Эффект масштаба и пути снижения издержек
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рыночная экономика, как уже неоднократно отмечалось, создает благоприятные условия для эффективной работы предприятий. Однако это вовсе не значит, что такое может произойти автоматически, т.е. достаточно начать переход к рынку и все предприятия станут работать прибыльно. Напротив, чтобы желаемое стало действительным, каждому из предприятий требуется прилагать немало усилий и действий по многим и многим направлениям. Среди них исключительно важной является постоянная забота о снижении издержек на выпускаемую продукцию. Причем об этом следует заботиться постоянно на всех этапах и стадиях становления и функционирования предприятий.

 

К примеру, решается вопрос о производстве какого-либо вида продукции. Ее определенное количество можно выпускать на одном предприятии, а можно на двух или трех. Стало быть, речь идет об организации либо одного крупного предприятия, либо нескольких мелких. Вариант должен быть таким, который позволит минимизировать издержки. Иными словами, размер предприятия должен быть таким, чтобы максимум выпускаемой продукции обеспечивался минимумом средних издержек на каждую ее единицу.

 

В этом суть одного из проявлений так называемого эффекта масштаба. Нарушение этого минимума приводит к тому, что начинает действовать закон убывающей отдачи, о котором говорилось выше.

 

В экономической теории эффект масштаба рассматривается как положительный и отрицательный. Положительный эффект масштаба свидетельствует о том, что при увеличении размеров предприятий средние издержки уменьшатся, а при отрицательном эффекте, напротив, они увеличатся. Практически так происходит в первом случае, когда крупные предприятия максимально используют, например, преимущества специализации, высокопроизводительного оборудования, управленческих решений и т.п. Отрицательный эффект масштаба показывает, что на крупном предприятии нарушена система управляемости как между его отдельными звеньями и подразделениями, так и в целом его как субъекта хозяйствования. Проявляется это часто в противоречивости интересов отдельных работников, звеньев и подразделений предприятия, что затрудняет принятие решений для осуществления целенаправленной деятельности.

 

Издержки предприятий зависят не только от оптимально выбранного его размера. На рынке много продавцов и покупателей. С первыми из них каждому предприятию нельзя не считаться, ибо это вполне возможные конкуренты как по продукции, так и по доходам и потребностям покупателей. Поэтому, с одной стороны, производимая продукция должна быть конкурентоспособной, с другой - выгодной для покупателей по ценам. Чтобы достигнуть этого, необходимо постоянно контролировать затраты, ибо их увеличение непременно сказывается на издержках в сторону их повышения.

 

Покупатель тоже может влиять на издержки, причем не только через цены, которые устраивают обоих агентов рынка, но и постоянную реализацию всей произведенной массы продукции. Значит, учет интересов покупателей - это экономия ресурсов в том смысле, что произведенные затраты не были бессмысленными. И еще: важную роль в связи с этим имеет изучение факторов, влияющих на спрос и предложение товаров на рынке.

 

Относительно путей снижения издержек непосредственно на предприятиях можно сказать не так уж и мало. В настоящее время, например, на многих предприятиях ослаблена научная организация труда. Ряд видов работ выполняется без учета научно-обоснованных норм затрат рабочего времени. Отсюда вполне возможное, не всегда заслуженное увеличение или занижение оплаты труда. В какой-то мере действует и психологический фактор - заработную плату выплачивают за время нахождения работника на рабочем месте. Все это, конечно, необоснованно увеличивает издержки на производство продукции. С техникой и технологией сохраняется немало нерешенных проблем на наших предприятиях. Все знают, что лучше, когда на предприятии используется высокопроизводительное оборудование, однако, чтобы его иметь нужны финансовые средства, а их на большинстве предприятий постоянно недостает. Кредитные средства часто слишком дороги для предприятий, да и не все могут их получить. Высокопроизводительная техника должна использоваться максимально. Однако нельзя при этом забывать о качестве производимой продукции, которая может быть реализована на рынке.

 

Немало проблем у предприятий с приобретением дорогостоящего сырья, материалов, топлива и электроэнергии. Здесь часто нет альтернативных продавцов. Монополизм в российской экономике присутствует практически на всех уровнях - от национального до регионального и городского. Правовые же нормативы антимонопольного регулирования все еще действуют очень слабо и чаще всего не в интересах непосредственных производителей товаров. Поэтому им трудно рассчитывать на снижение издержек по данным факторам затрат.

 

Стало быть, сложившаяся ситуация с издержками на предприятиях нашей страны не является простой. Тем не менее это никак не действует на условия функционирования рынка. Его порой исключительно жесткие и неумолимые законы требуют от предприятий постоянных кропотливых усилий и действий в обеспечении прибыльной работы. Чтобы добиться такой работы, нужно максимально реализовать на практике не только обозначенные в данном параграфе пути снижения издержек (рис. 23), но и многие другие, зависящие от специфики и особенностей работы того или иного предприятия.

 

Рис. 23. Виды и пути снижения издержек предприятия

 

 

Тема 17. Кругооборот и оборот ресурсов предприятия

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 276.