ва происходит на базе современных компьютерных информационных технологий. Начавшийся процесс их повсеместного внедрения привел к созданию информационно-коммуникативных сетей, в корне изменяющих
230
природу труда. Навыки воздействия и преобразования природы и косных предметов все больше вытесняются навыками преобразования индивиду-ального и массового сознания людей. Применение Интернета, мультиме-дийных средств, цифрового телевидения и систем связи привело к тому, что информация, знания, идеи, проекты, образы, программы, воображение
и т.п. стали главным ресурсом развития. Информационное пространство все больше превращается в единое мировое поле с уникальными игроками
и особыми правилами игры.
При этом следует отметить, что современные технологии настолько упрощены, что процесс формирования сознания стал практически обще-доступным. Примером может служить реклама на телевидении, предвы-борные шоу, массовые средства манипуляции сознанием и др. Все это превращает людей, если не в зомби, то по крайней мере в марионеток, действующих в соответствии с теми нитями, которые дергает «хозяин».
Информационный ресурс превращается в стратегическое средство качественного преобразования современного общества. Преобразуются все институты общества: бизнес, государство, семья, религия и особенно институт образования. Становление единого информационного поля фор-мирует глобальное мышление – это революция в умах, идеологических установках, в мировоззрении, во всем.
Вестернизация как социокультурное явление тесно связано с представленной выше тенденцией. Каково понятие этой унифицирующей тенденции современного глобализма? Определимся с понятием «вестер-низация». «Вестернизация» представляет собой сложный многоуровневый процесс заимствования образцов и стандартов стран Запада, в ходе кото-рого происходит кардинальное изменение не только структурных пара-метров, функций и уровней организации общества, но оказываются опре-деленные воздействия на национальное самосознание с целью вытеснения ценностей отечественной культуры, что может привести к потере социо-культурной идентичности вестернизируемого общества»48.
В.Л. Иноземцев считает, что вестернизация создает такую мировую систему, которая управляется из единого центра на основе единых прин-
48 Тетюшкина С.А. Вестернизация как социокультурное явление // Социально-гуманитарные знания. 2010. №1. С.352.
231
ципов, не признающих равенства и братства между «ведущими» и «ведо-мыми», центром и периферией.
Вестернизация охватывает все основные сферы общества. В экономи-ке она ведет к внедрению западных экономических моделей развития об-щества; в социальной сфере влечет качественные изменения в структуре общества, в характере функционирования социальных институтов; в облас-ти политики она заключается в экспансии западных систем организации и управления политической деятельностью, в перестройке структур полити-ческой системы общества; в духовной сфере вестернизация воздействует на изменения в стиле и образе жизни, трансформации ценностей, традиций, верований, усиливает распространение американизированной культуры.
Вестернизация проводится под видом «благородной», цивилизаци-онной миссии для периферии и полупериферии. Но скрыть тенденцию к экспансии, использованию силы, проявлению превосходства не всегда и не везде удается. Глобализму и вестернизации противостоит усиливаю-щееся социальное движение антиглобалистов.
Рост влияния транснациональных корпораций (ТНК) осуществ-ляется благодаря использованию самых современных информационных технологий. В отличие от прежних производственных ТНК современные действуют на информационных и финансовых рынках. Они обеспечивают интеграцию информационных и финансовых потоков, что ведет к образо-ванию в финансовой сфере глобальных монополий. На современном этапе глобализации такой монополией выступают США. 35 ТНК из ста круп-нейших в мире сосредоточено именно здесь. Такая концентрация ТНК по-зволяет США доминировать не только в экономике, но и в политике. Ре-шения ТНК имеют глобальный характер, а ведь их принимает небольшая группа лиц. И получается, что судьбы мира, суверенитет национальных го-сударств оказываются в руках узкой группы лиц – владельцев ТНК. 50% производимой в мире продукции создается усилиями 600 ТНК.
Нынешний глобальный финансовый кризис, длящийся с 2008 года, показал, что финансовые монополии «делают деньги» из воздуха с помо-щью биржевых операций с ценными бумагами. Тысячи спекулятивных фи-нансовых структур нападают на определенную национальную валюту или фондовый рынок и ввергают экономику страны в глубочайший кризис, ко-торый по цепочке распространяется на другие страны. Возникают небыва-
232
лые возможности для наркобизнеса, торговли оружием и даже «живым то-варом» – людьми, особенно детьми и женщинами.
Рассмотренные тенденции позволяют судить о противоречивости перспектив развития мирового сообщества. В книге «Социология» под общей ред. профессора С.Н. Яременко анализируются основные группы противоречий. Таких групп авторы рассматривают три.
Первая – противоречия между постиндустриальными и остальными ре-гионами мировой системы. Разрыв между ними огромен, и он увеличивается. Нарастает противостояние, усиливается возможность взрыва ненависти.
Вторая группа – это противоречия между регионами мировой систе-мы, между периферией и полупериферией. Эти противоречия вызваны конкуренцией между ними за место в технологической пирамиде. Нарас-тающий монополизм нескольких стран или одной страны является бес-прецедентным в истории. Это прямой вызов большей части человечества.
Третья группа – это группа противоречий внутри постиндустриаль-ного мира. Это противоречия и между странами «большой семерки» и «большой двадцатки», и противоречия между самими индустриально раз-витыми странами. Внутри информационного общества усиливаются про-тиворечия между обособленными группами творчески активных людей, в совершенстве владеющих информационными технологиями, и теми, кто не смог перейти в информационный мир и утерял возможности решать экономические задачи в свою пользу.
В руках верхушки общества – знания и информация. Это позволяет ей распоряжаться основной частью достояния общества, которая перерас-пределяется в ее пользу. Авторы учебного пособия делают правомерный вывод о том, что вновь возрождается социальное противостояние, деление на угнетаемую и угнетающие страты.
К чему могут привести мировую систему эти группы противоречий, если человечество не найдет оптимальных путей их разрешения?
Заслуживают внимания рассуждения на этот счет российского обще-ствоведа А. Панарина: «Либо мир должен быть преобразован геополитиче-ски так, чтобы незападное большинство беспрепятственно предложило свои ресурсы Западу и позволило тем самым продлить существование этой потребительской цивилизации до того времени, пока она изобретает новый, более справедливый проект для всего человечества… Либо миру предстоит
233
тотальное преобразование ценностного типа, включая новые принципы жизнестроения, открывающие долговременную перспективу для всех, а не одних только потребительских обществ Запада»49.
Анализ противоречивого развития мировой системы свидетельствует
о том, что она переживает системный кризис. Кроме противоречий, ох-вативших мировое сообщество, кризис системы проявляется в других сви-детельствах. В.Н. Лавриненко приводит три составляющих мирового раз-вития. Это: 1) катастрофические последствия научно-технического про-гресса и покорения человеком природы; 2)слом прежней системы миро-устройства, что привело к перманентным локальным войнам, конфликтам, переворотам, разгулу в глобальном пространстве терроризма и других форм преступности; 3) отсутствие надлежащих средств сдерживания ми-ровых экологических, демографических катаклизмов, гуманитарных ката-строф экономического, политического, военного и культурного характера.
Как отмечает В.Э. Манапова, «капитал победил, выполнил свою про-грамму и, по мнению ряда философов и социологов, вошел в состояние кри-зиса. Одна эпоха сменяет другую, за умирающим капитализмом идет новая эпоха, и нам еще предстоит пройти через кризис переходного периода.
Возникают перемены бифуркационного характера»50.
Бифуркация – это понятие, которым описывается дезорганизация в общественной системе, социальная аномия и непредсказуемость развития такого рода процессов.
Перспективы мировой системы, важнейшие направления её развития и её будущего находятся в причинно-следственной зависимости от реше-
ния глобальных проблем современности.
К их числу относятся такие группы: политические, социальные, эконо-мические, экологические, демографические и научно-технические. Они каса-ются всего человечества и не могут решаться изолированно одна от другой.
Если глобальные проблемы свести к суммарному виду, то их можно сгруппировать в три основные группы:
49Цит. по кн. Борцов Ю.С. Социология: учебное пособие. Ростов-н/Д. Феникс, 2002. С. 254-255.
50Манапова В.Э. Глобальный кризис и смена цивилизационной парадигмы // Соци-ально-гуманитарные знания. 2010. №1. С. 292.
234
– проблемы предотвращения мировой термоядерной войны, обеспе-чения безопасности людей, устранение экономической отсталости стран периферии, ликвидация голода, нищеты и неграмотности;
– проблемы, возникшие в результате взаимодействия общества и природы: загрязнение окружающей среды и сохранение ее качества; ра-циональное использование природных ископаемых и поиски новых энер-гетических ресурсов; обеспечение человечества сырьем и продовольстви-ем; освоение океана и космического пространства и др.;
– проблемы, обусловленные отношением человека и общества: огра-ничения стремительного роста населения; предвидения и предотвращения последствий научно-технического прогресса, ведущих к биологической де-градации человека; борьба с распространением алкоголизма и наркомании; совершенствование образования и здравоохранения и др. К нашему XXI веку глобальные проблемы достигли необычайной остроты и подвели че-ловечество к краю пропасти.
Итак, решение глобальных проблем современности – это посильная задача совместных усилий человечества на основе глобального сотрудни-чества государств и народов.
В этих целях в докладе комиссии по окружающей среде и развитию при ООН «Наше будущее» (1987) предложена концепция устойчивого развития. Она подробно разработана в 1992 году в Рио-де-Жанейро в до-кументах конференции ООН по окружающей среде и развитию. Концеп-ция содержит кодекс поведения государств в международных отношениях XXI века. В качестве центральной задачи концепции провозглашается со-циальное развитие в интересах людей, устранение их обездоленности во всех проявлениях. В документах определены и пути реализации устойчи-вого развития: 1)переход к распределительной системе в международных экономических отношениях, преодоление всех форм социального отчуж-дения, обеспечение социальной защиты; 2) необходимость всеобщего со-трудничества в духе глобального международного партнерства для реше-ния глобальных проблем и общей ответственности за это всех государств.
В политологии и социологии в первом десятилетии XXI века про-
должаются дискуссии относительно вариантов политической структу-ры и мирового сообщества.
235
Предполагаются самые различные модели будущего мироустройства. Популярнее всех две точки зрения: мир будет четко однополярным (во главе с США вместе с «семеркой/восьмеркой» ведущих государств). Так считает американский политолог Збигнев Бжезинский, утверждая, что на протяжении ближайших десятилетий США останутся единственной ми-ровой державой. Такого же взгляда придерживается В.Л. Иноземцев. Он исходит из того, что развивающиеся страны безнадежно отстали от по-стиндустриальных и разрыв между ними постоянно углубляется.
Другая точка зрения – мир будет многополярным (с ведущими центрами силы в различных регионах). Так, американский экономист Л. Туроу считает, что однополярный мир уже исчез и возник некоторый многополярный мир. Такой модели придерживается и российский иссле-дователь Ю. Шишков. Он считает, что с середины 80-х годов начиналось явно выраженное сближение между постиндустриальными и остальными странами по уровню подушевых доходов и других показателей.
Более убедительна аргументация о многополярности будущего ми-ровой системы у А. Уткина, который прослеживает пять возможных сце-нариев мирового развития. Один из сценариев – это многополярный мир,
в котором существует несколько центров силы (США, Европа, КНР, Ин-дия и др.), окруженных союзниками и «вассалами». Такая схема, по мысли А. Уткина, прошла историческую апробацию и ведет к сложному динами-ческому противостоянию.
Таким образом, противоречивость процессов глобализации свиде-тельствует, что целостность современной мировой системы относитель-на. Это обусловлено противоположностью интересов стран, составляю-щих иерархическую структуру современного сообщества – ядра, полупе-риферию и периферию.
В теориях, отражающих такое миросостояние, сталкиваются опти-мистические и пессимистические оценки, что создает неразбериху в ана-лизе глобализации.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 244.