соци-альное взаимодействие выступает в качестве одного из центральных по-нятий социологической теории. Оно является основой возникновения со-циальных отношений, процессов, связей, социальной структуры, статусов, ролей, социальных общностей, организаций и институтов. Социальное взаимодействие складывается из социальных действий, направленных друг на друга.
Для проникновения в суть взаимодействия необходимо уяснить, что означает социальное действие. Понятие «социальное действие» впервые введено в научный оборот М. Вебером. Этим понятием он обозначал преднамеренный, осознанный поведенческий акт, ориентированный на других людей, их возможные ответные действия. Социальное действие – это простейшая единица (единичный акт) социальной деятельности, пред-полагающая (учитывающая) определенные ожидания и реакцию других людей. Действие потому называется социальным, что оно вызывает реак-цию, ответное действие другого человека. Например, не будет являться социальным действие продавца, который обвешивает покупателя, а тот не реагирует на это. Но как только покупатель заставит продавца перевесить товар, обличит его и начнется «выяснение отношений», связанных с их правами и обязанностями, определенными обществом, то их действия превратятся в социальные. Это уже станет обменом действиями, одно дей-ствие явится причиной, другое – следствием, превратится во взаимодейст-вие. Итак, действие, которое прямо или косвенно нацелено на взаимодей-ствие с другими людьми, становится социальным.
Далее необходимо перейти к определению понятия «социальное взаи-модействие» и дать более подробный анализ его сущности и содержания.
В социологии по данной проблеме имеется значительная литература. Многие авторы посвятили ей свои исследования.
190
В учебном пособии Козырева Г.И. представлен краткий, но емкий анализ вклада ученых-социологов М. Вебера, П. Сорокина, Дж. Хоманса, Т. Парсонса, Дж. Г. Мида и Н. Смелзера в теорию социального действия и социального взаимодействия. В аннотации к пособию автор рекомендует студентам использовать для подготовки к семинарским занятиям и вы-полнению контрольных работ теоретические и методические материалы учебного пособия. Последуем же за этими рекомендациями и приблизим содержание рассматриваемой проблемы к нашим студентам.
По теории М. Вебера источником социального действия и взаимо-действия людей являются их потребности, интересы и ценности. Для их эффективной реализации люди вступают во взаимодействие между собой.
Поэтому такие качества, как осознанность, рациональность и ориенти-
рованность на других, становятся характерными для социального взаи-модействия.
П. Сорокин отмечает, что социальное взаимодействие – это взаим-ный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим резуль-татом которого является возникновение «культуры». Социальное взаимо-действие можно представить в виде социокультурного процесса, в ходе которого коллективный опыт передается от поколения к поколению.
По мнению Дж. Хоманса, в процессе взаимодействия каждая из сто-рон стремится получить максимально возможные вознаграждения за свои действия и минимизировать затраты. К числу важнейших вознаграждений Хоманс относит социальное одобрение. Взаимно вознаграждаемое взаи-модействие имеет тенденцию к регулярности и перерастает во взаимоот-ношения на основе системы взаимных ожиданий. Если ожидания не под-тверждаются, то мотивация к взаимодействию и обмены будут снижаться.
В трудах Т. Парсонса теория социального взаимодействия получила дальнейшее развитие через концепцию социального обмена. По его мыс-ли, социальное взаимодействие на уровне «открытых» социальных систем происходит благодаря «зонам взаимопроникновения» и осуществляется в процессе взаимообмена. Кроме того, социальные системы дифференциро-ваны на различные подсистемы, которые также вовлечены в процессы взаимообмена.
По мнению Дж.Г. Мида, в социальном взаимодействии важную роль играет не само действие, а его интерпретация, т.е. то, как это действие вос-
191
принимается, какой смысл (символ) ему придается. Например, такой незна-чительный жест (действие), как подмигивание, в одной ситуации может рас-сматриваться как заигрывание или ухаживание, в другой – как поддержка, одобрение. Люди, прежде чем ответить на жест, разгадывают его значение, т.е. наделяют его определенным символом. Одинаковая интерпретация обеими сторонами символов способствует успешному взаимодействию. За-метим, что Дж. Г. Мид является наиболее известным представителем теории символического интеракционизма (от англ. interaction – взаимодействие).
Раскрывая сущность символического интеракционизма, Н. Смелзер отмечает, что данная теория дает более реалистическое представление о социальном взаимодействии, чем теория обмена. Он пишет, что сущность символического интеракционизма состоит в том, что взаимодействие меж-ду людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.
Таким образом, рассмотрение отмеченных теорий позволяет опреде-лить, что социальное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных субъектов (акто-ров) друг на друга. Это процесс обмена действиями между двумя и бо-лее акторами.
Виды социальных взаимодействий:
– физическое (рукопожатие, передача конспекта лекций);
– вербальное (словесное);
–невербальное (жесты, мимика, телодвижение).
Формы социальных взаимодействий:
– кооперация (сотрудничество индивидов или групп в решении задачи);
– конкуренция (борьба за достижение цели);
– конфликт (столкновение взаимодействующих субъектов индиви-дов, групп, обществ).
На основе социальных взаимодействий формируются социальные отношения.
Социальные отношения – это устойчивые социальные связи, кото-рые осознаются индивидами как повторяющиеся и предполагающие их взаимные обязательства. Они могут быть экономическими, политически-ми, правовыми, профессиональными, семейно-родственными, националь-но-этническими, социокультурными и другими.
192
Иначе говоря, социальные отношения охватывают все жизненно важные сферы общественной жизни. Они оказывают активное воздейст-вие на массовое сознание и массовое поведение.
Массовое сознание – тип общественного сознания. Он связан с дея-тельностью (действиями) особого рода социальных общностей – масс. Поясним, что социальная общность представляет собой фиксируемую со-вокупность индивидов, которая характеризуется как относительная цело-стность и выступает самостоятельным субъектом исторического и соци-ального действия, поведения.
Массовое сознание по своей структуре представляется сложным об-разованием. Оно характеризуется разорванностью, пористостью, способ-ностью к острым, неожиданным изменениям в одних отношениях и из-вестному «окостенению» в других. В содержательном отношении массо-вое сознание – это широкая совокупность идей, настроений, представле-ний, иллюзий, чувств.
В массовом сознании отражаются все без исключения стороны жиз-ни общества. Оно возникает и формируется в сферах производства, по-требления, общения, политики, досуга под влиянием одинаковых или по-добных устремлений людей, совпадения их интересов, потребностей, оце-нок и навыков. Массовое сознание распространяется через СМИ и средст-ва пропаганды.
Массовое сознание – это духовный продукт объективных процессов особого рода социальной практики. Оно оказывает активное воздействие на многие стороны жизни общества, выступая в качестве регулятора спе-цифически массовых форм поведения людей40.
Массовое поведение – это стихийная реакция людей на социаль-ную ситуацию, затрагивающую их интересы. Оно отличается разнооб-
разием форм: действия толпы и людских масс, паника, погромы, бунты, мятежи и т.п.
Разработка массового поведения началась в связи с исследованиями феномена толпы. Наибольшую известность в этом плане получили рабо-ты французского психолога и социолога Г. Лебона. По его мысли, толпа обладает собственной коллективной психикой, в которой как бы растворя-
40 См.: Краткий словарь по социологии / под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. М.: Политиздат, 1988. С. 151-152, 208-209.
193
ется психика отдельных людей. Лебон показал, что в толпе человек теряет свой индивидуальный облик и начинает вести себя непредсказуемо. Он отмечает три фактора, которые определяют такое поведение:
– безликость толпы. Она порождает чувство безответственности и вседозволенности у участников коллективных действий;
– склонность к подражанию и восприятию «заразительных» эмоций, которые способствуют сохранению единства социальной массы;
– повышенная внушаемость толпы, ее готовность подчиняться фана-тичным лидерам, следовать их призывам и лозунгам.
Нередко экстремистские партии и организации пользуются такими факторами, чтобы манипулировать в своих целях массовым поведением людей в толпе. Это им может легко удаваться, когда люди несведущи в сути происходящих событий и особенно когда люди голодают и находятся
в состоянии страха за жизнь свою и своих близких. Эти два момента не-редко становятся психологическими доминантами, которые будут вызы-вать панику, погромы, массовые волнения, бунты, мятежи, восстания, так называемые «оранжевые» и других цветов революции.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 298.