Теории циклических изменений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Проблема цикличности различных природных, биологических и со-циальных изменений была известна в глубинах веков. И китайские мудре-цы, и древнегреческие философы, и арабские ученые Средних веков, и мыслители Нового времени и эпохи Просвещения, и представители рус-ской философской мысли XIX века (Н.Я. Данилевский) с разных граней выявляли подходы к пониманию цикличности социального развития.

Значительный вклад в наполнение данной теории в XX веке внес немецкий ученый О. Шпенглер и английский историк А. Тойнби. По мыс-ли О. Шпенглера,мировая история насчитывает восемь «высших» куль-тур: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, греко-римскую, арабскую, мексиканскую (майя) и западную. Каждая из них проходит оп-ределенные циклы детства, юношества, зрелости и старости. Все циклы развития культуры происходят по присущей ей внутренней необходимо-сти. Исчерпав все возможности, культура умирает.

 

А. Тойнби считал, что каждая цивилизация – это замкнутые, преры-вистые (дискретные) образования, которые проходят процессы возникно-вения, развития и упадка по принципу «ответ на вызов» окружающей природной и социальной среды (неблагоприятные природные условия, внешние нападения, гонения предшествующих цивилизаций). Как только найден ответ, следует новый вызов и новый ответ.

Понятие «социальные изменения» тесно связано с понятиями «соци-альный прогресс» и «социальный регресс».

 

Социальный прогресс означает такую направленность социальных изменений, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от простых, менее совершенных к сложным, более совершенным формам со-циального развития. Объективным критерием прогресса выступает сте-пень соответствия социальных изменений потребностям свободного и всестороннего развития личности.


 

197


Социальный регресс связан с негативными изменениями в общест-ве. Они ограничивают возможности общества к саморазвитию, адаптации

к изменившимся условиям. Как правило, регресс охватывает не все обще-ство в целом, а какие-то его элементы или сферы общественной жизни.

По степени влияния на общество социальные изменения подразде-ляются на социальные реформы и социальные революции.

 

Под социальными реформами (от лат. reformo – преобразование) понимается преобразование, изменение, переустройство путем проведе-ния различных мероприятий в тех или иных социальных институтах, уч-реждениях, действующих в рамках данного общества. Реформа осуществ-ляется, как правило, с помощью новых законодательных актов, то есть «сверху» в целях совершенствования существующего строя. Социальные реформы обычно не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь его отдельные части и структурные элементы.

Субъектом (тот, кто действует, изменяет) социальных реформ вы-ступает либо правящая политическая партия, либо группа политических лидеров, которые используют рычаги государственной власти для соци-альных изменений в обществе.

 

Объектом (то, на что направляется действие) реформирования мо-жет быть любой фрагмент социальной структуры общества: политическая, экономическая, духовная подструктуры, в том числе и социальные отно-шения. Практически реформа начинается с принятия соответствующих законодательных актов, создания нормативной базы. Затем формируются новые органы исполнительной и законодательной власти. В дальнейшем изменения распространяются на реформируемые сферы жизни общества.

Под социальными революциями (от позднелат. revolutio – поворот,

 

переворот) понимаются относительно быстрые, всесторонние, коренные изменения, в ходе которых осуществляется переход общества от одного качественного состояния в другое. Революция – это переворот снизу. Пе-реворот охватывает все сферы общественной жизни: социально-политическую, экономическую и духовную. Она сметает правящую элиту. Создает новую социальную и политическую структуру. Она вовлекает в активную политическую деятельность большие массы людей. Социальные изменения приобретают значительные темпы и глубину.


 

198


Социальная революция как явление – предмет острых, можно ска-зать постоянных, дискуссий и споров как в социологии, так и в других общественных науках.

Многие социологи считают ее аномальным явлением. Например, П. Сорокин, считает революцию худшим способом улучшения материальных

и духовных условий жизни масс, так как слишком чудовищна и непро-порционально велика ее цена. Немало и тех ученых (марксисты особенно), которые считают революцию закономерным явлением, прогрессивным, высшим актом политики и «локомотивом истории».

Социальные реформы и социальные революции находятся в опреде-ленном соотношении и зависят от конкретно-исторических условий данной эпохи и данной страны. По мнению ряда отечественных современных ис-следователей – это две различные, сопряженные стороны социального раз-вития. Друг без друга они теряют смысл.

Современная социология не отрицает революционной формы изме-нений в обществе, но при этом она переносит центр тяжести на эволюци-онную реформистскую форму развития.

В связи с этим высказываются различные точки зрения. Некоторые авторы склонны считать, что в большинстве стран развитой демократии, где возникли правовые государства и сложившееся гражданское общество, глубокие общественные преобразования были проведены без революцион-ных потрясений, массового насилия и коренной ломки сложившихся соци-альных структур. Во втором подходе выражена принципиально иная пози-ция. Профессор Г.Г. Силласте, зав. кафедрой «Социология» Финансового университета при Правительстве РФ, заслуженный деятель науки РФ, док-тор философских наук, в рецензии на данное учебное пособие пишет, что ничего общего такая постановка вопроса не имеет с исторической реаль-ностью. Само гражданское общество сложилось в Европе после и в резуль-тате буржуазных и буржуазно-демократических революций, в которых, как правило, имели место революционное насилие и ломка феодальных соци-альных структур и институтов. Я имею ввиду, прежде всего революции во Франции, в Англии, в Нидерландах. Объединение страны в Германии и в Италии осуществлялось революционным путем. Напомню имена Робеспь-


 

199


ера, Кромвеля, Гарибальди и других революционеров. Это общеизвестные истины и никакой конъюнктурный подход их не отменит. 41

 

На современном этапе большой интерес приобретает теория модер-низации (от франц. moderne – современный) – совокупность концепций общественно-экономического и политического развития, объясняющих процесс перехода от стабильного «традиционного» к непрерывно меняю-щемуся современному индустриальному обществу (См.: Современная за-падная социология: словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 193).

 

Теория модернизации охватывает экономику, социальные отношения, духовную жизнь и политическую сферу, то есть практически все стороны жизни общества. Современный этап развития России характерен модерни-стскими процессами. Ее научный и интеллектуальный потенциал позволяет начать и более широко и продуктивно осуществлять модернизацию.

 

Таким образом, социальные изменения – масштабный и глубокий процесс. Он нашел отражение в различных социологических теориях эво-люционизма, цикличности, социального прогресса и регресса. Переход социальных систем, взаимодействий и отношений из одного состояния в другое осуществляется путем реформ и революций.

 







Дата: 2019-12-22, просмотров: 254.