· Интерес к людям
· Ориентация на оказание психологической помощи людям (в решении их психологических проблем, в их стремлении к саморазвитию)
· Развитые коммуникативные качества (естественность в общении, умение слушать, вести разговор, проявлять терпимость, гибкость, регулировать интонацию и т. п.)
· Организаторские качества
· Самостоятельность в построении своей работы
· Хорошая психическая саморегуляция эмоций, действий и мыслей
· Эмпатические качества (склонность к сопереживанию, сочувствию другим живым существам)
· Оптимистическая жизненная ориентация (вера в себя и в способность к улучшению других людей)
· Стремление к оптимальному, разнообразному и насыщенному образу жизни
· Стремление к личностному и профессиональному росту, к более полному самоосуществлению
· Систематическая работа над собой
· Умение вживаться в образ и чувства другого, создавать целостное представление о его психологическом облике
· Гибкость мышления и поведения
· Творческие способности (развитое воображение, выдвижение новых способов общения, сочинение психотерапевтических историй, и т.п.)
· Толерантность (терпимость к людям с разным характером, разной национальности, религии)
Обработка данных. Баллы по всем пунктам суммируются, сумма делится на 15, с точностью до сотых (до двух знаков после запятой).
Результат в диапазоне 3,61 – 4,60 баллов указывает на высокий уровень выраженности качеств, требуемых для профессии практического психолога; в диапазоне 2,91 – 3,60 баллов – на средний уровень. Результат в диапазоне 4,61 – 5,00 баллов у начинающих студентов, скорее, говорит о завышенной самооценке, высоких амбициях и недостатке самокритичности. Среднее ниже 2,90 баллов может быть показателем заниженной самооценки, недостаточного знания себя, либо свидетельствовать о действительно невысоком пока развитии профессионально важных качеств практического психолога.
Обратите внимание, что подготовка профессионального психолога включает не только формирование объема знаний, но и личностное развитие. Так что невысокие значения, которые, возможно, получены вами при самооценивании профессиональных качеств, не являются препятствием выбранному образованию. Они лишь подчеркивают, что целенаправленная и систематическая работа над собой, постановка специальных реальных самозадач и их выполнение, может помочь развитию требуемых профессией качеств. Для этого недостаточно лишь читать книги и слушать лекции. Нужны особые усилия по самовоспитанию профессионально важных характеристик личности и психики в целом.
Тема 6. Подготовка профессиональных психологов.
Личность психолога
Задание 1. Выполните сравнительный анализ отечественной и зарубежной (по выбору) систем подготовки профессиональных психологов. Какие вы видите достоинства и ограничения каждой из них?
Задание 2. Дайте собственную интерпретацию следующего высказывания: «Психолог может привести клиента только туда, где находится сам». Какие проблемы деятельности, профессионального и личностного роста психолога могут быть сформулированы в связи с этим высказыванием? Как Вы собираетесь решать эти проблемы?
Задание 3. Расскажите об известном Вам психологе, оставившем след в мировой науке. Каковы основные этапы его профессиональной подготовки? Подробнее остановитесь на ярких и значимых, с Вашей точки зрения, его (ее) личностных чертах. Какие события, особенности жизненных и профессиональных выборов способствовали их возникновению?
Задание 4. Какими профессионально важными чертами должен обладать психолог? Перечислите 7–8. Выберите 2–3 и объясните, почему Вы остановили свой выбор на них. Предложите пути и способы выработки этих черт в процессе профессионального образования.
Задание 5. Успешная профессиональная подготовка и развитие специалиста невозможны без эффективной организации им своего времени. Проведите «инвентаризацию» вашего времени, наметьте пути его более продуктивного использования. С этой целью воспользуйтесь «Рабочим листом оценки времени».
Рабочий лист оценки времени
Оцените свои действия, отвечая по каждому из следующих ниже пунктов, согласно шкале: почти никогда – 0; иногда – 1; часто – 2; почти всегда – 3.
1. Я резервирую в начале дня время, необходимое для подготовительной работы, планирования.
2. Я переваливаю на других все, что может быть поручено.
3. Я стараюсь письменно зафиксировать задачи и цели с указанием сроков их реализации.
4. Любые задания для выучивания, параграфы учебников (статьи) я стараюсь проработать за один раз и окончательно.
5. Каждый день я составляю список предстоящих дел, упорядоченных по приоритетам. Важнейшие дела и задания я делаю в первую очередь.
6. Свое время после учебы я стараюсь по возможности освободить от посторонних разговоров с приятелями по телефону, незапланированного включения телевизора, аудиосистемы и незапланированных визитов друзей.
7. Свою дневную нагрузку я стараюсь распределить в соответствии с графиком моей работоспособности.
8. В моем плане временами есть окна, позволяющие реагировать на актуальные проблемы.
9. Я стараюсь направить свою активность таким образом, чтобы в первую очередь концентрироваться на немногих «жизненно важных» проблемах.
10. Я умею говорить «нет», когда на мое время хотят претендовать другие, а мне необходимо выполнить более важные дела.
Суммируйте полученные баллы. Оценка результатов:
0–15 баллов – вы не планируете свое время и находитесь во власти внешних обстоятельств (некоторых из своих целей вы добиваетесь, если осознаете список приоритетов и придерживаетесь его). 16–20 баллов – вы пытаетесь овладеть своим временем, но не всегда достаточно последовательны, чтобы иметь успех. 21–25 баллов – у вас хороший самоменеджмент времени. 26–30 баллов – вы можете служить образцом каждому, кто хочет научиться рационально расходовать свое время. Позвольте окружающим вас людям приобщиться к вашему опыту.
Попытайтесь определить факторы, отвлекающие вас, и причины «помех». Какие телефонные звонки оказались бесполезными? Какие посещения были ненужными? Какие разговоры с приятелями могли быть короче? Кто наиболее часто и без пользы отвлекал вас от дел? и т. п.
Задание 9 (комплекс). С целью развития важных для психолога умений (наблюдения, самонаблюдения, планирования своего саморазвития, проведения психологического анализа данных наблюдения, ретроспективного анализа некоторых периодов своей жизни, самоанализа) в период изучения дисциплины «Введение в профессию» в отдельной тетради выполните письменно шесть заданий. (Задания разработаны канд. психол. наук О.И. Мотковым, Институт психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета).
№ 1. Кто Я? Напишите 10 важных характеристик себя – своего характера, своих особых предпочтений. Можно написать и большее число своих особенностей.
№ 2. Включенное наблюдение. Это наблюдение за родственником или своим другом (подругой), причем объект наблюдения не знает об этом. Тема наблюдения: Настроение в течение дня. Сначала на отдельном листе бумаги чертится схема наблюдения:
Время | (+) настроение | ( -) настроение |
10.00 – 12.00 | Дается описание эмоций и связанных с ними действий | Дается описание эмоций и связанных с ними действий |
Жизненная ситуация | ||
12.00 – 14.00 | ||
Жизненная ситуация | ||
14.00 – 16.00 | ||
Жизненная ситуация |
Не обязательно вести непрерывное наблюдение в течение шести часов. Это часто технически сложно. Возможны перерывы между наблюдениями (например, наблюдаемый срочно отлучился, пошел в магазин, и т. п.). Но желательно провести наблюдение и зафиксировать его данные в течение одного дня. Вы незаметно для наблюдаемого быстро записываете в блокноте особенности его настроения, ситуацию, в которой находится наблюдаемый, и изменение настроения в ходе событий дня или в ходе его общения с кем-либо. Если вы с ним общаетесь, то запись можно сделать несколько позже, зафиксировав время и уйдя в другую комнату.
После завершения последнего сеанса наблюдения проводится анализ характера и динамики настроения. Определяются: преимущественный эмоциональный тон у наблюдаемого, причины сдвигов в его настроении, их связь с ситуацией и, возможно, с его самочувствием или какими-то воспоминаниями и мыслями, которые этому способствовали. Последнее, конечно, установить сложнее. Иногда можно и тактично задать вопрос наблюдаемому о том, почему изменилось его настроение. Важно понять, вышел ли наблюдаемый из эмоционально отрицательного состояния, и если да, то благодаря чему.
№ 3. Самонаблюдение. Тема наблюдения та же: Настроение в течение дня. Та же и схема наблюдения. Вы периодически (в течение первого сеанса в два часа, затем – второго сеанса, и т. д.) записываете в таблицу свое настроение и факторы, которые на него влияют. В конце дня проводится анализ особенностей, динамики и причин изменения своего настроения.
№ 4. Ретроспективный анализ периодов своей наибольшей конфликтности со взрослыми, сверстниками, самим собой. В спокойном (!) состоянии вы вспоминаете и записываете, когда (в каком возрасте) и с кем был острый конфликт, его эмоциональные и поведенческие проявления, ваши желания и мысли в этот период. Если серьезно переживаемых конфликтов было несколько, то нужно описать все случаи, с указанием вашего возраста в тот период, жизненной ситуации возникновения конфликта, причин его вспышки.
В конце напишите ваше сегодняшнее отношение к этим конфликтам, т. е. в первую очередь к вашим переживаниям и действиям в тот период.
№ 5. Тренинг планирования. В течение недели Вы ведете Дневник саморазвития. В нем сначала записываете две развивающие вас самозадачи на неделю. Они могут касаться стиля общения с родственниками или друзьями, выполнения режима дня (утреннего вставания или перехода ко сну), физических тренировочных нагрузок, питания, курения, ваших переживаний по каким-либо поводам, выполнения учебных целей и т. п. Лучше формулировать самозадачи как можно более конкретно. Кроме того, они должны быть реалистичными, т. е. реально выполнимыми для вас. Рекомендуется выстраивать план осуществления своих намерений. Например, столько-то раз в неделю и в такие дни я сделаю то-то. Или, наоборот, не буду делать того-то.
Перед сном каждый вечер в течение шести дней вы оцениваете и записываете степень выполнения отдельно первой и второй самозадачи по пятибалльной шкале: 100 % выполнения = 5 баллов, 75 % = 4 б., 50 % = 3 б., 25 % = 2 б., 0 % = 1 б.
У вас к концу недели набирается 6 + 6 самооценок по выполнению, соответственно, первой и второй самозадачи. Далее вы выводите среднюю самооценку выполнения первого намерения (СВ 1): суммируете шесть самооценок по нему и делите на 6 (в получившемся числе сохраняем два знака после запятой). Затем таким же образом подсчитываем и записываем среднюю самооценку выполнения второго намерения (СВ 2).
Наконец, вы пишете анализ причин, трудностей стопроцентного выполнения развивающих намерений (самозадач) вашего плана саморазвития на неделю.
№ 6. Напишите, пожалуйста, развернутые ответы на следующие вопросы:
· Почему я выбрал (-ла) учебу в области психологии?
· Мои способы психической саморегуляции эмоций, действий и мыслей в неприятных или тяжелых жизненных ситуациях.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 418.