ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СУДА КАК ОРГАНА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ ПЕРВОЙ

ИНСТАНЦИИ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 4

1. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ………………………………………………… 5

1.1. Понятие и значение суда как органа судебной власти …………… 5

1.2. Суд как орган судебной власти. Судебная система ………………. 9

2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА …………... 14

2.1. Понятие, значение и характерные особенности судебного

разбирательства …………………………………………………….. 14

2.2. Участники судебного разбирательства …………………………… 19

3. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ СУДА

ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ 36

3.1. Особенности судебного разбирательства …………………………. 36

3.2. Особенности и значение протокола судебного заседания ………. 48

3.3. Некоторые особенности осуществления правосудия по

уголовным делам …………………………………………………… 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….... 55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………... 57

ВВЕДЕНИЕ

Новое уголовно-процессуальное законодательство решило многие проблемы перевода российского уголовного процес-

са на принятые в правовых государствах стандарты. Оно формировалось на основе требований Конституции Российской

Федерации о разделении властей, самостоятельности судов и независимости судей. В нем реализованы такие важные инсти-

туты, как защита прав и свобод граждан, судебный контроль за законностью и обоснованностью решений и действий орга-

нов прокуратуры, следствия и дознания на досудебных стадиях уголовного преследования.

Вместе с тем Уголовно-процессуальный кодекс РФ выражает во многом преемственность в развитии традиций отечест-

венного законодательства о правосудии, опирается на обретения науки об уголовном судопроизводстве и опыт международ-

ного правового регулирования деятельности по государственному противодействию уголовной преступности.

Необходимо отметить, что несомненным достоинством принятого высшим законодательным органом Российской Фе-

дерации Уголовно-процессуального кодекса является то, что сделан огромный шаг на пути практической реализации прин-

ципа состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве. Как известно, состязательность покоится на

трех основополагающих принципах: рассмотрение дела судом в пределах требований, заявленных сторонами; исследование

судом того круга доказательств, которые предложены сторонами; обеспечение судом сторонам защиты и обвинения равных

возможностей в представлении доказательств и их исследовании.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СУДА КАК ОРГАНА

СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполни-

тельную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10

Конституции)1.

Термин "судебная власть" употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть – это суд, сис-

тема соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную

власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие.

Судебная власть – вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть – это не только

те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их

реализация. Смысл слова "власть" истолковывается в основном значении и как "право, сила и воля над кем-либо, свобода

действий и распоряжений, начальствования", "право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-

либо", "могущество, господство, сила".

Из Конституции Российской Федерации следует, что судебная власть как вид государственной власти принадлежит

специальным органам государства – судам, входящим в судебную систему Российской Федерации. Судебная власть осуще-

ствляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 10, 118

Конституции). Судопроизводство предполагает законодательное регулирование всего порядка деятельности суда путем ус-

тановления процессуальной процедуры, гарантирующей права и свободы личности, законность и справедливость решений

суда.

Важнейшая функция судебной власти – осуществление правосудия. "Правосудие в Российской Федерации осуществля-

ется только судом" (ст. 118 Конституции). Правосудие – исключительная компетенция судебной власти. Помимо осуществ-

ления правосудия судебная власть включает и ряд других, принадлежащих ей и реализуемых ею полномочий.

В числе иных, кроме правосудия, полномочий судебной власти ее различным ветвям также принадлежат: конституци-

онный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов, должностных

лиц и государственных служащих в случае их обжалования в суд; контроль за законностью и обоснованностью арестов и

задержаний, произведенных органами дознания и предварительного следствия; санкционирование проведения действий,

связанных с ограничением прав граждан, предусмотренных ст. 23 и 25 Конституции; разъяснения по вопросам судебной

практики; участие в формировании судейского корпуса и др.

Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, воз-

никающих в обществе и требующих вмешательства суда. Компетенция судебной власти урегулирована законом2.

Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органам государства – судам – полномочия по раз-

решению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий пу-

тем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением

процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

Следует обратить внимание, что судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:

1. Судебная власть – вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает госу-

дарственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально

влияющих на жизнь людей (родительская власть, власть воспитателя, "власть толпы", власть общественного мнения, власть

средств массовой информации – "четвертая власть"), судебная власть – одна из трех ветвей государственной власти, уста-

новленная Конституцией и другими законами.

2. Судебная власть принадлежит только судам – государственным органам, образуемым в установленном законом по-

рядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять

правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. В состав суда помимо судей, действующих на профессиональ-

ной основе, могут входить представители народа, временно исполняющие свои функции по участию в отправлении правосу-

дия. Но суд немыслим без судей, осуществляющих правосудие на профессиональной основе.

3. Исключительность судебной власти – следующий ее признак, связанный с предыдущим. Судебную власть вправе

осуществлять только суды (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 закона "О судебной системе РФ"). Ни законодательные, ни испол-

нительные, ни иные государственные органы, должностные лица, государственные служащие, общественные и прочие орга-

низации не вправе обладать полномочиями, предоставленными только суду, присваивать себе эти полномочия. Важнейшая

функция судебной власти – осуществление правосудия – по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду.

Так, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

4. Независимость, самостоятельность, обособленность – характеристики судебной власти. При выполнении своих

функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону (ст. 120 Конституции, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона

о судебной системе). Никто не вправе давать судьям указания о том или ином разрешении конкретного дела, находящегося в

их производстве. Вмешательство в разрешение судебных дел является преступлением против правосудия и влечет за собой

уголовную ответственность. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчи-

няться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность про-

тивостоять попыткам такого воздействия.

1 Конституция Российской Федерации России : [в ред. от 21.07.2007 № 5-ФКЗ]. – М. : Юридическая литература, 1993. – 64 с.

2 _, _._. _ _ _ _ _ / _._. _ // _ (_). # 2007. # _ 6.

Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а

решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют само-

стоятельную ветвь государственной власти.

Обособленность судебной власти тесно связана с ее независимостью и самостоятельностью. Она означает, что суды об-

разуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не под-

чиненную при выполнении своих функций кому-либо, действующую в своей специфической сфере. Это не означает, что

суды изолированы от законодательной и исполнительной власти. Но их взаимодействие с другими ветвями государственной

власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей, выделивших суды в самостоятельную,

обособленную систему.

5. Процессуальный порядок деятельности – важнейший признак судебной власти.

Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им

решений при рассмотрении конкретных дел. Он устанавливает процессуальную форму как судебных действий, так и судеб-

ных решений и документов.

Порядок производства по гражданским делам, производства по уголовным делам, производства в арбитражных судах ре-

гулируется развернутыми нормативными актами: гражданским процессуальным кодексом, уголовно-процессуальным кодек-

сом, арбитражным процессуальным кодексом.

6. Осуществление полномочий путем судопроизводства – признак судебной власти, что определено ст. 118 Конститу-

ции Российской Федерации, где названы конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований

и поводов (неопределенность в конституционности нормативного акта и соответствующее обращение в конституционный

суд; спор, возникший из гражданских правоотношений, и обращение в суд за защитой права или охраняемого законом инте-

реса; факт административного правонарушения и (обычно) протокол об административном правонарушении; обнаружение

признаков преступления, подтверждаемых определенным законом источником; экономический _____спор, возникший в сфере

управления, и обращение за защитой в арбитражный суд). Эта деятельность развивается в последовательности, установлен-

ной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах. В ней участвуют заинтересованные лица и организа-

ции, реализующие свои права и исполняющие обязанности. Она может начинаться еще до вмешательства суда. Например,

расследование преступления следователем по терминологии действующего закона составляет часть судопроизводства. Но

судопроизводство, о котором говорится в Конституции, означает непременно деятельность суда, который рассматривает

конкретное дело и принимает решение на основе закона, формулируя его в установленном порядке, осуществляя правосу-

дие3.

7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Рос-

сийской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмеши-

ваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи

всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и

закону (ст. 120 Конституции; ч. 1, 2 ст. 5 Закона о судебной системе).

Реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать законы и другие нормативные акты. Су-

дебное толкование законов – необходимое условие правосудия и других видов реализации судебной власти. Российское пра-

во исходит из отрицания значения судебного прецедента как самостоятельного источника права. Но судебная практика,

сталкиваясь со сложными ситуациями в применении правовых норм, вырабатывает принципиальные решения, адекватно

выражающие смысл закона. Конституция РФ предоставляет Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду Россий-

ской Федерации право давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 и 127 Конституции). Эти разъяснения

ориентируют суды на правильное понимание и применение закона, но сами являются подзаконными актами. Прежде выс-

шим судебным органам предоставлялось право давать судам "руководящие указания", а затем "руководящие разъяснения"

по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

В соответствии со ст. 1 закона "О судебной системе РФ" судебная власть в Российской Федерации осуществляется толь-

ко судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных

и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного су-

допроизводства4.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

– установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным кон-

ституционным законом;

– соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил су-

допроизводства;

– применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федераль-

ных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федера-

3 Печников, Н.П. Правоохранительные органы РФ : учебное пособие / Н.П. Печников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008.

– С. 15; Зинатуллин, З.З. Судебная власть и правосудие по уголовным делам: соотношение с судебным контролем / З.З. Зинатуллин, В.В.

Зезянов // Российский судья. – 2005. – № 5.

4 О судебной системе Российской Федерации : федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31.12.1996 № 1-ФКЗ :

[в ред. от 05.04.2005№ 3-ФКЗ].

ции, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

– признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, всту-

пивших в законную силу;

– законодательного _____закрепления единства статуса судей;

– финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета (ст. 3).

В соответствии и на основании ст. 4 закона "О судебной системе РФ" правосудие в Российской Федерации осуществля-

ется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституцион-

ным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом, не до-

пускается.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов

Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

– Конституционный Суд Российской Федерации;

– Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов феде-

рального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды,

составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

– Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные касса-

ционные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие

систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федера-

ции, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Самостоятельность судов и независимость судей

Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Кон-

ституции Российской Федерации и закону.

Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и

подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конститу-

цией Российской Федерации и федеральным законом5.

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного

лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнан-

ным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу)

субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми

положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляю-

щие самостоятельность судов, независимость судей.

Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, уча-

ствующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, преду-

смотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным зако-

ном).

Состав суда

В соответствии со статьей 30 УПК РФ рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей

единолично.

Суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе: 1) судья федерального суда общей юрис-

дикции – уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в п. 2 – 4 ч. 2 ст. 30 УПК РФ; 2)

судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей – по ходатайству обвиняемо-

го уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ6; 3) коллегия из трех судей федерального суда общей

юрисдикции – уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного

5 В настоящее время УПК РФ не регламентирует возможность рассмотрения уголовного дела судьей с участием народных заседате-

лей, поскольку данный институт утратил силу с 1 января 2004 г. (ФЗ от 18.12.2001 № 177-ФЗ); с 1 января 2004 г. введен в действие инсти-

тут рассмотрения уголовного дела судом в составе трех профессиональных судей.

6 Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2006 № 3-П.

до назначения судебного заседания в соответствии со ст. 231 УПК РФ; 4) мировой судья – уголовные дела, подсудные ему в

соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ.

Подсудность уголовных дел

В соответствии со ст. 31 УПК РФ мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых

максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, преду-

смотренных ст. 107 ч. 1, 108, 109 ч. 1 и ч. 2, 134, 135, 136 ч. 1, 146 ч. 1, 147 ч. 1, 170, 171 ч. 1, 171, 1 ч. 1, 174 ч. 1, 174.1 ч. 1,

177, 178 ч. 1, 183 ч. 1, 184 ч. 1, ч. 3 и ч. 4, 185, 191 ч. 1, 193, 194 ч. 1, 195, 198, 199 ч. 1, 199.1 ч. 1, 201 ч. 1, 202 ч. 1, 204 ч. 1 и

ч. 3, 207, 212 ч. 3, 215 ч. 1, 215.1 ч. 1, 216 ч. 1, 217 ч. 1, 219 ч. 1, 220 ч. 1, 225 ч. 1, 228 ч. 1, 228.2, 234 ч. 1 и ч. 4, 235 ч. 1, 236 ч.

1, 237 ч. 1, 238 ч. 1, 239, 244 ч. 2, 247 ч. 1, 248 ч. 1, 249, 250 ч. 1 и ч. 2, 251 ч. 1 и ч. 2, 252 ч. 1 и ч. 2, 253, 254 ч. 1 и ч. 2, 255,

256 ч. 3, 257, 258 ч. 2, 259, 262, 263 ч. 1, 264 ч. 1, 266 ч. 1, 269 ч. 1, 270, 271, 272 ч. 1, 273 ч. 1, 274 ч. 1, 282 ч. 1, 285.1 ч. 1,

285.2 ч. 1, 287 ч. 1, 288, 289, 291 ч. 1, 292, 293 ч. 1, 294 ч. 1 и ч. 2, 296 ч. 1 и ч. 2, 297, 298 ч. 1 и ч. 2, 301 ч. 1, 302 ч. 1, 303 ч. 1

и ч. 2, 306 ч. 1, 307 ч. 1, 309 ч. 1 и ч. 2, 311 ч. 1, 316, 322 ч. 1, 323 ч. 1, 327 ч. 1, 327.1 ч. 1 и 328 Уголовного кодекса Россий-

ской Федерации7.

На основании ч. 2 ст. 31 УПК РФ районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением

уголовных дел, указанных в частях первой (в части подсудности уголовных дел мировому судье), третьей и четвертой статьи

31 УПК РФ. Следует обратить внимание, что районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией

по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

В соответствии с ч. 3 ст. 31 УПК РФ Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города феде-

рального значения, суду автономной области и суду автономного округа подсудны:

1) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 ч. 2, 126 ч. 3, 131 ч. 3, 205, 206 ч. 2 и ч. 3, 208 ч. 1,

209 – 211, 212 ч. 1, 227, 263 ч. 3, 267 ч. 3, 269 ч. 3, 275 – 279, 281, 290 ч. 3 и ч. 4, 294 – 302, 303 ч. 2 и ч. 3, 304, 305, 317, 321 ч.

3, 322 ч. 2, 353 – 358, 359 ч. 1 и ч. 2 и ст. 360 УК РФ; 2) уголовные дела, переданные в данные суды в соответствии со ст. 34 и

35 УПК РФ; 3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, Верховный Суд РФ выступает также и в качестве суда первой ин-

станции при рассмотрении уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи

федерального суда, в случаях, когда ими будет заявлено ходатайство об этом до начала судебного разбирательства (ст. 452

УПК РФ).

Гарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и

гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам.

Окружному (флотскому) военному суду подсудны уголовные дела, указанные в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, в отношении воен-

нослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное

уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражают то лицо или те лица, которые не

являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. При наличии возражений со стороны указан-

ных лиц уголовное дело в отношении их выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом

общей юрисдикции. В случае, если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, данное уголовное

дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны уголовные дела о пре-

ступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей,

а также другими гражданами Российской Федерации, если: 1) деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренно-

го уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, либо совершено

при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы Российской Федерации; 2) иное не предусмотрено ме-

ждународным договором Российской Федерации.

7 Головинская, И.В. Является ли рассмотрение мировым судьей уголовных дел частно-публичного и публичного обвинения упро-

щенной формой судопроизводства? / И.В. Головинская // Российский следователь. – 2007. – № 14.

СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

Судебное разбирательство представляет собой центральную стадию уголовного процесса, в которой суд первой ин-

станции решает основные вопросы уголовного дела: о наличии или отсутствии события преступления, о виновности обви-

няемого в его совершении, о содержании обстоятельств, характеризующих противоправность и степень общественной опас-

ности содеянного и личности обвиняемого.

Уголовно-процессуальное право допускает установление этих обстоятельств, их всестороннее, полное и объективное

исследование при соблюдении демократических принципов правосудия лишь в стадии судебного разбирательства.

Значение судебного разбирательства в системе отношений и взаимосвязей уголовного судопроизводства характеризует

его многофункциональность: именно в этой стадии решаются основные задачи уголовного процесса; осуществляется про-

верка законности и обоснованности решений и действий органов предварительного расследования; получают окончатель-

ную оценку собранные на досудебных этапах производства по делу доказательства; лишь в судебном разбирательстве полу-

чает наиболее явное выражение весь комплекс демократических принципов правосудия, должны обеспечиваться реализация

прав участников процесса и выполнение установленных законом обязанностей государственных органов и должностных лиц

по уголовному преследованию виновных в совершении преступлений лиц.

Исключительность рассматриваемой стадии заключается в том, что, в отличие от иных этапов производства по уголов-

ному делу, допускающих прекращение уголовного дела, освобождение лица от уголовной ответственности, признание лица

виновным в совершении преступления и назначение ему уголовного наказания допустимо только в стадии судебного разби-

рательства.

Успешное выполнение вышеуказанных функций уголовно-процессуальный закон связывает с осуществлением общих

условий судебного разбирательства. Общие условия судебного разбирательства представляют собой непременные организа-

ционные и правовые основы реализации демократических принципов уголовного процесса при непосредственном осуществ-

лении правосудия по уголовным делам (ст. 240 УПК РФ).

Следует заметить, что осуществление и соблюдение этих основ создает предпосылки для правильной юридической

оценки обстоятельств дела, их объективного, беспристрастного и всестороннего исследования. Общие условия судебного

разбирательства формализуют внутренние закономерности судебного познания явлений окружающей действительности.

Соблюдение устности и непосредственности судебного разбирательства является непременной предпосылкой само-

стоятельности судебного исследования обстоятельств дела с соблюдением принципа состязательности. Непосредственность

и устность судебного разбирательства выступают в качестве внешних форм исследования представленных в судебное засе-

дание доказательств8.

В соответствии и на основании ст. 240 УПК РФ законодатель определяет методы познания содержащейся в них инфор-

мации: суд заслушивает показания подсудимого, потерпевших, свидетелей; оглашает и исследует заключения экспертов;

оглашает протоколы и иные документы; производит другие судебные действия по исследованию доказательств. Последнее

установление закона указывает на всеобщность принципа непосредственности для восприятия судом, участниками судебно-

го разбирательства и присутствующими в зале судебного заседания оглашаемой информации, имеющей отношение к делу из

первоисточников, без промежуточных звеньев.

Личное непосредственное восприятие судьями доказательств по делу позволяет суду первой инстанции основывать

свои выводы на тех фактических данных, которые им исследованы и установлены в судебном заседании. Материалы предва-

рительного расследования не могут быть положены в основу приговора, если они не были представлены и подвергнуты ис-

следованию судом и сторонами в ходе судебного разбирательства9.

Так, например, Верховный Суд Российской Федерации в своем определении от 21.12.2005 № 39 отмечает, что приговор

оставлен без изменения, поскольку вывод суда о виновности осужденного в совершенных им преступлениях соответствует

фактическим обстоятельствам дела и основан на всесторонне исследованных в судебном заседании доказательствах, полно и

правильно изложенных в приговоре, наказание осужденному назначено с учетом характера и степени общественной опасно-

сти совершенных преступлений, данных о его личности и всех обстоятельств, смягчающих наказание.

Исходя из реалий современного уголовного судопроизводства, законодатель допускает возможность некоторых отступ-

лений от принципа непосредственности в случае недоступности источника доказательств восприятию суда в ходе судебного

разбирательства и его содержательной незаменимости.

В случае отказа подсудимого от дачи показаний в судебном заседании или неявки свидетелей, потерпевших по уважи-

тельным причинам уголовно-процессуальный закон допускает возможность оглашения их показаний, данных при производ-

стве предварительного расследования или полученных в суде ранее.

Это оглашение, а также воспроизведение приложенных к протоколу допроса материалов фотографирования, аудио- или

видеозаписи, киносъемки их показаний могут иметь место по ходатайству сторон. Основанием для принятия судом решения

о таком оглашении служит обнаружение существенных противоречий между показаниями, данными подсудимым, свидете-

лем, потерпевшим в ходе предварительного расследования или ранее состоявшегося судебного разбирательства, при отказе

подсудимого от дачи показаний или при рассмотрении дела в его отсутствие, при отсутствии свидетеля, потерпевшего в су-

8 Склизков, А.Н. Принцип непосредственности в уголовном судопроизводстве: доктрина и законодательство / А.Н. Склизков // Право и

политика. – 2007. – № 9.

9 Гришина, Е.П. Допустимость доказательств в уголовном судопроизводстве – проблемные вопросы концептуального истолкования и

правового регулирования / Е.П. Гришина, И.В. Абросимов // Уголовное судопроизводство. – 2007. – № 4; Максимова, Т.Ю. Некоторые

вопросы признания доказательств недопустимыми на предварительном слушании / Т.Ю. Максимова // Российский судья. – 2007. – № 4.

дебном заседании по причинам, исключающим возможность их явки в суд.

Непременной предпосылкой полной реализации принципа непосредственности является устная форма исследования

доказательств в судебном заседании. Устность судебного разбирательства означает обязанность суда непосредственно в су-

дебном заседании заслушать показания подсудимого, свидетеля, потерпевшего и других участников судебного разбиратель-

ства, а все имеющие значение для дела протоколы и иные документы должны оглашаться полностью или частично.

Материалами дела, содержание которых не озвучено в ходе судебного заседания, не может обосновываться позиция сто-

рон в отношении предъявленного подсудимому обвинения. Устная форма судопроизводства используется для связи между со-

бой участников уголовного судопроизводства.

Принцип устности судебного разбирательства не исключает возможности визуального изучения необходимых материа-

лов дела и письменного изложения позиций сторон в оценке исследуемых доказательств. Однако закон запрещает демонст-

рацию этих материалов без предварительного оглашения показаний, содержащихся в соответствующем протоколе.

В соответствии и на основании ст. 241 УПК РФ регулируются обязанности суда по реализации принципа гласности в

судебном разбирательстве. Суд обязан обеспечить доступ в открытое судебное заседание всех желающих лиц, не занятых в

уголовном судопроизводстве по данному делу и достигших 16-летнего возраста. Это общее правило допускает некоторые

исключения, предоставляющие суду право при определенных обстоятельствах ограничивать доступ населения в зал судеб-

ного заседания.

Некоторые авторы отмечают, что гласность судебного разбирательства представляет форму социального контроля за

деятельностью суда (судьи) по отправлению правосудия. Открытое судебное заседание позволяет присутствующим гражда-

нам, представителям средств массовой информации непосредственно наблюдать за осуществлением судебного разбиратель-

ства, в ходе которого проверяются и исследуются все материалы дела, представленные органами предварительного рассле-

дования и сторонами по делу, и на этом основании самим судить об обоснованности обвинения и личности подсудимого10.

Гласность судопроизводства призвана способствовать усилению осознания судьями ответственности за следование

всем принципам уголовного процесса, служит известной гарантией соблюдения судьями предусмотренных законом прав и

интересов участников судебного разбирательства, выполнения судьями требований беспристрастности, профессиональных и

этических норм ведения процесса по конкретному делу.

Закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда:

1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой фе-

деральным законом тайны;

2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет;

3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и

других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судо-

производства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;

4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственни-

ков, родственников или близких лиц (ст. 241 УПК РФ).

Следует заметить, что закон усиливает ответственность судей за принятие решения об отступлении от принципа глас-

ности. Закон обязывает судей мотивировать подобное решение и указывать в определении или постановлении о проведении

закрытого судебного разбирательства конкретные, фактические обстоятельства, установление которых вызвало необходи-

мость принятия такого решения.

Представляется, что беспрепятственное осуществление принципа гласности уголовного судопроизводства позволяет

формировать объективное общественное мнение о судебной власти в целом, служит укреплению авторитета правосудия.

Судья не вправе запретить присутствующим в зале открытого судебного заседания вести аудиозапись и письменную

запись происходящего в судебном разбирательстве.

Использование иных технических средств фиксации событий производства по делу в судебном разбирательстве не

должно препятствовать соблюдению процессуального порядка в зале заседания суда.

Следует обратить внимание, что при рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции состав суда может быть

коллегиальным и единоличным. В коллегиальный состав суда могут входить профессиональный судья и присяжные заседате-

ли, три профессиональных судьи (ст. 242 УПК РФ).

Уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии заявленного до начала судебного следствия хода-

тайства подсудимого, а также уголовные дела о преступлениях, подсудных Верховному суду республики, краевому, област-

ному суду и равным им судам (п. 3 ч. 1 ст. 30 УПК РФ), и в случае передачи дела по подсудности (ст. 34) или изменения тер-

риториальной подсудности (ст. 35 УПК РРФ) рассматриваются составом суда из трех профессиональных судей.

Рассмотрение уголовного дела составом суда с участием присяжных заседателей регулируется гл. 42 УПК РФ. Осталь-

ные уголовные дела рассматриваются федеральным судьей или мировым судьей единолично (п. 1, 4 ч. 2 ст. 30 УПК РФ).

Требования законности, компетентности, независимости и беспристрастности судей при отправлении правосудия рас-

пространяются как на единоличного судью, так и на всех членов коллегиального состава суда. Соблюдение условия неиз-

менности состава на всем протяжении судебного разбирательства по конкретному делу позволяет каждому из судей полу-

чить непосредственное представление о всей совокупности доказательств по делу, участвовать в их исследовании, оценке и

принятии итогового решения по делу.

В случае невозможности дальнейшего участия кого-либо из судей в судебном разбирательстве рассмотрение дела от-

кладывается, выбывающий судья заменяется другим, после чего разбирательство дела должно начаться сначала.

К обстоятельствам, лишающим судью возможности продолжить участие в судебном разбирательстве и требующим его за-

мены, относятся: удовлетворение заявленного судье отвода; обнаружение или появление предусмотренных Федеральным зако-

ном "О статусе судей в Российской Федерации" оснований к приостановлению или прекращению полномочий судьи (ст. 13, 14).

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе

10 Давлетов, А.А. Основы уголовно-процессуального познания / А.А. Давлетов. – Свердловск, 2005. – С. 27.

судей в Российской Федерации" устанавливается, что полномочия судьи могут быть прекращены досрочно по основаниям, пре-

дусмотренным пп. 1 – 3, 6 – 11 п. 1 ст. 14 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации"11.

В соответствии со ст. 80 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" председательствующий по делу освобождает от ис-

полнения обязанностей присяжного заседателя по конкретному делу, всякого, чья объективность вызывает обоснованные

сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им об-

стоятельств дела из непроцессуальных источников12.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ И

ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ

СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ

Протокол может быть написан от руки, или напечатан на машинке, или изготовлен с использованием компьютера. Для

обеспечения полноты протокола при его ведении могут быть использованы стенографирование, а также технические средст-

ва (ст. 259 УПК РФ).

В протоколе судебного заседания обязательно указываются:

1) место и дата заседания, время его начала и окончания;

2) какое уголовное дело рассматривается;

3) наименование и состав суда, данные о секретаре, переводчике, обвинителе, защитнике, подсудимом, а также о по-

терпевшем, гражданском истце, гражданском ответчике, их представителях и других вызванных в суд лицах;

4) данные о личности подсудимого и об избранной в отношении его мере пресечения;

5) действия суда в том порядке, в каком они имели место в ходе судебного заседания;

6) заявления, возражения и ходатайства участвующих в уголовном деле лиц;

7) определения или постановления, вынесенные судом без удаления в совещательную комнату;

8) определения или постановления, вынесенные судом с удалением в совещательную комнату;

9) сведения о разъяснении участникам уголовного судопроизводства их прав, обязанностей и ответственности;

10) подробное содержание показаний;

11) вопросы, заданные допрашиваемым, и их ответы;

12) результаты произведенных в судебном заседании осмотров и других действий по исследованию доказательств;

13) обстоятельства, которые участники уголовного судопроизводства просят занести в протокол;

14) основное содержание выступлений сторон в судебных прениях и последнего слова подсудимого;

15) сведения об оглашении приговора и о разъяснении порядка ознакомления с протоколом судебного заседания и при-

несения замечаний на него;

16) сведения о разъяснении оправданным и осужденным порядка и срока обжалования приговора, а также о разъясне-

нии права ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

В протоколе также указывается о мерах воздействия, принятых в отношении лица, нарушившего порядок в судебном

заседании.

Если в ходе судебного разбирательства проводились фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка допро-

сов, то об этом делается отметка в протоколе судебного заседания. В этом случае материалы фотографирования, аудио- и

(или) видеозаписи_____, киносъемки прилагаются к материалам уголовного дела.

На основании ч. 6 ст. 259 УПК протокол должен быть изготовлен и подписан председательствующим и секретарем су-

дебного заседания в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания. Протокол в ходе судебного заседания может

изготавливаться по частям, которые, как и протокол в целом, подписываются председательствующим и секретарем. По хода-

тайству сторон им может быть предоставлена возможность ознакомиться с частями протокола по мере их изготовления.

Ходатайство об ознакомлении с протоколом судебного заседания подается сторонами в письменном виде в течение 3

суток со дня окончания судебного заседания. Указанный срок может быть восстановлен, если ходатайство не было подано

по уважительным причинам. Ходатайство не подлежит удовлетворению, если уголовное дело уже направлено в кассацион-

ную инстанцию или по истечении срока, предоставленного для кассационного обжалования, находится в стадии исполнения.

Председательствующий обеспечивает сторонам возможность ознакомления с протоколом судебного заседания в течение 3

суток со дня получения ходатайства. Председательствующий вправе предоставить возможность ознакомления с протоколом

и иным участникам судебного разбирательства по их ходатайству и в части, касающейся их показаний. Если протокол су-

дебного заседания в силу объективных обстоятельств изготовлен по истечении 3 суток со дня окончания судебного заседа-

ния, то участники судебного разбирательства, подавшие ходатайства, должны быть извещены о дате подписания протокола

и времени, когда они могут с ним ознакомиться.

Время ознакомления с протоколом судебного заседания устанавливается председательствующим в зависимости от объ-

ема указанного протокола, однако оно не может быть менее 5 суток с момента начала ознакомления. В исключительных слу-

чаях председательствующий по ходатайству лица, знакомящегося с протоколом, может продлить установленное время.

В случае, если участник судебного разбирательства явно затягивает время ознакомления с протоколом, председательст_____-

вующий вправе своим постановлением установить определенный срок для ознакомления с ним. Копия протокола изготавли-

вается по письменному ходатайству участника судебного разбирательства и за его счет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По проблемам, рассмотренным в настоящей работе, представляется возможным сформулировать следующие выводы.

1. Расследование любого преступления – это установление истины, которое включает в себя процесс познания и про-

цесс доказывания. Познание фактов объективной действительности пронизывает всю деятельность судов при осуществлении

правосудия по уголовным делам.

Осуществление судом функции правосудия в публичном по своему характеру уголовном процессе предполагает зако-

нодательное наделение его правом проверять и оценивать с точки зрения относимости, допустимости и достоверности пред-

ставленные сторонами обвинения и защиты доказательства как путем установления их источников и сопоставления с други-

ми доказательствами, имеющимися в уголовном деле либо представляемыми сторонами в судебном заседании, так и путем

получения и исследования – в рамках обвинения, предъявленного подсудимому либо измененного в соответствии с уголов-

но-процессуальным законом – иных доказательств, подтверждающих или опровергающих доказательство, проверяемое су-

дом.

2. Значение судебного разбирательства в системе отношений и взаимосвязей уголовного судопроизводства характери-

зует его многофункциональность: именно в этой стадии решаются основные задачи уголовного процесса; осуществляется

проверка законности и обоснованности решений и действий органов предварительного расследования; получают оконча-

тельную оценку собранные на досудебных этапах производства по делу доказательства; лишь в судебном разбирательстве

получает наиболее явное выражение весь комплекс демократических принципов правосудия, должны обеспечиваться реали-

зация прав участников процесса и выполнение установленных законом обязанностей государственных органов и должност-

ных лиц по уголовному преследованию виновных в совершении преступлений лиц.

3. Осуществляя уголовное преследование, прокурор должен активно участвовать в судебном следствии, используя

предоставленные ему как стороне права, чтобы добиться обоснованного осуждения и справедливого наказания виновного

подсудимого.

Однако его процессуальное положение не дает ему возможности получить дополнительные преимущества в судебном

разбирательстве: он представляет доказательства и участвует в их исследовании, высказывает суду свое мнение по существу

обвинения и по иным вопросам, возникающим в судебном разбирательстве, излагает свою позицию по вопросам применения

уголовного закона и назначения меры наказания подсудимому.

4. Обязательность участия подсудимого в судебном заседании является его правом и обязанностью. Соблюдение этого

правила представляет собой существенную гарантию его конституционного права на судебную защиту, которое предполага-

ет необходимость обеспечения ему возможности лично предстать перед судом и дать свои объяснения по существу выдви-

нутого против него обвинения.

5. Прекращение уголовного дела в заседании суда первой инстанции означает полное прекращение уголовного пре-

следования против этого лица. Поэтому с прекращением уголовного дела все процессуальные отношения с подсудимым

прекращаются: должна быть отменена мера пресечения; владельцам возвращены вещи, служившие вещественными доказа-

тельствами; отменяется арест имущества.

Прекращение дела по нереабилитирующим основаниям исключает право лица требовать компенсации за лишения, ко-

торые ему пришлось пережить в результате уголовного преследования.

6. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения госу-

дарственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Инфор-

мация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвоз-

мездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

7. Обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, со-

трудников федеральных органов государственной охраны состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными

органами мер безопасности, правовой и социальной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоро-

вье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников, а в исключительных

случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать

законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федераль-

ных органов государственной охраны, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятель-

ность.

Обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, со-

трудников федеральных органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть со-

пряжено с посягательствами на их безопасность, а также создание надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы

с преступлениями и другими правонарушениями законодатель устанавливает систему мер государственной защиты жизни,

здоровья и имущества указанных лиц и их близких.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации России : [в ред. от 21.07.2007 № 5-ФКЗ]. – М. : Юридическая литература, 1993. –

64 с.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации : [в ред. от 14.02.2008 № 11-ФЗ].

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : [в ред. от 06.12.2007 № 335-ФЗ].

4. О Военных судах Российской Федерации : федер. конституционный закон Российской Федерации от 23.06.1999 №

1-ФКЗ : [в ред. Федерального конституционного закона от 04.12.2006 № 5-ФКЗ].

5. О Конституционном Суде Российской Федерации : федер. конституционный закон Российской Федерации от

21.07.1994 : [в ред. от 05.04.2005 № 2-ФКЗ].

6. О судебной системе Российской Федерации : федер. конституционный закон Российской Федерации от 31.12.1996

№ 1-ФКЗ : [в ред. от 05.04.2005 № 3-ФКЗ].

7. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов : федер. закон от

20.04.1995 № 45-ФЗ : [в ред. от 22. 08. 2004 г. № 122-ФЗ].

8. О Мировых судьях в Российской Федерации : федер. закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ : [в ред. от 02.03.2007 № 24-ФЗ].

9. О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 : [в ред. от

24.07.2007 № 214-ФЗ].

10. О судебных приставах : федер. закон Российской Федерации от 21.07.1997 № 118-ФЗ : [в ред. от 03.03.2007 № 29-

ФЗ].

11. О статусе судей в Российской Федерации : закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 : [в ред. от

24.07.2007 № 214-ФЗ].

12. О судоустройстве РСФСР : закон РСФСР от 8.07.1981 № 976 : [в ред. от 20.08.2004 № 113-ФЗ].

13. О судебном приговоре : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.1996 : [в ред. Постановления Плену-

ма Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2007 № 7].

14. О практике назначения судами видов исправительных учреждений : постановление Пленума Верховного Суда Рос-

сийской Федерации от 12.11.2001 № 14.

15. О применении судами норм уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : постановление Пленума

Верховного Суда Российской Федерации от 5.03.2004 № 1.

16. О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания : постановление Пленума Верховного

Суда Российской Федерации от 11.01.2007 № 2.

17. Положение о квалификационных коллегиях судей и Положение о квалификационной аттестации судей : постанов-

ление Верховного Совета Российской Федерации от 13.05.1993 № 4960-1 : [в ред. от 14.03.2002 № 30-ФЗ].

18. Ветров, А.П. Права и обязанности в уголовном процессе / А.П. Ветров. – Саратов, 2004. – 74 с.

19. Вышинский, Г.Д. Теория судебных доказательств в праве / Г.Д. Вышинский. – М., 2004. – 264 с.

20. Давлетов, А.А. Основы уголовно-процессуального познания / А.А. Давлетов. – Свердловск, 2005. – 87 с.

21. Дутов, В.И. Профессиональная преступность / В.И. Дутов. – М. : Юридическая литература, 2007. – 304 с.

22. Егоров, Н.А. Собирание доказательств в уголовном процессе / Н.А. Егоров. – Саратов, 2004. – 64 с.

23. Зверев, В.З. Проблемы обвинения и зашиты по уголовным делам / В.З. Зверев. – Волгоград, 2007. – 52 с.

24. Корнуков, В.М. Меры процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве / В.М. Корнуков. – Саратов,

2006. – 76 с.

25. Печников, Н.П. Некоторые аспекты соблюдения гарантий личности в деятельности правоохранительных органов :

конспект лекций / Н.П. Печников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. – 68 с.

26. Печников, Н.П. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений : учебное пособие / Н.П. Печни-

ков. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 72 с.

27. Печников, Н.П. Деятельность правоохранительных органов по расследованию, раскрытию и предупреждению пре-

ступлений : монография / Н.П. Печников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 64 с.

28. Печников, Н.П. Защита прав и свобод личности в уголовном процессе : монография / Н.П. Печников. – Тамбов :

Изд-во Тамб. гос. техн.ун-та, 2006. – 84 с.

29. Печников, Н.П. Процессуальные гарантии прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве :

монография / Н.П. Печников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 120 с.

30. Печников, Н.П. Уголовно-процессуальные гарантии прав подозреваемого и обвиняемого : монография / Н.П. Печ-

ников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 96 с.

31. Печников, Н.П. Проблемы теории и практики прокурорского надзора в современных условиях : лекции к курсу /

Н.П. Печников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 60 с.

32. Печников, Н.П. Некоторые аспекты деятельности милиции общественной безопасности : лекции к курсу / Н.П.

Печников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 84 с.

33. Печников, Н.П. Категории преступлений и их уголовно-правовое значение : курс лекций / Н.П. Печников. – Тамбов

: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 64 с.

34. Печников, Н.П. Должностные и служебные преступления : метод. указ. / Н.П. Печников. – Тамбов : Изд-во Тамб.

гос. техн. ун-та, 2007. – 32 с.

35. Печников, Н.П. Проблемы уголовно-правовой политики на современном этапе : курс лекций / Н.П. Печников. –

Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 112 с.

36. Печников, Н.П. Обеспечение законности и правопорядка в деятельности правоохранительных органов : лекции к

курсу / Н.П. Печников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 76 с.

37. Печников, Н.П. Современные проблемы уголовного права и уголовного процесса / сост. Н.П. Печников. – Тамбов :

Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 80 с.

38. Печников, Н.П. Процессуальные вопросы предварительного расследования на современном этапе : курс лекций /

Н.П. Печников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 64 с.

39. Печников, Н.П. Общие начала назначения наказания и их реализация в судебной практике : курс лекций / Н.П. Печ-

ников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 64 с.

40. Печников, Н.П. Общий надзор прокуратуры, его задачи и проблемы эффективности : курс лекций / Н.П. Печников.

– Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 60 с.

41. Печников, Н.П. Процессуальные и тактические вопросы производства обыска и выемки в уголовном процессе : курс

лекций / Н.П. Печников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 56 с.

42. Печников, Н.П. Соучастие в преступлении: теория и проблемы практики : конспект лекций / Н.П. Печников. – Там-

бов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 56 с.

43. Печников, Н.П. Стадии совершения преступления : курс лекций / Н.П. Печников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн.

ун-та, 2008. – 64 с.

44. Гришина, Е.П. Допустимость доказательств в уголовном судопроизводстве – проблемные вопросы концептуального

истолкования и правового регулирования / Е.П. Гришина, И.В. Абросимов // Уголовное судопроизводство. – 2007. – № 4.

45. Головинская, И.В. Является ли рассмотрение мировым судьей уголовных дел частно-публичного и публичного об-

винения упрощенной формой судопроизводства? / И.В. Головинская // Российский следователь. – 2007. – № 14.

46. Детков, А. Обеспечение возмещения вреда, причиненного преступлением, и возможной конфискации имущества

при подготовке дела к судебному заседанию / А. Детков, Н. Луцкая // Уголовное право. – 2007. – № 3.

47. Зинатуллин, З.З. Судебная власть и правосудие по уголовным делам: соотношение с судебным контролем / З.З. Зи-

натуллин, В.В. Зезянов // Российский судья. – 2005. – № 5.

48. Кисленко, С.Л. Криминалистическая теория и практика взаимодействия участников уголовного судопроизводства /

С.Л. Кисленко // Уголовное судопроизводство. – 2007. – № 3.

49. Ковтун, Н.Н. Защита прав и свобод личности в уголовном процессе требует кардинально новых подходов / Н.Н. Ков-

тун, А.П. Кузнецов // Юридический мир. – 2007. – № 5.

50. Максимова, Т.Ю. Некоторые вопросы признания доказательств недопустимыми на предварительном слушании /

Т.Ю. Максимова // Российский судья. – 2007. – № 4.

51. Малков, В. Назначение наказания с учетом положений уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации /

В. Малков // Мировой судья. – 2007. – № 10.

52. Мядзелец, О. Отмена судом постановления о прекращении уголовного дела и применении к несовершеннолетнему

принудительных мер воспитательного воздействия / О. Мядзелец // Уголовное право. – 2007. – № 4.

53. Петрухин, И.Л. О заочном рассмотрении в судах уголовных дел / И.Л. Петрухин // Адвокат. – 2007. – № 12.

54. Рябинина, Т.К. Обжалование судебных решений в стадии назначения судебного заседания / Т.К. Рябинина // Рос-

сийский судья. – 2007. – № 4.

55. Семененко, М.Э. Процессуальные и организационные аспекты деятельности прокурора в стадии подготовки дела к

судебному заседанию / М.Э. Семененко // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2007. – № 6.

56. Скробов, Б.В. Ситуации на стадии судебного разбирательства / Б.В. Скробов // Налоги (газета). – 2007. – № 6.

57. Соловей, А.А. Некоторые особенности судебного следствия по новому УПК РФ / А.А. Соловей // Российский судья.

– 2004. – № 8.

58. Склизков, А.Н. Принцип непосредственности в уголовном судопроизводстве: доктрина и законодательство / А.Н.

Склизков // Право и политика. – 2007. – № 9.

59. Францифоров, Ю.В. Толкование норм уголовно-процессуального закона как способ разрешения противоречий в

уголовном судопроизводстве / Ю.В. Францифоров // Современное право. – 2007. – № 5.__

ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ ПЕРВОЙ

ИНСТАНЦИИ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 4

1. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ………………………………………………… 5

1.1. Понятие и значение суда как органа судебной власти …………… 5

1.2. Суд как орган судебной власти. Судебная система ………………. 9

2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА …………... 14

2.1. Понятие, значение и характерные особенности судебного

разбирательства …………………………………………………….. 14

2.2. Участники судебного разбирательства …………………………… 19

3. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ СУДА

ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ 36

3.1. Особенности судебного разбирательства …………………………. 36

3.2. Особенности и значение протокола судебного заседания ………. 48

3.3. Некоторые особенности осуществления правосудия по

уголовным делам …………………………………………………… 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….... 55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………... 57

ВВЕДЕНИЕ

Новое уголовно-процессуальное законодательство решило многие проблемы перевода российского уголовного процес-

са на принятые в правовых государствах стандарты. Оно формировалось на основе требований Конституции Российской

Федерации о разделении властей, самостоятельности судов и независимости судей. В нем реализованы такие важные инсти-

туты, как защита прав и свобод граждан, судебный контроль за законностью и обоснованностью решений и действий орга-

нов прокуратуры, следствия и дознания на досудебных стадиях уголовного преследования.

Вместе с тем Уголовно-процессуальный кодекс РФ выражает во многом преемственность в развитии традиций отечест-

венного законодательства о правосудии, опирается на обретения науки об уголовном судопроизводстве и опыт международ-

ного правового регулирования деятельности по государственному противодействию уголовной преступности.

Необходимо отметить, что несомненным достоинством принятого высшим законодательным органом Российской Фе-

дерации Уголовно-процессуального кодекса является то, что сделан огромный шаг на пути практической реализации прин-

ципа состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве. Как известно, состязательность покоится на

трех основополагающих принципах: рассмотрение дела судом в пределах требований, заявленных сторонами; исследование

судом того круга доказательств, которые предложены сторонами; обеспечение судом сторонам защиты и обвинения равных

возможностей в представлении доказательств и их исследовании.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СУДА КАК ОРГАНА

СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполни-

тельную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10

Конституции)1.

Термин "судебная власть" употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть – это суд, сис-

тема соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную

власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие.

Судебная власть – вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть – это не только

те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их

реализация. Смысл слова "власть" истолковывается в основном значении и как "право, сила и воля над кем-либо, свобода

действий и распоряжений, начальствования", "право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-

либо", "могущество, господство, сила".

Из Конституции Российской Федерации следует, что судебная власть как вид государственной власти принадлежит

специальным органам государства – судам, входящим в судебную систему Российской Федерации. Судебная власть осуще-

ствляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 10, 118

Конституции). Судопроизводство предполагает законодательное регулирование всего порядка деятельности суда путем ус-

тановления процессуальной процедуры, гарантирующей права и свободы личности, законность и справедливость решений

суда.

Важнейшая функция судебной власти – осуществление правосудия. "Правосудие в Российской Федерации осуществля-

ется только судом" (ст. 118 Конституции). Правосудие – исключительная компетенция судебной власти. Помимо осуществ-

ления правосудия судебная власть включает и ряд других, принадлежащих ей и реализуемых ею полномочий.

В числе иных, кроме правосудия, полномочий судебной власти ее различным ветвям также принадлежат: конституци-

онный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов, должностных

лиц и государственных служащих в случае их обжалования в суд; контроль за законностью и обоснованностью арестов и

задержаний, произведенных органами дознания и предварительного следствия; санкционирование проведения действий,

связанных с ограничением прав граждан, предусмотренных ст. 23 и 25 Конституции; разъяснения по вопросам судебной

практики; участие в формировании судейского корпуса и др.

Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, воз-

никающих в обществе и требующих вмешательства суда. Компетенция судебной власти урегулирована законом2.

Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органам государства – судам – полномочия по раз-

решению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий пу-

тем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением

процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

Следует обратить внимание, что судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:

1. Судебная власть – вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает госу-

дарственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально

влияющих на жизнь людей (родительская власть, власть воспитателя, "власть толпы", власть общественного мнения, власть

средств массовой информации – "четвертая власть"), судебная власть – одна из трех ветвей государственной власти, уста-

новленная Конституцией и другими законами.

2. Судебная власть принадлежит только судам – государственным органам, образуемым в установленном законом по-

рядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять

правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. В состав суда помимо судей, действующих на профессиональ-

ной основе, могут входить представители народа, временно исполняющие свои функции по участию в отправлении правосу-

дия. Но суд немыслим без судей, осуществляющих правосудие на профессиональной основе.

3. Исключительность судебной власти – следующий ее признак, связанный с предыдущим. Судебную власть вправе

осуществлять только суды (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 закона "О судебной системе РФ"). Ни законодательные, ни испол-

нительные, ни иные государственные органы, должностные лица, государственные служащие, общественные и прочие орга-

низации не вправе обладать полномочиями, предоставленными только суду, присваивать себе эти полномочия. Важнейшая

функция судебной власти – осуществление правосудия – по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду.

Так, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

4. Независимость, самостоятельность, обособленность – характеристики судебной власти. При выполнении своих

функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону (ст. 120 Конституции, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона

о судебной системе). Никто не вправе давать судьям указания о том или ином разрешении конкретного дела, находящегося в

их производстве. Вмешательство в разрешение судебных дел является преступлением против правосудия и влечет за собой

уголовную ответственность. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчи-

няться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность про-

тивостоять попыткам такого воздействия.

1 Конституция Российской Федерации России : [в ред. от 21.07.2007 № 5-ФКЗ]. – М. : Юридическая литература, 1993. – 64 с.

2 _, _._. _ _ _ _ _ / _._. _ // _ (_). # 2007. # _ 6.

Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а

решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют само-

стоятельную ветвь государственной власти.

Обособленность судебной власти тесно связана с ее независимостью и самостоятельностью. Она означает, что суды об-

разуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не под-

чиненную при выполнении своих функций кому-либо, действующую в своей специфической сфере. Это не означает, что

суды изолированы от законодательной и исполнительной власти. Но их взаимодействие с другими ветвями государственной

власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей, выделивших суды в самостоятельную,

обособленную систему.

5. Процессуальный порядок деятельности – важнейший признак судебной власти.

Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им

решений при рассмотрении конкретных дел. Он устанавливает процессуальную форму как судебных действий, так и судеб-

ных решений и документов.

Порядок производства по гражданским делам, производства по уголовным делам, производства в арбитражных судах ре-

гулируется развернутыми нормативными актами: гражданским процессуальным кодексом, уголовно-процессуальным кодек-

сом, арбитражным процессуальным кодексом.

6. Осуществление полномочий путем судопроизводства – признак судебной власти, что определено ст. 118 Конститу-

ции Российской Федерации, где названы конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований

и поводов (неопределенность в конституционности нормативного акта и соответствующее обращение в конституционный

суд; спор, возникший из гражданских правоотношений, и обращение в суд за защитой права или охраняемого законом инте-

реса; факт административного правонарушения и (обычно) протокол об административном правонарушении; обнаружение

признаков преступления, подтверждаемых определенным законом источником; экономический _____спор, возникший в сфере

управления, и обращение за защитой в арбитражный суд). Эта деятельность развивается в последовательности, установлен-

ной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах. В ней участвуют заинтересованные лица и организа-

ции, реализующие свои права и исполняющие обязанности. Она может начинаться еще до вмешательства суда. Например,

расследование преступления следователем по терминологии действующего закона составляет часть судопроизводства. Но

судопроизводство, о котором говорится в Конституции, означает непременно деятельность суда, который рассматривает

конкретное дело и принимает решение на основе закона, формулируя его в установленном порядке, осуществляя правосу-

дие3.

7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Рос-

сийской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмеши-

ваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи

всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и

закону (ст. 120 Конституции; ч. 1, 2 ст. 5 Закона о судебной системе).

Реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать законы и другие нормативные акты. Су-

дебное толкование законов – необходимое условие правосудия и других видов реализации судебной власти. Российское пра-

во исходит из отрицания значения судебного прецедента как самостоятельного источника права. Но судебная практика,

сталкиваясь со сложными ситуациями в применении правовых норм, вырабатывает принципиальные решения, адекватно

выражающие смысл закона. Конституция РФ предоставляет Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду Россий-

ской Федерации право давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 и 127 Конституции). Эти разъяснения

ориентируют суды на правильное понимание и применение закона, но сами являются подзаконными актами. Прежде выс-

шим судебным органам предоставлялось право давать судам "руководящие указания", а затем "руководящие разъяснения"

по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 228.