Культура (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание, воспита-ние) в самом широком смысле понимается как совокупность материаль-ных и духовных ценностей, созданных творческой деятельностью людей. Она является объектом исследования различных научных дисциплин – философии, культурологии, истории, этнографии, социальной антрополо-гии. Для социологии культура представляет интерес в плане ее социаль-ной природы и роли в развитии и функционировании общества. Поэтому правомерно говорить о социальной культуре и определить ее как сис-тему социально значимых ценностей, знаний, норм и правил поведе-ния, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность
в обществе. Иначе говоря, она выявляет образ жизни людей, дает им не-
41 Силласте Г.Г. Указанный источник. С.3.
200
обходимые ориентиры для эффективного взаимодействия в обществе. По образному выражению Н. Смелзера, социальная культура в жизни людей играет ту же роль, какую в животном мире выполняет генетически запро-граммированное поведение42.
По происхождению, характеру и уровню развития различают следую-щие формы культуры: народную, элитарную, корпоративную и массовую.
Народная культура – это мифы, легенды, былины, песни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое, называемое фольклором.
Она есть стихийный результат народного творчества. Носит обезли-ченный характер. Народную культуру может отличать высокий художест-венный уровень. Из нее, как основы, возникают и формируются все другие виды культур.
Элитарная культура (высокая культура) включает классическую музыку, высокохудожественную литературу и поэзию, изящное искусство
и др. Она выделившаяся часть народной культуры, которую создают та-лантливые писатели, поэты, композиторы, живописцы, то есть творческая элита. Но не только это позволяет говорить о данной культуре как элитар-ной. А еще и то, что она ориентирована на избранный круг ценителей и знатоков литературы и искусства. Потребителями элитарной культуры, по-лучающими особое эстетическое наслаждение от общения с ней, являются немногочисленные избранные натуры.
Корпоративная культура – вид общей культуры. Как правило, ха-рактеризует уровень развития культуры организации (корпорации). Фор-мируется из всей совокупности формальных, неформальных, производст-венных, бытовых норм и правил, отношений внутри корпорации и из об-щей культуры членов коллектива.
Корпоративная культура складывается, как правило, исторически с момента формирования организации и на протяжении длительного време-ни. В процессе ее складывания происходит своего рода «естественный от-бор» людей, разделяющих общепринятые ценности и нормы, и «отсев» тех, кто их не признает.
На современном этапе в условиях постиндустриального общества новый тип корпоративной социальной культуры строится на принципах
42 См.: Кухарчук Д.В. Социология: конспект лекций. М.: Юрайт-Издат, 2008. С. 64.
201
социального взаимодействия, социального обмена и социального партнер-ства на доверительных отношениях, понимания корпоративной ответст-венности и взаимозависимости людей.
Массовая культура возникла как результат коммерциализации ис-кусства и развития новых технологий массовой коммуникации. Суть мас-совой культуры, как отмечает Г.И. Козырев, – массовое производство культурных образов и массовое их потребление. Рассчитана на сиюми-нутное удовлетворение запросов людей. Носит развлекательный характер, реализуется в отвлеченном, поверхностном варианте. Ее содержание со-ставляют музыкальные шлягеры, кинобоевики, фильмы ужасов, нескон-чаемые телевизионные сериалы, песенные и юмористические шоу и др.
Кроме названных типов культуры, социологи рассматривают и раз-личные ее разновидности по отдельным социальным группам: домини-рующую культуру, субкультуру и контркультуру.
Доминирующая культура – это совокупность норм, правил пове-дения, ценностей, принимаемых и разделяемых большинством членов общества. Она образуется из общепринятых систем культурных норм и ценностей, которые образуют культурную основу общества.
Субкультура – особая система норм и ценностей, разделяемая оп-ределенной социальной группой и отличающаяся в той или иной степени от доминирующей культуры. Различают множество субкультур: возрас-тные, профессиональные, конфессиональные, территориальные. Они со-ответствуют множеству общественных групп, которые могут иметь свою особую систему ценностей и норм поведения. Большое внимание социо-логи уделяют изучению молодежной субкультуры.
Контркультура – такая субкультура, которая находится в состоянии открытого конфликта с доминирующей культурой. Она ставит под сомне-ние все основные культурные ценности общества (труд, семью, патрио-тизм, материальные блага) и отвергает их.
Автором термина «контркультура» является американский социолог Т. Роззак, который применил его для характеристики молодежных движе-ний в странах Запада в конце XXв. (60-70 гг.). Движение хиппи – это ха-рактерное проявление контркультуры.
Развитие культуры оказывает прямое или опосредованное воздейст-вие на изменения в обществе. В данной связи можно акцентировать вни-
202
мание на ряде факторов культурного развития, приводящих к социальным изменениям. Возьмем, к примеру, такие основные факторы, как открытия и изобретения, и проследим их влияние на социальные изменения.
Открытие – это получение новых знаний, которые дополняют запа-сы знаний общества и могут быть им использованы так, что это приведет
к развитию тех или иных общественных систем. Так, открытие физиоло-гов и психологов об одинаковых интеллектуальных способностях мужчин и женщин привело к качественным изменениям статуса женщин в обще-стве. А это в свою очередь изменило патриархальное общество. Открытие радио, телевидения, электронных средств связи, новых информационных технологий как показателей развития социальной культуры стало мощным фактором социальных изменений в обществе.
Изобретение – это то, что на основе использования существующего знания создает новую комбинацию этого знания, которое приводит к ма-териальным и социальным изменениям в обществе. Так, изобретение ав-томобиля в 1895 году (Джордж Селден) как новая комбинация известных людям двигателя, колеса, ременной передачи изменило общественные связи, появились новые профессиональные социальные группы людей: водителей, автослесарей, регулировщиков движения автомобилей и др.
Достижения в одной культуре распространяются на другие культуры путем целенаправленного заимствования или стихийного проникновения (диффузии). Культурная диффузия – это взаимное проникновение раз-ных культур при их соприкосновении (контакте). Культурный контакт может (или не может) оставить глубокий след в обеих культурах и вы-звать взаимные социальные изменения. Универсальную модель распро-странения культуры в современном обществе разработал французский ис-следователь А. Моль.
Важным фактором влияния культурной динамики на социальные изменения выступает культурная трансмиссия, культурная аккумуляция и культурная интеграция, акультрация.
Культурная трансмиссия – это процесс, в ходе которого культура передается от одного поколения к другому через научение. Это называет-ся преемственностью.
Культурная аккумуляция – это процесс накопления культурных элементов, то есть, когда к культурному наследию добавляется больше
203
новых элементов, чем отбрасывается старых, и потому не происходит культурного истощения.
Культурная интеграция – это процесс, в ходе которого происходит сплочение, согласованность между культурными стандартами, нормами и образцами поведения, внутренняя связанность основных элементов куль-туры, обеспечивающих ее самосохранение.
Акультрация – процесс, в ходе которого контакты между различ-ными культурными группами приводят к приобретению новых образцов культуры одной из них, или, возможно, обеими вместе с полным или час-тичным восприятием другой культуры.
Таким образом, культура как социальное явление, ее различные формы, разновидности и факторы развития оказывают решающее влияние на изменения в обществе.
Перечисленные социальные изменения могут стать эффективными показателями общественного развития, когда они совместимы с сущест-вующей в данном обществе культурой. Если же им оказывается сопротив-ление, то даже происходящие наличные изменения либо тормозятся, либо вовсе не наступают.
204
Проблемные вопросы:
1. Социальное действие: понятие и условие превращения действия в социальное.
2. Социальное взаимодействие: подходы к пониманию сущности (М. Вебер, П. Сорокин, Дж. Хоманс, Т. Парсонс, Дж. Г. Мид).
3. Виды и формы социальных взаимодействий. Социальные отноше-
ния.
4. Массовое сознание и массовое поведение.
5. Понятие социальных изменений: виды и типы.
6. Эволюционистская теория социальных изменений.
7. Теории циклических изменений.
8. Социальный прогресс и социальный регресс.
9. Социальная реформа, социальная революция и модернизация.
10. Социальные изменения в современном российском обществе.
11. Понятие и содержание культуры.
12. Формы культуры: народная и элитарная.
13. Формы культуры: корпоративная и массовая.
14. Разновидности культуры: доминирующая, субкультура и контр-культура.
15. Значение открытий и изобретений для социальных изменений.
16. Культурная диффузия и контакт, культурная аккумуляция и трансмиссия как факторы социальных изменений.
205
Дата: 2019-12-22, просмотров: 294.