Своеобразие становления самосознания в младшем школьном возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как уже было отмечено, одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе является определенный уровень развития его самосознания, непосредственно связанный с возникновением особого личностного новообразования – внутренней позиции школьника (см. тему 2.4). Стремление к позиции школьника характеризует личность ребенка в целом, определяя его поведение, деятельность и систему отношений к действительности и самому себе. В младшем школьном возрасте становление самосознания непосредственно связано с учебной деятельностью, как ведущей в данный период.

Важной стороной самосознания является самопознание. Целенаправленное развитие сознания и самопознания в младшем школьном возрасте становится ведущим моментом организации самой учебной деятельности.

Психологическим механизмом развития самопознания детей в младшем школьном возрасте является понимание, которое, с одной стороны, есть процесс, а с другой – результат порождения, нахождения и интерпретации личностных смыслов субъектов взаимодействия и общения. Взаимосвязь его когнитивного и личностно-смыслового аспектов является основным фактором, обеспечивающим регулятивную функцию развития самопознания.

Разработанная модель (Сорокоумова Е.А., 2002) развития самопознания детей младшего школьного возраста на основе понимания во взаимосвязи двух его основных аспектовкогнитивного и личностно-смыслового – построена в контексте гуманистической парадигмы реорганизации стратегии современного образования. В этой связи можно выделить следующие компоненты модели.

  1. Интеграция образа мира и образа себя самого в процессе обучения в начальной школе через многообразие социальных связей на основе порождения, нахождения и интерпретации личностных смыслов, позволяющих осознать себя как частицу окружающего мира.
  2. Актуализация имеющихся у ребенка знаний о себе и опыта взаимодействия с другими людьми в процессе усвоения знаний о предметном мире как способа персонификации и индивидуализации.
  3. Рефлексия собственной познавательной деятельности, взаимодействий и отношений, направленных на создание образа мира; осознание образа своего «Я».

 

Показателями освоения младшим школьником п е р в о г о компонента модели становления самопознания (единство образа и образа себя самого) выступают:

· познавательная активность, направленная не только на окружающий мир, но и на себя самого;

· пристрастное отношение к восприятию собственного образа другими;

· пристрастное отношение к актуализации своих знаний и опыта;

· стремление в процессе освоения нового опыта к актуализации индивидуальных знаний.

Показателями освоения младшим школьником в т о р о г о компонента модели (развития самопознания детей младшего школьного возраста) являются:

  • готовность и способность участвовать в совместном решении учебно-познавательных продуктивных и творческих задач;
  • проявление инициативы в совершении и контроле своих действий и поступков;
  • адекватность действий и поведения в наличных ситуациях;
  • освоение и понимание групповых норм;
  • способность принимать и понимать других людей.

Показателями освоения младшим школьником т р е т ь е г о компонента модели (рефлексивных процессов) выступают:

  • начальный уровень развития понятийного мышления и его направленность на себя самого;
  • проявление внешней рефлексии в умении взаимодействовать с другими людьми, т.е. учитывать позицию другого;
  • проявление внутренней рефлексии в оценке самого себя.

 

Развитию самосознания способствует продуктивная, творческая учебная деятельность, базирующаяся на сотрудничестве ученика с учителем, с другими учениками и с самим собой. Она оказывает влияние на идентификацию личности не только ребенка, но и педагога, приводя к перестройке личностной позиции учителя и его самосознания, обеспечивая способность к диалогу, эмпатии и уважению личности ученика.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 236.