26
Система социологического знания, ее элементы
Что же включает в себя система социологического знания, каковы ее основные элементы?
Первый элемент – социальные факты – это обоснованные знания, которые получены в результате описания определенных фрагментов реаль-ности. Таковым, по мысли Эмиля Дюркгейма, является закон, норма, язык, денежная система, религиозные верования и обряды. Все это человек нахо-дит готовым в обществе после рождения. Социальные факты существуют до индивида и помимо него. Именно они управляют индивидом, его пове-дением, выступают как бы внутренними двигателями человека.
Второй элемент – общие и специальные социологические теории. Например, теория стратификации, теория культурного релятивизма и т.д., их задача – решить вопрос о пределах и возможностях познания общества. Эти теории развиваются в рамках, к примеру, символического интерак-ционизма.
Первое – стратификация. Этот термин состоит из двух латинских слов stratum – слой и facere – делать. Термин означает буквально «слой де-лаю». Существуют различные стратификационные теории. В данном слу-чае речь идет о социальной стратификации, то есть расслоении общества, например, современного российского, на верхний, средний и нижний слои.
Теперь о теории культурного релятивизма. Термин релятивизм – лат. relativus – относительный, а теория культурного релятивизма – это направление европейской культуры, которое связано с признанием отно-сительности, то есть ограниченной ценности всех вероисповеданий, фило-софских мировоззрений и научных теорий.
Ну, и еще об одном понятии – это символический интеракционизм. Этот термин состоит из двух слов англ. inter action означает взаимодейст-вие, а слово symbolon греческого происхождения означает знак, иначе – эта знакообразная структура означает взаимодействие, межличностное обще-ние с помощью знаков.
Обо всем этом написано в Кратком словаре по социологии / Под.
общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1988.
Теперь о третьем элементе системы, при условии, что наш уважаемый «спорщик» не перебьет снова. Третий элемент – это отраслевые социоло-гические теории, например, социология семьи, социология города, социо-логия политическая; четвертый элемент включает методы сбора и анализа социологической информации. Таковы основные элементы системы.
Уровни социологического знания, макро- и микросоциология
три уровня.
Первый уровень – фундаментальный. На этом уровне общество рассматривается как целостность, здесь содержатся различные общесо-циологические теории, т.е. теории об обществе в целом, в которых пред-ставлены открытия и объяснения законов развития общества.
Второй уровень системы социологического знания - это приклад-ной уровень. На этом уровне знания добываются на основе операций с фактами путем их отбора, сбора, систематизации и др.
Третий уровень социологической системы знаний включает теории так называемого среднего уровня. По мнению Р. Мертона, теории сред-него уровня являются посредниками между прикладным и фундаменталь-ным уровнями. Средний уровень включает теории социальных общностей (слоев, классов, наций и др.); теории социальных институтов (семьи, ар-мии, государства и др.) и теории социальных процессов (преступности, наркомании, мобильности и др.).
Практическое применение социологии в обществе,
Ее основные функции
социология имеет большое практическое значение в обществе. Об этом говорится социологами с мировым именем. Например, Нейл Смелзер, аме-риканский социолог, автор популярного в Америке учебника «Социоло-гия», который переведен на русский язык и издан в Москве в 1994 году, пишет, что многие социологи применяют свою социологическую подго-товку в таких правительственных и партийных учреждениях, как комитеты по переписи населения, центры исследования общественного мнения.
29
Деятельность социологов и других обществоведов обеспечивает об-ширной информацией, которая важна для принятия решений в социальной политике. Э. Гидденс – британский социолог – считает, что главным практическим значением социологии является способность дать общест-венным группам более просвещенное представление о себе, усилить их самопонимание. Он пишет: «Ни один умудренный опытом социологии человек не останется безучастным в отношении неравенства, существую-щего сегодня в мире, отсутствия социальной справедливости во многих ситуациях или бесправия миллионов людей»6.
Применение социологии проявляется в тех функциях, которые она выполняет в обществе. Можно назвать две основные функции.
Первая. Познавательная: она реализуется через информационную роль социологии – давать первичные данные об индивидах и общностях, их интересах и ориентациях, мотивах и фактах поведения, об обществен-ном мнении. Познавательная функция проявляется также через эмпириче-ский и теоретический уровни, так как дает прирост новых знаний о соци-альной действительности, о закономерностях и тенденциях общественно-го развития.
Вторая. Практическая: она проявляется через выдвигаемые ею на-учно обоснованные прогнозы о будущем в развитии общества. Особо важна практическая значимость социологических исследований, ком-плексных или отдельных социальных программ. Прогнозы позволяют своевременно вскрыть противоречия, выработать пути их разрешения и удержать общество от кризисных ситуаций.
Ряд авторов называют еще такие функции: регулятивная, мировоз-зренческая, прогностическая, адаптационная, идеологическая (В.В. Касья-нов, Г.В. Осипов и др.).
макросоциология и микросоциология – это два подхода к объяснению фактов. Такое деление зависит от того какому аспекту уделяется больше внимания и каким образом рассматриваются причинные связи между обществом и людьми.
О соотношении этих двух основных подходов к фундаментальному и прикладному уровням можно сказать: макросоциология нацелена на изучение крупных социальных процессов, на анализ больших социальных групп. Теории об этом составляют теоретический уровень социологии. В словаре «Современная западная социология», изданном в Москве в 1990 году, об этом написано следующее: «В современной западной социологии к макросоциологии принято относить преимущественно теоретические концепции» (С. 169). И далее: «Микросоциология представлена концеп-циями, в большей мере связанными с проведением эмпирических иссле-дований» (Там же).
Какие выводы из этого следуют? Первый: теоретический уровень со-относится с макросоциологией, а микросоциология – с прикладным уров-нем. Второй: разница между уровнями и подходами в том, что это различ-ные грани социологической системы знаний. Если смотреть на социальные явления в зависимости от целей исследования, то высвечивается грань уровней (теоретический-прикладной), если же исходить из того, на что де-лается акцент и какие подчеркиваются причинные связи между обществом и людьми, то высвечивается другая грань: микро- и макросоциологическая.
31
макросоциология изучает общество как целостность, то для нее харак-терны, например, теории классов, наций, государства; а микросоциология делает акцент на анализ малых (небольших) социальных систем, например, семьи и других малых групп. Она обращает внимание на межличностные отношения как в семье, так и в любой другой малой группе. Еще можно привести такой пример. Если бы кто-нибудь из нас, изучив социологию, взялся бы рассмотреть, как строятся наши отношения друг с другом в груп-пе, что нас отталкивает, что нас притягивает, – это было бы иллюстрацией того, чем занимается микросоциология в отличие от макросоциологии.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 266.