В имеющейся учебной и научно-методической литературе обычно рассматриваются три функции реализуемые экономической теорией - познавательная, практическая и методологическая. Не отрицая их, думается, изучаемая экономическая наука выполняет еще две другие функции - воспитательную и идеологическую. Подтверждением тому служит реальность нашей действительности, а также тот факт, что экономическая жизнь не стоит на месте. Она развивается по определенным этапам и направлениям и в их осуществлении главенствующая роль принадлежит людям.
Итак, познавательная функция экономической теории. Ее суть в том, что, изучая теорию, люди познают прошлое, настоящее и будущее экономики, ее составляющих и тенденций развития. В этом познании выявляются плюсы и минусы экономической жизнедеятельности общества. На ошибках учатся, чтобы их не допускать, знание же положительного служит основанием для его, по возможности, максимального тиражирования. Важную роль в осуществлении сказанного играет изучение неоднозначных теоретических положений и концепций. Оценивая их обоснованность и организацию, исследователь нередко приходит к разработке своих собственных выводов и рекомендаций. В данном случае познавательная функция экономической теории делает новый виток в своем развитии.
Следующей, видимо, необходимо рассмотреть практическую функцию экономической теории. Она тесно связана с познавательной функцией, ибо практику хозяйствования тоже надо изучать. Следует при этом заметить, что практическая функция экономической теории весьма многогранна. Ее осуществление очевидно на уровне микро-, макро-, мезоэкономики и мировой экономики. Изучение практики хозяйствования на этих уровнях позволяет не только оценивать состояние экономического развития на каждом из них, но и прогнозировать перспективу роста. Важным в связи с этим являются вопросы претворения в жизнь действий людей, которые обеспечивают высокую эффективность функционирования экономики на названных уровнях.
Из рассмотренных выше двух функций напрашивается воспитательная функция экономической теории. Главное в ее содержании - формирование у людей соответствующего экономического мышления. Оно может быть разным - на бытовом уровне, локальным и т.д. Важным является оптимальность принятия консервативного подхода. Этого требует постоянно меняющаяся обстановка экономической жизни. Она то улучшается, то ухудшается. Экономически воспитанному человеку легче ориентироваться в изменяющихся ситуациях, а, следовательно, принимать более правильные оптимальные решения в своих действиях.
Еще одна функция экономической теории - методологическая. Ее сущность, в основном, раскрыта в предыдущем параграфе настоящей темы. К изложенному можно дополнить следующее. Динамическая теория и методология тесно связаны между собой, между тем они не однозначны по своей сути, ибо первая из них, например, может обосновываться, опираясь на тот или иной методологический прием или способ, что предопределяет в значительной степени выстраиваемую концепцию. При этом методология обусловливается направленностью экономической теории как в целом, так и отдельных ее составляющих постулатов и положений.
Наконец, всякая экономическая теория имеет политическую окраску. Например, обоснование современной экономической теории осуществляется по многим направлениям исходя из требований и приоритетов рыночной экономики. Схематически вся совокупность функций экономической теории показана на рис. 3.
Рис. 3. Функции экономической теории
Завершая вопрос, необходимо отметить, что функция экономической теории имеет исключительную значимость в познании изучаемой дисциплины. То, что о них было сказано выше, всего лишь, так сказать, схематический рисунок, который будет наполняться при раскрытии последующих тем курса все новыми оттенками и красками. Важно, чтобы они отражали объективно происходящие экономические явления и процессы. При этом субъективные представления о происходящем в экономике не должны слишком дистанцироваться от ее практических реалий.
Тема 2. Производство, его типы, факторы и результаты
Дата: 2019-12-22, просмотров: 276.