Социологическая мысль Античности и Нового времени
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Ряд авторов учебных пособий по социологии к её предыстории от-носят Античность и Новое время. К примеру, А.И.Кравченко отмечает: здесь выделяются четыре фигуры: Платон, Аристотель, Н.Макиавелли и Т.Гоббс. Социологическая мысль развивалась в их философских учениях об обществе.

Развитие социологических учений Античности рассмотрим путём краткого анализа творчества Платона и Аристотеля.

Платон (427-347 до н.э.) – выдающийся философ Древней Греции. Социальная теория Платона изложена в его трудах «Государство», «Зако-ны» и «Политик».

Как считают многие отечественные социологи, книга «Государство» является первым в истории трудом по «общей социологии». Платон ут-верждает, что основной причиной возникновения общества была необхо-димость удовлетворения потребностей людей, а этого нельзя было бы достичь без их объединения.

 

Платон подчеркивал, что разделение труда вызвало разделение лю-дей на три основные социальные группы: философов – призванных управ-лять государством; стражей – охранять его от смуты и беспорядков; ре-месленников и крестьян – заниматься производством благ для жизни. Он считал такую модель общества разумной.

«Наилучшей» формой правления Платон считал аристократию-власть лучших, избранных. Далее в порядке ухудшения располагается ти-мократия (власть воинов), олигархия (власть богачей) и демократия (власть народа), крайней формой которой является охлократия (власть толпы). В плохом государстве над всеми стоят правители, в разумном – над всеми стоят законы. Закон призван ограничить как власть правителей, так и свободу управляемых.

 

учение Платона об устройстве

государства, его структуре и формах считается идеальным, т.е. несбыточ-ным. Однако сам философ думал, что этот проект можно осуществить на практике. Он не раз предпринимал попытки реализовать его. Так, в 361 го-ду до н.э. Платон был приглашен в Сиракузы-столицу Сицилии. Тогда там правил известный тиран Дионисий Старший – один из замечательнейших людей древности и во многих отношениях похожий на Ивана Грозного.

Платон, рассчитывая на поддержку своего ученика и поклонника Диона – шурина тирана, счел своим долгом вмешаться в государственные дела и критиковать внутреннюю политику Дионисия. Естественно, тирану это было не по вкусу, тем более, когда Платон принялся горячо ему дока-зывать, что единоличное правление ненормально и идет вразрез с требо-ваниями народного блага, тот рассвирепел. В ярости он хотел немедленно, тут же расправиться с философом, но был удержан Дионом. Тогда тиран передал Платона спартанскому послу Полиду, отплывавшему из Сиракуз, наказав ему строго-настрого спровадить назойливого мудреца.

 

Но Полид смилостивился и продал Платона в рабство. Это было на острове Эгина. Здесь некий богатый покровитель философии выкупил его и отпустил на все четыре стороны.

Через 20 лет Платон вторично посетил Сиракузы с тем же намерени-ем. Там уже правил другой тиран – Дионисий Младший, занявший пре-стол после смерти отца. Философ и его стал убеждать изменить общест-венный строй на свой лад. При этом он опять-таки слишком понадеялся на помощь Диона, имевшего большое влияние при дворе. Но снова потерпел неудачу. Платон уехал, а Дион был обвинен за поддержку и выслан. Через 6 лет в 361 году до н.э. Платон в третий раз приехал в Сиракузы и попы-тался примирить Дионисия Младшего с Дионом. Но привел тирана в такое раздражение, что вновь чуть не поплатился жизнью. На этот раз от неми-нуемой казни его спас пифагореец - философ Архит. Так бы могла закон-читься жизненная и философская карьера великого мыслителя.


 

41


Все это и многое другое помещено в книге: «Сократ. Пла-

 

тон. Аристотель. Юнг. Шопенгауэр: Биографические повествования / Соста-

 

витель, общ. редактор и послесл. Н. Ф. Болдырева. Челябинск: Урал, 1995.

 

Этот фрагмент взят из биографического очерка Е. Орлова, который назван «Платон, его жизнь и философская деятельность». Очерк помещен

в указанной книге на страницах 77-157.

вклад Аристотеля (384-322 год до н.э.) в развитие социологической мысли. Основ-ные идеи по данным проблемам изложены им в трактате «Политика». По мысли Аристотеля, общество состоит из различных классов: богатая плу-тократия, лишенный собственности пролетариат и между ними средний класс, который по мнению Аристотеля составляет основу порядка в об-ществе. А государство, в котором власть принадлежит рабовладельцам, является идеальным государством.

 

Интересны его взгляды на вопрос об управлении государством. Ари-стотель полагал, что государство будет лучше управляться, если имеются три условия: 1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2) эгоистические интересы богачей ограничены; 3) средний класс многочис-леннее и сильнее двух первых, и он выступает опорой порядка (см. Крав-ченко А.И. Социология: учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. С.33).

 

Аристотель отвергает уравни-тельное распределение, считает, что оно ограничивает активность людей. Вместе с тем, по мнению философа, нельзя допускать чрезмерного разрыва


 

42


между сверхбогатыми и очень бедными слоями общества. Это чревато бес-порядками, переворотами. Отмечает, что для нашей страны сегодня-это очень актуальное предупреждение. По Аристотелю, справедливое общест-во то, в котором каждому воздается пропорционально его деятельности.

 

Аристотель так же, как и Платон, считал худшими формами правле-ния олигархию, демократию и тиранию. Но он остро критиковал Платона за его идею обобществления имущества, жен и детей. Считал, что это приведет к подрыву жизненных сил государства.

 

суммируя социальные учения Платона и Аристотеля, можно сказать, что оба философа первыми про-анализировали социальную структуру общества. С поправкой на совре-менность, можно подчеркнуть, что ими создана первая в истории науки теория социальной стратификации (расслоение общества на страты-слои).

ряд авторов учебных пособий анализируют, кроме Античности, также историю развития социологической мысли и в Средние века и начальные этапы эпо-хи Возрождения, другие же опускают это и считают, что после Платона и Аристотеля наступила историческая пауза. Она растянулась почти на две тысячи лет и завершилась появлением выдающихся ученых и мыслителей.

 

Это: Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Д. Локк, Ф. Бекон, Ж.Ж. Руссо, А. Гель-

 

веций, И. Кант и многие другие представители философии Нового време-ни (включая эпоху позднего Возрождения). Об этом расскажет социолог.

выделяю два выдающихся имени: Н. Макиавелли и Т. Гоббса.

Николо Макиавелли (1469-1527), опираясь на идеи Платона и Ари-стотеля, создал оригинальную теорию общества и государства. Спросите,

в чем оригинальность его теории? Ответ такой, если Платон и Аристотель делали акцент на структуре общества, то Макиавелли в книге «Государь» анализировал поведение политического лидера, показал, какими качест-вами он должен обладать.

 

Теперь о социальных взглядах английского философа Томаса Гоббса

 

(1588-1679). Они изложены в его трудах «О человеке», «О гражданине»,


 

43


«Левиафан». Он один из авторов концепции общественного договора, на основе которой впоследствии было развито понятие гражданского общества.

Исходной точкой его рассуждений об общественном устройстве и государстве является «естественное состояние людей». Естественным со-стоянием людей раньше, чем они вступили в общество, как пишет Гоббс, - была война всех против всех. Он объясняет эту жестокую вражду людей между собой двумя моментами: а) склонностью людей вредить себе вза-имно из-за тщеславного самолюбия; б) права всех на всё. В чем же выход из такого состояния? Выход из него Гоббс видит в образовании общества. Но для этого люди должны заключить соглашение между собой, и, чтобы согласие было прочным и надолго, нужна общественная власть, которая призвана держать в узде и направлять все действия людей к общественно-му благу. Так понимает Гоббс возникновение общества и государства. Он сторонник абсолютистской монархии, но выделял и такие типы правле-ния, как демократию и аристократию.

собственная история социологии начина-ется с середины XIX века. Дело в том, что именно к этому времени в Евро-пе сложились определенные социально-экономические и философские предпосылки, которые обусловили этот процесс. Каковы эти предпосылки?

 

Конец XVIII и начало XIX веков характеризуются быстрым развити-ем капиталистической стадии общества. В этот период началось небывалое расслоение общества, возникновение и изменение сословий и классов. Все роды деятельности людей лишились своего священного ореола. К. Маркс и Ф. Энгельс пишут, что капитализм превратил врачей, юристов, священни-ков, поэтов, людей науки в своих наемных работников. Именно тогда стали обычным делом постоянные перевороты в орудиях производства и рево-люционные изменения всей совокупности общественных отношений. На-растание динамики социальных конфликтов определили и решающие из-менения в социально-философской сфере. Формируются основные направ-ления идеологии: консерватизм, либерализм, революционный социализм. В социальной философии происходит поворот к практико-прикладному изу-


 

44


чению общества. Учение об обществе все больше опирается на достижения конкретных наук (демографию, социальную статистику, социальную ан-тропологию, историю, культуру, физику, биологию и других).

 

Возникает острая необходимость появления науки, которая предло-жила бы новые теоретические модели и методы сбора, анализа и обобще-ния данных о развитии общества и на их основе дала бы объяснение но-вым социальным явлениям. Такой наукой и стала социология.

 

со-циология возникла как ответ на потребности формирующегося гражданско-го общества, которое добивается утверждения прав и свобод личности, его духовной, экономической независимости и автономности как гражданина.

два предшествующих периода: Античность и Новое время – характеризуют донаучный этап истории социологии. А ее на-учный этап связан с именем Огюста Конта и его социологическим проектом.

 

 









Дата: 2019-12-22, просмотров: 305.