Административно-деликтные нормы, образуя АДП, представляют собой правила поведения субъектов административно-деликтных правоотношений, установленные КоАП.
Административно-деликтная норма - правило поведения, закрепленное в административно-деликтном законе, предписывающее субъектам определенную меру поведения при участии в административно-деликтных правоотношениях, устанавливающее запреты на совершение общественно-вредных деяний и регулирующее отношения, возникающие в связи с нарушением таких запретов.
Административно-деликтные нормы делят на декларативные, определительные, нормы-предписания (устанавливающие нормы), специальные нормы (нормы Особенной части).
Декларативные, определительные (дефиниции) и нормы предписания входят в состав Общей части административно-деликтного права.
Декларативные нормы содержат общие положения и принципы, которыми должны руководствоваться государственные органы в лице уполномоченных лиц, применяющих административно-деликтный закон. Например, нормы, определяющие принципы административной ответственности (ст.4.2.).
Нормы-предписания (устанавливающие нормы) определяют общие требования, которыми должны руководствоваться государственные органы в лице уполномоченных должностных лиц, как при установлении факта административного правонарушения, так и при привлечении лица к административной ответственности. Например, нормы, устанавливающие обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением (ст. 5.1.-5.4).
Определительные нормы (дефиниции) разъясняют понятия, термины, содержащиеся в административно-деликтном законе. Например, нормы ст. 1.3, разъясняющие отдельные термины Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Специальные нормы раскрывают субъективные и объективные признаки административного правонарушения, а также виды и размеры административных взысканий.
Специальные нормы имеют структуру, состоящую из диспозиции и санкции.
Гипотеза, как элемент конструкции правовой нормы в настоящее время не указывается в нормах административно-деликтного права.
Диспозиция является составным элементом административно-деликтной нормы, определяющим правило поведения, адресованное субъектам правоотношений, а также указывает субъективные и объективные признаки правонарушения.
Существуют следующие виды диспозиций:
- простая (дается лишь наименование административного правонарушения без указания его признаков. Например, ст. 17.5. КоАП «Занятие проституцией»);
- описательная (содержится описание признаков того или иного административного правонарушения. Например, ст. 12.12. КоАП «Лжепредпринимательство». В диспозиции излагаются (описываются) признаки правонарушения – «создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды, если в этих деяниях нет состава преступления»);
- бланкетная (для определения признаков данного административного правонарушения делается ссылка на другие нормативные правовые акты, не относящиеся к административно-деликтному законодательству. Например, ст.12.15. КоАП «Нарушение законодательства о рекламе». Для определения признаков данного административного правонарушения необходимо определить какую правовую норму из законодательства о рекламе рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель, а также должностное лицо государственного органа нарушило);
- ссылочная (для определения признаков данного административного правонарушения делается ссылка на другую статью или часть статьи кодекса об административных правонарушениях, где называется административное правонарушение или дается описание его признаков. Например, в ч. 4 ст. 13.4 КоАП «Нарушение срока представления налоговой декларации (расчета)» делается ссылка на ч. 1-3 этой же статьи);
- с альтернативными действиями (указывается несколько видов общественно опасных деяний, каждое из которых образует административное правонарушение. Например, в ст. 15.18. КоАП «Нарушение требований по использованию недр» указываются следующие виды общественно опасных деяний, которые образуют административное правонарушение:
1) выборочная отработка богатых участков месторождений, приводящая к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых;
2) сверхнормативные потери или сверхнормативное разубоживание полезных ископаемых при их добыче;
3) иные нарушения требований рационального использования недр.);
- смешанная (содержатся признаки двух или более иных видов диспозиций. Например, в диспозиции ст. 18.7. КоАП «Нарушение правил безопасности движения на водном транспорте» содержатся признаки бланкетной диспозиции (нарушение установленных правил плавания по внутренним водным путям), простой диспозиции (повреждение гидротехнических сооружений пути, водохранилищ и водоспусков, автоматической сигнализации навигационного оборудования) и диспозиции с альтернативными действиями (устройство заколов или иных приспособлений для ловли рыбы в пределах судового хода).
Санкция, являясь составным элементом административно-деликтной нормы, устанавливает вид и пределы административного взыскания, установленного за совершение указанного в диспозиции административного правонарушения.
Существуют следующие виды санкций:
Абсолютно-определенная санкция – такая санкция, в которой определен только один вид и размер взыскания. Например, в ст. 18.31. КоАП «Неоплаченный провоз багажа» в качестве взыскания определен только один вид – штраф и его размер - две десятые базовой величины.
Относительно-определенная санкция – такая санкция, в которой определен вид взыскания и его низший и высший пределы или только высший предел. Например, в ст. 23.2. КоАП «Воспрепятствование проведению проверки, экспертизы» как вид административного взыскания предусмотрен штраф с указанием низшего и высшего пределов (от десяти до пятидесяти базовых величин)
Альтернативная санкция – такая санкция, в которой указывается два или более основных видов взыскания. Например, в ст. 23.34. КоАП «Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий» указаны три вида взысканий – предупреждение, штраф и административный арест.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 256.