понятие «социальные изменения» является исходным для описания динамических процессов в обществе.
В обществе все и всегда находится в изменении. Этот процесс не-прерывен. Об этом известно с древнейших времен. Вспомним ставшие афоризмом высказывания древнегреческого философа Гераклита: «Все течет, все меняется», «В одну реку нельзя войти дважды». Изменения – это различия между тем, что было с предметом, системой в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени.
Речь в данном вопросе темы идет о социальных изменениях. Поэтому
в начале необходимо разобраться с его понятием. В социологии под соци-
альными изменениями понимаются преобразования, происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мыш-
194
ления, культуре и социальном поведении. Это переходы социального объекта из одного состояния в другое.
Различаются следующие виды социальных изменений:
– структурные – касаются различных социальных элементов обще-ственной структуры: семья, малая группа, массовые общности, социальные институты и организации, социальные слои, социально-профессиональные общности и т.п.;
– процессуальные – это те социальные изменения, которые затраги-вают социальные процессы: отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий;
– функциональные – касаются функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т.п.
– мотивационные – те, которые происходят в сфере мотиваций ин-дивидуальной и коллективной деятельности.
Типология социальных изменений:
– кратковременные изменения (меньше года);
– среднесрочные изменения (1-5 лет);
– долгосрочные изменения (более 5 лет).
Социальные изменения – это многофакторный процесс, на который влияют «вызовы» внешней среды, изменения в экономике, культуре, идеологии и др. Так выстраивается социальный процесс.
Под процессом в социологии понимается любой вид движения, смены состояний какого-либо объекта или явления. Это бесконечный поток событий, трансформаций, социокультурных изменений.
Существуют различные формы социальных процессов: направлен-ные и ненаправленные, обратимые и необратимые, восходящие и нисхо-дящие, линейные, ступенчатые, циклические, спиралевидные и др.
Проблемы социальных изменений и процессов нашли отражение в различных теориях.
Эволюционистская теория разработана классиками социологии О.Контом, Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом, английским натуралистом Ч. Дарвином. Суть теории состоит в признании того, что общество разви-вается по восходящей линии от низших форм к высшим, от менее разви-того состояния к более развитому по единому, заранее установленному
195
образцу. Например, Г. Спенсер считал, что развитие общества по линии прогресса ведет к его усложнению, одновременно усиливается его диффе-ренциация. Неприспособленные индивиды, институты, культуры отмира-ют, а «приспособленные» – выживают и процветают.
Теория классического эволюционизма жестко критиковалась его про-тивниками. При этом приводились самые различные аргументы. Вот неко-торые из них:
– рост многообразия человеческих популяций (племен, культур, ци-вилизаций) не дает оснований говорить о едином эволюционном процессе;
– нарастающая конфликтогенность социальных систем отрицает са-мо понятие эволюции;
– утверждение о неизбежной последовательности развития не соот-ветствует реальным процессам перехода к высшим стадиям, минуя низ-шие. Например, большинство европейских стран миновало такую стадию, как рабство;
– эволюция и прогресс различны: эволюция не обязательно прогресс. Например, Россия в 90-х годах по своим социально-экономическим, тех-нологическим, морально-этическим показателям деградировала, оказалась отброшенной на многие десятилетия назад.
Вместе с тем, эволюционизм не исчез из поля зрения исследовате-лей. В 50-е годы XX века эта теория как неоэволюционизм вновь оказа-лась в центре внимания социологов.
В работах ученых Г. и Ж. Ленски, Л. Уайта, Дж. Стюарта, М. Салин-са, Е. Сервиса, Т. Парсонса предложен ряд идей неоэволюционизма. К примеру:
– каждая культура, каждое общество, наряду с общими тенденция-ми, имеют свою логику эволюционного развития. Это изменило положе-ние классического эволюционизма о том, что все общества проходят один
и тот же путь развития от низших форм к высшим;
– действует не последовательность необходимых стадий, а причин-ный механизм изменений;
– формируются гипотезы, а не прямые утверждения развития стран;
– эволюционные процессы не равномерно восходящая линия, а скач-кообразный процесс;
196
– на каждой последующей ступени общественного развития ведущей может стать одна из линий, которая на следующей стадии играла лишь второстепенную роль.
Как видно из перечисленных положений, неоэволюционизм не от-верг классическую теорию эволюции, но показал иную вариативность ее проявлений.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 289.