ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

После освобождения Москвы в январе 1613 г. собрался Земский собор для решения вопроса о власти. На нем присутствовали бояре, высшее духовенство, дворяне, люди посада, свободные крестьяне-общинники.

На московский престол предлагали сына германского императора Рудольфа, шведского королевича Карла-Филиппа, Ивашку-Воренка (сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II). Земский собор отсек европейских кандидатов, приняв решение о том, что царем должен быть человек из российских земель.

7 февраля 1613 г. Собор остановился на кандидатуре Романова. Но окончательный выбор отложили до тех пор, пока не выскажется народ. Города и провинция поддержали кандидатуру Михаила.

Михаил Романов положил начало новой династии, которая правила три столетия, а Россия начала медленно выходить из социальной катастрофы, восстанавливая общественную систему.

Укрепилась власть уже при царе Алексее Михайловиче, который в 1645 г. принял титул «Царь, Государь, Великий князь всея Великая и Малая России, Самодержец». Это окончательно закрепило за страной название – Россия.

Политическим идеалом Алексея Михайловича (который назывался в народе «Тишайшим») была монархия Ивана Грозного. Эпоха Грозного его привлекала не террором, а неограниченностью власти. Опорой ему стала бюрократия. Госаппарат возрос за 50 лет (с 1640 по 1690 гг.) в 3 раза.

Был учрежден Приказ тайных дел. В его задачу входил контроль за точным исполнением указаний царя, пресечение казнокрадства, злоупотреблений властью.

Боярская дума потеряла какое-либо значение. Ведущими в госуправлении стали административные органы – приказы. Большинство из них носило военный характер: стрелецкий, казачий и т.д. Армии уделялось большое внимание.

Законы закреплялись Соборным Уложением 1649 г.

В Соборном Уложении определяется статус главы государства – царя, самодержавного и наследного монарха.

Соборное Уложение было главным делом Алексея Михайловича, при нем российское общество стало более открытым, но европеизации России не произошло.

В то время, как в Европе политическая и социально-экономическая деятельность были свободны от регламентирующего влияния религии, Россия продолжала оставаться глубоко религиозным обществом – влияние религии, церкви сказывалось даже в мелочах.

К реформе духовной сферы приступил патриарх Никон, который имел устойчивые представления о превосходстве церковной власти над государственной. Никон – властный и жестокий – ставил своей целью победу над светским мировоззрением, которое постепенно утверждалось.

Сама реформа Никона была очень умеренной. Она устраняла различия в богослужебной практике между русской и греческой церковью, вводила единообразие в церковной службе по всей России.

Царь Алексей Михайлович в государственных интересах приветствовал преобразования в церковной обрядности и взял дело церковной реформы в свои руки. В 1667 г. он созвал в Москве церковный собор, на котором обсуждался важный вопрос об отношении духовной власти и светской. После борьбы собор признал, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх – в делах церковных. Таким образом, церковь пришла к выводу о необходимости разделения светской и духовной сфер деятельности.

 

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I. ОФОРМЛЕНИЕ АБСОЛЮТИЗМА

 

Петр I вошел в историю России как царь-реформатор благодаря кардинальным преобразованиям в различных сферах общественной жизни, в том числе государственного управления, экономики, культуры. Одним из главных итогов его реформ стало оформление в России абсолютизма, т.е. такой формы правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно царю.

Одним из важнейших признаков формирования неограниченной власти Петром I являлось отмирание Земских соборов. Прекращение практики их созыва означало, что царь больше не нуждается в одобрении или неодобрении своих действий – он приобрел достаточную независимость.

В конце 1717 г. началась реформа госаппарата. Все управление государства сосредоточивалось в руках 9 коллегий, которые были сформированы в соответствии с их функциями. Так были созданы Коллегия чужестранных дел; Камер-коллегия (ведавшая казенными сборами); Юстиц-коллегия; Ревизион-коллегия (ведущая счет государственных приходов и расходов) и т. д. В 1721 г. была образована Духовная коллегия – Синод. Коллегии стали основой центральной системы управления. Петр ввел для эффективности работы госаппарата детальную регламентацию деятельности всех учреждений и чиновников.

Высшим правительственным учреждением стал Сенат, учрежденный в 1711 г. Он сосредоточивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал губерниями, а самое главное, коллегиями. Четко был расписан регламент работы Сената. Сенат заменил собой Боярскую думу, в отличие от которой мог действовать и в отсутствие царя. В Сенат назначались люди, не обязательно знатные, но непременно обладающие деловыми качествами и искренне преданные государю.

Позднее при Сенате был создан важнейший контрольный орган самодержавного государства – прокуратура, а Сенат возглавил генерал-прокурор. Чтобы обезопасить свою систему от должностных преступлений, Петр ввел институт тайного надзора (фискалов-чиновников). Оба института, прокуратура и фискальство, были прочно связанны – фискалы доносили о делах прокурорам.

Создание нового полноценного государственного аппарата было бы невозможно, если бы реформа не коснулась низшего звена управления – местного аппарата.

Петр разделил все государство на 8 крупных областей, получивших название губерний. Затем в 1719 г. введено было новое областное деление, в которое вошли и земли, отвоеванные у Швеции. Россия была разделена на 11 губерний, которые подразделялись на провинции, а провинции – на уезды.

Особое место в формировании бюрократии принадлежит Табели о рангах (1722 г.), которая привела в систему и унифицировала все чины империи нa государственной службе. Введены были 14 рангов, определяющих продвижение чиновников в любой отрасли службы: сухопутной, военно-морской и гражданской.

РЕФОРМА В АРМИИ. Одновременно с реорганизацией государственного аппарата осуществлялась военная реформа, направленная на создание регулярной постоянную армию. Стрелецкие войска после мятежей против Петра были уничтожены. Потешные полки Преображенский и Семеновский преобразованы в гвардейские регулярные полки. Прежний способ комплектования – «вербовка охотников» – заменен общим рекрутским набором. Создана была новая вооруженная сила – флот.

Новый порядок комплектования войск рядовыми заставил пересмотреть вопрос о подготовке офицерских кадров. До начала XVIII в. дворяне являлись на эпизодические смотры и участвовали в походах. Теперь же они были обязаны нести пожизненную военную службу.

Из Северной войны Россия вышла сильной морской державой. Ее флот имел на своем счету все современные виды вооружения, свой устав, командирский корпус и уже боевой опыт.

Реформа церковного управления была одной из самых важных по своим последствиям реформ Петра I. К ней царь шел давно, т. к. слышал и знал отзвуки той борьбы, которая велась его отцом Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном.

В ходе реформы была сломлена прежняя система патриаршего управления. Введена система коллегиального управления – Синод, который уравнивался в правах с Сенатом. С 1712 г. начинается почти двухсотлетия история управления русской православной церковью Синодом.

С решительностью государство взяло в свои руки и заботу о распространении христианства (православия) среди иноверцев и язычников, особенно на окраинах государства. Он возлагал надежды на решительные, быстрые и радикальные меры с помощью административного воздействия, насилия применительно к целым слоя общества, племенам и народам. Чтобы поощрять иноверцев и язычников к переходу в православие, новокрещенным давалась льгота в платежах налогов, они награждались землей и крестьянами, за непослушание применялись полицейские меры.

РЕФОРМА В КРЕПОСТНИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ. В годы царствования Петра в области экономики была осуществлена коренная реформа, имевшая далеко идущие последствия.

Неудачное начало Северной войны (поражение под Нарвой в 1700 г.) заставило заново создавать боеспособную армию. Многочисленные мануфактуры, преимущественно оборонного значения, стали строить с учетом необходимости обеспечить армию оружием, боеприпасами, обмундированием. Таким образом, промышленный бум в экономике был продиктован военными и внешнеполитическими интересами. Казна вложила огромные средства в расширение выпуска железа, пушек, оружия. Особую роль сыграл Урал, где в крайне сжатые сроки был построен целый металлургический комплекс. На базе мощной металлургической базы стала развиваться металлообрабатывающая промышленность. Параллельно создавались мануфактуры легкой индустрии, т.к. нужно было все, что способно было содержать современную армию.

Создание собственной промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли. Цель была такая: получать прибыль с ходовых товаров внутри страны и за счет вывоза товаров за рубеж, которые дали бы деньги на покупку кораблей, оружия, сырья для промышленности. Государство захватывало торговлю самым простым способом – введением монополии на заготовку и сбыт определенных товаров. Так была введена монополия на соль, что давало 100 % прибыли, на табак — 800 % прибыли.

Государственные монополии, налоги и повинности были силовыми средствами, применяемыми петровским государством для получения максимально крупных сумм денег для решения своих задач.

ВЫВОД. В социально-экономическом и политическом развитии России прослеживаются две линии. Одна из них связана с укреплением феодальной собственности на землю, расширением помещичьего землевладения, усилением эксплуатации крестьян, укреплением дворянских привилегий, формированием абсолютной монархии. Другая линия проявлялась в зарождении нового способа производства. Она находилась в тесной связи с развитием крупной промышленности и началом формирования классов капиталистического общества — предпролетариата и буржуазии. Купеческий капитал начинает проникать в производство, бурно развивается промышленность.

Также можно отметить три важнейших следствия преобразований: во-первых, значительно сократилось отставание экономической и культурной жизни России от стран Европы; во-вторых, Россия превратилась в могущественную державу с современной сухопутной армией и могучим Балтийским флотом; в-третьих, Россия вошла в число великих держав, и отныне ни один вопрос межгосударственных отношений в Европе не мог решаться без ее участия.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 268.