ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ»: ЦЕЛИ, МЕТОДЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Петровские реформы определили историю России на полтора века. Столь большой срок свидетельствует о том, что они привились, то есть, начавшись «сверху», были подхвачены в дальнейшем дворянским обществом.

Пережив петровскую модернизацию, Россия, сильно отличавшаяся от европейских стран в XVI – XVII вв., вновь обрела общие с ними черты. К концу XVIII в. и в России, и на Западе отмечались «плоды просвещения», близость стиля в архитектуре, литературе, музыке, живописи, более или менее сходные технические достижения, войска в похожих мундирах и треуголках. В российской дворянской жизни вместо петровского страха все более усиливаются понятия о чести. На российском троне умная, просвещенная императрица Екатерина II (1762–1796 гг.). Прекрасно образованная, знакомая с концепциями французских просветителей, она понимала невозможность сохранения и укрепления самодержавно-крепостнического строя старыми методами в новых условиях (зарождения в стране капиталистических отношений и начала формирования капиталистического уклада).

В царствование Екатерины были осуществлены крупные мероприятия как во внутренней, так и во внешней политике. Все они имели большое общенациональное значение, их главной целью было укрепление господства дворян, расширения сословных привилегий и дальнейшее распространение крепостничества и крепостных порядков. Целая серия указов Екатерины II закрепляла сверхльготные условия для производства дворян в офицерские чины, резко увеличивала средства на содержание сословных дворянских учебных заведений. Одновременно с этим значительно увеличивались права помещиков в отношении личности и имущества крестьян. В 1765 г. был издан указ, предоставлявший помещикам право без суда и следствия ссылать своих крестьян на каторгу на любой срок. В августе 1767 г. Екатерина издала самый крепостнический указ за всю историю крепостничества. По этому указу любая, даже самая справедливая жалоба крестьян на помещика объявлялась тягчайшим государственным преступлением. Этим указом завершалось оформление ничем не ограниченной власти помещика-дворянина над крепостным крестьянином.

Достигнув внешнего сходства с европейскими странами, Россия различалась с ними в основном. Если в Европе в XVIII в. успешно развивался капитализм, то все успехи российской экономики были основаны преимущественно на крепостном труде, развитие торговли и промышленности было подчинено интересам дворянства, нарождавшаяся буржуазия привязывалась к обслуживанию интересов самодержавия и крепостничества.

Характеризуя правление Екатерины II, нельзя не отметить успехи внешней политики России во второй половине XVIII в. Эта политика была направлена на расширение границ Российской империи. Во второй половине XVIII в. русские землепроходцы начинают осваивать Северную Америку. За счет территориальных приобретений в годы правления Екатерины II численность населения России увеличилась в два раза.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. ОБРАЗОВАНИЕ ИМПЕРИИ (XV – XIX вв.)

 

ПЕРВЫЙ ЭТАП (XV – первая половина XVI вв.). В этот период сложилась территория, которая стала «колыбелью» русского народа. Московское царство начало формироваться при Иване III – с середины XV в. Его исходная территория – Московское княжество – была небольшой. Иван III увеличил территорию княжества в пять раз. Он фактически является основателем Московского государства. Население русских княжеств не оказывало Ивану III серьезного сопротивления, так как ничего не теряло с переходом под власть Москвы.

Во внешней политике выделяют три основных направления. Первое – борьба за свержение ига Золотой орды и выделившихся из нее ханств. Второе – борьба с Великим княжеством Литовским, а затем с Речью Посполитой за украинские, белорусские и русские земли. Третье – борьба с Ливонским орденом за выход к Балтийскому морю.

ВТОРОЙ ЭТАП (середина XVI – конец XVII вв.). Во времена Ивана IV существовала настоятельная необходимость охраны рубежей страны на Востоке. Казанское и Крымское ханства совершали частые набеги на русские земли.

Присоединение татарских ханств открыло путь в Сибирь. Отряд казаков под предводительством Ермака покорил Сибирское ханство.

На Западе Московское государство добивалось выхода к Балтийскому морю. В течении XVI в. Россия вела около десяти войн на западных границах, длившихся в общей сложности 50 лет.

В 1654 г. по Переяславской Раде Украина объединилась с Россией. В результате этого добровольного акта и последующих войн с Речью Посполитой в состав единой страны вошла Левобережная Украина с Киевом.

В 1656 г. в ответ на предложение послов Молдавии царь Алексей Михайлович направил молдавскому господарю Георгию Стефану жалованную грамоту о согласии принять условия перехода Молдавии в русское подданство. В 1657 г. представители закавказских народов прислали Алексею Михайловичу письмо с просьбой принять их в русское подданство.

ТРЕТИЙ ЭТАП (XVIII–XIX вв.). В этот период Россия стала империей (1721 г.) и ее внешняя политика определялась задачами модернизации. В территориальных приобретениях прослеживаются западные черты. Россия включается в европейскую политику и европейские войны.

В 1724 г. армянские патриархи Исайя и Нерсес направили Петру Великому послание с просьбой принять армянский народ под покровительство России.

Большую славу России принесли громкие победы русских войск при Екатерине Великой. Крым в 1783 г. стал российским. В ходе войны со Швецией (1808–1809 гг.) была присоединена Финляндия.

В 1799 г. в состав России добровольно вошла Грузия.

В XVIII–XIX вв. к России были присоединены земли Казахстана, населенные кочевыми племенами.

Завоеванные земли включались в состав единого государства.

Многие народы, населявшие российскую империю, вошли в ее состав добровольно, что защитило их от физического уничтожения со стороны воинственных соседей.

 

РЕФОРМЫ НАЧАЛА XIX в.: ПЛАНЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ. М.М. СПЕРАНСКИЙ

 

Время правления Александра I (1801–1825 гг.) во внутренней политике характеризуется борьбой двух направлений: либерального и консервативного.

Император начал свое правление с либеральных реформ, благодаря которым вошел в историю России как «просвещенный монарх». Преобразовательная деятельность Александра I в 1801–1815 гг. ставила задачу усовершенствовать государственный аппарат России, приблизить его к передовым европейским стандартам, не поступившись при этом приоритетами самодержавия.

Реформы коснулись сферы высшего управления страной; крестьянского вопроса; образования и печати.

В 1802 г. были учреждены министерства, заменившие петровские коллегии. Работа первых восьми министерств строилась на началах единоличной ответственности и власти министров. Для совместного обсуждения дел учреждался Кабинет министров. С небольшими изменениями эта система просуществовала до 1917 г. и знаменовала собой новый шаг на пути бюрократизации системы управления, всецело подчинения ее государю.

Александр признавал, что крепостное право зло, но его отмену считал преждевременной. В 1801 г. вышел закон о праве не дворян покупать землю, чем нарушалась дворянская монополия на землю. Указ «О вольных хлебопашцах» (1803 г.) легализовал практику отпуска помещиком крепостных крестьян на волю. В 1809 г. император отменил право помещиков ссылать крепостных в Сибирь. Было запрещено печатать в газетах объявления о продаже людей.

Образовательная реформа по духу была вполне буржуазной. В ее основу легли принципы бессословности образования, бесплатности обучения на низших ступенях и преемственности учебных программ. Создавалась четырехступенчатая система: одноклассное приходское училище, уездное училище, губернская гимназия и университет.

С 1807 г. на арену политической жизни России выдвинулись два человека – А. А. Аракчеев и М. М. Сперанский. Аракчеев, ставший доверенным лицом царя, получил право издавать от его имени указы. Основным направлением деятельности Аракчеева было военно-полицейское. Аракчеев активно пресекал оппозиционные настроения в обществе.

Однако, к 1809 г. недовольство политикой правительства приобрело такой размах, что Александр I был вынужден начать новый этап реформ, связанных с именем М. М. Сперанского (1772–1839 гг.). В качестве законосовещательного органа Сперанский предложил Государственную думу. Она должна была ограничить самодержавную власть, ни один закон не мог быть издан без ее одобрения. Дума полностью контролировала бы деятельность министров. На местах избирались волостные, окружные и губернские думы. Губернские думы избирали Сенат. Связующим звеном между тремя ветвями власти и императором должен был стать Государственный совет.

В январе 1810 г. был учрежден Государственный совет (Госсовет) – законосовещательный орган, призванный централизовать законодательное дело в стране. Он не издавал законов, но являлся гарантом единообразия юридических норм в государстве и служил совещательным органом при разработке законов. Он состоял из Общего собрания и четырех департаментов (законов, военного, гражданских и духовных дел).

Война 1812 г. отодвинула внутриполитические вопросы на второй план. К ним вернулись только в 1815 г. Александр I даровал Конституцию Царству Польскому. Было установлено автономное самоуправление в Бесарабии. Автономию, Конституцию и сейм получила Финляндия.

Реформаторские настроения Александра I сменились откровенно реакционным курсом, получившим название «аракчеевщины».

Аракчеев создал военные поселения, где крестьяне сочетали военную службу с занятиями сельским хозяйством.

На международной арене Россия стала играть роль жандарма.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 246.