Экономика - материальная основа взаимодействия экономических отношений и производительных сил
Для экономики, основывающейся на изучении ее классификационных структур, первоначальную значимость имеют экономические отношения. В экономике они проявляются как технико-экономические, социально-экономические и организационно-экономические отношения. Каждая из этих совокупностей отношений существует как обособленно, так и во взаимосвязи друг с другом.
Технологический аспект отношений характеризуется прежде всего отношением людей к использованию в своей деятельности природных ресурсов. Они зависят в значительной мере от свойств ресурсов, технологических возможностей и характера их воспроизводства. Технико-экономические отношения - это и уровень рациональности и эффективности потребления ресурсов.
Они находят отражение в общественном разделении труда, специализации, кооперировании и комбинировании производства. Взаимодействие человека с природой проявляется конкретно в формировании производительных сил общества. Последние более объемно и рельефно выражены во взаимосвязи рабочей силы и средств производства - двух важнейших слагаемых факторов производства, о сути которых более обстоятельно будет идти речь в следующей теме.
Другой аспект отношений проявляется в социально-экономических отношениях. Развиваясь на базе технико-экономических отношений, они выражаются прежде всего в отношениях между людьми. Круг этих отношений довольно многообразен и сложен, что обусловлено сложностью классификационных структур экономики. Это становится особенно заметным в периоды становления ее качественно новых сторон, например, на современном этапе формирования в России рыночной экономики.
В структуре социально-экономических отношений все их элементы важны по своей сути. Однако определяющими, приоритетными среди них все-таки являются отношения по поводу собственности на средства производства, ресурсы и результаты производства. Их значимость особенно возрастает в связи с формированием рыночной экономики и разнообразием форм собственности. Отношения по поводу собственности предопределяют отношения распределения и потребления произведенных в обществе благ и услуг. Динамизм взаимодействия форм собственности, их структурное соотношение служит основой для определения социально-экономической природы экономики той или иной страны.
Исключительная важность социально-экономических отношений в обществе обеспечивает им первенствующую роль среди всех других отношений, возникающих между людьми и хозяйствующими субъектами. При этом простор в развитии социально-экономических отношений с учетом их взаимодействия с технико-экономическими отношениями позитивно сказывается на развитии производительных сил общества. В этом взаимодействии не последняя роль отводится организационно-экономическим отношениям, которые существуют благодаря определенной системе организации как во всем народном хозяйстве и его отраслях, так и на отдельных предприятиях.
Экономика, рассматриваемая как взаимодействие производительных сил и экономических отношений, схематически может быть представлена следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Экономика как взаимозависимая интеграция
Социально-экономические отношения так же, как технико-экономические и организационно-экономические, динамичны в своем развитии. Порождено это жизнедеятельностью людей и обстоятельствами, порой от них не зависящими, например, диктуемыми природой. Отсюда и неоднозначность суждений как в области экономических отношений, так и в отношении многогранных аспектов экономики и экономической теории вообще. Разобраться в некоторых из них - цель следующего параграфа настоящей темы.
Рис. 2. Экономические законы и их составляющие
В осмыслении экономических явлений и процессов очень важную роль играют экономические категории. Это, по сути дела, научные абстракции, в которых находят отражение наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества: они как логические понятия - результат абстрактного мышления. В качестве примера можно назвать следующие экономические категории: производство, распределение, обмен, потребление, товар, деньги, капитал и др. При их определении исследователь абстрагируется от малозначимых сторон и проявлений того или иного экономического явления или процесса с тем, чтобы получить наиболее обобщающие понятия. Например, деньги могут быть наличными и безналичными, бумажными и металлическими, национальными и иностранными. Это их конкретные характеристики, но общее в них то, что они являются всеобщим средством обмениваемости товаров и услуг.
Итак, раскрывая суть экономических законов и категорий, экономическая теория расширяет предмет своего изучения. Через познание экономических законов люди лучше начинают понимать происходящие в экономической жизни общества явления и процессы. Это весьма важно не только с теоретической точки зрения, но и с практической, ибо повышает возможность развивать экономику на научной основе.
Рис. 3. Функции экономической теории
Завершая вопрос, необходимо отметить, что функция экономической теории имеет исключительную значимость в познании изучаемой дисциплины. То, что о них было сказано выше, всего лишь, так сказать, схематический рисунок, который будет наполняться при раскрытии последующих тем курса все новыми оттенками и красками. Важно, чтобы они отражали объективно происходящие экономические явления и процессы. При этом субъективные представления о происходящем в экономике не должны слишком дистанцироваться от ее практических реалий.
Тема 2. Производство, его типы, факторы и результаты
Рис. 4. Структурные слагаемые процесса производства
В экономической теории по поводу сущности факторов производства у маржиналистов несколько иная позиция. К ним они относят: труд, землю, капитал и предпринимательскую способность. Труд представлен в виде интеллектуальной и физической деятельности людей, обладающих определенными способностями, образующими человеческий капитал. Земля - это естественный фактор, включающий в себя природные ресурсы (полезные ископаемые, леса, пахотные земли и др.). Капитал как фактор производства - это совокупность благ, по сути дела средства труда, используемых для производства товаров и услуг. Предпринимательская способность особый вид квалифицированного человеческого капитала, осуществляющего координацию, комбинирования и более эффективное использование всех других факторов, с целью производства товаров и услуг, пользующихся спросом на рынке. Примечательным для теории маржиналистов является то, что каждый из факторов производства получает свой доход: собственник труда - заработную плату, земли - ренту, капитала - прибыль, предпринимательской способности - предпринимательский доход.
В современной экономической литературе относительно факторов производства имеется несколько иное мнение. Так в одном из учебных изданий практически отождествляются факторы производства с экономическими ресурсами*1. Речь идет, в частности, о вышеназванных факторах: труде, земле, капитале и предпринимательской способности, которые называются экономическими ресурсами. По мнению авторов этого издания, к экономическим ресурсам относятся и научно-технический прогресс (наука).
_____
*1 См., например: Экономика. Под ред. А.С. Булатова. М.: БЕК, 1997. С. 50.
Говоря о факторах и условиях производства, нельзя рассматривать их как взаимодействующие механически. Все они, так или иначе, связаны определенной системой. Эффект сопряженности элементов системы, в данном случае факторов и условий производства, находит отражение в технологии и организации трудовых процессов. Технология, предполагает, во-первых, взаимодействие вещественных факторов производства, во-вторых, воздействие на предметы труда посредством определенных способов, основанных на их механических, физических и химических свойствах. Люди, постигая ранее неизвестные свойства вещей, обладают секретами их производства с качественно новыми свойствами, совершенствуя тем самым технологию производства. Это, в свою очередь, способствует повышению квалификации рабочей силы.
Происходящие изменения в технологии неизбежно влекут за собой перестройку в организации производства, что приводит, в частности, к углублению общественного разделения труда, развитию процессов специализации, кооперированию и комбинированию производства. Переход на рыночные методы хозяйствования обусловливает изменения в отраслевой народнохозяйственной структуре. Она становится более сложной и часто мало управляемой, как, например, это имеет место в настоящее время в российской экономике.
Вместе с тем взаимодействие факторов производства, видоизменяя народнохозяйственную структуру, обеспечивает приоритетность развития одних отраслей и снижение роли других. Так, в настоящее время особо острым считается решение проблем энергетического обеспечения производства. Первенствующую роль сегодня в процессе труда стала играть информация. С ее помощью, через управляющие устройства, улучшается использование системы машин, повышается качество рабочей силы.
В этом же направлении действует производственная и социально-бытовая инфраструктура, а также создаваемая в настоящее время рыночная инфраструктура. Производственная инфраструктура - это транспорт, связь, дороги, энергетическое и информационное обеспечение. Социально-бытовую инфраструктуру формируют: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п., т.е. все то, что нужно в индивидуальном потреблении людей. Рыночная инфраструктура в широком смысле слова представлена в материально-технической базе, обеспечивающей доведение до потребителя произведенной на предприятиях продукции.
Перечисленные структурные образования, взаимодействуя с факторами производства, не только развиваются сами, но и способствуют прогрессу всего народнохозяйственного комплекса. Обеспечивают же все это развитие люди как главная производительная сила общества.
Товар и его свойства
Товар по своей сущности можно рассматривать с различных точек зрения. Во-первых, товар как абстрактное понятие существует независимо от своих представителей. Во-вторых, его многообразие - результат производства. В-третьих, товар - неотъемлемый атрибут рыночной экономики.
Как экономическую категорию товар можно изучать двояко: с позиций благ и вещей, удовлетворяющих многообразным потребности людей и произведенных для обмена. Товар как благо характеризуется потребительной стоимостью. В реальной действительности она существует как количественная и качественная определенность. Количество может быть представлено, например, в штуках, метрах, килограммах и т.п. вещей или благ. Качество - это степень полезности данной потребительной стоимости. Следует иметь в виду, что большая часть потребительных стоимостей имеет натурально-вещественное содержание.
Как потребительные стоимости товары удовлетворяют потребности людей непосредственно и опосредованно - через определенный вид деятельности. В первом случае это предметы потребления, во втором - средства производства. Многие потребительные стоимости благодаря своим полезным свойствам удовлетворяют не одну, а ряд общественных потребностей. Например, железо присутствует в бытовой технике, удовлетворяющей личные потребности людей: станках, без которых не обходится производство, многих других вещей и благ.
Товары как потребительные стоимости служат материальной основой богатства всякого общества. В общественном производстве их роль не одинакова. Так, в натуральном хозяйстве они выступают как только потребительные стоимости, поскольку удовлетворяют личные потребности непосредственных производителей. В товарном хозяйстве продукт труда становится общественной потребительной стоимостью, смысл которой выражается в полезности вещей и благ для других. Эта форма потребительной стоимости обусловлена обменом, происходящим между различными производителями благ. Именно это свойство продуктов труда делает потребительные стоимости товарами. В свою очередь свойство товаров обмениваться между собой в определенных количественных пропорциях характеризует их как меновые стоимости. Следует также отметить, что категории "потребительная стоимость" и "меновая стоимость" использовались в научном обороте и в прошлом. Их исследовали Аристотель, А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, К. Маркс, Дж.С. Милль и многие другие ученые и экономисты.
В экономике и экономической теории, наряду с товаром, играющим центральную роль в товарном производстве, важное значение отводится такому понятию как "благо". Оно может рассматриваться с точки зрения товара. Однако блага существовали и до того, когда продукты труда и природы приняли товарную форму. Обусловлено это полезностью благ, желаниями и положительным смыслом, благодаря которым удовлетворяются многообразные потребности людей. С этих позиций блага являются близкими по своей сути к потребительным стоимостям (рис. 5).
Рис. 5. Товар и его проявления
Более полная характеристика благ находит отражение в их классификации. Блага могут быть материальными и нематериальными, экономическими и неэкономическими по своей природе, прямыми и косвенными, текущими и будущими, краткосрочными и долговременными. Материальными благами являются: земля, воздух, климат, продукты производства и питания, здания, сооружения, машины, механизмы и т.п. Нематериальные блага воздействуют на способности человека и создаются в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, культура, спорт и др.). К экономическим благам относят чаще всего то, что составляет производство и его результаты. Неэкономические блага - это все то, что предоставляет природа без усилий человека.
Прямые блага - это, например, то, чем каждый из нас пользуется как предметом потребления. Косвенные блага - это общественные потребности, предоставляемые государством (бесплатное образование, здравоохранение и т.п.). Прямые и косвенные блага могут быть как текущими, так и будущими. Текущие - это то, чем мы пользуемся повседневно. Под будущими подразумеваются блага, на которые мы рассчитываем в ближайшем будущем, например, более высокий уровень жизни, улучшенное жилье и т.п. Краткосрочными считаются такие блага, которые предоставляются людям на какой-то определенный период (срочный кредит, путевка в дом отдыха или санаторий и др.).
Среди огромного многообразия благ и товаров весьма значимое место занимают услуги. Они как потребительные стоимости удовлетворяют различные потребности людей либо в виде полезного эффекта деятельности, либо в овеществленной форме. В первом случае это, например, услуги учителя, музыканта, искусствоведа и др., во втором - всевозможные ремонтные работы бытовой техники и приборов, услуги транспорта (перемещение пассажиров и грузов), коммунальных предприятий (вода, тепло, газ и т.п.). С этой точки зрения услуги нужно рассматривать как различные блага.
К оценке услуг как товаров следует подходить несколько иначе. Товарами они считаются в том случае, когда они оказываются населению или предприятиям за плату. Услуга как товар сочетает в себе полезность и затраты живого или овеществленного труда. Чаще всего названные затраты выступают в совокупности. Считается, что платные услуги являются национальным достоянием общества и чем выше их удельный вес в общем объеме производимых продуктов труда, тем выше уровень развития экономики данной страны. Об этом, в частности свидетельствует опыт США и ряда других стран Запада. Следует также иметь в виду, что более благоприятной для развития платных услуг является рыночная экономика.
Рис. 6. Деньги и их функциональные проявления
В экономической жизни общества рассмотренные функции денег тесно связаны с денежной массой и количеством обращающихся денег. Денежная масса определяется так называемыми денежными агрегатами М0, М1, М2, М3.
В агрегат М0 входят наличные металлические и бумажные деньги, находящиеся в обращении. Состав денежного агрегата М1 содержит М0, а также денежные средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий и населения, его депозиты в сберегательных банках до востребования и денежные средства системы страхования. Агрегат М2 включает в себя агрегат М1, а также срочные депозиты населения в сберегательных банках. В состав агрегата М3, кроме агрегата М2, входят депозитные сберегательные сертификаты и облигации государственного займа.
Количество денег, необходимых для обеспечения товарно-денежного обращения, зависит в основном от двух слагаемых: товарной массы, подлежащей реализации, и скорости оборота денежной единицы. Чем быстрее оборачиваются деньги, тем их меньше надо в обращении. Деньги не требуются при продаже товаров в кредит, но они необходимы при его погашении. При взаимопогашающихся платежах также не нужны наличные деньги.
Рис. 7. Структурные слагаемые собственности
Типы и формы собственности
В экономической литературе, особенно учебной, во-первых, смешивают типы, виды и формы собственности, во-вторых, подменяют одно другим. Для практики хозяйствования такое отношение к понятийному аппарату, в принципе, не имеет особого значения. Для этой теории, как и для существенного права, это отнюдь не безразлично. Если же вопрос рассматривать по существу, то и практика должна все в большей мере обогащаться научным содержанием.
Типы и виды собственности, видимо, следует рассматривать в одном и том же значении. Формы собственности - это их проявления. С этой точки зрения типами собственности являются: индивидуальная, групповая, коллективная и общественная. Исторический опыт свидетельствует, что типы (виды) собственности являются наиболее стабильными экономическими понятиями. Формы собственности динамичны в своем развитии, особенно это касается структуры (соотношения) различных форм собственности. Например, в свое время в СССР преобладающими были две формы собственности: общенародная (государственная) и кооперативно-колхозная. В настоящее время ситуация резко изменилась в пользу разнообразия форм собственности.
Так, индивидуальный тип собственности представлен в двух формах: личной и частной. Первая из них - собственность на предметы потребления. Их предназначение - удовлетворять многочисленные потребности людей. Индивидуальная частная собственность - собственность на средства производства. Ее использование приносит владельцам определенный доход.
Групповая собственность представлена небольшими предпринимательскими группами (3-7 человек). Они существуют в виде партнерств, мелких кооперативов и товариществ. Групповой тип собственности, видимо, можно рассматривать как разновидность коллективного типа. Базовой основой последнего являются предприятия различных форм коллективно-долевой собственности. Коллективный тип собственности может быть охарактеризован с весьма широких позиций как количественно, так и качественно. Рыночная экономика в этом отношении предоставляет, можно сказать, широкие возможности.
Общественный тип собственности реализуется через государственную и муниципальную формы собственности. Первая из них формируется за счет многочисленных государственных предприятий, учреждений и организаций. Их основная задача - производство и реализация материальных благ и услуг, обеспечивающих удовлетворение общественных потребностей, например, в области просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и т.п. Значительным является и число в российской экономике предприятий, производящих разнообразную продукцию, а также продукцию оборонного назначения. Муниципальная собственность - это собственность городских властей, других населенных пунктов. Используя эту собственность, городская и районная власть создают соответствующие материальные и социально-экономические условия для проживания населения и нормальной деятельности находящихся на данной территории различных предприятий, учреждений и организаций. Схематически структурные проявления собственности представлены на рис. 8.
Рис. 8. Структурные проявления собственности
Официальная статистика Российской Федерации выделяет следующие формы собственности: государственную (в том числе федеральную и субъектов Федерации), муниципальную, общественных объединений (организаций), частную, прочие (включая смешанную собственность)*1.
_____
*1 См.: Социально-экономическое положение России. 1995. М.: 1996. С. 406.
Рассмотренные в параграфе формы собственности, существуя обособленно, в то же время не могут быть изолированными друг от друга. Происходит самое различное переплетение и взаимодействие форм собственности. Например, акционерная собственность, являясь разновидностью коллективной собственности, может предполагать частное владение какими-либо объектами в рамках этой собственности. Ее представители - субъекты хозяйствования, как правило, сотрудничают друг с другом на договорной или контрактной основе.
Существование различных форм собственности - отнюдь не тривиальный вопрос. Он затрагивает глубинные основы существования того или иного общества. Жизнедеятельность людей также во многом зависит от приоритетности в экономике соответствующей формы собственности. Таковой, например, в странах с рыночной экономикой является частная собственность: индивидуальная, коллективная или корпоративная. Эти формы собственности, как считают многие экономисты, отечественные и зарубежные, являются лучшей материальной предпосылкой для эффективной работы фирм и предприятий. Следует отметить, что опыт их хозяйствования, особенно в развитых странах, где соблюдается цивилизованный рыночный порядок, подтверждает это.
На сотрудничество различных форм собственности часто влияют отраслевые особенности. Например, в сельском хозяйстве России уживаются мелкие крестьянские (фермерские) хозяйства и крупные сельскохозяйственные предприятия: кооперативы, товарищества и государственные организации. Плюрализм форм собственности в этой сфере экономики положительно сказывается на складывающихся в процессе производственной деятельности рыночных, экономических отношениях. Выбор той или иной формы собственности, там, где обеспечивается реальный демократизм в экономике, создает благоприятные условия для эффективной и результативной работы каждого из субъектов собственности.
Рис. 9. Виды экономических интересов
Рис. 10. Кривая экономического роста
Это связано с тем, что, например, увеличение производства станков (так же, как и других инвестиционных товаров) способствует возрастанию общего объема производства. Рост производства станков позволит увеличивать выпуск оборудования, например, для маслодельного производства, животноводства и т.д. При этом следует иметь в виду то, что, увеличивая сегодня изготовление станков, мы отказываемся от сегодняшнего потребления масла во имя будущего.
Для оценки экономического роста в народном хозяйстве применяются соответствующие показатели. Их анализ в динамике свидетельствует об экономическом развитии страны, региона или конкретного предприятия. Из результатов этого анализа можно сделать следующий вывод, характеризующий тип экономического роста - экстенсивный или интенсивный.
Для анализа в экономике применяется довольно значительное число показателей. Остановимся лишь на некоторых из них, но наиболее важных. Так, определяющим показателем, характеризующим результаты экономической деятельности в целом по народному хозяйству, выступает валовый национальный продукт (ВНП), под которым понимается рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в стране за один год. К.Р. Макконнелл, С. Брю дают следующее определение экономического роста: "Экономический рост определяется и измеряется двумя способами: как увеличение реального ВНП или ЧНП за некоторый период времени или как увеличение за некоторый период времени реального ВНП или ЧНП на душу населения"*1.
_____
*1 Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М.: Республика, 1993. Т. 1. С. 382.
В России показатель ВНП стал широко применяться в 1988 г. Его важнейшее отличие от ранее использовавшихся показателей состоит в том, что в ВНП учитывается продукт не только материального производства, но и сферы услуг. ВНП включает в себя только конечный продукт, т.е. товары и услуги, приобретаемые для конечного использования. В ВНП не входит промежуточный продукт, включающий в себя сырье, полуфабрикаты, топливо, энергию, оказанные хозяйственным единицам услуги, которые были произведены и потреблены в текущем году. В противном случае, мы столкнулись бы с проблемой двойного счета, т.е. стоимость одной и той же продукции учитывали бы дважды, а то и трижды. Например, сталь, выплавленную в текущем году, мы сначала учли бы как продукцию металлургического завода, а затем еще раз в стоимости автомобиля, который изготовлен из этой стали.
ВНП может быть определен как созданный, распределенный и использованный. В первом случае ВНП представляет собой систему добавленной стоимости, созданной во всем народном хозяйстве. Добавленная стоимость выражает разницу между выручкой от реализации продукции и затратами на покупку сырья, материалов, топлива, энергии, полуфабрикатов. Распределенный ВНП - это сумма всех доходов в обществе: зарплата, прибыль, процент, рента, амортизация. В данном случае ВНП выступает как валовый национальный доход (ВНД). Для того чтобы более точно выразить величину новой стоимости, созданной в данном году, используют показатель чистого национального продукта (ЧНП). Он определяется как разница между ВНП и амортизацией.
Показатель национального дохода, используемый в системе национальных счетов в западных странах, не вполне соответствует по смыслу показателю с таким же названием, традиционно применяемым в нашей статистике. В системе национальных счетов национальный доход определяется как разница между чистым национальным продуктом и величиной косвенных налогов (акцизы, НДС, таможенные пошлины и др.). Смысл такого исключения состоит в том, что косвенные налоги выступают долей государства в ЧНП, которое в отличие от домохозяйств не может рассматриваться поставщиком ресурсов. В нашей статистике под национальным доходом принято понимать вновь созданную в отраслях материального производства стоимость. Чистый доход - это национальный доход, скорректированный с учетом инфляции (повышения цен) или дефляции (понижения цен) при полной занятости.
Уровень совокупных расходов показывает сумму расходов на потребление и на чистые инвестиции, которые будут иметь место при каждом уровне производства и дохода.
Кейнсеанцы утверждают, что капитализм не обладает механизмом, способным автоматически создавать такой уровень совокупных расходов, который бы побуждал предпринимателей производить необходимый объем продукции без инфляции и полной занятости*1.
_____
*1 Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М.: Республика, 1993. Т. 1. С. 392-393.
Рис. 11. Структура национального богатства
Для экономического развития, как и для повышения эффективности производства, особое значение имеет так называемое новое качество экономического роста. Его основу составляют происходящие в экономике научно-техническая революция и научно-технический прогресс, суть которых будет рассмотрена в заключительном параграфе настоящей темы. Обширные изменения в производстве обусловлены и формирующимися в обществе рыночными методами хозяйствования. Результативность этих изменений находит отражение в замене старых методов, ориентированных на чисто количественный прирост общественного продукта за счет традиционных источников, на новые - обеспечивающие высокие конечные результаты и существенное повышение эффективности производства.
Примечательным для нового качества экономического роста является усиление социальной ориентации экономического развития. Это обусловлено прежде всего возрастанием роли человеческого фактора в производстве, производительных сил общества - в развитии. Отсюда вытекает необходимость ориентации производства на более полное удовлетворение потребности человека, создания условий, обеспечивающих повышенную безопасность труда, улучшение окружающей среды обитания человека. В связи с этим в объеме производства возрастает доля продукта, направляемого на развитие социального обустройства людей.
Приоритетным в экономическом развитии становится комплекс отраслей, направленных на повышение уровня жизни населения. Создается, таким образом, индустрия благосостояния, хотя может и не для всех слоев населения. Но эти возможности расширяются по мере укрепления слагаемых, характеризующих новое качество экономического роста.
Для нового качества экономического роста примечательным является коренное изменение его источников и факторов. Основу этого изменения составляет переход экономики на преимущественно интенсивный путь развития. При этом удельный вес интенсивных факторов возрастает по мере расширения и внедрения в производство достижений научно-технической революции. Ее революционные формы проявления, например, достижения в области информатики, становятся весьма значительными источниками экономического роста. Это позволяет удовлетворять не только традиционные потребности людей, но и новые, порождаемые интенсификацией производства. Причем меняющиеся потребности будет тем рельефнее, чем продолжительнее анализируемый период развития общества, особенно его экономики.
Интенсификация производства, как было отмечено выше, предопределяет новые качества экономического роста. Такая его характеристика требует, однако, некоторого уточнения. Это обусловлено неоднозначностью интенсивных факторов экономического роста в зависимости от этапов экономического развития. Так, для повышения эффективности производства важное значение имеют качество продукции, производительность труда, рациональное и бережное использование ресурсов и т.п. Тем не менее приоритетность того или иного слагаемого может стать необходимым для достижения соответствующего экономического роста. Отсюда и характеристика нового качества экономического роста с позиций ресурсосберегающей интенсификации производства.
Рис. 12. Рынок как совокупность социально-экономических связей
Функции рынка
Рынок, как показано выше, проявляет свою сущность довольно многогранно. Раскрытие его функций усиливает понимание содержательных характеристик рынка. Поэтому остановимся на них подробнее. Одна из них обусловлена тем, что обмен товаров обеспечивает их эквивалентную ценность. Это проявляется двояко: во-первых, в обмене товаров соизмеряются различные индивидуальные затраты труда производителей. Таким образом, они приравниваются к общественно необходимым затратам. В выигрыше остается тот производитель, у которого индивидуальные затраты ниже общественно необходимых. Во-вторых, акт обмена товаров фиксирует степень их полезности. Эту оценку осуществляет покупатель. Она тем выше, чем качественнее приобретаемый товар. Ценность товара падает, если их однородная масса увеличивается на рынке.
Следующая функция рынка находит отражение в сбалансированности между спросом и предложением. Эта его функция регулирует, с одной стороны, потребление, с другой - производство. Она реализует на практике удовлетворение возрастающих потребностей людей при ограниченности ресурсов для производителей. Последние, чтобы решать указанную проблему, вынуждены эффективно и рационально использовать ресурсы. К этому их принуждает и конкурентная борьба между производителями.
Согласование производства и потребления в ассортиментной структуре товаров усугубляет ситуацию. В конце концов, выживает тот, кто более успешно справляется со всеми этими задачами.
Вполне определенной функцией рынка является его роль относительно потребителей, организованный рынок со сложившейся в нем сферой обращения формирует издержки в сфере потребления. Речь идет прежде всего о затратах времени покупателей на приобретение товаров. Они ниже в условиях конкурентного рынка. Продавцы должны учитывать и доходы населения. Если этого не брать во внимание, то нельзя рассчитывать на спрос со стороны покупателей.
Экономическое стимулирование производства - функция рынка, касающаяся преимущественно производителей и работников предприятий (фирмы). Отсюда и двоякое ее проявление. Во-первых, рынок стимулирует производить продукцию с наименьшими затратами. Это требует повышения производительности труда, внедрения на предприятиях достижений науки и техники, осуществления интенсификации производства. Все это позволяет получать не только прибыль, но и сверхприбыль.
Во-вторых, рынок стимулирует активность трудовой деятельности самих работников. Они вынуждены это делать, чтобы не оказаться за воротами предприятия. К активному труду побуждает работников и стремление к получению более высоких заработков.
В условиях рынка реализуется и такая функция, как динамичное, пропорциональное развитие регионов. Для российской экономики это очень важно. Дело в том, что значительное число регионов (89 в настоящее время) не могут развивать экономику во всем многообразии. Общественное разделение труда между регионами и экономические связи устраняют этот недостаток. Позитивно влияют на комплексность развития, на интеграционные процессы экономики регионов и экономические соглашения. Укрепление этих направлений рыночного взаимодействия в конечном итоге благоприятно сказывается на становлении и эффективном функционировании единого всероссийского рынка.
Рис. 13. Субъекты и объекты рынка
Взаимодействие субъектов и объектов рынка нельзя рассматривать только с организационной или технической точки зрения. В этом взаимодействии реализуется сложная система экономических отношений. Так, владение, пользование или распоряжение объектами характеризует соответствующим образом отношения собственности. Конкретная организационно-правовая структура предприятий отражает уровень реализации организационно-экономических отношений. Технологичность производства, так или иначе, прослеживается в технико-экономических отношениях. Иными словами, взаимодействие субъектов и объектов - это сложное социально-экономическое явление и в условиях рынка его понимание отнюдь не однозначно.
Типы и структура рынка
В литературе существуют различные подходы и критерии оценки рынка. Например, в известном учебнике "Общая экономическая теория (политэкономия)" под ред. В.И. Видяпина и Г.П. Журавлевой выделяются следующие типы рынков: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный*1. Первый из названных типов рынка возник на начальном этапе становления товарного производства. Обмен между производителями носил случайный характер, преимущественно в товарной или бартерной форме. На этом этапе под воздействием мотиваций в росте производства нужных потребителям товаров, а также общественного разделения труда происходит дифференциация между членами общества на богатых и бедных.
_____
*1 См.: Экономическая теория (политэкономия) / Под. общ. ред. В.И. Видяпина, Г.Г. Журавлевой. М.: Рос. экон. акад., 2000. С.103.
Следующий тип - свободный рынок. Его называют еще и классическим. Для него характерны:
- неограниченное количество участников рыночных отношений;
- свободный выбор всеми членами общества видов деятельности;
- наличие свободной конкуренции между производителями;
- движение факторов производства без особых ограничений.
Основу регулируемого типа рынка составляют свободное предпринимательство и воздействие на него государства. Свободная хозяйственная деятельность, основываясь на инициативном, творческом, а порой и рисковом труде, наряду с преимуществами, предполагает определенные социально-экономические последствия. Задача государства - снять или как-то ограничить эти негативные последствия. В связи с этим в ход пускаются различные экономические рычаги: цена, прибыль, госзаказ, налоги и т.п.
Деформированный тип рынка чаще всего характеризуется чрезмерным государственным вмешательством в рыночный механизм саморегулирования. Он существует сам по себе и с помощью присущих ему основных элементов (прибыль, цена, конкуренция, спрос, предположение и др.), обеспечивает развитие экономики. Государство должно поддерживать это развитие, используя свои демократические рычаги для достижения оптимума между регулирующим воздействием и рыночным механизмом.
Содержательной с точки зрения теории и практики является оценка рынка по характеристикам совершенной и несовершенной конкуренции. Экономической основой данной типизации является обеспечение равновесия в целом на рынке, а также между отдельными производителями и потребителями. Главное в достижении этого равновесия - решение трех основных вопросов: что, как производить и для кого производить.
Рынок совершенной конкуренции схож по своей сути со свободным рынком. Здесь множество продавцов и покупателей. Производимая продукция характеризуется однородностью. Каждый из конкурирующих производителей имеет свободный доступ на рынок. Совершенная конкуренция исключает воздействие продавцов и покупателей на рыночную цену. Она устанавливается в зависимости от спроса на товары и их предложение.
Тип описанного рынка - в значительной степени научная абстракция. Дело в том, что нарушение какого-либо из названных выше принципов рынка совершенной конкуренции - свидетельство его отрицания. В практике рыночного хозяйствования такие нарушения отнюдь не исключение. Тем не менее анализ рынка данного типа необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.
Рынок несовершенной конкуренции предполагает господство в экономике монополий, олигополий и монополистической конкуренции. Это реально существующая современная рыночная экономика. Чистая монополия характеризуется производством какого-либо продукта только одной фирмой и высокой степенью контроля над ценами на него. Присущим для олигополий является производство продукта относительно небольшим количеством фирм, контролирующих частично цены. Монополистическая конкуренция предполагает множество производителей, дифференциацию выпускаемой продукции и слабый контроль над ценами.
В литературе, наряду с названными типами рынков, имеются и другие оценки его классификации. Например, структуру рынка разделяют по экономическому назначению объектов рыночных отношений. Речь идет о рынке потребительских товаров и услуг, средств производства, сырья и материалов, рынке труда, ноу-хау, ценных бумаг и др.
Как уже говорилось выше, современный рынок - это довольно развитая экономическая система. Он неодинаков по географическому положению. Его можно рассматривать как местный, региональный, национальный и мировой. Каждый из этих рынков имеет количественную и качественную характеристики.
Рынки различаются и по отраслевому принципу, например, автомобильный, компьютерный, нефтяной, зерновой и др. Структурная характеристика рынка по отраслевому принципу очень важна для оценки экономики, особенно национальной. В частности, высокая развитость зернового рынка в стране свидетельствует о ее продовольственной безопасности. Мощный нефтяной рынок гарантирует энергообеспеченность экономики.
Наконец, рынки отличаются по характеру продаж: оптовый и розничный. Существование первого из них сопряжено в основном с производственным предпринимательством. Хотя нельзя исключать и той значительной роли, которую играет в оптовом обращении товаров торговый капитал. Розничная торговля - удел многочисленных торговых предприятий и отдельных индивидуальных продавцов.
Модели рыночного хозяйства
В экономической литературе выделяется четыре, довольно несхожие между собой рыночные модели:
а) чистая конкуренция;
б) чистая монополия;
в) монополистическая конкуренция;
г) олигополия.
Общими критериями, дифференцирующими различия названных рыночных структур, являются цена и объем производства, количество фирм, функционирующих в данной отрасли, характер выпускаемой продукции и возможности вхождения новых фирм в отрасль.
Основная черта чистой конкуренции - большое число независимо действующих продавцов. Характеризует ее, как правило, высокоорганизованный рынок, например, сельскохозяйственных товаров, ценных бумаг, иностранных валют и др. Все эти товары являются однородными по своей сути. В условиях чистой конкуренции фирмы производят стандартизированную продукцию.
На чисто конкурентном рынке лишь отдельные фирмы осуществляют контроль над ценой продукта. Обусловлено это небольшой долей выпуска продукции отдельными фирмами от ее общего объема. Еще одна черта чистой конкуренции - свободный вход и выход фирм в отрасль. Для этого не существует никаких препятствий законодательного, технологического или финансового характера, которые могли бы ограничивать возникновение новых фирм и сбыт их продукции на конкурентном рынке.
Следующая модель рынка - чистая монополия. Ее отличительной чертой является отрасль, состоящая из одной фирмы. Она и производитель, и часто продавец данного вида товара, или единственный поставщик услуги. При этом производимый продукт уникален в своем роде, в том смысле, что ему нет достойных заменителей. Потребитель должен либо покупать этот продукт, либо обходиться без него.
Чисто монопольный рынок предполагает диктат цен, точнее, контроль над ними. Монополист в таких условиях определяет и объем производства. Если монополия собирается продолжить свое существование, она организует различные препятствия для вступления новых конкурентов в отрасль. Барьерами могут быть меры экономического, технического, финансового и другого характера.
Монополистическая конкуренция как еще одна модель рыночной организации предполагает относительно большое число небольших производителей похожей, но не идентичной продукции. Их число может быть 25-35 или 60-70. Каждая из этих фирм (предприятий) обладает небольшой долей рынка, а отсюда и ограниченными возможностями в контроле над ценами. Тайный сговор или согласованные действия ввиду сравнительно большого числа производителей с целью установления объема производства и цен практически невозможен. Как правило, фирмы не зависят друг от друга. Определяя свою экономическую политику, каждая фирма вместе с тем должна учитывать реакцию со стороны своих конкурентов. Это обусловлено необходимостью поддержки цен и объема производства на определенном уровне.
И, наконец, еще одна организационная рыночная структура - олигополия. Ее характерная черта - немногочисленность. Сравнительно малое число фирм данной отрасли имеет возможность господствовать на рынке товаров и услуг. Это господство может простираться в рамках национальной экономики, региональной, а иногда и мировой.
По характеру выпускаемой продукции олигополии могут быть производителями как однородной, так и дифференцированной продукции. Рыночная власть олигополий осуществляется, главным образом, через устанавливаемые цены и объемы производства. Способы и методы действий в этом направлении - различные, но государством они, как правило, не поощряются. Оценка функционирования олигополий с точки зрения их эффективности наряду с положительной не исключает отрицательных характеристик.
Таким образом, рассмотренные четыре модели рыночных структур своеобразны по своей сути, хотя в некоторых чертах они близки между собой. Неодинакова их роль в условиях рынка, что подтверждается историческим и логическим в их развитии. Приоритетность одних рыночных структур сменяется главенством других. Причем это не какие-то абстрактные экономические явления, а реально существующие, особенно в рамках отдельных национальных экономик. Этим в значительной мере определяется целесообразность более детального рассмотрения обозначенных моделей с точки зрения совершенной и несовершенной конкуренции.
Рис. 14. Кривая спроса
Изложенное выше касалось в основном покупателей. Теперь поговорим о продавцах. Предложение ими товаров на рынок находит отражение в соответствующем графике (рис. 15). П. Самуэльсон пишет: "Под графиком или кривой предложения мы... понимаем отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать"*1.
_____
*1 Самуэльсон П. Указ. соч. С. 78.
Рис. 15. Кривая предложения
Принцип построения графика предложения тот же, что и в предыдущем случае. Пары чисел соответственно составляют: предполагаемая для продажи пшеница - 5, 10, 15, 20 млн ц, цена на нее - 1, 2, 3, 4, 5 д.е. По этим парам чисел на графике фиксируются точки пересечения. При этом, величины, свидетельствующие о продаже пшеницы, откладываются по горизонтальной оси координат, а цены на нее - по вертикальной. Проведенная кривая по точкам пересечения А1Е1 отлого поднимается вверх. Происходит это потому, что производители пшеницы стремятся продать ее как можно больше и, по возможности, по более высокой цене. Отклонение кривой предложения, как и кривой спроса, зависит от соответствующих факторов, влияющих на предложение товаров.
Для того, чтобы определить рыночное равновесие и цену, по которой будет продаваться пшеница в приведенном выше примере, необходимо совместить на одном графике кривые спроса и предложения (рис. 16).
Рис. 16. Кривые спроса и предложения
Каждый из графиков фиксирует возможные цены и количество проданной пшеницы. Совмещение графиков позволяет определить реальную цену, а также количество произведенной и проданной пшеницы. Реальная или действительная цена будет той ценой, которая соответствует кривым спроса и предложения в точке их пересечения. В нашем примере она будет равняться 3 д.е., а количество проданной пшеницы 12 млн ц. Такое количество пшеницы по названной цене, на которую предъявляется спрос, будет равной той ее величине, которую поставляют производители.
Приведенный анализ раскрывает суть механизма становления рыночного равновесия и уравновешивающей рыночной цены для данного вида продукции. Аналогичным образом можно изучить и провести анализ спроса и предложения по любому другому товару. При этом заметим, что изменение цен, как и величины продаж товаров, не только возможно, но и неизбежно. Происходит это под воздействием соответствующих факторов, влияющих на спрос и предложение.
Тема 11. Конкуренция и монополии
Рис. 17. Конкуренция и ее виды
Рис. 18. Структура рынка рабочей силы
В экономической теории существуют различные точки зрения относительно оценки рынка рабочей силы. Например, неоклассики (П. Самуэльсон, М. Фелдстайн, Р.Холл) рассматривают рынок труда, как и все прочие рынки ресурсов, на основе рыночного равновесия. Базой этой цены является заработная плата, которая регулирует спрос и предложение рабочей силы. Имеющиеся отклонения в заработной плате и наличие безработицы объясняются ими как несовершенство рынка. Среди причин, обусловливающих это несовершенство, называются действия профсоюзов, установление государством минимальных ставок заработной платы, слабая информация и т.п.
Марксистская экономическая теория объясняет рынок рабочей силы как особый рынок. В процессе труда рабочая сила создает новую стоимость, тогда как стоимость всех других ресурсов переносится на изготовляемую продукцию. Роль рабочей силы в процессе производства является определяющей, ключевой. Как личный фактор производства она может активно влиять на соотношение между спросом и предложением специфического товара, которым является рабочая сила.
Представители кейнсианского направления (Дж.М. Кейнс, позже Р. Гордон и др.), рассматривают рынок труда как явление непостоянного равновесия. Они полагают, что цена рабочей силы (заработная плата) жестко фиксирована и не изменяется, особенно в сторону уменьшения. Спрос на рабочую силу, по мнению кейнсианцев, обусловлен ростом производства. Последний может быть обеспечен, например, снижением налогов на предпринимательскую деятельность, что приводит к повышению занятости и потреблению, т.е. регулирование происходит при вмешательстве государства.
Монетаристы (М. Фридмен и др.) придерживаются кейнсианской точки зрения относительно жесткости в оплате труда с акцентом в сторону ее повышения. Для характеристики рынка труда они вводят понятие естественного уровня безработицы. Это обусловливает отсутствие гибкости цен на данном рынке, что затрудняет его функционирование, усугубляя неравновесие. Для уравновешивания рынка монетаристы предлагают широкое использование инструментов денежно-кредитной политики с целью усиления инвестиционной и деловой активности.
Школа институционалистов (Дж. Данлоп, Л.Ульман и др.) уделяют особое внимание анализу профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочей силы, от которых зависят, по их мнению, уровень и размер заработной платы. Они строят свою теорию на изучении отдельных отраслевых, профессиональных и демографических групп работников.
Как видим, в экономической теории существуют различные точки зрения относительно характеристики сущности рынка рабочей силы. Его представляют и как рынок труда. Его рассматривают как социально-экономические отношения и в то же время в отдельных теориях его роль принижается или игнорируется вообще. В связи с этим вряд ли можно напрямую отождествлять рынок рабочей силы или рынок труда с любым другим рынком ресурсов. Станок и человек - это не одно и тоже. Подтверждают это и факторы, от которых во многом зависит функционирование рынка рабочей силы.
Среди них особую значимость имеют демографические факторы: уровень рождаемости, численность трудоспособного населения, половозрастной состав и др. Реальность такова, что во многих странах, в том числе и России, в последние годы снизился уровень рождаемости. Это, конечно, скажется в последующем на численности трудоспособного населения. В настоящее время оно деформировано кризисным состоянием экономики. Многие классные специалисты оказались не у дел или выполняют неквалифицированную работу. В половозрастном составе тоже произошли серьезные изменения. В частности, среди безработных больше всего женщин трудоспособного возраста. Детализация по этим вопросам может быть проведена с учетом экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения.
Существенное влияние на рынок труда оказывает миграция населения. В России - это в основном переселенцы из бывших советских республик. Состояние экономической конъюнктуры тоже влияет на занятость, а следовательно, и рынок труда. В условиях подъема экономики она выше, при ее спаде - безработица увеличивается. Зависит рынок труда и от научно-технического прогресса. Его поступательное движение представляет собой повышенное требование к специалистам более высокой квалификации. Вместе с тем научно-технический прогресс не исключает снижение занятости, так как более прогрессивные средства труда требуют меньше рабочих рук.
Рис. 19. Структурные слагаемые потребительского поведения
Рис. 20. Семья как субъект микроэкономики
Стало быть, роль семьи, с точки зрения ее потребительского поведения в рыночной экономике сложна и многообразна. Она определяет в той или иной степени функционирование домохозяйств, фирм и предприятий. Семья, осуществляя свои функции, решает многогранные проблемы ведения домашнего хозяйства, воспроизводства рабочей силы, семейного предпринимательства, обеспечение необходимого уровня потребительского спроса. Эти проблемы решаются полнее при поиске и формировании новых потребностей и возможностей семьи, повышении ее социально-экономического статуса, создании условий развития и реализации прежде всего экономических функций.
Тема 14. Предприятия, предпринимательство и коммерческий расчет
Предприятие
Рис. 21. Экономическая сущность предприятия
Предприятия осуществляют многогранную функциональную деятельность в экономике. Это находит отражение в не всегда одинаковых целях, задачах и ценностях, которые присущи тем или иным предприятиям. Каждое предприятие, решая свои задачи, обеспечивает удовлетворение соответствующих потребностей: личных, производственных и общественных. Деятельность предприятия зависит и от многочисленных факторов и обстоятельств, субъективных и объективных, внутренних и внешних, ожидаемых и непредвиденных. Все это, так или иначе, более полно реализуется в соответствующих организационно-правовых структурах предприятий, которые достаточно широко представлены в современной рыночной экономике России.
Рис. 22. Экономический потенциал предпринимательства
Факторы, определяющие предпринимательство, довольно многообразны. По ним можно определять его состояние, уровень и перспективу развития. Если предпринимательство развито слабо - это значит, что в структуре его экономического потенциала не все обстоит благополучно; не созданы, например, благоприятные условия для предпринимательской деятельности со стороны государства или посредственно формируется материальная база, неутешительными являются познания предпринимателей в рыночных механизмах хозяйствования и т.п.
Устранение этих и других негативных моментов требует часто не единовременных действий и неординарных решений. Формирование предпринимательства - это не прекращающийся в долгосрочном периоде созидательный процесс, для него полезны как краткосрочные, так и долговременные действия и меры. Нельзя забывать, что во всем этом приоритетная роль принадлежит предпринимателям.
Рис. 23. Виды и пути снижения издержек предприятия
Тема 17. Кругооборот и оборот ресурсов предприятия
Рис. 24. Производственные фонды, их структура и оборот
Сущность и виды цен
Для каждого из нас цена довольно знакомое понятие. В экономической жизни людей их практически бесчисленное множество. На бытовом уровне ясными являются такие понятия, как высокая и низкая цена, дорогой и дешевый товар, тарифы на всякого рода услуги и т.п. Однако цена является важной категорией рыночной экономики. От уровня цен во многом зависит благосостояние народа. Цены на ресурсы существенно влияют на экономику предприятий. С помощью цен определяются многие микро- и макроэкономические показатели, в том числе на региональном, национальном и международном уровнях.
Сущность цены определяется экономистами по-разному. Например, цена - это количество денег, уплачиваемых за какой-либо товар или услугу. Цена увязывается с общественной полезностью товаров, их потребительной стоимостью и предельной полезностью. Распространенным является и такое определение: цена есть денежное выражение стоимости товара. Каждое из этих определений вполне уместно. Однако, как нам представляется, все они имеют в известной степени односторонний характер. Применительно к рыночным условиям хозяйствования более полным, видимо, будет следующее определение цены: это выраженная в деньгах стоимость товара с учетом его общественной полезности, спроса и предложения.
В этом определении заложены основополагающие факторы, которые формируют содержание цены как понятия. Действительно, стоимость всякого товара имеет денежную оценку. Ее основой являются издержки производства и прибыль. Стоимость может быть не одинаковой, и ее величина зависит от того, какие виды издержек и прибыли имеются в виду. Однако стоимость может быть более оптимальной, если ее рассматривать с позиции общественно необходимых затрат труда, т.е. средних затрат труда в той или иной отрасли.
Содержание цены с точки зрения общественной полезности товаров сводится к их потребительной стоимости. Эти их свойства довольно многогранны, и благодаря этому удовлетворяются потребности отдельных индивидуумов, производства и общества в целом. Они удовлетворяются лучше, если товары достаточно качественны. Тем самым повышается их общественная полезность. В конечном итоге, все это предопределяет повышение или понижение цены.
В условиях рынка цена существенно зависит от спроса и предложения. Зависимость между ценой и спросом - обратно пропорциональная, то есть, если цена высокая - спрос падает, и, напротив, при низкой цене - спрос повышается. Цена и предложение находятся в прямо пропорциональной зависимости. Если цена растет на какой-то товар, то увеличивается его предложение, если же она падает, то и предложение тоже уменьшается.
В рыночных условиях хозяйствования существуют различные виды цен. Исходными, однако, являются оптовые цены предприятия. Их основу составляют издержки предприятия и прибыль, которую они получают после того, как товар будет реализован. Существуют также оптовые цены промышленности, включающие в себя оптовые цены предприятий и прибыль для соответствующей отрасли, например, нефтеперерабатывающая или газовая отрасли, железнодорожный транспорт и др. Разновидностью оптовых цен являются закупочные цены на продукцию сельскохозяйственных предприятий, по которым различные и заготовительные организации закупают у них эту продукцию.
Распространенными в рыночной экономике являются розничные цены - цены, по которым реализуются товары населению. Они могут быть свободными, рыночными и государственными. Кроме затрат на производство товаров, розничные цены возмещают издержки обращения, а также обеспечивают получение прибыли торговым организациям и предприятиям. Разновидностью розничных цен являются коммерческие цены. Их величина во многом зависит от спроса и предложения товара на рынке. Существуют также комиссионные цены, которые устанавливаются чаще всего соответствующими торговыми предприятиями.
В практике хозяйствования используются договорные, лимитные, сметные, плановые цены и др. Они вполне конкретные и предназначены для осуществления соответствующих хозяйственных операций. Например, плановые цены позволяют рассчитать предстоящие расходы предприятия по приобретению тех или иных ресурсов. Лимитные и сметные цены, как правило, используются в строительном производстве.
Итак, цена - исключительно важный компонент рыночной экономики. Правильное понимание ее сущности - вопрос не только теоретический, но и практический, ибо хозяйствовать без цен не может ни одно предприятие. Да и каждому из индивидуумов это тоже не может быть безразличным, ибо всем нам приходится постоянно сталкиваться с ценами. Цены разнообразны по их видам. Это усложняет их понимание с точки зрения функций, которые они выполняют в экономике, но это уже следующий вопрос данной темы.
Функции цен
Цены в экономической жизни общества выполняют важные функции. Основные из них следующие:
- измерительная и соизмерительная;
- учетно-контрольная;
- регулирующая;
- распределительная и перераспределительная;
- стимулирующая;
- плановая или прогнозная;
- социальная.
Измерительная функция цены позволяет оценивать товары поштучно, в кг, м и т.д. Благодаря денежному эквиваленту цены можно определить стоимость товаров. В рыночной экономике существует такое понятие, как цена труда. Фиксация ее величины - тоже измерительная функция цены. Соизмерительная функция позволяет приравнивать различные товары по их потребительским свойствам, например, несколько сот литров бензина и какое-то количество центнеров пшеницы. Соизмеряется также труд различной квалификации, когда речь идет о размерах заработной платы.
Учетно-контрольная функция цены тесно связана с предыдущей. Благодаря ценам на ресурсы учитываются, например, издержки при производстве какой-либо продукции. Учитывается также готовая продукция, товары, подлежащие реализации. С помощью тарифов учитываются затраты человеческого труда. Посредством контрольной функции цены осуществляется контроль по всем перечисленным выше позициям. Он проводится как работниками самого предприятия, так и вышестоящими учреждениями и ведомствами, а особенно финансовыми органами. Весьма значительной является роль контроля в налоговой политике государства.
Регулирующая функция цены имеет неоднозначный смысл. Так, цены регулируют спрос и предложение на рынке. В экономике под воздействием цен происходит перелив капитала и рабочей силы из одной сферы деятельности в другую. Предположим, в какой-то отрасли производится товар, от реализации которого предприятия получают высокую прибыль. Товар, выпускаемый в другой отрасли, менее выгоден при его реализации. В данном случае предприятия второй отрасли начнут осваивать продукцию, которая производится в первой отрасли, чтобы также получать повышенную прибыль. В результате перелива капитала из одной отрасли в другую происходит выравнивание в обеих отраслях, и предприятия начинают получать равновеликую прибыль.
Распределительная и перераспределительная функции цены имеют ряд проявлений. Например, существующий диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и сельскохозяйственного машиностроения не в пользу первой отрасли. Естественные монополии благодаря установленным ценам на свою продукцию (нефть, газ, нефтепродукты и т.п.) тоже изымают в свою пользу значительную часть прибавочного продукта, создаваемого в других отраслях экономики. Государство широко использует различные надбавки к ценам (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.), чтобы аккумулировать финансовые средства в федеральном бюджете, которые затем используются для удовлетворения общественных потребностей. Аналогичным образом проводят финансовую политику региональные и местные органы управления. Им тоже нужны денежные средства для того, чтобы решать свои социально-экономические задачи.
Стимулирующая функция цены касается как физических, так и юридических лиц, а также отдельных работников. В частности, низкие цены на какой-либо продукт заставляют покупателей приобретать его впрок или, допустим, оптом, мелкими партиями. Предприятия оказываются в выгодных условиях, если осваивается такая продукция, которая может быть реализована по повышенным ценам. Это стимулирует их к увеличению объема производства такой продукции. Высокая цена на эту продукцию создает благоприятные условия для стимулирования труда работников данного предприятия. Они могут получать дополнительную плату при условии повышения производительности труда или улучшения качества выполняемых работ.
Плановые или прогнозные цены широко используются в предпринимательской деятельности. Планируя организацию того или иного бизнеса, предприниматель должен многое просчитать, а это невозможно сделать без цен. Нужно определить, во что обойдется единица производимой продукции в будущем, и сопоставить с ценой, по которой она будет реализована, рассчитать прибыль. Необходимо знать прогнозные цены на аналогичную продукцию, производимую другими предпринимателями. Спрос также нельзя игнорировать при определении цен на планируемую к выпуску продукцию.
И, наконец, социальная функция цены. Ее роль в рыночной экономике реализуется по трем направлениям: товары с ценами для богатых, для так называемого среднего класса и для бедных с низкими доходами. В решении этой проблемы участвуют как предприятия, так и государство. Первые достигают этой цели исходя из уровня качества производимой продукции для разных категорий населения. Важную роль здесь играют дополнительные услуги при выполнении тех или иных работ и для населения, имеющего высокие, средние и низкие доходы. Государство через свои предприятия, особенно муниципальные, устанавливает дифференцированные цены для населения, имеющего не одинаковые доходы. Речь идет, например, о коммунальных и транспортных услугах, услугах учреждений здравоохранения и др., а также по отдельным продуктам питания, одежды и обуви.
3. Ценообразование в рыночной экономике и тенденции его развития
Цены и ценообразование находятся в постоянном движении и развитии. На них действуют многочисленные обстоятельства и условия. Тем не менее, если говорить о рождении цен и ценообразования, то исходным, видимо, следует рассматривать случайный и отнюдь не всегда эквивалентный обмен. По мере его расширения пропорции обмена становились все более устойчивыми, что находит отражение в фиксации денежного эквивалента, т.е. ценах. Главное на этом этапе наряду с реализацией излишков произведенного продукта было приобретение недостающих продуктов, которые были призваны удовлетворять потребности производителей.
С развитием товарного обмена и товарного производства производители по-новому начинают осмысливать свои экономические цели и задачи. Определяющим здесь становится не только возмещение истраченных средств на производство продукции, но и получение некоторой прибыли. Цена, выполняя эту задачу, стала играть все более решающую роль. Она является движущим мотивом в деятельности товаропроизводителей. На этом этапе в условиях неограниченного их числа цена формировалась стихийно. Каждый из них подстраивался под эти цены, заботясь о минимизации своих затрат. Чем они были меньше, тем больше получался доход.
В дальнейшем, по мере становления товарного производства цена еще более укрепляет свои позиции, становясь неотъемлемым атрибутом рыночных отношений. Появляются различные теории, в которых, так или иначе, характеризуется смысл цены. О некоторых из них уже говорилось в начале данной темы.
Классики политической экономии А. Смит и Д. Рикардо, а в дальнейшем и К. Маркс в основу цены вкладывали стоимость товара. Хотя объяснения стоимости у них были различными, а следовательно, и цена была не однозначной. Цена как эквивалент стоимости должна была возмещать понесенные производителями издержки на выпуск товаров, а также приносить прибыль.
В последующем появляются теории полезности и предельной полезности (австрийская школа). Цена в связи с этим получает другое смысловое содержание, т.е. объясняется с позиций полезности товаров.
Как видим, цена и ценообразование - это две взаимодействующие стороны ценового механизма по-разному оцениваются теорией и практикой (рис. 25). Эволюция экономики усложняет сущность понимания цены, хотя на поверхности явления она может казаться довольно тривиальным понятием. В действительности цена порой играет ключевую роль в экономической политике государства. Об этом свидетельствуют, в частности, функции, которые она выполняет, принципы и факторы, формирующие ее, или же воздействующие на нее. Все это в конечном итоге находит отражение в способах и методах ценообразования.
Рис. 25. Ценообразование товаров
В современных условиях явным представляется консенсус стоимости и полезности товаров. Стоимость интересует производителя, полезность - покупателя. Их объединение обеспечивается гармонией спроса и предложения. Если его нет, убытки несут и производители, и потребители. Противоречия, конечно, возможны. Однако их усугубление в конечном итоге оказывается неблагоприятным для экономики. В этом не могут быть заинтересованы ни производители, ни потребители, ни государство.
Ценообразование не может рассматриваться сегодня вне функционирования монополий. Последние породили ряд только присущих им методов ценообразования. Напомним некоторые из них. Метод лидерства в ценах, согласно которому за ценой, установленной крупными монополиями по тому или иному виду продукции, следуют все другие ее производители. Метод "ценовой атаки" означает временное понижение цен с целью разорения своих конкурентов. Еще один метод - это метод "снятия сливок", который применяется монополиями при продаже по более высоким ценам особо дефицитных или обладающих высоким качеством товаров.
В рыночных условиях хозяйствования имеются другие методы и способы ценообразования. Их широко используют как мелкие и средние, так и крупные предприятия. Вынуждает их к этому борьба за существование и получение максимальных прибылей. Однако существовать - это еще не значит безмерно повышать и повышать цены. Для них тоже есть предел. Таким ограничителем являются прежде всего доходы и возможности покупателей. Если их не учитывать, вряд ли можно рассчитывать на долговременную экономическую жизнь соответствующего предприятия в рыночной экономике.
Тема 19. Доходы, сбережения и инвестиции
Доходы и их классификация
В экономической литературе имеется множество толкований по поводу сущности доходов, получаемых различными слоями населения и субъектами хозяйствования. Их нельзя игнорировать, так как существуют различные подходы и критерии оценки жизнедеятельности людей в экономике. Они во многом предопределяют понимание того или иного вида дохода. Тем не менее известны общепризнанные характеристики. На это, в основном, будет сделан акцент в настоящем параграфе. Знание различных видов доходов в таком аспекте, может послужить отправным для проведения более глубоких и обстоятельных исследований в данной области.
Например, известно, что в рыночной экономике функционируют промышленный, торговый и банковский капитал. Каждый из них приносит их владельцам определенный доход. Для промышленного капитала - это прибыль, торгового - торговая прибыль и банковского - процент. Прибыль промышленника создается в сфере промышленного производства товаров. При этом, поскольку среди экономистов существуют различные подходы к оценке прибыли, то и неоднозначными являются представления о ее распределении и использовании, что нельзя не учитывать в экономическом анализе.
Торговую прибыль получают всякого рода продавцы - как физические, так и юридические лица. Главным в ее содержании выступает разница цен: купить по пониженной цене, продать - по более высокой. Торговую прибыль может получить и производитель, если он самостоятельно реализует изготовленный продукт. В таком случае происходит совмещение промышленной и торговой прибыли. Крестьянин, продающий выращенный на своем участке земли сельскохозяйственный продукт, тоже получает прибыль как производитель и как торговец.
Процент как вид дохода банковского капитала также возникает за счет разницы, но уже купли-продажи денег. Банк, принимая, например, вклады от населения устанавливает пониженный процент в сравнении с той его величиной, которую ему выплачивают заемщики денежных средств. Значит, здесь существуют два вида доходов: процент, который получают вкладчики денежных средств, и процент, получаемый банками. Разновидностью процента как еще одного вида дохода является процент, получаемый от облигаций, которые продаются государственными учреждениями и организациями, а иногда крупными предприятиями. Их нельзя смешивать с акциями, выпускаемыми акционерными обществами. По ним их владельцы получают доход в виде дивиденда.
Для рыночной экономики очень важным является предпринимательский доход. Его коротко можно определить как плату за труд предпринимателя. Величина этого вида дохода во многом зависит от размера получаемой прибыли, чем она выше, тем больше предпринимательский доход и, напротив, при невысокой прибыли, предпринимательский доход также понижается. Доход, получаемый от внедрения научно-технического прогресса, как экономического потенциала предпринимательства тоже, видимо, следует считать как один из разновидностей предпринимательского дохода.
Значительными в рыночной экономике являются доходы, получаемые от земли. Это рента, которая присваивается ее владельцами: государством, предприятиями или частными лицами. Выделяют ренту абсолютную и дифференциальную I и II. Абсолютную ренту получают собственники земли на основе юридического права, дифференциальную ренту - хозяйствующие субъекты, а также собственники земли. Дифференциальная рента I - дополнительный доход, получаемый с земли лучшей по плодородию и в зависимости от ее местоположения от рынков сбыта. Дифференциальная рента II - дополнительный доход, приносимый инвестициями, вкладываемыми в землю с целью ее более производительного использования.
И, наконец, еще один вид распространенного дохода - заработная плата. Ее получает все работающее население за проработанное время, изготовленную продукцию или оказываемые услуги. Размер заработной платы зависит от количества и качества выполняемой работы. Премии, получаемые отдельными работниками, - это также конкретный вид дохода. Сюда же можно отнести различного рода гонорары, выплачиваемые писателям, ученым, артистам, изобретателям и др. Нельзя не учитывать и такие виды доходов населения как пенсии, стипендии, пособия и др.
В заключение необходимо отметить, что все виды доходов неодинаковы по своим размерам и имеют различное предназначение. Одни из них используются для развития производства или сферы услуг, другие - удовлетворяют многочисленные потребности людей. Роль доходов в экономике весьма значима и от того, насколько своевременно получают их владельцы, во многом зависит функционирование как отдельных субъектов рыночных отношений, так и народнохозяйственного комплекса в целом.
Рис. 26. Национальная экономика и ее структурные составляющие
Рис. 27. Основы рационального богатства
Ухудшение состояния национального богатства страны, снижая потенциал национальной экономики, ограничивает возможности в его накоплении. Причем это касается практически всех сфер деятельности людей. Если потенциал национальной экономики снижается, то вполне естественным является спад его результативности. Поэтому, чтобы повысить ее, следует использовать все способы, средства и действия, активизирующие национальную экономику, а это в конечном итоге будет способствовать возрастанию национального богатства страны.
Тема 21. Воспроизводство и макроэкономическое равновесие
Рис. 28. Подразделение общественного воспроизводства
Каждое из названных подразделений может быть охарактеризовано по натурально-вещественному и стоимостному содержанию. По натурально-вещественной форме I подразделение общественного производства представляет собой производство средств производства, II - производство предметов потребления, III - разнообразные услуги и IV - военно-промышленная продукция. Все это оценивается в деньгах, т.е. имеет денежное или стоимостное содержание, представленное в ВВП или ВНП. Названные подразделения, существуя обособленно, вместе с тем взаимосвязаны и взаимозависимы между собой.
Так, I подразделение обеспечивает средствами производства все другие подразделения, в том числе и собственное производство. Их многообразие очевидно, ибо каждое подразделение общественного производства имеет свою специфику. Например, легкая и пищевая промышленность, занимающие во II подразделении ведущее положение, требуют очень много сырья и энергетических ресурсов. III подразделение нуждается в большей мере в человеческом капитале. IV подразделению необходимы средства производства как общего, так и специального назначения, например, для производства взрывчатых веществ.
II подразделение - производство предметов потребления. Они нужны не только той части трудоспособного населения, которое занято во всех подразделениях общественного производства, но и неработающему населению. В предметах потребления занимают весомый удельный вес продукты питания, одежда, обувь, предметы домашнего обихода и т.п. Пользование ими обеспечивает жизнеспособность людей, их воспроизводство с точки зрения рабочей силы. Определенную долю в предметах потребления занимают предметы роскоши и культурные ценности, которые облагораживают жизнь человека, его духовный мир.
III подразделение общественного производства - непроизводственная сфера. В этой сфере производятся разнообразные услуги социально-бытового назначения. Эти услуги предназначены человеку. Речь идет об услугах учреждений и организаций здравоохранения, просвещения, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи по обслуживанию населения, культуры, туризма и др. Характерным для цивилизованной рыночной экономики является систематический рост удельного веса услуг в объеме ВВП и ВНП. Подтверждает это и возрастающая занятость трудоспособного населения в этой сфере - от 50 до 75% в отдельных странах относительно его общей численности.
В теории и на практике непроизводственная сфера часто отождествляется со сферой услуг, сферой обслуживания и социально-бытовой инфраструктурой. Сфера услуг в нашем представлении - это отрасли и предприятия, оказывающие услуги не только населению, но и предприятиям. Сфера обслуживания в большей мере ассоциируется с той материально-вещественной базой, которая обеспечивает оказание услуг материального и нематериального характера. Социально-бытовая инфраструктура представлена в интегрированном комплексе взаимодействующих отраслей, предприятий, учреждений и организаций по обслуживанию населения. Непроизводственная сфера близка по своей сути социально-бытовой инфраструктуре.
IV подразделение - военно-промышленный комплекс. В разных странах он развит неодинаково. В российской экономике ВПК занимает достаточно весомый удельный вес в общественном производстве. Объясняется это тем, что наша страна производит военную продукцию не только оборонного назначения, но и с целью ее экспорта. Последнее объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, необходимостью пополнения государственных финансовых средств и, во-вторых, оказанием помощи другим странам в поддержании их обороноспособности.
Итак, макроэкономика нашей страны весьма рельефна, но может быть разграничена на соответствующие подразделения общественного производства. При этом, проявляясь обособленно, все они теснейшим образом взаимосвязаны. Соотношение между ними не может быть ни постоянным ни, тем более, одинаковым в разных странах. Динамичность соотношения подразделений обеспечивается макроэкономическим равновесием, которое устанавливается рыночными механизмами и государственным регулированием. Последнее особенно действенно, когда требуется поддержать приоритетность того или иного подразделения общественного производства.
Все подразделения, о которых говорилось выше, так или иначе задействованы в фазах воспроизводственного процесса. Так, I и II подразделения регулируются в основном в фазах производства и потребления. Имеется в виду то, что потребление выступает как личное, производственное и общественное потребление средств производства и предметов потребления. III подразделение в значительной мере опосредует фазы распределения и обмена; IV подразделение - практически все фазы воспроизводства. Все эти процессы взаимодействия и взаимосвязи отличаются известной сложностью и их раскрытие в определенной последовательности целесообразно рассмотреть в следующих вопросах темы.
Рис. 29. Взаимосвязь финансов, кредита, денежного обращения
Рис. 30. Характеристики ценных бумаг
Ценные бумаги выполняют ряд функций. Одна из них - централизация временно свободных денежных средств и сбережений собственников. Это позволяет сравнительно быстро получить средства, необходимые для решения тех или иных макро- или микроэкономических проблем.
Следующая функция ценных бумаг - инвестиционная. Выполняя данную функцию, они выступают как капитал, занятый фактически в любой отрасли экономики. Реализация данной функции - свидетельство регулирующего воздействия на механизм рыночных взаимоотношений субъектов хозяйствования. Очевидной является такая функция ценных бумаг, как стимулирующая. Ее смысл в том, чтобы оказать поддержку тем сферам приложения труда, продукция которых пользуется повышенным спросом. При этом стимулируется не только производство, но и сфера обращения.
Важной функцией ценных бумаг является усиление их роли в финансово-экономической жизни общества. Выпуск и обращение ценных бумаг формирует особый рынок капиталов - фондовый рынок. Кроме того, активизируется функционирование объектов рыночной инфраструктуры: бирж, банков, страховых компаний, торговых домов и т.п.
Ценные бумаги в процессе своего обращения осуществляют перелив капитала из одной отрасли экономики в другую. Межотраслевое и межрегиональное перемещение капиталов обусловлено различными причинами и обстоятельствами. Они нужны, чтобы развивать технически прогрессивные отрасли или предприятия, способствовать решению краткосрочных и долговременных задач в перспективном росте регионов, выравнивать уровни их развития и т.п.
Выпуск ценных бумаг в определенной мере выполняет стабилизационную функцию. Речь идет, например, об аккумулировании определенной части излишних денежных средств населения, не обеспеченных товарным покрытием и усиливающих инфляционные процессы в экономике. С помощью ценных бумаг денежные фонды используются для инвестиционных целей, что расширяет товарный рынок, снижая тем самым давление на него.
Для государства важной функцией ценных бумаг является покрытие расходной части бюджета. Его дефицит практически стал неотъемлемой составной частью рыночной экономики. Посредством выпуска государственных ценных бумаг снижаются размеры бюджетного дефицита, улучшается его кассовое исполнение, сглаживается неравномерность поступления налоговых платежей.
И, наконец, еще одна функция ценных бумаг информационная. Рынок ценных бумаг - своего рода барометр экономической конъюнктуры в стране. Для инвесторов и владельцев капиталов его уровень выступает ориентиром в их рациональном использовании в той или иной области экономики.
Виды ценных бумаг
Практика рыночного хозяйствования и денежно-кредитного обращения породила различные виды ценных бумаг. Среди них можно выделить: акции, акционерные сертификаты, аукционные свидетельства, ордера, финансовые фьючерсы, ваучеры, права или варанты и др. Все эти виды ценных бумаг в большей мере являются свидетельствами собственности на соответствующий капитал. К другой группе ценных бумаг относятся: облигации, векселя, депозиты и сберегательные сертификаты, чеки, различные долговые обязательства государства и др. Эту группу ценных бумаг условно следует отнести к кредитным документам. Схематически виды ценных бумаг можно представить следующим образом (рис. 31):
Рис. 31. Виды ценных бумаг
В данном пункте остановимся более подробно на двух наиболее распространенных видах ценных бумаг - акциях и облигациях. Акция - ценная бумага, свидетельствующая о внесенном денежном пае в капитал акционерного общества его собственником и дающим ему право на получение определенного дохода в виде дивиденда. Акции подразделяются на обыкновенные, привилегированные, на предъявителя и именные. Дивиденд выплачивается в первую очередь на привилегированные акции, в виде фиксированной величины. Именные акции могут быть переданы другому лицу, но на них должна быть специальная передаточная подпись, которая наносится с ведома акционерного собрания. Акция на предъявителя не может быть использована аналогичным образом.
Акции и акционерные общества воплощают в себе коллективную частную собственность. Она начинает широко развиваться в связи с необходимостью развития предпринимательской деятельности: производственной или коммерческой. Дело в том, что индивидуальных частных капиталов порой недостает отдельным предпринимателям для осуществления своих проектов. Выпуск акций позволяет решать им эту проблему ускоренным способом.
Акционерная форма собственности имеет и ряд других преимуществ. В частности, путем продажи акций в любой момент они могут быть превращены в наличные денежные средства. Не страдает производство и в случае, если кто-либо из акционеров решил изъять свою долю в акционерном капитале. В таком случае акции будут проданы другому их владельцу, а реальный капитал остается в прежних размерах и производственный процесс не нарушится.
Купля-продажа акций может происходить до тех пор, пока существует акционерное общество. Их стоимость обществом не погашается и превратить их в наличные деньги можно только путем продажи акций.
Если акционерное общество ликвидируется, то его акционеры могут рассчитывать на получение определенной части имущества. Акционеры, как совладельцы акционерного капитала, имеют преимущественное право на покупку акций при их новом выпуске. Они имеют право и на ревизию финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Акционерная форма капитала позволяет его совладельцам в определенной мере участвовать в управлении предприятием. Осуществляется оно через право голоса на акцию. Поэтому, чем их больше у того или иного акционера, тем больше возможностей у него в управлении акционерным обществом. Акционеры свое право голоса могут передавать по доверенности другим лицам или совету директоров. Реальное же управление осуществляют те акционеры, которые владеют контрольным пакетом акций. Для всех остальных акционеров владение небольшим количеством акций - ничто иное, как кредитная сделка, предоставлении в ссуду акционерному обществу своих денежных средств. Поэтому чувство хозяина, развиваемое акционированием, о котором часто говорят практики и отдельные экономисты, не столь уж весомо и реально.
Следующий распространенный вид ценных бумаг - облигации. Они выпускаются на определенный промежуток времени их стоимость погашается по истечении этого срока. Выпускать облигации могут государство, предприятия, администрации (областные и городские), различные фонды, советы и т.п. Их владельцы имеют право на получение фиксированного дохода, зачастую по истечении года. Этот вид дохода называют платежами по купонам - это определенный срезаемый уголок облигации, который посылается по почте для оплаты эмитенту, т.е. юридическому лицу, выпустившему облигации.
Списанный вид облигаций характеризуется как классический для данной ценной бумаги. Их разновидностями являются: именные, на предъявителя и конвертируемые. Обычно такие облигации выпускаются акционерными обществами и они могут быть обменены на его акции. В некоторых выпусках облигаций оговаривается право их владельцев на досрочное погашение данных ценных бумаг, т.е. выкуп со стороны эмитента.
В рыночной практике имеют место и так называемые облигации с "плавающим" процентом, доход по которым колеблется в зависимости от складывающейся ситуации на рынке ценных бумаг. Иногда юридические лица выпускают облигации с "нулевым" купоном. Их цена, как правило, ниже номинальной величины, по которой они погашаются при окончании срока своего действия. В этом суть получаемых доходов по данной разновидности облигаций.
Рис. 32. Виды налогов, принципы налогообложения
Рис. 33. Субъекты и объекты государственного регулирования рыночной экономики
Рис. 34. Экономические функции государства
Экономика - материальная основа взаимодействия экономических отношений и производительных сил
Для экономики, основывающейся на изучении ее классификационных структур, первоначальную значимость имеют экономические отношения. В экономике они проявляются как технико-экономические, социально-экономические и организационно-экономические отношения. Каждая из этих совокупностей отношений существует как обособленно, так и во взаимосвязи друг с другом.
Технологический аспект отношений характеризуется прежде всего отношением людей к использованию в своей деятельности природных ресурсов. Они зависят в значительной мере от свойств ресурсов, технологических возможностей и характера их воспроизводства. Технико-экономические отношения - это и уровень рациональности и эффективности потребления ресурсов.
Они находят отражение в общественном разделении труда, специализации, кооперировании и комбинировании производства. Взаимодействие человека с природой проявляется конкретно в формировании производительных сил общества. Последние более объемно и рельефно выражены во взаимосвязи рабочей силы и средств производства - двух важнейших слагаемых факторов производства, о сути которых более обстоятельно будет идти речь в следующей теме.
Другой аспект отношений проявляется в социально-экономических отношениях. Развиваясь на базе технико-экономических отношений, они выражаются прежде всего в отношениях между людьми. Круг этих отношений довольно многообразен и сложен, что обусловлено сложностью классификационных структур экономики. Это становится особенно заметным в периоды становления ее качественно новых сторон, например, на современном этапе формирования в России рыночной экономики.
В структуре социально-экономических отношений все их элементы важны по своей сути. Однако определяющими, приоритетными среди них все-таки являются отношения по поводу собственности на средства производства, ресурсы и результаты производства. Их значимость особенно возрастает в связи с формированием рыночной экономики и разнообразием форм собственности. Отношения по поводу собственности предопределяют отношения распределения и потребления произведенных в обществе благ и услуг. Динамизм взаимодействия форм собственности, их структурное соотношение служит основой для определения социально-экономической природы экономики той или иной страны.
Исключительная важность социально-экономических отношений в обществе обеспечивает им первенствующую роль среди всех других отношений, возникающих между людьми и хозяйствующими субъектами. При этом простор в развитии социально-экономических отношений с учетом их взаимодействия с технико-экономическими отношениями позитивно сказывается на развитии производительных сил общества. В этом взаимодействии не последняя роль отводится организационно-экономическим отношениям, которые существуют благодаря определенной системе организации как во всем народном хозяйстве и его отраслях, так и на отдельных предприятиях.
Экономика, рассматриваемая как взаимодействие производительных сил и экономических отношений, схематически может быть представлена следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Экономика как взаимозависимая интеграция
Социально-экономические отношения так же, как технико-экономические и организационно-экономические, динамичны в своем развитии. Порождено это жизнедеятельностью людей и обстоятельствами, порой от них не зависящими, например, диктуемыми природой. Отсюда и неоднозначность суждений как в области экономических отношений, так и в отношении многогранных аспектов экономики и экономической теории вообще. Разобраться в некоторых из них - цель следующего параграфа настоящей темы.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 320.