Административно-деликтные правоотношения - юридическая связь между участниками урегулированных административным деликтным правом общественных отношений, выражающуюся в наличии у них взаимных субъективных прав и юридических обязанностей
Элементы:
Субъекты - участники управленческих и иных отношений, которых административно-деликтный закон наделил правами и обязанностями, способностью вступать в административно-деликтные правоотношения. Все субъекты административно-деликтных правоотношений должны обладать таким юридическим качеством как административно-деликтная правосубъектность, которая состоит из административно-деликтной правоспособности (установленная и охраняемая государством возможность (способность) конкретных субъектов вступать в различные правовые отношения) и административно-деликтной дееспособности (процесс практической реализации правоспособности субъектов административно-деликтных правовых отношений, - это способность сознательно и самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности).
Объект - на что направлены субъективные права и соответствующие им обязанности (различные правила, стандарты, нормы и т.д. на нарушение которых государством установлен запрет под угрозой применения административного взыскания).
Содержание - права и обязанности субъектов.
Субъективное административно-деликтное право - это предоставленная законом участнику административно-деликтных правовых отношений возможность определенного поведения, а также возможность требовать соответствующего поведения от другого лица (или других лиц) с использованием в необходимых случаях мер государственного принуждения.
Обязанность, соответствующая субъективному праву – это необходимость определенного поведения, обеспеченная применением мер государственного принуждения в случае уклонения от такого поведения.
Разновидности общественных отношений, регулируемых АДП:
- охранительные административно-деликтные правовые отношения (возникают в связи с совершением административного проступка. Лицо, совершившее такой проступок, обязано понести соответствующее взыскание. Компетентные органы (должностные лица) обязаны привлечь лицо, совершившее административное правонарушение к административной ответственности. Налицо субъекты правоотношения, которые наделены определенными субъективными правами и юридическими обязанностями. Эти отношения регулируются нормами административного деликтного права);
- общественные отношения, возникающие при предупреждении административных правонарушений (общественные отношения, которые связаны с удержанием от совершения административных правонарушений лиц, склонных к антиобщественному поведению, посредством угрозы применения административного взыскания);
- общественные отношения, возникающие при защите от общественно опасных посягательств; причинении вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение; обоснованном риске (общественные отношения, которые возникают в случаях использования обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением. К таким обстоятельствам относятся необходимая оборона; причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение; крайняя необходимость; обоснованный риск).
В качестве критерия классификации административно-правовых отношений рассматривается связь с трудовой (служебной) деятельностью и выделяются отношения:
- связанные с трудовой (служебной) деятельностью;
- не связанные с трудовой (служебной) деятельностью;
- отношения двойственного характера, т.е. одновременно являющиеся и служебными, и внеслужебными.
1.3 Система административно-деликтного права и его место в системе права. Административно-деликтный закон
Система АДП представляет собой совокупность правовых институтов (группы норм, регулирующих однородные отношения) и включает Общую и Особенную части.
В Общую часть входят нормы общего характера, закрепленные в главах 1-8 КоАП Республики Беларусь, определяющие задачи и действие административно-деликтного права; понятие и общие положения об административном правонарушении; обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением; принципы и условия административной ответственности; понятие, цели и виды административных взысканий; порядок наложения административного взыскания; основания для освобождения от административной ответственности.
Указанные группы норм разделены на три вида норм. Это разделение отражено в I-III разделах КоАП:
-Раздел I «Общие положения»;
-Раздел II «Административное правонарушение. Административная ответственность»;
-Раздел III «Административное взыскание».
Указанные разделы включают 8 глав.
Особенная часть, состоящая из 17 глав (главы 9-25), включает перечень деяний, признаваемых административными правонарушениями, признаки правонарушений, виды и размеры административных взысканий, применяемых за их совершение:
Глава 9. Административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина.
Глава 10. Административные правонарушения против собственности.
Глава 11. Административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности.
Глава 12. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
Глава 13. Административные правонарушения против порядка налогообложения.
Глава 14. Административные правонарушении против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения).
Глава 15. Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования.
Глава 16. Административные правонарушения против здоровья населения.
Глава 17. Административные правонарушения против общественного порядка и нравственности.
Глава 18. Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Глава 19. Административные правонарушения в области охраны историко-культурного наследия.
Глава 20. Административные правонарушения против порядка использования топливно-энергетических ресурсов.
Глава 21.Административные правонарушения в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, благоустройства и пользовании жилыми помещениями.
Глава 22. Административные правонарушения в области связи и информации.
Глава 23. Административные правонарушения против порядка управления.
Глава 24. Административные правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции
Глава 25. Административные правонарушения против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на воинскую службу и воинского учета.
Заключительные положения содержаться одной статье Раздела IV , который касается порядка введения КоАП в действие.
Каждый из институтов Общей и Особенной частей административно-деликтного права состоит из подинститутов (групп норм, регулирующих специфические общественные отношения в пределах этого института).
Следует отметить, что конкретное деяние будет являться административным правонарушением лишь при наличии и соединении признаков, предусмотренных в Общей и Особенной части КоАП.
Более полная характеристика административно-деликтного права как самостоятельной отрасли права возможна в сравнении с другими отраслями права Республики Беларусь.
Бесспорна связь административно-деликтного права с конституционным, трудовым, финансовым, гражданским, экологическим, информационным и другими отраслями права.
Нормы Особенной части административно-деликтного права охраняют ряд конституционных, трудовых, финансовых, гражданских, экологических, информационных и иных видов правоотношений.
Основным источником административно-деликтного права является административно-деликтный закон - Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях основывается на Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципах международного права.
Согласно ч.1. ст.1.1. КоАП, административно-деликтный закон - нормативный правовой акт, принятый Национальным собранием Республики Беларусь и закрепляющий принципы, задачи и общие положения административного деликтного права, определяющий какие общественно опасные деяния являются административным правонарушениями, основания и условия административной ответственности, устанавливающий административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности.
Единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь является Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, подлежат включению в КоАП в качестве отдельной статьи или ее подпункта (ч.2 ст. 1.1. КоАП).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 260.