве». На склонах широкой арки вимы —«Воскрещение дочери Иаира» и «Воскрешение сына вдовицы из Наина». В движении сюжетов здесь нет ясно выраженной хронологической последовательности, взаимосвязь их сложнее и тоньше.
Эмоциональный тон пространства параклесиона определяют композиция Страшного Суда и фрески апсиды, исполненные на очень темных, почти черных фонах. Отчетливое деление сцены Страшного Суда на две части, резкое сопоставление светлых и темных фрагментов роспигси напоминают о действительном разделении мира во Втором пришествии, полном напряжения и драматизма. Светотеневые контрасты отчетливо прочитываются на плоском скуфьеобразном своде и широкой арке, отделяющей эту часть параклесиона. Рисунок групп — апостолов, восседающих по сторонам от Христа, праведных и грешных в огненной реке — отличают резкость, активность, энергичная расчлененность. Облик самого Спасителя в центре свода в сияющей мандорле отмечен остротой, импульсивностью, подчеркнутым ракурсом и конвульсивной энергией движений. Жест его резко разведенных в стороны рук разрывает обычную ткань бытия. Его фигура, испещренная зигзагами гребенчатых пробелов, острым, .ломаным ритмом складок, высвеченная крупным золотым ассисгом, подобна вспышке молнии, видимой от востока до запада. Сильные светотеневые контрасты лика приобретают мистический оттенок. Иконография сцены объединяет мотивы Второго пришествия — явления Христа-Эммануила и Страшного Суда, где Господь изображается в историческом типе восседаюицим на престоле. Спаситель параклесиона спускается с небес оокруженный сиянием, но на Его руках и ногах — отчетливо видимые раны от гвоздей распятия. Являющийся во Втором пришествии Господь словно только что сошел с креста. Символически значимые детали иконографии подтверждают смысл движения ангела, сворачивающего свиток небес — свиток времен. Буквальное объединение предвечного, исторического и апокалиптического типов Спаса «сворачивает» время — «времени больше не будет». Резкие гребни ассиста, гранящие фигуру, не снимают внутреннего напряжения, суровой энергии взыскующего взора. Золотой свет здесь не знак обожения человеческой природы, а образ высвечивания всего тайного, что должно стать явным: земное бытие пронзено светом. Нервная порывистость, мистическая озаренность становятся здесь главными, они почти уничтожают классическую структуру, сохраненную лишь во внешнем облике персонажей.
Такой же внутренней интенсивности исполнена и сцена Сошествия во ад в жонхе апсиды параклесиона. Однако активная экспрессия, отчетливая креативность образов сочетаются здесь с обтекаемой мраморной красотой, с нарядной эффектностью «шелковых» тканей, с выразительностью движений. Динамика, подчеркнутая резким перекрестным построением композиции, делает экстатичн ость организованной, в ней появляется оттенок рациональной понятности, отчетливо прочитываемый философский смысл, а не мистическое начало. Подвижные стремительные ритмы, организующие композицию, отличает эллипсовидный, закругляющийся рисунок. Пластика выглядит, пожалуй, еще активнее: кроме контрастов светотени в ее моделировании активное значение приобретают фактура и цвет. Строение плоти получает оптическую правдоподобность. Экспрессия разрешается во внешнем движении, духовная энергия понимается как воля, как отражение логики самой мысли.
Иными выглядят святые отцы в апсиде. Их образы поражают суровостью, аскетизмом. Резкий контраст темно-синего фона и белых крестчатых риз повышает напряжение. Однородности цветового решения одеяний отвечает и исчезновение открытого цвета и фактуры в моделировке ликов. Личное выглядит однотонным, аскетичным, основное средство моделировки —сдержанная светотень. Экспрессия не имеет внешнего выхода: она сосредоточена внутри образа. Лишь в облике Богоматери с Младенцем (на столбе перед апсидой) мистическое чувство сочетается с эмоциональным всплеском, порождая особую пронзительность интонации. Глухость, сумрачность цвета, порывистые движения демонстрируют смятение чувств, почти трагические оттенки в образе. Такое искусство и такая образность — не случайность на фоне радостного цветения иного искусства — элегантного, нарядного и гармоничного. Образы подобного типа шествуют бок о бок с другими, наделенными красотой, классичностью форм и изяществом. Аскетичные образы могут сохранять впечатление иллюзорной полноты объемов и внешнего живоподобия, касаясь лишь внутреннего содержания (как в мозаиках церкви Богоматери Пам-макаристос), или полностью утрачивать материальность и визуальную красоту форм, словно сгорающих под напором внутренней, духовной экспрессии (фрески храма Афендико в Мистре). Важно, что они существуют как особое направление и составляют своеобразную антитезу живописи гуманистического толка, подобно тому как в духовной культуре первой трети столетия уживались христианская гуманистическая философия и активизировавшаяся как раз около рубежа столетий мистическая монашеская духовность. Это суровое искусство отражало целую программу духовных поисков, спиритуалистической интуиции, тесно связанную с фиксацией мистики света, существовавшую на протяжении всего XIV в., но ставшую центральной после середины столетия.
Мозаики церкви Богоматери Паммакаристос (Фетие-джами), созданные в 1304—1308 гг., демонстрируют как раз такое сочетание разных по ориентации образов. Маленький четырехко-лонный храм был построен как погребальная капелла Михаила Глабаса Тарханиота. Декорация его сохранилась не полностью, в частности, практически утрачены сцены праздничного цикла (кроме Крещения), располагавшиеся в сводах центрального креста и люнетах стен. Пространство крохотного храма перенасыщено изощренным убранством. Нарядность декора соединена с интенсивной сумрачной выразительностью образов святых в боковых нефах, с манерностью и прихотливостью в интерпретации сцен праздников. Программа росписи определена погребальными функциями капеллы. В апсиде здесь — Деисус, в куполе — Пантократор, окруженный фигурами пророков, в верхнем ярусе стен некогда существовал праздничный цикл. Узкие (около 1 м) боковые пространства украшены большим количеством изображений отшельников, монахов и преподобных, в нарушение обычной иерархии располагающихся здесь даже перед алтарем. Они Молятся за умершего донатора капеллы.
Стиль мозаик полон контрастов. Даже в наиболее гармоничных частях — таких, как Деисус в апсиде или композиции купола— они составляют основу изображения. Мягкая, пластичная живопись фигуры Спаса на престоле в центре Деисуса — с естественной посадкой, обволакивающим ритмом мягких тканей драпировок, с глубиной и пространственностью цвета — не похожа на узкие, стилизованные и сжатые фигуры предстоящих. Складки одежд в образах Богоматери и Предтечи подчиняются не вольному органичному ритму, а геометризированной структуре. Остротой и характерностью отмечены лики. Тот же оттенок манерной стилизации свойственен и изогнутым фигурам пророков в куполе храма, образам ангелов и Спасителя в сцене Крещения. По мнению X. Бельтинга, художественные характеристики мозаик церкви Богогматери вписываются в понятия 1-го палеологовского стиля, однажо эта принадлежность не объясняет внутренних контрастов. Полнее всего противоречивость стиля храма Фетие-джами прслеживается в образах святых в угловых компартиментах. В крошечных пространствах сосредоточено большое количество образов совершенно определенной и неожиданной окраски. Особая грация, изящество внешнего оформления сочетается в фигурах подвижников и монахов с сумрачностью, внутренней напряженностью, нервной скошенностью взоров, почти суровостью обращения к предстоящему. Аскетизм здесь является не жудожественной программой, а духовным импульсом, лишь отчасти преобразующим рафинированный иллюзионизм средств воплощения. В результате рождается маньеризация, стилизаторство.
До 1320 г. была, исполнена фресковая роспись капеллы Афендико в церкви Богоматери Одигитрии в Мистре. Подобно живопи-й центральных памятников метрополии эта роспись строится „а контрастах. Благородная классичность, элегантность, мягкая радия и чистота в образах Богоматери с прародителями, фигурах мучеников соединены с совершенно иной трактовкой праотцев, святых отцов и пророков, в чьих изображениях доминирует мистически вспыхивающий на поверхности формы свет, энергичные белильные разделки, интенсивные контрасты света и тени.
Более жизненно окрашенным выглядит искусство церкви Св. Апостолов в Салониках (1312—1315). Заказчиком росписи храма и нартекса (1328-1334) был патриарх Нифонт I, а ктитором — зять Феодора Метохита Иоанн Палеолог. Это позволяет предположить, что мастера могли быть доставлены сюда из Константинополя. Но стиль мозаик и фресок храма не похож на «игрушечную» живопись церкви Кахрие-джами. Мозаики храма Св. Апостолов созданы чуть раньше, и, хотя общая стилистическая направленность здесь та же, что и в столичном эталонном памятнике, салоникскую живопись отличают большая жизненная экспрессия больший «реализм». Программа росписи основного пространства традиционна Это Пантократор в куполе окруженный пророками, евангелисты в парусах и праздники в сводах центрального креста. Фрески нартекса посвящены богородичным сюжетам и ветхозаветным сценам. В куполе нартекса представлена Богоматерь в окружении пророков. Композиции праздников в наосе построены очень живо, с акцентировкой глубины пространства и сложными архитектурными фонами. Неожиданная иконография сцены входа в Иерусалим — с ослом, движущимся не по направлению к граду, а от него,— позволяет во всей полноте и блеске продемонстрировать сложные ракурсы движения фигур и акцентировать многоплановость построения пространства. Вдобавок в сцене подчеркнут массовый характер, она словно наполнена шумом многоголосой толпы, сложным действием. Кажется живой, органичный и очень свободный ритм мозаик в Салониках обязан своим происхождением не грации, как в ансамбле Хоры, а более полнокровно окрашенной динамике. Энергия, полнота и интенсивность человеческих отношений диктуют живые ракурсы, свободу движений, импульсивность поз и более сочную проработку объемов. Для фигур пророков в куполе применены те же модели, по которым исполнены пророки купола церкви Богоматери Паммакаристос. Однако даже в них динамика складок драпировок кажется более эиергичной, фигуры и лики исполнены реалистичнее. Скульптурная пластика лиц, их типы, портретность обликов, живые позы, согласованный тональный колорит и беглая подвижная игра света находят явные параллели в иконе Двенадцати апостолов из государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.
Еще более экспрессивными и непосредственными выглядят росписи Салоник — в храме Св. Екатерины (1307) и в церквах Св. Евфимии (1303) и Св. Николая Орфаноса. Резкие позы, нарочито грубые и сниженные типы, подчеркнутая световая разделка объемов придают этой живописи эффекты почти брутального характера. Классицизм в таких росписях становится обыденным «разговорным» языком, главный же интерес лежит не в сфере воплощения классического, а в его преодолении. Живопись Салоник активнее и энергичнее, чем в храмах метрополии. Формы кажутся здесь более живыми, обилие контрастов делает сам образ открытым, контакт с ним — близким и непосредственным. Считается, что с живописью церкви Св. Евфимии в Салониках преемственно связано творчество легендарного афонского художника Михаила Панселиноса. Фрески храма Протата в Карее, на Афоне, созданные им, до сих пор не до конца расчищены, чтобы с точностью судить об их стилистических достоинствах.
В 1315 г. лучший художник Фессалии Георгий Каллиергис расписывает церковь Спасителя в Веррии; не исключено, что его творчеству принадлежит и стенопись Церкви Власия в Веррии. И Фрески церкви Св. Евфимии, и живопись Каллиергиса выделяются красотой тонального колорита, светоносностью цвета, особой легкостью интерпретации материи. Живопись более прозрачна и подвижна, нежели было принято в это время. Объемы лишены массивности. Красочная фактура активно взаимодействует со светом, а не отражажает его. Эти особые тенденции в искусстве Салоник получат еще бюлее интенсивное развитие на следующем этапе — в живописи нартекса храма Св. Апостолов начала 1330-х гг.
Значительное количество монументальных ансамблей ранне-палеологовского времени сохранила Сербия. Большинство из них сербские исследователи приписывают школе Михаила и Евтихия — мастеров, приглашенных королем Милутином из Охрида и создавших в Сербии свою школу. Несмотря на наличие подписей Михаила и Евтихия, кажется, необходима большая осторожность относительно их авторства. Не исключено, что эти художники ставили свои подписи на работах фрескистов, прошедших выучку в их школе, подобно тому как это будет позднее на Руси у мастеров Оружейной палаты. Каждый из ансамблей Сербии начала ХГУ в. обладает своим собственным лицом, но во всех сказалось тяготение к новой повествовательности, к соответствию хронологии действия сцен ритму движения в храме, к плотному, «натуральному» объему. Самыми ранними среди них являются фрески храма Богоматери Левишки в Призрене (1307—1313), сохраняющие еще усиленную кубическую пластику фигур, крупные мошументальные масштабы и центрическое построение сцен. В росписях церкви Спаса в Жиче (1309—1316) и храма Св. Никиты в Чурчере (до 1316) доминирует фризообраз-ное построение композиций, переходящих из одной сцены в другую. Движение сталювится экспрессивным, сцены изобилуют резкими ракурсами и профильными позициями персонажей. Острая выразительность подчеркивается и в построении формы. Изображенное воспринято как жизненная драма, «историзм» восприятия определяет художественные средства, поиск новой иконографии. Так, обычным в сцене Причащения апостолов становится изображение Иуды, изрыгающего причастие или отвернувшегося.
Более мягкой, нарядной, с деликатным согласованным письмом личного, применением ряда иконописных приемов выглядит роспись храма Св. Георгия в Старо-Нагоричино (1316—1318). Особое место в ряду раннепалеологовских ансамблей Сербии занимают фрески храма Благовещения в Грачанице (1321) с невероятно разросшейся, «энциклопедической» системой декораций и более динамичной живописью, облегченной фактурой. Подчеркнутая экспрессия, разрыхляющая прежнюю плотность моделировок, экзальтированные позы и жесты, обостренная эмоциональная жизнь персонажей отличают и фрагменты фресковой росписи в Банъе Прибойской (первая четверть XIV в.).
Самое высокое художественное качество обнаруживает фресковый цикл храма Св. Иоакима и Анны (Кралъевой церкви), построенного и украшенного по прямому заказу короля Милутина, женившегося на византийской принцессе Симониде и мечтавшего о наследниках. Система декорации маленького бесстолпного храма с повышенными сводами отличается редкой цельностью и единством. Расширенная повествовательность нового типа сказывается во фризовом построении композиций, умножении эпизодов, относящихся к одному сюжету. Так, несколькими сценами представлены Рождество и Успение Богоматери. Развитие действия во времени подчеркнуто и горизонтальными разворотами композиций, персонажи которых как бы шествуют по храму вместе со зрителем (Введение Богоматери во храм). Сложно развитые архитектурные фоны организуют единую среду происходящего. Для живописи этой церкви явно использовались столичные образцы и были приглашены лучшие мастера. Между тем отточенная, рафинированная красота совсем не имеет изящества, характерного для искусства Константинополя. Формы выглядят мощными, статуарно устойчивыми, пропорции - крепкими, объёмы - наполненными. Размеренность и величавость ритма, непоколебимое спокойствие усиливают впечатление монументальности образов. В лепке словно мраморной пластики ликов, несмотря на нежность и красоту, ощутимо традиционное сербское тяготение к массивному, плотному объему.
Многие росписи Сербии этого периода кажутся стандартной продукцией. Их роль — в выведении элитарного художественного языка константинопольского иоскусства на уровень массового усвоения и широкого распространения. Параллельно с художественными идеалами нового искусства разливалось широким потоком и новое гуманистическое мировоззрение. Театрализация и зрелищность евангельских «событий, поиски в них исторической конкретности и параллельности реальной жизни придавали священной истории новьий вкус — земной, понятный, доступный каждому. В этих новых тенденциях не только определенное снижение прежних высоких идеалов, но и итог широкого и активного освоения христианства, не нуждающегося теперь в глобальных установках, га связанного с уровнем повседневной жизни. На этой особой пючве возникнет и получит широчайшее распространение народное искусство середины XIV в.
Среди фресковых ансамблей этой эпохи самое существенное место принадлежит росписи храма Пантократора в монастыре Дечаны в Сербии. Построенный Стефаном Дечанским до 1335 храм расписан был до 1348 г., при царе Душане. Постройка с знательно ориентирована на местный тип храма (Студеница) так же облицована мрамором, хотя возводил ее зодчий, приглашенный из приморского Котора,— фра Вит. С. Н. Радойчич выдвинул гипотезу, что мастера, расписавшие церковь Пантократора тоже имели западную ориентацию, с чем трудно согласиться. Система декора Дечан отличается усиленным энциклопедизмом. Огромное количество композиций, солидное число циклов (около пятнадцати) представляют своего рода антологию христианства Программа росписи продиктована желанием охватить христианскую историю и выйти за ее пределы. В стиле росписи академизация языка раннепалеологовского возрождения шла рука об руку с новыми поисками. Особенно интересными выглядят в этом смысле сюжетные композиции. Зона пространственной активности сдвигается в них на самый передний край изображения. Преодолевая границы, персонажи обязательно переступают разгранки, а изображенное едва не за пределы композиции. Диагональные, острые обязательно направлены из глубины к зрителю, вслед за раскрытием пространства. Затрудненная организация движения динамичная и застылая одновременно, вызывает намеренное кивание контраста между объемными и плоскими частями композиции. Фигуры часто повисают в воздухе перед плоскими архитектурными кулисами. Более того, каждой фигуре соответствует своя архитектурная кулиса, направляющая вектор движения к передней плоскости. Резкое сочетание профильной и фронтальной проекций, неожиданные ракурсы, намеренное подчеркивание неожиданно оборванных движений почти повсюду заостряют рисунок контуров, приводят к застылости поз и жестов, фиксации очень крутых поворотов го и «вытянутых» затылков. Преувеличенная жесткость и динамичость линейного ритма возникает как результат целенаправленного выведения композиционных связей за отчетливо очерченные границы сценического пространства, как результат намеренного преодоления замкнутых границ сцены. В этом характерный стилистический признак искусства 1330—1350-х г который можно было видеть и в композиционной организации миниатюр. Густому и темному цвету, акцентирующему замкнутость объемов, противопоставлены энергичные, рассекающце цветовые поверхности яркие пробела. Особая одутловатость ликов, сумрачность карнации, рисунок складок находят аналогии в иконе «Благовещение» из ГМИИ, в более грубом виде-во фресках храма Михаила Архангела в Лескове, 1348 г.
Фрески церкви Святогог Дмитрия в Пече (Сербия), исполненные после 1345 г., обнаруживают большую свободу. Цвет облегчается, отличается прозрачностью и текучестью, композиции — более легкие и свободные. Мастер, создавший роспись, грек родом, оставил подпись: «Дар Божий из рук многогрешного Иоанна». Моделировка здесь — гораздо более мягкая и плавкая — свидетельствует о новом понимании материи. В колорите преобладают размытые голубые и сиреневые цвета.
Исихастские споры
Период острого кризиса, мучительных поисков и перелома, совпавший с 1340—1350-ми гг. — временем широкой дискуссии, получившей название «исихастские споры», завершился новым возрождением византийской духовности. Проблематика искусства этого и более позднего периода XIV в. непонятна вне контекста этого широкого общественного явления. Его значение для византийской живописи было отмечено уже давно, но истолковывалось неоднозначно, чаще негативно. Авторитет негативной оценки исихазма был столь силен, что вызвал даже появление особой концепции, которая могла бы объяснить разницу, воздействия его на художественные процессы. Было выдвинуто мнение о существовании «официального исихазма» Григори Паламы и более динамичного учения, связанного с Григори Синаитом. Проблемы такого разделения — надуманные, исихазм как движение един, Григорий Палама был настолько органичным преемником Синаита, что, по свидетельству богословов, с трудом можно различить их тексты. Но само искусств естественно, может давать разные степени отражения учения исихазма.
Общественный резонанс исихазм приобрел в середине XIV в., благодаря разгоревшимся спорам об этом учении.
В монументальной живописи идеи исихазма с отразились в капелле Успения Богоматери в церкви Афендико в Мистре (1366). Асимметрия композиций, нервозный рисунок, острая графика контуров, быстрые световые блики — все заставляет трактовать сцену как внезапно открывшееся экстатическое видение. Неизвестный росписи Болотова мистический страх перед божеством, апофаза божественного составляют смысловую суть композиции. Типы ликов совершенно освобождены от классической красоты — это острые, гротескные профили. Доминирует экспрессивная театральность: акцентированные жесты, «вывернутые» готические позы, зажимаемые в ужасе рты — все подчеркивает впечатление этичности, драматичной эмоциональности происходящего. Вдохновенная мистика определяет и строй фресок церкви Богоматпери Перивлепты в Мистре, датируемых 1360-ми гг. Очень темные, оттенка маренго, фоны подчеркивают хрупкость фигур, закутанных в легкие летящие одежды. Экспрессия не кажется всеобъемлющей, она органично уживается с классичностью форм, их иллюзорной красотой и совершеншенством. Как и в церкви Афендико, динамика связана не столько с внешней подвижностью образов, сколько с напряжением внутренней жизни. Именно это обстоятельство, предвещающее достижения конца столетия, и заставляло относить фрески церкви к более позднему времени.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 336.