Факторы и особенности, определяющие оборот ресурсов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рыночные условия хозяйствования требуют, чтобы каждое из предприятий функционировало исходя из условий не только самоокупаемости, но и самофинансирования. В достижении этой цели особое значение имеет то, как протекает процесс оборота ресурсов. Его непрерывность с теоретической точки зрения еще не значит, что все обстоит благополучно на практике. Здесь мы имеем значительное число убыточно работающих предприятий, т.е. таких, которые не обеспечивают не только самофинансирование, но и порой самоуправляемость. На это влияют, как следует из анализа оборота ресурсов, многочисленные факторы и особенности.

 

Возьмем, к примеру, размеры предприятий: малые, средние и крупные. Оборот ресурсов у малых и средних предприятий чаще всего завершается реализацией произведенной продукции оптом. Это ограничивает их в сфере рынка, особенно на региональном и национальном уровнях. Задержка в платежах за поставленную продукцию незамедлительно создает кризисную ситуацию предприятию-производителю. Оно не может своевременно приобрести сырье, материалы, выплатить заработную плату, а тем более обновить какие-либо средства труда. У крупных предприятий возможности шире, но лишь в том случае, если они теснейшим образом связаны с рынком. В данном случае функция товарных фондов, если она реализуется достаточно полновесно, может временно перекрыть задержку в платежах за отгруженную продукцию покупателям, нарушающим договорные обязательства.

 

В теории и на практике много говорится о качестве средств труда. Его воздействие на оборот ресурсов достаточно очевидно. Качественные средства труда практически исключают простои из-за их поломок и, напротив, износившееся оборудование, а тем более морально устаревшее - одна из безусловных причин постоянных остановок в работе предприятий. Некачественные техника и технологии производят чаще всего недоброкачественную продукцию. В таком случае возможны два варианта: в первом - ухудшающаяся ситуация, связанная с реализацией произведенной продукции, во втором - доработка с целью доведения до требуемого уровня качества продукции, что увеличивает время рабочего периода, а также материальные и трудовые затраты.

 

Оборот ресурсов на предприятиях во многом зависит от факторов спроса. В настоящее время на рынке представлено огромное количество разнообразных товаров, в том числе замещающих друг друга. Продукция предприятий, учитывающая вкусы и предпочтения покупателей, может оказаться не реализованной, а это задержка в реализации функции денежных фондов. Следует знать о доходах потенциальных покупателей. Ведь не каждый может покупать дорогостоящую продукцию. Для нашей страны это очень важно, ибо значительная часть населения имеет сравнительно низкие доходы.

 

На оборот ресурсов, как и на работу предприятий, оказывают соответствующее влияние всякого рода особенности. Например, оборот ресурсов в сельском хозяйстве во многом зависит от природно-климатических и естественно-биологических процессов. Там, где они благоприятны для выращивания сельскохозяйственных культур, время производства не носит затяжного характера и, напротив, в неблагоприятных условиях процесс роста затягивается, увеличивая тем самым естественное время. Реализация сельскохозяйственной продукции тоже имеет определенные трудности. Они связаны с ее сортировкой, упаковкой, хранением и транспортировкой. Здесь неизбежны дополнительные затраты. Все это в конечном счете отрицательно сказывается прежде всего на функции товарных фондов.

 

Особенности оборотов ресурсов имеют место и в других отраслях экономики. Одно дело строить корабль, и совсем другое изготовлять обувь. В первом случае исключительно затяжной является стадия производства, во втором - при современных технологиях для производства одной пары обуви требуется всего несколько минут. По денежным затратам разрыв менее ощутим. В первом случае их нужно больше на сырье, материалы и другие предметы труда, тогда как во втором денежные фонды требуются на покупку не только предметов труда, но и в значительной мере средств труда. При этом и в первом, и во втором случаях деньги расходуются на выплату заработной платы работникам.

 

Рассмотрение особенностей и факторов, влияющих на оборот ресурсов, можно продолжить. Ведь каждое из предприятий и отраслей по-своему специфичны, а следовательно, имеют место не одинаковые особенности и факторы, обусловливающие оборот ресурсов. Суть вопроса состоит не только в этом. Главное знать, что они существуют и их нельзя не учитывать в рыночных условиях хозяйствования. Это тем более важно, ибо в экономике России еще немало убыточно работающих предприятий. Необходимо изучать причины этой убыточности, в том числе и в области анализа оборота ресурсов, чтобы постепенно переходить в разряд нормально работающих предприятий.

 

 

Тема 18. Цена и ценообразование в рыночной экономике

 

Сущность и виды цен

 

Для каждого из нас цена довольно знакомое понятие. В экономической жизни людей их практически бесчисленное множество. На бытовом уровне ясными являются такие понятия, как высокая и низкая цена, дорогой и дешевый товар, тарифы на всякого рода услуги и т.п. Однако цена является важной категорией рыночной экономики. От уровня цен во многом зависит благосостояние народа. Цены на ресурсы существенно влияют на экономику предприятий. С помощью цен определяются многие микро- и макроэкономические показатели, в том числе на региональном, национальном и международном уровнях.

 

Сущность цены определяется экономистами по-разному. Например, цена - это количество денег, уплачиваемых за какой-либо товар или услугу. Цена увязывается с общественной полезностью товаров, их потребительной стоимостью и предельной полезностью. Распространенным является и такое определение: цена есть денежное выражение стоимости товара. Каждое из этих определений вполне уместно. Однако, как нам представляется, все они имеют в известной степени односторонний характер. Применительно к рыночным условиям хозяйствования более полным, видимо, будет следующее определение цены: это выраженная в деньгах стоимость товара с учетом его общественной полезности, спроса и предложения.

 

В этом определении заложены основополагающие факторы, которые формируют содержание цены как понятия. Действительно, стоимость всякого товара имеет денежную оценку. Ее основой являются издержки производства и прибыль. Стоимость может быть не одинаковой, и ее величина зависит от того, какие виды издержек и прибыли имеются в виду. Однако стоимость может быть более оптимальной, если ее рассматривать с позиции общественно необходимых затрат труда, т.е. средних затрат труда в той или иной отрасли.

 

Содержание цены с точки зрения общественной полезности товаров сводится к их потребительной стоимости. Эти их свойства довольно многогранны, и благодаря этому удовлетворяются потребности отдельных индивидуумов, производства и общества в целом. Они удовлетворяются лучше, если товары достаточно качественны. Тем самым повышается их общественная полезность. В конечном итоге, все это предопределяет повышение или понижение цены.

 

В условиях рынка цена существенно зависит от спроса и предложения. Зависимость между ценой и спросом - обратно пропорциональная, то есть, если цена высокая - спрос падает, и, напротив, при низкой цене - спрос повышается. Цена и предложение находятся в прямо пропорциональной зависимости. Если цена растет на какой-то товар, то увеличивается его предложение, если же она падает, то и предложение тоже уменьшается.

 

В рыночных условиях хозяйствования существуют различные виды цен. Исходными, однако, являются оптовые цены предприятия. Их основу составляют издержки предприятия и прибыль, которую они получают после того, как товар будет реализован. Существуют также оптовые цены промышленности, включающие в себя оптовые цены предприятий и прибыль для соответствующей отрасли, например, нефтеперерабатывающая или газовая отрасли, железнодорожный транспорт и др. Разновидностью оптовых цен являются закупочные цены на продукцию сельскохозяйственных предприятий, по которым различные и заготовительные организации закупают у них эту продукцию.

 

Распространенными в рыночной экономике являются розничные цены - цены, по которым реализуются товары населению. Они могут быть свободными, рыночными и государственными. Кроме затрат на производство товаров, розничные цены возмещают издержки обращения, а также обеспечивают получение прибыли торговым организациям и предприятиям. Разновидностью розничных цен являются коммерческие цены. Их величина во многом зависит от спроса и предложения товара на рынке. Существуют также комиссионные цены, которые устанавливаются чаще всего соответствующими торговыми предприятиями.

 

В практике хозяйствования используются договорные, лимитные, сметные, плановые цены и др. Они вполне конкретные и предназначены для осуществления соответствующих хозяйственных операций. Например, плановые цены позволяют рассчитать предстоящие расходы предприятия по приобретению тех или иных ресурсов. Лимитные и сметные цены, как правило, используются в строительном производстве.

 

Итак, цена - исключительно важный компонент рыночной экономики. Правильное понимание ее сущности - вопрос не только теоретический, но и практический, ибо хозяйствовать без цен не может ни одно предприятие. Да и каждому из индивидуумов это тоже не может быть безразличным, ибо всем нам приходится постоянно сталкиваться с ценами. Цены разнообразны по их видам. Это усложняет их понимание с точки зрения функций, которые они выполняют в экономике, но это уже следующий вопрос данной темы.

 

Функции цен

 

Цены в экономической жизни общества выполняют важные функции. Основные из них следующие:

 

- измерительная и соизмерительная;

 

- учетно-контрольная;

 

- регулирующая;

 

- распределительная и перераспределительная;

 

- стимулирующая;

 

- плановая или прогнозная;

 

- социальная.

 

Измерительная функция цены позволяет оценивать товары поштучно, в кг, м и т.д. Благодаря денежному эквиваленту цены можно определить стоимость товаров. В рыночной экономике существует такое понятие, как цена труда. Фиксация ее величины - тоже измерительная функция цены. Соизмерительная функция позволяет приравнивать различные товары по их потребительским свойствам, например, несколько сот литров бензина и какое-то количество центнеров пшеницы. Соизмеряется также труд различной квалификации, когда речь идет о размерах заработной платы.

 

Учетно-контрольная функция цены тесно связана с предыдущей. Благодаря ценам на ресурсы учитываются, например, издержки при производстве какой-либо продукции. Учитывается также готовая продукция, товары, подлежащие реализации. С помощью тарифов учитываются затраты человеческого труда. Посредством контрольной функции цены осуществляется контроль по всем перечисленным выше позициям. Он проводится как работниками самого предприятия, так и вышестоящими учреждениями и ведомствами, а особенно финансовыми органами. Весьма значительной является роль контроля в налоговой политике государства.

 

Регулирующая функция цены имеет неоднозначный смысл. Так, цены регулируют спрос и предложение на рынке. В экономике под воздействием цен происходит перелив капитала и рабочей силы из одной сферы деятельности в другую. Предположим, в какой-то отрасли производится товар, от реализации которого предприятия получают высокую прибыль. Товар, выпускаемый в другой отрасли, менее выгоден при его реализации. В данном случае предприятия второй отрасли начнут осваивать продукцию, которая производится в первой отрасли, чтобы также получать повышенную прибыль. В результате перелива капитала из одной отрасли в другую происходит выравнивание в обеих отраслях, и предприятия начинают получать равновеликую прибыль.

 

Распределительная и перераспределительная функции цены имеют ряд проявлений. Например, существующий диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и сельскохозяйственного машиностроения не в пользу первой отрасли. Естественные монополии благодаря установленным ценам на свою продукцию (нефть, газ, нефтепродукты и т.п.) тоже изымают в свою пользу значительную часть прибавочного продукта, создаваемого в других отраслях экономики. Государство широко использует различные надбавки к ценам (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.), чтобы аккумулировать финансовые средства в федеральном бюджете, которые затем используются для удовлетворения общественных потребностей. Аналогичным образом проводят финансовую политику региональные и местные органы управления. Им тоже нужны денежные средства для того, чтобы решать свои социально-экономические задачи.

 

Стимулирующая функция цены касается как физических, так и юридических лиц, а также отдельных работников. В частности, низкие цены на какой-либо продукт заставляют покупателей приобретать его впрок или, допустим, оптом, мелкими партиями. Предприятия оказываются в выгодных условиях, если осваивается такая продукция, которая может быть реализована по повышенным ценам. Это стимулирует их к увеличению объема производства такой продукции. Высокая цена на эту продукцию создает благоприятные условия для стимулирования труда работников данного предприятия. Они могут получать дополнительную плату при условии повышения производительности труда или улучшения качества выполняемых работ.

 

Плановые или прогнозные цены широко используются в предпринимательской деятельности. Планируя организацию того или иного бизнеса, предприниматель должен многое просчитать, а это невозможно сделать без цен. Нужно определить, во что обойдется единица производимой продукции в будущем, и сопоставить с ценой, по которой она будет реализована, рассчитать прибыль. Необходимо знать прогнозные цены на аналогичную продукцию, производимую другими предпринимателями. Спрос также нельзя игнорировать при определении цен на планируемую к выпуску продукцию.

 

И, наконец, социальная функция цены. Ее роль в рыночной экономике реализуется по трем направлениям: товары с ценами для богатых, для так называемого среднего класса и для бедных с низкими доходами. В решении этой проблемы участвуют как предприятия, так и государство. Первые достигают этой цели исходя из уровня качества производимой продукции для разных категорий населения. Важную роль здесь играют дополнительные услуги при выполнении тех или иных работ и для населения, имеющего высокие, средние и низкие доходы. Государство через свои предприятия, особенно муниципальные, устанавливает дифференцированные цены для населения, имеющего не одинаковые доходы. Речь идет, например, о коммунальных и транспортных услугах, услугах учреждений здравоохранения и др., а также по отдельным продуктам питания, одежды и обуви.

 

3. Ценообразование в рыночной экономике и тенденции его развития

 

Цены и ценообразование находятся в постоянном движении и развитии. На них действуют многочисленные обстоятельства и условия. Тем не менее, если говорить о рождении цен и ценообразования, то исходным, видимо, следует рассматривать случайный и отнюдь не всегда эквивалентный обмен. По мере его расширения пропорции обмена становились все более устойчивыми, что находит отражение в фиксации денежного эквивалента, т.е. ценах. Главное на этом этапе наряду с реализацией излишков произведенного продукта было приобретение недостающих продуктов, которые были призваны удовлетворять потребности производителей.

 

С развитием товарного обмена и товарного производства производители по-новому начинают осмысливать свои экономические цели и задачи. Определяющим здесь становится не только возмещение истраченных средств на производство продукции, но и получение некоторой прибыли. Цена, выполняя эту задачу, стала играть все более решающую роль. Она является движущим мотивом в деятельности товаропроизводителей. На этом этапе в условиях неограниченного их числа цена формировалась стихийно. Каждый из них подстраивался под эти цены, заботясь о минимизации своих затрат. Чем они были меньше, тем больше получался доход.

 

В дальнейшем, по мере становления товарного производства цена еще более укрепляет свои позиции, становясь неотъемлемым атрибутом рыночных отношений. Появляются различные теории, в которых, так или иначе, характеризуется смысл цены. О некоторых из них уже говорилось в начале данной темы.

 

Классики политической экономии А. Смит и Д. Рикардо, а в дальнейшем и К. Маркс в основу цены вкладывали стоимость товара. Хотя объяснения стоимости у них были различными, а следовательно, и цена была не однозначной. Цена как эквивалент стоимости должна была возмещать понесенные производителями издержки на выпуск товаров, а также приносить прибыль.

 

В последующем появляются теории полезности и предельной полезности (австрийская школа). Цена в связи с этим получает другое смысловое содержание, т.е. объясняется с позиций полезности товаров.

 

Как видим, цена и ценообразование - это две взаимодействующие стороны ценового механизма по-разному оцениваются теорией и практикой (рис. 25). Эволюция экономики усложняет сущность понимания цены, хотя на поверхности явления она может казаться довольно тривиальным понятием. В действительности цена порой играет ключевую роль в экономической политике государства. Об этом свидетельствуют, в частности, функции, которые она выполняет, принципы и факторы, формирующие ее, или же воздействующие на нее. Все это в конечном итоге находит отражение в способах и методах ценообразования.    

 

Рис. 25. Ценообразование товаров

 

В современных условиях явным представляется консенсус стоимости и полезности товаров. Стоимость интересует производителя, полезность - покупателя. Их объединение обеспечивается гармонией спроса и предложения. Если его нет, убытки несут и производители, и потребители. Противоречия, конечно, возможны. Однако их усугубление в конечном итоге оказывается неблагоприятным для экономики. В этом не могут быть заинтересованы ни производители, ни потребители, ни государство.

 

Ценообразование не может рассматриваться сегодня вне функционирования монополий. Последние породили ряд только присущих им методов ценообразования. Напомним некоторые из них. Метод лидерства в ценах, согласно которому за ценой, установленной крупными монополиями по тому или иному виду продукции, следуют все другие ее производители. Метод "ценовой атаки" означает временное понижение цен с целью разорения своих конкурентов. Еще один метод - это метод "снятия сливок", который применяется монополиями при продаже по более высоким ценам особо дефицитных или обладающих высоким качеством товаров.

 

В рыночных условиях хозяйствования имеются другие методы и способы ценообразования. Их широко используют как мелкие и средние, так и крупные предприятия. Вынуждает их к этому борьба за существование и получение максимальных прибылей. Однако существовать - это еще не значит безмерно повышать и повышать цены. Для них тоже есть предел. Таким ограничителем являются прежде всего доходы и возможности покупателей. Если их не учитывать, вряд ли можно рассчитывать на долговременную экономическую жизнь соответствующего предприятия в рыночной экономике.

 

 

Тема 19. Доходы, сбережения и инвестиции

 

Доходы и их классификация

 

В экономической литературе имеется множество толкований по поводу сущности доходов, получаемых различными слоями населения и субъектами хозяйствования. Их нельзя игнорировать, так как существуют различные подходы и критерии оценки жизнедеятельности людей в экономике. Они во многом предопределяют понимание того или иного вида дохода. Тем не менее известны общепризнанные характеристики. На это, в основном, будет сделан акцент в настоящем параграфе. Знание различных видов доходов в таком аспекте, может послужить отправным для проведения более глубоких и обстоятельных исследований в данной области.

 

Например, известно, что в рыночной экономике функционируют промышленный, торговый и банковский капитал. Каждый из них приносит их владельцам определенный доход. Для промышленного капитала - это прибыль, торгового - торговая прибыль и банковского - процент. Прибыль промышленника создается в сфере промышленного производства товаров. При этом, поскольку среди экономистов существуют различные подходы к оценке прибыли, то и неоднозначными являются представления о ее распределении и использовании, что нельзя не учитывать в экономическом анализе.

 

Торговую прибыль получают всякого рода продавцы - как физические, так и юридические лица. Главным в ее содержании выступает разница цен: купить по пониженной цене, продать - по более высокой. Торговую прибыль может получить и производитель, если он самостоятельно реализует изготовленный продукт. В таком случае происходит совмещение промышленной и торговой прибыли. Крестьянин, продающий выращенный на своем участке земли сельскохозяйственный продукт, тоже получает прибыль как производитель и как торговец.

 

Процент как вид дохода банковского капитала также возникает за счет разницы, но уже купли-продажи денег. Банк, принимая, например, вклады от населения устанавливает пониженный процент в сравнении с той его величиной, которую ему выплачивают заемщики денежных средств. Значит, здесь существуют два вида доходов: процент, который получают вкладчики денежных средств, и процент, получаемый банками. Разновидностью процента как еще одного вида дохода является процент, получаемый от облигаций, которые продаются государственными учреждениями и организациями, а иногда крупными предприятиями. Их нельзя смешивать с акциями, выпускаемыми акционерными обществами. По ним их владельцы получают доход в виде дивиденда.

 

Для рыночной экономики очень важным является предпринимательский доход. Его коротко можно определить как плату за труд предпринимателя. Величина этого вида дохода во многом зависит от размера получаемой прибыли, чем она выше, тем больше предпринимательский доход и, напротив, при невысокой прибыли, предпринимательский доход также понижается. Доход, получаемый от внедрения научно-технического прогресса, как экономического потенциала предпринимательства тоже, видимо, следует считать как один из разновидностей предпринимательского дохода.

 

Значительными в рыночной экономике являются доходы, получаемые от земли. Это рента, которая присваивается ее владельцами: государством, предприятиями или частными лицами. Выделяют ренту абсолютную и дифференциальную I и II. Абсолютную ренту получают собственники земли на основе юридического права, дифференциальную ренту - хозяйствующие субъекты, а также собственники земли. Дифференциальная рента I - дополнительный доход, получаемый с земли лучшей по плодородию и в зависимости от ее местоположения от рынков сбыта. Дифференциальная рента II - дополнительный доход, приносимый инвестициями, вкладываемыми в землю с целью ее более производительного использования.

 

И, наконец, еще один вид распространенного дохода - заработная плата. Ее получает все работающее население за проработанное время, изготовленную продукцию или оказываемые услуги. Размер заработной платы зависит от количества и качества выполняемой работы. Премии, получаемые отдельными работниками, - это также конкретный вид дохода. Сюда же можно отнести различного рода гонорары, выплачиваемые писателям, ученым, артистам, изобретателям и др. Нельзя не учитывать и такие виды доходов населения как пенсии, стипендии, пособия и др.

 

В заключение необходимо отметить, что все виды доходов неодинаковы по своим размерам и имеют различное предназначение. Одни из них используются для развития производства или сферы услуг, другие - удовлетворяют многочисленные потребности людей. Роль доходов в экономике весьма значима и от того, насколько своевременно получают их владельцы, во многом зависит функционирование как отдельных субъектов рыночных отношений, так и народнохозяйственного комплекса в целом.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 324.