ОБЛАСТНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОБЛАСТНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«БУДЬ ЗДОРОВ!»

Методические рекомендации
в помощь организатору класса, участвующего в проекте

 

 

7-9 классы

 

 

г. Екатеринбург 2011

УДК 37.035.461

ББК 74.200.58

ББК 74.200.545.1

 

Общественно-государственное движение «Попечительство о народной трезвости» в Свердловской области

Научно-исследовательская лаборатория педагогики Православия УрО РАО

АНО «Просветительский центр»

 

Областной социально-педагогический проект «Будь здоров!» Методические рекомендации в помощь организатору класса, участвующего в проекте. 7-9 классы. Екатеринбург: УрО РАО, 2011. – 76 с.

 

Составители:

священник Игорь Бачинин, к.п.н.; Погорелов С.Т, к.п.н.; Попов С.М.;
Самойлова Н.А.

 

Методические рекомендации составлены на основе практической работы по предупреждению курения подростков 7-9 классов. В настоящем пособии представлены конкурсные мероприятия Областного социально-педагогического проекта «Будь здоров!», их организация и проведение.

Рекомендации окажут помощь специалистам управлений образования МО, руководителям образовательных учреждений, заместителям директоров школ и лицеев по воспитательной работе, а также родителям в организации внешкольной и внеклассной деятельности учащихся.

Рекомендуется для проведения в образовательных учреждениях.

 

 © АНО «Просветительский центр», 2011.



Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ.. 5

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «БУДЬ ЗДОРОВ!». 8

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «БУДЬ ЗДОРОВ!» 10

Условия участия в проекте. 14

Порядок проведения конкурсных мероприятий проекта. 15

Сайт и социальная сеть проекта. 17

Организация мероприятий муниципального уровня. 19

Организация мероприятий школьного уровня. 20

Организация мероприятий в рамках Проекта.. 23

Планирование мероприятий Проекта.. 24

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА.. 28

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ: 31

Конференция «Утверждение трезвости в современном обществе» 33

Организация и проведение: 33

Подведение итогов и порядок награждения: 34

Обучающий семинар для кураторов классов, участвующих в Проекте 35

Организация и проведение: 35

Конкурс «Трезвость! Лидерство! Успех!». 36

Организация и проведение: 36

Подведение итогов и порядок награждения: 37

мероприятия, инициированные классом-участником проекта 38

Организация и проведение: 39

Методические рекомендации по использованию активных форм обучения: 39

Дискуссии и «круглые столы», мозговой штурм. 39

Конференции. 41

Акции. 41

Актуальная публицистика. 43

Ролевая игра. 44

Экскурсии. 44

Критерии оценки отчета по мероприятию: 44

Подведение итогов и порядок награждения. 44

Творческие мероприятия.. 46

Конкурс «Иван да Марья». 46

Организация и проведение: 46

Подведение итогов и порядок награждения: 47

Конкурс Агитбригад. 48

Организация и проведение: 48

Подведение итогов и порядок награждения: 50

Литературный конкурс. 50

Организация и проведение конкурса: 50

Подведение итогов и порядок награждения: 52

Конкурс Фотогазет. 53

Организация и проведение: 53

Подведение итогов и порядок награждения: 55

СПОРТИВНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. 56

Соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья!». 56

Организация и проведение соревнования: 56

Подведение итогов и порядок награждения: 57

Контроль и психологическая поддержка.. 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 62

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 63

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня проблема сохранения и укрепления здоровья россиян стала одним из приоритетов, как государственной социальной стратегии, так и общества в целом. В стране сохраняется высокая смертность, в том числе людей трудоспособного возраста, остается низкой рождаемость, в результате чего численность населения сокращается. Угроза депопуляции в своей основе объясняется недооценкой всеми слоями населения важности сохранения здоровья, отсутствием системы целенаправленной воспитательной работы с детьми и молодежью. Поэтому продолжают расти масштабы алкоголизма, наркомании, табакокурения среди несовершеннолетних, девальвируются в молодежной среде семейные ценности. Создание условий для устойчивого духовного и физического совершенствования личности становящегося человека, возрождение национальных культурных традиций в формировании культуры здоровья подрастающего поколения – важная задача всех социальных институтов в настоящее время.

Сложившиеся в прошлый исторический период формы и методы работы по предупреждению социальных пороков среди несовершеннолетних в новых социокультурых условиях оказываются малоэффективными. Несмотря на усилия семьи, воспитательную работу общеобразовательной школы, растет доля курящих и употребляющих алкоголь, наркотики (по данным, которые были приведены на совместном заседании Комиссии Общественной палаты РФ по формированию здорового образа жизни, спорту и туризму и Лиги здоровья нации). Дети начинают курить с первого-второго класса, среди российских подростков курят 67% мальчиков и 57% девочек.

Седьмой год по инициативе Екатеринбургской епархии и органов областной власти в г. Екатеринбурге и Свердловской области проводятся конкурсные мероприятия по профилактике табакокурения в молодежной среде. Ежегодно в них принимают участие более 100 классов.

С 2008-2009 гг. социально-педагогический проект «Будь здоров!» стал частью работы Общественно-государственного Движения «Попечительство о народной трезвости» Свердловской области.

Принципы общественно-государственного Движения «Попечительство о народной трезвости» выступают как регулятивная основа для организации Проекта «Будь здоров!»

Проект включает в себя спортивно-массовые мероприятия, творческие конкурсы, научно-практические конференции и образовательные чтения для детей, учителей и родителей. Открытость образовательного пространства дает возможность использовать в образовательном процессе различные источники, средства и формы образования, выходящие за рамки традиционного понимания школьного обучения.

Исследователями механизмов возникновения социальных зависимостей установлено, что табакокурение всегда предшествует винопитию и употреблению наркотиков. Поэтому предупреждение курения в подростковом возрасте является одной из форм профилактики социальных пороков, формирования устойчивости личности к ним. Широкая общественность, осознавая опасность сохранения тенденции к распространению табакокурения среди несовершеннолетних, ищет новые формы профилактической работы.

Профилактическая работа в рамках Проекта является важным средством формирования здорового образа жизни подростков. Б.Т. Лихачев называет такую работу антиотравляющим воспитанием и понимает под ним процесс формирования у детей осознания опасности токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам. Профилактическая работа Проекта опирается на лучшие качества учащихся, на их достижения, пусть и небольшие.

Профилактическая работа проекта включает в себя:

1. Работу с учащимися через включение их в активную деятельность.

2. Работу с родителями через содействие им в формировании у ребенка широкого мировоззренческого мышления без отрицательного личного опыта.

3. Работу с учителями через повышение профессионального мастерства педагогов в области профилактики табакокурения.

Главным условием участия в Проекте является принятие классом на себя обязательства быть некурящим в течение всего периода конкурсных мероприятий.

Проект проводится в соответствии с его планом-графиком.

Победителем Проекта становится класс, который в финальных состязаниях набрал наибольшее количество баллов, при условии, что 100% учащихся в классе не курят.

Для организации и проведения конкурсных мероприятий Проекта формируется организационный комитет и рабочая группа.

Для отслеживания процесса реализации конкурсных мероприятий Проекта разработан и запущен сайт областного социально-педагогического проекта. Каждое муниципальное образование – участник Проекта имеет на сайте отдельную страницу, на которой размещает информацию о ходе и выполнении своих мероприятий.

Главный приз социально-педагогического проекта «Будь здоров!» – поездка всем классом на море.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «БУДЬ ЗДОРОВ!»

 

Деятельность Областного социально-педагогического проекта «Будь здоров!» (далее – Проект) направлена на сохранение и укрепление физического и духовно-нравственного здоровья учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ Свердловской области. В реализации проекта интегрируются усилия государства, образовательных учреждений, Церкви, бизнеса и общественности.

Методика проведения конкурсных мероприятий Проекта построена на принципах личной и коллективной ответственности школьников. Учащиеся самостоятельно выбирают мероприятия из предложенных, оценивают свои соревновательные возможности и поддерживают друг друга.

Цель Проекта:

Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения на основе традиционных для России духовно-нравственных ценностей.

Задачи Проекта:

· Объединение усилий субъектов органов местного самоуправления в формировании среды свободной от негативных зависимостей.

· Формирование у подростков отношения к здоровью как ценности жизни.

· Содействие развитию школы как площадки объединения усилий родителей, педагогов, общественности в патриотическом воспитании.

· Расширение в школьной среде знаний о вреде табака, алкоголя, игромании и др.

· Создание условий для творческого и физического развития личности подростка.

· Расширение социального партнерства родителей, педагогов и учащихся в процессе формирования среды свободной от негативных зависимостей.

· Привлечение внимания родителей, педагогов, средств массовой информации, общественности к проблемам духовно-нравственного и физического здоровья детей.

· Создание в интернетпространстве условий для общения участников Проекта.

 

Девиз: «Здорово быть здоровым!»

Сроки проведения : с 13 сентября 2011 г. Открытие Проекта (Областной праздник «День трезвости») по 1 апреля 2012 года – финальные мероприятия Проекта в рамках молодежной недели трезвости.

 

Участники: Муниципальное образование, школа, учащиеся 7, 8 и 9-х классов, координатор, куратор, родители.

Организаторы:

· Общественно-государственное движение «Попечительство о народной трезвости»;

· Научно-исследовательская лаборатория педагогики Православия Учреждения Российской Академии образовании «Уральское отделение»;

· АНО «Просветительский центр»;

а также представители Екатеринбургской епархии, депутаты Областной и Городской Думы, представители Администраций городов Свердловской области, учреждений образования, медицины, СМИ, предприниматели.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «БУДЬ ЗДОРОВ!»

 

Проект включает в себя мероприятия: научно-методические, самостоятельно инициированные, творческие и спортивно-массовые.

 

                                                                                 

 

                                                                               

 

 

 

В свою очередь, в каждой категории в разное время проводится ряд более конкретных мероприятий, имеющих свои специфические цели, задачи и содержание.

 

Проект имеет три уровня: область – муниципалитет – ОУ.

Для организации и проведения конкурсных мероприятий Проекта формируется Организационный комитет областного уровня Проекта, Организационные комитеты муниципальных образований, участвующих в Проекте, Попечительский совет проекта, рабочая группа.

Деятельность Оргкомитета областного уровня:

Оргкомитет областного уровня – консультативно-совещательный орган, осуществляет функцию единого централизованного координатора социально-педагогического проекта «Будь здоров!»

Деятельность Оргкомитета областного уровня обусловлена решением следующих задач:

- обеспечение взаимодействия ответственных структурных единиц «область – муниципалитет – ОУ»;

- определение ответственности за выполнение Проекта;

- обеспечение эффективного распределения информации.

В функциональные обязанности Оргкомитета областного уровня входит:

1) координация Проекта;

2) определение сроков проведения мероприятий Проекта;

3) обеспечение участников Проекта методической и консультативной помощью;

4) определение единых критериев оценки мероприятий в МО;

5) сбор информации о ходе реализации Проекта;

6) подготовка мониторинговых отчетов.

 

Деятельность Оргкомитета муниципального уровня:

Оргкомитет муниципального уровня – консультативно-совещательный орган, осуществляет функцию координатора Проекта в МО.

Деятельность Оргкомитета муниципального уровня обусловлена решением следующих задач:

- обеспечение взаимодействия ответственных структурных единиц «муниципалитет – область», «муниципалитет – ОУ»;

- определение ответственности за выполнение Проекта в муниципальном образовании;

- обеспечение эффективного распределения информации в муниципальном образовании.

В функциональные обязанности муниципалитетов-участников Проекта входит:

1) принятие решения участия в Проекте;

2) создание Оргкомитета в МО;

3) информирование школ о начале Проекта в 2011-2012 учебном году;

4) направление своих представителей на обучающий семинар;

5) определение «комплекса событий» – план-график мероприятий Проекта на 2011-2012 учебный год;

6) ежемесячное подведение промежуточных итогов и рейтинг участников Проекта;

7) самостоятельное определение призеров Проекта МО;

8) самостоятельное, из средств МО, награждение призеров и участников Проекта призами и наградами;

9) выдвижение класса-победителя на областной Полуфинал Проекта;

10) направление в областной оргкомитет Проекта представителя оргкомитета МО для участия в комиссии жюри Полуфинала Проекта.

 

Этапы реализации Проекта:

1. Подготовительный этап: сентябрь-октябрь 2011 г.

2. Основной этап: ноябрь 2011 г. - февраль 2012 г.

3. Областной этап: март-август 2012 г.

 

Планируемые мероприятия Проекта:

Организационные мероприятия Проекта:

· Выпуск методических рекомендаций.

· Круглый стол представителей ОУ муниципалитетов – октябрь 2011 года.

· Сайт Проекта.

Конкурсные мероприятия проекта.

Научно-методические мероприятия:

· Обучающий семинар для кураторов классов, участвующих в Проекте.

· Конференция «Утверждение трезвости в современном обществе».

· Конкурс «Трезвость! Лидерство! Успех!»

Антиалкогольная акция-пикет накануне Нового года.

Подведение итогов.

Награждение победителей.

Условия участия в Проекте

 

1. Коллективное решение класса участвовать в Проекте и взятие обязательства стать некурящим классом.

2. Продолжение участия в Проекте возможно в том случае, если 90% и более учащихся выполняют взятое обязательство.

3. Самостоятельное избрание классом куратора, которым может быть любой человек – родитель, учитель, старшеклассник, студент – пользующийся авторитетом и доверием класса.

4. Координация участия в соревновании со стороны классного руководителя, который также может быть куратором.

5. Победителем может быть класс, где 100% учащихся не курят.

 

Планирование мероприятий Проекта

№/п

 

Мероприятие

Содержание работы школьного этапа
Проекта.

Оборудование,

ТСО

теория практика 1. «Папа, мама, я – спортивная семья!» 1. Выбор оргкомитета команды. 2. Знакомство с предполагаемыми эстафетами соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья!». 3. Выбор участников и формирование команд. 4. Обсуждение атрибутов команды. 5. Придумывание девиза, названия команды. 6. Подготовка болельщиков. 7. Проведение инструктажа.     1. Спортивные тренировки. 2. Выбор лучшей команды класса для участия в соревновании «Папа, мама, я – спортивная семья!» городского этапа.   1.Спортивный инвентарь. 2.Спортивная одежда, обувь и перчатки. 3.Бумага. 4.Краски, кисти. 5.Фломастеры. 6.Фотоаппарат. 7.Сухой паек.   1. Конкурс Агитбригад 1. Знакомство с Положением о проведении конкурса Агитбригад. 2. Выбор оргкомитета. 3. Выбор участников (по желанию учащихся). 4. Обсуждение правил и выбор сюжета конкурса. 5. Обсуждение атрибутов команды.   1. Написание сценария. 2. Обсуждение декораций и костюмов. 3. Распределение ролей. 4. Разучивание ролей. 5. Репетиции. 6. Проведение школьного этапа конкурса. 7. Выбор лучшей работы класса для участия в городском этапе конкурса.   1. Бумага. 2. Краски. 3. Музыкальные инструменты. 4. Видеокамера. 5. Компьютер. 6. Электронный носитель.   8. Конкурс «Иван да Марья»   1. Знакомство с Положением о проведении конкурса «Иван да Марья». 2. Выбор оргкомитета. 3. Выбор участников (по желанию учащихся). 4. Обсуждение и выбор тем видеороликов. 5. Объяснение правил конкурса.   1. Написание сценария. 2. Подготовка видеоматериала. 3. Привлечение к работе специалистов. 4. Проведение школьного этапа конкурса. 5. Выбор лучшей работы класса для участия в городском этапе конкурса.   1.Бумага. 2.Ручки. 3.Видеокамера. 4. Компьютер. 5. Электронный носитель. 9. Конкурс Фотогазет   1. Знакомство с Положением о проведении конкурса Фотогазет. 2. Выбор оргкомитета; 3. Выбор участников (по желанию учащихся). 4. Обсуждение тем, объяснение правил конкурса.   1. Подготовка фотографий. 2. Подготовка планшета. 3. Привлечение к работе специалистов. 4. Проведение школьного этапа конкурса. 5. Выбор лучшей работы класса для участия в городском этапе конкурса. 6. Организация выставки в классе.   1. Фотоаппарат. 2. Ватман. 3. Бумага. 4. Клей. 10. Литературный конкурс 1. Знакомство с Положением о проведении Литературного конкурса. 2. Выбор оргкомитета. 3. Выбор участников (по желанию учащихся). 4. Обсуждение, выбор тем и номинаций, объяснение правил конкурса. 5. Объяснение особенностей построения текста (сказки, статьи, басни и др.). 6. Зачитывание предыдущих работ (сказки, статьи и др.). 7. Разбор ошибок и успехов в написании работ предложенных жанров.   1. Написание и правка текстов. 2. Привлечение для консультаций, учителей русского языка и литературы. 3. Проведение школьного этапа конкурса. 4. Выбор лучшей работы для участия в городском этапе конкурса. 5. Оформление лучшей сказки в печатном виде и электронном варианте.   1.Бумага. 2.Ручки. 3.Ком-пьютер. 4.Диск CD.

 

Внимание! Для Полуфинала Проекта необходимо сделать видеозаписи конкурсов Агитбригад (2 мин.) и «Папа, мама, я – спортивная семья!» (3 мин.)


Таблица 3.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА

 




Проект

"Будь здоров!"

 2011-2012

Учебного года

Этапы

Подготови-тельный

Основной

Областной

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

1

Организационные мероприятия Проекта:

 

 

Выпуск методических рекомендаций

+

 

 

 

 

 

 

 

Круглый стол представителей УО муниципалитетов

 

+

 

 

 

 

 

 

Сайт Проекта

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Конкурсные мероприятия проекта:

 

 

Конкурс №1

 

 

+

 

 

 

 

 

Конкурс №2

 

 

+

 

 

 

 

 

Конкурс №3

 

 

 

+

 

 

 

 

Конкурс №4

 

 

 

 

+

 

 

 

Конкурс №5

 

 

 

 

 

+

 

 

3

Полуфинал

 

 

 

 

 

+

 

 

4

Научно-методические мероприятия:

 

 

Обучающий семинар для кураторов классов участвующих в Проекте

 

 

+

 

 

 

 

 

Конференция «Утверждение трезвости в современном обществе»

 

 

 

 

 

+

 

 

Тематический слет «Трезвость! Лидерство! Успех!» - зимняя встреча

 

 

 

 

+

 

 

 

Тематический слет «Трезвость! Лидерство! Успех!» - летняя встреча (20-30 июля 2012г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Финал:

 

Конкурсы

 

 

 

 

 

 

+

+

Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

+

+

Награждение победителей

 

 

 

 

 

 

 

+

Задачи:

· показать теоретические подходы и основания формирования здорового образа жизни;

· обмен опытом по развитию социальной устойчивости к различного вида зависимостям у детей и молодежи;

· ознакомление с опытом разработки комплексных программ по профилактике зависимостей.

 

Организация и проведение:

Участники секции: представители классов, включенных в Областной социально-педагогический проект «Будь здоров!»

Участие в секции конференции может быть в следующих формах:

Ö Статья в сборник.

Ö Доклад по теме секции конференции.

Ö Представление информационно-педагогического проекта (урока, классного часа или внеклассного мероприятия) о вреде курения и других форм зависимостей.

Ö Доклад-презентация о ходе проведения конкурсных мероприятий Проекта или других профилактических мероприятиях (например, о проведении воспитательного мероприятия «17 ноября – День без табака»).

Ö Стендовый доклад по проблеме профилактики зависимостей.

Ö Выступление Агитбригады.

Ö В качестве слушателя конференции.

 

Правила конкурсного участия в конференции:

Заявки (работы) принимаются до 25 ноября 2011 г.

Статьи и доклады принимаются только по теме конференции или секции.

Участники, подавшие заявки после окончания указанного срока сдачи, приглашаются к участию только в качестве слушателей.

Сроки проведения конкурса:

I этап – с 1 по 26 ноября 2011 г.

Срок сдачи заявок на городской этап с 1 по 20 ноября 2011 г.

II этап – 1 по 10 декабря 2011 г.

Задачи:

· подготовка участников к планированию и проведению конкурсных мероприятий Областного социально-педагогического проекта «Будь здоров!» в МО;

· консультирование по решению вопросов финансирования проекта «Будь здоров!» в МО;

· консультирование ответственных за проведение проекта в МО по формированию итоговой и сводной отчетности конкурсных мероприятий на сайте Проекта;

· информирование координаторов проекта «Будь здоров!» в МО о должностных обязанностях педагогических работников, задействованных в Проекте.

Организация и проведение:

Участники семинара: представители оргкомитетов проекта «Будь здоров!», действующих в МО Свердловской области.

 

В ходе работы семинара рассматриваются вопросы:

1. Формирование оргкомитетов в МО.

2. Принципы планирования Проекта.

3. Опыт организации и проведения конкурсных мероприятий.

4. Мониторинг хода реализации Проекта.

 

Сроки проведения семинара:

с 1 по 30 октября 2011 г.

Конкурс «Трезвость! Лидерство! Успех!»

Конкурс проводится в рамках мероприятий Тематического слета «Трезвость! Лидерство! Успех!»

Задачи:

· способствовать воспитанию интереса к здоровому образу жизни учащейся молодежи;

· стимулирование создания и реализации в ОУ инновационных программ и проектов, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

· повышение мотивации подрастающего поколения на проявление социальной активности, формирование внутренней готовности принимать участие в общественной жизни.

Организация и проведение:

Участники: представители классов, включенных в Проект.

На заочный этап конкурса принимается комплект материалов:

Ö Заявка на участие в Конкурсе «Трезвость! Лидерство! Успех!».

Ö Три методические разработки тематических классных часов по теме «Трезвость! Лидерство! Успех!», в которых могут быть раскрыты такие аспекты, как: «Влияние информационного пространства на молодежь», «Ложные мифы в алкогольно-табачной сфере», «История трезвеннического движения России», «Выдающиеся люди Отечества (примеры здорового образа жизни для молодежи на основе традиционных для России духовно-нравственных ценностей)» и другие.

Ö Фотографии стендов, которые являются наглядным сопровождением тематических классных часов по теме «Трезвость! Лидерство! Успех!», представленных на конкурс. Формат стенда - А1. На фотографиях должно быть видно содержимое стенда.

Ö Презентация или 3-х минутный видеоролик о проведенных тематических классных часах по теме «Трезвость! Лидерство! Успех!» (Видеоматериал лучше загрузить на видеохостинг (например, YouTube) и выслать ссылку на него. Также можно выслать данные материалы приложением к письму).

Ö Пять отзывов слушателей (учащихся, родителей, педагогов) о проведенных тематических классных часах по теме «Трезвость! Лидерство! Успех!»

Ö Письмо-сочинение детской команды участников конкурса на тему: «Наша команда – это …» (какие темы актуальны, на какие особенности в работе по данной тематике вы обращаете внимание, материалы проекта «Общее дело» и др., насколько сформирована ваша команда, какие видите перспективы работы по данной тематике, чем бы особенно хотели поделиться и др.) (2 листа)

Ö Список литературы, сайтов, видео (1-2 листа).

На заочный этап конкурса присылаются материалы по всем выше перечисленным пунктам!

Объем приложений не ограничивается. Представленные материалы не возвращаются.

Сроки проведения конкурса:

I этап – с 1 ноября 2011 г. по 20 февраля 2012 г.

Сроки подачи материалов с 20 февраля по 5 марта 2012 г.

II этап – с 20 по 30 июля 2011 г. (очный этап конкурса)

Организация и проведение:

Каждый класс-участник Проекта может самостоятельно проводить мероприятия, которые соответствуют цели и задачам Проекта. Для этого:

1) необходимо с 25 по 30 число месяца, предшествующего проведению мероприятия, утвердить положение о нем в Оргкомитете муниципального уровня (Приложение. Ф5);

2) в конце каждого месяца класс-участник должен представить отчет о проведенных мероприятиях;

3) отчет должен содержать ход мероприятия, 2-3 фотографии и итоги мероприятия;

4) к отчету могут быть приложены отзывы родителей, поддерживающие письма государственных и общественных организаций, дипломы, грамоты;

5) каждый класс-участник может представить на конкурс не более пяти работ в месяц.

Методические рекомендации по использованию
активных форм обучения:

· дискуссии, «круглые столы», конференции, акции, экскурсии, сюжетно-ролевые игры и др.

 


Конференции

 

В качестве одной из форм обсуждения проблемы можно предложить проведение мини-конференции, сопровождающейся выставкой работ ребят:

- плакаты;

- фотографии.

После конференции можно выпустить стенную газету, где будут размещены лучшие статьи и сказки участников Проекта, а также впечатления ребят о проведенном мероприятии.

 

Акции

 

Акция – донесение до общественного сознания вопросов о вреде курения табака и его последствиях, о проблеме духовного и физического здоровья подрастающего поколения. Акции проводятся также с целью привлечения внимания к Проекту средств массовой информации, общественных и государственных структур.

 

· Акция «Конвенция прав некурящих»

Конвенция – международный договор по какому-либо вопросу.

Во время беседы по профилактике разбираются понятия «ответственность», «права» и «обязанности».

 

Обсуждаются вопросы:

1. Кто такой ответственный человек?

2. Какие качества присущи ответственному человеку?

3. Что такое права и обязанности?

4. Чего у человека больше - прав или обязанностей?

5. Всегда ли человек соблюдает права другого человека?

6. Какие права существуют у некурящих людей?

Ведущий фиксирует общие выводы на ватмане.

Учащимися разрабатывается и принимается конвенция.

 

· Акция «Поменяй сигарету на конфету»

Учащиеся в паре вместе с родителями учтиво и вежливо предлагают прохожим в обмен на сигарету конфету со словами о вреде курения и призывом бросить курить.

Отданные сигареты собираются в коробку и утилизируются.

 

· Анкетирование

При составлении анкет нужно учитывать, для кого они предназначены, для какого возраста (в подростковом возрасте это существенно, т.к. в 7 и 9 классах у ребят довольно разные оценки ситуаций и проблем). Вопросы в анкете должны быть несложными, понятными, ответы – четкими и краткими.

 

· Акция «Мой друг бросил курить»

В школу приглашается известный человек для рассказа о своем решении бросить курить. Школьники могут предложить ему взять над ними шефство.



Актуальная публицистика

 

Статья предполагает изложение материала по проблеме в публицистическом стиле. Так, собрав мнения одноклассников и сравнив их со своими собственными представлениями, можно прийти к общим выводам и оценкам.

 

Эссе – это краткая постановка проблемы с характеристикой объекта исследования, обоснованием путей исследования и небольшим по объему анализом собранного материала.

 

Беседа/интервью (рекомендации к проведению):

 

Следует заранее обдумать, что необходимо уточнить, выяснить, и быть готовым к неточным и неопределенным ответам.

Не надо долго задерживаться на неудобном вопросе. Кроме прямых вопросов есть и косвенные, на которые собеседник может дать ответ или отреагировать.

Продумайте схему вопросов, ход интервью с запасными вариантами, если что-то пойдет не так.

Очень опасно перебивать человека. Вопросы можно задавать только в паузах, если человек потерял мысль или не знает, о чем говорить дальше.

Беседу можно записать на диктофон, но только с предварительного согласия собеседника.

Сначала надо ставить нейтральные вопросы, потом уже по проблеме.

Не надо «лукавить с собеседником», т.е. сообщите человеку, что вы хотите поучаствовать в конкурсе; объясните, что поднятая проблема актуальна и многим интересна.

Избегайте критических оценок полученной информации.

Более 40-45 минут беседу вести не следует, человек устает.

Поблагодарите человека за помощь и сотрудничество.



Ролевая игра

Ролевая игра – метод обучения через практические действия.

Фактически школьнику предлагается проиграть какую-то жизненную ситуацию в зависимости от роли, которую он получил в соответствии с сюжетом. Использование ролевых игр позволяет обучить необходимым жизненным навыкам, в частности, навыкам поведения в ситуациях, связанных с возможностью вовлечения выкуривания первой сигареты или негативного влияния табачного дыма на здоровье человека в случае пассивного курения.

 

Экскурсии

Необходимо выделить такой вид организации профилактики курения, как экскурсия в медицинский музей. Перед посещением музея необходимо провести подготовительное занятие. Учащиеся должны быть готовы к просмотру экспонатов. После посещения музея ребятам можно предложить письменную работу на тему «Скажи «НЕТ» табаку».

 

Творческие мероприятия

 

· Конкурс «Иван да Марья».

· Конкурс Агитбригад.

· Литературный конкурс.

· Конкурс Фотогазет.

 

Конкурсы проводятся в 2 этапа:

I этап – уровень класса;

II этап – уровень города.

 

Состав жюри конкурсов определяет Оргкомитет муниципального уровня Проекта.

Для участия в творческих конкурсах Проекта классам-участникам необходимо заполнить заявку (Приложение Ф6).

Конкурс «Иван да Марья»

 

Задачи:

· Формирование у подростков знаний о нравственных нормах и ценностях.

· Знакомство с традициями Российской семьи.

 

Конкурс проводится в 2 этапа:

I этап – уровень класса;

II этап – уровень города.

Организация и проведение:

Конкурс «Иван да Марья» - конкурс видеофильмов.

Каждый класс-участник Проекта может выставить команду из двух человек – мальчика и девочки.

Класс представляет на рассмотрение жюри видеоролик, в котором ведущими, комментаторами и главными действующими лицами является выдвинутая для участия в конкурсе пара.

Темы для видеоролика: «Семья – традиции и современность», «Семья – это главное!», «Большая семья – большое счастье!», «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Трудовая династия», «Патриотизм в кругу семьи».

Продолжительность видеоролика не более 5 минут.

Работы принимаются в формате DVD, MPEG 2, AVI.

Работы, представленные на II (городской) этап конкурса после окончания указанного срока сдачи, к участию в конкурсе не принимаются.

 

Сроки проведения конкурса и срок сдачи заявок и работ I и II этапов конкурса определяет Оргкомитет муниципального уровня Проекта.

 

Критерии оценки:

· соответствие теме конкурса и наиболее полное ее раскрытие;

· оригинальность сценарного замысла, авторской позиции;

· целостность формы;

· простота и доступность понимания;

· убедительность;

· художественное исполнение: качество операторской работы и монтажа, подбор музыки и видеоряда.

Конкурс Агитбригад

Задачи:

· Формирование коммуникативных качеств личности учащихся посредством коллективного творчества.

· Гражданско-патриотическое воспитание школьников.

· Развитие творческих способностей.

 

Организация и проведение:

Конкурс Агитбригад – командный конкурс, основа которого коллективное творчество. Участники заранее готовят тексты, песни, оформление для сценок, пишут лозунги.

 

II этап конкурса будет проходить по параллелям 7, 8 и 9-х классов.

 

Количество участников Агитбригады – не более 10 человек от класса.

Во время мероприятия можно использовать растяжки с лозунгами, макеты декораций и музыкальные инструменты.

Представление может быть в стихах, в форме песенной сценки.

Выступление должно соответствовать следующим требованиям:

1) иметь название;

2) продолжительность выступления команды всего 2 минуты, так как общее время финального мероприятия ограничено;

3) не должны использоваться технические средства: магнитофон, проектор и т.д. – все то, что помешает качественно выступить Агитбригаде на любой площадке – в походе, в поезде или на палубе, в рабочем цехе.

4) Рекомендуемый внешний вид участников: для девочек – юбка не выше колена, блузка с закрытыми плечами и без глубокого выреза; для мальчиков – брюки, рубашка.

Для участия на городском уровне каждый класс-участник может представить не более одной работы.

Лучшие конкурсные работы в последующем могут быть использованы при создании социальной рекламы.

Заявки, предоставленные на II (городской) этап конкурса после окончания указанного срока сдачи, к участию в конкурсе не принимаются.

 

Сроки проведения конкурса и срок сдачи заявок и работ I и II этапов конкурса определяет Оргкомитет муниципального уровня проекта.

 

Критерии оценки:

· соответствие целям конкурса;

· позитивное содержание работы;

· прослеживаемое смысловое наполнение;

· эффективность рекламного общения;

· культура сценического поведения, эстетичность исполнения;

· оригинальность исполнения;

· композиционная целостность;

· оформление выступления.

Литературный конкурс

 

Задачи:

· Формирование негативного отношения к курению, навыков умения находить правильное решение в трудных жизненных ситуациях.

· Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников.

· Развитие у подростков образного мышления; способности к сочинительству; любви к слову и русскому языку.

Конкурс Фотогазет

Задачи:

· Формирование в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к историческому прошлому России.

 

Организация и проведение:

Каждый класс-участник может представить на конкурс не более одного фоторепортажа.

Фотографии должны быть размером 15х20 см и размещены на планшете 1,0 х 0,5 м.

В правом нижнем углу планшета (на табличке 2,0 х 15,0см) необходимо указать номер школы, класс, город.

Фоторепортаж должен иметь эпиграф, раскрывающий тему фотогазеты.

Фото должны быть сделаны участниками конкурса. Т.е. не допускается использование фотографий из Интернета и других источников кроме фотографий сопровождающих статьи о героях Фотогазеты.

Предлагаемые номинации:

1. «Моя семья»

Это могут быть фотографии под общим названием:

· «Семейный портрет в истории страны XX века»;

· «Наша дружная семья»;

· «Памятью предков дорожим»;

· «Мои дедушка и бабушка»;

· «Мои родители»;

· «Наши праздники» и т. д.

2. «Мой город»

Предлагаемые темы:

· «Прошлое и настоящее нашего города»;

· «Улицы нашего города» или «Улица нашего города»;

· «Памятники нашего города»;

· «Лица нашего города».

3. «Моя Родина»

Это могут быть фотоматериалы встреч с ветеранами войны и труда, экскурсий и поездок по стране, фотографии достопримечательностей того или иного города, края.

 

В газете должно быть не менее 7-10 фото с сопроводительным текстом.

Фото могут быть: сюжетные, репортажные, постановочные, стилизованные.

Сопроводительный текст к каждой фотографии – не более 50 печатных знаков.

При оценке работы будет учитываться графическое оформление фотогазеты (возможны сопроводительные рисунки и графические элементы).

 

Работы, представленные на II (городской) этап конкурса после окончания указанного срока сдачи, к участию в конкурсе не принимаются.

 

Сроки проведения конкурса и срок сдачи заявок и работ I этапа определяет Оргкомитет муниципального уровня проекта.

 

Критерии оценки

· Соответствие теме конкурса.

· Позитивное содержание работы.

· Эстетичность исполнения.

· Оригинальность композиции.

· Качество фотографических снимков (фото настоящего времени).

 

Обязательство класса

Подписанное учащимися обязательство может быть вывешено на информационный стенд школы или класса. Так учащиеся публично обязуются участвовать в Проекте.

Необходимо уделить процедуре подписания обязательств должное внимание, поскольку серьезное отношение, организованная процедура, торжественность момента придадут серьезность процессу, а значит, и данному слову – не курить. Если в конце учебного года ребята не могут вспомнить, какой документ они подписывали, то, видимо, он не был для них значимым.

Нужно дать учащимся возможность узнать что-то, может быть, в чем-то ошибиться, но зато однозначно осознать, что за свое здоровье, за свой успех они отвечают сами.

Положительная атмосфера

Вместе с учащимися создаются правила взаимодействия во время участия в Проекте и рассматриваются проблемные ситуации, связанные с участием в конкурсах. Каждый ученик поддерживает своего одноклассника и убеждает его участвовать в Проекте. В классе обсуждается, чем отличается убеждение одноклассника от наставления. Убедить можно в процессе беседы, обсуждения пользы некурения, и таким образом этот процесс становится значительной частью Проекта. Во время участия в Проекте нельзя обвинять другого во лжи, даже если есть подозрение в том, что ученик закурил. Учащимся необходимо осознавать, что физическое или психологическое давление не допускается.

Также участники могут, например, записывать в дневник или на стенд те ситуации, в которых они почувствовали, что было бы заманчиво покурить, и как они справились с такими ситуациями. Если ученик курил регулярно до начала участия в Проекте, но решил бросить, поддерживающее лицо оказывает ему помощь в этом стремлении.

Учащийся может попросить помощь в лечении от никотиновой зависимости у психолога школы. Куратор в сотрудничестве с оргкомитетом, должен организовать для желающих избавится от курения, встречу с психологами, священниками и квалифицированными медицинскими работниками.

 

Проблемные ситуации

В начале Проекта учащимся открыто рассказывается о тех проблемах, с которыми они могут столкнуться. Возможные проблемные ситуации и трудность некурения в определенных ситуациях можно заранее разобрать, например, с помощью ролевой игры, спектакля и др. Юмор, смех могут облегчить разбор трудной темы.

Обвинение:

Если класс не может участвовать в Проекте или вынужден прекратить участие из-за курения одного или нескольких учащихся, остальные могут обвинить их в этом. Так как целью Проекта не является наказание виновных, то такие ситуации следует разбирать на общих дискуссиях класса и использовать как учебные.

Нечестность учащихся:

Иногда учащиеся скрывают свое курение от других с целью получения приза или из-за боязни наказания. Целью Проекта является развитие таких качеств, как честность и ответственность.

 

Если курят в семье ученика

Курящие родители показывают отрицательный пример своему ребенку. Негативное отношение родителей к курению ребенка поможет молодому человеку утвердиться в правильности его выбора. Рекомендуется извещать родителей о ходе конкурсных мероприятий Проекта, так как они обычно бывают довольны тем, что их ребенок обещает не курить. Родители также будут поддерживать ученика. Участие в Проекте может вызвать дома дискуссию о курении и таким образом развивать доверие детей и родителей.

Не следует осуждать курящих родителей, а, используя ситуацию как учебную, порицать только вредную привычку.

 

Трудности контроля

Во время конкурсных мероприятий Проекта учащиеся класса самостоятельно отслеживают ситуацию. Еженедельно обсуждают готовность и способность продолжать свое участие в Проекте, возникшие трудности и достигнутые успехи.

Если кто-то закурил, класс или группа решает, что делать дальше. Если кто-нибудь выкурил, например, одну сигарету, но обещает больше не курить, класс решает, будет ли этот ученик продолжать участие в Проекте. Если нет, то класс может исключить этого ученика из участия в конкурсных мероприятиях Проекта. Регулярное курение не допустимо. Ребята сами контролируют некурение своих одноклассников. Раз в месяц класс собирается для подведения итогов и заполняет ежемесячный бланк подтверждения участия.

Куратору не нужно постоянно контролировать конкурентоспособность класса, да это и невозможно в то время, когда все расходятся по домам. Но учеников класса с начала соревнования следует мотивировать нести ответственность за себя и за свой класс.

Контроль реализуется через постоянное взаимодействие учащихся, куратора, классного руководителя; проведение регулярных встреч, занятий, посвященных некурению; составление ежемесячных отчетов и обеспечение поддержки для преодоления возникших трудностей.

В процессе реализации принципа доверия в данном проекте признается невозможность достижения 100-процентной гарантии некурения. Возможно, что среди классов-победителей будет учащийся, который курил в течение года. Однако цели, которые достигаются данным Проектом, значительно превышают негативные последствия возможных неконтролируемых ситуаций, например «курить модно» просто переворачивается в «модно не курить».

При необходимости классный руководитель или куратор может организовать для нуждающихся и желающих избавиться от курения психологическую поддержку или профессиональную помощь (телефон доверия, беседы с психологами, священнослужителями, квалифицированными медицинскими работниками).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проект «Будь здоров!» направлен на профилактику распространения курения, употребления алкоголя и других форм зависимостей, приводящих к девиантному поведению в школьной среде.

Научные исследования показывают, что обратимость курения связана с возрастом, в котором человек начинает курить, и чем раньше появляется эта вредная привычка, тем труднее отказаться от неё. Отказ от курения приносит пользу физическому и духовному здоровью как отдельного человека, так и его семье и обществу в целом. На подростка большое влияние оказывает среда и прежде всего сверстники. Именно в среде сверстников и происходит самоутверждение, не всегда в положительную сторону. И если друзья, тем более старшие, предлагают подростку закурить, трудно бывает отказаться, чтобы не показаться смешным, «маменькиным сынком», чтобы приобрести «уважение» и быть наравне.

Мы надеемся, что участники нашего Проекта найдут в себе силы сделать правильный выбор, выбор в пользу здорового образа жизни.


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ОБРАЗЕЦ. НЕ ЗАПОЛНЯТЬ


Ф 1

ЗАЯВКА

 

НА УЧАСТИЕ

Ф 2

КОЛЛЕКТИВНОЕ

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО КЛАССОВ

Мы, учащиеся класса школы, ознакомились с правилами Областного социально-педагогического проекта «Будь здоров!» и обязуемся не курить и не пробовать курить в период с 1 октября 2011 г. по 31 мая 2012 г.

 

Фамилия, имя Подпись Фамилия, имя Подпись
1.     16.    
2.     17.    
3.     18.    
4.     19.    
5.     20.    
6.     21.    
7.     22.    
8.     23.    
9.     24.    
10.     25.    
11.     26.    
12.     27.    
13.     28.    
14.     29.    
15.     30    

 

Всего учащихся в классе: ____________ Дата “ ____” _________20___г.

 

Куратор класса:_______________________________________________

Ф.И.О., подпись

_____________________________________________________________

Контактный телефон

 

Координатор класса: ___________________________________________

Ф.И.О., подпись

_____________________________________________________________

Контактный телефон

 

Адрес школы, телефон: ________________________________________

 

Ф 3

ОБЛАСТНОЙ ПРОЕКТ «БУДЬ ЗДОРОВ!»

Уч.г.

 

город______________________________

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО

 

Как ученик _________ класса _________ школы, я буду участвовать в Областном проекте «Будь здоров!», проводящемся с 1 октября 2011 г. по 31 мая 2012 г.

Как участник, я сделаю все возможное, чтобы наш класс дошел до Областного уровня проекта «Будь здоров!» Обязуюсь не курить в течение всего периода конкурсных мероприятий.

 

Дата: «____»___________20___г.

 

ИМЯ, ФАМИЛИЯ _______________________________ ____________

                                                                                                         Подпись

_______________________________________________ ____________

Й - в классе у куратора,

Й – дома.

ОБРАЗЕЦ. НЕ ЗАПОЛНЯТЬ

Ф 4

Ф 5

ПОЛОЖЕНИЕ

(заполняется классами самостоятельно)

 

Школа ___________________________________ Класс _____________

 

Мероприятие: ________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель: __________________________________________________________

________________________________________________________________

 

Задачи: ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата и место проведения мероприятия: ____________________________

________________________________________________________________

План и порядок проведения мероприятия: _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Сдается в оргкомитет МО.

 

ОБРАЗЕЦ. НЕ ЗАПОЛНЯТЬ

 Ф 6

ЗАЯВКА

на участие в конкурсе________________________________________

Областного проекта «Будь здоров!»

 

Адрес школы: ________________________________________________

 

Телефон: _____________________________________________________

 

Куратор класса: _______________________________________________

_____________________________________________________________

Ф.И.О., контактный телефон

 

Координатор класса: ___________________________________________

_____________________________________________________________

Ф.И.О., контактный телефон

 

 

ФИО участника конкурса Название работы Школа, класс
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      

 

«___»________________20___г.

 

 

Классный руководитель: _______________________/_______________/

 

 

Сдается в оргкомитет МО.

ОБРАЗЕЦ. НЕ ЗАПОЛНЯТЬ

 Ф 7

ЗАЯВКА

На участие в спортивном мероприятии _________________________

 

_____________________________________________________________

Областного проекта «Будь здоров!»

 

Адрес школы: ________________________________________________

_____________________________________________________________

 

Телефон: ____________________________________________________

 

 

№/п ФИО (полностью) Дата рождения (число, месяц, год) Школа, класс Допуск врача к соревнованиям
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        

 

Всего допущено к соревнованиям ______ человек. ________________

(подпись врача)

 

Куратор_____________________________________________________

(Ф.И.О., контактный телефон)

Классный руководитель: ___________________________/__________/

 

Печать                                                                        Дата

 

 

СПРАВКА

 

 

Сдается в оргкомитет МО.

 

ОБРАЗЕЦ. НЕ ЗАПОЛНЯТЬ

 Ф 8

 

Анкета

Место для фото

· Ф.И.О.______________________________________________________

· Школа, класс ________________________________________________

· Дата рождения (число, месяц, год)_______________________________

· Домашний адрес _____________________________________________

________________________________________________________________

· Телефон_____________________________________________________

· Ваши увлечения ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Ваш любимый школьный предмет ________________________________

________________________________________________________________

8. В каких конкурсах Проекта хотели бы участвовать __________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Назовите одну главную причину, по Вашему мнению, из-за которой школьники начинают курить?______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Попросите знакомых Вам людей, куривших раньше, вспомнить, в какой ситуации они закурили свою первую сигарету и сколько лет им тогда было? Как (по каким причинам) они смогли бросить курить? Перескажите кратко их рассказы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ф 8 (оборотная сторона)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11. Оцените приблизительно, какой процент (по Вашему мнению) семиклассников, восьмиклассников, девятиклассников в нашем городе реально курят или покуривают.

 

o Семиклассники______________

o Восьмиклассники____________

o Девятиклассники_____________

 

12. Что нужно сделать (по Вашему мнению), чтобы учащиеся средних школ не курили. Какие действия будут самыми эффективными?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вопросы для участников Проекта предыдущих лет:

 

13. Бросил ли кто-нибудь курить в Вашем классе за время проведения конкурсных мероприятий Проекта? Если «да», то сколько человек? __________________________________________________________

__________________________________________________________

 

14. Бросил ли кто-нибудь курить из Ваших близких или знакомых за время проведения конкурсных мероприятий Проекта? Связан ли их отказ от курения с тем, что Вы принимали участие в Проекте? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Подпись ___________________

Дата _______________

 

Сдается в оргкомитет МО.




Литература

5. Альтшулер, В. Б. Вредные привычки угроза здоровью / В. Б. Альтшулер. – М., 1989.

6. Белобородов, Н. Б. Воспитательная роль классного коллектива: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 104 с.

7. Бодалев, А. А. Психология общения. Избранные психологические труды. – 3-е изд., перераб. и допол. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 320 с.

8. Воспитание школьника / Москва, 2004. –  № 7. – С. 9–23.

9. Все в наших руках: Сборник материалов по профилактике наркомании. – Вып. 2 / сост.  Е. В. Устнова, Т. В. Каныгина, Е. Е. Агеева; Объединение «Дворец молодежи». – Екатеринбург, 1998. – 56 с.

10. Еременко, Н. И. Профилактика вредных привычек / Н. И. Еременко. – Волгоград. : Панорама, 2006. – 80 с.

11. Как я бросил курить (опыт борьбы с грехом табакокурения православного мирянина). Отцы Церкви и подвижники благочестия о курении/ сост. А. Кулаев. – М., Стихира, 2004.

12. Калюжный, А. С. Личностно-ориентированное воспитание в высшей военной школе: монография. – Н.Новгород. : НФВИУ, 2004. – 214 с.

13. Калюжный, А. С. Психология, педагогика и этика профессиональной деятельности: курс лекций. – Н.Новгород.: ННОУ «Гуманитарный Институт», 2004. – 179 с.

14. Карасева, Т. В. Современные аспекты реализа­ции здоровьесберегающих технологий / Т. В. Карасева // «Начальная школа». –  2005. –  № 11.

15. Маюров, А. Н., Маюров, Я. А. Уроки культуры здоровья. Табачный туман обмана: учебное пособие для ученика и учителя. 7-11 классы. Кн.2. М.: Педагогическое общество России, 2006. – 160 с.

16. Общественно-государственное движение «Попечительство о народной трезвости» в Свердловской области: материалы областной Учредительной конференции. – Екатеринбург, 2008. – 44 с.

17. Целуйко, В. М. От личности родителей к личности ребенка/ В. М. Целуйко. – Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

18. Склярова, Т. В., Янушкявичене, О. Л. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Издательский дом «Покров», 2004. – 144 с.

19. Система работы администрации школы по профилактике наркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур / сост. О. В. Галичкина. – Волгоград. : Учитель, 2006. – 159 с.

20. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами / под науч. ред. Л. М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.

21. Школьный психолог. – Москва, 2005. – № 4. – С. 34-46.

22. Школьный психолог. – Москва, 2005. – № 5. – С. 38-47.

23. Школьный психолог.  – Москва, 2005. – № 6. – С. 36-41.

24. Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры, или вы сказали «здравствуйте». Что дальше? Психология человеческой судьбы. Эрик Берн. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2004. – 576 с.

25. Эстетическое воспитание в средней школе: материалы для занятий и общешкольные мероприятия для учащихся 9-11 классов / сост. И. А. Тисленкова. – Учитель, 2007. – 135 с.

Учебно-методическое издание

 

ОБЛАСТНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«БУДЬ ЗДОРОВ!»

Методические рекомендации
в помощь организатору класса, участвующего в проекте

 

 

7-9 классы

 

 

г. Екатеринбург 2011

УДК 37.035.461

ББК 74.200.58

ББК 74.200.545.1

 

Общественно-государственное движение «Попечительство о народной трезвости» в Свердловской области

Научно-исследовательская лаборатория педагогики Православия УрО РАО

АНО «Просветительский центр»

 

Областной социально-педагогический проект «Будь здоров!» Методические рекомендации в помощь организатору класса, участвующего в проекте. 7-9 классы. Екатеринбург: УрО РАО, 2011. – 76 с.

 

Составители:

священник Игорь Бачинин, к.п.н.; Погорелов С.Т, к.п.н.; Попов С.М.;
Самойлова Н.А.

 

Методические рекомендации составлены на основе практической работы по предупреждению курения подростков 7-9 классов. В настоящем пособии представлены конкурсные мероприятия Областного социально-педагогического проекта «Будь здоров!», их организация и проведение.

Рекомендации окажут помощь специалистам управлений образования МО, руководителям образовательных учреждений, заместителям директоров школ и лицеев по воспитательной работе, а также родителям в организации внешкольной и внеклассной деятельности учащихся.

Рекомендуется для проведения в образовательных учреждениях.

 

 © АНО «Просветительский центр», 2011.



Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ.. 5

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «БУДЬ ЗДОРОВ!». 8

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «БУДЬ ЗДОРОВ!» 10

Условия участия в проекте. 14

Порядок проведения конкурсных мероприятий проекта. 15

Сайт и социальная сеть проекта. 17

Организация мероприятий муниципального уровня. 19

Организация мероприятий школьного уровня. 20

Организация мероприятий в рамках Проекта.. 23

Планирование мероприятий Проекта.. 24

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА.. 28

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ: 31

Конференция «Утверждение трезвости в современном обществе» 33

Организация и проведение: 33

Подведение итогов и порядок награждения: 34

Обучающий семинар для кураторов классов, участвующих в Проекте 35

Организация и проведение: 35

Конкурс «Трезвость! Лидерство! Успех!». 36

Организация и проведение: 36

Подведение итогов и порядок награждения: 37

мероприятия, инициированные классом-участником проекта 38

Организация и проведение: 39

Методические рекомендации по использованию активных форм обучения: 39

Дискуссии и «круглые столы», мозговой штурм. 39

Конференции. 41

Акции. 41

Актуальная публицистика. 43

Ролевая игра. 44

Экскурсии. 44

Критерии оценки отчета по мероприятию: 44

Подведение итогов и порядок награждения. 44

Творческие мероприятия.. 46

Конкурс «Иван да Марья». 46

Организация и проведение: 46

Подведение итогов и порядок награждения: 47

Конкурс Агитбригад. 48

Организация и проведение: 48

Подведение итогов и порядок награждения: 50

Литературный конкурс. 50

Организация и проведение конкурса: 50

Подведение итогов и порядок награждения: 52

Конкурс Фотогазет. 53

Организация и проведение: 53

Подведение итогов и порядок награждения: 55

СПОРТИВНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. 56

Соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья!». 56

Организация и проведение соревнования: 56

Подведение итогов и порядок награждения: 57

Контроль и психологическая поддержка.. 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 62

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 63

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня проблема сохранения и укрепления здоровья россиян стала одним из приоритетов, как государственной социальной стратегии, так и общества в целом. В стране сохраняется высокая смертность, в том числе людей трудоспособного возраста, остается низкой рождаемость, в результате чего численность населения сокращается. Угроза депопуляции в своей основе объясняется недооценкой всеми слоями населения важности сохранения здоровья, отсутствием системы целенаправленной воспитательной работы с детьми и молодежью. Поэтому продолжают расти масштабы алкоголизма, наркомании, табакокурения среди несовершеннолетних, девальвируются в молодежной среде семейные ценности. Создание условий для устойчивого духовного и физического совершенствования личности становящегося человека, возрождение национальных культурных традиций в формировании культуры здоровья подрастающего поколения – важная задача всех социальных институтов в настоящее время.

Сложившиеся в прошлый исторический период формы и методы работы по предупреждению социальных пороков среди несовершеннолетних в новых социокультурых условиях оказываются малоэффективными. Несмотря на усилия семьи, воспитательную работу общеобразовательной школы, растет доля курящих и употребляющих алкоголь, наркотики (по данным, которые были приведены на совместном заседании Комиссии Общественной палаты РФ по формированию здорового образа жизни, спорту и туризму и Лиги здоровья нации). Дети начинают курить с первого-второго класса, среди российских подростков курят 67% мальчиков и 57% девочек.

Седьмой год по инициативе Екатеринбургской епархии и органов областной власти в г. Екатеринбурге и Свердловской области проводятся конкурсные мероприятия по профилактике табакокурения в молодежной среде. Ежегодно в них принимают участие более 100 классов.

С 2008-2009 гг. социально-педагогический проект «Будь здоров!» стал частью работы Общественно-государственного Движения «Попечительство о народной трезвости» Свердловской области.

Принципы общественно-государственного Движения «Попечительство о народной трезвости» выступают как регулятивная основа для организации Проекта «Будь здоров!»

Проект включает в себя спортивно-массовые мероприятия, творческие конкурсы, научно-практические конференции и образовательные чтения для детей, учителей и родителей. Открытость образовательного пространства дает возможность использовать в образовательном процессе различные источники, средства и формы образования, выходящие за рамки традиционного понимания школьного обучения.

Исследователями механизмов возникновения социальных зависимостей установлено, что табакокурение всегда предшествует винопитию и употреблению наркотиков. Поэтому предупреждение курения в подростковом возрасте является одной из форм профилактики социальных пороков, формирования устойчивости личности к ним. Широкая общественность, осознавая опасность сохранения тенденции к распространению табакокурения среди несовершеннолетних, ищет новые формы профилактической работы.

Профилактическая работа в рамках Проекта является важным средством формирования здорового образа жизни подростков. Б.Т. Лихачев называет такую работу антиотравляющим воспитанием и понимает под ним процесс формирования у детей осознания опасности токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам. Профилактическая работа Проекта опирается на лучшие качества учащихся, на их достижения, пусть и небольшие.

Профилактическая работа проекта включает в себя:

1. Работу с учащимися через включение их в активную деятельность.

2. Работу с родителями через содействие им в формировании у ребенка широкого мировоззренческого мышления без отрицательного личного опыта.

3. Работу с учителями через повышение профессионального мастерства педагогов в области профилактики табакокурения.

Главным условием участия в Проекте является принятие классом на себя обязательства быть некурящим в течение всего периода конкурсных мероприятий.

Проект проводится в соответствии с его планом-графиком.

Победителем Проекта становится класс, который в финальных состязаниях набрал наибольшее количество баллов, при условии, что 100% учащихся в классе не курят.

Для организации и проведения конкурсных мероприятий Проекта формируется организационный комитет и рабочая группа.

Для отслеживания процесса реализации конкурсных мероприятий Проекта разработан и запущен сайт областного социально-педагогического проекта. Каждое муниципальное образование – участник Проекта имеет на сайте отдельную страницу, на которой размещает информацию о ходе и выполнении своих мероприятий.

Главный приз социально-педагогического проекта «Будь здоров!» – поездка всем классом на море.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «БУДЬ ЗДОРОВ!»

 

Деятельность Областного социально-педагогического проекта «Будь здоров!» (далее – Проект) направлена на сохранение и укрепление физического и духовно-нравственного здоровья учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ Свердловской области. В реализации проекта интегрируются усилия государства, образовательных учреждений, Церкви, бизнеса и общественности.

Методика проведения конкурсных мероприятий Проекта построена на принципах личной и коллективной ответственности школьников. Учащиеся самостоятельно выбирают мероприятия из предложенных, оценивают свои соревновательные возможности и поддерживают друг друга.

Цель Проекта:

Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения на основе традиционных для России духовно-нравственных ценностей.

Задачи Проекта:

· Объединение усилий субъектов органов местного самоуправления в формировании среды свободной от негативных зависимостей.

· Формирование у подростков отношения к здоровью как ценности жизни.

· Содействие развитию школы как площадки объединения усилий родителей, педагогов, общественности в патриотическом воспитании.

· Расширение в школьной среде знаний о вреде табака, алкоголя, игромании и др.

· Создание условий для творческого и физического развития личности подростка.

· Расширение социального партнерства родителей, педагогов и учащихся в процессе формирования среды свободной от негативных зависимостей.

· Привлечение внимания родителей, педагогов, средств массовой информации, общественности к проблемам духовно-нравственного и физического здоровья детей.

· Создание в интернетпространстве условий для общения участников Проекта.

 

Девиз: «Здорово быть здоровым!»

Сроки проведения : с 13 сентября 2011 г. Открытие Проекта (Областной праздник «День трезвости») по 1 апреля 2012 года – финальные мероприятия Проекта в рамках молодежной недели трезвости.

 

Участники: Муниципальное образование, школа, учащиеся 7, 8 и 9-х классов, координатор, куратор, родители.

Организаторы:

· Общественно-государственное движение «Попечительство о народной трезвости»;

· Научно-исследовательская лаборатория педагогики Православия Учреждения Российской Академии образовании «Уральское отделение»;

· АНО «Просветительский центр»;

а также представители Екатеринбургской епархии, депутаты Областной и Городской Думы, представители Администраций городов Свердловской области, учреждений образования, медицины, СМИ, предприниматели.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «БУДЬ ЗДОРОВ!»

 

Проект включает в себя мероприятия: научно-методические, самостоятельно инициированные, творческие и спортивно-массовые.

 

                                                                                 

 

                                                                               

 

 

 

В свою очередь, в каждой категории в разное время проводится ряд более конкретных мероприятий, имеющих свои специфические цели, задачи и содержание.

 

Проект имеет три уровня: область – муниципалитет – ОУ.

Для организации и проведения конкурсных мероприятий Проекта формируется Организационный комитет областного уровня Проекта, Организационные комитеты муниципальных образований, участвующих в Проекте, Попечительский совет проекта, рабочая группа.

Деятельность Оргкомитета областного уровня:

Оргкомитет областного уровня – консультативно-совещательный орган, осуществляет функцию единого централизованного координатора социально-педагогического проекта «Будь здоров!»

Деятельность Оргкомитета областного уровня обусловлена решением следующих задач:

- обеспечение взаимодействия ответственных структурных единиц «область – муниципалитет – ОУ»;

- определение ответственности за выполнение Проекта;

- обеспечение эффективного распределения информации.

В функциональные обязанности Оргкомитета областного уровня входит:

1) координация Проекта;

2) определение сроков проведения мероприятий Проекта;

3) обеспечение участников Проекта методической и консультативной помощью;

4) определение единых критериев оценки мероприятий в МО;

5) сбор информации о ходе реализации Проекта;

6) подготовка мониторинговых отчетов.

 

Деятельность Оргкомитета муниципального уровня:

Оргкомитет муниципального уровня – консультативно-совещательный орган, осуществляет функцию координатора Проекта в МО.

Деятельность Оргкомитета муниципального уровня обусловлена решением следующих задач:

- обеспечение взаимодействия ответственных структурных единиц «муниципалитет – область», «муниципалитет – ОУ»;

- определение ответственности за выполнение Проекта в муниципальном образовании;

- обеспечение эффективного распределения информации в муниципальном образовании.

В функциональные обязанности муниципалитетов-участников Проекта входит:

1) принятие решения участия в Проекте;

2) создание Оргкомитета в МО;

3) информирование школ о начале Проекта в 2011-2012 учебном году;

4) направление своих представителей на обучающий семинар;

5) определение «комплекса событий» – план-график мероприятий Проекта на 2011-2012 учебный год;

6) ежемесячное подведение промежуточных итогов и рейтинг участников Проекта;

7) самостоятельное определение призеров Проекта МО;

8) самостоятельное, из средств МО, награждение призеров и участников Проекта призами и наградами;

9) выдвижение класса-победителя на областной Полуфинал Проекта;

10) направление в областной оргкомитет Проекта представителя оргкомитета МО для участия в комиссии жюри Полуфинала Проекта.

 

Этапы реализации Проекта:

1. Подготовительный этап: сентябрь-октябрь 2011 г.

2. Основной этап: ноябрь 2011 г. - февраль 2012 г.

3. Областной этап: март-август 2012 г.

 

Планируемые мероприятия Проекта:

Организационные мероприятия Проекта:

· Выпуск методических рекомендаций.

· Круглый стол представителей ОУ муниципалитетов – октябрь 2011 года.

· Сайт Проекта.

Конкурсные мероприятия проекта.

Научно-методические мероприятия:

· Обучающий семинар для кураторов классов, участвующих в Проекте.

· Конференция «Утверждение трезвости в современном обществе».

· Конкурс «Трезвость! Лидерство! Успех!»

Антиалкогольная акция-пикет накануне Нового года.

Подведение итогов.

Награждение победителей.

Условия участия в Проекте

 

1. Коллективное решение класса участвовать в Проекте и взятие обязательства стать некурящим классом.

2. Продолжение участия в Проекте возможно в том случае, если 90% и более учащихся выполняют взятое обязательство.

3. Самостоятельное избрание классом куратора, которым может быть любой человек – родитель, учитель, старшеклассник, студент – пользующийся авторитетом и доверием класса.

4. Координация участия в соревновании со стороны классного руководителя, который также может быть куратором.

5. Победителем может быть класс, где 100% учащихся не курят.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 271.