Согласно классической модели, программа по социальному маркетингу начинается с определения её макроэкономической задачи (проблемы) – главная цель.
Определение проблемы – это начало всей программы социального маркетинга. Просчёты на этом этапе могут свести на нет все последующие усилия. Неполное определение проблемы ведёт к упрощённым и неэффективным программам. Специалист по социальному маркетингу должен чётко определить и понять проблему. Часто для этого бывает нужно опросить множество людей, которые могут повлиять на её решение и которые имеют к ней отношение. Необходимо осознать проблему с точки зрения человека или группы людей, на которых нацелена программа социального маркетинга [49].
Существует две категории маркетинговых целей: количественные и качественные. Количественные – т.е. измеряемые в каких-то единицах изменения в результате деятельности. Качественные – какой имидж, какое новое качество необходимо приобрести в глазах общественности в результате этой деятельности [53].
Количественные цели имеют отношение к тому, что можно посчитать: количество людей, принявших участие в акции, количество передач и публикаций по итогам пресс-конференции, количество вещей, собранных для детского дома и т.д. Качественные цели отражают новое качество, которого необходимо добиться в общественном сознании.
Органам местного самоуправления (например, администрация) целями проведения мероприятий социального маркетинга могут быть:
1) достижение понимания населением тех социальных программ, информацию о которых стремятся донести органы местного самоуправления;
2) повышение имиджа органов местного населения как самих организаций, так и их программ;
3) стремление изменить общественное мнение за счёт информирования населения о тех или иных мероприятиях и социальных программах;
4) побуждение, выраженное в стремлении призвать население к коллективному обсуждению и решению проблем по информируемым программам и мероприятиям.
Таким образом, на данном этапе необходимо принять решение по определению социальной проблемы, выбору качественных и количественных характеристик целей программы социального маркетинга.
На данном этапе целесообразно совокупность проблемы и целей представить в виде дерева целей социального управления как способа формирования структуры целей социальной программы, обеспечивающий взаимосвязь множества целей, разного содержания (экономических, социальных, политических, духовных), их согласование для достижения главной, единой цели – проблемы. Формирование дерева целей происходит по принципу «от общего к частному». Главная цель на вершине (проблема) расчленяется на отдельные составляющие – на промежуточные цели (цели – средства), от реализации которых зависит её достижение. Промежуточные цели, в свою очередь, расчленяются на более частные и т.д. Дерево целей образует конкретную систему зависимостей, позволяющую определить место и роль каждой цели в процессе её осуществления, разграничить их по степени важности при существующих условиях управленческой деятельности (рис. 6).
Рис. 6. Дерево целей социального маркетинга
(источник: составлено автором)
В качестве подцелей дерева целей социального маркетинга может быть выбор инструментов, с помощью которых данная цель будет осуществляться. В конечном итоге дерево целей может быть представлено в виде дерева решения поставленной проблемы. Для органов местного самоуправления в социальном маркетинге с помощью дерева решения можно определить в конечном результате тот инструмент социального маркетинга или комбинацию инструментов, с помощью которых поставленная цель или цели проведения мероприятий социального маркетинга будут выполняться достаточно эффективно.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 290.