Проблема «кризиса» подросткового возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Подростковый возраст занимает особое место среди других возрастных этапов становления личности – это критический, переломный, переходный возраст, возраст перемен, возраст полового созревания.

Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста.

Отцом психологии переходного возраста называют С.Холла, который первый предложил концепцию, объясняющую стадию подросткового возраста. Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Кризисные негативные явления подросткового возраста С.Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. С.Холл относил подростковый возраст к эпохе романтизма в истории человечества, в соответствии с теорией рекапитуляции. Эта стадия соответствует этапу перехода от детства – эпохи охоты и собирательства к взрослому состоянию – эпохи развитой цивилизации. С.Холл назвал подростковый период  периодом «Бури и натиска в бунтующем отрочестве», что связано с гормональной перестройкой организма подростка и изменением его статуса.

По В.Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. В.Штерн описывает подростковый возраст как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и подбирает для него новое понятие – «серьезная игра». Подросток, считает он, смотрит с известным пренебрежением на детские игры. Все, за что он принимается, носит серьезный характер, его намерения также очень серьезны. Но при этом все, что он делает, еще не вполне серьезное дело, а только предварительная проба.

Согласно другой известной научной концепции – концепции Ж.Пиаже, в возрасте от 11-12 лет до 14-15 лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация – ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни.

В отечественной психологии Л.С.Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». В подростковом возрасте имеют место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Л.С.Выготский выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:

  • «эгоцентрическая» - интерес к собственной личности;
  • «доминанта дали» установка на большие масштабы;
  • «доминанта усилия» - тяга к волевому напряжению, к сопротивлению (упрямство, протест);
  • «доминанта романтики» - стремление к риску, героизму, к неизвестному [9].

Л.И.Божович, анализируя кризис подросткового возраста, указывала на его неоднородность: он характеризуется в первой его фазе (12-14 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня («способность к целеполаганию»), а на второй фазе (15-17 лет) – осознанием своего места в будущем, т.е. рождением «жизненной перспективы»: в нее входит представление о своем желаемом «Я» и том, что он хочет совершить в своей жизни.

Центральным моментом развития кризиса является развитие самосознания подростков. Развитие самосознания и его важнейшей стороны – самооценки – это сложный и длительный процесс, сопровождающийся целой гаммой специфических переживаний. Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой: сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит выше других людей. Вместе с тем изнутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний сам подросток не понимает.

Однако не все особенности кризиса подросткового возраста связаны с неудовлетворенностью подростка, идущей как бы изнутри. Большое значение имеет здесь и расхождение между возникшими у него потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации.

Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить как «самоопределение». Оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 237.