Классические и современные социологические теории 2.1 Классические социологические теории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер)

 

 

О. Конт и К. Маркс исследовали общество в период первоначального накопления капитала, становления капитализма в Европе. И тот и другой видели болезненные проблемы общества. Они оба задавались вопросом, как лечить социаль-ные болезни и искали пути создания справедливого общества. Какие же пути они предлагали для достижения такого общества?

их предложения взаимно противоположны. Конт считал, что если создать точную науку об обще-стве, подобную, например, естествознанию, и обеспечить ее изучение во всех школах и университетах, то знание и выполнение открытых ею зако-нов позволит людям разумно строить свои взаимоотношения и обеспечит становление справедливого общества.

 

Известно, что Огюст Конт, давший имя социологии, начал творческий путь раньше К. Маркса. Поэтому он выразил в своем творчестве идеалы про-гресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помо-щью науки можно решить все социальные проблемы.

 

К. Маркс (1818-1883) считал иначе. Он видел, что первоначальный капитализм связан с ростом преступности и нищеты в городе, эксплуата-цией пролетариата, колоссальным обогащением кучки буржуа, ростом пропасти между сверхбогатыми и бедными, нарастанием неразрешимых социальных противоречий. Поэтому для К. Маркса главное – не стабили-зация такого общества, а его разрушение и замена новым, более справед-


 

48


ливым. Маркс выступал за революционный путь изменения общества. Ос-новным двигателем изменений он считал классовую борьбу, которую ве-дет пролетариат против буржуазии. Поэтому его считают автором теории социального конфликта.

 

Карл Маркс и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали концепцию общественного развития, основой которой явля-ется материалистическое понимание истории. Можно попытаться крат-ко назвать основные положения данной концепции. Дело это будет ус-пешным, если воспользоваться работой В.И. Ленина, которая называется «Карл Маркс (краткий биографический очерк с изложением марксизма)». В. И. Ленин написал ее в июле-ноябре 1914 г. В работе имеется раздел, который называется «Материалистическое понимание истории». Необхо-димо и справедливо отметить, что В.И. Ленин – крупнейший исследова-тель учения марксизма и его последовательный продолжатель и он пре-красно раскрыл суть идей К. Маркса об обществе.

 

В.И. Ленин пишет, что домарксовская «социология» в лучшем слу-чае давала накопление сырых фактов и изображение отдельных сторон исторического процесса. Марксизм же показал, что люди сами творят свою историю. Но чем определяются мотивы людей и именно масс лю-дей? Чем вызываются столкновения противоречивых идей и стремлений? Каковы объективные условия производства материальной жизни, соз-дающие базу всей исторической деятельности людей, каков закон разви-тия этих условий?

На все это, – пишет Ленин, – обратил внимание Маркс и указал путь

 

к научному изучению истории, как единого, закономерного процесса. Он согласовал науку об обществе с материалистическим основанием. Что именно, как это понимать – материалистическое основание?

 

Материалистическое основание – это признать в качестве экономи-ческого фундамента общества производственные отношения.

Эти производственные отношения включают целую совокупность отношений, а именно: а) отношения производства; б) отношения распре-деления; в) отношения обмена и г) отношения потребления.

По мысли Маркса – эта совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, его реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка.


 

 

49


Далее, как считает Маркс, производственные отношения и произво-дительные силы (люди и орудия производства) образуют способ произ-водства. Маркс называл исторические способы производства: азиатский, античный, феодальный и буржуазный. Он говорит, что эти способы про-изводства можно обозначить как прогрессивные эпохи общественной формации. Как видим, К. Маркс явился родоначальником формационно-го пути общественного развития. Одна экономическая общественная формация сменяется другой.

От чего зависит смена формаций? В чем причины? Причины лежат в способе производства, а именно в противоречиях материальных произво-дительных сил с отношениями собственности. Маркс пишет, что эти про-тиворечия превращают производственные отношения в оковы производи-тельных сил. И тогда наступает эпоха социальной революции. С изменени-ем экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке, включая все формы общественного созна-ния. Отсюда и материалистический вывод: не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

 

Таковы некоторые черты материалистического понимания истории. Оно исходит из положения, что способ производства, а вслед за ним и об-мен продуктов, составляют основу всякого общественного строя, пред-ставляющего из себя социальный организм, источник развития которого находится, прежде всего, в нем самом, а не вне его.

 

на идеях К.Маркса не остановилось развитие социологии как науки. Другой значительной фигурой создателя классических теорий социологии конца XIX-начала XX века стал основа-тель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм.

 

Биограф. Эмиль Дюркгейм – французский социолог «Классиче-ского периода», родился 15.04.1858 г. в Эпинале (Франция), умер 15.11.1917 г. в Париже, 59 лет от роду, их семья отличалась глубокими ре-лигиозными традициями. По замыслу родителей, Эмиль должен был стать священником-раввином. Однако у него был другой путь. Его интересова-ли широкие гуманитарные и естественно-научные знания. После оконча-ния университета он преподавал философию в ряде провинциальных кол-леджей, а с 1887 года (ок.30 лет) стал преподавателем социологии в Уни-


 

 

50


верситете г. Бордо. Через 5 лет, в 1902г., становится профессором Сор-бонны – Парижский Университет.

Он, как и О. Конт, стремился создать социологическую теорию стро-го научного направления, но основательно и серьезно видоизменил его учение. Дюркгейм не принял и теорию научного социализма К. Маркса, хотя и был сторонником социалистического движения.

 

основные труды Дюркгейма. Это книги: «Общественное разделение труда (1883)», «Метод социологии (1895)», «Самоубийство (1897)» и др. В них Дюркгейм подчеркивает важную мысль: социология может стать автономной наукой лишь при наличии об-щих условий – наличие собственного предмета и соответственного метода.

 

Что же считал Дюркгейм предметом социологии? Таковым, по его мысли, является особая реальность, которой не занималась ни одна из су-ществующих в то время наук. Основу особой реальности составляют со-циальные факты. Теоретик-классик говорит, что о них уже кратко гово-рилось в теме 1, но считает необходимым напомнить участникам семина-ра содержание и роль социальных фактов. К ним относятся: коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды, законы, нормы. Сюда же можно отнести язык, денежную систему, социальную интегра-цию, солидарность. А это фактически все то, что человек после рождения находит уже готовым, и оно существует объективно, то есть помимо его желаний и воли. Мало того, социальные факты подчиняют себе индивида, управляют им.

Дело социологии, как считал Дюркгейм, изучать эти факты. Они доступны объективному изучению социологией так же, как и магнетизм или гравитация физикой. По тем временам такой подход был революци-онным шагом. К примеру, на основе обширного фактического материала Дюркгейм доказал, что число самоубийств различно у разных социальных групп: у католиков их меньше, чем у протестантов, а у горожан больше, чем у сельчан. На чем основан такой подсчет? Оказывается, чем выше уровень сложности, солидарности социальной группы, тем ниже уровень


 

 

51


самоубийств. Горожане и протестанты больше разобщены, индивидуали-стичны, чем сельчане и католики. Поэтому и велик у них счет самоубийц.

Как видим, одни социальные факты (самоубийства) Дюркгейм объяс-нял при помощи других социальных фактов (сплоченность). При этом он аб-страгировался (отвлекался) от психологических и физических причин. По сути, для современной социологии Дюркгейм дал новую методологию.

 

Другим важным достижением творчества Дюркгейма является обос-нование идеи социальной солидарности. Это понятие используется для обозначения социальной сплоченности. Он различал 2 вида солидарности:

 

1) механическую, она характерна примитивным обществам, где личность не принадлежит себе и поглощается коллективом;

2) органическую солидарность – она присуща развитым обществам, где личность и коллектив дополняют друг друга.

По мысли Дюркгейма, социальная солидарность цементирует и сплачивает общество, а разделение труда (специализация и распределение людей по профессиям) создает общественное целое.

Значительными являются исследования Э. Дюркгейма в области ре-лигиозной жизни, политики, причин самоубийства и др.

 

Макс Вебер – соотечественник К. Маркса, родился в г. Эрфурт, в Тюрингии, в образованной аристократической семье. Учился в трех уни-верситетах: Гейдельбергском, Берлинском, Геттингенском. Изучал юрис-пруденцию, экономику и историю. Большую часть жизни отдал научной работе. Много времени проводил в эмпирических, социологических ис-следованиях. Уделял очень большое внимание политике.

 

Огромное влияние на формирование мышления М. Вебера оказали работы К. Маркса, И. Канта, Н. Макиавелли. Вебер – это ходячая энцик-лопедия. Комментаторы отмечают: чем бы Вебер ни занимался, ко всему он относился с высочайшей мерой ответственности и обладал ясным мышлением, глубоким интеллектом и честностью. Вот его главные труды:


 

 

52


«О категориях понимающей социологии» (1913), «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйство и общество» (1921).

 

главные идеи социологии, которые принадлежат М. Веберу:

- учение об идеальных типах. Вебер считал, что по степени распро-странения того или иного идеального типа социального действия можно судить о степени и характере развитости общества;

- концепция социального действия. Именно это считал ученый предметом социологии. Только анализ социальных действий индивидов может привести к пониманию таких сложных понятий, как общество, го-сударство, народ и другие;

- идея протестантской этики – религиозно-этические установки влияют на бизнес;

- концепция легитимного (законного, признаваемого) господ-

ства, их три – легитимное, традиционное и харизматическое;

- теория рациональности, которая характеризует весь историче-ский процесс. Принцип рациональности воплощается в правовом государ-стве, который основан на рациональном взаимодействии граждан и стро-гом соблюдении законности;

- понимающая социология призвана раскрыть смысл поведения людей, понять и объяснить их социальные действия.

идеи Вебера составляют фундамент современной социологии, что он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда. Говорит, что группа еще не раз будет возвращаться к мыслям Макса Вебера при изучении многих других тем курса социологии и политологии. Предлагает рассмотреть со-временные социологические теории.

 











Дата: 2019-12-22, просмотров: 225.