Социологический проект О. Конта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

краткая биографическая справка о выдающемся ро-доначальнике научной социологии Конте.

Конт Огюст родился 19 января 1798 года во Франции в г. Монпелье в семье чиновника среднего достатка. По достижению 16 лет (1814) он по-ступил в Политехническую школу. Окончить ее не удалось – школу закры-ли. В этом же году он сблизился с Сен-Симоном, выдающимся мыслите-лем, который первым четко сформировал задачу создания позитивной (по-ложительной) науки об обществе. В последующем Конт стал секретарем Сен-Симона и проработал у него до 1824 года, в общей сложности 7 лет. За эти годы он много помогал учителю, и многому у него учился, и вскоре стал не только его старательным секретарем и учеником, но и горячим оп-понентом. Идеи учителя оказали большое влияние на творчество О. Конта.

 

И не только. Не меньшим оказалось и влияние фактов истории Франции. А именно: становление капитализма, социальные конфликты и потрясения, кризис традиционных идеологий, философские споры-все вместе взятое оказало влияние на формирование мировоззрения молодого ученого.


 

45


Ко всему этому можно добавить еще, что в творчестве Конта разли-чают три периода.

Первый (1819-1828 гг.). Он издает шесть небольших работ. В них был изложен ряд важных идей, которые он развивал впоследствии.

Второй (1830-1842 гг.). В этот период О. Конт подготовил и издал один из главных своих трудов – шесть томов «Курса позитивной филосо-фии». В нем изложена основная часть его социологического проекта.

Третий (1851-1856 гг.) отмечен изданием четырехтомной «Системы позитивной политики» и двух других важных работ: «Позитивный катехи-зис» и «Субъективный синтез». В этот период Конт выступает в роли Мо-ралиста и пророка Новой религии, автора социально-политических проек-тов. Это все, что хотелось сказать о Конте в данном случае.

 

вызывает удивление, как шестнадцатилетний молодой человек, по се-годняшним меркам еще мальчишка Огюст, сумел так близко сойтись с пя-тидесятичетырехлетним маститым ученым Сен-Симоном Клод Анри де Рувруа (1760-1825). Мало того, он был не только его секретарем, но и соав-тором. К примеру, никто другой, как Конт, не сумел с такой полнотой, сис-тематичностью и обоснованностью развить идею «социальной физики», которую активно пропагандировал в первой четверти XIX в. Сен-Симон.

 

каковы же основные положения со-циологического проекта Конта?

 

 

Во-первых, основной идеей Конта было отделение науки от метафи-зики и теологии, что стало базой его позитивного метода. Дело в том, что Конт отрицал философию (метафизику) в старом традиционном смысле этого слова. Он считал ее ненаучной, так как она умозрительна, не осно-вывает свои выводы на фактах, опирается не на конкретные общенаучные методы, а на философскую рефлексию.

Вторая важная идея состояла в том, что, по мысли Конта, право на существование имеет лишь позитивная философия. Это такая философия, предмет и методы которой ничем не отличаются от методов науки. Задача


 

 

46


позитивной философии – изложить всеобъемлющую систему наук, вклю-чая анализ их предметов, методов, законов, средств и отличий.

Система наук, по Конту, представляет собой иерархию, которая в логической форме показывает исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к специфическо-му. Иерархия наук Конта выстроена так: математика – астрономия – фи-зика – химия – биология - социология. Из этой схемы видно, что каждая последующая наука подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку. Следовательно, социология (первоначально Конт вслед за Сен-Симоном называл ее – «социальная физика») основывается на зако-нах биологии, без них она невозможна и занимается позитивными иссле-дованиями фундаментальных законов общества. Позитивность исследова-ний в том, что она делает свои открытия при помощи четырех методов: наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического анализа. Такой подход с тех пор называют позитивизмом.

Еще одной важной идеей социологического проекта Конта является «Закон трех стадий». Общество и человечество, по мысли Конта, в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.

 

1. Теологическая. Здесь господствует религиозно-мифологическое сознание. Исторически этой стадии соответствует военно-авторитарный режим родоплеменного общества.

2. Метафизическая. Эта стадия означает преобладание абстракций, оторванных от жизни, но принимаемых за реальность. Важнейшие события этой стадии: реформация, философия, просвещение, французская революция.

 

3. Позитивная или научная стадия. Она начинается с распространения наук, роста их общественного значения и создания теории позитивизма.

 

И последняя, в данном изложении, идея проекта Конта о социальной статике и социальной динамике. А что означает социальная статика и со-циальная динамика?

 

Социальная статика – это теория общественного порядка, органи-зации, системной целостности, единства общества. Здесь Конт, по сути, говорил о понятии системы, и, таким образом, он стал не только родона-чальником социологии как науки, но и основателем системного подхода в социологии.

 

47


Социальная динамика – это теория изменения, развития общества, его восхождения от этапа к этапу. Все эти положения (идеи) составляют содержание контовской социологии. В этом (очень кратко) заключена суть его социологического проекта.

 






Дата: 2019-12-22, просмотров: 277.