Динамика мотивов в младшем школьном и подростковом возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Младший школьный возраст.

Под влиянием новой ведущей деятельности у младших школьников формируется более устойчивая структура мотивов, в которой мотивы учебной деятельности становятся ведущими.

Одни из них возникают в процессе обучения и связаны с содержанием и формами учебной деятельности – внутренние мотивы. К этой группе можно отнести познавательный интерес, интерес к овладению способами деятельности, процессу чтения, рисования, а в дальнейшем к самому учебному предмету. Обычно первоклассники не могут еще выделить любимый учебный предмет. Они называют четыре, пять предметов. Во 2 классе круг учебных предметов, интересующих детей сужается, а к 3 кл. – доходит до двух и даже одного. Интерес к содержанию предмета также имеет свою динамику: сначала это увлеченность фактами и событиями, а в 3 классе – и интерес к раскрытию причинно-следственных зависимостей.

Мотивы, связанные с результатом учебной деятельности, подразделяют на два вида:

  • широкие социальные мотивы (хорошо работать, поступить в ВУЗ и др.);
  • узколичностные – в них отражается стремление к собственному благополучию (заслужить похвалу взрослых, получить хорошую отметку и т.д.)

Социальные мотивы представлены довольно широко уже у учащихся 2-3 классов. Дети говорят: «Хочу быть врачом, чтобы лечить людей», «В наше время нельзя не учиться», т.е. они знают о важности обучения. Но такие мотивы остаются только «знаемыми» по выражению А.Н.Леонтьева, а не реально действующими.

Ряд социальных мотивов возникает под влиянием учебной деятельности. Сначала похвала учителя, а затем и выставленная объективная оценка становятся все более и более значимыми для ученика. Причем, если социальные мотивы, связанные с чувством долга и ответственности, часто остаются только «знаемыми», то мотивы получения высокой отметки и похвалы учителя являются реально действующими. К 3 классу значимым фактором, стимулирующим успешное обучение, становится мнение коллектива. Это происходит потому, что у учащегося появляются свои интересы, своя сфера отношений со сверстниками.

В младшем школьном возрасте существенно развиваются и мотивы поведения. Одним из нравственных мотивов поведения младшего школьника являются идеалы, которые, как указывают М.В.Гамезо с соавт. (2003), в этом возрасте имеют ряд особенностей:

- они носят конкретный характер. Ими являются герои, о которых ребенок слышал по радио, читал и т.д. Эти идеалы неустойчивы, быстро сменяют друг друга.

- ребенок может поставить перед собой цель подражать героям, но подражает , как правило, лишь внешней стороне их поступков.

Еще один важный вид мотивации младшего школьного возраста – мотивация достижения. Мотивация достижения в любой деятельности состоит из двух мотивационных тенденций:

  • мотив достижения успеха;
  • мотив избегания неудачи.

У каждого человека обычно преобладает та или иная тенденция: одни нацелены на успех, другие главным образом стремятся избежать провала, неприятностей в связи с несделанной или плохо сделанной работой.

Младший школьный возраст является сензитивным для развития мотивации достижения. Поэтому, если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

    

        Это обстоятельство было принято в расчет в педагогических работах Ш.А.Амонашвили, где рекомендовано в начальных классах школы не использовать отметок, особенно низких, чтобы не вызывать у детей тревожность и беспокойство, связанные с развитием и функционированием мотива избегания неудачи.

 

 Подростковый возраст.

 Стремление подростка занять достойное место среди сверстников – один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности.

В подростковом возрасте появляются и новые мотивы учения, связанные:

  • с идеалом,
  • профессиональными намерениями.

Исследуя особенности личности подростков 60-80 гг. Д.И.Фельдштейн, опираясь на зависимость психического развития подростка от ведущего вида деятельности, выделяет 4 группы мотивов общественно полезного труда в период от 10 до 15 лет:

1) адекватные общественно значимому смыслу труда, т.е. ориентированные на дело, нужное для людей, а не на престиж коллектива и личные интересы;

2) коллективистские, связанные с борьбой за первенство класса;

3) групповой солидарности, которая оттесняет и социальную значимость дела, и критическое отношение к совместно выполняемой деятельности;

4) индивидуалистические.

Они включают две подгруппы:

А) индивидуально-общественной мотивации, связанной с самоутверждением;

Б) индивидуалистические, ориентированные на извлечение из труда только личной выгоды.

Исследования более тысячи детей показали, что у подростков 10-11 лет первая группа мотивов труда занимает половину побудительной сферы их личности, 23,3 % относятся к индивидуально-общественным, а 13,3% - к индивидуалистическим мотивам.

Структура мотивов подростков 14-15 лет меняется. Мотивы первой группы занимают у них лишь 30%, частично за счет того, что к общественно полезному труду они не относят легкую и не отличающуюся масштабностью работу. Первое же место (50%) в иерархии побудительных сил занимают индивидуально-общественные мотивы, такие, как стремление к самопознанию, самосовершенствованию, реализация себя в общественно полезном, ценимом обществом труде.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Выделите специфику социальной ситуации развития младшего школьного и подросткового возраста.
  2. Какие новообразования формируются через учебную деятельность в младшем школьном возрасте?
  3. Сравните точки зрения отечественных и зарубежных психологов на кризис подросткового возраста. Выделите основные противоречия этого периода.
  4. Какие анатомо-физиологические изменения происходят в подростковом возрасте?
  5. Почему Л.Н.Толстой назвал подростковый возраст «пустыней отрочества»?
  6. Проанализируйте, какие потребности младшего школьника достались ему «по наследству» от предыдущего возраста, а какие – начали формироваться в данном возрасте.
  7. Назовите потребности подросткового периода.
  8. Определите динамику мотивов в младшем школьном и подростковом возрасте.
  9. * Разработайте рекомендации для учителя, способствующие эффективному общению с подростком в конфликтных ситуациях.

 

Литература

 

  1. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч.в 6т. Т.4. – М., 1984.
  2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2003.
  3. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
  4. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. – М., 1996.
  5. Крутецкий В.А. Психология. – М., 1986.
  6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001.
  7. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999. – С.249-362.
  8. Прихожан А.М., Гуткина Н.И. Особенности самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношесткому возрасту. – М., 1987.
  9. Ремшидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. - М., 1994.
  10. Толстых Н.Н. Подростковый возраст // Рабочая книга школьного психолога. – М., 1991.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 346.