Характеристики психологического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Этапы процесса научного исследования в психологии

· Вводный теоретический этап:

o поиск и обзор информации, анализ имеющихся знаний,

o определение проблем,

o формулирование гипотез.

· Эмпирический этап:

o планирование опытного исследования (определение целей и задач, выбор методов сбора и обработки данных),

o проведение опыта, сбор данных (наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование),

o обработка данных.

· Завершающий теоретический этап:

o описание данных, определение фактов и закономерностей, проверка гипотез,

o объяснение данных,

o уточнение и систематизация знаний, построение и совершенствование теории.

· Дополнительно можно выделить этапы прикладного исследования:

o психологическая стандартизация и нормирование, проектирование и разработка методов психологической диагностики и коррекции,

o психологическая экспертиза, диагностика и прогнозирование поведения, сознания, представлений и отношений, состояний и особенностей личности, способностей, общения,

o психологическая коррекция, оптимизация, управление и регулирование деятельности, состояния, личности и взаимодействия.

2. Виды показателей в психологическом исследовании

Показатель в психологии – наблюдаемый, измеряемый или вычисляемый признак, позволяющий выявить наличие или величину какого-либо психического явления – состояния, отношения, способности и т.п. Показатели можно разделить на прямые и косвенные, объективные и субъективные, качественные и количественные. Например, показатель «отношение времени реакции человека на слабые сенсорные раздражители к времени реакции на сильные сенсорные раздражители» является косвенным объективным количественным показателем силы нервной системы человека, поскольку известно, что люди, характеризующиеся высоким уровнем силы нервной системы, на сильные раздражители реагируют быстрее, чем на слабые, а люди, характеризующиеся слабой нервной системой, на слабые раздражители реагируют так же быстро или даже еще быстрее, чем на сильные.

В психологии могут использоваться показатели:

· физические (время реакции, пороги чувствительности, сила или амплитуда движений и т. п.),

· демографические (пол, возраст, образование, род занятий и т. п.),

· антропометрические (рост, вес, объем легких, цвет глаз или волос и т. п.),

· физиологические (частота сердечных сокращений, дыхания, артериальное давление, электрическое сопротивление кожи, выраженность альфа-ритма ЭЭГ и т. п.)

· биохимические (количество катехоламинов или сахара в крови или моче т. п.)

· поведенческие (скорость и точность решения различных задач, частота определенных ответов на вопросы, частота тех или иных действий и т. п.)

 

3. Требования к измерению психологических показателей

Точность:

· валидность (степень соответствия между измеряемым показателем и изучаемым психическим явлением)

· надежность (степень совпадения между значениями измеряемого показателя при повторных измерениях или измерениях с помощью эквивалентной методики)

 

4. Виды измерения в психологии

Измерение:

· Неметрическое:

o номинальное (с использованием шкалы наименований, устанавливает, равно или не равно одно значение показателя другому значению),

o ординальное (с использованием шкалы порядка, устанавливает, больше или меньше одно значение показателя относительно другого значения, не имеет единицы измерения).

· Метрическое:

o интервальное (с использованием шкалы равных интервалов, устанавливает, на сколько больше или меньше одно значение показателя относительно другого значения, имеет единицу измерения),

o абсолютное (с использованием шкалы равных отношений, устанавливает, во сколько раз больше или меньше одно значение показателя относительно другого значению имеет единицу измерения и точку отсчета (абсолютный ноль, свидетельствующий об отсутствии выраженности признака))

Способы субъективного шкалирования:

· оценивание,

· парные сравнения,

· ранжирование,

· отмеривание,

· воспроизведение,

· выбор.

5. Структура и виды эксперимента в психологии

Эксперимент представляет собой основной метод научного исследования, основанный на контролируемом изменении одного или нескольких условий (независимых переменных) при сохранении постоянными других условий и измерении показателей, характеризующих изучаемое явление (зависимых переменных). Предназначен для изучения влияния различных условий на те или иные психические явления. Позволяет выявлять причинно-следственные связи между независимыми и зависимыми переменными.

Эксперимент делят на:

· одноуровневый и многоуровневый (по количеству значений независимой переменной);

· однофакторный и многофакторный (по количеству независимых переменных);

· естественный и искусственный или лабораторный (по соответствию условий эксперимента условиям реальной жизни);

· индивидуальный и групповой (по количеству испытуемых).

Например, исследование зависимости точности зрительного восприятия длины отрезка от его величины, положения и цвета представляет собой трехфакторный лабораторный эксперимент.

 

6. Квазиэксперимент в психологии

Квазиэксперимент, иногда называемый корреляционным исследованием – разновидность исследования, в котором устанавливается связь между существующими наблюдаемыми или измеряемыми условиями, с одной стороны, и изучаемыми явлениями, с другой стороны. В отличие от эксперимента, в квазиэксперименте отсутствует изоляция независимых переменных, то есть контролируемое изменение одних условий при постоянстве других условий. Для изучения связи используются уже имеющиеся условия или группы, например, уровень интеллектуального развития, характер заболевания, национальная принадлежность, семейное положение, стиль воспитания, профессия, срок тюремного заключения и т.п., которые по тем или иным причинам в исследовании изменить невозможно, но можно учитывать. Квазиэксперимент часто используется в психологии личности, психологии развития, нейропсихологии, патопсихологии, социальной психологии при изучении факторов, изменить которые трудно или недопустимо.

 

7. Специфика психологического наблюдения

Наблюдение – метод научного исследования в психологии, основанный на регистрации поведения людей или животных в определенных условиях и описании этих условий. Преимущества наблюдения – возможность использования в естественных условиях и скрытый характер. Недостатки – субъективный характер: избирательность, пристрастность, неадекватная интерпретация, присутствие или вмешательство наблюдателя. Наблюдение должно удовлетворять следующим требованиям: целенаправленность, подготовленность, регистрация, описательный характер, систематичность, скрытность, невмешательство, категоризация и схематизация. Виды наблюдения: открытое и скрытое, невключенное и включенное.

 

8. Возможности и ограничения самонаблюдения в психологическом исследовании

Самонаблюдение – метод психологического исследования, который заключается в описании человеком своих собственных представлений, мыслей, переживаний, отношений, действий в различных условиях. Человек одновременно является субъектом и объектом самонаблюдения. Преимущества самонаблюдения – непосредственность описания сознания. Недостатки: невозможность изучения неосознаваемых психических явлений, неприменимость к исследованию животных, маленьких детей, психически больных людей, искажения результатов вследствие субъективного характера, избирательности, пристрастности, неадекватной интерпретации, невозможность избавиться от присутствия и вмешательства самого себя.

 

9. Специфика и виды опроса в психологии

Метод психологического исследования, заключающийся в регистрации ответов человека на вопросы исследователя. Преимущества опроса: не требует сложных средств, доступно для количественного анализа и исследования представлений и отношений большого количества людей. Недостатки опроса: иллюзия доступности, низкий уровень валидности, субъективный характер ответов, их зависимость от характеристик опрашивающего, респондента, их отношений и ситуации, невозможность использования при исследовании маленьких детей, животных. Требования к опросу: подбор и подготовка опрашивающих, планирование опроса, адекватность содержания, формы и последовательности вопросов, выбор времени и продолжительности опроса, создание условий, конфиденциальность, добровольность, вступление в контакт, корректное поведение опрашивающего, регистрация ответов, завершение контакта, обработка результатов. Виды опроса: интервью и анкетирование, нестандартизированное и стандартизированное, индивидуальное и групповое, очное и заочное.

 

10. Специфика психологического тестирования и виды психологических тестов

Тестирование – использование стандартных задач для диагностики индивидуально-психологических особенностей, состояния, сознания и бессознательных переживаний людей. Достоинства тестирования: экономичность, валидность, надежность, возможность межиндивидуального и внутрииндивидуального сравнения. Требования к тестированию: стандартность материалов, инструкций, условий проведения, способов регистрации и обработки результатов, сравнение с индивидуальными или групповыми нормами, использование стандартных шкал. Виды тестирования: индивидуальное и групповое, ручное (бланковое, предметное, аппаратурное) и автоматизированное (компьютерное). Виды психологических тестов: интеллектуальные тесты, личностные опросники, проективные методы, психосемантические методы.

Практическое занятие 4(2) – 5. Практическая психология как сфера деятельности профессиональных психологов

Для описания профиля психологических качеств идеального работника, в наибольшей мере соответствующего требованиям профессии, используется термин «психограмма». Он был введен в начале XX в. немецким психологом В. Штерном, разработавшим методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности. Штерн предложил также составлять частичную психограмму, которая отражала не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Так сложилась психограмма личности успешного профессионала в конкретной области, отображающая профессионально важные качества и, как правило, сформулированная в терминах психологически измеримых свойств.

Ниже приведен один из вариантов психограммы.

Психограмма практического психолога
(в гуманистической традиции)

1. Концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь.

2. Открытость к различным взглядам и мнениям, гибкость и терпимость.

3. Эмпатические качества, восприимчивость; способность создавать атмосферу эмоционального комфорта.

4. Конгруэнтность (аутентичность) – способность в общении проявлять свои подлинные эмоции.

5. Энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников к изменению и саморазвитию.

6. Уравновешенность, высокая саморегуляция, терпимость к неопределенности и фрустрации.

7. Уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная (реалистичная) самооценка, осознание собственных психол. проблем, потребностей.

8. Богатое воображение, интуиция.

9. Высокий уровень интеллекта.

 

Десять качеств неквалифицированного практического психолога,
сравнительно с квалифицированным

(по Г.С. Абрамовой и др.)

 

1. Преследует свои цели использует клиента для реализации собственных склонностей, демонстрации своей исключительности или решения собственных проблем (квалифицированный психолог – видит задачу в расширении возможностей клиента).

2. Типичный, шаблонный стиль общения дает стереотипные оценки (квал. – разнообразные вербальные и невербальные отклики, избегает оценочных суждений).

3. Нет ясной концепции или имеет одну, содержание и происхождение которой четко не осознает (квал. – гибко использует несколько концепций в работе с учетом многомерности психических явлений).

4. Действует в рамках только собственной культуры и
Я-концепции
(квал. – вырабатывает модели поведения как в своей, так и в других культурах, что позволяет присоединиться к миру клиента, понять взгляды, отличные от своей или традиционной культуры).

5. Нарушает правила нераспространения конфиденциальной информации (квал. – умеет хранить профессиональные тайны, информацию о клиенте).

6. Берется за любую проблему, не ограничивая себя, не желает работать с другими профессионалами, считает себя во всем правым (квал. – реально оценивает границы своей компетентности, готов к сотрудничеству с коллегами).

7. Не понимает и не учитывает межличностного влияния во взаимодействии с клиентами (квал. – осознает взаимовлияния его и клиента, постоянно рефлексирует (отражает) в работе свои чувства, мысли, желания, учитывает результаты влияния).

8. Может демонстрировать неуважительное отношение к клиенту, занимает позицию «сверху», использует псевдонаучный жаргон (квал. – уважает достоинство клиента, обеспечивая понятность используемого психологического словаря).

9. Привязан к одному подходу, считая его единственно верным, критично оценивает другие точки зрения; не вырабатывает обобщенную теорию (квал. – осваивает новые теории, открыт для восприятия альтернативных точек зрения, осознает содержание обобщенной теории, иногда вырабатывает собственную концепцию психологической помощи).

10. Не выделяет предмета теории и способов мышления авторов разных теорий, не соотносит свою теорию с другими (квал. – понимает, что теория может изменяться с накоплением новых данных, осознает предмет и разные способы его описания в других теориях).

 

Практический психолог накапливает, систематизирует, обобщает материалы, которые могут быть полезны ему в работе с клиентами, имеющими различные конкретные психологические затруднения. Ниже приведен пример.


«Из копилки практического психолога»

Материалы к работе с клиентами, склонными к эмоции гнева:





Дата: 2019-12-22, просмотров: 217.