ВВЕДЕНИЕ
Методический материал — программа практических занятий со старшеклассниками по курсу «В поисках своего призвания» — представляет собой конспекты уроков, написанные в виде сценариев и допускающие возможность их вариативного использования. В ряде случаев они сопровождаются комментариями, которые, на наш взгляд, помогут избежать некоторых трудностей, возникающих в процессе обучения.
Описываемые занятия по форме, содержанию и способу организации учебной деятельности, по принципам взаимодействия психолога-профконсультанта с учащимися во многом отличаются от традиционных уроков в школе, поскольку основаны, прежде всего, на диалогичности общения, рефлексивной позиции ведущего, безоценочном принятии учащихся.
В зависимости от целей, задач обучения и мотивационной готовности класса, педагог-психолог может сочетать приемы свободной или директивной дискуссии, эвристической беседы, лекционного объяснения, анализа конкретных ситуаций, учебно-игровой деятельности и пр.
Психолог-профконсультант, ведущий занятия, выступает в роли и психолога, и педагога. Как учитель, он дает теоретические знания, организует и направляет учебную деятельность старшеклассников. Как психолог — профессионально осуществляет все диагностические процедуры, проводя их анализ и интерпретацию таким образом, чтобы это служило как целям обучения, так; и формированию мотивации достижения у подростков, укреплению у них веры в свои силы и возможности, способствовало групповой рефлексии и благоприятному эмоциональному климату в классном коллективе.
При получении обратной связи от подростков и интерпретации данных недопустимо использовать негативные оценочные характеристики. В то же время можно открыто выражать свои чувства и использовать положительное стимулирование для осуществления обратной связи.
В зависимости от насыщенности, занятия могут занимать от 40 минут до 3-х часов учебного времени. Желательно проводить их в звукоизолированном помещении, где можно было бы довольно быстро организовать учебное пространство — переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных психотехнических упражнений.
Несмотря на наличие конкретного плана работы, нельзя свести способ ведения занятий с подростками к четко запрограммированному; в намеченный замысел всегда могут быть внесены изменения.
Еще раз подчеркнем, что данные конспекты, прежде всего, служат опорой для самостоятельного творческого поиска, ориентирами для проведения курса. В то же время существует план-основа, обязательный для выполнения:
— вступительная часть (знакомство, установление контакта с подростками);
— диагностический блок;
— информационный блок;
— игровые занятия (тренинг профессионального самоопределения).
Наполнение данной основы конкретным содержанием во многом зависит от личности профконсультанта, его опыта работы, профессиональных предпочтений и т. д. Тем не менее, необходимо учесть, что описанные занятия — их тематика, последовательность, понятийный аппарат и пр. — прошли неоднократную проверку во многих девятых классах и были положительно оценены как учителями, присутствующими на занятиях, так и самими учащимися.
Занятие 1
Тема: Давайте познакомимся!
Цель:
1) установление контакта с подростками, создание положительной мотивации к предстоящим занятиям, знакомство со структурой курса;
2) знакомство со спецификой работы практического психолога, с особенностями психологии как науки;
3) активизация процесса рефлексии.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы как истории планет:
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
Е. Евтушенко
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
1. Знакомство.
Возможные варианты:
1. Ведущий представляется, подростки называют себя, т. е. традиционное знакомство.
2. Ведущий просит всех закрыть глаза, подходит к каждому и задает вопросы, направленные на осознание своего внутреннего состояния:
— О чем ты думаешь сейчас?
— Как себя чувствуешь?
— Какого цвета твое настроение?
— С каким животным можно сравнить твое теперешнее состояние?
— С какой птицей?
— С каким явлением природы можешь сравнить себя? (погодой)
3. Ведущий предлагает учащимся представиться по имени (под псевдонимом, с эпитетом, начинающимся с 1-ой буквы имени и т. п.) так, чтобы остальные почувствовали его характер или одну из черт:
— Назовитесь любым именем. Если хочется — не своим. Можно использовать имена сказочных персонажей, героев мультфильмов и т. д. Можно к своему имени добавить подходящий эпитет, начинающийся с 1-ой буквы имени (например, Ирина — интересная), или сделать какой-нибудь жест (например, русское имя Анна — и низкий, земной поклон).
Необычное, оригинальное знакомство создает условия для доверительного общения с подростками и позволяет ведущему составить первое впечатление о классе.
II. Беседа о психологии
Ведущий предлагает участникам ответить на вопросы:
— Что такое психология?
— Кто такой психолог?
(Возможные варианты ответов: «Тот, кто работает с психами», «Врач», «Помогает определить способности»…)
Примерное содержание беседы:
Психология (от греч. «псюхе» — душа, «логос» — наука) — это наука о внутреннем мире человека, который проявляется в его мыслях, чувствах и поступках при взаимодействии с внешним миром.
Психология помогает нам разобраться в наших делах, неудачах, ошибках, изъянах характера, привычках, понять, как совершаются научные открытия, создаются великие произведения искусства.
Как бы ни складывалась наша дальнейшая жизнь, от нас зависит, будем ли мы с оптимизмом смотреть в будущее, попытаемся ли найти себя в любимом деле, захотим ли оставить что-то хорошее о себе на Земле. Попробуем ли не пассивно плыть по волнам жизни, а создавать собственную судьбу!
Важно понимать разницу между профессией психолога и другими людьми, которые тоже оказывают помощь человеку.
Кто они? Врач, педагог, священник, юрист.
Психолог: — не врач, он не ставит диагноза, не лечит и не прописывает лекарств;
— не педагог, потому что не оценивает и не воспитывает;
— не юрист, так как не защищает права другого человека по его поручению;
— не священник, который прощает и отпускает грехи; психолог этим не занимается.
Психолог помогает человеку самому найти выход из затруднительных ситуаций, преодолеть внутренние преграды.
Психология учит пониманию самого себя, своих чувств и желаний, своих поступков и поведения других людей — друзей, родителей, учителей. Знание своих слабых сторон помогает воспитанию характера, развитию своих способностей.
Познание себя дает возможность принять более правильное решение в таком важном вопросе как выбор профессии. Сделать его надо самостоятельно и разумно. А что для этого необходимо учитывать, станет ясно на наших занятиях.
Многие люди выбирают профессию чисто случайно. К чему это может привести?
— Вспомните кого-нибудь из близких, знакомых, кому его работа в тягость. Опишите такого человека. С чем приходится сталкиваться его домашним? Как это сказывается на его личной, семейной жизни?
(Как правило, при организации дискуссии на эту тему старшеклассники дают достаточно подробную характеристику человеку, неудовлетворенному своей работой:
— раздражительный, нервозный;
— с повышенной утомляемостью;
— с пониженной сопротивляемостью организма (отсюда болезни);
— конфликтный…
При обсуждении этого вопроса необходимо добиться, чтобы учащиеся ясно представили себе картину профессиональной неудовлетворенности человека и ее причины. Можно рассказать о том, что для взрослого человека профессиональная успешность — одна из главных психологических задач; что у каждого возрастного этапа свои задачи. Например, в подростковом возрасте одной из них является профессиональное самоопределение.)
III. Проведение методики «Моя линия жизни».
— Сейчас мы попробуем, как на картине, представить свою жизнь, воссоздать индивидуальный жизненный путь.
— Нарисуйте на листе бумаги вектор произвольной длины (можно вертикально или горизонтально). Начало вектора в точке рождения.
рождение х________________________________________ о
— Обозначьте крестиком место, где вы чувствуете, ощущаете себя в данный момент, в данное время. Укажите возраст. Кружочек поставьте там, где вам хотелось бы быть. Это — предпочитаемый возраст («золотой»). Напишите, почему.
— В промежутке от рождения до настоящего времени укажите все наиболее значимые для вас события, поступки, может быть какие-то периоды, этапы жизни.
— Готово? А сейчас спланируйте свою будущую жизнь. Что вы хотите, чтобы сбылось, случилось в вашей судьбе? Обозначьте эти события на «линии жизни». (При анализе данной методики можно обсудить с ребятами основные тенденции: насыщенность событиями прошлого и настоящего, ориентацию на возраст, события внутреннего и внешнего плана и т. д.)
IV. Рассказ о содержании программы.
Психолог рассказывает о структуре программы, о том, чем будут заниматься ребята на занятиях, что они узнают о себе и как этим воспользоваться при выборе будущей профессии.
Занятие 2
Дата: 2019-12-22, просмотров: 296.