Рассматриваемый этап в истории вшзантийского искусства принадлежит, наверное, к числу самых проблемных и спорных. Сложность оценки и интерпретации этого периода усугублена тем, что в настоящее время идет активный процесс его переосмысления. Искусство XIII в. ставит несколько значимых вопросов, среди которых самое важное место принадлежит общей стилистической эволюции, идеологическим основам нового искусства.
Оценка XIII в. в предшествующей литературе неоднозначна. Исследователи рубежа XIX и XX вв. относились к нему как ко времени явного упадка (Н. П. Кондаков, П. П. Муратов). Этот период был «реабилитирован» в серии исследований 1950— 1960-х гг. (О. Демус, С. Н. Радойчич и др.). Между тем в целом в нем продолжали видеть не самостоятельный этап, а своего рода «предвкушение» расцвета XIV столетия. В работах настоящего времени проблематика XIII в. разрабатывается более углубленно, осуществляются попытки обрести истинный смысл этого своеобразного искусства.
1.Главное историческое событие, определившее окраску времени, придавшее новую тональность искусству рубежа столетий,— захват и разграбление Константинополя крестоносцами-латинянами в 1204 г. — свершилось. Для Византии это событие стало не просто жизненной трагедией, катастрофой, политическим крахом, оно несло в себе чувство богооставленности, попрания основ духовного бытия, испытания веры. Византийский двор эмигрировал, определяющее положение метрополии в художественных и духовных процессах перестало существовать. Наряду с Константинополем возникло несколько новых политических и художественных центров.— Никея, Эпир, Трапезунд,— связанных с наследниками прежних императорских фамилий. Духовное и художественное единство, которое прежде обеспечивалось метрополией — местом пребывания патриарха, в XIII в. осуществлялось иными способами. Православная ойкумена сохранила свою общность, и концепция об автохтонном развитии регионов в XIII в. не выдержала проверки временем. Конфессиональная цельность оказалась более значимой, чем любые политические обстоятельства. В XIII в. главная роль по ее поддержанию переходит от Константинополя к Афону, он осмысляется как центр вселенского православия, его авторитет в делах веры, подкрепленный героическим противостоянием латинянам, становится неколебимым. Афон координирует и какую-то часть художественных процессов. Значительная роль принадлежит Фессалоникам и Никее, в которой теперь находится патриарх. Контакты на уровне церковной иерархии, активная миграция мастеров, вызванная захватом византийской столицы, обеспечили вовлечение периферии в круг поисков центра. Возвращение греков в Константинополь в 1261 г., по сути дела, подводит итоги художественным процессам XIII в., потому что наряду с созданием целостной концепции нового искусства возникают и новые тенденции — те, что приведут к созданию так называемого палеологовского стиля.
2.Основательно меняется соотношение видов искусств. Архитектура, монументальная живопись менее значимы в этот период (в силу объективных причин невозможности создания монументальных памятников), чем миниатюра, икона. Изменяется соотношение регионов.
3.Наиболее интенсивно развивающейся областью становится Сербия — именно здесь создается самое большое количество монументальных фресковых ансамблей. Лишь в конце столетия инициативу подхватывают Эпир и Трапезунд. Никея, знаменитая в XIII в. как «новые Афины», как место консолидации греческих сил и центр идейного возрождения, известна лишь по миниатюрам, может быть, иконам, хотя, очевидно, никейские мастера работали над исполнением больших заказов в той же Сербии (фрески Сопочан). Особое место занимают иконописные мастерские Синая, где наряду с чисто греческими ателье возникли сообщества мастеров, работавших по заказам крестоносцев. На одно из существенных мест впервые за историю византийского искусства выдвигается Афон. Кроме обширной книгописной деятельности и создания иллюминированных кодексов, здесь пишутся иконы, возникают фресковые циклы. Афон, по-видимому, становится центром и источником одного из самых главных направлений в византийской живописи этого периода. Наконец, безусловной представляется значимость художественной роли Константинополя и Фессалоник, хотя и не столь всеобъемлющей, как прежде. В настоящее время неоспоримым является факт деятельности художественных мастерских в православных монастырях двух главных городов империи, сохранившихся под владычеством латинян. Русь и Грузия, игравшие столь видную роль в искусстве XII в., после первой трети нового столетия значительно сокращают и изменяют свою художественную деятельность. Осложнившаяся политическая и экономическая ситуация (татаро-монгольское нашествие) вынудила оба региона ограничить свои возможности в искусстве.
4.Среди основных проблем периода — генезис стиля XIII в. Старинная попытка объяснить происхождение стиля XIII и XIV вв. влиянием итальянского ренессанса была подвергнута аргументированной критике В. Н. Лазаревым. Традиционно мнение, что источником стилистических изменений, смены содержания явилось возрождение античности. Действительно, даже в трагических описаниях разоренного и поруганного Константинополя одним из самых существенных аспектов для византийцев становится гибель античных памятников — бронзовых и мраморных статуй, рельефов, наводнявших метрополию до 1204 г. Более того, безусловным представляется факт, что в конфессиональном и политическом противостоянии Западу античность была реальной точкой опоры. Именно античность, неизвестная латинским варварам, явилась в XIII в. эквивалентом национальной традиции, символом национального самосознания наряду с православием. Широко известны примеры собирания древних рукописей, за которыми посылал император Никеи Иоанн Ватац, восторженные описания древних античных сооружений (Пергама), активное литературное движение, направленное на изучение произведений греческой и римской письменности. X. Хунгер приводит сведения о предпринятых Феодором Ласкарисом попытках реконструкции античного театра, дионисийских зрелищ. В целом активность духовного и филологического процесса по возрождению античности, преимущественно связанного с Никеей, ни в малейшей мере не подлежит сомнению. Однако нельзя не заметить, что в живописи «копийные» мотивы появляются лишь в конце XIII в., а до 1261 г. копирование античных манускриптов не носило всеобъемлющего характера.
Одновременно важно подчеркнуть, что существует целый пласт художественных явлений, вообще никак не связанных с эллинистическими тенденциями. Долгое время не подвергалось сомнению положение: отсутствие антикизирующих мотивов свидетельствует о консервативности и отсталости произведения. Однако на поверку оказалось, что эти факты связаны между собой совсем неоднозначно. Многие памятники XIII в., лишенные эллинистических аллюзий, тем не менее исполнены новых стилистических устремлений и входят в число ведущих для эпохи явлений.
Представляется, что духовная проблематика, идейные основы возникновения стиля XIII в. гораздо сложнее. Основой его стало возрождение не только античной, но, что еще более существенно, собственной христианской традиции. В XIII в.
была предпринята новая попытка определения и адекватного выражения православных идей, всего того, что связано с ощущением православия. Конечно, исходным моментом для начала этих процессов стала идиосинкразия (болезненная реакция) на латинский Запад. Своеобразным внутренним ключом к поиску решений явилось определение вероисповедного единства в противопоставлении столь запятнавшим себя в событиях 1204 г. католикам. Поругание святынь, надругательство над алтарями и сакральными ценностями, вплоть до самой сокровенной — Св. Даров, попрание и наглое обирание храмов, уничтожение и уничижение, кража и вывоз драгоценных икон и реликвий — все это, наблюдаемое ежечасно в течение долгого времени, не могло остаться без последствий. Вдобавок на завоеванных католиками территориях начались прямые репрессии против исповедующих православие, вскоре принявшие массовый характер, попытки насильственной католизации, карательные действия по отношению к монахам и священникам (это даже вынудило императора Иоанна Ватаца пойти на частичную унию с Папой, чтобы предотвратить физическое уничтожение греков). В такой напряженной, исполненной драматических тревог и внутреннего поиска атмосфере возникает пристальное внимание к собственному православному прошлому. На основе его переосмысления формируются духовные идеалы, которым суждено явиться базой нового художественного сознания. В центре его— образы пафосные, энергичные, откровенно и внушительно заявленные, далекие от тонкой интеллектуальной рефлексии или трепетных, эмоциональных переживаний. Они представлены в процессе активного сотворчества Богу, в акте деятельного жизнеустройства и творческого познания. Новые идеалы несут утвердительный смысл, их внутренняя интонация — определенная и неколебимая. Явленность и доступность взору обетовании горнего мира во всей его «страшной и зримой» красоте, данной взору не только лишь духовному, но и чувственному, становится главной темой, пережившей внутренний катаклизм и возродившейся в борьбе византийской духовности. Сверхактивные художественные средства — эффектная динамика ярких противопоставлений светотени, цветовых пятен, напряженные контрасты подчеркнутой пластики и сокрушительной энергии света, возникающего из абсолютной тьмы,— заставляют осознать веру как -озарение, прозрение, она подобна вспышке молнии, делающей все явственным и ясным. Это не означает, что искусство XIII в. не знает других образов — гармоничных, спокойных, даже тихих, если угодно, более традиционно классических, но главными, определившими новый вкус эпохи, были другие. В них вера — не благодатно изливающаяся, обретенная «туне» духовная константа. Христианская вера— постоянное усилие, подвиг, страстное устремление души.
Доминанта вероисповедного принципа в контексте эпохи определяет особое внимание к художественному приёму, в котором небесные образы даны как ясные пластические, исполненные земной красоты. Они достоверно существуют, и эффект присутствия, чувство настоящего времени — present— составляет одно из главных очарований искусства эпохи.
Сознательно возрождаются раннехристианские приемы и потенции, и этот процесс несет в себе двоякий смысл. Во-первых, он позволяет полностью проговорить то, что не получило окончательного определения в раннехристианскую эпоху. А во-вторых, предоставляет возможность намеренной актуализации времени, когда Латинская и Православная церкви — христианские сестры — были единодушны и единомысленны. Возрождается и собственная православная традиция — происходит обращение к периоду утверждения иконопочитания, притягательному для XIII в. своей отчетливостью в провозглашении христианской истины. От периода утверждения иконопочитания, от искусства Македонского ренессанса XIII столетие заимствует принципы статуарности, масштабности, подчеркнутой пластичности, то есть все то, что должно продемонстрировать зримость существования Христа, Божьей Матери, ангелов и святых. Вновь, как и в IX в., тема натуральности мощей смыкается с темой нетления и девственной чистоты плоти.
Существенно попытаться определить новые художественные законы искусства XIII в. в целом, без разделения на разные варианты и хронологические отрезки. Разрушается прежняя система устойчивых ритмических взаимосвязей и соподчинений, создававшая в живописи XII в. впечатление неразрывной целостности изображенного. Эти связи могли быть гармоническими или, наоборот, динамическими, но они всегда исходили из обобщающей концепции связной ритмики, равно пронизывающей и огромный космос, и малую деталь в изображении. Теперь ритмические отношения строятся принципиально иначе. Ритм становится дискретным, разорванным, он не включает фигуру или фрагмент в бесконечное целое, не соединяет их с фоном, но, напротив, выделяет их. Очень часто отдельные детали нарочито подчеркнуты цветом, орнаментикой.
Пропорции становятся либо чрезмерно вытянутыми, либо кургузыми, но всегда одинаково отклоняющимися от нормы. Очень часто изображенные евангелисты, если речь идет о миниатюре, практически не вмещаются в поверхность листа. Движение может быть сильно подчеркнутым, выходящим за пределы анатомически возможного, либо гротескно застылым. В обоих случаях оно обязательно концентрируется в грубоватой экспрессии жестов. Контуры, в XII в. плавные, обобщенные или орнаментально-декоративные, становятся теперь угловатыми. Они обязательно описывают лишние с точки зрения изображенной проекции боковые и задние части фигур, а еще чаще складываются в особые узоры. Одеяния — пышные, по-барочному избыточные либо, наоборот, уплощенные, примитивно линейные. Иногда они кажутся почти эфемерно прозрачными и резко контрастируют с пластикой голов. Материя может выглядеть тяжеловесной, «оплывающей», но может и стекловидно поблескивать и ломаться под острыми углами; колкая, гребенчатая структура складок создает иррациональный, взвинченный рисунок.
Композиции — перегруженные или опустошенные — утрачивают легкую обозримость и требуют для восприятия специальных зрительных усилий. Пространство существует лишь в зависимости от фигур, его наполняющих, происходит частичное возвращение к «агрегатному» пространственному принципу античности, поскольку впечатление бесконечности чаще всего оказывается оттесненным иными, более конкретными ощущениями среды. Одновременно пространство, очевидно, исполняется внутренней энергией, эмоцией, потенцией движения, обещающими его будущую трансформацию в русле более реалистических поисков. Пластика фигур вне зависимости от пространственных форм обязательно подчеркнута.
Изменяется фактура живописной поверхности. Не скрытый мазок, а импульсивное, раскованное, даже размашистое письмо внутренне соответствует эмоциональной доступности образа. Изображения почти всегда, даже если действующие лица не обращены непосредственно к зрителю, используют подчеркнуто активные формы контакта; энергия, интенсивность образов рассчитаны не на длительное медитативное вглядывание, но на мгновенное воздействие. Изображенное трактовано как зрелище, захватывающее душу, не позволяющее оставаться спокойным, требующее стремительной реакции. Замечательные изменения претерпевает иконография портретов евангелистов и апостолов: они изображены не погруженными в раздумье, созерцающими видимое духовному взору, а занятыми работой (пишут, очинивают перья и т. п.) или обращающимися к читателю и собеседнику с пламенной речью. Это последнее обстоятельство очень согласуется с новой типологией образов: типы становятся конкретными, иногда даже «мужиковатыми», фиксирующими реалистичность позиции персонажа, его действенное начало, В выражениях лиц нет отвлеченности: «герои» изображения доступны человеку и ориентированы на земные измерения.
Колорит отличается резкими, угрожающими сопоставлениями, открытым цветом, оттенки при этом могут быть сложными, особо найденными и часто — пронзительными. Особая искусственность цветовых сочетаний бросается в глаза. Свет создает атмосферу внезапного явления — соприкосновения абсолютного света и абсолютной тьмы, словно световые отношения призваны иллюстрировать евангельский текст: «И будет явление Его подобно молнии, видимо от края земли и до края».
Следует признать, что для XIII в. с трудом можно выстроить линию поступательной эволюции. До сих пор арсенал искусства этого периода активно пополняется вновь открываемыми или реставрированными памятниками, существенно изменяющими наши представления об эпохе. Кроме присутствия обычных для Византии нескольких вариантов, направлений в развитии стиля, важно отметить и прерывистый, скачкообразный характер эволюции, когда отсутствует прямая преемственность между отдельными этапами, а оборванные и, казалось бы, оставшиеся в прошлом связи вдруг возрождаются на поздних этапах развития. Такая судьба, в частности, ожидала одно из направлений (наверное, главное) в искусстве самого начала XIII столетия. Это направление принято называть (с момента выставки 1970 г. в музее Метрополитен) «стилем около 1200 года».
Искусство «около 1200 г.»
Время рубежа столетий, катастрофой 1204 г. подведшее черту под периодом политического и экономического могущества Византии, стало переломным и в художественном отношении: именно в это время возникает принципиально новый стиль, отказавшийся от крайностей конца XII в., обретший подлинную гармонию. После контрастных колебаний, исключающих друг друга,— от красоты природных материальных форм к драматическому разрушению материи в поисках высшей ее духовности — стиль начала XIII в. кажется подлинным обретением истины. «Образ освобожден от всех ложных и внешних напластований, от всего манерного, экстравагантного и чрезмерного, для того, чтобы вновь счастливо соединить созерцательную глубину и благородную внешнюю простоту». На смену импульсивным и активным формам живописи конца XII в. приходят спокойствие, сосредоточенность, внешняя сдержанность. Новые образы искусства «около 1200 г.» органично соединили духовную собранность и человеческую меру, отвлеченность созерцания с красотой классического строя форм. В известном смысле можно сказать, что стиль «около 1200 г.» возвратил Византии традиционные «нормативные» параметры, всегда культивировавшиеся ее искусством.
Ни история, ни зафиксированное в текстах развитие богословской мысли не дают объяснений феномену этого стиля. Он выглядит возникшим из небытия, как чудесная птица феникс, восставшая из пепла драматических коллизий и страстей, столь характерных для жизни, для искусства перед трагедией 1204 г. Традиционным источником новаций, стилистических импульсов была в Византии метрополия. Казалось, после латинского разгрома художественная жизнь в Константинополе должна была замереть, так же как жизнь политическая, придворная и общественная. Между тем сербские летописцы настойчиво повторяют: «мастера из Константинополя», «мастера из Грек», «из цареградских монастырей». Документы свидетельствуют, что художественная практика, связанная с императорским двором, придворными мастерскими в Константинополе прекратилась, однако это не коснулось столичных монастырей. Именно с ними, в частности с монастырем Богоматери Эвергетиды, связывает сербский хронист приглашение живописцев для росписи храма в Студенице. Монастырей в Константинополе было много, в большинстве из них протекала интенсивная художественная жизнь, с ними был сопряжен высокий уровень художественных представлений. Достаточно напомнить о той роли, которую сыграли монастыри Вифинии и Триглии близ Константинополя в формировании концепции четырехколонного храма, или о том, что программа восстановления иконопочитания оформилась в монастырях, в частности в Студийском монастыре. Со Студийским монастырем, как это известно из источников, была сопряжена и первая иконописная практика, и первые опыты монументальной живописи в границах иконоборчества.
В отношении генезиса «стиля около 1200 г.» еще О. Демус высказал предположение, что реакция на эксцессы позднекомниновской стилистики возникла в Константинополе: «Противоядие пришло из Константинополя». В качестве аргументированной гипотезы эта мысль получила развитие у В. Джурича8. Монастырская программа легла в основу обновления художественного языка византийской живописи в начале XIII в. В атмосфере сдержанной и углубленной духовности, аскетической мысли, аскетического поиска родилась реакция на все избыточное, экстравагантное в искусстве конца XII столетия9. Можно спорить о границах и возможностях деления византийского искусства на придворное (аристократическое) направление и монастырское. Однако в данном случае сами характеристики нового стиля -искусства несвоевольного, неактивного, смиренного, художественно потаенного, эмоционально скрытного — свидетельствуют об истоках его происхождения.
Эталонным памятником нового стиля по праву считается роспись Великой Богородичной церкви в Студенице, в Сербии, 1209 г. Этот храм и монастырь сталш патрональной святыней сербских владык и королей, некрошолем правящей в Сербии династии Неманичей. Храм расписыввали греческие художники, ко-торых архиепископ Савва, сын оснгователя династии Стефана Немани, привез из Константинополя. Живопись Студеницы — не местное ответвление константинопоольского древа, а главное искусство эпохи, произведения которого разбросаны на огромной территории от Константинополя до Синая, от Греции до Руси. Широчайшее распространение этого стиля с неоспоримостью свидетельствует о его происхождении из метрополии. Вероятно, он возник в Константинополе гна рубеже столетий, но еще до захвата столицы латинянами, а оттуда, вместе с широкой миграцией мастеров, бежавших из Царьграда после 1204 г., распространился по всему христианскому миру. Быстрое и легкое перетекание образцов нового искусства за пределы государственных границ обеспечивалось конфессиональным единством православной ойкумены, неподвлаостным политическим обстоятельствам.
Храм Богородицы в центральном своем ядре — зальная церковь, с опорами, слитыми с поверхностями стен. Лишь последовательные пристройки нарт"екса и экзонартекса вытянули ее план в продольном направленши, придав ему базиликальность. Подпружные арки повышеньж, их очертания — стрельчатые. Пространство отличается единством, цельностью, легкой обозримостью. Под стать архитегетуре — программа росписи, отличающейся необыкновенным: лаконизмом и масштабностью. В конхе апсиды — Богоматерь Знамение, стоящая с округло вознесенными руками в позе Орантгы на фоне массивного трона без спинки (символа жертвенного шрестола — трапезы). В нижнем ярусе алтаря— монументальное «Поклонение жертве», где святители стоят склоненными в молитве, с развернутыми свитками молитвословий в руках. Между ними — Евхаристия в необычном типе — поклонения Св. Дарам («Молитва приношения»). В центре ее за квадратной трапезой, повторяющей очертания трона Богоматери, Христос, благгословляющий Св. Дары, возложенные на престол. В отдалении сот престола, за границами изображенной алтарной преграды, ка.к истинные верные стоят склоненные, с покрытыми тканью ружами, апостолы. Сцена «Благословение Святых Даров», вновь, как и во времена схизмы XI в., должна была подчеркнуть истиннюсть православной жертвы и православного приобщения, благословляемых самим Спасителем. Центр росписи наоса — монументальное «Распятие» на западной стене, прямо напротив алтгарных композиций, с которыми оно объединялось темой жеротвы. Необычно размещение «Благовещения» (вверху) и «Сретения» (внизу) на триумфальной арке, по сторонам от алтаря. Совмещение этих сцен в единой плоскости алтарной арки — «врат евангельского слова» — наиболее внушительно демонстрирует роль Богоматери как «врат Слова жизни». Генезис этого единства восходит к композициям Палатинской капеллы и Мартораны в Сицилии, оттуда же приходит риторическое противопоставление «Рождества Христова» (южная стена) «Успению Богоматери» (северная). Тем самым монументальная декорация храма в Студенице придает зальному пространству крестчатость, прочитываемую благодаря символическим антитезам композиций востока—запада и юга—севера. Сцены Успения Богоматери и Рождества Христова включены в литургический символический ряд, поскольку в обоих обыгрывалась тема трапезы (ложе Богоматери, ясли Младенца) и чистой жертвы. Эта тема выступала в эпизодах воочию — в виде Богомладенца Христа, возложенного на ясли-трапезу, и в виде спеленутого младенца — чистой души Богоматери, которую держит над ее ложем-трапезой Христос.
В нижнем ярусе храма — крупные образы отдельно стоящих святых (среди них Стефан Новый, пострадавший в иконоборческую эпоху), а перед алтарем — фреска-икона Богородицы Студеницкой, перед которой поставлялись на престол сербские церковные владыки. Богородица-Церковь выступала в качестве сакральной восприемницы будущего архипастыря церковного стада.
Росписи храма в Студенице дают возможность познакомиться с особым сербским типом декорации: сочетанием фресок на синих фонах и на золотых (так исполнены наиболее сакрально значимые части ансамбля). Фрески на золотых фонах должны имитировать дорогую мозаику, не случайно даже надписи в изображениях помещены в прямоугольные таблички, так, как это делали в мозаике.
Композиции — масштабные, они занимают всю поверхность стен по сторонам квадрата основного плана, оставляя место лишь для полуфигурных изображений святых в самом нижнем ярусе. Почти лишенные элементов стаффажа, они отличаются свободой и обилием незаполненного фона (в «Распятии» он — небесно-голубой, с золотыми звездами, в «Сретении» и «Благовещении» — золотой). Отсутствие деталей заставляет отчетливо прочитывать крупные фигуры действующих лиц. Спокойный ритм подчеркивает широкое, нестесненное «дыхание» пространства. Монументальная широта, величавость композиционных решений исключают какую бы то ни было размашистость: все выглядит сдержанно и строго. Движение намеренно затормаживается. Тактильные (осязательные) ощущения минимальны: фигуры словно плавают в плотной среде. Повествовательный момент сведен к минимуму, главная выразительность сцен — не в динамике ритма и сложных, цепляющихся друг за друга ассоциациях, а в утвердительной и спокойной демонстрации главной темы, главных персонажей. Самое существенное изменение касается ритма. Не отличаясь динамикой и орнаментальной связанностью, ритм одновременно лишен намеренных остановок и разрывов, настаивавших на абсолютно обособленном существовании фигур друг от друга и от среды. Ритм здесь органично сочетает гибкость, согласованность движений фигур со статуарными достоинствами. Соразмерность его внутренней структуры передает осмысленность бытия, освещенность его Логосом.
Статуарность фигур, их крупный масштаб не связаны с демонстрацией внешней физической мощи, не требуют активного усиления объема. Напротив, объемы существуют скорее благодаря верности пропорций, нежели энергичной рельефности. Перепады рельефа вообще отсутствуют, пластика фигур подчинена классическому закону, когда объем распластан в тонком слое между параллельными плоскостями. Именно этот закон сказывается в раскладывании и сплющивании не только рельефа плоти, но и рисунка волос, бород, складок драпировок. Особый ритм сближенных по высоте градаций объема воспринят как сознательный художественный принцип в формировании рельефа. С этим принципом идеально согласована гибкая точная линия, завершающая простые силуэты фигур. По сути дела, перед нами старый прием комниновской классики — искусства первой трети XII в., правда монументализированный в духе времени, требующего не просто гармонии, но выражения подчеркнутой стабильности.
Драпировки очень мало моделированы: они падают простыми складками, рисунок тканей нарочито укрупнен. Многие складки просто едва намечены, не завершены, даны как легкий абрис, а не детальная проработка конкретной формы. Преобладают гладкие, ровные крупные поверхности фигур и длинные вертикальные ритмы лилий. Линия имеет двойную функцию: она не только фиксирует границы силуэтов, но своим округлым характером и длящимся движением намечает деликатный рельеф формы. Она обязательно скругляется на концах, оттушевывается в глубине, поэтому даже острые треугольные складки воспринимаются как мягкие, пластичные.
Личное письмо — плавкое, деликатное и скромное. Фактически, оно исполнено в один тон: не выделены ни санкирь, ни румяна. При этом поверхность прорабатывается более чем тщательно, а золотистые охры «роскръши» (иконописный термин, обозначающий основную, самую высокую поверхность лика) содержат в себе целый спектр дополнительных оттенков, погруженных в виде тончайших нитей других цветов в золото основного вох-рения (особенно показательно с этой точки зрения письмо лика Спасителя в «Распятии»). В основе такого способа письма личного лежат классические комниновские плави. Только здесь они более деликатные и скромные — «присмиренные». В качестве образца для росписей Студеницы выступают не плави Владимирской Богоматери, а более аскетичное и сдержанное (бессанкирное) письмо иконы Григория Чудотворца из Эрмитажа. Близкие, слитные, смягченные тона в живописи личного создают впечатление непроницаемости идеальной, но очень плотной глади живописной поверхности, источающей тихое свечение.
По сравнению с предшествующим искусством самого конца XII в. в Студенице все ровнее, слаженнее, внешне индифферентнее. Образам присущ идеальный покой, эмоции не просто умерены, но почти устранены. Часто спокойствие обликов граничит даже с неопределенностью эмоциональных характеристик. Эта безэмоциональная установка проведена не менее последовательно, чем стремление избежать излишнего интеллектуального напряжения. Высокоумие, философичность склада образа, традиционно культивируемые в Византии, в Студенице кажутся столь же неуместными, как пафосный душевный строй. Усмиренность ума, кротость души соответствуют внутреннему смирению как особому идеалу человека. «Сеется тело душевное, восстает — духовное»,— эту традиционную монашескую установку можно распространить на большинство образов Студеницы. При широкой палитре типов, громадном диапазоне образных характеристик определяющим мотивом внутреннего состояния персонажей росписи становится душевная тихость, иногда почти младенческая кротость, состояние духовного озарения, часто граничащее с гаереживанием эйфории — чувством достигнутого блаженства. Особенно прекрасны молодые персонажи — Иоанн Богослов в «Распятии», архидиаконы Стефан и Евпл, Стефан Новый, Богоматерь Студеницкая. С ясным и округлым объемом идеального овала лица, с крупными и отчетливыми чертами, с открытым взором на мир, эти образы рисуют какой-то совершенно неожиданный для Византии, с ее типичной рефлексией и интеллектуальной иронией, новый человеческие тип. Свежесть, открытость, гармонический внутренний склад, сила и духовная концентрированность этого нового типа полнее всего свидетельствуют о том, что Византия вышла из катаклизмов рубежа столетий духовно и душевно омолодившейся, готовой к движению по новому пути, который открыт искусством XIII в.
Из значительного числа вариаций искусства студеницкого типа ближе всего к сербским фрескам миниатюра с изображением Иоанна Златоуста из Хутынского служебника (Москва, Государственный Исторический музей), исполненная, по-видимому, греческим мастером. Идеальная завершенность параболического силуэта, тонкое, едва намеченное движение ритма складок, легкие, просвечивающие, прозрачные пробела — все это вызывает в памгяти фигуры святых отцов в росписи церкви в Студенице. Гибкий, обтекающий ритм длинных драпировок точно так же «спрямляет» рельеф. Тонкое вдумчивое письмо лика образовано таким же паутинным сплетением цветных нитей, придающих поверхности сложность, но лишающих ее светотеневых контрастов обычного рельефа. Углубленная созерцательность Иоанна лишь слегка нарушена: брови, сведенные к переносице, придают образу чуть страдательный оттенок, но такие лики тоже встречаются в Студенице (Иоанн Креститель, Иоанн Дамаскин). Колорит одеяний святителя типичен для «стиля около 1200 г.» — это сочетание холодного сиреневато-розового с ярким голубым, почти синего оттенка.
Фрески церкви Епископии в Мани отличает серебристая основа колорита. Поэтому они выглядят более нарядными, художественно изысканными, чем живопись Студеницы. Сдержанные, «тихие» образы обнаруживают точки пересечения с элегантным стилем конца XII в., например с образом Спасителя из монастыря Св. Неофита на острове Пафос.
Грузинский вариант живописи начала XIII в. представлен целой серией ансамблей: это фрески храмов в Тимотесубани, Бертубани и Кинцвиси.
Фоны в стенописи Кинцвиси необычно светлые, молочно-голу-бые; одежды исполнены в праздничной гамме голубых, молоч-но-зеленых и серебристо-розовых оттенков. В композициях заметна тенденция к выделению главного героя, что предвещает поиски нового пластического стиля. Лики богаче по цвету, чем принято в это время, но тона отличает такая мягкая тушеванность переходов, такое таяние теней, каких нельзя найти за пределами Грузии. Атмосфера блестящей придворной жизни, совпавшая с последним взлетом Грузинского царства перед татарским нашествием, как кажется, ощутима в нежных, куртуазных и одновременно рыцарственно-героических персонажах этих фресок. Большая часть синайских икон, хотя и примыкает к основному направлению византийской живописи этого периода, сохраняет известную обособленность и своеобразие. Специфические возможности техники иконописи, широкое использование цветных лаков, тяготение к чисто иконным возможностям выразительности при сохранении пластического наполнения образа — почти обязательны для этого ряда икон.
Студеницкий стиль не был единственным в искусстве начала VIII столетия. В это время существовали и иные стилистические варианты, однако именно этому направлению удалось с такой силой и притягательностью выразить новые идеи, захватившие византийское общество в начале XIII в. В характеристике студеницкого стиля важно подчеркнуть отсутствие прямой зависимости устремлений искусства от событий гражданской истории. Время самой страшной катастрофы в истории Византии отмечено появлением идеально сбалансированных, не замутненных ничем драматическим образов.
Последним памятником этого стиля, к сожалению почти не сохранившимся, следует считать фрески собора архиепископской кафедры в Жиче, Сербия (1219 г.). Собор был расписан художниками, привезенными архиепископом Саввой из Константинополя, куда он заехал на обратном пути из Никеи. На смену искусству «около 1200 г.» шел новый пластический стиль, отрицающий прежние художественные принципы, однако наследие Студеницы не будет забыто в византийском искусстве и всплывет около середины XIII столетия. Существовавшие параллельно со студеницким стилистические варианты в основном продолжали найденное в конце XII в., обогащая его новыми выразительными возможностями, придавая образам неизвестную ранее масштабность, а колориту — напряженность и яркость. Такую трансформацию переживают, в частности, произведения декоративного стиля, возникшего на излете позднекомниновско-го маньеризма. Рубежом столетий и началом XIII в. следует датировать принадлежащие к этому варианту фрески в монастыре Мириокефала и в КатоЛефкара в Греции, росписи в Сант Анджело ин Формис в Италии, исполненные греческим мастером.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 299.