ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XIX в.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Начало освободительному движению в России было положено декабристами. Декабристами называют членов тайных обществ, которые возникли после заграничного похода русской армии 1813–1814 г. против Наполеона. Декабристы выступали против самодержавия и крепостничества, однако после восстания 14 декабря 1825 г. движение декабристов было разгромлено.

В начале 30-х гг. XIX в. в общественном движении страны начинается новый этап. Историки связывают его с появлением в Москве кружков А. Герцена и Н Станкевича. А. Герцен выдвинул и обосновал идею разумной организации общества. Он критиковал российскую действительность за общественное неравенство, а власти – за нежелание решать обозначившиеся социальные и политические проблемы. После разгрома в 1834 гг. кружка и последовавшей за ним ссылки А. Герцен эмигрировал в Италию, где принял участие в революционном движении страны.

В конце 30-х – начале 40-х гг. XIX в. произошло определенное размежевание идейных течений. Сторонники консерваторов считали необходимым сохранение и укрепление самодержавия как основы могущества и процветания России. Консерваторы не отказывались от реформ, направленных на усовершенствование внутренней организации российского государства, но преобразования, по их мнению, должны были укрепить самодержавную власть императора.

Либеральные течения российской общественной мысли и движения были представлены западниками и славянофилами.

Западники выступали за европейский вариант развития России. Они подчеркивали, что страна уже идет по европейскому пути, вступив на него в результате реформ Петра I. Ее дальнейшее движение в этом направлении должно привести к положительным переменам – отмене крепостного права и формированию гражданского общества.

Славянофилы исходили из уникальности исторического развития России, которая долгое время шла иным, чем Западная Европа, путем. В основе русской истории лежала община, мир, все члены которой были связаны общими интересами. Православная религия постоянно укрепляла способность русского человека жертвовать своими интересами ради общих. Государственная власть опекала народ и защищала его от внешних врагов,общаясь с ним через Земские соборы. Именно при Петре I, считали славянофилы, государство стало деспотическим, а власть перестала считаться с народом. Славянофилы призывали восстановить старорусские устои общественной и государственной жизни.

В 40-е гг. XIX в. появляются ростки революционно-демократического движения. Это было закономерным процессом, связанным с разложением крепостнических отношений и выдвижением на арену политической борьбы разночинцев.

У истоков этого течения стоял В. Белинский, сторонник массовой народной революции. Неотложными задачами он считал уничтожение крепостного права, отмену телесных наказаний, уравнение в правах сословий.

По своим взглядам к В. Белинскому близки были петрашевцы. Участники кружка дискутировали по основным проблемам российской действительности – крестьянскому вопросу, судоустройству, цензуре. Деятельность петрашевцев способствовала распространению идей утопического социализма в России.

К началу 50-х гг. А. Герцен выдвинул теорию «русского» или общинного социализма, согласно которой крестьянская община являлась «ячейкой социализма». Он считал, что перейти к социализму можно посредством социальной революции, однако она необязательно должна сопровождаться кровопролитием и гражданскими потрясениями.

Многообразными по содержанию и формам стали общественные движения, разворачивающиеся в условиях борьбы за расширение экономических, политических и гражданских свобод. В них участвовали выходцы из различных социальных сословий и групп, действовали политические организации, по-разному представляющие себе пути дальнейшего развития страны.

Консерваторам, выступающим за сохранение существующих порядков, противостоял правительственный либерализм, возникший под влиянием общественно-политической борьбы. Спектр идейных направлений этого течения был достаточно широк – от теории постепенных структурных реформ до обоснования необходимости принятия олигархической дворянской конституции.

Либеральное движение второй половины XIX в. прошло ряд этапов развития – в 60-е гг. проходило формирование земского либерализма, в 70-е гг. наметился рост оппозиции, в следующее десятилетие оформились кружки и группы интеллигенции, в основном, столичной.

В 90-е гг. в либеральном движении наметились новые тенденции. Выделились радикальное и умеренное направления. Либералы подчеркивали, что борьба за конституционную монархию должна вестись мирными средствами. Однако под напором рабочих они вынуждены были принимать более радикальные решения, вплоть до требования созыва Учредительного собрания.

В 60-е гг. оформляются своеобразные центры революционного движения: в Лондоне – при редакции журнала «Колокол», в России – вокруг редакции журнала «Современник». Идейной основой, своего рода знаменем целого революционного направления стала теория общинного социализма.

В революционно-демократическом движении выделялись три типа деятелей. Одни (А. Герцен, Н. Огарев) признавали революцию как крайний метод. Другие (Н. Чернышевский, Н. Серно-Соловьевич) считали, что революция – единственное средство общественного переустройства. Они подчеркивали, что для осуществления революции должны созреть определенные социально-экономические и политические предпосылки. Третьи (Н. Ишутин, С. Нечаев) готовы были совершить просто переворот.

В 70-е гг. среди разночинной интеллигенции возникает движение, получившее название народничества. Представители его идеализировали крестьянскую общину как ячейку социализма. Они считали, что капитализм в России не имеет почвы для своего развития, страна может пойти своим оригинальным путем по сравнению с Западной Европой, путем развития, соответствующим интересам народных масс.

Поиск путей вовлечения народа в революционную борьбу привел весной 1874 г. к массовому «хождению в народ», но эта тактика народников потерпела неудачу. Дальнейшие споры о методах борьбы привели в 1879 г. к расколу созданной тремя годами раньше организации «Земля и воля» на две группы.

Первая – «Черный передел» (Г. Плеханов, В. Засулич, В. Игнатов и др.) – основным направлением деятельности выбрала пропагандистскую работу в массах. Члены организации «Народной воли» (А. Желябов, С. Перовская, В. Фигнер и др.) встали на путь индивидуального террора. 1 марта 1881 г. народовольцы убили императора Александра II, но вместо ожидаемого массового крестьянского выступления последовали беспощадная расправа над революционерами, разгром «Народной воли», казнь ее лидеров. Революционное народничество трансформировалось в либеральное народничество, выступавшее с программой реформ российского общества.

В 80-е гг. в Российской империи появились организации, ориентировавшиеся на революционный марксизм. Предпосылками для распространения марксизма явились завершение процесса утверждения капитализма и оформление пролетариата в достаточно зрелый класс, что повлекло за собой изменения в соотношении сил освободительного движения.

 

ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX в.

 

Политические партии в России появились намного позже по сравнению с Западной Европой. Объясняется это особенностями социально-политического развития. К ним следует отнести сохранение абсолютной монархии, отсутствие политических свобод в стране.

В России образование политических партий рабочего класса произошло прежде, чем оформились политические партии российской буржуазии.

Появление огромного количества партий, появившихся в России после Манифеста 17 октября 1905 г., который создавал легальные условия для образования и деятельности политических партий.

Факт появления различных политический партий был обусловлен:

– многонациональным составом населения;

– сложной социально-классовой структурой российского общества (с сохранением сословного деления шел процесс формирования классов и социальных групп буржуазного общества);

– особой остротой социальных противоречий, из-за нерешенности многих социально-экономических и политический проблем;

–множеством мнений относительно пути решения всех этих проблем.

Заметную роль в политической жизни страны в начале ХХ в. играли кадеты, октябристы, эсеры и социал-демократы.

Партия социал-демократов (РСДРП) образовалась в 1898 г., а в 1903 г. произошел ее раскол на меньшевиков и большевиков. Общепризнанным лидером большевиков стал В.И. Ленин. Причиной раскола стали разногласия по организационному вопросу, которые выявились при обсуждении Устава партии на II съезде. На этом съезде была принята Программа РСДРП, которая состояла из двух частей: программы-минимум и программы–максимум. Программа-минимум предусматривала свержение самодержавия и установление демократической республики. Программа-максимум предусматривала уничтожение капитализма и установление диктатуры пролетариата. В годы первой русской революции социал-демократы выдвинули требование конфискации помещичьих земель. При этом большевики отстаивали требование национализации земли (т.е. передачи земли в собственность будущей республики), тогда как меньшевики настаивали на ее муниципализации, т.е. на передаче земли муниципалитетам, которые передали бы ее в арендное пользование крестьянам.

Лозунг «Долой самодержавие!» поддерживала и партия эсеров, созданная в 1902 г. Идеологом этой партии являлся В. М. Чернов. Эсеры, как и социал-демократы, выступали против частной собственности и эксплуатации человека человеком, однако при этом они категорически отрицали идею гегемонии рабочего класса и диктатуру пролетариата. В отличие от социал-демократов эсеры делали ставку на крестьянство, усматривая в нем главную движущую силу социалистической революции. Аграрная программа: в основе этой программы лежала идея «социализации земли», а основными ее требованиями были:
– конфискация помещичьих и царских земель;

– превращение земли в общенародное достояние;

– уравнительное землепользование;

– запрещение наемного труда.

Главным средством борьбы против самодержавия эсеры считали тактику индивидуального террора, направленного против представителей высшей царской администрации. Для осуществления террористических актов ими была создана Боевая организация.

После издания Манифеста 17 октября организационно оформились и партии российских либералов. В октябре 1905 г. была создана «Конституционно-демократическая партия народной свободы» (кадеты), одним из лидеров которой стал П. Н. Милюков. В ноябре 1905 г. был образован «Союз 17 октября» (или октябристы). Лидером этой партии стал А. И. Гучков. Обе партии призвали народ прекратить революционную борьбу и принять участие в выборах в Государственную думу.

По вопросу государственного устройства октябристы отстаивали идею наследственной конституционной монархии, то кадеты требовали создания министерства, ответственного перед Думой. В национальном вопросе октябристы выступали за сохранение единой и неделимой Российской империи, тогда как кадеты отстаивали принцип культурно-национального самоопределения. По аграрному вопросу обе партии выступали за сохранение помещичьего землевладения, однако кадеты (в отличие от октябристов) признавали возможность частичного отчуждения помещичьей земли за выкуп. По рабочему вопросу обе партии выступали за предоставление рабочим свободы собраний, стачек и союзов. Что касается тактики, то обе партии признавали лишь парламентские методы ведения политической борьбы и готовы были на определенных условиях войти в царское правительство. Это принципиально отличало либералов от революционных демократов.

Кульминационным моментом в развитии кадетской партии стала ее победа на выборах в I Государственную думу в условиях бойкота выборов левыми партиями. Однако просуществовала эта Дума всего лишь 72 дня.

Гораздо позже, чем другие партии, оформились политические организации монархического толка. Наиболее активно среди них проявил себя Союз русского народа, созданный в конце ноября 1905 г. Руководство им осуществлял Главный совет, который возглавляли А. И. Дубровин и В. М. Пуришкевич. В начале 1906 г. Союз русского народа опубликовал свою программу. Ее основные положения сводились к следующему: незыблемость самодержавной власти, восстановление неограниченной монархии, замена законодательной Думы законосовещательным учреждением, единство и неделимость России, неприкосновенность всякой частной собственности, ограничение власти бюрократии.

 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 268.