ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

90-е годы стали периодом коренных изменений российского общества. Изменились приоритеты экономического и социального развития, активно развивается постиндустриальный сектор экономики, используются новые механизмы и финансовые источники решения проблем. Комплексной перестройке подвергается и система образования, с одной стороны, имеющая прекрасные традиции образования молодого поколения, но, с другой, накопившая серьезные проблемы развития. В особенно сложном положении оказалась сельская школа России, которая в наибольшей степени испытывает трудности, связанные с трансформацией общества и экономики.

В 2000-2001 учебном году сельские школы области составили 78% (889) численности всех школ, в них обучалось 39% (113,3 тыс. учащихся) и работало 50,4% педагогических работников (15,3 тыс.).

В структуре сельских школ доля начальных школ составляет 14,8%, основных -32,2%, средних - 52%.

Динамика изменения численности учащихся сельских школ, за последние 5 лет свидетельствует о сокращении контингента школьников. Сложившаяся демографическая ситуация приведет к тому, что к 2010 году сокращение учащихся составит 1/3 контингента (90 тыс. человек).

К основным проблемам сельской школы отнесу:

не всегда высокое качество образования;

устаревшая материально-техническая база, включая здания, сооружения с высоким процентом износа, аудио- и видеотехнику, компьютерную технику и программное обеспечение, сельскохозяйственную технику;

устаревший библиотечный фонд;

низкий уровень финансовой обеспеченности;

нехватка и низкий уровень квалификации части учителей;

высокие удельные затраты на одного учащегося, превышающие затраты в городской школе в 3-10 раз;

недостаточное развитие современных коммуникаций;

отсутствие возможностей у местных общин, родителей и сельскохозяйственных предприятий оказывать существенную поддержку сельской школе.

Сказанное в первую очередь отношу к малочисленной школе, поскольку эта категория школ стремительно увеличивается. На сегодняшний день каждую третью сельскую школу можно отнести к малочисленной: начальная - менее 10 чел., основная - менее 40, средняя - менее 100. И это не предел: через 4 года уже каждая вторая сельская школа перейдет в разряд малочисленных.

Названные мною восемь проблем остро сегодня стоят практически для 75% малочисленных школ.

В этих условиях необходима стратегия комплексного решения проблем, позволяющая, с одной стороны, решить перечисленные проблемы, а с другой, при этом учесть особый социально-культурный статус сельской школы, демографические особенности, накопленный позитивный опыт и традиции как сельского образования в целом, так и конкретной школы.

Прогнозируя деятельность малочисленных школ в условиях складывающейся демографической ситуации, мы в области в качестве приоритетной еще 15 лет назад определили проблематику сельской малочисленной школы. С тех пор и научные, и методические разработки были направлены на оказание помощи педагогическим коллективам этих учреждений. Замечу, там где педагоги серьезно воспринимали новые подходы в дифференциации обучения, использовали новейшие методики и технологии преподавания в классах с малой наполняемостью в таких школах и в условиях малочисленности учащиеся получают качественные знания.

Там же, где работают по старинке, результаты, мягко говоря, плачевные.

В этом году мы провели контрольные работы по математике по текстам Главного управления в образования.

Наиболее низкий результат – во многих малочисленных сельских школах. К примеру, в Борщевской школе Хохольского района из 2 учеников выпускного класса, писавших работу, оба получили неудовлетворительные оценки, из 4 Елизаветинской Павловского района – 4 «неуда».

Такие примеры не единичны.

В последнее время на встречах с педагогической общественностью интересуются моим отношением к разрабатываемой программе реструктуризации сельских школ. Имеет ли право в этих условиях малочисленная школа на существование?

Безусловно, имеет, если в школе создана добротная учебная и материальная база, позволяющая обеспечить качественный учебный процесс, если в школе работает высококвалифицированный творческий состав педагогов, если конечный результат работы школы соответствует государственному образовательному стандарту.

Недавно мне пришлось рассматривать предложения органов муниципальной власти по реструктуризации сельской школы. Вспоминается Новоусманский район. В числе других здесь Тимирязевская и Горенсковысельская средние малочисленные школы. Район предложил – первую сохранить, вторую реорганизовать в основную. Горенсковысельская школа известна далеко за пределами района: ее учащиеся одерживают победы на предметных олимпиадах, высокий процент поступления выпускников в высшие учебные заведения. Педагогический коллектив добился, чтобы школа стала домом радости для детей, зоной спокойствия для родителей.

Результаты работы не замедлили сказаться при проведении областной контрольной по математике, о которой я упоминал, эта малочисленная школа дала наилучшие результаты среди сельских школ.

А вот, что касается Тимирязевской, из 10 выпускников, писавших работу, все 10 получили неудовлетворительные оценки. Есть над чем подумать и управленцам района, и методической службе, и педагогическому коллективу, и родителям. Не буду перечислять результаты изучения уровня и качества подготовки учащихся сельских школ по русскому языку и литературе, физике и химии, иностранному языку и другим предметам - по многим школам результаты оставляют желать много лучшего.

Причины, они разные.

В школе с малой наполняемостью классов сложно применять традиционные классно-урочные методики, а также сложившиеся формы воспитательной работы. В малочисленной школе ребенок и его родители ограничены в праве выбора содержания образования, т. к. отсутствует возможность организовать профильное обучение на старшей ступени, ввести индивидуальные и дифференцированные учебные планы, сконцентрировать ресурсы учебного времени на организацию внеклассной работы по предметам: факультативы, кружки, предметные декады, организовать допрофессиональную подготовку и профессиональную ориентацию школьников.

Малочисленная школа лишена возможности участия в процессах интеграции общего и профессионального образования. Крупные сельские школы имеют договоры о творческом сотрудничестве с вузами, техникумами, в соответствии с которыми в школу привлекается профессорско-преподавательский состав, для учащихся вводятся различные спецкурсы, школьники получают возможность пользоваться вузовскими библиотеками, лабораториями, техническими средствами и центрами, участвуют в вузовских конференциях, олимпиадах, научных обществах. Это в значительной степени способствует повышению уровня общеобразовательной подготовки выпускников школ и повышает их конкурентоспособность при поступлении в вузы.

Как показывает практика, малочисленная школа ограничивает возможности для социализации школьников: сужается круг общения со сверстниками, возможности для развития их способностей средствами дополнительного образования, организации массовых мероприятий со школьниками: олимпиад, конкурсов, смотров, конференций, спортивных соревнований.

Да и учителю, работающему в малочисленной школе психологически тяжелее работать с небольшим количеством учащихся. Учитель, работающий в таком классе, часто не может заниматься в малом классе, поскольку не получил соответствующей методической подготовки. Сам он не только теряется в такой обстановке (особенно, молодой учитель или пришедший из крупной сельской, или городской школы),но нередко психологически изматывает учащихся своим постоянным давлением, ежесекундным лет контролем, ежедневным выставлением оценок.

Наблюдения последних десяти лет убеждают, что массовая сельская школа не всегда обеспечивает ребенку возможности выбора своей образовательной траектории, получения полноценного предметного образования тем детям, которые тянутся к научной, инженерной или другой деятельности, не связанной с сельским хозяйством, через кооперацию: дошкольные учреждения – школы – профильные классы – дополнительные образовательные учреждения – высшие программы образования, организацию классов – спутников, дистанционного обучения и т.д.

К сожалению, деятельность сельской школы не в полной мере учитывает тот факт, что сельская школа – часть регионального экономического пространства. А это требует тесного взаимодействия, сплетения между образовательным сектором и трудовым рынком, обеспечение освоения этой деятельности: дети планируют свою деятельность в поле или на ферме, оценивают ее результаты, ведут эксперименты на опытных участках, осваивают сельскохозяйственную грамотность, необходимую для овладения любым видом сельскохозяйственной деятельности (подготовка фермеров, экономические знания, маркетинг).

Создание укрупненных школ в целях активизации процесса в них, позволит широко применять в них обновленную педагогическую технологию обучения учащихся с применением проблемных, лекционно-семинарских методик преподавания предметов, использование технологий развивающего обучения, личностной ориентации педагогического процесса.

Все это должно заставить нас задуматься о том , что необходимо сделать, чтобы все дети, вне зависимости от места жительства, получали полноценное образование, позволяющее им реализовать себя в жизни, быть адекватным миру и себе.

В чем же проблемы сельской школы? В местности, где преобладает сельскохозяйственный труд? Или в особенностях педагогического труда в малочисленной школе? А может быть, в отсутствии достаточной социальной или культурной инфраструктуры?

Концепция реструктуризации сельской школы, принятая Правительством Российской Федерации, определила стратегию развития сельской школы.

Основные цели реформы определяются теми проблемами, с которыми сталкивается сельский житель и которые школа должна помочь решить. Только в этом случае сельская школа будет востребована сельской общиной и может получить реальную поддержку со стороны местных сообществ.

На мой взгляд, таких проблем три.

Первая: выпускник сельской школы должен на равных условиях конкурировать с выпускником городской школы за возможность продолжить образование (особенно в высших учебных заведениях).

Вторая: занятость в сельском хозяйстве будет сокращаться, и выпускник сельской школы должен обладать разнообразием умений и навыков, повышающих его социальную, экономическую и пространственную мобильность, т.е. его адаптацию к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям.

Третья: проблема состоит в усилении мотивации сельских жителей к высокопроизводительному труду и росту благосостояния для самостоятельного решения экономических проблем, особенно проблемы самозанятости.

Таким образом, школа вообще, и сельская школа в частности должна, должна готовить людей с более высоким уровнем знаний, более мобильных и имеющих более высокий уровень мотивации к работе. Это позволяет определить три главные цели реформ: повышение уровня знаний учащихся сельских школ для возможности продолжения образования в системе начального, среднего и высшего образования; увеличение разнообразия знаний, навыков и умений для повышения экономической, пространственной и социальной мобильности выпускников сельских школ, а также повышения предпринимательской активности и воспитания лидерских способностей для высоко мотивированной эффективной трудовой деятельности.

Для достижения трех перечисленных целей (знания, адаптация, мотивация) необходимы реформы по трем основным направлениям: изменение содержания образования, изменение системы управления образованием и изменение сети общеобразовательных учреждений. Только в этом случае может быть достигнут системный эффект решения проблем.

Основная из них – качество знаний учащихся. А она-то наиболее слабое звено для абсолютного большинства малочисленных школ. В соответствии с обозначенными целями, реформа содержания образования в сельской школе должна предусматривать возможность получения знаний на уровне сильных городских школ в старших классах сельских школ (особенно математики, русского языка и литературы, географии, истории, иностранных языков и других дисциплин, использующихся на вступительных экзаменах в вузы), возможность индивидуализации обучения в зависимости от жизненного выбора учащегося (жизнь в селе и работа в сельском хозяйстве, жизнь в селе и работа в несельскохозяйственной сфере, жизнь и работа в городе или городских поселках), а также преподавание дисциплин, повышающих мотивацию и лидерские способности (основы предпринимательства, экономика. право, технология, психология, политология, игровые виды спорта и другие). Решить данные задачи традиционными способами не представляется возможным. Поэтому необходимы реформы образовательных программ, реформа сети образовательных учреждений и реформа управления образованием, что и предусматривается правительственной концепцией модернизации образования.

Назову несколько основных направлений реформирования сельских общеобразовательных учреждений, которые, несомненно, на мой взгляд, будут способствовать повышению качества образования.

Во-первых, создание сети базовых сельских школ, обеспечивающих высокий уровень знаний для школьников, собирающихся продолжать образование в вузах. Создание такой сети предполагает выбор месторасположения базовых школ, решение транспортной задачи или задачи проживания учащихся в пришкольных интернатах, приоритетное обеспечение базовых школ необходимым учебным оборудованием, коммуникациями, библиотечным фондом, квалифицированными учителями и достаточным финансированием. Численность базовых школ и численность учащихся должна определяться в соответствии с местными условиями. В настоящее время в большинстве районов уже определены базовые сельские школы, способных обеспечить более высокое качество знаний. Именно они должны быть полностью комплектными школами полного общего образования. Эта задача наиболее актуальна, так как с переходом на двенадцатилетнюю образовательную программу на третьей ступени обучения предполагается профильное обучение. А это значит, одиннадцатых классов в средней школе должно быть не менее трех: гуманитарный, естественно-математический, общий. Сегодня, решая проблему базовых школ, мы на завтра создаем предпосылки перехода на новую повышенную ступеньку качества знаний.

Вторым направлением может стать создание центров и систем дистанционного обучения в сельских районах с неразвитой транспортной сетью.

Первое и второе направление реструктуризации сети нацелены на решение проблемы повышения уровня знаний.

Третьим направлением видится создание образовательных центров, связывающих сельскую школу с учреждениями начального профессионального и среднего профессионального образования, а также с учреждениями дополнительного образования для решения проблемы индивидуализации обучения и приобретения предпрофессиональной подготовки по нескольким специальностям. Обучение в таких центрах может в несколько раз повысить возможность социальной, экономической и пространственной мобильности учащихся сельской школы.

Замечу, выпускник основной школы, в силу различных причин имеющий недостаточный багаж знаний, может через систему начального профессионального образования получить любую рабочую профессию, а также социальную защиту.

И, наконец, четвертое. Развитие сети базовых школ и образовательных центров вызовет необходимость создания школьных округов. Каждая базовая школа и образовательный центр будут формировать своеобразное «поле притяжения» для начальных и основных школ, связанных преемственностью образовательных программ, территориальным соседством, совместными учебно-методическими семинарами, использованием спортивных сооружений, библиотечного фонда и другими взаимовыгодными связями. Изучение общественного мнения показывает, что в отношении реструктуризации особенно агрессивно настроены учителя именно той части сельских малочисленных школ, учащиеся которых не подтверждают полученных знаний. Они боятся остаться без работы и без своего пусть минимального, но гарантированного жалованья. Вместе с тем, они отмечают, что их воспитанникам будет трудно адаптироваться в новом большом коллективе сверстников, а из-за поездок останется меньше времени на выполнение домашних заданий.

В этих условиях органам управления образованием, институту повышения квалификации и переподготовки работников образования предстоит провести конкретную организаторскую работу по переподготовке высвобождающихся педагогов с тем, чтобы максимальное их число было трудоустроено, а их профессиональный потенциал востребован. Программа реструктуризации должна быть рассчитана не на один год. Безусловно, неоднозначна и позиция родителей. Часть их настроена консервативно - в пользу сохранения существующего порядка вещей. Другие, как правило, люди с высоким образованием, не дожидаясь реструктуризации, по собственной инициативе отправляют своих детей учиться в крупные школы, расположенные в крупных селах, либо в районных центрах. Современный научно-технический прогресс с его быстрыми изменениями в сфере производства особенно актуализировал задачу качественного образования. Не может быть и речи об успешности личности в обществе, если человек не может получить необходимые знания в соответствии с требованиями современного производства. В этих условиях резко повышается ответственность школы, в том числе и сельской, за конечный результат своей работы.

Это приводит к необходимости поиска и использования таких педагогических технологий, которые обусловили бы возможность воспитанникам сельских образовательных учреждений полнее адаптироваться в реальной деятельности. Мною затронут лишь один аспект предстоящей модернизации образования – проблема качества знаний сельских школьников. Но, как мне кажется, он должен быть стержневым в системе образования. Не благодаря амбициям чиновников, а из-за назревших жизненных потребностей идет поиск путей качественного образования. Оправдан ли один из них, предлагаемых мною, покажет время.

Станислав Рогачев,

 заместитель начальника Главного

управления образования, начальник

 управления общего образования,

 заслуженный учитель школы России

Профессор

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЗОВЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

 

1. Под базовой общеобразовательной школой понимается образовательное учреждение среднего (полного) общего образования, расположенное в сельской местности, отвечающее определенным социально-педагогическим требованиям и условиям, удовлетворяющее потребности населения по целям и содержанию всех ступеней общего образования.

2. К социально-педагогическим требованиям, которым должна отвечать базовая общеобразовательная школа, следует отнести:

· -возможность обучения в школе детей всех трех ступеней общего образования в одну смену;

· -возможность учебно-материальной базы школы для реализации программ общего образования в полном объеме;

· -возможность кадрового состава для обеспечения более высоких, чем в среднем по району, показателей качества образовательных услуг;

· -возможность создания специальных условий как для одаренных детей, имеющих недостатки психического, физического или социального развития или же педагогически запущенных детей, имеющих пробелы в опорных знаниях и умениях;

· -возможность удовлетворения разнообразных познавательных и коммуникативных потребностей детей и подростков в процессе внешкольных занятий;

· -возможность использования в интересах образования и воспитания детей социо-культурного потенциала муниципального образования, административно-территориального района(микрорайона) расположения школы.

3 Функции базовой средней общеобразовательной школы

Наряду с деятельностью, определенной Типовым положением об общеобразовательном учреждении, базовая средняя общеобразовательном учреждении, базовая средняя общеобразовательная школа осуществляет следующие функции:

- организация на собственной учебно-материальной базе работы по развитию различных форм повышения уровня обучения учащихся и оценки качества их подготовки, с участием обучающихся из близлежащих школ: организация работы научных обществ, обучение по дополнительным образовательным программам, создание условий для проведения единого государственного экзамена, олимпиад по школьным учебным предметам и вузовских олимпиад и др.;

- организация методической работы: создание и организация работы территориальных методических объединений учителей, проведение совместных педагогических и методических советов с педагогами близлежащих школ, оказание им консультационной и практической помощи в организации учебно-воспитательного процесса;

- организация общих массовых мероприятий с учащимися близлежащих школ.

4. Порядок создания и комплектования базовых школ.

4.1. При создании базовых средних общеобразовательных школ особое внимание должно быть обращено на соблюдение следующих принципов:

- принцип доступности (оптимальность территориального размещения и, при необходимости, наличие условий) для безопасной, своевременной, бесперебойной доставки учащихся из близлежащих населенных пунктов;

- принцип выбора (выбор учащимися или их родителями различных типов классов). В составе базовой средней общеобразовательной школы должны быть классы разного уровня (работающие по типовым программам, компенсирующего обучения, с углубленным обучением отдельных предметов) и различного профиля (гуманитарные, физико-математические, естественнонаучные и др.);

- принцип гарантированности качества, более высокого в сравнении с другими школами;

4.2 В соответствии с указанными принципами:

4.2.1 Классы 1 ступени базовой средней общеобразовательной школы как правило комплектуются учащимися, проживающими вблизи учебного заведения, с учетом правил приема, установленных уставом данного учреждения.

Комплектование начальных классов должно проводиться с участием медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей.

4.2.2 Комплектование классов 2 и 3 ступени осуществляется с учетом оптимального соотношения непрофилированных и профилированных классов.

Учащиеся 5-11 классов должны иметь возможность обучаться в классах различного уровня и профиля.

Решение о присвоении учреждению статуса базовой средней общеобразовательной школы и создании условий для осуществления им соответствующих функций принимается с учетом конкретных потребностей и возможностей района, оформляется приказом муниципального органа управления образованием.

Особенности деятельности учреждения, связанные с выполнением функций базовой средней общеобразовательной школы, отражаются в его Уставе и согласовываются с учредителем.

 

В.Ф. Трещалин

зам. нач. Управления образования,

Главного управления образования администрации области



МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ И СОСТАВЛЕНИЯ

Дата: 2019-12-22, просмотров: 242.