Младший школьный возраст.
Под влиянием новой ведущей деятельности у младших школьников формируется более устойчивая структура мотивов, в которой мотивы учебной деятельности становятся ведущими.
Одни из них возникают в процессе обучения и связаны с содержанием и формами учебной деятельности – внутренние мотивы. К этой группе можно отнести познавательный интерес, интерес к овладению способами деятельности, процессу чтения, рисования, а в дальнейшем к самому учебному предмету. Обычно первоклассники не могут еще выделить любимый учебный предмет. Они называют четыре, пять предметов. Во 2 классе круг учебных предметов, интересующих детей сужается, а к 3 кл. – доходит до двух и даже одного. Интерес к содержанию предмета также имеет свою динамику: сначала это увлеченность фактами и событиями, а в 3 классе – и интерес к раскрытию причинно-следственных зависимостей.
Мотивы, связанные с результатом учебной деятельности, подразделяют на два вида:
Социальные мотивы представлены довольно широко уже у учащихся 2-3 классов. Дети говорят: «Хочу быть врачом, чтобы лечить людей», «В наше время нельзя не учиться», т.е. они знают о важности обучения. Но такие мотивы остаются только «знаемыми» по выражению А.Н.Леонтьева, а не реально действующими.
Ряд социальных мотивов возникает под влиянием учебной деятельности. Сначала похвала учителя, а затем и выставленная объективная оценка становятся все более и более значимыми для ученика. Причем, если социальные мотивы, связанные с чувством долга и ответственности, часто остаются только «знаемыми», то мотивы получения высокой отметки и похвалы учителя являются реально действующими. К 3 классу значимым фактором, стимулирующим успешное обучение, становится мнение коллектива. Это происходит потому, что у учащегося появляются свои интересы, своя сфера отношений со сверстниками.
В младшем школьном возрасте существенно развиваются и мотивы поведения. Одним из нравственных мотивов поведения младшего школьника являются идеалы, которые, как указывают М.В.Гамезо с соавт. (2003), в этом возрасте имеют ряд особенностей:
- они носят конкретный характер. Ими являются герои, о которых ребенок слышал по радио, читал и т.д. Эти идеалы неустойчивы, быстро сменяют друг друга.
- ребенок может поставить перед собой цель подражать героям, но подражает , как правило, лишь внешней стороне их поступков.
Еще один важный вид мотивации младшего школьного возраста – мотивация достижения. Мотивация достижения в любой деятельности состоит из двух мотивационных тенденций:
У каждого человека обычно преобладает та или иная тенденция: одни нацелены на успех, другие главным образом стремятся избежать провала, неприятностей в связи с несделанной или плохо сделанной работой.
Младший школьный возраст является сензитивным для развития мотивации достижения. Поэтому, если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов.
Это обстоятельство было принято в расчет в педагогических работах Ш.А.Амонашвили, где рекомендовано в начальных классах школы не использовать отметок, особенно низких, чтобы не вызывать у детей тревожность и беспокойство, связанные с развитием и функционированием мотива избегания неудачи.
Подростковый возраст.
Стремление подростка занять достойное место среди сверстников – один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности.
В подростковом возрасте появляются и новые мотивы учения, связанные:
Исследуя особенности личности подростков 60-80 гг. Д.И.Фельдштейн, опираясь на зависимость психического развития подростка от ведущего вида деятельности, выделяет 4 группы мотивов общественно полезного труда в период от 10 до 15 лет:
1) адекватные общественно значимому смыслу труда, т.е. ориентированные на дело, нужное для людей, а не на престиж коллектива и личные интересы;
2) коллективистские, связанные с борьбой за первенство класса;
3) групповой солидарности, которая оттесняет и социальную значимость дела, и критическое отношение к совместно выполняемой деятельности;
4) индивидуалистические.
Они включают две подгруппы:
А) индивидуально-общественной мотивации, связанной с самоутверждением;
Б) индивидуалистические, ориентированные на извлечение из труда только личной выгоды.
Исследования более тысячи детей показали, что у подростков 10-11 лет первая группа мотивов труда занимает половину побудительной сферы их личности, 23,3 % относятся к индивидуально-общественным, а 13,3% - к индивидуалистическим мотивам.
Структура мотивов подростков 14-15 лет меняется. Мотивы первой группы занимают у них лишь 30%, частично за счет того, что к общественно полезному труду они не относят легкую и не отличающуюся масштабностью работу. Первое же место (50%) в иерархии побудительных сил занимают индивидуально-общественные мотивы, такие, как стремление к самопознанию, самосовершенствованию, реализация себя в общественно полезном, ценимом обществом труде.
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература
Дата: 2019-12-22, просмотров: 378.