Как уже было отмечено, одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе является определенный уровень развития его самосознания, непосредственно связанный с возникновением особого личностного новообразования – внутренней позиции школьника (см. тему 2.4). Стремление к позиции школьника характеризует личность ребенка в целом, определяя его поведение, деятельность и систему отношений к действительности и самому себе. В младшем школьном возрасте становление самосознания непосредственно связано с учебной деятельностью, как ведущей в данный период.
Важной стороной самосознания является самопознание. Целенаправленное развитие сознания и самопознания в младшем школьном возрасте становится ведущим моментом организации самой учебной деятельности.
Психологическим механизмом развития самопознания детей в младшем школьном возрасте является понимание, которое, с одной стороны, есть процесс, а с другой – результат порождения, нахождения и интерпретации личностных смыслов субъектов взаимодействия и общения. Взаимосвязь его когнитивного и личностно-смыслового аспектов является основным фактором, обеспечивающим регулятивную функцию развития самопознания.
Разработанная модель (Сорокоумова Е.А., 2002) развития самопознания детей младшего школьного возраста на основе понимания во взаимосвязи двух его основных аспектов – когнитивного и личностно-смыслового – построена в контексте гуманистической парадигмы реорганизации стратегии современного образования. В этой связи можно выделить следующие компоненты модели.
Показателями освоения младшим школьником п е р в о г о компонента модели становления самопознания (единство образа и образа себя самого) выступают:
· познавательная активность, направленная не только на окружающий мир, но и на себя самого;
· пристрастное отношение к восприятию собственного образа другими;
· пристрастное отношение к актуализации своих знаний и опыта;
· стремление в процессе освоения нового опыта к актуализации индивидуальных знаний.
Показателями освоения младшим школьником в т о р о г о компонента модели (развития самопознания детей младшего школьного возраста) являются:
Показателями освоения младшим школьником т р е т ь е г о компонента модели (рефлексивных процессов) выступают:
Развитию самосознания способствует продуктивная, творческая учебная деятельность, базирующаяся на сотрудничестве ученика с учителем, с другими учениками и с самим собой. Она оказывает влияние на идентификацию личности не только ребенка, но и педагога, приводя к перестройке личностной позиции учителя и его самосознания, обеспечивая способность к диалогу, эмпатии и уважению личности ученика.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 271.