Тема 7. Профессиональное сообщество. Перспективы и этика профессиональной деятельности психолога в XXI веке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание 1. Ознакомьтесь с информацией о российский и зарубежных психологических ассоциациях и составьте их перечень (см., например, http://www.2008.childpsy.ru/p1086.html).

Задание 2. Сравните цели, задачи Российского психологического общества (http://rpo.sfedu.ru/ustav) и Американской психологической ассоциации (см.: Щедрина Е.В. Американская психологическая ассоциация // Вопр. психологии. 1993. №2. С. 117–121; www.apa.org/ – на англ.яз.).

Задание 3. Возьмите в библиотеке материалы какого-либо профессионального психологического мероприятия (конференции, форума, съезда, семинара). Проанализируйте: состав участников, общую направленность работы, тематику выступлений, содержание итогового документа. Подготовьте резюме о мероприятии.

Задание 4. Ознакомьтесь с изданием «Психологи Санкт-Петербурга – 2003: Справочник» (СПб.: Речь, 2003) или с аналогичными материалами, используя интернет-ресурсы (см., например, электронный справочник «Кто есть кто в психологии»: http://www.2008.childpsy.ru/index.php/view/person/option/all). Составьте представление о направлениях образования, научных интересах, сферах деятельности, публикациях отечественных психологов.

Задание 5. Посетите сайты психологических общественных организаций, например, сайт Санкт-Петербургского психологического общества (http://www.spbpo.ru/), Федерации психологов образования России (www.rospsy.ru/). Ознакомьтесь с историей организации, информацией о руководстве, целях и задачах деятельности, предстоящих профессиональных мероприятиях. Составьте краткую справку об организации. Информацию о психологических организациях, ассоциациях, фондах, центрах можно получить, например, по адресу: http://www.2008.childpsy.ru/p1588.html

Задание 6. Как в этическом кодексе психолога определяется сущность этой профессии, ответственность профессионала и требования к его компетентности? Считаете ли Вы психолога представителем «свободной профессии»? Если да (или нет), то почему?

Задание 7. Как в этическом кодексе психолога определяется специфика взаимоотношений профессионала с его клиентами и коллегами? Прокомментируйте эти положения, проиллюстрируйте их примерами.

Задание 8. Как бы вы в конце первого семестра нарисовали психолога за работой? Нарисуйте. Прокомментируйте свой рисунок, сравните с тем, что вы создали при работе над темой 1 (задание 4).



Список литературы

 

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М., 1999.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 2000.

3. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней / пер. с англ. М.: Прогресс-Культура, 1995.

4. Бейкер К.Г. Система охраны психического здоровья в США // Вопр. психологии.1990. – №6. – С. 53–63.

5. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений (К столетию со дня рождения В.Н. Мясищева) // Вопр. психологии. – 1993. – №2. – С. 86–91.

6. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. – М.: Аспект-пресс, 2001.

7. Бурлачук Л.Ф. О дилетантизме в психологической диагностике // Вопр. психологии. – 1993. – №5. – С. 116–117.

8. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007.

9. Введение в практическую социальную психологию: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Психология". –
3-е изд., испр. / А.И. Донцов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская и др.; под ред. Ю.М. Жукова и др. – М.: Смысл, 1999.

10. Володарская И.А., Лизунова Н.М. Система подготовки психологов в США // Вест. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. – 1989. – №3. – С. 50–62; 1990. – №1. – С. 57–67.

11. Гальперин П.Я. Ответы на вопросы корреспондента журнала «Estudios de psychologia»// Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. – 1992. – №4. – С. 3–10.

12. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2002.

13. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. – Т.1. – Гл. 2.3. – М., 1996.

14. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара: Бахрах-М, 2000.

15. Гульдан А.В., Назаренко Ю.В. Психологические службы в системе здравоохранения, состояние и перспективы. Жизнь и психология // Вопр. психологии. – 1991. – №3. – С. 5–9.

16. Диксон У. 20 великих открытий в детской психологии. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.

17. Ждан А.Н. Георгий Иванович Челпанов // Вест. МГУ. Сер. 14 Психология. – 1994. – №2. – С. 47–57.

18. Завьялов А.В., Плотников В.В. О путях вовлечения психологии в практическую медицину // Психологический журнал. – 1996. – Т.17. – №4. – С. 126–133.

19. Зинченко В.П. Петр Яковлевич Гальперин. Слово об учителе // Вопр. психологии. – 1993. – №1. – С. 89-92.
URL: http://www.voppsy.ru/issues/1993/931/931089.

20.  Зинченко В.П. Слово о С.Л. Рубинштейне (К 110-летию со дня рождения) // Вопр. психологии. 1999. – №5. – С. 107–112.
URL: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/995/995107.htm

21. Зинченко В. П. (1997). Участность в бытии (К 95-летию со дня рождения А. Р. Лурия) // Вопр. психологии. – 1997. – № 5. – С. 72–78. URL: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1997/975/975072.htm

22. К созданию Российского психологического общества // Вопр. психологии. – 1995. – №2. – С. 113–117.
URL: http://www.voppsy.ru/issues/1995/952/952113.htm

23. Карандашев В.Н. Психология. Введение в профессию. – М., 2008.

24. Климов Е.А. Об одном ходе мысли, полезном для психолога // Вест. МГУ. Сер. 14. – 1991. – №2. – С. 3–11.

25. Климов Е.А. Сообщество психологов России: сущее и должное // Вопр. психологии. – 1995. – №2. – С. 118–124.

26. Кодекс профессиональной этики психологов Общества психологов ВНР // Вопр. психологии. – 1983. – №6. – С. 130–133.

27. Крылов А.А., Юрьев А.И. Этические принципы и правила работы психолога // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие / Вансовская Н.И., Гайда В.К., Гербачевский В.К. и др.; под ред. А.А.Крылова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – С. 264–271.

28. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: хрестоматия. – М., 1995.

29. Леонтьев А.А. Л.С. Выготский. – М., 1990.

30. Леонтьев А.Н. и современная психология. – М.: МГУ, 1983.

31. Леонтьев А.Н. О творческом пути Л.С. Выготского: Вступительная статья // Л.С. Выготский. Собр. соч.: в 6 т. – М., 1982. – Т. 1. – С. 9–41.

32. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути: научная автобиография. – М., 1982.

33. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2009.

34. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. – М., 1995.

35. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. – М.: Гардарики, 2000.

36. Мотков О.И. Психология самопознания личности: практ. пособие. – М., 1993.

37. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М., 1994.

38. Овсянникова В.В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней // Вопр. психологии. – 1981. – №5. – С. 133–137.

39. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996.

40. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. – М., 1987.

41. Положение о психологической службе в системе народного образования // Вопр. психологии. – 1991. – №1. – С. 182–185.

42. Практическая психодиагностика / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах, 2001.

43. Практическая психология образования / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан и др. – СПб.: Питер, 2009.

44. Профессиональный кодекс этики для психологов // Вопр. психологии. 1990. – № 6.

45. Профессиональный кодекс этики для психологов. Бонн, ФРГ, 1986 г. // Вопр. психологии. – 1990. – №2. – С. 148–153.

46. Психология XXI века: пророчества и прогнозы. Материалы Круглого стола // Вопр. психологии. – 2000. – № 1–2.

47. Психология и психотерапия в России / под ред. А.Г. Каганер. – СПб.: Иматон-М, 2000.

48. Психологи Санкт-Петербурга. – СПб.: Речь, 2003.

49. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996.

50.  Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – СПб.: Питер, 2003.

51. Рубинштейн С.Л.: Очерки. Воспоминания. Материалы. К 100-летию со дня рождения / под ред. Б.Ф. Ломова. – М., 1989.

52. Сартан Г. Психотренинг по общению для учителей и старшеклассников. – М., 1993.

53. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: учеб. пособие по курсу "Введение в профессию". – М., 2005.

54. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. – СПб.: Речь, 2006.

55. Сопровождение // Темат. вып. газ. «Школьный психолог». – 2000. – № 10, март.

56. Хок Р.40 исследований, которые потрясли психологию. Секреты выдающихся экспериментов. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

57. Шульц С.Д., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб., 1998.

58. Щедрина Е.В. Американская психологическая ассоциация // Вопр. психологии. – 1993. – №2. – С. 117–121.

59. Эткинд А.М. Еще о Л.С. Выготском: забытые тексты и ненайденные контексты // Вопр. психологии. – 1993. – №4. – С. 37–55.

 







Приложени я

 

Материалы для преподавателя
к проведению аудиторных практических занятий


Приложение 1. Психологическая карта профессий

(к практическому занятию 2, задание 2)

Типы

профессий

Классы профессий

А. Исполнительские Б. Творческие
1. Человек-техника Аппаратчик Арматурщик Бетонщик Водитель (автомобиля, троллейбуса, трамвая, погрузчика) Вышкомонтажник Вязальщица трикотажных изделий Газоэлектросварщик, газосварщик, газорезчик Гальваник Гравер Жестянщик Кабельщик-спайщик Каменщик Кондитер Контролер деталей и приборов Кровельщик Лифтер Маляр Матрос Машинист (экскаватора, автомобильного крана, башенного крана, бульдозера, компрессорных установок, котельной, локомотива) Механик по ремонту теле- и радиоаппаратуры Монтажник стальных и железобетонных конструкций Наладчик (машин и оборудования, станков с числовым программным управлением) Облицовщик-плиточник Обувщик Оператор (автоматизированных и полуавтоматизированных линий, котельной) Паркетчик Пекарь Печатник офсетной печати Печник Пилорамщик Плавильщик Плотник Пожарный Прокатчик горячего металла Слесарь (ремонтник, сантехник, по ремонту автомобилей, механосборочных работ, по контрольно-измерительным приборам и автоматике, инструментальщик) Станочник (широкого профиля, деревообрабатывающих станков) Стекольщик Столяр Стропальщик Такелажник Ткач Токарь (расточник, универсал, карусельщик, револьверщик) Фрезеровщик Швея Шлифовщик Штукатур Электрогазосварщик Электромонтер Бортинженер Инженер-конструктор Инженер-механик Инженер-строитель Инженер-технолог Пилот гражданской авиации Техник
2. Человек-информация Делопроизводитель Кассир (билетный, торгового зала) Корректор Лоцман Налоговый инспектор Оператор ПК Оператор почтовой связи Операционист Почтальон Аудитор Банковский служащий Библиотекарь Биржевой маклер Брокер Бухгалтер Геодезист Диспетчер управления воздушным движением Логистик Маркетолог Нотариус Переводчик Программист Редактор Товаровед Штурман гражданской авиации Экономист
3. Человек-искусство Вышивальщица Демонстратор одежды Косметичка Закройщик Маникюрша Парикмахер Повар Портной Реставратор Фотограф Ювелир Актер Архитектор Дизайнер Журналист Модельер Музыкант Музыкальный руководитель Художник
4. Человек-человек Агент (рекламный, коммерческий, торговый, страховой, по недвижимости) Акушер Горничная Дилер Диспетчер Дознаватель Инспектор (ГИБДД, по охране и режиму) Коммивояжер Кондуктор Контролер Крупье Массажист Медицинская сестра Милиционер Оперуполномоченный Официант Охранник Представитель (коммерческий, торговый) Проводник пассажирского вагона Продавец (продовольственных товаров, непродовольственных товаров) Санитар Стрелок Фельдшер Воспитатель детского сада Врач (терапевт, хирург, педиатр, стоматолог, скорой и неотложной медицинской помощи) Гувернер Дефектолог Инспектор (участковый, уголовного розыска) Логопед Мастер производственного обучения Менеджер (по персоналу, по рекламе, по продажам) Преподаватель (английского языка, физкультуры, немецкого языка) Психолог Секретарь-референт Следователь Социальный педагог Социальный работник Тренер Учитель (английского языка, русского языка и литературы, математики) Экскурсовод Юрисконсульт
5. Человек-природа Животновод Зоотехник Кинолог Коневод Лаборант (химического анализа, клинический) Оператор машинного доения Плодоовощевод Птицевод Пчеловод Фермер Агроном Ветеринарный врач Геолог Инженер лесного хозяйства Метеоролог Фармацевт Физик Химик Эколог

 

Примечание: выделенные жирным курсивом профессии пользуются высоким и устойчивым спросом на современном российском рынке труда



Приложение 2. Типы программ преподавания психологии

(к практическому занятию 3–4 (1), задание 3)

Преподавание психологии студентам,
обучающимся по спе циальности или направлению «психология»

 

Основные цели:

1. Обучение основам психологических наук. Достигается преподаванием фундаментальных психологических наук, таких как общая психология, зоопсихология, психофизиология, дифференциальная психология, психология личности, психология развития, социальная психология и др.

2. Обучение возможностям применения психологических знаний для решения практических проблем в отдельных сферах профессиональной деятельности и жизнедеятельности людей. Реализуется через преподавание прикладных научных дисциплин, таких как клиническая психология, педагогическая психология, психология труда и организационная психология, психология семьи и др.

3. Обучение методам психологического исследования. Осуществляется как в рамках перечисленных выше учебных дисциплин, так и в курсах экспериментальной психологии, в практикумах по психологии, в курсах методов математической обработки данных. На это направлены также выполнение курсовых и дипломных работ по психологии и психологические практики.

4. Обучение знаниям и умениям в области практической психологии. Осуществляется в целом ряде курсов, таких как, например, психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия. На это могут быть направлены также выполнение курсовых и дипломных работ по психологии и психологические практики.

5. Повышение практической психологической компетентности студентов. Эта цель может реализоваться за счет самопознания при выполнении практических работ, участия в психологических тренингах различного типа.

 

Преподавание психологии студентам, обучающимся по специальностям, работа которых непосредственно связана с людьми

(профессии педагога, врача, юриста, менеджера, командира
воинского подразделения, социального работника и т. п.)

Основные цели:

1. Обучение основам психологии. Это достигается обычно преподаванием курса введения в психологию или курса общей психологии с включением в него некоторых разделов психологии личности, дифференциальной, социальной психологии.

2. Обучение возможностям применения психологических знаний для решения практических проблем в данной сфере профессиональной деятельности. Это реализуется через преподавание определенной прикладной научной дисциплины (клинической, педагогической психологии, психологии труда и организационной психологии и др.), и включение соответствующих спецкурсов.

3. Знакомство с методами психологического исследования. Осуществляется при обучении общей психологии и соответствующей прикладной психологической дисциплине. На это может быть направлено также выполнение курсовой работы и выполнение определенного психологического задания в рамках профессиональной практики студентов.

4. Обучение умениям применения психологических знаний для решения профессиональных задач. Осуществляется при обучении курсу соответствующей отрасли прикладной психологии; при выполнении курсовой работы, определенного психологического задания в рамках профессиональной практики студентов.

5. Повышение практической психологической компетентности студентов в повседневной жизни - в процессе проведения студентами учебных психологических экспериментов и психодиагностических методик, выполнении практических психологических заданий и упражнений.

 

Преподавание психологии
как общеобразовательного учебного предмета

 

Такой тип программ обучения психологии реализуется во многих высших и средних специальных учебных заведениях, где психологические знания не являются профессионально необходимыми, а выполняют общеобразовательную функцию (профессии физика, химика, инженера, технолога и т.п.). Аналогичные цели обучения психологии ставятся в средних общеобразовательных учебных заведениях (средних школах, лицеях, гимназиях). Психология изучается как один учебный предмет или в рамках комплексной учебной дисциплины совместно с педагогикой. Объем учебного времени, отводимого на его изучение, небольшой.

Основные цели:

1. Обучение основам психологических знаний для формирования мировоззрения студентов и учащихся. Это достигается преподаванием комплексного курса психологии, в состав которого входят общая психология, психология личности, дифференциальная, социальная психология.

2. Знакомство с методами психологического исследования. Предполагается только общее теоретическое и практическое знакомство с методами психологии, способами получения достоверных психологических знаний. Это должно научить отличать научно обоснованные психологические знания от житейских и эзотерических.

3. Повышение практической психологической компетентности студентов и учащихся в понимании других людей, их общих и индивидуальных психологических особенностей, в психологическом анализе ситуаций повседневной жизни. Обучение психологии в данном случае должно быть практически ориентированным как по содержанию, так и по методам проведения учебных занятий.

4. Повышение практической психологической компетентности студентов и учащихся в самопознании. Обучение психологии должно помочь им лучше понять свои интеллектуальные способности, психические состояния и индивидуальные особенности.

5. Повышение практической психологической компетентности студентов и учащихся в саморазвитии своей личности. Обучение психологии должно носить практически ориентированный характер и способствовать развитию интеллектуальных способностей студентов, овладению ими методами саморегуляции психических состояний, развитию личностных качеств. Этому способствует проведение учебных занятий в виде тренингов, выполнение психологических заданий и упражнений развивающего характера Учащиеся постигают умения практической психологии, направленные на самосовершенствование.

 

Обучение психологическим знаниям
и умениям вне рамок учеб ных программ

 

Существует большой круг психологических курсов практического характера, которые проводятся вне учебных планов высших или средних учебных заведений. Это, например, курсы повышения квалификации практических психологов по каким-либо направлениям практической психологической работы (например, по семейному консультированию, организационному консультированию, игротерапии, сказкотерапии и т. п.). Цель такого обучения достаточно конкретна – теоретическое и практическое освоение метода или направления практической психологии. Обучение проводят, как правило, практические психологи, имеющие большой опыт работы в данной области.

Психологическое просвещение разных категорий людей, которое проводят психологи – ученые и практики, – также является формой обучения психологическим знаниям. Оно проводится в учреждениях и организациях разного типа в виде отдельных лекций, семинаров или курса занятий, имеет целенаправленный характер в зависимости от потребностей пользователей психологических знаний. В школе такими пользователями могут быть родители, учителя, учащиеся. В медицинском учреждении – медицинский персонал или пациенты. На предприятии – менеджеры или работники разных подразделений. Примеры тематики таких занятий: «Психологические особенности младшего школьного возраста», «Как развить внимание ребенка», «Страхи детей и психологическая помощь», «Психология стресса», «Психология делового общения».

Содержание таких обучающих занятий нацелено на возможность непосредственного использования полученных знаний для решения определенных проблем, с которыми сталкиваются люди в своей профессиональной деятельности или жизни. Занятия носят, как правило, явно выраженный практически ориентированный характер. Во многих случаях предпочтительной формой практического обучения становятся психологические тренинги различной тематики: «Тренинг делового общения», «Интеллектуальный тренинг», «Развитие памяти», «Тренинг личностного роста», «Социально-психологический тренинг».

 

 







Приложение 3. Определение поведенческого типа

(к практическому занятию 4 (2)–5, задание 2)

Опросник для определения поведенческого типа

Инструкция: «Внимательно прочтите/послушайте каждое утверждение и по каждому пункту обведите/запишите цифру, соответствующую наиболее подходящей оценке вашего поведения: 1 – никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – чаще всего, 5 – всегда».

 

1 Я всегда сержусь или раздражаюсь, если приходится стоять в очереди дольше 15 минут 1 2 3 4 5
2 Я решаю одновременно несколько проблем 1 2 3 4 5
3 В течение дня мне трудно найти время, чтобы отдохнуть и расслабиться 1 2 3 4 5
4 Я раздражаюсь или нервничаю, когда кто-нибудь говорит слишком медленно 1 2 3 4 5
5 Я всегда стараюсь победить в спорте или игре 1 2 3 4 5
6 Проигрывая, сержусь на себя или на других 1 2 3 4 5
7 Мне трудно сделать для себя некоторые вещи 1 2 3 4 5
8 Я гораздо лучше работаю в цейтноте или под давлением 1 2 3 4 5
9 Я смотрю на часы, если просто сижу или не занят делом 1 2 3 4 5
10 Я приношу работу домой 1 2 3 4 5
11 Я ощущаю прилив энергии и возбуждаюсь после пребывания в напряжении 1 2 3 4 5
12 Я чувствую: должен взять на себя руководство группой, чтобы заставить дело двигаться 1 2 3 4 5
13 Я быстро ем, чтобы поскорее вернуться к работе 1 2 3 4 5
14 Я все делаю быстро, независимо от того, есть у меня время или нет 1 2 3 4 5
15 Я прерываю людей, если считаю, что они неправы 1 2 3 4 5
16 Я несговорчив и упрям, когда дело касается изменений на работе или дома 1 2 3 4 5
17 Когда я нервничаю, мне хочется двигаться, чтобы расслабиться 1 2 3 4 5
18 Я ем быстрее окружающих 1 2 3 4 5
19 На работе/учебе мне необходимо выполнять несколько заданий одновременно, чтобы ощущать свою производительность 1 2 3 4 5
20 Я не использую полностью, как свободные от рабочих дел, отпуск/каникулы 1 2 3 4 5
21 Я нахожу себя очень придирчивым и мелочным 1 2 3 4 5
22 Меня раздражают люди, которые не работают так же усердно, как я 1 2 3 4 5
23 Мне кажется, что мой день заполнен не до конца 1 2 3 4 5
24 Я провожу много времени, думая о работе/учебе 1 2 3 4 5
25 Я легко теряю интерес к чему-либо 1 2 3 4 5
26 Во время выходных я либо работаю, либо планирую работу 1 2 3 4 5
27 Я спорю с людьми, думающими не так как я 1 2 3 4 5
28 Сталкиваясь с проблемой, я всегда теряюсь 1 2 3 4 5
29 Я вмешиваюсь в чужой разговор, чтобы ускорить события 1 2 3 4 5
30 Я серьезно отношусь ко всему, что делаю 1 2 3 4 5

 


По завершении работы студенту необходимо подсчитать свою сумму баллов (суммировать обведенные/записанные цифры). Минимальная сумма баллов – 30, максимальная – 150. Если набрано 100-150 баллов – испытуемому, вероятно, присущ поведенческий тип А; 76–99 баллов – тип АВ (средний), 30–75 баллов – тип В.

 

Характеристика личности типа А

• агрессивные и «заводные»;

• быстро говорящие и нетерпеливо слушающие;

• много и резко двигающиеся;

• имеющие искаженное чувство бега времени;

• нетерпеливые;

• ориентированные на успех;

• остроконкурентные.


Дата: 2019-12-22, просмотров: 297.