ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (ДДО)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу, но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

la. Ухаживать за животными или

1б.0бслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок или

3 б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) или

4 б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи или

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) или

6 б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) или

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять, людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) или

8 б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище или

9 б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10 а. Лечить животных или

10 б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений или

11 a. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять или

12 б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности или

13 б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а.0бслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты или

14 б.0казывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) или

15 б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице или

16 б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий или

17 б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18 а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы, и т.п. или

18 б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания или

19 б.3аниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада или

20 б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

       

 

ЛИСТ ОТВЕТОВ

         
1 а 1 б 2 а 2 б З а
3 б 4 а 4 б 5 а 5 б
6 а   6 б   7 а
  7 б 8 а   8 б
  9 а   9 б  
10 а     10 б  
11 а 11 б 12а 12 б 13 а
13 б 14 а 14 б 15 а 15 б
1б а   16 б   17 а
  17 б 18 а   18 б
  19а   19 б  
20 а     20 б  

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется

брать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+». Название типов профессий по столбцам:

1. «человек-природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

2. «человек-техника» - все технические профессии;

3. «человек-человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

4. «человек-знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

5. «человек - художественный образ» - все творческие специальности.

Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20-30 минут. Использование методики возможно как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

«КАРТА ИНТЕРЕСОВ»

Методика используется в целях профориентации. Может применяться для обследования, как подростков, так и взрослых. Время обследования испытуемого не ограничено, не следует предупреждать о необходимости работать в течение 40-50 минут.

Инструкция: У Вас есть возможность продолжить учебу или поступить на интересную работу. Для того чтобы помочь Вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов. Подумайте, перед тем как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если Вы не раз убеждались, что очень любите или Вам очень нравится то, о чем мы спрашиваем, то в листе ответов в графе под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте два плюса; если просто нравится (любите) - один плюс; если не знаете, сомневаетесь - ноль; если не нравится (не любите) - минус; если очень не нравится -два минуса.

Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного. Если у Вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же.

Вопросы: ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ, ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ?

 

1. Уроки по физике.

2. Уроки по математике.

3. Уроки по химии.

4. Читать книги или статьи по астрономии.

5. Читать об опытах и животных.

6. Читать о жизни и работе врачей.

7. Читать о сельском хозяйстве, о растениях и животных.

8. Читать о лесе.

9. Читать произведения классиков мировой литературы.

10. Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть телевизор.

11. Уроки истории.

12. Посещать театры, музеи, художественные выставки.

13. Читать литературу о геологических экспедициях.

14. Читать о различных странах, их экономике, государственном
устройстве.

15. Организовывать товарищей на выполнение общественной работы и руководить ими.

16. Читать о работе милиции.

17. Читать о моряках, летчиках.

18. Читать о работе воспитателя.

19. Знакомиться с устройством и работой станков.

20. Заботиться о красоте помещения, в котором Вы учитесь, живете, работаете.

21. Спроектировать дачный домик и построить его.

22. Придумывать новые модели одежды и шить их.

23. Читать о достижениях техники (например, журналы «Техника Молодежи», «Юный техник» и т.д.).

24. Знакомиться с устройством бытовых электро- и радиоприборов.

25. Читать научно-популярную литературу об открытиях в физике.

26. Читать научно-популярную литературу о математике.

27. Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио- и телепередач и т.д.)

28. Смотреть телепередачи о космонавтах.

29. Изучать биологию.

30. Интересоваться причинами и способами лечения болезней.

31. Изучать ботанику.

32. Проводить время в лесу.

33. Читать литературно-критические статьи.

34. Активно участвовать в общественной жизни.

35. Читать книги об исторических событиях.

36. Слушать симфоническую музыку.

37. Узнавать об открытиях новых месторождений полезных ископаемых.

38. Узнавать о географических открытиях.

39. Обсуждать текущие дела и события.

40. Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших.

41. Путешествовать по стране.

42. Давать объяснения товарищам, как решить трудную задачу, правильно написать предложение и др.

43. Знакомиться с различными инструментами.

44. Уроки домоводства.

45. Узнавать о новых достижениях в области строительства.

46. Посещать фабрики.

47. Знакомиться с устройством механизмов, машин.

48. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области радиотехники.

49. Разбираться в теории физических явлений.

50. Решать сложные математические задачи.

51. Ставить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.

52. Наблюдать за небесными светилами.

53. Вести наблюдения за растениями.

54. Делать перевязки, оказывать первую помощь при ушибах и т.д.

55. Выращивать животных и ухаживать за ними.

56. Собирать гербарий.

57. Писать рассказы и стихи.

58. Наблюдать за поведением и жизнью людей.

59. Принимать участие в работе исторического кружка, разыскивать материалы, свидетельствующие о событиях прошлого.

60. Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.

61. Собирать минералы, интересоваться их происхождением.

62. Изучать природу родного края.

63. Организовывать общественные мероприятия в школе.

64. Обращать особое внимание на поведение людей.

65. Посещать кружок автолюбителей, обслуживать автомобиль.

66. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо).

67. Изготавливать различные детали и предметы.

68. Организовывать питание во время походов.

69. Бывать на стройках.

70. Шить одежду.

71. Собирать и ремонтировать механизмы велосипедов, швейных машин, часов и т.п.

72. Ремонтировать бытовые злектро- и радиоприборы.

73. Заниматься в физическом кружке.

74. Заниматься в математическом кружке.

75. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

76. Посещать планетарий.

77. Посещать кружок биологии.

78. Наблюдать за больными, оказывать им помощь.

79. Наблюдать за природой и вести записи наблюдений.

80. Сажать деревья и ухаживать за ними.

81. Работать со словарем и литературными источниками, библиографическими справочниками.

82. Быстро переключаться с одной работы на другую.

83. Играть на музыкальных инструментах, рисовать или резать по дереву.

84. Выступать с докладами на исторические темы.

85. Составлять описания минералов.

86. Участвовать в географических экспедициях.

87. Выступать с сообщениями о международном положении.

88. Помогать работникам милиции.

89. Посещать кружок юных моряков.

90. Выполнять работу воспитателя.

91. Уроки труда.

92. Давать советы знакомым при покупке одежды.

93. Наблюдать за работой строителя.

94. Знакомиться со швейным производством.

95. Делать модели самолетов, планеров, кораблей.

96. Собирать радиоприемники и электроприборы.

97. Участвовать в олимпиадах по физике.

98. Участвовать в математических олимпиадах.

99. Решать задачи по химии.

100. Участвовать в работе астрономического кружка.

101. Проводить опыты на животных.

102. Изучать функции организма человека и причины возникновения болезней.

103. Проводить опытную работу с целью выращивания новых сельскохозяйственных культур.

104. Быть членом общества охраны природы.

105. Участвовать в диспутах, читательских конференциях.

106. Анализировать явления и события жизни.

107. Интересоваться прошлым нашей страны.

108. Проявлять интерес к теории и истории развития искусства.

109. Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.

110. Составлять географические карты и собирать другие географические материалы..

111. Изучать политический строй различных стран.

112. Работа юриста.

113 .Посещать кружок юных космонавтов.

114. Работа учителя.

115. Бывать на заводах;

116. Оказывать людям различные услуги.

117. Принимать участие в строительных работах.

118. Знакомиться с изготовлением промышленных товаров.

119. Разбираться в технических чертежах и схемах.

120. Пользоваться точными измерительными приборами и производить расчеты по полученным данным.

121. Проводить опыты по физике.

122. Выполнять работы, требующие знания математических правил и формул.

123. Ассистировать преподавателю при проведении опытов по химии.

124. Собирать сведения о других планетах.

125. Читать о деятельности известных биологов.

126. Быть активным членом санитарных дружин.

127. Выполнять работу по уходу за сельскохозяйственными машинами и орудиями труда.

128. Знакомиться с ведением лесного хозяйства.

129. Изучать происхождение слов и отдельных словосочетаний.

130. Вести дневник, писать заметки.

131. Изучать историческое прошлое других стран.

132. Неоднократно смотреть в театре одну и ту же пьесу.

133. Читать о жизни и деятельности известных теологов.

134. Изучать географию нашей планеты.

135. Изучать биографии выдающихся политических деятелей.

136. Правильно оценивать поступок друга, знакомого, литературного героя и т.д.

137. Читать книги о средствах передвижения.

138. Обучать и воспитывать детей.

139. Наблюдать за действиями квалифицированного рабочего.

140. Постоянно общаться со многими людьми.

141. Проектировать строительные объекты.

142. Посещать выставки легкой промышленности.

143. Выполнять чертежи, проектировать машины.

144. Разбираться в радиосхемах.

Примечание: Если Вам нравится еще нечто такое, что не предусмотрено опросником, то напишите об этом на полях листов ответов.

Обработка результатов сводится в каждой строке бланка для ответов к подсчету количества знаков «+» и «-», а далее из первой суммы вычитается вторая. Таким образом, получается 24 цифры со знаком «+» или «-», которые соответствуют 24 видам деятельности. Выбираются 2-3 вида деятельности, которые набрали большее количество знаков «+».

Возможен упрощенный вариант методики, где испытуемые ставят только знак «+», а виды деятельности, которые не нравятся, допускают, оставляя пустую клетку в бланке для ответов. В этом, случае подсчитывается только количество знаков «+» по столбцам.

ЛИСТ ОТВЕТОВ Фамилия И.О.

 

+

'

1

25

49

73

97

121

 

 

2

26

50

74

98

122

 

 

3

27

51

75

99

123

 

 

4

28

52

76

100

124

 

 

5

29

53

77

101

125

 

 

6

30

54

78

102

126

 

 

7

31

55

79

103

127

 

 

8

32

56

80

104

128

 

 

9

33

57

81

105

129

 

 

10

34

58

82

106

130

 

 

11

35

59

83

107

131

 

 

12

36

60

84

108

132

 

 

13

37

61

85

109

133

 

 

14

38

62

86

110

134

 

 

15

39

63

87

111

135

 

 

16

40

64

88

112

136

 

 

17

41

65

89

113

137

 

 

18

42

66

90

114

138

 

 

19

43

67

91

115

139

 

 

20

44

68

92

116

140

 

 

21

45

69

93

117

141

 

 

22

46

70

94

118

142

 

 

23

47

71

95

119

143

 

 
24

48

72

96

120

144

 

 
                             

КЛЮЧ

1. физика 13. геология
2. математика 14. география
3. химия 15. общественная работа
4. астрономия 16.право
5. биология 17. транспорт
6. медицина 18. педагогика
7. сельское хозяйство 19. рабочие специальности
8. лесное хозяйство 20. сфера обслуживания
9. филология 21 .строительство
10. журналистика 22. легкая промышленность
11. история 23. техника
12 . .искусство 24. электротехника

Рекомендуется применять методику для испытуемых в возрасте до 35 лет. Можно применять опросник как индивидуально, так и в группе. Достоверные результаты получаются и в том случае, когда экспериментатор зачитывает вопросы группе испытуемых, хотя в этом случае искусственно ограничивается время ответа.

 


СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

Акселерация - явление ускорения полового созревания, увеличения роста у детей и подростков.

Активность познавательная - свойство личности, выражаемое в устойчивом интересе к знаниям, в реализуемой потребности к самостоятельным разнообразным учебным действиям и пр.

Акцентуация характера - чрезмерное усиление отдельных сторон характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психотравмирующим воздействиям при устойчивости к другим.

Аффект - эмоциональное состояние человека, характеризующееся бурным и относительно кратковременным протеканием и возникающее в связи с резким критическим изменением жизненно важных для субъекта обстоятельств при неспособности его найти адекватный выход из сложившейся ситуации.

Барьеры общения - личностные факторы социально-психологического характера, препятствующие взаимопониманию и социальному воздействию, служащие причиной конфликтов или способствующие им.

Воспитанность - сложное социально-психологическое образование, содержащее в себе элементы общего, в которых отражена связь личности с окружающей действительностью, и индивидуального, в котором проявляется своеобразие данной личности: специфика сознания, чувств, своеобразие ее субъективного жизненного опыта. При определении уровня В. обычно имеют в виду три стороны: интеллектуальную (начитанность, кругозор и др.); эмоционально-чувственную (отзывчивость, доброжелательность, интересы и увлечения, творчество и пр.); действенно-практическую (умения, навыки, привычки, характер поведения и др.).

Гармоническое развитие личности - процесс согласованного обогащения рационально-логической и эмоционально-психологической сфер духовного мира человека, предполагающий достижение единонаправленности его разума, воли и чувств.

Девиантное поведение - поведение с отклонением от принятых в обществе правовых или нравственных норм.

Идеал - понятие, выражающее совершенную, высшую цель стремлений и желаний человека; элемент общественного и индивидуального сознания, идеальный образ, определяющий восприятие, оценку действительности, способ поведения и деятельности человека.

Индивидуальность - неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности;

человек, характеризуемый ей сторон. Своих социально значимых отличий людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.

Интерес - познавательная направленность человека на предметы и явления окружающей действительности, связанная с положительным эмоциональным переживанием.

Когнитивное развитие - процесс формирования и развития познавательной сферы человека, в частности его восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи; изменение интеллектуального уровня воспитуемого.

Креативность - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.

Личностный подход - ориентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.

Личность - системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением; конкретное выражение сущности человека, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества; понятие, обозначающее совокупность психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность и определяющих его социальные поступки, поведение среди людей.

Мотивы - побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности.

Навык (действие автоматизированное) - действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля,

Направленность личности - мотивационная обусловленность действий, поступков, всего поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются потребности, общественные требования и пр.

Нормы социальные - правовые и моральные поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества.

Нравственное воспитание - процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Нравственность - совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность.

Общение - взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, навыками и умениями, являющееся необходимым условием развития и формирования личностей и групп.

Отношения личности - присущие данному человеку устойчивые переживания, возникающие на практическом или мысленном взаимодействии его с теми или иными сторонами действительности (людьми, процессами деятельности, вещами, самим собой).

Перспектива жизненная - образ желанной и осознаваемой как возможной своей будущей жизни при условии достижения определенных целей.

Перцепция - область восприятий, т.е. явлений чувственного познания.

Поступок - сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в коем он утверждает себя как личность - в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Поступок - основная единица социального поведения. В нем проявляется и формируется личность человека.

Притязание - стремление личности достигнуть определенного статуса, определенной цели, определенного результата деятельности.

Рефлексия - внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира.

Самоактуализация - непрерывное стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Самоопределение человека - сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции и направленности действий в разнообразных проблемных ситуациях.

Самооценка - элемент самосознания, состоящий в оценке личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; соотнесении или сравнении своего социального положения, успеха, привлекательности, морального облика либо с общепризнанными в обществе ценностями и требованиями, либо личностно значимыми ценностями, идеалами, нормами поведения.

Самосознание (Я-концепция) - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к себе; образ собственного Я, выступающего, как установка по отношению к самому себе. Оно включает следующие компоненты:

· когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д.;

· эмоциональный компонент - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.;

· оценочно-волевой компонент - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.

Среда социальная - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности.

Статус личности - положение субъекта в системе отношений межличностных, определяющее его права, обязанности и привилегии..

Страх - психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств - тревоги, беспокойства в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

Темперамент - совокупность индивидуально-психических свойств человека, характеризующаяся быстротой возникновения чувств и их силой. Т. проявляется также и в особенностях движений человека.

Толерантность - терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д.; это минимально необходимое качество общественных отношений, позволяющих избегать насилия и принуждения.

Фрустрация - психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми или не оправдываемыми препятствиями к желанной цели.

Характер - совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности.

Ценности социальные - более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т.е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, основных путей и средств, ведущих к этим целям.

Ценностные ориентации - фиксированные действенные предпочтения личности, позволяющие ей ранжировать объекты по значимости для нее.

Эгоцентризм - познавательная позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных целях, мыслях и переживаниях, а также ограниченной способностью воспринимать; объективно внешние воздействия и состояния других людей.

Экстраверсия и интроверсия - характеристика индивидуально психологических различий человека, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного субъективного мира.

Эмпатия - качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 224.