Общая характеристика развития подростка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Границы подросткового возраста достаточно неопределенны. Так, Д.Б.Эльконин определяет этот возрастной период от 11 до 15 лет, С.А.Гапонова – от 11-12 до 15-16 лет, а О.Б.Дарвиш – от 9-11 до 14-15 лет. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, а другие позже.

Именно в этот период происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненной позиции, причем соответствующие психологические и личностные процессы развития подростка совершаются не плавно, а очень сложно и противоречиво. Подросток в одно и то же время – и ребенок и взрослый, а точнее сказать – это уже не ребенок, но в то же время еще не взрослый.

 

В анатомо-физиологическом плане подростковый возраст – это период интенсивной морфологической и функциональной перестройки организма, полового развития, сложный, многоплановый процесс перехода на рельсы взрослого функционирования, идущий в двух направлениях и обозначаемый учеными в таких образных выражениях, как «скачок роста» и «гормональная буря» или «эндокринный шторм» (Толстых Н.Н., 1991).

Скачок роста – рост тела в длину, изменение пропорций, развитие мускульного скелета по «мужскому» или «женскому» типу, черты мужественности и женственности начинают просматриваться четче.

Неравномерность роста по разным направлениям создает диспропорции в организме подростка. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. Поэтому даже любая шутка по поводу внешности подростка может вызвать бурную реакцию, так как ему тяжела мысль, что он смешон и нелеп в глазах других людей [5].

Гормональная буря – перестройка деятельности эндокринных желез. Активизируется деятельность гипофиза, его гормоны стимулируют функционирование внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников. В результате организм подростка как бы «наводняется» новыми гормонами.

Гормональная перестройка ведет к изменению работы нервной системы, повышая ее возбудимость и оказывая влияние на общее психическое состояние подростка. Наблюдается эмоциональная неуравновешенность, обидчивость, ранимость.

В этот период происходят огромные изменения и в психическом плане.

Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. В чем же это проявляется? По сравнению с младшим школьником подросток должен устанавливать отношения не с одним, а со многими учителями, учитывать особенности их личности и требований (порой противоречивых). Все это определяет совсем иную их позицию по отношению к учителям, как бы эмансипирует подростков от непосредственного влияния взрослых, делая их значительно более самостоятельными.

Важное изменение в социальной ситуации развития подростка связано еще также с выполнением общественно полезной деятельности, что существенно расширяет сферу социального общения подростка, возможности усвоения социальных норм, формирования нравственных качеств личности.

Стремление занять значимую позицию в обществе, в мире взрослых делает подростка особенно сензитивным к социальным ценностям, облегчает их усвоение. Участие в группах сверстников выступает как особый способ включения подростка в жизнь.

Несмотря на большое число исследований, пока нет единого мнения относительно таких ключевых аспектов психического развития как ведущая деятельность подростничества и центральные новообразования возраста.

В отечественной литературе существует по крайней мере три варианта определения ведущей деятельности подростничества. Д.Б,Эльконин выделял интимно-личностное общение, Д.И.Фельдштеин – общественно-полезную деятельность, В.В.Давыдов – общественно-значимую деятельность. Через интимно-личностное общение подросток удовлетворяет потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению, происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей. В ходе выполнения общественно-полезной (общественно-значимой) деятельности ребенок реализует свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность со стороны взрослых, «создает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать» (Д.И.Фельдштейн).

К основным психическим новообразованиям подростка относят:

Дата: 2019-12-22, просмотров: 238.