Развитие потребностей младшего школьника и подростка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В основе развивающихся потребностей младшего школьника лежат те, которые принес ребенок из дошкольного детства.

Сохраняется потребность в игре. Поэтому в первое время пребывания в школе существенным фактором для пробуждения интереса к обучению, для облегчения сложной учебной деятельности является введение игровой ситуации на уроке, использование дидактических игр.

Остается такой же сильной, как у дошкольника, потребность в движении. Часто она мешает ребенку сосредоточиться на уроке, он постоянно испытывает желание подвигаться, походить по классу.


    Многие дети, сдерживая себя на уроке, проявляют особую подвижность на перемене, причем так усиленно бегают и прыгают, что утомляются и этим снижают свою работоспособность на уроке. Поэтому учителю необходимо уметь организовывать их досуг, включив подвижные игры на переменах, а также дать им возможность подвигаться и на уроке, например, через физкульминутки.

 

Особо значима для дальнейшего развития личности младшего школьника, как и дошкольника, потребность во внешних впечатлениях. Именно на основе этой потребности быстро развиваются новые духовные потребности, в том числе и познавательные: потребность овладевать знаниями, умениями, навыками, проникать в их сущность.

Познавательные потребности являются ведущими для младшего школьника. В начале обучения они удовлетворяются в первую очередь благодаря учителю. Он вводит ребенка в новую сферу деятельности и помогает ему осмыслить новые впечатления, разобраться в них. Под влиянием учителя у учащихся появляется потребность овладеть необходимыми умениями и навыками (читать, считать, рисовать, рассказывать и т.д.) и, наконец потребность в новых знаниях.

Развитие потребностей младшего школьника идет в направлении все большей осознанности и самоуправляемости: дети анализируют свои поступки, объясняют их.

Большое влияние на развитие потребностей младшего школьника оказывает его деятельность в коллективе сверстников. В начале малыш руководствуется исключительно требованиями учителя, мнение одноклассников для него не имеет почти никакого значения. Со временем все большую роль начинает играть мнение сверстников, желание завоевать их уважение. Так, если вначале первоклассник на замечания учителя, сделанные ему наедине или перед всем классом, реагирует почти одинаково, то затем его реакция на замечания в присутствии одноклассников становится болезненной.

Постепенно у ребенка появляется и потребность в самооценке: он начинает руководствоваться в своем поведении не только оценкой взрослых, но и своей собственной.

   Подростковый возраст. В подростковом возрасте бурно развивается потребность быть и считаться взрослым. Она является доминирующей. А.Е.Личко назвал эту потребность «чувством взрослости» (см. предыдущий пункт).

Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками, которая тесно связана с потребностью в самоутверждении, что побуждает его во всех поступках ориентироваться на мнение товарищей. Учитель же для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младшего школьника. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания сверстниками подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.


        Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многочисленные нарушения норм и правил поведения так называемыми трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство – это самая большая трагедия для подростка. Такое замечание рассматривается им как унижение своей личности (аналогичные явления наблюдаются и в реакциях подростков на замечания друзей и родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростками и учителем, и они становятся «трудными».

 

У подростка очень сильна потребность в одобрении, и он тяготе к тем, кто его одобряет. Как подчеркивают М.В.Гамезо с соавт., именно на этой основе в подростковых классах и создаются различные контактные группы. Состав и длительность существования этих групп зависят от общности интересов, взаимопонимания и одобрения поступков друг друга.


   Задача взрослых – не только в том, чтобы знать, в какие группы и на каких основаниях входит подросток, и что является основой объединения подростков в ту или иную группу, но и, по возможности, управлять формированием этих групп, помогать каждому подростку занять в них достойное место.

 




Дата: 2019-12-22, просмотров: 319.