Теоретические концепции в области финансов нефинансовой политики, как было показано выше, не самоцель. С одной стороны, они отражают практическую деятельность людей, с другой - научно обоснованный прогноз по более рациональному использованию финансовых средств государства. Это касается и бюджетных средств, являющихся важной составной частью финансовой системы. В России это прежде всего государственный (центральный) бюджет, а также республиканские, краевые, областные и районные бюджеты. Их еще часто называют региональными (местными) бюджетами.
В структуре бюджетов государственный бюджет является главным звеном и в то же время центральным в финансовой системе. Государственный бюджет аккумулирует денежные средства за счет поступлений различных доходов, займов и других платежей, предназначенных для покрытия правительственных расходов в различных областях общественно-экономической жизни страны. Концентрируемые в бюджете значительные финансовые ресурсы (в отдельных странах от 30 до 50% бюджетных средств) позволяют государственной исполнительной власти активно вмешиваться во все многогранные стороны социально-экономической жизни общества. Наиболее важными из них являются:
- государственные вложения в развитие перспективных отраслей экономики, решение проблем экономического роста, регулирования, темпов расширения и обновления основных фондов;
- государственные вложения в фундаментальную и прикладную науку;
- финансирование производства с целью расширения объема выпуска товаров и оказания услуг общественного назначения;
- увеличение расходов на повышение качества рабочей силы, ее профессиональной подготовленности и физической выносливости, переподготовку и повышение квалификационного уровня работников;
- инвестирование средств в создание и развитие производственной и социально-бытовой инфраструктуры;
- затраты, связанные с государственным управлением, обороной и выпуском военной продукции.
В условиях возрастания роли региональной экономики субъектов Федерации повышается значение всех видов местных бюджетов. Приоритетными среди них в нашей стране являются республиканские, краевые и областные бюджеты. Финансовые средства, необходимые региональным органам управления, решают многие социально-экономические задачи. Производственно-хозяйственная деятельность предприятий, учреждений и организаций в регионах требует все больше средств для укрепления экономической обособленности и повышения конкурентоспособности в рыночных условиях хозяйствования. В связи с этим выделяется больше финансовых средств на НИОКР. Большая часть финансов местных бюджетов покрывает все возрастающие расходы на содержание городской и сельской производственной и социально-бытовой инфраструктуры. Дотации и компенсации предприятиям и населению в связи с неустойчивостью в экономике зачастую осуществляются за счет средств местных бюджетов. Поэтому их доля имеет тенденцию роста в отдельных странах, особенно развитых, до 50% для всех бюджетных средств.
Характерным для всех бюджетов являются их расходная и доходная части. Доходы государственных бюджетов большинства стран с рыночной экономикой формируются за счет следующих источников и поступлений:
- налоги всех видов, таможенные пошлины, гербовый сбор (75-85%);
- налоги и доходы от государственной собственности и торговли (5-8%);
- взносы в государственные фонды: пенсионный, социального страхования и по безработице (10-12%).
Основными статьями расходной части государственного бюджета являются:
- средства на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, другие отрасли сферы услуг, в том числе субсидии местным бюджетам на эти цели (40-50%);
- расходы и дотации на осуществление государственных программ в области промышленности, строительства; сельского хозяйства инфраструктуры и других отраслей экономики (10-12%);
- военные расходы, внешнеполитическая деятельность, займы иностранным государствам (10-20%);
- содержание административно-управленческих структур и органов внутренней безопасности (5-10%);
- выплаты по государственному долгу (7-8%).
Колебания доходной и расходной частей государственного бюджета, как и местных бюджетов, зависят от многих факторов, обстоятельств и условий. Так, поступления могут быть большими или меньшими при высоких или низких налоговых ставках. Повышение или понижение ставок заработной платы работникам бюджетной сферы влияет соответственно на рост или снижение расходов бюджетных средств. Постоянно нужно достигать компромисса между доходами и расходами государственных средств и местных бюджетов на развитие, например, социальной сферы, сельскохозяйственного производства, тех или иных регионов страны и т.п. Альтернативными должны быть подходы к расходованию бюджетных средств на приоритетные и менее значимые в народнохозяйственном отношении отрасли и предприятия. Государственные займы и погашение долгов вносят определенные коррективы в расходную и доходную части бюджетов.
Особо следует сказать о региональных бюджетах. Возрастание их роли обусловлено активизацией региональной экономической политики субъектов Российской Федерации. Региональные бюджеты становятся главной финансовой базой региональных органов управления. Эти органы имеют право составлять, рассматривать, утверждать, распоряжаться и использовать вверенные им бюджетные средства. Эти средства, выступая как региональные фонды потребления, распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Важное значение имеют региональные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач, первую очередь, распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Распределение и доведение до населения производимых благ осуществляется через бюджетную систему. При этом на народное образование, профессиональную подготовку кадров из региональных бюджетов выделяется более 60% всех бюджетных средств, на здравоохранение - свыше 80%, на социальное обеспечение - около 90%, жилищно-коммунальное хозяйство - до 75%.
Еще одним компонентом региональных финансов являются территориальные внебюджетные фонды. Источниками их формирования являются заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы, например, страховые поступления из централизованных внебюджетных фондов (пенсионного и др.). При этом внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 248.