социологические тео-рии современности – это большое разнообразие школ и направлений. Д. В.
53
Кухарчук выделяет две большие группы: макросоциологические теории и микросоциологические теории.
Среди первых он выделяет в качестве наиболее влиятельных:
- структурный функционализм;
- теорию социального конфликта.
К группе микросоциологических теорий он относит: - символический интеракционизм, - феноменологию, - этнометодологию,
- теорию социального обмена.
В чем заключена суть этих теорий и каково понимание «мудреных сло-
вечек»?
Итак, макросоциологические теории. Теория структурного функ-ционализма. Основу данной теории разработал американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979). В чем суть его теории? Общество – это це-лостная система, которая состоит из функционально взаимосвязанных элементов (Поясняет: термин функция означает роль, специфическую деятельность элемента системы; структура – упорядоченный перечень элементов общественной системы).
Парсонс считал, что общественная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:
- приспособление (адаптация) к окружающей среде. Такую функ-цию в обществе выполняет экономическая подсистема;
- определение и достижение целей (целедостижение). Ее выполня-ет политическая подсистема;
- координация функций и поддержание внутреннего единства
(итеграция). Такую функцию в обществе выполняют правовые и социо-культурные институты;
- снятие напряжения, воспроизводство культурных ценностных норм и стандартов поведения. Латентную (скрытое поддержание образца) функцию в обществе выполняют институты семьи, образования, религии.
суть конфликтологической теории. на-чало этой теории положил К. Маркс. В современных условиях наиболее
54
видным представителем являются американский социолог Люис Козер (р.1913) и немецкий политолог и социолог Ральф Дарендорф (р.1929).
В чем суть данной теории.
По Л. Козеру:
- стабильность общества – предполагает борьбу интересов и столк-
новения;
- конфликты выполняют позитивные функции – это интеграция со-циальной структуры, поддержание солидарности внутри групп, укрепле-ние межличностных отношений, разрядка напряженности в обществе, стимулирование экономического и технологического прогресса и др.
По Р. Дарендорфу:
- конфликтность – естественное состояние любого общества, где есть господство и подчинение;
- причины конфликтности лежат в политической подсистеме;
- конфликты должны быть легализованы (узаконены) и институцио-нализированы.
Конфликты разрешаются на основе существующих в обществе норм права и правил.
в обществе всегда много групп, говорит Л.Козер, и они все претендуют на власть, а это приводит к перекрестным конфликтам, которые как бы уравновешивают друг друга и тем самым создают стабильность общества. Это и есть позитивный мо-мент. А вот и ответ на второй вопрос о сути теорий. Прежде всего, о сим-волическом интеракционизме (уже в первой теме разъяснялось значение этих терминов). Создателем теории считается Джордж Герберт Мид (1863-1931), американский философ, социальный психолог и социолог. Развитие исходных принципов учения принадлежит его ученику Герберту Блумеру (1900-1931). Ему же принадлежит и термин «символический
55
итеракционизм». В русле этой традиции представлены работы Чарльза Кули (1864-1929), Говарда С. Беккера (р.1928). Вспомним: интеракция – взаимодействие; символ социальный – знакообразная структура в виде предмета, слова, действия или образа.
По выражению Кули, «общество не птичий двор». Поведение челове-ка отличается от поведения животного тем, что люди взаимодействуют, ру-ководствуясь символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам.
Итак, символический интеракционизм – теория, объясняющая непо-средственные взаимодействия людей и всех социальных процессов обще-ства на основе обмена между людьми социальными символами (словами, жестами и т. д.).
Теперь о феноменологической теории. Ее основы разработал авст-ро-американский социолог Альфред Шюц (1899-1959). Цель теории – по-знать общественную жизнь через изучение повседневной жизни людей, анализ их обыденного сознания. Феноменологи считают, что обыденный мир – «высшая реальность». Именно здесь человек, его действия раскры-ваются наиболее полно и непосредственно.
К феноменологии примыкает этнометодология. Основоположник – американский социолог Гарольд Гарфинкль (р.1917). Предметом этно-методологии являются так называемые методы, применяемые членами со-циальных групп (членские методы) для интерпретации (истолкования, разъяснения) фактов и явлений, понимания и усвоения социальных норм индивидами (членами). Представители этнометодологии исследуют «не-формальные» нормы взаимодействия в семье, школьном образовании, правоохранительных органах и т. д.
И еще об одной микросоциологической концепции – о теории соци-ального обмена, связанной с именем американского социолога Джорджа Хоманса (1910-1989). Суть теории – применить принципы бихевиоризма (наука о поведении) для объяснения социальных явлений. Принципы об-мена таковы:
- принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;
56
- принцип стимула: если стимул привел к успешному действию, то
в случае повторения этого стимула будет воспроизводиться данный тип действия;
- принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его достижения;
-принцип «насыщения»: когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.
вывод: все эти теории исследуют отношения людей в обществе между собой и имеют поведенческий характер.
современные исследователи наблюдают картину преодоления раз-рыва макро- и микросоциологии, и осуществление этой тенденции может означать переход к качественно новому этапу в развитии современной со-циологии.
Социология в России
Дата: 2019-12-22, просмотров: 256.