Дискуссия – форма коллективного взаимодействия, которое предполагает свободный обмен мнениями. Учащиеся работают с материалом, содержание которого предполагает противоречивые подходы. Мы предлагаем дискуссионные формы уроков проводить на темы:
«Сигареты и жизнь – вещи несовместимые»;
«Я выбираю здоровый образ жизни»;
«Сочетание несочетаемого» (человек и сигарета) и др.
Ход мероприятия:
1. Постановка проблемы, ее представление классу исходит от учителя.
2. Учитель делит класс на подгруппы.
3. Участники каждой группы выбирают представителя.
4. Группам дается небольшое время для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения.
5. Учитель просит представителей групп собраться в центре класса, чтобы высказать позицию своей группы в соответствии с полученными от группы указаниями. Кроме представителей групп никто не имеет права высказываться, однако участникам групп разрешается передавать указания своим представителям записками.
6. Учитель может разрешить представителям групп взять тайм-аут для консультаций.
7. Обсуждение проблемы представителями групп заканчивается по истечении заранее установленного времени.
8. После обсуждения проводится его критический разбор классом.
Включенность учащихся в обсуждение темы позволяет решать задачи не только общеразвивающего свойства (развитие коммуникативных навыков, умение аргументировано излагать свою точку зрения, уважительное отношение к мнению другого), но и формировать активную позицию, ориентированную на здоровый образ жизни.
«Круглый стол» – беседа, в которой участвует небольшое количество человек и происходит обмен мнениями между участниками и «аудиторией» – остальным классом. В форме «круглого стола» могут проходить обсуждения локальных проблем («Будущее в наших руках», «Серьезно о наболевшем» и др.)
Мозговой штурм – метод используется для стимуляции высказываний детей по определенным вопросам. Педагог предлагает детям высказывать идеи и мнения и фиксирует их на доске, без какой-либо оценки или обсуждения, до тех пор, пока не исчерпаются идеи или не кончится отведенное для этого время. Затем организуется обсуждение высказанных идей.
Можно предложить детям продолжить следующую фразу: «Для меня самое ценное – это…». Попробуйте вместе с ребятами определить существующие ценности: здоровье, независимость, ценность личности, жизненных достижений (развитие талантов), материальные ценности и т.д.
Конференции
В качестве одной из форм обсуждения проблемы можно предложить проведение мини-конференции, сопровождающейся выставкой работ ребят:
- плакаты;
- фотографии.
После конференции можно выпустить стенную газету, где будут размещены лучшие статьи и сказки участников Проекта, а также впечатления ребят о проведенном мероприятии.
Акции
Акция – донесение до общественного сознания вопросов о вреде курения табака и его последствиях, о проблеме духовного и физического здоровья подрастающего поколения. Акции проводятся также с целью привлечения внимания к Проекту средств массовой информации, общественных и государственных структур.
· Акция «Конвенция прав некурящих»
Конвенция – международный договор по какому-либо вопросу.
Во время беседы по профилактике разбираются понятия «ответственность», «права» и «обязанности».
Обсуждаются вопросы:
1. Кто такой ответственный человек?
2. Какие качества присущи ответственному человеку?
3. Что такое права и обязанности?
4. Чего у человека больше - прав или обязанностей?
5. Всегда ли человек соблюдает права другого человека?
6. Какие права существуют у некурящих людей?
Ведущий фиксирует общие выводы на ватмане.
Учащимися разрабатывается и принимается конвенция.
· Акция «Поменяй сигарету на конфету»
Учащиеся в паре вместе с родителями учтиво и вежливо предлагают прохожим в обмен на сигарету конфету со словами о вреде курения и призывом бросить курить.
Отданные сигареты собираются в коробку и утилизируются.
· Анкетирование
При составлении анкет нужно учитывать, для кого они предназначены, для какого возраста (в подростковом возрасте это существенно, т.к. в 7 и 9 классах у ребят довольно разные оценки ситуаций и проблем). Вопросы в анкете должны быть несложными, понятными, ответы – четкими и краткими.
· Акция «Мой друг бросил курить»
В школу приглашается известный человек для рассказа о своем решении бросить курить. Школьники могут предложить ему взять над ними шефство.
Актуальная публицистика
Статья предполагает изложение материала по проблеме в публицистическом стиле. Так, собрав мнения одноклассников и сравнив их со своими собственными представлениями, можно прийти к общим выводам и оценкам.
Эссе – это краткая постановка проблемы с характеристикой объекта исследования, обоснованием путей исследования и небольшим по объему анализом собранного материала.
Беседа/интервью (рекомендации к проведению):
Следует заранее обдумать, что необходимо уточнить, выяснить, и быть готовым к неточным и неопределенным ответам.
Не надо долго задерживаться на неудобном вопросе. Кроме прямых вопросов есть и косвенные, на которые собеседник может дать ответ или отреагировать.
Продумайте схему вопросов, ход интервью с запасными вариантами, если что-то пойдет не так.
Очень опасно перебивать человека. Вопросы можно задавать только в паузах, если человек потерял мысль или не знает, о чем говорить дальше.
Беседу можно записать на диктофон, но только с предварительного согласия собеседника.
Сначала надо ставить нейтральные вопросы, потом уже по проблеме.
Не надо «лукавить с собеседником», т.е. сообщите человеку, что вы хотите поучаствовать в конкурсе; объясните, что поднятая проблема актуальна и многим интересна.
Избегайте критических оценок полученной информации.
Более 40-45 минут беседу вести не следует, человек устает.
Поблагодарите человека за помощь и сотрудничество.
Ролевая игра
Ролевая игра – метод обучения через практические действия.
Фактически школьнику предлагается проиграть какую-то жизненную ситуацию в зависимости от роли, которую он получил в соответствии с сюжетом. Использование ролевых игр позволяет обучить необходимым жизненным навыкам, в частности, навыкам поведения в ситуациях, связанных с возможностью вовлечения выкуривания первой сигареты или негативного влияния табачного дыма на здоровье человека в случае пассивного курения.
Экскурсии
Необходимо выделить такой вид организации профилактики курения, как экскурсия в медицинский музей. Перед посещением музея необходимо провести подготовительное занятие. Учащиеся должны быть готовы к просмотру экспонатов. После посещения музея ребятам можно предложить письменную работу на тему «Скажи «НЕТ» табаку».
Дата: 2019-12-22, просмотров: 255.