ОБЛАСТНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«БУДЬ ЗДОРОВ!»
Методические рекомендации
в помощь организатору класса, участвующего в проекте
7-9 классы
г. Екатеринбург 2011
УДК 37.035.461
ББК 74.200.58
ББК 74.200.545.1
Общественно-государственное движение «Попечительство о народной трезвости» в Свердловской области
Научно-исследовательская лаборатория педагогики Православия УрО РАО
АНО «Просветительский центр»
Областной социально-педагогический проект «Будь здоров!» Методические рекомендации в помощь организатору класса, участвующего в проекте. 7-9 классы. Екатеринбург: УрО РАО, 2011. – 76 с.
Составители:
священник Игорь Бачинин, к.п.н.; Погорелов С.Т, к.п.н.; Попов С.М.;
Самойлова Н.А.
Методические рекомендации составлены на основе практической работы по предупреждению курения подростков 7-9 классов. В настоящем пособии представлены конкурсные мероприятия Областного социально-педагогического проекта «Будь здоров!», их организация и проведение.
Рекомендации окажут помощь специалистам управлений образования МО, руководителям образовательных учреждений, заместителям директоров школ и лицеев по воспитательной работе, а также родителям в организации внешкольной и внеклассной деятельности учащихся.
Рекомендуется для проведения в образовательных учреждениях.
© АНО «Просветительский центр», 2011.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.. 5
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «БУДЬ ЗДОРОВ!». 8
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «БУДЬ ЗДОРОВ!» 10
Условия участия в проекте. 14
Порядок проведения конкурсных мероприятий проекта. 15
Сайт и социальная сеть проекта. 17
Организация мероприятий муниципального уровня. 19
Организация мероприятий школьного уровня. 20
Организация мероприятий в рамках Проекта.. 23
Планирование мероприятий Проекта.. 24
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА.. 28
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ: 31
Конференция «Утверждение трезвости в современном обществе» 33
Организация и проведение: 33
Подведение итогов и порядок награждения: 34
Обучающий семинар для кураторов классов, участвующих в Проекте 35
Организация и проведение: 35
Конкурс «Трезвость! Лидерство! Успех!». 36
Организация и проведение: 36
Подведение итогов и порядок награждения: 37
мероприятия, инициированные классом-участником проекта 38
Организация и проведение: 39
Методические рекомендации по использованию активных форм обучения: 39
Дискуссии и «круглые столы», мозговой штурм. 39
Конференции. 41
Акции. 41
Актуальная публицистика. 43
Ролевая игра. 44
Экскурсии. 44
Критерии оценки отчета по мероприятию: 44
Подведение итогов и порядок награждения. 44
Творческие мероприятия.. 46
Конкурс «Иван да Марья». 46
Организация и проведение: 46
Подведение итогов и порядок награждения: 47
Конкурс Агитбригад. 48
Организация и проведение: 48
Подведение итогов и порядок награждения: 50
Литературный конкурс. 50
Организация и проведение конкурса: 50
Подведение итогов и порядок награждения: 52
Конкурс Фотогазет. 53
Организация и проведение: 53
Подведение итогов и порядок награждения: 55
СПОРТИВНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. 56
Соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья!». 56
Организация и проведение соревнования: 56
Подведение итогов и порядок награждения: 57
Контроль и психологическая поддержка.. 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 62
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 63
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня проблема сохранения и укрепления здоровья россиян стала одним из приоритетов, как государственной социальной стратегии, так и общества в целом. В стране сохраняется высокая смертность, в том числе людей трудоспособного возраста, остается низкой рождаемость, в результате чего численность населения сокращается. Угроза депопуляции в своей основе объясняется недооценкой всеми слоями населения важности сохранения здоровья, отсутствием системы целенаправленной воспитательной работы с детьми и молодежью. Поэтому продолжают расти масштабы алкоголизма, наркомании, табакокурения среди несовершеннолетних, девальвируются в молодежной среде семейные ценности. Создание условий для устойчивого духовного и физического совершенствования личности становящегося человека, возрождение национальных культурных традиций в формировании культуры здоровья подрастающего поколения – важная задача всех социальных институтов в настоящее время.
Сложившиеся в прошлый исторический период формы и методы работы по предупреждению социальных пороков среди несовершеннолетних в новых социокультурых условиях оказываются малоэффективными. Несмотря на усилия семьи, воспитательную работу общеобразовательной школы, растет доля курящих и употребляющих алкоголь, наркотики (по данным, которые были приведены на совместном заседании Комиссии Общественной палаты РФ по формированию здорового образа жизни, спорту и туризму и Лиги здоровья нации). Дети начинают курить с первого-второго класса, среди российских подростков курят 67% мальчиков и 57% девочек.
Седьмой год по инициативе Екатеринбургской епархии и органов областной власти в г. Екатеринбурге и Свердловской области проводятся конкурсные мероприятия по профилактике табакокурения в молодежной среде. Ежегодно в них принимают участие более 100 классов.
С 2008-2009 гг. социально-педагогический проект «Будь здоров!» стал частью работы Общественно-государственного Движения «Попечительство о народной трезвости» Свердловской области.
Принципы общественно-государственного Движения «Попечительство о народной трезвости» выступают как регулятивная основа для организации Проекта «Будь здоров!»
Проект включает в себя спортивно-массовые мероприятия, творческие конкурсы, научно-практические конференции и образовательные чтения для детей, учителей и родителей. Открытость образовательного пространства дает возможность использовать в образовательном процессе различные источники, средства и формы образования, выходящие за рамки традиционного понимания школьного обучения.
Исследователями механизмов возникновения социальных зависимостей установлено, что табакокурение всегда предшествует винопитию и употреблению наркотиков. Поэтому предупреждение курения в подростковом возрасте является одной из форм профилактики социальных пороков, формирования устойчивости личности к ним. Широкая общественность, осознавая опасность сохранения тенденции к распространению табакокурения среди несовершеннолетних, ищет новые формы профилактической работы.
Профилактическая работа в рамках Проекта является важным средством формирования здорового образа жизни подростков. Б.Т. Лихачев называет такую работу антиотравляющим воспитанием и понимает под ним процесс формирования у детей осознания опасности токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам. Профилактическая работа Проекта опирается на лучшие качества учащихся, на их достижения, пусть и небольшие.
Профилактическая работа проекта включает в себя:
1. Работу с учащимися через включение их в активную деятельность.
2. Работу с родителями через содействие им в формировании у ребенка широкого мировоззренческого мышления без отрицательного личного опыта.
3. Работу с учителями через повышение профессионального мастерства педагогов в области профилактики табакокурения.
Главным условием участия в Проекте является принятие классом на себя обязательства быть некурящим в течение всего периода конкурсных мероприятий.
Проект проводится в соответствии с его планом-графиком.
Победителем Проекта становится класс, который в финальных состязаниях набрал наибольшее количество баллов, при условии, что 100% учащихся в классе не курят.
Для организации и проведения конкурсных мероприятий Проекта формируется организационный комитет и рабочая группа.
Для отслеживания процесса реализации конкурсных мероприятий Проекта разработан и запущен сайт областного социально-педагогического проекта. Каждое муниципальное образование – участник Проекта имеет на сайте отдельную страницу, на которой размещает информацию о ходе и выполнении своих мероприятий.
Главный приз социально-педагогического проекта «Будь здоров!» – поездка всем классом на море.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «БУДЬ ЗДОРОВ!»
Деятельность Областного социально-педагогического проекта «Будь здоров!» (далее – Проект) направлена на сохранение и укрепление физического и духовно-нравственного здоровья учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ Свердловской области. В реализации проекта интегрируются усилия государства, образовательных учреждений, Церкви, бизнеса и общественности.
Методика проведения конкурсных мероприятий Проекта построена на принципах личной и коллективной ответственности школьников. Учащиеся самостоятельно выбирают мероприятия из предложенных, оценивают свои соревновательные возможности и поддерживают друг друга.
Цель Проекта:
Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения на основе традиционных для России духовно-нравственных ценностей.
Задачи Проекта:
· Объединение усилий субъектов органов местного самоуправления в формировании среды свободной от негативных зависимостей.
· Формирование у подростков отношения к здоровью как ценности жизни.
· Содействие развитию школы как площадки объединения усилий родителей, педагогов, общественности в патриотическом воспитании.
· Расширение в школьной среде знаний о вреде табака, алкоголя, игромании и др.
· Создание условий для творческого и физического развития личности подростка.
· Расширение социального партнерства родителей, педагогов и учащихся в процессе формирования среды свободной от негативных зависимостей.
· Привлечение внимания родителей, педагогов, средств массовой информации, общественности к проблемам духовно-нравственного и физического здоровья детей.
· Создание в интернетпространстве условий для общения участников Проекта.
Девиз: «Здорово быть здоровым!»
Сроки проведения : с 13 сентября 2011 г. Открытие Проекта (Областной праздник «День трезвости») по 1 апреля 2012 года – финальные мероприятия Проекта в рамках молодежной недели трезвости.
Участники: Муниципальное образование, школа, учащиеся 7, 8 и 9-х классов, координатор, куратор, родители.
Организаторы:
· Общественно-государственное движение «Попечительство о народной трезвости»;
· Научно-исследовательская лаборатория педагогики Православия Учреждения Российской Академии образовании «Уральское отделение»;
· АНО «Просветительский центр»;
а также представители Екатеринбургской епархии, депутаты Областной и Городской Думы, представители Администраций городов Свердловской области, учреждений образования, медицины, СМИ, предприниматели.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «БУДЬ ЗДОРОВ!»
Проект включает в себя мероприятия: научно-методические, самостоятельно инициированные, творческие и спортивно-массовые.
В свою очередь, в каждой категории в разное время проводится ряд более конкретных мероприятий, имеющих свои специфические цели, задачи и содержание.
Проект имеет три уровня: область – муниципалитет – ОУ.
Для организации и проведения конкурсных мероприятий Проекта формируется Организационный комитет областного уровня Проекта, Организационные комитеты муниципальных образований, участвующих в Проекте, Попечительский совет проекта, рабочая группа.
Деятельность Оргкомитета областного уровня:
Оргкомитет областного уровня – консультативно-совещательный орган, осуществляет функцию единого централизованного координатора социально-педагогического проекта «Будь здоров!»
Деятельность Оргкомитета областного уровня обусловлена решением следующих задач:
- обеспечение взаимодействия ответственных структурных единиц «область – муниципалитет – ОУ»;
- определение ответственности за выполнение Проекта;
- обеспечение эффективного распределения информации.
В функциональные обязанности Оргкомитета областного уровня входит:
1) координация Проекта;
2) определение сроков проведения мероприятий Проекта;
3) обеспечение участников Проекта методической и консультативной помощью;
4) определение единых критериев оценки мероприятий в МО;
5) сбор информации о ходе реализации Проекта;
6) подготовка мониторинговых отчетов.
Деятельность Оргкомитета муниципального уровня:
Оргкомитет муниципального уровня – консультативно-совещательный орган, осуществляет функцию координатора Проекта в МО.
Деятельность Оргкомитета муниципального уровня обусловлена решением следующих задач:
- обеспечение взаимодействия ответственных структурных единиц «муниципалитет – область», «муниципалитет – ОУ»;
- определение ответственности за выполнение Проекта в муниципальном образовании;
- обеспечение эффективного распределения информации в муниципальном образовании.
В функциональные обязанности муниципалитетов-участников Проекта входит:
1) принятие решения участия в Проекте;
2) создание Оргкомитета в МО;
3) информирование школ о начале Проекта в 2011-2012 учебном году;
4) направление своих представителей на обучающий семинар;
5) определение «комплекса событий» – план-график мероприятий Проекта на 2011-2012 учебный год;
6) ежемесячное подведение промежуточных итогов и рейтинг участников Проекта;
7) самостоятельное определение призеров Проекта МО;
8) самостоятельное, из средств МО, награждение призеров и участников Проекта призами и наградами;
9) выдвижение класса-победителя на областной Полуфинал Проекта;
10) направление в областной оргкомитет Проекта представителя оргкомитета МО для участия в комиссии жюри Полуфинала Проекта.
Этапы реализации Проекта:
1. Подготовительный этап: сентябрь-октябрь 2011 г.
2. Основной этап: ноябрь 2011 г. - февраль 2012 г.
3. Областной этап: март-август 2012 г.
Планируемые мероприятия Проекта:
Организационные мероприятия Проекта:
· Выпуск методических рекомендаций.
· Круглый стол представителей ОУ муниципалитетов – октябрь 2011 года.
· Сайт Проекта.
Конкурсные мероприятия проекта.
Научно-методические мероприятия:
· Обучающий семинар для кураторов классов, участвующих в Проекте.
· Конференция «Утверждение трезвости в современном обществе».
· Конкурс «Трезвость! Лидерство! Успех!»
Антиалкогольная акция-пикет накануне Нового года.
Подведение итогов.
Награждение победителей.
Условия участия в Проекте
1. Коллективное решение класса участвовать в Проекте и взятие обязательства стать некурящим классом.
2. Продолжение участия в Проекте возможно в том случае, если 90% и более учащихся выполняют взятое обязательство.
3. Самостоятельное избрание классом куратора, которым может быть любой человек – родитель, учитель, старшеклассник, студент – пользующийся авторитетом и доверием класса.
4. Координация участия в соревновании со стороны классного руководителя, который также может быть куратором.
5. Победителем может быть класс, где 100% учащихся не курят.
Планирование мероприятий Проекта
№/п
|
Мероприятие
Содержание работы школьного этапа
Проекта.
Оборудование,
ТСО
Внимание! Для Полуфинала Проекта необходимо сделать видеозаписи конкурсов Агитбригад (2 мин.) и «Папа, мама, я – спортивная семья!» (3 мин.)
Таблица 3.
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА
|
Проект "Будь здоров!" 2011-2012 Учебного года |
Этапы | |||||||
Подготови-тельный |
Основной |
Областной | |||||||
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель | ||
1 | Организационные мероприятия Проекта: |
| |||||||
| Выпуск методических рекомендаций | + |
|
|
|
|
|
|
|
Круглый стол представителей УО муниципалитетов |
| + |
|
|
|
|
|
| |
Сайт Проекта | + | + | + | + | + | + | + | + | |
2 | Конкурсные мероприятия проекта: | ||||||||
| Конкурс №1 |
|
| + |
|
|
|
|
|
Конкурс №2 |
|
| + |
|
|
|
|
| |
Конкурс №3 |
|
|
| + |
|
|
|
| |
Конкурс №4 |
|
|
|
| + |
|
|
| |
Конкурс №5 |
|
|
|
|
| + |
|
| |
3 | Полуфинал |
|
|
|
|
| + |
|
|
4 | Научно-методические мероприятия: | ||||||||
| Обучающий семинар для кураторов классов участвующих в Проекте |
|
| + |
|
|
|
|
|
Конференция «Утверждение трезвости в современном обществе» |
|
|
|
|
| + |
|
| |
Тематический слет «Трезвость! Лидерство! Успех!» - зимняя встреча |
|
|
|
| + |
|
|
| |
Тематический слет «Трезвость! Лидерство! Успех!» - летняя встреча (20-30 июля 2012г.) |
|
|
|
|
|
|
|
| |
5 | Финал: | ||||||||
| Конкурсы |
|
|
|
|
|
| + | + |
Подведение итогов |
|
|
|
|
|
| + | + | |
Награждение победителей |
|
|
|
|
|
|
| + |
Задачи:
· показать теоретические подходы и основания формирования здорового образа жизни;
· обмен опытом по развитию социальной устойчивости к различного вида зависимостям у детей и молодежи;
· ознакомление с опытом разработки комплексных программ по профилактике зависимостей.
Организация и проведение:
Участники секции: представители классов, включенных в Областной социально-педагогический проект «Будь здоров!»
Участие в секции конференции может быть в следующих формах:
Ö Статья в сборник.
Ö Доклад по теме секции конференции.
Ö Представление информационно-педагогического проекта (урока, классного часа или внеклассного мероприятия) о вреде курения и других форм зависимостей.
Ö Доклад-презентация о ходе проведения конкурсных мероприятий Проекта или других профилактических мероприятиях (например, о проведении воспитательного мероприятия «17 ноября – День без табака»).
Ö Стендовый доклад по проблеме профилактики зависимостей.
Ö Выступление Агитбригады.
Ö В качестве слушателя конференции.
Правила конкурсного участия в конференции:
Заявки (работы) принимаются до 25 ноября 2011 г.
Статьи и доклады принимаются только по теме конференции или секции.
Участники, подавшие заявки после окончания указанного срока сдачи, приглашаются к участию только в качестве слушателей.
Сроки проведения конкурса:
I этап – с 1 по 26 ноября 2011 г.
Срок сдачи заявок на городской этап с 1 по 20 ноября 2011 г.
II этап – 1 по 10 декабря 2011 г.
Задачи:
· подготовка участников к планированию и проведению конкурсных мероприятий Областного социально-педагогического проекта «Будь здоров!» в МО;
· консультирование по решению вопросов финансирования проекта «Будь здоров!» в МО;
· консультирование ответственных за проведение проекта в МО по формированию итоговой и сводной отчетности конкурсных мероприятий на сайте Проекта;
· информирование координаторов проекта «Будь здоров!» в МО о должностных обязанностях педагогических работников, задействованных в Проекте.
Организация и проведение:
Участники семинара: представители оргкомитетов проекта «Будь здоров!», действующих в МО Свердловской области.
В ходе работы семинара рассматриваются вопросы:
1. Формирование оргкомитетов в МО.
2. Принципы планирования Проекта.
3. Опыт организации и проведения конкурсных мероприятий.
4. Мониторинг хода реализации Проекта.
Сроки проведения семинара:
с 1 по 30 октября 2011 г.
Конкурс «Трезвость! Лидерство! Успех!»
Конкурс проводится в рамках мероприятий Тематического слета «Трезвость! Лидерство! Успех!»
Задачи:
· способствовать воспитанию интереса к здоровому образу жизни учащейся молодежи;
· стимулирование создания и реализации в ОУ инновационных программ и проектов, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
· повышение мотивации подрастающего поколения на проявление социальной активности, формирование внутренней готовности принимать участие в общественной жизни.
Организация и проведение:
Участники: представители классов, включенных в Проект.
На заочный этап конкурса принимается комплект материалов:
Ö Заявка на участие в Конкурсе «Трезвость! Лидерство! Успех!».
Ö Три методические разработки тематических классных часов по теме «Трезвость! Лидерство! Успех!», в которых могут быть раскрыты такие аспекты, как: «Влияние информационного пространства на молодежь», «Ложные мифы в алкогольно-табачной сфере», «История трезвеннического движения России», «Выдающиеся люди Отечества (примеры здорового образа жизни для молодежи на основе традиционных для России духовно-нравственных ценностей)» и другие.
Ö Фотографии стендов, которые являются наглядным сопровождением тематических классных часов по теме «Трезвость! Лидерство! Успех!», представленных на конкурс. Формат стенда - А1. На фотографиях должно быть видно содержимое стенда.
Ö Презентация или 3-х минутный видеоролик о проведенных тематических классных часах по теме «Трезвость! Лидерство! Успех!» (Видеоматериал лучше загрузить на видеохостинг (например, YouTube) и выслать ссылку на него. Также можно выслать данные материалы приложением к письму).
Ö Пять отзывов слушателей (учащихся, родителей, педагогов) о проведенных тематических классных часах по теме «Трезвость! Лидерство! Успех!»
Ö Письмо-сочинение детской команды участников конкурса на тему: «Наша команда – это …» (какие темы актуальны, на какие особенности в работе по данной тематике вы обращаете внимание, материалы проекта «Общее дело» и др., насколько сформирована ваша команда, какие видите перспективы работы по данной тематике, чем бы особенно хотели поделиться и др.) (2 листа)
Ö Список литературы, сайтов, видео (1-2 листа).
На заочный этап конкурса присылаются материалы по всем выше перечисленным пунктам!
Объем приложений не ограничивается. Представленные материалы не возвращаются.
Сроки проведения конкурса:
I этап – с 1 ноября 2011 г. по 20 февраля 2012 г.
Сроки подачи материалов с 20 февраля по 5 марта 2012 г.
II этап – с 20 по 30 июля 2011 г. (очный этап конкурса)
Организация и проведение:
Каждый класс-участник Проекта может самостоятельно проводить мероприятия, которые соответствуют цели и задачам Проекта. Для этого:
1) необходимо с 25 по 30 число месяца, предшествующего проведению мероприятия, утвердить положение о нем в Оргкомитете муниципального уровня (Приложение. Ф5);
2) в конце каждого месяца класс-участник должен представить отчет о проведенных мероприятиях;
3) отчет должен содержать ход мероприятия, 2-3 фотографии и итоги мероприятия;
4) к отчету могут быть приложены отзывы родителей, поддерживающие письма государственных и общественных организаций, дипломы, грамоты;
5) каждый класс-участник может представить на конкурс не более пяти работ в месяц.
Методические рекомендации по использованию
активных форм обучения:
· дискуссии, «круглые столы», конференции, акции, экскурсии, сюжетно-ролевые игры и др.
Конференции
В качестве одной из форм обсуждения проблемы можно предложить проведение мини-конференции, сопровождающейся выставкой работ ребят:
- плакаты;
- фотографии.
После конференции можно выпустить стенную газету, где будут размещены лучшие статьи и сказки участников Проекта, а также впечатления ребят о проведенном мероприятии.
Акции
Акция – донесение до общественного сознания вопросов о вреде курения табака и его последствиях, о проблеме духовного и физического здоровья подрастающего поколения. Акции проводятся также с целью привлечения внимания к Проекту средств массовой информации, общественных и государственных структур.
· Акция «Конвенция прав некурящих»
Конвенция – международный договор по какому-либо вопросу.
Во время беседы по профилактике разбираются понятия «ответственность», «права» и «обязанности».
Обсуждаются вопросы:
1. Кто такой ответственный человек?
2. Какие качества присущи ответственному человеку?
3. Что такое права и обязанности?
4. Чего у человека больше - прав или обязанностей?
5. Всегда ли человек соблюдает права другого человека?
6. Какие права существуют у некурящих людей?
Ведущий фиксирует общие выводы на ватмане.
Учащимися разрабатывается и принимается конвенция.
· Акция «Поменяй сигарету на конфету»
Учащиеся в паре вместе с родителями учтиво и вежливо предлагают прохожим в обмен на сигарету конфету со словами о вреде курения и призывом бросить курить.
Отданные сигареты собираются в коробку и утилизируются.
· Анкетирование
При составлении анкет нужно учитывать, для кого они предназначены, для какого возраста (в подростковом возрасте это существенно, т.к. в 7 и 9 классах у ребят довольно разные оценки ситуаций и проблем). Вопросы в анкете должны быть несложными, понятными, ответы – четкими и краткими.
· Акция «Мой друг бросил курить»
В школу приглашается известный человек для рассказа о своем решении бросить курить. Школьники могут предложить ему взять над ними шефство.
Актуальная публицистика
Статья предполагает изложение материала по проблеме в публицистическом стиле. Так, собрав мнения одноклассников и сравнив их со своими собственными представлениями, можно прийти к общим выводам и оценкам.
Эссе – это краткая постановка проблемы с характеристикой объекта исследования, обоснованием путей исследования и небольшим по объему анализом собранного материала.
Беседа/интервью (рекомендации к проведению):
Следует заранее обдумать, что необходимо уточнить, выяснить, и быть готовым к неточным и неопределенным ответам.
Не надо долго задерживаться на неудобном вопросе. Кроме прямых вопросов есть и косвенные, на которые собеседник может дать ответ или отреагировать.
Продумайте схему вопросов, ход интервью с запасными вариантами, если что-то пойдет не так.
Очень опасно перебивать человека. Вопросы можно задавать только в паузах, если человек потерял мысль или не знает, о чем говорить дальше.
Беседу можно записать на диктофон, но только с предварительного согласия собеседника.
Сначала надо ставить нейтральные вопросы, потом уже по проблеме.
Не надо «лукавить с собеседником», т.е. сообщите человеку, что вы хотите поучаствовать в конкурсе; объясните, что поднятая проблема актуальна и многим интересна.
Избегайте критических оценок полученной информации.
Более 40-45 минут беседу вести не следует, человек устает.
Поблагодарите человека за помощь и сотрудничество.
Ролевая игра
Ролевая игра – метод обучения через практические действия.
Фактически школьнику предлагается проиграть какую-то жизненную ситуацию в зависимости от роли, которую он получил в соответствии с сюжетом. Использование ролевых игр позволяет обучить необходимым жизненным навыкам, в частности, навыкам поведения в ситуациях, связанных с возможностью вовлечения выкуривания первой сигареты или негативного влияния табачного дыма на здоровье человека в случае пассивного курения.
Экскурсии
Необходимо выделить такой вид организации профилактики курения, как экскурсия в медицинский музей. Перед посещением музея необходимо провести подготовительное занятие. Учащиеся должны быть готовы к просмотру экспонатов. После посещения музея ребятам можно предложить письменную работу на тему «Скажи «НЕТ» табаку».
Творческие мероприятия
· Конкурс «Иван да Марья».
· Конкурс Агитбригад.
· Литературный конкурс.
· Конкурс Фотогазет.
Конкурсы проводятся в 2 этапа:
I этап – уровень класса;
II этап – уровень города.
Состав жюри конкурсов определяет Оргкомитет муниципального уровня Проекта.
Для участия в творческих конкурсах Проекта классам-участникам необходимо заполнить заявку (Приложение Ф6).
Конкурс «Иван да Марья»
Задачи:
· Формирование у подростков знаний о нравственных нормах и ценностях.
· Знакомство с традициями Российской семьи.
Конкурс проводится в 2 этапа:
I этап – уровень класса;
II этап – уровень города.
Организация и проведение:
Конкурс «Иван да Марья» - конкурс видеофильмов.
Каждый класс-участник Проекта может выставить команду из двух человек – мальчика и девочки.
Класс представляет на рассмотрение жюри видеоролик, в котором ведущими, комментаторами и главными действующими лицами является выдвинутая для участия в конкурсе пара.
Темы для видеоролика: «Семья – традиции и современность», «Семья – это главное!», «Большая семья – большое счастье!», «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Трудовая династия», «Патриотизм в кругу семьи».
Продолжительность видеоролика не более 5 минут.
Работы принимаются в формате DVD, MPEG 2, AVI.
Работы, представленные на II (городской) этап конкурса после окончания указанного срока сдачи, к участию в конкурсе не принимаются.
Сроки проведения конкурса и срок сдачи заявок и работ I и II этапов конкурса определяет Оргкомитет муниципального уровня Проекта.
Критерии оценки:
· соответствие теме конкурса и наиболее полное ее раскрытие;
· оригинальность сценарного замысла, авторской позиции;
· целостность формы;
· простота и доступность понимания;
· убедительность;
· художественное исполнение: качество операторской работы и монтажа, подбор музыки и видеоряда.
Конкурс Агитбригад
Задачи:
· Формирование коммуникативных качеств личности учащихся посредством коллективного творчества.
· Гражданско-патриотическое воспитание школьников.
· Развитие творческих способностей.
Организация и проведение:
Конкурс Агитбригад – командный конкурс, основа которого коллективное творчество. Участники заранее готовят тексты, песни, оформление для сценок, пишут лозунги.
II этап конкурса будет проходить по параллелям 7, 8 и 9-х классов.
Количество участников Агитбригады – не более 10 человек от класса.
Во время мероприятия можно использовать растяжки с лозунгами, макеты декораций и музыкальные инструменты.
Представление может быть в стихах, в форме песенной сценки.
Выступление должно соответствовать следующим требованиям:
1) иметь название;
2) продолжительность выступления команды всего 2 минуты, так как общее время финального мероприятия ограничено;
3) не должны использоваться технические средства: магнитофон, проектор и т.д. – все то, что помешает качественно выступить Агитбригаде на любой площадке – в походе, в поезде или на палубе, в рабочем цехе.
4) Рекомендуемый внешний вид участников: для девочек – юбка не выше колена, блузка с закрытыми плечами и без глубокого выреза; для мальчиков – брюки, рубашка.
Для участия на городском уровне каждый класс-участник может представить не более одной работы.
Лучшие конкурсные работы в последующем могут быть использованы при создании социальной рекламы.
Заявки, предоставленные на II (городской) этап конкурса после окончания указанного срока сдачи, к участию в конкурсе не принимаются.
Сроки проведения конкурса и срок сдачи заявок и работ I и II этапов конкурса определяет Оргкомитет муниципального уровня проекта.
Критерии оценки:
· соответствие целям конкурса;
· позитивное содержание работы;
· прослеживаемое смысловое наполнение;
· эффективность рекламного общения;
· культура сценического поведения, эстетичность исполнения;
· оригинальность исполнения;
· композиционная целостность;
· оформление выступления.
Литературный конкурс
Задачи:
· Формирование негативного отношения к курению, навыков умения находить правильное решение в трудных жизненных ситуациях.
· Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников.
· Развитие у подростков образного мышления; способности к сочинительству; любви к слову и русскому языку.
Конкурс Фотогазет
Задачи:
· Формирование в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к историческому прошлому России.
Организация и проведение:
Каждый класс-участник может представить на конкурс не более одного фоторепортажа.
Фотографии должны быть размером 15х20 см и размещены на планшете 1,0 х 0,5 м.
В правом нижнем углу планшета (на табличке 2,0 х 15,0см) необходимо указать номер школы, класс, город.
Фоторепортаж должен иметь эпиграф, раскрывающий тему фотогазеты.
Фото должны быть сделаны участниками конкурса. Т.е. не допускается использование фотографий из Интернета и других источников кроме фотографий сопровождающих статьи о героях Фотогазеты.
Предлагаемые номинации:
1. «Моя семья»
Это могут быть фотографии под общим названием:
· «Семейный портрет в истории страны XX века»;
· «Наша дружная семья»;
· «Памятью предков дорожим»;
· «Мои дедушка и бабушка»;
· «Мои родители»;
· «Наши праздники» и т. д.
2. «Мой город»
Предлагаемые темы:
· «Прошлое и настоящее нашего города»;
· «Улицы нашего города» или «Улица нашего города»;
· «Памятники нашего города»;
· «Лица нашего города».
3. «Моя Родина»
Это могут быть фотоматериалы встреч с ветеранами войны и труда, экскурсий и поездок по стране, фотографии достопримечательностей того или иного города, края.
В газете должно быть не менее 7-10 фото с сопроводительным текстом.
Фото могут быть: сюжетные, репортажные, постановочные, стилизованные.
Сопроводительный текст к каждой фотографии – не более 50 печатных знаков.
При оценке работы будет учитываться графическое оформление фотогазеты (возможны сопроводительные рисунки и графические элементы).
Работы, представленные на II (городской) этап конкурса после окончания указанного срока сдачи, к участию в конкурсе не принимаются.
Сроки проведения конкурса и срок сдачи заявок и работ I этапа определяет Оргкомитет муниципального уровня проекта.
Критерии оценки
· Соответствие теме конкурса.
· Позитивное содержание работы.
· Эстетичность исполнения.
· Оригинальность композиции.
· Качество фотографических снимков (фото настоящего времени).
Обязательство класса
Подписанное учащимися обязательство может быть вывешено на информационный стенд школы или класса. Так учащиеся публично обязуются участвовать в Проекте.
Необходимо уделить процедуре подписания обязательств должное внимание, поскольку серьезное отношение, организованная процедура, торжественность момента придадут серьезность процессу, а значит, и данному слову – не курить. Если в конце учебного года ребята не могут вспомнить, какой документ они подписывали, то, видимо, он не был для них значимым.
Нужно дать учащимся возможность узнать что-то, может быть, в чем-то ошибиться, но зато однозначно осознать, что за свое здоровье, за свой успех они отвечают сами.
Положительная атмосфера
Вместе с учащимися создаются правила взаимодействия во время участия в Проекте и рассматриваются проблемные ситуации, связанные с участием в конкурсах. Каждый ученик поддерживает своего одноклассника и убеждает его участвовать в Проекте. В классе обсуждается, чем отличается убеждение одноклассника от наставления. Убедить можно в процессе беседы, обсуждения пользы некурения, и таким образом этот процесс становится значительной частью Проекта. Во время участия в Проекте нельзя обвинять другого во лжи, даже если есть подозрение в том, что ученик закурил. Учащимся необходимо осознавать, что физическое или психологическое давление не допускается.
Также участники могут, например, записывать в дневник или на стенд те ситуации, в которых они почувствовали, что было бы заманчиво покурить, и как они справились с такими ситуациями. Если ученик курил регулярно до начала участия в Проекте, но решил бросить, поддерживающее лицо оказывает ему помощь в этом стремлении.
Учащийся может попросить помощь в лечении от никотиновой зависимости у психолога школы. Куратор в сотрудничестве с оргкомитетом, должен организовать для желающих избавится от курения, встречу с психологами, священниками и квалифицированными медицинскими работниками.
Проблемные ситуации
В начале Проекта учащимся открыто рассказывается о тех проблемах, с которыми они могут столкнуться. Возможные проблемные ситуации и трудность некурения в определенных ситуациях можно заранее разобрать, например, с помощью ролевой игры, спектакля и др. Юмор, смех могут облегчить разбор трудной темы.
Обвинение:
Если класс не может участвовать в Проекте или вынужден прекратить участие из-за курения одного или нескольких учащихся, остальные могут обвинить их в этом. Так как целью Проекта не является наказание виновных, то такие ситуации следует разбирать на общих дискуссиях класса и использовать как учебные.
Нечестность учащихся:
Иногда учащиеся скрывают свое курение от других с целью получения приза или из-за боязни наказания. Целью Проекта является развитие таких качеств, как честность и ответственность.
Если курят в семье ученика
Курящие родители показывают отрицательный пример своему ребенку. Негативное отношение родителей к курению ребенка поможет молодому человеку утвердиться в правильности его выбора. Рекомендуется извещать родителей о ходе конкурсных мероприятий Проекта, так как они обычно бывают довольны тем, что их ребенок обещает не курить. Родители также будут поддерживать ученика. Участие в Проекте может вызвать дома дискуссию о курении и таким образом развивать доверие детей и родителей.
Не следует осуждать курящих родителей, а, используя ситуацию как учебную, порицать только вредную привычку.
Трудности контроля
Во время конкурсных мероприятий Проекта учащиеся класса самостоятельно отслеживают ситуацию. Еженедельно обсуждают готовность и способность продолжать свое участие в Проекте, возникшие трудности и достигнутые успехи.
Если кто-то закурил, класс или группа решает, что делать дальше. Если кто-нибудь выкурил, например, одну сигарету, но обещает больше не курить, класс решает, будет ли этот ученик продолжать участие в Проекте. Если нет, то класс может исключить этого ученика из участия в конкурсных мероприятиях Проекта. Регулярное курение не допустимо. Ребята сами контролируют некурение своих одноклассников. Раз в месяц класс собирается для подведения итогов и заполняет ежемесячный бланк подтверждения участия.
Куратору не нужно постоянно контролировать конкурентоспособность класса, да это и невозможно в то время, когда все расходятся по домам. Но учеников класса с начала соревнования следует мотивировать нести ответственность за себя и за свой класс.
Контроль реализуется через постоянное взаимодействие учащихся, куратора, классного руководителя; проведение регулярных встреч, занятий, посвященных некурению; составление ежемесячных отчетов и обеспечение поддержки для преодоления возникших трудностей.
В процессе реализации принципа доверия в данном проекте признается невозможность достижения 100-процентной гарантии некурения. Возможно, что среди классов-победителей будет учащийся, который курил в течение года. Однако цели, которые достигаются данным Проектом, значительно превышают негативные последствия возможных неконтролируемых ситуаций, например «курить модно» просто переворачивается в «модно не курить».
При необходимости классный руководитель или куратор может организовать для нуждающихся и желающих избавиться от курения психологическую поддержку или профессиональную помощь (телефон доверия, беседы с психологами, священнослужителями, квалифицированными медицинскими работниками).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект «Будь здоров!» направлен на профилактику распространения курения, употребления алкоголя и других форм зависимостей, приводящих к девиантному поведению в школьной среде.
Научные исследования показывают, что обратимость курения связана с возрастом, в котором человек начинает курить, и чем раньше появляется эта вредная привычка, тем труднее отказаться от неё. Отказ от курения приносит пользу физическому и духовному здоровью как отдельного человека, так и его семье и обществу в целом. На подростка большое влияние оказывает среда и прежде всего сверстники. Именно в среде сверстников и происходит самоутверждение, не всегда в положительную сторону. И если друзья, тем более старшие, предлагают подростку закурить, трудно бывает отказаться, чтобы не показаться смешным, «маменькиным сынком», чтобы приобрести «уважение» и быть наравне.
Мы надеемся, что участники нашего Проекта найдут в себе силы сделать правильный выбор, выбор в пользу здорового образа жизни.
ПРИЛОЖЕНИЯ |
ОБРАЗЕЦ. НЕ ЗАПОЛНЯТЬ
Ф 1
ЗАЯВКА
НА УЧАСТИЕ
Ф 2
КОЛЛЕКТИВНОЕ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО КЛАССОВ
Мы, учащиеся класса школы, ознакомились с правилами Областного социально-педагогического проекта «Будь здоров!» и обязуемся не курить и не пробовать курить в период с 1 октября 2011 г. по 31 мая 2012 г.
№ | Фамилия, имя | Подпись | № | Фамилия, имя | Подпись |
1. | 16. | ||||
2. | 17. | ||||
3. | 18. | ||||
4. | 19. | ||||
5. | 20. | ||||
6. | 21. | ||||
7. | 22. | ||||
8. | 23. | ||||
9. | 24. | ||||
10. | 25. | ||||
11. | 26. | ||||
12. | 27. | ||||
13. | 28. | ||||
14. | 29. | ||||
15. | 30 |
Всего учащихся в классе: ____________ Дата “ ____” _________20___г.
Куратор класса:_______________________________________________
Ф.И.О., подпись
_____________________________________________________________
Контактный телефон
Координатор класса: ___________________________________________
Ф.И.О., подпись
_____________________________________________________________
Контактный телефон
Адрес школы, телефон: ________________________________________
Ф 3
ОБЛАСТНОЙ ПРОЕКТ «БУДЬ ЗДОРОВ!»
Уч.г.
город______________________________
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО
Как ученик _________ класса _________ школы, я буду участвовать в Областном проекте «Будь здоров!», проводящемся с 1 октября 2011 г. по 31 мая 2012 г.
Как участник, я сделаю все возможное, чтобы наш класс дошел до Областного уровня проекта «Будь здоров!» Обязуюсь не курить в течение всего периода конкурсных мероприятий.
Дата: «____»___________20___г.
ИМЯ, ФАМИЛИЯ _______________________________ ____________
Подпись
_______________________________________________ ____________
Й - в классе у куратора,
Й – дома.
ОБРАЗЕЦ. НЕ ЗАПОЛНЯТЬ
Ф 4
Ф 5
ПОЛОЖЕНИЕ
(заполняется классами самостоятельно)
Школа ___________________________________ Класс _____________
Мероприятие: ________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель: __________________________________________________________
________________________________________________________________
Задачи: ________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата и место проведения мероприятия: ____________________________
________________________________________________________________
План и порядок проведения мероприятия: _________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сдается в оргкомитет МО.
ОБРАЗЕЦ. НЕ ЗАПОЛНЯТЬ
Ф 6
ЗАЯВКА
на участие в конкурсе________________________________________
Областного проекта «Будь здоров!»
Адрес школы: ________________________________________________
Телефон: _____________________________________________________
Куратор класса: _______________________________________________
_____________________________________________________________
Ф.И.О., контактный телефон
Координатор класса: ___________________________________________
_____________________________________________________________
Ф.И.О., контактный телефон
№ | ФИО участника конкурса | Название работы | Школа, класс |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. |
«___»________________20___г.
Классный руководитель: _______________________/_______________/
Сдается в оргкомитет МО.
ОБРАЗЕЦ. НЕ ЗАПОЛНЯТЬ
Ф 7
ЗАЯВКА
На участие в спортивном мероприятии _________________________
_____________________________________________________________
Областного проекта «Будь здоров!»
Адрес школы: ________________________________________________
_____________________________________________________________
Телефон: ____________________________________________________
№/п | ФИО (полностью) | Дата рождения (число, месяц, год) | Школа, класс | Допуск врача к соревнованиям |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. |
Всего допущено к соревнованиям ______ человек. ________________
(подпись врача)
Куратор_____________________________________________________
(Ф.И.О., контактный телефон)
Классный руководитель: ___________________________/__________/
Печать Дата
СПРАВКА
Сдается в оргкомитет МО.
ОБРАЗЕЦ. НЕ ЗАПОЛНЯТЬ
Ф 8
Анкета
Место для фото |
· Ф.И.О.______________________________________________________
· Школа, класс ________________________________________________
· Дата рождения (число, месяц, год)_______________________________
· Домашний адрес _____________________________________________
________________________________________________________________
· Телефон_____________________________________________________
· Ваши увлечения ______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Ваш любимый школьный предмет ________________________________
________________________________________________________________
8. В каких конкурсах Проекта хотели бы участвовать __________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Назовите одну главную причину, по Вашему мнению, из-за которой школьники начинают курить?______________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Попросите знакомых Вам людей, куривших раньше, вспомнить, в какой ситуации они закурили свою первую сигарету и сколько лет им тогда было? Как (по каким причинам) они смогли бросить курить? Перескажите кратко их рассказы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф 8 (оборотная сторона)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Оцените приблизительно, какой процент (по Вашему мнению) семиклассников, восьмиклассников, девятиклассников в нашем городе реально курят или покуривают.
o Семиклассники______________
o Восьмиклассники____________
o Девятиклассники_____________
12. Что нужно сделать (по Вашему мнению), чтобы учащиеся средних школ не курили. Какие действия будут самыми эффективными?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для участников Проекта предыдущих лет:
13. Бросил ли кто-нибудь курить в Вашем классе за время проведения конкурсных мероприятий Проекта? Если «да», то сколько человек? __________________________________________________________
__________________________________________________________
14. Бросил ли кто-нибудь курить из Ваших близких или знакомых за время проведения конкурсных мероприятий Проекта? Связан ли их отказ от курения с тем, что Вы принимали участие в Проекте? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись ___________________
Дата _______________
Сдается в оргкомитет МО.
Литература
5. Альтшулер, В. Б. Вредные привычки угроза здоровью / В. Б. Альтшулер. – М., 1989.
6. Белобородов, Н. Б. Воспитательная роль классного коллектива: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 104 с.
7. Бодалев, А. А. Психология общения. Избранные психологические труды. – 3-е изд., перераб. и допол. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 320 с.
8. Воспитание школьника / Москва, 2004. – № 7. – С. 9–23.
9. Все в наших руках: Сборник материалов по профилактике наркомании. – Вып. 2 / сост. Е. В. Устнова, Т. В. Каныгина, Е. Е. Агеева; Объединение «Дворец молодежи». – Екатеринбург, 1998. – 56 с.
10. Еременко, Н. И. Профилактика вредных привычек / Н. И. Еременко. – Волгоград. : Панорама, 2006. – 80 с.
11. Как я бросил курить (опыт борьбы с грехом табакокурения православного мирянина). Отцы Церкви и подвижники благочестия о курении/ сост. А. Кулаев. – М., Стихира, 2004.
12. Калюжный, А. С. Личностно-ориентированное воспитание в высшей военной школе: монография. – Н.Новгород. : НФВИУ, 2004. – 214 с.
13. Калюжный, А. С. Психология, педагогика и этика профессиональной деятельности: курс лекций. – Н.Новгород.: ННОУ «Гуманитарный Институт», 2004. – 179 с.
14. Карасева, Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т. В. Карасева // «Начальная школа». – 2005. – № 11.
15. Маюров, А. Н., Маюров, Я. А. Уроки культуры здоровья. Табачный туман обмана: учебное пособие для ученика и учителя. 7-11 классы. Кн.2. М.: Педагогическое общество России, 2006. – 160 с.
16. Общественно-государственное движение «Попечительство о народной трезвости» в Свердловской области: материалы областной Учредительной конференции. – Екатеринбург, 2008. – 44 с.
17. Целуйко, В. М. От личности родителей к личности ребенка/ В. М. Целуйко. – Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
18. Склярова, Т. В., Янушкявичене, О. Л. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Издательский дом «Покров», 2004. – 144 с.
19. Система работы администрации школы по профилактике наркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур / сост. О. В. Галичкина. – Волгоград. : Учитель, 2006. – 159 с.
20. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами / под науч. ред. Л. М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.
21. Школьный психолог. – Москва, 2005. – № 4. – С. 34-46.
22. Школьный психолог. – Москва, 2005. – № 5. – С. 38-47.
23. Школьный психолог. – Москва, 2005. – № 6. – С. 36-41.
24. Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры, или вы сказали «здравствуйте». Что дальше? Психология человеческой судьбы. Эрик Берн. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2004. – 576 с.
25. Эстетическое воспитание в средней школе: материалы для занятий и общешкольные мероприятия для учащихся 9-11 классов / сост. И. А. Тисленкова. – Учитель, 2007. – 135 с.
Учебно-методическое издание
ОБЛАСТНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«БУДЬ ЗДОРОВ!»
Методические рекомендации
в помощь организатору класса, участвующего в проекте
7-9 классы
г. Екатеринбург 2011
УДК 37.035.461
ББК 74.200.58
ББК 74.200.545.1
Общественно-государственное движение «Попечительство о народной трезвости» в Свердловской области
Научно-исследовательская лаборатория педагогики Православия УрО РАО
АНО «Просветительский центр»
Областной социально-педагогический проект «Будь здоров!» Методические рекомендации в помощь организатору класса, участвующего в проекте. 7-9 классы. Екатеринбург: УрО РАО, 2011. – 76 с.
Составители:
священник Игорь Бачинин, к.п.н.; Погорелов С.Т, к.п.н.; Попов С.М.;
Самойлова Н.А.
Методические рекомендации составлены на основе практической работы по предупреждению курения подростков 7-9 классов. В настоящем пособии представлены конкурсные мероприятия Областного социально-педагогического проекта «Будь здоров!», их организация и проведение.
Рекомендации окажут помощь специалистам управлений образования МО, руководителям образовательных учреждений, заместителям директоров школ и лицеев по воспитательной работе, а также родителям в организации внешкольной и внеклассной деятельности учащихся.
Рекомендуется для проведения в образовательных учреждениях.
© АНО «Просветительский центр», 2011.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.. 5
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «БУДЬ ЗДОРОВ!». 8
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «БУДЬ ЗДОРОВ!» 10
Условия участия в проекте. 14
Порядок проведения конкурсных мероприятий проекта. 15
Сайт и социальная сеть проекта. 17
Организация мероприятий муниципального уровня. 19
Организация мероприятий школьного уровня. 20
Организация мероприятий в рамках Проекта.. 23
Планирование мероприятий Проекта.. 24
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА.. 28
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ: 31
Конференция «Утверждение трезвости в современном обществе» 33
Организация и проведение: 33
Подведение итогов и порядок награждения: 34
Обучающий семинар для кураторов классов, участвующих в Проекте 35
Организация и проведение: 35
Конкурс «Трезвость! Лидерство! Успех!». 36
Организация и проведение: 36
Подведение итогов и порядок награждения: 37
мероприятия, инициированные классом-участником проекта 38
Организация и проведение: 39
Методические рекомендации по использованию активных форм обучения: 39
Дискуссии и «круглые столы», мозговой штурм. 39
Конференции. 41
Акции. 41
Актуальная публицистика. 43
Ролевая игра. 44
Экскурсии. 44
Критерии оценки отчета по мероприятию: 44
Подведение итогов и порядок награждения. 44
Творческие мероприятия.. 46
Конкурс «Иван да Марья». 46
Организация и проведение: 46
Подведение итогов и порядок награждения: 47
Конкурс Агитбригад. 48
Организация и проведение: 48
Подведение итогов и порядок награждения: 50
Литературный конкурс. 50
Организация и проведение конкурса: 50
Подведение итогов и порядок награждения: 52
Конкурс Фотогазет. 53
Организация и проведение: 53
Подведение итогов и порядок награждения: 55
СПОРТИВНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. 56
Соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья!». 56
Организация и проведение соревнования: 56
Подведение итогов и порядок награждения: 57
Контроль и психологическая поддержка.. 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 62
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 63
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня проблема сохранения и укрепления здоровья россиян стала одним из приоритетов, как государственной социальной стратегии, так и общества в целом. В стране сохраняется высокая смертность, в том числе людей трудоспособного возраста, остается низкой рождаемость, в результате чего численность населения сокращается. Угроза депопуляции в своей основе объясняется недооценкой всеми слоями населения важности сохранения здоровья, отсутствием системы целенаправленной воспитательной работы с детьми и молодежью. Поэтому продолжают расти масштабы алкоголизма, наркомании, табакокурения среди несовершеннолетних, девальвируются в молодежной среде семейные ценности. Создание условий для устойчивого духовного и физического совершенствования личности становящегося человека, возрождение национальных культурных традиций в формировании культуры здоровья подрастающего поколения – важная задача всех социальных институтов в настоящее время.
Сложившиеся в прошлый исторический период формы и методы работы по предупреждению социальных пороков среди несовершеннолетних в новых социокультурых условиях оказываются малоэффективными. Несмотря на усилия семьи, воспитательную работу общеобразовательной школы, растет доля курящих и употребляющих алкоголь, наркотики (по данным, которые были приведены на совместном заседании Комиссии Общественной палаты РФ по формированию здорового образа жизни, спорту и туризму и Лиги здоровья нации). Дети начинают курить с первого-второго класса, среди российских подростков курят 67% мальчиков и 57% девочек.
Седьмой год по инициативе Екатеринбургской епархии и органов областной власти в г. Екатеринбурге и Свердловской области проводятся конкурсные мероприятия по профилактике табакокурения в молодежной среде. Ежегодно в них принимают участие более 100 классов.
С 2008-2009 гг. социально-педагогический проект «Будь здоров!» стал частью работы Общественно-государственного Движения «Попечительство о народной трезвости» Свердловской области.
Принципы общественно-государственного Движения «Попечительство о народной трезвости» выступают как регулятивная основа для организации Проекта «Будь здоров!»
Проект включает в себя спортивно-массовые мероприятия, творческие конкурсы, научно-практические конференции и образовательные чтения для детей, учителей и родителей. Открытость образовательного пространства дает возможность использовать в образовательном процессе различные источники, средства и формы образования, выходящие за рамки традиционного понимания школьного обучения.
Исследователями механизмов возникновения социальных зависимостей установлено, что табакокурение всегда предшествует винопитию и употреблению наркотиков. Поэтому предупреждение курения в подростковом возрасте является одной из форм профилактики социальных пороков, формирования устойчивости личности к ним. Широкая общественность, осознавая опасность сохранения тенденции к распространению табакокурения среди несовершеннолетних, ищет новые формы профилактической работы.
Профилактическая работа в рамках Проекта является важным средством формирования здорового образа жизни подростков. Б.Т. Лихачев называет такую работу антиотравляющим воспитанием и понимает под ним процесс формирования у детей осознания опасности токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам. Профилактическая работа Проекта опирается на лучшие качества учащихся, на их достижения, пусть и небольшие.
Профилактическая работа проекта включает в себя:
1. Работу с учащимися через включение их в активную деятельность.
2. Работу с родителями через содействие им в формировании у ребенка широкого мировоззренческого мышления без отрицательного личного опыта.
3. Работу с учителями через повышение профессионального мастерства педагогов в области профилактики табакокурения.
Главным условием участия в Проекте является принятие классом на себя обязательства быть некурящим в течение всего периода конкурсных мероприятий.
Проект проводится в соответствии с его планом-графиком.
Победителем Проекта становится класс, который в финальных состязаниях набрал наибольшее количество баллов, при условии, что 100% учащихся в классе не курят.
Для организации и проведения конкурсных мероприятий Проекта формируется организационный комитет и рабочая группа.
Для отслеживания процесса реализации конкурсных мероприятий Проекта разработан и запущен сайт областного социально-педагогического проекта. Каждое муниципальное образование – участник Проекта имеет на сайте отдельную страницу, на которой размещает информацию о ходе и выполнении своих мероприятий.
Главный приз социально-педагогического проекта «Будь здоров!» – поездка всем классом на море.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «БУДЬ ЗДОРОВ!»
Деятельность Областного социально-педагогического проекта «Будь здоров!» (далее – Проект) направлена на сохранение и укрепление физического и духовно-нравственного здоровья учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ Свердловской области. В реализации проекта интегрируются усилия государства, образовательных учреждений, Церкви, бизнеса и общественности.
Методика проведения конкурсных мероприятий Проекта построена на принципах личной и коллективной ответственности школьников. Учащиеся самостоятельно выбирают мероприятия из предложенных, оценивают свои соревновательные возможности и поддерживают друг друга.
Цель Проекта:
Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения на основе традиционных для России духовно-нравственных ценностей.
Задачи Проекта:
· Объединение усилий субъектов органов местного самоуправления в формировании среды свободной от негативных зависимостей.
· Формирование у подростков отношения к здоровью как ценности жизни.
· Содействие развитию школы как площадки объединения усилий родителей, педагогов, общественности в патриотическом воспитании.
· Расширение в школьной среде знаний о вреде табака, алкоголя, игромании и др.
· Создание условий для творческого и физического развития личности подростка.
· Расширение социального партнерства родителей, педагогов и учащихся в процессе формирования среды свободной от негативных зависимостей.
· Привлечение внимания родителей, педагогов, средств массовой информации, общественности к проблемам духовно-нравственного и физического здоровья детей.
· Создание в интернетпространстве условий для общения участников Проекта.
Девиз: «Здорово быть здоровым!»
Сроки проведения : с 13 сентября 2011 г. Открытие Проекта (Областной праздник «День трезвости») по 1 апреля 2012 года – финальные мероприятия Проекта в рамках молодежной недели трезвости.
Участники: Муниципальное образование, школа, учащиеся 7, 8 и 9-х классов, координатор, куратор, родители.
Организаторы:
· Общественно-государственное движение «Попечительство о народной трезвости»;
· Научно-исследовательская лаборатория педагогики Православия Учреждения Российской Академии образовании «Уральское отделение»;
· АНО «Просветительский центр»;
а также представители Екатеринбургской епархии, депутаты Областной и Городской Думы, представители Администраций городов Свердловской области, учреждений образования, медицины, СМИ, предприниматели.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «БУДЬ ЗДОРОВ!»
Проект включает в себя мероприятия: научно-методические, самостоятельно инициированные, творческие и спортивно-массовые.
В свою очередь, в каждой категории в разное время проводится ряд более конкретных мероприятий, имеющих свои специфические цели, задачи и содержание.
Проект имеет три уровня: область – муниципалитет – ОУ.
Для организации и проведения конкурсных мероприятий Проекта формируется Организационный комитет областного уровня Проекта, Организационные комитеты муниципальных образований, участвующих в Проекте, Попечительский совет проекта, рабочая группа.
Деятельность Оргкомитета областного уровня:
Оргкомитет областного уровня – консультативно-совещательный орган, осуществляет функцию единого централизованного координатора социально-педагогического проекта «Будь здоров!»
Деятельность Оргкомитета областного уровня обусловлена решением следующих задач:
- обеспечение взаимодействия ответственных структурных единиц «область – муниципалитет – ОУ»;
- определение ответственности за выполнение Проекта;
- обеспечение эффективного распределения информации.
В функциональные обязанности Оргкомитета областного уровня входит:
1) координация Проекта;
2) определение сроков проведения мероприятий Проекта;
3) обеспечение участников Проекта методической и консультативной помощью;
4) определение единых критериев оценки мероприятий в МО;
5) сбор информации о ходе реализации Проекта;
6) подготовка мониторинговых отчетов.
Деятельность Оргкомитета муниципального уровня:
Оргкомитет муниципального уровня – консультативно-совещательный орган, осуществляет функцию координатора Проекта в МО.
Деятельность Оргкомитета муниципального уровня обусловлена решением следующих задач:
- обеспечение взаимодействия ответственных структурных единиц «муниципалитет – область», «муниципалитет – ОУ»;
- определение ответственности за выполнение Проекта в муниципальном образовании;
- обеспечение эффективного распределения информации в муниципальном образовании.
В функциональные обязанности муниципалитетов-участников Проекта входит:
1) принятие решения участия в Проекте;
2) создание Оргкомитета в МО;
3) информирование школ о начале Проекта в 2011-2012 учебном году;
4) направление своих представителей на обучающий семинар;
5) определение «комплекса событий» – план-график мероприятий Проекта на 2011-2012 учебный год;
6) ежемесячное подведение промежуточных итогов и рейтинг участников Проекта;
7) самостоятельное определение призеров Проекта МО;
8) самостоятельное, из средств МО, награждение призеров и участников Проекта призами и наградами;
9) выдвижение класса-победителя на областной Полуфинал Проекта;
10) направление в областной оргкомитет Проекта представителя оргкомитета МО для участия в комиссии жюри Полуфинала Проекта.
Этапы реализации Проекта:
1. Подготовительный этап: сентябрь-октябрь 2011 г.
2. Основной этап: ноябрь 2011 г. - февраль 2012 г.
3. Областной этап: март-август 2012 г.
Планируемые мероприятия Проекта:
Организационные мероприятия Проекта:
· Выпуск методических рекомендаций.
· Круглый стол представителей ОУ муниципалитетов – октябрь 2011 года.
· Сайт Проекта.
Конкурсные мероприятия проекта.
Научно-методические мероприятия:
· Обучающий семинар для кураторов классов, участвующих в Проекте.
· Конференция «Утверждение трезвости в современном обществе».
· Конкурс «Трезвость! Лидерство! Успех!»
Антиалкогольная акция-пикет накануне Нового года.
Подведение итогов.
Награждение победителей.
Условия участия в Проекте
1. Коллективное решение класса участвовать в Проекте и взятие обязательства стать некурящим классом.
2. Продолжение участия в Проекте возможно в том случае, если 90% и более учащихся выполняют взятое обязательство.
3. Самостоятельное избрание классом куратора, которым может быть любой человек – родитель, учитель, старшеклассник, студент – пользующийся авторитетом и доверием класса.
4. Координация участия в соревновании со стороны классного руководителя, который также может быть куратором.
5. Победителем может быть класс, где 100% учащихся не курят.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 304.