Тема: В мир профессий — по компасу.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: 1) определение профессиональной направленности учащихся; 2) осознание учащимися своих профессиональных предпочтений; расширение знаний о мире профессий; 3) активизация процесса рефлексии.

Необходимые материалы: опросник Голланда, словари с описанием содержания профессий.

 

Берись за то, к чему ты сроден,

Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.

И. А. Крылов

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

I. Возможные варианты начала урока.

а) Анализ афоризма к уроку.

Афоризм записан на доске — все размышляют либо устно, либо письменно (после чего мнения суммируются). Учащимся задаются вопросы:

— Как вы понимаете смысл данного высказывания?

— Как вы предполагаете, о чем пойдет речь на уроке?

— Можете ли привести примеры народной мудрости на эту же тему? («Не в свои сани не садись», «Каждый сверчок знай свой шесток» и др.)

б) Беседа о профессиональной направленности.

Рассказать о необходимости для каждого человека найти в жизни свое назначение, призвание. Использовать литературные примеры, активные формы беседы.

«Человек рождается дважды, говорят в народе, считая вторым его рождением выбор профессии. Рождение человека как профессионала — процесс сложный и индивидуальный. Формирование готовности человека к вхождению в новое качество — работника, специалиста, профессионала — уходит корнями в его детство, юность. Например, бытует легенда, что в голландских семьях (будь то самая бедная семья или самая богатая), когда рождается ребенок и только начинает что-то понимать, мать берет его ладошки и показывает ребенку на них две извилинки (они всегда есть на ладошках). Буква «М» по-голландски означает «менш» — «человек», а если перевернуть — латинская «W», что означает «верк» — «работа».

Человек и работа. Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье — найти в жизни свое назначение, свое призвание».

(А. Л. Сайко. «Все мы родом из детства». Грозный, 1988.)

Понятие «призвание» имело первоначально религиозный смысл: подразумевалось, что это бог призывает человека к определенной деятельности, дав ему соответствующее положение в обществе или путем индивидуального откровения (как Жанне д'Арк явилась во сне Богоматерь). Сегодня призванием называют наивысшую степень соответствия склонностей и способностей человека к той или иной профессии, в которой он видит главную форму самореализации. Когда человек может сказать, что в той или иной области труда он более всего плодотворен и удовлетворен. Но как найти свое призвание? Ведь выраженные, устойчивые и активные склонности у ребят встречаются не так уж часто. К тому же интересы и склонности могут появляться и изменяться в процессе работы.

Вы — перед выбором будущей профессии. Но только практически, в ходе самой деятельности выяснится, подходит ли она вам или нет. Не нарисовав ни одной картины, ни разу не взяв в руки кисть, вряд ли можно понять, есть ли у вас талант художника. Правда, все виды труда испробовать невозможно. Поэтому выбор карьеры — это не только поиск, но одновременно и самоограничение, предполагающее отказ от многих профессий. Сегодня мы с вами об этом и поговорим.

II. Заполнение опросника Дж. Голланда. Работа со словарем профессий.

А) Объяснение инструкции. (Необходимо добиться, чтобы все учащиеся поняли, что выбор нужно сделать обязательно в каждой из 42 пар профессий, так как часто школьники задают вопросы типа: «Мне не нравится ни одна из двух предложенных профессий. Что делать в таком случае?» Можно ответить, что нужно выбирать ту из них, которая менее неприятна, вызывает меньшую неприязнь.)

Б) Объяснение порядка работы со словарем:

— В перечне профессий вам, возможно, некоторые из них встретятся впервые. В таком случае обращайтесь к словарю. Чем лучше вы уясните содержание каждой профессии, тем более обоснован будет ваш выбор, и, значит, более правильны последующие результаты.

Можно в качестве примера (до того, как учащиеся получат словари) спросить о содержании некоторых известных профессий.

В) Самостоятельная работа учащихся.

В случае необходимости психолог оказывает помощь.

III. Графическое изображение профессионального типа личности.

После выбора предпочитаемых профессий учащиеся подсчитывают количество единиц, двоек, троек, четверок, пятерок и шестерок, которыми обозначены 6 профессиональных типов личности. Полученный профиль отображают на графике под руководством психолога.

IV. Интерпретация и совместное обсуждение результатов.

Профконсультант называет шесть профессиональных типов личности.

Учащиеся записывают их. Дается описание тех видов деятельности, которые наиболее подходят каждому типу. Психолог характеризует каждый тип, рассказывает о его сформированности/несформированности. Профессиональный тип личности считается сформированным, если количество набранных баллов по-одному из типов превышает все остальные на две и более единиц. Если наиболее выражены два значения, допустимо считать профессиональный тип частично сформированным. В случае же, когда график получается как бы «размытым», то есть на нем нет четко выраженных вершин, «пиков», профессиональный тип считается несформированным. Это означает, что у подростка еще нет определенных профессиональных предпочтений. Можно говорить, что человек еще не определил, какая профессиональная сфера его привлекает, что ему больше нравится (как правило, такие ученики недостаточно осознают и свои интересы, желания, профессиональные намерения, что можно дополнительно проверить, обратившись к анкете оптанта).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАНЯТИЮ 4

Шесть профессиональных типов личности (по Дж. Голланду).

 

• Первый тип личности — реалистический (практический). Любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Хорошо развито практическое мышление. Охотно выбирает профессии связиста, пиротехника, радиомонтажника, водителя, лесника, пчеловода. Коммуникативные навыки требуются в минимальной мере. Второй тип личности — интеллектуальный. Сообразителен, наблюдателен, независим, оригинален, обладает нестандартным мышлением, творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Предпочитает научные профессии: эколога, философа, футуролога и т. п. Межличностные отношения играют в деятельности незначительную роль.

Третий тип личности — социальный. Активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание. Главное содержание труда — взаимодействие с людьми.

Четвертый тип личности — стандартный (конвенциальный). Усидчивый, исполнительный, дисциплинированный, аккуратный. Отдает предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любит решать типичные задачи. Предпочитает профессии, имеющие отношение к канцелярским и расчетным работам (бухгалтер, экономист, секретарь-референт, нотариус и т. п.).

Пятый тип личности — предприимчивый. Находчивый, практичный, подвижный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск. Стремится к лидерству. Любит быть на виду. Не любит занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми — многочисленны (следователь, журналист, политик, предприниматель и т. п.).

Шестой тип личности — артистический. Высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Пластичен, гибок, проницателен. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию (понимание без логического обоснования). Развито восприятие, ручные умения, словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью (дизайнер, переводчик, художник, музыкант, актер и т. п.).

 

Занятия 5—7

Тема: Палитра ваших способностей.

Цель: 1) определение уровня развития общих способностей учащихся; 2) знакомство с понятиями «мышление», «способности», их ролью в жизни и трудовой деятельности человека.

Необходимые материалы: тестовые тетради; бланки для ответов; кассетный магнитофон с записью инструкций и временных пауз.

Необходимые условия для проведения занятий: звукоизолированное помещение для проведения тестирования; второй и третий уроки любого дня недели, кроме понедельника и пятницы.

Описание занятий дается на примере проведения теста структуры интеллекта Р. Амтхауера. Однако для оценки актуального уровня школьного развития возможно использование других аналогичных тестов, например, ШТУРа и т. п.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 242.